Научная статья на тему 'Потребность в элективных и обязательных занятиях в резидентуре монгольского государственного медицинского университета'

Потребность в элективных и обязательных занятиях в резидентуре монгольского государственного медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТИВ / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ / РЕЗИДЕНТУРА / МОНГОЛИЯ / ELECTIVE / AN OBLIGATORY SUBJECT / POSTDEGREE EDUCATION / MONGOLIA

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Оюунсурэн Э., Батбаяр О., Энхтуяа Д., Амарсайхан Д., Лхагвасурэн Ц.

В статье на большом массиве данных обоснована рациональная потребность в выборных и обязательных предметах на уровне постдипломного обучения в Монгольском государственном медицинском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Оюунсурэн Э., Батбаяр О., Энхтуяа Д., Амарсайхан Д., Лхагвасурэн Ц.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Requirement for elective and obligatory employment in postdegree education HSUM

In article on the big data fi le the rational requirement for elective and obligatory subjects at level of postdegree training at the Mongolian state medical university is proved.

Текст научной работы на тему «Потребность в элективных и обязательных занятиях в резидентуре монгольского государственного медицинского университета»

Основные выводы: 1) врачи больше заинтересованы в приобретении знаний и лучше усваивают материал;

2) молодежь меньше стигматизирована и лучше понимает, что проблема ВИЧ-инфекции касается каждого;

3) эмоциональная вовлеченность в проблему повышает эффективность обучения, но может привести к усугублению страхов по поводу ВИЧ-инфекции; 4) тренинг — единственный метод обучения, изменяющий отношение учащихся к проблеме.

Основные выводы опроса медицинских работников: 98% врачей и медсестер «пилотных» ЛПУ высказали свою обеспокоенность распространением ВИЧ/СПИДа среди населения; 97% оказались мотивированными на участие в профилактике ВИЧ-инфекции; 100% указали на необходимость проведения консультирования до и после тестирования на ВИЧ; 83% опрошенных считают, что «интеграция» будет способствовать большему охвату ВИЧ-инфицированных женщин профилактическими медицинскими услугами; 65% утверждают, что всегда говорят со своими пациентами о методах контрацепции, 74% — о профилактике ВИЧ и ИППП; 54% указывают, что проводят консультирование перед тестированием на ВИЧ, а 68% — что консультируют их коллеги. Чрезвычайно важным результатом опроса медицинских работников явилось их 100% понимание необходимости беседовать с пациентами о защищенном сексе, даже

если результат тестирования на ВИЧ отрицательный. Основные выводы опроса пациенток: 95% беременных высказали беспокойство в связи с распространением ВИЧ-инфекции среди населения, то есть, были информированы об актуальности проблемы; 32% беременных отметили, что врачи беседовали с ними о методах контрацепции, 25% — о передаче ВИЧ половым путем, 83% — о риске передачи ВИЧ при ИППП. Одним из наиболее важных результатов проекта явилась высокая удовлетворенность качеством медицинских услуг: 100% женщин были довольны беседами с врачами или медсестрами; 10 из 12 опрошенных ВИЧ-инфицированных женщин отметили уважительное отношение к себе со стороны медицинского персонала и только две сказали, что врачи были безразличны к ним во время приема.

Оценивая результаты нашей работы, сотрудники кабинетов анонимного обследования на ВИЧ в г. Краснодаре, Сочи, Новороссийске обратили внимание на увеличение числа желающих пройти тестирование за счет женщин, получивших консультацию по вопросам ВИЧ-инфекции в «пилотных» ЛПУ. В 2008 г. нами инициированы и проведены обучающие тренинги-семинары для преподавателей кафедр факультетов последипломного образования 7 ВУЗов ЮФО. Необычная форма и предмет обучения заинтересовали наших коллег и получили высокую оценку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бардакова Л.И. Интеграция профилактики ВИЧ/СПИДа 2. Консультирование до и после теста на ВИЧ. Пособие для

в службу охраны здоровья матери и ребенка// СПИД, секс, тренеров, работающих в области консультирования по вопро-

здоровье: специальный выпуск. — 2006. — С.3-5. сам ВИЧ/СПИД. — М.: Права человека, 2007. — 148 с.

Информация об авторах: 350015, Краснодар, ул. Седина, 204, тел. (861)2536391, e-mail: [email protected] Лысенко Ирина Валентиновна — доцент кафедры, к.м.н.

Лебедев Василий Васильевич — заведующий кафедрой, д.м.н., профессор.

© ОЮУНСУРЭН Э., БАТБАЯР О., ЭНХТУЯА Д., АМАРСАЙХАН Д., ЛХАГВАСУРЭН Ц. — 2010

ПОТРЕБНОСТЬ В ЭЛЕКТИВНЫХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В РЕЗИДЕНТУРЕ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Э. Оюунсурэн, О. Батбаяр, Д. Энхтуяа, Д. Амарсайхан, Ц. Лхагвасурэн (Монгольский Государтвенный Медицинский Университет, Уланбаатар, Монголия)

Резюме. В статье на большом массиве данных обоснована рациональная потребность в выборных и обязательных предметах на уровне постдипломного обучения в Монгольском государственном медицинском университете. Ключевые слова: электив, обязательный предмет, резидентура, Монголия.

REQUIREMENT FOR ELECTIVE AND OBLIGATORY EMPLOYMENT IN POSTDEGREE EDUCATION HSUM

E. Ojunsuren, O. Batbajar, D. Amarsajhan, T. Lhagvasuren (HSUM, Ulan-Bator, Mongolia)

Summary. In article on the big data file the rational requirement for elective and obligatory subjects at level of postdegree training at the Mongolian state medical university is proved.

Key words: elective, an obligatory subject, postdegree education, Mongolia.

Глобализация по своей сути открывает новые перспективы для каждого и недоучет этого обстоятельства может существенно замедлить темпы реформирования. Необходимость решения глобальных проблем требует быстрой и системной адекватной реакции на них со стороны всех форм деятельности. В сжатые сроки предстоит реконструировать и отладить новый механизм социального отражения, взаимодействия науки и образования, резко увеличить динамику модернизации образовательных моделей, способных оказаться в основе подготовки специалистов, компетенция и профессиональная ментальность которых будет соответствовать реалиям XXI века. Процесс глобализации во всём мире за последние десятилетия всё более ускоряется и в этой

организационной перестройке мирового здравоохранения и медицинского образования достаточно легко просматриваются тенденции новых методологических, в частности решающая роль отводится фактору перестройки медицинского образования. Очевидно, что новая мировая модель медицинского образования также должна быть построена с учетом современных методологических требований.

Подготовки врачей и медицинских работников это специфический процесс, преддипломное, дипломное и последипломное обучение проводится разными учебными планами и программами. Последипломное обучение интернатура и ординатура (английское Резидентура) в разных странах мира обучают разными сроками и про-

граммами. Всемирная Федерация медицинского образования опубликовала 11 рекомендаций о программах обучения в медицинских вузах и из них 6 это обязательные критерии:

— Социально ориентирована

— Морально ориентирована

— Включать социально значимые заболевания такие как СПИД и др.

— Включать основы социального здоровья

— Быть превентивной

— Быть конкурентной

В связи с этими рекомендациями и современными тенденциями развития медицины и медицинского образования во всем мире нужно перестраивать, пересмотреть программу и само обучение.

В Монголии обучение в резидентуре проводит разные медицинские учреждения и вузами. И в связи с этим нужно аттестировать и рейтинговать эти учреждения, программы обучения. План по обучению в резидентуре состоит из трех частей: элективная которая студент выбирает предмет обучения, обязательная часть в которой студент обязан изучить предмет и специальная часть в которой студент изучает специализированные предметы по специальностям. Мы в этом исследовании исследуем требования, спрос элективной и обязательной части резидентской программы.

Цель исследования: Улучщение резидентской программы и обучения

Задачи исследования:

1. Изучить метод и программу обучения в резиден-турах Монголии

2. Сравнить систему обучения в резидентуре других стран с Монголией

3. Изучить требования и спрос на предметы обучения в резидентуре

4. Улучщение образца обучения в резидентуре в Монголии

Материалы и методы

— Планы и программы обучения в резидентуре Института Последипломного Образования, Монгольского Государственного Медицинского Университета (МГМУ)

— Планы и программы обучения в резидентуре других стран

— Отчеты и публикации исследовательских работ

— Диссертации на соискание ученых степеней

— Документы связанные с обучением в резидентуре

— 414 врачей обучающиеся в резидентуре Института Последипломного Образования, МГМУ

— Выборочное исследование документации

— Опрос учащихся Института Последипломного Образования, МГМУ

— Дать сравнение резидентской программы 5 стран с разными социальными, экономическими и образовательными уровнями

— Статистическая обработка полученных данных

Мы в данном исследовании поставили цель улуч-

щения резидентской программы, обучения и в связи с этим изучить спрос и требования на элективный, обязательный части резидентского обучения. Резидентское обучение предназначено для подготовки медспециа-листов по специальностям, включает элективный (выборочный), обязательные уроки.

Учащиеся не только учатся по специальностям но и быть ответственным перед обществом и государством. В развитых странах медицинское образование состоит из системы здравоохранения, а с другой стороны из социального здравоохранения. Мы исследовали спрос на элективные, обязательные уроки у начинающих резидентов-врачей.

А. По данным 2002 года в Монголии в

системе здравоохранения рабатают 6162 (100%) врачей и из них выборочно исследовали 414 (6.72%) врачей-резидентов (Б.Ганбат 2002, Х.Дамдинжав 2004). Символизированная вероятность нашли по следующей формуле.

1. п = д2-х_р А2

Где п — число выборочно исследованных врачей-резидентов

q — сигма, кв. Средняя склонность или стандартная склонность

1 - коэффицент правдоподобности

А — средняя погрешность в исследовании

п = 4 х 6.72 х 93.18 = 2507.4 = 278.6

32

9

Если считать средняя погрешность в исследовании не должно превышать 3% то число выборочно исследованных должно быть не менее 278.6. Максимальное число (6000) будет:

2. п = д2-х 12 х N п х А2 + Q2 х 12

считать по формуле:

п = 278.6 х 6000 = 16.713.000 = 16713000 = 307.9 6000 х 32 + 278,6 54000 + 278,6 54278,5

Из этого видно что число исследований достаточно для исследования.

В исследовании по улучщению резидентской программы и обучения приняли всего муж. 51, жен. 363, возраст от 23-47. Опросник состоял из 20 вопросов.

По полу

Рис. 1.

По специальности:

Данные полученные по опроснику подвергнули статистической обработке, и показали рисунками и графиком.

По вашему мнению какой урок или предмет нужно добавить в резидентскую программу?

На вопрос по вашему мнению какой урок или предмет нужно добавить в резидентскую программу? Ответили нужно добавить в резидентскую программу уроки экономики 58% ответили очень нужен, 12% ответили нужен, 12% ответили не нужен, 1% не ответил.

На вопрос по вашему мнению какой урок или предмет нужно добавить в резидентскую программу?

По медицинским специальностям

3

28 зз зз 34

п *о 16 п П П ,7 п П П 9 '4 П 16

іПіопОииапОиі 0 = п □ и □

З £

і § І

З X 2 «

і І і І І І І 1 І І і І

Рис. 2.

Экономика

Рис. 3.

Ответили нужно добавить в резидентскую программу уроки менежмента 64% ответили очень нужен, 5% ответили нужен, 7% ответили не нужен, 24% не ответил.

Менеджмент

Рис. 4.

Законодательство и право

Рис. 5.

На вопрос по вашему мнению какой урок или предмет нужно добавить в резидентскую программу? Ответили нужно добавить в резидентскую программу уроки законодательства и права 67% ответили очень нужен, 10% ответили нужен, 2% ответили не нужен, 21% не ответил.

Этика и мораль

6%

Рис. б.

На каком языке вы хотели бы

Рис. 7.

На вопрос по вашему мнению какой урок или предмет нужно добавить в резидентскую программу? Ответили нужно добавить в резидентскую программу уроки этики и морали 35% ответили очень нужен, 21% ответили нужен, 6% ответили не нужен, 38% не ответил.

На вопрос на каком языке вы хотели бы слушать клинические лекции? Ответили следующим образом.

60% выбрали монгольский язык, 13% выбрали английский язык, 10% выбрали русский язык, 17% не ответил на этот вопрос.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из этого видно что в резидентскую программу должны быть включены следующие предметы: этика, экономика, менежмент, право и законодательство.

Таким образом, исходя из социального спроса элективные, обязательные части резидентского обучения нуждаются в изменении. Учащиеся резиденты-врачи считают влючить и добавить экономику 58%, менеж-мент 64%, этику 35%, законодательство и право 67% в резидентскую программу.

© СОСНОВСКАЯ Е.В. — 2010

УРОВЕНЬ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ И УЧАСТКОВЫХ ВРАЧЕЙ ТЕРАПЕВТОВ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

Е.В. Сосновская

(Ханты-Мансийский государственный медицинский институт, Ханты-Мансийск, Россия)

Резюме. С помощью разработанного нами опросника проведен анализ теоретической подготовки 352 врачей общей практики и участковых врачей терапевтов в различных регионах Западной Сибири (Тюменская область, Омская область, Ханты-Мансийский автономный округ). Опросник включал 30 вопросов по теме диагностики и лечения гастроэнтерологических заболеваний и 5 вариантов ответа. Максимальное количество баллов, которые можно было набрать за правильные ответы по всем вопросом, составляло 92. Установлено, что уровень теоретических знаний у врачей этого профиля недостаточен: средние показатели набранных баллов варьировали от 51,9 до 74,5. Между отдельными учреждениями здравоохранения выявлены статистически значимые различия по уровню теоретической подготовки врачей.

Ключевые слова: врачи общей практики, участковые врачи терапевты, теоретическая подготовка.

TRAINING LEVEL OF A GENERAL PRACTICE DOCTORS AND A LOCAL OUTPATIENT DOCTORS IN DIFFERENT LOCALES OF WESTERN SIBERIA

E.V. Sosnovskay

(Hanti-Mansiysk State Medical Institute, Hanti-Mansiysk, Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.