Научная статья на тему 'Поведенческие финансы: закономерности принятия решений финансового характера'

Поведенческие финансы: закономерности принятия решений финансового характера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2201
320
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
BEHAVIORAL FINANCES / THE POSITION OF COMPANIES ON THE FINANCIAL MARKETS / IMPLICIT INTENTIONS / THE MANIFESTATION OF ECONOMIC INTERESTS / THE SOCIAL NATURE OF THE MOTIVES OF MANAGEMENT / AN AGREEMENT OF INTERESTS / CONFLICT / FINANCIAL SOLUTIONS / HARMONY OF DEVELOPMENT / THE MATRIX OF THE VECTOR OF THE FINANCIAL DEVELOPMENT OF COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коршунова Г.В., Немцев А.Д., Романова Л.Е.

Актуальность материала данной статьи обусловлена недостаточностью раскрытия проблемы поведенческих финансов в современных условиях. От её решения зависит полнота учета поведенческих факторов в принятии финансовых решений. Цель статьи заключается в разработке инструментария, позволяющего оценить намерения лиц, принимающих управленческие финансовые решения в рыночных условиях. В основу решения проблемы оценки поведенческих факторов положен междисциплинарный подход, основанный на положениях институциональной экономики, психологии, социальной экономики, теории конкуренции и отраслевых рыночных структур. Сделан вывод о недостаточности традиционных подходов для выявления направленности воздействия поведенческих факторов на принятие управленческих финансовых решений. Для раскрытия проявления поведенческих финансов в рыночных условиях предложено учесть механизм неявного взаимодействия компаний. Для выявления уровня согласования мотивов лиц, принимающих финансовые управленческие решения, предложен показатель уровня согласования интересов взаимодействующих субъектов. Представленные в статье построения могут быть использованы для обоснования стратегии финансового развития отдельных компаний с учетом намерений других участников рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BEHAVIORAL FINANCES: LAWS GOVERNING DECISION MAKING OF THE FINANCIAL NATURE

The urgency of the material of the represented article is caused by the insufficiency of the disclosure of the problem of the behavioral of finances under the contemporary conditions. The solution of this problem depends on the completeness of the calculation of behavioral factors in making of financial decisions. The purpose of the article consists in the development of the set of instruments, which makes it possible to estimate the intentions of the persons, the making administrative financial decisions under the conditions markets. As the basis of the solution of the estimation problem of behavioral factors are assumed the interdisciplinary approach, based on the positions of the institutional economy, psychology, social economies, theories of competition and branch market structures. The conclusion about the insufficiency of traditional approaches for the development of the directivity of the action of behavioral factors on making of administrative financial decisions is made. For the development of the level of the agreement of the motives of the persons, which make financial administrative decisions, the index of the level of the agreement of the interests of the interacting subjects is proposed. The constructions represented in the article can be used for the substantiation of strategy of the financial development of individual companies taking into account the intentions of other participants in the markets.

Текст научной работы на тему «Поведенческие финансы: закономерности принятия решений финансового характера»

УДК: 336.018 ББК: 65 Р835

Коршунова Г.В., Немцев А.Д., Романова Л.Е.

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ФИНАНСЫ: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ФИНАНСОВОГО ХАРАКТЕРА

Korshunova G. V., Nemtcev A.D., Romanova L.E.

THE BEHAVIORAL FINANCES: LAWS GOVERNING DECISION MAKING OF THE FINANCIAL NATURE

Ключевые слова: поведенческие финансы, позиции компаний на финансовых рынках, неявные намерения, проявление экономических интересов, социальная природа мотивов хозяйствования, согласование интересов, конфликт, финансовые решения, гармоничность развития, матрица вектора финансового развития компаний.

Кeywords: behavioral finances, the position of companies on the financial markets, implicit intentions, the manifestation of economic interests, the social nature of the motives of management, an agreement of interests, a conflict, financial solutions, the harmony of development, the matrix of the vector of the financial development of companies.

Аннотация: актуальность материала данной статьи обусловлена недостаточностью раскрытия проблемы поведенческих финансов в современных условиях. От её решения зависит полнота учета поведенческих факторов в принятии финансовых решений.

Цель статьи заключается в разработке инструментария, позволяющего оценить намерения лиц, принимающих управленческие финансовые решения в рыночных условиях.

В основу решения проблемы оценки поведенческих факторов положен междисциплинарный подход, основанный на положениях институциональной экономики, психологии, социальной экономики, теории конкуренции и отраслевых рыночных структур.

Сделан вывод о недостаточности традиционных подходов для выявления направленности воздействия поведенческих факторов на принятие управленческих финансовых решений. Для раскрытия проявления поведенческих финансов в рыночных условиях предложено учесть механизм неявного взаимодействия компаний.

Для выявления уровня согласования мотивов лиц, принимающих финансовые управленческие решения, предложен показатель уровня согласования интересов взаимодействующих субъектов.

Представленные в статье построения могут быть использованы для обоснования стратегии финансового развития отдельных компаний с учетом намерений других участников рынков.

Abstract: the urgency of the material of the represented article is caused by the insufficiency of the disclosure of the problem of the behavioral of finances under the contemporary conditions. The solution of this problem depends on the completeness of the calculation of behavioral factors in making of financial decisions.

The purpose of the article consists in the development of the set of instruments, which makes it possible to estimate the intentions of the persons, the making administrative financial decisions under the conditions markets.

As the basis of the solution of the estimation problem of behavioral factors are assumed the interdisciplinary approach, based on the positions of the institutional economy, psychology, social economies, theories of competition and branch market structures.

The conclusion about the insufficiency of traditional approaches for the development of the directivity of the action of behavioral factors on making of administrative financial decisions is made.

For the development of the level of the agreement of the motives of the persons, which make

financial administrative decisions, the index of the level of the agreement of the interests of the interacting subjects is proposed.

The constructions represented in the article can be used for the substantiation of strategy of the financial development of individual companies taking into account the intentions of other participants in the markets.

Поведенческие финансы - концепция, объясняющая принятие управленческих решений финансового характера в условиях неопределенности на основе учета психологических факторов.

Считается, что концепция поведенческих финансов впервые появилась на Западе и лишь в начале XXI века стала развиваться в России. Признанными основателями направления научных исследований, именуемых «поведенческие финансы», как отмечается российскими исследователями [3, 5, 12 и др.], являются Эймос Тверски и Дэниел Канеман, [18] и ряд других [15, 16, 17, 19 и

др]-

Следует заметить, что в нашей стране ещё во времена СССР был накоплен багаж знаний, своего рода интеллектуальный капитал, позволяющий определить роль поведенческих финансов в формировании стратегических целей компаний, обосновании выбора частных финансовых решений инвестиционного характера, оценить перспективность тех или иных финансовых операций. А.И. Китов исследовал роль поведенческих факторов в принятии управленческих решений [7]. В.С. Автономов, О.С. Анисимов, А.А. Богданов и др. исследователи разработали инструментарий, позволяющий оценить вклад поведенческих факторов в принятие хозяйственных, и, в том числе, финансовых решений [1, 2, 4 и др.]. Однако в условиях административно-командной экономики поведенческий подход к исследованию теории и практики финансовой сферы деятельности хозяйствующих субъектов не мог быть активно воспринят как научной общественностью, так и практическими работниками.

В последние годы опубликованы результаты ряда исследований, в которых выполнен поведенческий анализ фондового рынка, анализ сделок, связанных со слиянием и приобретением компаний, анализ поведенческих механизмов планирования корпораций [5, 6, 12, 14 и др.].

Отдельные проявления концепции поведенческих финансов можно оценить с помощью известных традиционных подходов. В частности, определить, насколько совершенны действия финансовых менеджеров при реализации системы управления предприятием в зависимости от обоснованности структуры капитала. В других случаях использование традиционных подходов к исследованию поведенческих финансов явно не достаточно. Причем, в ряде случаев намерения лиц, принимающих финансовые управленческие решения, можно объяснить. Так, стремление искажения финансовой отчетности компаний можно истолковать стремлением её приукрашивания с целью получить кредиты банков, услуг лизинговых компаний и проч. В других случаях намерения финансовых менеджеров объяснить не представляется возможным. В частности, выделение поведенческих составляющих в обосновании финансистами финансовой стратегии в условиях рынка зачастую не объясняет ни теория конкуренции, ни традиционная теория финансов. В данном случае целесообразно рассмотреть механизм не только явных, но и неявных взаимодействий [8] участников финансовых рынков.

С позиций институциональной экономики финансовое поведение, финансовая стратегия определяются не только целью деятельности, имеющимися ресурсами, но и социальными нормами, ценностями, традициями и установками. Поэтому на мотивы человеческого поведения накладывает отпечаток социальная оправданность и ответственность. Соблюдение социальных норм приносит выгоду в форме роста потенциала жизнеспособности и вносит вклад в повышение финансового результата деятельности организации.

Ключевым институциональным регулятором, определяющим поведение людей, являются нормы. Нормой устанавливается обязательное поведение, выполнение кото-

рого обеспечивает соблюдение поддержания порядка в социально-экономической системе. Согласно социологическому подходу: норма - определитель поведения людей, который задается извне [11].

Помимо необходимости учета норм следует решить вопрос о том, а каково место чисто субъективных механизмов в принятии финансовых решений, и как отражаются проявления этих механизмов в действиях финансовых менеджеров. И в данном случае необходимо применить междисциплинарный подход: использовать разработки в области институциональной экономики, психологии, социальной экономики, теории конкуренции и отраслевых рыночных структур. Предлагаемый научный подход основан на объяснении поведения находящихся на одном рынке компаний-конкурентов, зависимость между которыми проявляется в форме неявных связей.

Почему поведенческие финансы дают сбой, т.е. совершаются ошибки из-за неадекватного восприятия экономической действительности? На наш взгляд, потому что, во-первых, лица, принимающие финансовые решения, неверно позиционируют себя, и, во-вторых, эти лица не учитывают намерения, а порою и действия других участников финансовых и товарных рынков. Понятно, что проявление обоснованных и необоснованных намерений участников происходит не в «безвоздушной среде», а в условиях реальных рынков. И если явные проявления таких намерений можно оценить в результате их последующего фи-

нансово-экономического анализа, то неявные мотивы целесообразно прогнозировать на основе использования, например, аппарата деловых игр [9]. Прогнозирование неявных намерений особенно ценно для предупреждения ошибок в области поведенческих финансов.

Итак, финансовые позиции компаний на рынках зависят не только от рыночных факторов, но и от мотивов поведения, которыми руководствуются лица, принимающие управленческие решения финансового характера. Поэтому для реализации положений концепции поведенческих финансов к выявлению позиций компаний на рынках следует рассмотреть проявление экономических интересов, представляемых финансовыми менеджерами через определенные мотивы деятельности, поскольку мотив -это внутреннее побуждение человека к действию.

Для изучения характера согласования интересов отдельной компании с интересами других субъектов финансового рынка, которые проявляются неявным образом, целесообразно выяснить, в какой степени потребности хозяйствующих субъектов согласуются с мотивами их поведения [8].

Так как потребности проявляются через основные программы поведения, посредством которых реализуется функционирование компаний, поэтому в ходе выполненного исследования были выделены основные характеристики экономических потребностей (таблица 1).

Экономические потребности По степени доминирования По степени устойчивости

доминирующие второстепенные устойчивые ситуативные

Рост стоимости предприятия 88,0 76,5 23,5

Рост объема продаж 100 91,4 0,6

Рост EVA 35,3 23,5 76,5

Рост чистой прибыли 41,0 23,5 76,5

Рост рентабельности продаж 47,1 35,3 64,7

Таблица 1 - Распределение компаний в соответствии с характеристиками экономических потребностей, %

Выполненные исследования позволили выделить проявления поведения лиц, принимающих управленческие решения, в частности, показали, что в качестве основного критерия оптимизации деятельности

обследованных компаний за восемь лет использовался такой критерий, как максимизация объема продаж.

Изучение динамики потребностей компаний позволяет выделить вектор поведения

их финансовых менеджеров при выраженной динамике развития. Если этот вектор по '-ой компании не вступает в противоречие с векторами других участников исследуемого рынка, то его целесообразно использовать в качестве критерия согласования финансово-экономического поведения /'-ой компании с другими компаниями-представителями исследуемого рынка. Наличие или отсутствие

противоречий, т.е. столкновения экономических интересов, целесообразно обнаружить на основе анализа социальной природы мотивов хозяйствования.

Социальная природа мотивов принятия решений финансового характера может быть отражена на основе двух противоположных групп мотивов: согласованности и состязательности (рисунок 1).

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ

Альтруизм - функционирование компании направлено на достижение успеха других

Общая зыгоаа-деятельность компании направлена на повышение общего успеха

Равенство - деятельность компании направлена на достижение равного успеха

Индивидуализм - стремление усилить успехтолько своей компании вне зависимости от результатов деятельности других

Соперничество - компания стремится превзойти другие

Противоборство - компания стремится снизить достижения

других компаний с целью повышения значимости своего успеха или приуменьшения значимости собственной неудачи

Рисунок 1 - Виды социальных мотивов принятия решений финансового характера

Для установления меры влияния мотивов хозяйствования, являющихся выражением воли лиц, принимающих управленческие финансовые решения, социальные мотивы следует ранжировать, например, на основе метода экспертных оценок.

Значение ранга /'-го мотива будет определено как (1)

Ъ = аг ■ дг (1)

где а - балльная (экспертная) оценка /го мотива хозяйствования; qi - коэффициент весомости '-го мотива хозяйствования, удельный вес.

Суммарный ранг по каждой у'-й группе мотивов (2)

к

Ъ = £ аг • Чг. (2)

г=1

где Я - суммарный ранг у'-ой группы;

к - число мотивов, входящих в состав к-ой группы.

В итоге будет определена суммарная ранговая оценка мотивов по двум группам: 1) обусловленных мотивами согласованности - Я]; 2) обусловленных мотивами состязательности - Я2.

На основе выявления значений рангов можно установить доминирующие мотивы хозяйствования для каждой обследуемой компании определенного рынка, которыми руководствуются лица, принимающие решения финансового характера.

Для оценки уровня согласования мотивов лиц, принимающих финансовые управ-

ленческие решения, предлагается определить показатель, характеризующий уровень согласования интересов представляемых финансовыми менеджерами компаний исследуемого рынка, как отношение ранга мотивов согласованности к рангу мотива состязательности (3) &

Я 2 ,

где !с.и - уровень согласования интересов взаимодействующих компаний.

В зависимости от значений ^ возможны следующие варианты ситуаций (рисунок 2).

(3)

Значение показателя уровня согласования интересов

>1

Я2- мотивы согласованности действий довлеют над мотивами состязательности, конфликтные ситуации маловероятны

^с.н = 1

К]= К2 - мотивы поведения уравновешены

^с.н <1

К^К2-на рынке возможны конфликтные ситуации, уровень соперничества компаний на рынке высок

Рисунок 2 - Варианты сочетания мотивов лиц, принимающих управленческие решения финансового характера

Если в ходе исследования рынка будут выявлены процессы, ведущие к конфликту интересов определенных групп компаний, то значение индекса будет снижаться. Дисгармонию интересов можно также характеризовать через рост уровня финансовых рисков компаний. Поэтому показатель уровня согласования интересов может служить ориентиром для прогнозирования рис-

ка принятия финансовых решений взаимосвязанными на рынке компаниями.

Диапазон возможного конфликта компаний-конкурентов зависит от соотношения предложения и спроса товаров или услуг на исследуемом рынке. Возможные виды поведения компаний на рынке, обусловленные мотивами поведения финансовых менеджеров, представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Виды рыночного поведения компаний

Варианты рыночного поведения

Деструктивное поведение Продуктивное поведение

Противоборство Равенство

Соперничество Согласованность

Индивидуализм Альтруизм

Для того чтобы оценить преобладающий характер рыночного поведения компаний, нами предложено использовать матри-

цу, характеризующую сочетание различных вариантов поведения компаний на исследуемом рынке (таблица 3).

Таблица 3 - Матрица сочетания поведения компаний

Предприятия

1 2 3 j n

1 х + — + +

s 2 + х — —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s s 3 — — х +

s * х

j + — — х +

£ х

n + + + + х

Преобладающий характер поведения + Не определен — + +

+ - продуктивное поведение; — деструктивное поведение.

Результаты оценки различных ситуаций ний лиц, принимающих управленческие фи-согласованности/несогласованности намере- нансовые решения, отражены на рисунке 3.

R1

Rlk Ris

Рисунок 3 - Оценка уровня согласования интересов взаимодействующих компаний

В виде точек на рисунке 3 показаны значения показателей согласования интересов отдельных компаний-конкурентов. Хозяйствующие субъекты, попавшие в зону АОВ, характеризуются несогласованными действиями. Так, компания, индекс согласования интересов которой отмечен на рисунке в точке К, характеризуется значением мотивов согласования - Я1к и значением мотива

состязательности - Я2к, находится в конфликтной зоне. Предприятия, позиции которых попадают в зону ВОС, находятся в зоне согласованного взаимодействия. К ним относится компания, обозначенная точкой

Для выявления направленности развития компаний может быть сформирована матрица вектора финансового развития в системе рыночной взаимосвязи (рисунок 4).

s

is §

t?

к ч

о «

« о

№ S

u ar

>a a

? ®

£

0

в

3

л «

к

X

1 § a i

S

S st

h ^S £

2 >s

i ®

a a

ff S4

b ®

S a

^ s

>a

e? s u у >a a

sT §

2 >s

a ® a a

У a ^ S

3 1

4 2

AEVACK<0

Темп изменения AEVAck

AEVAok>0

Рисунок 4 - Матрица вектора финансового развития компаний

В качестве основы оценки направленности развития компаний использовано соотношение темпов изменения показателей скорректированной экономической добавленной стоимости (EVACK) и рыночной доли предприятия.

Экономическая добавленная стоимость определяется как (4) EVA = NOPAT- WACC * CE, (4)

где NOPAT - чистая прибыль по данным бухгалтерской отчетности с учетом необходимых корректировок; WACC - средневзвешенная стоимость капитала; CE - инвестированный капитал.

Положительное значение EVA свидетельствует о приросте рыночной стоимости по сравнению с балансовой стоимостью чистых активов и может служить стимулом для собственников осуществлять дальнейшие вложения в компанию. Отрицательное значение характеризует снижение рыночной стоимости компании и ведет к потере собственниками вложенного капитала за счет неполучения альтернативной доходности. При нулевом значении EVA рыночная стоимость предприятия и балансовая стоимость чистых активов совпадают.

Относительное изменение (EVACK) определяется по формуле (5)

где EVA™ - EVA i-ой компании в т-м периоде; EVÁ\- EVA i-ой компании в базис-

y-i 7П

ном периоде; Ц - рыночная стоимость /ой компании в m-м периоде; n - количество компаний; m - количество периодов (лет).

Учет положительных и отрицательных значений EVACK позволяет дать характеристику направленности развития компании. Реализация современных конкурентных преимуществ компаний характеризуется приростом EVA. Динамика востребованности услуг компании на рынке определяется темпом прироста рыночной доли. Темп прироста, равный нулю, в данной системе оценки не учитывается, поскольку такая ситуация возможна лишь теоретически: когда объемы продаж по всем компаниям определенного рынка сохраняются на уровне прежнего периода, или когда все предприятия данного рынка имеют одинаковый темп роста рыночных долей.

Направленность развития компаний предлагается оценить с помощью коэффициента гармоничности развития (К-(6)

К —

г. р. z'

AT

рг

AEVАск,;

(6)

- темп прироста рыночной доли.

В первом квадранте (рисунок 5) сконцентрированы компании, направленность функционирования которых определяет согласованный вектор развития рынка в целом, это наиболее успешные динамично развивающиеся хозяйствующие субъекты. Во втором квадранте сосредоточены компании, обладающие потенциалом развития, однако недостаточно реализованном на рассматриваемом рынке. В данный квадрант включены недавно созданные компании, конкурентные преимущества которых вполне обоснованы, но находятся в начальной неустойчивой стадии реализации. В третий квадрант входят компании со снижающимся потенциалом развития, однако за счет достигнутых в предыдущие периоды

Рисунок 5

Для обоснования типа поведения компании с учетом согласованного взаимодействия с другими участниками определенного рынка целесообразно использовать положения механизма согласования неявного взаимодействия, под которым понимается формирование и реализация обоснованных действий, обеспечивающих согласованное развитие компаний [8].

Предложенный в данной статье подход целесообразно использовать при обосновании решений финансового характера при необходимости учета намерений других компаний-конкурентов определенного рынка. Для этого необходимо рассмотреть различные варианты рыночного предложения: 1) преобладание одного вида товарного предложения (если он доминирует в структуре продаж); 2) множественный характер товарного предложения. Применение предлагаемого инструментария оценки поведенческих факторов позволит

конкурентных преимуществ у них сохраняется рост объема продаж. Тем не менее, для таких компаний их развитие стратегически не обосновано, поскольку их рост не согласован с тенденцией развития других компаний данного рынка. Для перехода в первый квадрант компаниям третьей группы необходимо пересмотреть методы выявления и реализации конкурентных преимуществ. Компании, попавшие в четвертый квадрант, не имеют обоснованной стратегии развития. Поэтому для обоснования стратегии дальнейшего развития таких компаний следует учесть результаты детализированного анализа их финансового состояния, а также изыскать новые конкурентные преимущества. Анализ тенденций развития компаний позволяет выявить зону гармоничного развития, для которых -0,1<Кгр<0,1 (рисунок 5).

обосновать целесообразность поддержки существующих реакций компаний на действия компаний-конкурентов либо обосновать необходимость ликвидации несоответствия между существующими и предпочтительными реакциями [8].

Таким образом, сформированный инструментарий оценки поведенческих финансов в виде показателя, характеризующего уровень согласования интересов финансовых менеджеров - представителей компаний определенного рынка, матрицы сочетания поведения компаний, матрицы вектора финансового развития, коэффициента гармоничности развития, позволяют выявить намерения лиц, принимающих управленческие решения финансового характера. Представленные научные разработки целесообразно использовать при проведении дальнейших исследований в области поведенческих фи-

ДТр! А

- Характеристика финансового развития взаимодействующих компаний на основе коэффициента гармоничности

нансов, а также применять финансистами реально функционирующих фирм при формировании финансовой стратегии, т.к. позволя-

ют учесть поведенческие мотивы других участников определенного рынка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Автономов, В.С. Модель человека в экономической науке / В.С. Автономов. - СПб.: Экономическая школа, 1998. - С. 23.

2. Анисимов, О.С. Теоретическая психология и понятийная парадигма: учебн. пособие / О.С. Анисимов. - М.: Энциклопедия принятия решений, 2005. - 613 с.

3. Богатырев, С.Ю. Развитие концепции поведенческих финансов в российской науке // Финансы и кредит. - 2015. - №12. - С. 19-30.

4. Богданов, А.А. Тектология как организационная наука. Т. 1-2 / А.А. Богданов. - М.: Экономика, 1989. - С. 302. 352 с.

5. Ващенко, Т.В., Лисицина, Е.В. Поведенческие финансы - новое направление финансового менеджмента. История возникновения и развития // Финансовый менеджмент. - 2006. - № 1. - С. 89.

6. Горецкая, В.А. Поведенческие финансы: использование теории перспектив в процессе принятия инвестиционных решений // Российское предпринимательство. - 2013. - № 13 (235). - С. 104-110.

7. Китов, А.И. Психология хозяйственного управления. - М.: Профиздат, 1984. - 256 с.

8. Коршунова, Г.В. Мотивация стратегических решений о типах конкурентного поведения предприятия на рынке товаров // Финансы и кредит. - 2005. - № 2 (170). - С. 76-79.

9. Коршунова, Г.В., Романова, Л.Е. Использование теории игр при анализе взаимодействий субъектов рынка // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 9. - С. 48-52.

10. Косорукова, И.В. Некоторые аспекты применения поведенческих финансов в оценке бизнеса // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2013. - № 8. - С. 52-59.

11. Немцев, А.Д., Глухова, Л.В. Управление изменениями и нововведениями: концептуальный подход к применению инструментов менеджмента качества // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2013. - № 1 (27). - С. 227-234.

12. Немцев, А.Д., Глухова, Л.В. Использование некоторых инструментов риск-менеджмента для управления проектной деятельностью // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2015. - № 3 (34). - С. 145-155.

13. Радаев, В.В. Экономическая социология / В.В. Радаев. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - 604 с.

14. Рудык, Н.Б. Поведенческие финансы, или между страхом и алчностью. - М.: Дело, 2004. - 272 с.

15. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент. - 2-е изд., доп. / Р.А. Фатхутдинов. М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 1998. - 416 с.

16. Федотова, М.А., Рутгайзер, В.М., Будицкий, А.Е. Поведенческая оценка и ее дальнейшие перспективы в российских условиях // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2009. - № 1. - С. 39-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Baker, H. Kent, Nofsinger John R. Behavioral finance: Investors, Corporations and Markets. Hoboken, New Jersey: JohnWiley & Sons, Inc. 2010. P. 236-244.

18. Barberis, N.C., Thirty Years of Prospect Theory in Economics: A Review and Assessment, Journal of Economic Perspectives. V. 27 (1): pp. 173-196, 2013.

19. Frazzini, A. "The Disposition Effect and Underreaction to News." Journal of Finance. 2006, 61(4): pp. 2017-46.

20. Kahneman, D., Tversky A. Prospect Theory: An Analysis of Decision Under Risk, Econ-ometrica, vol. 47, pp 263-291, 1979.

21. Statman, M., Fisher K.L., Anginer D. Perspectives-Affect in a Behavioral Asset-Pricing Model // Financial Analysts Journal. 2008. Vol. 64. № 2.

Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2, том 2, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.