Научная статья на тему 'Потребности в профессиональной подготовке кадров для предприятий: организация и управление'

Потребности в профессиональной подготовке кадров для предприятий: организация и управление Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1470
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОТРЕБНОСТИ В КАДРАХ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ЖЕНЩИН / EDUCATIONAL AND QUALIFYING POTENTIAL / NECESSITY IN STUFF / EMPLOYMENT OF GRADUATES / PROFESSIONAL STRUCTURE OF THE EMPLOYED POPULATION / EDUCATIONAL LEVEL OF WOMEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубева Лидия Филипповна

Люди часто готовы тратить не только время, но и деньги, чтобы получить образование, так как в большинстве стран более образованные, обладающие лучшими навыками работники способны заработать относительно больше. Как правило, они могут производить больше продукции или продукцию, обладающую более высокой рыночной ценностью, а их работодатели признают этот факт, платя им более высокую заработную плату. Чем лучше обучена рабочая сила, тем выше должен быть средний уровень производительности труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голубева Лидия Филипповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEEDS FOR VOCATIONAL TRAINING OF STUFF FOR THE ENTERPRISES: ORGANIZATION AND MANAGEMENT

People are often ready to spend not only time, but also money to get education as in the majority of the countries more educated workers possessing the best skills are capable to earn rather more. As a rule, they can make more production or production possessing higher market value, and their employers admit this fact, paying in it higher salary. The better workforce is trained, the higher should be an average level of labor productivity.

Текст научной работы на тему «Потребности в профессиональной подготовке кадров для предприятий: организация и управление»

ПОТРЕБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Л. Ф. ГОЛУБЕВА

Люди часто готовы тратить не только время, но и деньги, чтобы получить образование, так как в большинстве стран более образованные, обладающие лучшими навыками работники способны заработать относительно больше. Как правило, они могут производить больше продукции или продукцию, обладающую более высокой рыночной ценностью, а их работодатели признают этот факт, платя им более высокую заработную плату. Чем лучше обучена рабочая сила, тем выше должен быть средний уровень производительности труда.

Ключевые слова: образовательно-квалификационный потенциал, потребности в кадрах, трудоустройство выпускников, профессиональная структура занятого населения, образовательный уровень женщин.

Образование развивает в человеке предпринимательские навыки, делает его более умелым организатором, способным критически оценивать поступающую информацию и рационально перераспределять имеющиеся ресурсы в соответствии с применяющимися условиями. Вполне очевидно, что лица с высокой образовательной подготовкой быстрее реагируют на изменения в науке и техники, одними из первых внедряют нововведения в своей производственной и потребительской деятельности, они лучше и рациональнее используют ресурсы. В результате выигрывает все национальное хозяйство, повышается экономический рост. И если образование развивает в работнике новаторские способности, делает его инициативным, то тем самым повышает общественную производительную силу труда. Здесь можно сделать следующий вывод, что вклад образования в увеличение экономического роста осуществляется по трем основным направлениям: оно обогащает рабочую силу уже накопленными знаниями; содействует приобретению новых знаний человеком; способствует процессу производства новых знаний.

Следует отметить, что роль образовательноквалификационного потенциала как особого фактора экономического роста весьма велика. Впервые расчеты экономической эффективности образования в России были осуществлены академиком С. Г. Струмилиным еще в 20-е гг. XX в. На основе разработанной им методики показано, что выгоды от повышения продуктивности труда превышают затраты государства на начальное школьное образование в 27,6 раза, капитальные затраты окупаются уже в первые полтора года, а в течение по-

следующих 35,5 лет государство получает ежегодно чистый доход [14].

В профессиональном образовании важная роль принадлежит работодателям, которые обеспечивают обучение непосредственно на рабочих местах или помогают финансировать обучение в профессиональных училищах. Конкретные навыки лучше всего получать в ходе обучения непосредственно на рабочем месте, особенно в условиях быстрых прогрессивных изменений в технологии производства. Считается, что система государственного профессионального образования оправдана лишь в том случае, если работодатель сам не в состоянии наладить приемлемое обучение (например, мелкие и средние компании) или обучение за частный счет вообще невозможно (например, переподготовка безработных). Качественное общее образование, предшествующее поступлению на работу, - лучшая гарантия того, что человек сможет на протяжении своей рабочей карьеры обретать новые навыки, а также того, что работодатель будет заинтересован во вложении денег в профессиональное обучение такого работника. Особенно важной считается способность работника ясно излагать свои мысли в письменном виде, а также применять знание основ математики и естественных наук для самостоятельного анализа и решения возникающих задач.

Если Россия предполагает следовать общемировым тенденциям развития, а другой альтернативы у нее нет, то уже в ближайшем будущем в ее экономической системе приоритетное место должно быть обеспечено высокоэффективным отраслям и производствам и, соответственно, высо-

коквалифицированному, сложному труду. Мирохозяйственный опыт свидетельствует, что в развитых рыночных экономиках даже малые предприятия идут по пути непрерывного повышения технического уровня производства.

Таким образом, важным вопросом для решения проблемы стабилизации экономики и развития страны является прогнозирование потребности в квалифицированных кадрах для наших предприятий и организаций.

В своей работе мы используем материалы исследования, проведенного А. Поповым на данную тему [10]. С его точки зрения потребность в кадрах нужно разделить на общую и дополнительную.

Общая потребность, которую на практике нередко называют просто потребностью, означает, сколько и каких кадров должно быть занято на предприятии, в учреждении или любой другой организации, в отрасли, регионе и стране в целом на конкретную дату или в определенном периоде (в среднем за месяц, квартал, полугодие или ряд лет), чтобы соответствующий уровень экономики нормально функционировал.

Дополнительная потребность - сколько и каких кадров надо принять в организацию, вовлечь в отрасль, экономику региона и страны в данный момент или в определенном периоде (за месяц, квартал, полугодие, год или ряд лет), чтобы с учетом наличного персонала удовлетворить общую потребность в кадрах. Объемы дополнительной потребности адекватны текущему спросу организаций, отраслей, экономики региона и страны в целом на рабочую силу определенного профессионально-квалифицированном состава.

При прогнозировании экономического развития, включая динамику занятости, на макроуровне (Россия в целом и субъекты Федерации) обычно используется набор отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д.), широко распространенных в государственной статистике. По этим отраслям регулярно публикуются данные о профессио-нально-квали-фикационном составе занятых в виде их распределения по уровням профессионального и общего образования. Но эти данные не имеет смысла использовать для прогноза дополнительной потребности в квалифицированных кадрах по той причине, что в современных условиях по целому ряду обстоятельств (экономический кризис 1990-х гг., неравномерный подъем отраслей после дефолта 1998 г., чрезмерная меж- и внутриотраслевая дифференциация заработной платы) сложился большой разрыв

между наличием профессионального образования и его реальным применением.

Для подтверждения следует обратиться к составу обобщенной девятигрупповой классификации занятий, используемой в итогах обследования населения по проблемам занятости, которое теперь (с 1999 г.) проводится Федеральной службой государственной статистики ежеквартально (табл. 1).

Таблица 1

Распределение по занятиям лиц с высшим и средним профессиональным образованием [10]

Группы занятий Выс- шее Сред- нее

Все занятые, тыс. чел. 15382 21174

% 100 100

из них руководители органов власти и управления всех уровней 12,8 4,1

- специалисты высшего уровня квалификации 59,9 4,5

- специалисты среднего уровня квалификации 9,8 30,4

- служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием 2,0 4,5

- работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности 6,4 14,9

- квалифицированные рабочие сельского, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства 0,7 2,7

- квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр 3,8 17,4

- операторы, аппаратчики, машинисты, сборщики, слесари 2,5 13,4

- неквалифицированные рабочие 2,1 8,1

Как следует из данных таблицы 1, только 72,7 % лиц с высшим образованием имели занятия специалистов высшего уровня квалификации и руководителей и всего лишь 39 %, имевших дипломы о среднем профессиональном образовании, оказались в группах занятий «специалисты среднего уровня квалификации» и выше. Остальные рассредоточены по занятиям, где лишь в немногих случаях реально может требоваться среднее профессиональное и тем более высшее образование.

Самое примечательное в этом плане, что в составе укрупненной группы «неквалифицированные рабочие», охватившей 7,5 млн чел., 330 тыс. имели высшее образование и 1,7 млн - среднее профессиональное.

Практически аналогичную картину дает и распределение по занятиям по последнему месту работы среди безработных. Из безработных,

имевших опыт работы, 32 % лиц с высшим образованием и 72 % со средним специальным «потеряли» работу, не требовавшую соответствующего образования.

В результате осуществления ориентация каждой из этих 8 групп на связь в перспективе с должным уровнем профессионального образования, согласно характеру каждой группы занятий, представляется таковой: группы руководителей и специалистов высшего уровня квалификации ориентируются на высшее образование, специалисты среднего уровня квалификации и служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием - на среднее, работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйства, квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр, операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и слесари-сборщики - на начальное профессиональное образование.

Получение высшего образования все большим числом российских граждан - явление само по себе позитивное. Но можно ли их эффективно использовать? Опыт развитых рыночных экономик с информационным типом занятости говорит о том, что сегодня востребована масса профессий, для освоения которых вполне достаточно одно-, двухлетнего обучения [4]. Это управленческие кадры низшего звена (супервайзеры); ассистенты врачей, учителей, адвокатов, нотариусов; медицинские сестры; техники и технологи; организаторы туристического, рекламного, рекреационного и других видов обслуживания. В случае необходимости или желания эти специалисты могут в дальнейшем продолжить получение образования в вузах. Подготовка специалистов такого рода обходится значительно дешевле, чем специалистов высшей квалификации, а степень отдачи в соответствии со служебными обязанностями достаточно велика [15].

Важным вопросом является трудоустройство оканчивающих профессиональные учебные заведения.

По данным статистики образования, в последние годы, несмотря на экономический рост, наблюдается лишь едва заметная тенденция повышения доли выпускников, получающих направление на работу. Сейчас такие направления получают немногим более половины оканчивающих дневные учреждения начального профессионального образования, около трети выпускников

дневной формы обучения в государственных средних специальных учебных заведениях и 4647 % бесплатно обучавшихся на очных отделениях государственных вузов. При этом нет официальных данных о том, как реально полученные направления используются. Но есть оценки Минтруда России, согласно которым половина трудоустраивающихся выпускников вузов и 70 % окончивших средние специальные учебные заведения начинают работать не по полученной специальности и, следовательно, не набирают практических навыков, необходимых для реального овладения своей специальностью.

Сейчас наблюдается тревожная тенденция: увеличивается доля выпускников вузов, которые трудоустраиваются не по полученной специальности (50 % инженеров, 70 % выпускников сельхозинститутов, 30-40 % врачей, экономистов, юристов). Это свидетельствует о просчетах в определении перспективной потребности в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям. А если рассматривать проблему более широко, то придется признать, что эффективность системы профессионального образования низка, и пока она не стала инструментом государственного регулирования профессиональной структуры рынка труда.

Безусловно, в нашей стране следует наладить отслеживание трудоустройства выпускников, причем, не только вузов, но и учебных заведений среднего и начального профессионального образования. Но требуется это в первую очередь для получения четких представлений о том, как профессионально обученная молодежь начинает свою трудовую жизнь в условиях современной российской экономики с ее большой меж- и внутриотраслевой дифференциацией заработной платы, с широким распространением низкой оплаты труда, особенно в бюджетной сфере.

В предстоящем мониторинге должна активно участвовать государственная служба занятости. В течение всего периода ее деятельности численность выпускников учреждений профессионального образования (с разделением по его уровням) регулярно отражается в официальной отчетности, называемой ныне «Сведения о составе граждан, обратившихся в органы службы занятости, и реализации программ содействия занятости населения». Однако пока соответствующие сведения давались только в разделе «Состав безработных на конец отчетного периода». Для получения большей прозрачности общения службы занятости с выпускниками желательно представить этот контингент в разделе «Содействие в занятости

граждан, ищущих работу», показав в нем, сколько выпускников вузов, средних специальных учебных заведений и окончивших профессиональные училища за отчетный период обратились и сколько из них получили работу, в том числе по специальности [10].

Серьезные деформации, наблюдаемые на рынке труда, во многом связаны с несоответствием объективно необходимого для выполнения той или иной работы уровня квалификации и уровня профессионального образования, полученного работником. Одним из проявлений такого несоответствия является необоснованно завышенный спрос на работников с высшим и средним профессиональным образованием со стороны части работодателей (особенно в частном секторе).

Интерес работодателей понятен. Те из них, кто может оплачивать труд относительно достойно, отбирает наиболее качественную рабочую силу: соответственно, у них отпадает необходимость обременять себя затратами на ее профессиональную подготовку.

Наличие высшего образования все чаще выдвигается в качестве одного из обязательных требований к претендентам на рабочие места с относительно несложными функциями (секретарь, продавец, операционист в банке и т. п.). Состояние рынка труда при заниженном в целом уровне оплаты позволяет работодателям не церемониться. Судя по всему, потребность предприятий и организаций в специалистах с высшим и средним специальным образованием еще долго будет завышенной, поэтому она и не может служить основой для определения масштабов подготовки специалистов в системе профессионального образования [3].

Следует отметить, что в условиях рыночных отношений требуется не одномоментная, полученная в молодые годы профессиональная подготовка, а неоднократное обновление знаний и навыков. Отсутствие последних не может не иметь как экономических последствий на уровне общества, так и последствий с точки зрения занятости на индивидуальном уровне.

Изменения в структуре экономики требуют иной профессиональной структуры занятого населения. Соответственно изменится и профессиональная структура спроса на выпускников учебных заведений на рынке труда, а также половозрастная структура рабочей силы. Это касается и средних профессиональных учебных заведений, и высших. Поэтому очень важно заблаговременно иметь более ясную картину происходящих структурных преобразований в отраслях экономики.

Изменение структуры производства и, как следствие этого, изменение структуры занятости происходит непрерывно во всех экономических системах, в том числе и в странах с развитой рыночной экономикой. В переходных же экономиках, как правило, эти процессы принимают массовые, глобальные для всей страны процессы. Именно так происходит в нашей стране. И особенно болезненно эти изменения отражаются на занятости женщин России.

Изменения структуры производства идут под воздействием экономических факторов, при этом занятые работники либо переходят в другие сектора и отрасли, либо заново проходят процесс профессиональной подготовки, получая при этом вторую, а то и третью профессию. Поэтому процесс трансформации производственной системы прямо влияет на систему образования.

Система же образования, в отличие от производства, является достаточно консервативной и обладающей значительной инерцией. Кроме того, как в других информационных системах, в системе образования нежелательны скачкообразные и революционные изменения. В то же время нет никаких гарантий, что структурным изменениям в народном хозяйстве и соответствующим изменениям в спросе на специалистов будут строго синхронно соответствовать адекватные изменения в системе образования. Скорее всего, между двумя процессами будет иметь место определенный дисбаланс, который, с одной стороны, может тормозить развитие приоритетных областей науки, техники, экономики, а с другой - создавать дополнительные проблемы по обеспечению занятости лиц с образованием. Во всех экономически развитых странах сложилась определенная система подготовки и обучения кадров, удовлетворяющая нужды рыночной экономики в квалифицированных работниках. Эта система включает в себя: подготовку новых работников, переподготовку и повышение их квалификации.

В особо трудном положении с позиций профессионально-квалификационной адаптации к требованиям рынка находятся женщины, имеющие малолетних детей. Сразу после выхода из отпуска по уходу за детьми эти женщины могут быть сокращены, тем более что за трехлетний срок их профессиональные навыки значительно ослабевают, а научно-технические преобразования в производстве происходят постоянно. Пониженная конкурентоспособность женщин практически сохраняется на весь период до поступления ребенка в школу, а нередко и до окончания начальной школы из-за необходимости огромного

внимания к детям в указанный период [9]. Это обстоятельство следует учесть при конструировании систем обучения таких женщин. Безусловно, следует восстановить реальность права женщин с маленьким ребенком обучаться бесплатно (в том числе и за счет страховых средств) во время полной и неполной занятости. Стоит, видимо, начать внедрять учащихся на время практики в конкретные фирмы по договорам со службой занятости -тогда зарекомендовавшая себя студентка могла бы рассчитывать на постоянное рабочее место. Желательно было бы отдельным категориям женщин после обучения выплачивать в период трудоустройства месяц-два стипендию или выдавать ссуды на открытие собственного дела [5].

Социологические обследования показывают, что для большинства работающих женщин главное - сохранить рабочее место. При этом многие из них согласны потерять в заработке, но лишь бы иметь гарантированный доход и сохранить социальные услуги, предоставляемые по месту работы. Тем более, что в отдельных населенных пунктах нет и пока не предвидится других сфер приложения труда, где могли бы трудоустроиться женщины, потерявшие работу. Отметим, что в хлопчатобумажной промышленности, которая испытывает глубочайший кризис, 24,5 % работников заняты неполное рабочее время и 46,2 % находятся в вынужденных отпусках по инициативе администрации. Это самые высокие в российской экономике показатели недоиспользования имеющейся рабочей силы [11].

Как мы уже знаем, в России существуют два рынка труда - официальный и неофициальный, соотношение между которыми 1:5. И вот на этом огромном неофициальном рынке около 80 % потерявших работу женщин, как свидетельствуют многочисленные социологические обследования, вновь находят для себя то или иное занятие, порой очень далекое по содержанию от того, чем им приходилось заниматься прежде [2]. Число женщин без профессиональной подготовки остается до сих пор больше, чем мужчин. Нередко это объясняется отсутствием условий, позволяющих женщинам гармонично сочетать профессиональный труд, материнство и выполнение семейных обязанностей, но чрезмерно высокая общая трудовая нагрузка женщин сказывается скорее на росте их профессионального мастерства, повышении квалификации уже работающего контингента, а не на охвате различными видами первоначальной профессиональной подготовки.

Исключительно актуален вопрос о повышении квалификации женщин в рамках системы

профессионального образования. Необходимость постоянного обновления профессиональных знаний в связи с динамичностью научно-технического прогресса и ускорением внедрения его достижений в экономику требует по существу организации непрерывного образования. Оно предполагает определенный, достаточно высокий уровень первоначального образования, а также систематически проводимую переподготовку и повышение квалификации работающих. В частности, для обеспечения процесса непрерывного образования очень важно увеличивать масштабы подготовки рабочих и специалистов широкого профиля. Общие требования к организации непрерывного образования кадров должны сочетаться со специфическими условиями трудового процесса женщин-матерей, т. е. получающий все большее признание принцип «непрерывного обучения», или «обучения на протяжении всей жизни», применительно к женщинам означает, что мотивы и формы обучения должны учитывать особенности их жизненного цикла (большинство из них на три-пять лет, а некоторые на больший период «вырываются» из сферы профессиональной деятельности в связи с рождением и воспитанием детей). Если не предусмотреть этого «зигзага» в системе обучения женщин, неизбежной становится значительная или полная утрата профессиональных знаний и навыков. Общество не должно скупиться на помощь женщинам, желающим вернуться к профессиональному труду [7].

Специфика женского контингента должна отражаться не только в законодательстве о труде, но и в конкретных формах его организации, подготовки к труду и т. п. Поэтому, кроме льгот в трудовом режиме, работающим матерям необходима продуманная система самой организации повышения квалификации различных групп работающих женщин с учетом их общего и профессионального образования, характера выполняемой работы, с одной стороны, а с другой - с учетом продолжительности перерыва в трудовой деятельности. При этом надо учитывать, что осуществление эффективной демографической политики предполагает увеличение продолжительности отпуска по уходу за малолетними детьми и возможность повышения рождаемости там, где сейчас она очень низка.

С образовательным потенциалом связаны многие аспекты образа жизни человека, определяющие его отношение к труду. С ростом образования и уровня жизни населения усиливаются как избирательность труда в зависимости от его содержания и условий, индивидуальных способно-

стей и возможностей человека, так и моральнопсихологические мотивы при выборе профессии и места работы. Особенно заметно это у женщин в силу их психофизиологических особенностей, значительных изменений в культурно-образовательном уровне, нормализации структуры населения по полу. Существенное влияние на усиление избирательности труда у женщин оказывает ориентация в настоящее время на профессиональный труд в течение всего трудоспособного периода. В условиях, когда профессиональный труд становится для большинства женщин основой формирования образа жизни, современные женщины стремятся иметь работу, соответствующую их образовательной и профессиональной подготовке, с благоприятными для женского организма условиями труда, работу, где имеется перспектива профессионального роста.

Освоение женщинами таких профессий, как менеджер, специалист по маркетингу, брокер, аудитор, риэлтор, - одна из проблем сегодняшнего дня. В этой связи нужна система образования, подготовки и переподготовки, формирующая личность с оригинальным мышлением, независимым суждением, обостренным чувством ответственности, готовую к постановке смелых идей и самостоятельному принятию нужного решения. Отличительной чертой такой системы обучения должна быть не только просветительская, образовательная функция, но и способность обеспечить конкурентоспособность на рынке труда, возможность устроиться на подходящую работу.

В условиях качественной перестройки экономики важно, чтобы во всех звеньях системы народного образования, включая повышение квалификации, обучение способствовало формированию высокой профессиональной мобильности работника, его готовности принять все новое, когда речь идет о совершенствовании управления экономикой, внедрении новых технологий, техники, применении новых материалов, новых методов организации производства и труда. На современном этапе именно развитие такой способности работника должно быть положено в основу массового приобщения тружеников к творчеству. В наибольшей мере это относится к женщинам, которые по известным причинам менее мобильны в социально-профессиональном плане. Вместе с тем, и для мужчин психологическая перестройка на новое, овладение новым стилем работы, как показывает жизнь, - достаточно сложный процесс.

Образовательный уровень женщин в современный период относительно высок. Однако, не-

смотря на это, их трудовой потенциал используется неэффективно.

Во-первых, несмотря на более высокий уровень образования, женщины заняты на рабочих местах, требующих меньшей квалификации. Так, среди малоквалифицированных работников женщины составляют 2/3. Многие «женские» рабочие места не требуют профессиональной подготовки и являются «тупиковыми» с точки зрения роста квалификации, что не стимулирует получения образования. По результатам специальных исследований, 2/3 женщин после вступления в брак не повышают свою квалификацию и продолжают работать с суммой первоначально полученных знаний. Из состоящих в браке 10 лет около 1/4 женщин работают не по специальности [13].

Во-вторых, факты неэффективного использования женского трудового потенциала и положение женщин на рынке труда объясняются дискриминационными тенденциями, определяющими в том числе численность женщин-специалистов высшего звена, уровень занятости женщин управленческой деятельностью. Это проблемы социальной формы труда женщин. По статистическим данным, только 7 % женщин-специалистов с высшим образованием становятся руководителями (среди мужчин - каждый второй), в промышленности всего 9 % женщин являются руководителями предприятий [8]. Достаточно высока доля женщин лишь среди руководителей низшего ранга, особенно в традиционно «женских» отраслях. Хотя даже в народном образовании, где женщины традиционно составляли от 70 до 80 % занятых, среди директоров средних школ их значительно меньше - 39 %. Общая структура участия женщин в управленческой деятельности такова: чем выше социальный статус должностного уровня, тем меньше женщин [1].

При отборе на руководящую должность к женщине предъявляют более высокие требования, чем к мужчине. Срабатывает правило, согласно которому женщина должна быть вдвое лучше мужчины. Женщина имеет больше шансов занять руководящую должность среднего звена, в то время как высшие руководящие должности безоговорочно отдают мужчинам. Так, в списке 200 высокооплачиваемых руководителей экономики и производства США не было ни одной женщины [6]. В то же время в среднем менеджменте женщины занимали половину всех мест. При одинаковом с мужчиной уровне квалификации женщины чаще всего оказываются ниже по служебной лестнице.

Надолго ли задержатся женщины на периферии экономики, вернут ли они себе положение равноправного партнера на рынке труда, зависит не в последнюю очередь от того, сохранят ли они свое преимущество в образовательном уровне. Женщины пока лидируют в области как высшего (24 % занятых женщин имеют высшее образование против 19 % мужчин), так и среднего профессионального образования (38 % против 30 %), но при этом они составляют большинство (73 %) также и среди безработных с высшим и средним профессиональным образованием. Такая ситуация свидетельствует о том, что женщинам придется осваивать начальное профессиональное образование с помощью краткосрочного переобучения, дополнительного овладения вторыми, менее фундаментальными профессиями в целях приспособления к конъюнктуре спроса [12].

По уровню образования выделяются три группы работниц: первая из них имеет достаточно высокий образовательный уровень (лаборанты, операторы ЭВМ и т. д.); другая группа (парикмахеры, продавцы, повара, портные, маляры) имеют относительно высокую долю лиц, окончивших ПТУ; третья группа включает в себя работниц с низким образовательным уровнем (уборщицы, санитары, мойщики посуды). Женские занятия умственного труда сосредоточены на пяти крупных видах деятельности, неравноценных по необходимому уровню образования и сложности выполняемых работ, а также по степени устойчивости спроса на работников данных специальностей. Это сферы народного образования, планирования и учета, здравоохранения, торговли и общественного питания, канцелярской деятельности и делопроизводства [5].

Такое положение женщины на рынке труда -подтверждение того, что общество неустанно ищет принципиально новые ориентиры, которые позволяют в новых экономических условиях вернуть женщине и семье статус основного объекта социальной политики.

Таким образом, современная система образования призвана обеспечить такой уровень подготовки кадров, который бы соответствовал динамизму развития экономики, формировал высокое профессиональное мастерство работающих, способность быстро реагировать на изменение условий производства, потребность постоянно поднимать свой квалификационный уровень. Это непременное условие повышения трудового потенциала населения.

Литература

1. Айвазова С. Г. Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 2000.

2. Бушмарин И. Трудовые ресурсы в экономике России и Запада: монография. М.; Харьков, 1998. С. 130.

3. Варшавская Е., Донова И. Занятость в неформальном секторе российской экономики: количественные параметры явления // Служба занятости. 2005. № 2.

4. Горбунова О. Н. Генезис категории «трудовые ресурсы» // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3-4.

5. Гришунина И. Н. Женщины. Труд. Инновации. Саратов, 2002.

6. Дедерихс М. Хиллари Клинтон и власть женщин. М., 1995.

7. Деражне Ю. Профессиональная карьера женщин. Комплексный подход // Человек и труд. 2001. № 11.

8. Женщина в обществе: реалии, проблемы, прогнозы / Н.М. Римашевская [и др.]; отв. ред. Н. М. Ри-машевская. М., 1999.

9. Мамаева В. Ю. Трудовая активность женщин в условиях формирования рыночных отношений: дис. ... канд. экон. наук. Омск, 1999.

10. Попов А. Основы методологии прогнозирования дополнительной потребности в квалифицированных кадрах и ее удовлетворения // Служба занятости. 2005. № 1.

11. Проханов Ф. Г. Женская безработица в России // Труд. Занятость. Безработица. М., 2000.

12. Ржаницина Л. Работающие женщины в России в конце 90-х // Вопросы экономики. 2000. №3.

13. Сергеева Г. П. Профессиональная занятость женщин: проблемы и перспективы. М., 1999.

14. Струмилин С. Г. Проблемы экономики труда. М., 1997.

15. Чижова Л. Потребности экономики в кадрах и профессиональная подготовка специалистов: механизмы согласования // Служба занятости. 2005. № 2.

* * *

NEEDS FOR VOCATIONAL TRAINING OF STUFF FOR THE ENTERPRISES:

ORGANIZATION AND MANAGEMENT

L. F. Golubeva

People are often ready to spend not only time, but also money to get education as in the majority of the countries more educated workers possessing the best skills are capable to earn rather more. As a rule, they can make more production or production possessing higher market value, and their employers admit this fact, paying in it higher salary. The better workforce is trained, the higher should be an average level of labor productivity.

Key words: educational and qualifying potential, necessity in stuff, employment of graduates, professional structure of the employed population, educational level of women.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.