Научная статья на тему 'Потребление жителями региона товаров и услуг в 2008 2011 гг'

Потребление жителями региона товаров и услуг в 2008 2011 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / РЕАЛЬНЫЕ РАСПОЛАГАЕМЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ / РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ НАСТРОЕНИЯ / ДОХОДНЫЕ ГРУППЫ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / LEVEL OF CONSUMPTION / CONSUMER MARKET / REAL DISPOSABLE MONEY INCOMES / RETAIL TURNOVER / CONSUMER SENTIMENT / INCOME GROUPS / PUBLIC OPINION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьева Ирина Николаевна

В статье представлены тенденции в сфере материального потребления жителей региона в 2008 2011 гг. Проанализирована обеспеченность основными продуктами питания, непродовольственными товарами, услугами в различных доходных группах населения. Базой исследования служат данные мониторинга общественного мнения населения Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumption of goods and services by the regional population in 2008 2011

The article presents the trends in the regions' population material consumption sphere in 2008 2011. The supply of basic foodstuffs, non-food products and services to the various income groups of the population has been analyzed. The study is based on the data of the Vologda Oblast population's public opinion monitoring.

Текст научной работы на тему «Потребление жителями региона товаров и услуг в 2008 2011 гг»

УДК 330.59(470.12)

ББК 60.561.26(2Рос-4Вол)

© Дементьева И.Н.

ПОТРЕБЛЕНИЕ ЖИТЕЛЯМИ РЕГИОНА ТОВАРОВ И УСЛУГ В 2008 - 2011 ГГ.

В статье представлены тенденции в сфере материального потребления жителей региона в 2008 - 2011 гг. Проанализирована обеспеченность основными продуктами питания, непродовольственными товарами, услугами в различных доходных группах населения. Базой исследования служат данные мониторинга общественного мнения населения Вологодской области.

Уровень потребления, потребительский рынок, реальные располагаемые денежные доходы, розничный товарооборот, потребительские настроения, доходные группы, общественное мнение.

вающихся в сфере материального потребления жителей региона1 [1].

В настоящей статье рассматриваются результаты социологических измерений за 2008 - 2011 гг. Представлен анализ динамики субъективных оценок населения в сфере материального потребления, что позволяет расширить и углубить исследования по аналогичной тематике, основанные на данных официальной статистики [2].

Главным фактором, влияющим на развитие потребительского рынка, является материальное положение населения. По данным государственной статистики, реальные располагаемые денежные доходы жителей Вологодской области в 2011 году снизились: по сравнению с предыдущим годом - на 0,6%, по сравнению с 2008 годом - на 7% (рис. 1) [4].

1 Ежегодно опрашивается 1500 человек в возрасте 18 лет и старше в городах Вологде и Череповце, в Бабаевском, Великоустюгском, Вожегодском, Грязовецком, Кирилловском, Никольском, Тарногском, Шекснинском районах. Репрезентативность выборки обеспечивается соблюдением следующих условий: пропорций между городским и сельским населением; пропорций между жителями населённых пунктов различных типов (сельские населённые пункты, малые и средние города); половозрастной структуры взрослого населения области. Метод опроса - анкетирование по месту жительства респондентов. Ошибка выборки не превышает 3%.

В сфере потребления действуют две взаимосвязанные тенденции, которые и определяют восприятие людьми своего уровня жизни, его отдельных параметров и их оценку в плане возможностей потребления.

Первая тенденция отражает ожидание роста количественных показателей материального благосостояния (заработной платы, денежных доходов, натуральных поступлений). Вторая - субъективные оценки доступности значимых социальных благ и услуг [5].

С конца 1990-х годов в рамках регулярного мониторинга общественного мнения на территории Вологодской области Институт социально-экономического развития территорий РАН проводит ежегодное исследование тенденций, склады-

ДЕМЕНТЬЕВА Ирина Николаевна младший научный сотрудник ИСЭРТРАН irinika_74@mail.ru

Рисунок 1. Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения Вологодской области

120 -100 -80 -60 -40 -20 -0

98,4 98,4

2008

86,6 85,2

108,2

2009

99,4

91,6

2010

2011

□ К предыдущему году, в%

□ К 2007 г., в%

Рисунок 2. Динамика оборота товаров и услуг

(в % к предыдущему году, в сопоставимых ценах)

100 -

80 -

60

40 -

20

117,2

106

89,

101,2

114 9

110,9 112

89,4

103,2 101,8 95,7 97,9

продовольственные товары непродовольственные товары платные услуги

Д2008 _Р 2009 _______Р 2010 I 2011 |

0

Оборот розничной торговли за год увеличился на 6% (по сравнению с 2008 годом - на 10%). При этом оборот непродовольственных товаров в сопоставимой оценке возрос на 12% (по сравнению с 2008 годом - на 6%), продовольственных товаров - на 1,2% (по сравнению с 2008 годом - на 15%), платных услуг населению - на 1,8% (по сравнению с 2008 годом снижение на 5%; рис. 2).

Увеличение оборота товаров и услуг при снижении доходов связано с ростом цен (рис. 3) и изменением структуры использования денежных доходов населения. Так, в период с 2010 по 2011 год доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг возросла с 61 до 65% (в 2008 г. - 59%), а удельный вес сбережений снизился с 20 до 14% (в 2008 году - 12%).

Рисунок 3. Темпы роста цен на товары и услуги

(декабрь соответствующего года к декабрю предыдущего года, в %)

120 -100 -80 60 -40 20 -0

114,3 109,2

107,2 105,7

117,6 112,9

104,4 102,6

108,8

109 105,4 107,4

цены на товары и услуги в целом

цены на прод. товары

цены на непрод. то ва ры

□ 2008 □ 2009 П 2010

2011

116,3

110,1

109

106,9

цены на платные услуги

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос: «Была ли у Вас материальная возможность в прошедшем году покупать продукты питания в необходимом количестве?» (в % от числа опрошенных)2

Большинство продуктов питания Только самые необходимые Испытывали трудности даже

продукты питания при покупке самых необходимых

продуктов питания

□ 2008 г. 0 2009 г. О2010г. 12011г.

В 2011 году покупательная способность доходов населения в отношении приобретения продовольственных товаров улучшилась: увеличилась доля тех, кто может позволить себе покупку большинства продуктов питания (с 31 до 37%), и снизился удельный вес жителей, которые в состоянии покупать только

самые необходимые продукты питания (с 55 до 52%) или испытывали трудности даже при покупке самого необходимого (с 10 до 6%; рис. 4).

Оценки материальной возможности покупать продукты питания в нужном количестве более позитивны, чем в 2008

- 2009 гг.

2 Здесь и далее населением оценивались итоги соответствующего года в сравнении с предыдущим.

По сравнению с 2010 годом увеличилось представительство населения, приобретавшего продуктов питания «больше, чем прежде» (с 8 до 10%), и снизился удельный вес противоположных оценок (с 26 до 22%; рис. 5). Однако доля тех, кто приобретал продуктов питания «меньше, чем прежде», остаётся выше уровня 2008 года.

По мнению жителей региона, в 2011 году несколько улучшилось качество

приобретаемых населением продуктов питания. Это отметили 25% жителей региона (против 20% в 2010 году и 16% -в 2009 году; рис. 6).

Около половины населения (48%) указали на неизменность качества потребляемых продуктов (в 2009 - 2010 гг.

- 52%).

Оценки качества приобретаемых продуктов остаются менее благоприятными по сравнению с 2008 годом.

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос: «Как изменилось количество приобретаемых Вами продовольственных товаров в соответствующем году по сравнению с предыдущим годом?» (в % от числа опрошенных)

Приобретали больше, Приобретали в том же объеме, Приобретали меньше, чем

чем прежде что и прежде прежде

□ 2008 г. 0 2009 г. О2010г. ■ 2011 г.

Рисунок 6. Распределение ответов на вопрос: «Изменилось ли качество приобретаемых Вами продуктов питания в соответствующем году по сравнению с предыдущим годом?» (в % от числа опрошенных)

За последний год произошло увеличение доли жителей области, регулярно потребляющих те или иные продукты питания (в среднем на 3 - 5 п.п.; табл. 1). При этом сохраняются существенные различия в степени регулярности потребления дорогостоящих продуктов питания группами населения с неодинаковым уровнем доходов. Так, доля тех, кто регулярно потребляет молочные изделия, кондитерские изделия, мясные изделия, рыбу, в категории жителей области с низкими доходами в 1,8 раза меньше, чем в высокодоходной группе, а фрукты, мясо, масло - в 2,3 раза, сыр - почти в 3 раза.

По сравнению с 2008 годом во всех доходных группах отмечается позитивная динамика уровня потребления основных продовольственных товаров. В 20%-й группе наименее обеспеченных заметно возросли доли населения, регулярно потребляющего колбасу (на 8 п.п.), фрукты (на 7 п.п.), сыр (на 7 п.п.). В 60%-й категории среднеобеспеченных - молоч-

ные изделия (на 5 п.п.), колбасу (на 8 п.п.), фрукты (на 7 п.п.), мясо (на 8 п.п.), сыр (на 14 п.п.), рыбу (на 7 п.п.). В 20%-й группе наиболее обеспеченных существенно увеличилось потребление мяса (на 12 п.п.), масла животного (на 9 п.п.), тогда как в 20%-й категории наименее обеспеченных, напротив, снизилось (на 6 и 9 п.п. соответственно).

В период с 2010 по 2011 год улучшились оценки покупательной способности доходов населения в отношении приобретения непродовольственных товаров: возросла доля жителей области, которые могут позволить себе покупку большинства товаров (с 22 до 27%), и снизился удельный вес тех, кто приобретал только самые необходимые товары (с 60 до 58%) или испытывал трудности с их приобретением (с 12 до 10%; рис. 7). В 2011 году оценки материальных возможностей приобретать непродовольственные товары оказались более позитивными, чем в 2008 - 2009 гг.

Таблица 1. Доля жителей Вологодской области, регулярно потребляющих основные продукты питания (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов Всего По доходным группам в 2008 и 2011 гг.

2008 2009 2010 2011 20% наименее обесп. 60% среднеобесп. 20% наиболее обесп.

2008 2011 2008 2011 2008 2011

Хлебобулочные изделия 85,7 8 9 89,1 8 9 83,0 89,4 85,9 87,5 90,2 90,9

Картофель 82,5 8 8 82,7 85,5 80,1 89,0 82,6 86,7 88,4 85,6

Сахар 77,6 82,0 76,9 79,4 73,9 74,6 77,3 81,9 85,5 83,3

Лук 74,3 79,0 73,9 77,7 76,4 81,4 72,9 76,6 77,5 81,8

Капуста 69,4 74,4 67,9 74,2 71,0 80,7 67,8 74,5 75,7 72,0

Масло растительное 71,2 80,1 72,5 74,1 67,8 66,7 70,5 74,0 76,1 83,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крупы 70,9 76,5 67,0 70,9 64,5 70,8 72,0 72,3 77,9 72,0

Макаронные изделия 72,1 76,8 68,3 69,6 65,2 71,2 73,6 70,5 76,4 70,1

Молоко 59,5 69,7 70,3 68,1 58,0 61,4 57,6 72,2 69,9 68,2

Яйцо 59,7 67,3 62,5 68,1 48,6 56,8 59,9 71,0 71,0 72,3

Сметана 39,5 51,9 46,8 53,1 31,2 36,4 37,7 57,4 56,2 64,0

Молочные изделия 49,0 57,0 45,6 52,4 39,1 40,2 47,5 52,8 63,4 66,7

Колбаса 44,0 47,1 43,9 48,8 26,4 33,7 40,7 48,7 65,9 63,3

Кондитерские изделия 42,1 44,7 43,1 48,4 27,9 35,6 41,8 46,7 55,4 63,6

Фрукты 41,1 40,5 42,1 47,3 23,2 30,3 36,6 44,2 68,8 74,2

Мясо 39,3 39,6 40,3 44,4 38,0 31,8 33,9 42,2 54,3 66,3

Масло животное 38,9 47,9 45,9 40,2 37,0 26,5 37,1 39,0 48,6 58,0

Сыр 27,7 35,9 33,2 38,9 13,0 19,7 23,6 37,5 50,4 57,6

Мясные изделия 38,3 42,1 38,3 38,9 28,3 31,4 34,9 34,3 56,2 56,4

Рыба 31,0 36,5 37,3 36,3 21,4 25,0 29,0 35,6 46,4 48,9

Рисунок 7. Распределение ответов на вопрос: «Была ли у Вас материальная возможность в прошедшем году приобретать непродовольственные товары в необходимом количестве?» (в % от числа опрошенных)

80 і

Покупка большинства товаров Приобретали только самые Испытывали трудности даже не вызывает трудностей необходимые товары при покупке самых

необходимыхтоваров

□ 2008 г. 0 2009 г. О2010г. I 2011г.

Рисунок 8. Распределение ответов на вопрос: «Как изменилось количество приобретаемых Вами непродовольственных товаров в соответствующем году по сравнению с предыдущим годом?» (в % от числа опрошенных)

Улучшились оценки изменения количества приобретаемых непродовольственных товаров: увеличилась доля тех, кто приобретал больше (с 5% в 2010 году до 9% - в 2011 году) или в том же объёме (с 44 до 50%), и снизился удельный вес населения, покупавшего непродовольственных товаров меньше (с 37 до 30%; рис. 8). Однако доля негативных оценок по-прежнему превосходит показатели

2008 года.

В 2011 году по сравнению с предыдущим годом более благоприятными стали оценки качества непродовольственных товаров, приобретаемых населением: возросла доля населения, указывающего на улучшение (с 19 до 23%), и снизился удельный вес тех, кто отмечает ухудшение ситуации (с 18 до 14%; рис. 9). Оценки изменения качества непродовольственных товаров более позитивны, чем в 2008 -

2009 гг.

Рисунок 9. Распределение ответов на вопрос: «Изменилось ли качество приобретаемых Вами непродовольственных товаров в соответствующем году по сравнению с предыдущим годом?» (в % от числа опрошенных)

Значительно и немного Не изменилось Значительно и немного

улучшилось ухудшилось

□ 2008 г. 0 2009 г. □ 2010 г. ■ 2011 г.

В 2011 году улучшилась обеспеченность населения непродовольственными товарами. Положительная динамика наблюдается по большинству показателей (в среднем на 5 - 10 п.п.; табл. 2). Наиболее существенно возросла доля жителей области в достаточной мере, на их взгляд, обеспеченных мобильными телефонами, мебелью, компьютерами, автомобилями. Это подтверждают и данные статистики. Так, за предыдущий год значительно выросли продажи аудио- и видеоаппаратуры (на 45%), мобильных телефонов (на 38%), мебели (на 34%), автомобилей (на 34%), компьютеров (на 26%) [4].

Однако сохраняется серьёзная дифференциация в обеспеченности дорогостоящими непродовольственными товарами, недвижимостью групп населения с различным уровнем доходов. Так, доля тех, кто в достаточной мере обеспечен мебелью, компьютерами, видеомагнитофонами, магнитофонами, музыкальными центрами, в категории жителей области с низкими доходами в 1,6 раза меньше, чем в высокодоходной группе; верхней одеждой, обувью, спортивной одеждой - в 2,1 раза; квартирой - в 1,8 раза; автомобилем

- в 2,2 раза.

По сравнению с 2008 годом позитивные изменения наблюдались во всех доходных группах. В 20%-й малообеспеченной группе жителей области значительно выросла обеспеченность компьютерами (на 22 п.п.), недвижимостью (на 10 п.п.), мебелью (на 10 п.п.), автомобилями (на 11 п.п.). В 60%-й категории среднеобеспеченных - мебелью (на 8 п.п.), обувью (на 10 п.п.), верхней одеждой (на 10 п.п.), компьютерами (на 13 п.п.), недвижимостью (на 14 п.п.), автомобилями (на 9 п.п.). В 20%-й высокообеспеченной группе жителей области - компьютерами (на 22 п.п.), автомобилями (на 11 п.п.).

В 2011 году по сравнению с показателями 2009 - 2010 гг. несколько увеличилась доля населения, способного оплачивать большинство услуг, кроме самых дорогостоящих (21% против 17 в 2010 году и 14% в 2009 году), и снизился удельный вес тех, кто испытывает трудности с оплатой даже самых необходимых (12% против 18 в 2010 году и 18% в 2009 году; рис. 10). Большинство жителей области (61%) по-прежнему в состоянии рассчитаться только за предоставление самых основных услуг: бытовых, парикмахерских, жилищно-коммунальных, транспортных.

Таблица 2. Доля жителей Вологодской области, в достаточной мере обеспеченных непродовольственными товарами (в % от числа опрошенных)

Варианты ответов Всего По доходным группам в 2008 и 2011 гг.

2008 2009 2010 2011 20% наименее обесп. 60% среднеобесп. 20% наиболее обесп.

2008 2011 2008 2011 2008 2011

Холодильник 75,3 81,5 77,2 82,3 56,2 72,7 79,6 84,3 86,6 89,0

Мобильный телефон 73,0 75,0 71,9 81,3 62,0 77,7 73,2 79,9 86,6 91,3

Телевизор 78,2 80,4 79,4 79,3 68,8 73,1 80,8 79,7 85,9 87,9

Стиральная машина 72,7 75,9 71,5 78,5 54,7 65,9 76,0 81,1 86,2 87,9

Пылесос 71,6 72,5 67,9 74,1 55,1 60,6 74,8 76,4 84,1 86,0

Мебель 61,9 64,8 60,2 71,1 43,8 53,8 65,8 73,5 73,9 81,8

Обувь 60,9 60,2 59,7 66,5 38,0 39,0 60,7 71,3 86,2 82,6

Верхняя одежда 60,1 58,3 58,1 64,5 46,0 39,0 58,6 68,6 81,2 80,7

Компьютер 39,9 41,1 45,7 55,7 23,2 44,7 38,6 52,4 55,1 76,9

Видеомагнитофон, DVD 52,3 55,2 51,8 54,9 41,7 46,6 50,8 53,4 68,5 70,5

Магнитофон/муз. центр 51,4 54,1 50,3 51,9 39,5 39,4 50,5 51,3 66,7 66,3

Квартира 38,8 45,3 42,5 49,6 22,5 32,2 40,2 53,7 52,2 59,5

Спортивная одежда и обувь 40,5 40,7 38,2 46,9 28,3 29,2 36,7 46,6 62,7 64,4

Автомобиль 29,1 27,5 28,8 38,2 14,5 25,8 27,9 36,7 44,9 55,7

Рисунок 10. Распределение ответов на вопрос: «Есть ли у Вас материальная возможность оплачивать получение различных услуг (бытовых, культурных, медицинских, образовательных, туристических и т. д.)» (в % от числа опрошенных)

Оплата большинства услуг Можем оплатить только самые Испытываем трудности

не вызывает трудностей основные услуги при оплате даже самых

необходимых услуг

□ 2009 г. П 2010 г. 12011г.

По данным статистики, удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в 2011 году составил 27% (в 2010 году - 28%) [5].

Оценки изменения количества (объёма) полученных населением услуг на платной основе в 2011 году по сравнению с показателями 2009 - 2010 гг. несколько улучшились: снизилась доля тех, кто получил их в меньшем объёме

(24% против 28 в 2010 году и 30% в 2009 году; рис. 11). Однако, как и годом ранее, менее 10% жителей отметили, что получили эти услуги в большем объёме, чем прежде, 44% - в том же объёме. Об этом свидетельствуют и данные статистики. В период с 2010 по 2011 год общий объём предоставления платных услуг населению увеличился незначительно (на 1,8%).

Рисунок 11. Распределение ответов на вопрос: «Как изменилось количество (объём) полученных Вами на платной основе услуг по сравнению с предыдущим годом?» (в % от числа опрошенных)

Рисунок 12. Распределение ответов на вопрос: «Изменилось ли в целом качество оказанных услуг по сравнению с предыдущим годом?»

(в % от числа опрошенных)

При этом существенно возрос удельный вес предоставления туристских услуг (на 18%), услуг связи (на 14%) и снизилась доля санаторно-оздоровительных услуг (на 13%), услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (на 11%) [4].

В период с 2010 по 2011 год оценки качества оказанных населению платных услуг почти не изменились. Половина жителей отметила, что качество платных услуг по сравнению с предыдущим годом

осталось прежним, каждый пятый выделил положительные изменения, немногим более 10% населения указали, что качество услуг ухудшилось (рис. 12). По сравнению с 2009 годом ситуация выглядит более благоприятно.

Таким образом, изменения оценок потребления товаров и услуг жителями Вологодской области в 2011 году по сравнению 2010 годом имеют положительную динамику.

Наблюдаются следующие позитивные тенденции:

♦ увеличилось представительство жителей области, которые могут позволить себе покупку значительной части продуктов питания (с 31 до 37%), непродовольственных товаров (с 22 до 27%), оплату большинства услуг (с 17 до 21%);

♦ возросла доля населения, указывающего на увеличение количества (объёма) приобретения продовольственных (с 8 до 10%) и непродовольственных (с 5 до 10%) товаров;

♦ увеличился удельный вес жителей области, отметивших положительные изменения в качестве приобретаемых продуктов питания (с 20 до 25%) и непродовольственных товаров (с 19 до 23%).

В 2011 году уровень потребления непродовольственных товаров, продуктов питания, платных услуг превосходит показатели 2008 - 2009 гг.

Как показывает статистика, позитивные изменения в сфере потребления и рост товарооборота в 2011 году были обеспечены за счёт использования населением ранее накопленных ресурсов. Так, доля сбережений в структуре денежных

доходов населения в период с 2010 по 2011 год снизилась с 20 до 14%. При этом реальные доходы жителей области за год не увеличились (99,4%), по сравнению с 2008 годом они снизились на 7 п.п.

Особое внимание следует обратить на категории риска, к которым относятся представители 20%-й группы наименее обеспеченных, а также жители районов, чей уровень потребления заметно ниже среднеобластных показателей. Имеющийся дисбаланс в потреблении товаров и услуг жителями региона с разными доходами ведёт к негативным социальнополитическим последствиям: ухудшению социального настроения, запаса терпения в обществе, снижению доверия ко всем структурам власти, росту потенциала социального протеста.

Дальнейшее увеличение потребления жителями области товаров и услуг будет зависеть от степени эффективности мероприятий федеральных и региональных властей по выводу экономики на устойчивую траекторию развития, повышения доходов населения, преодоления избыточной дифференциации доходов и имущественного расслоения населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гулин, К.А. Динамика уровня потребления населения региона [Текст] / К.А. Гулин, И.Н. Дементьева // Экономические и социальные перемены в регионе. Факты, тенденции, прогноз. - 2005. - № 2 (29). - С. 52-61.

2. Лапин, О.Е. Потребление продуктов питания в регионе и его финансовое обеспечение [Текст] / О.Е. Лапин // Проблемы развития территории - 2012. - № 1 (57). -С. 83-90.

3. Социально-экономическое положение Вологодской области в 2011 году: доклад / Вологдастат. - г. Вологда, 2012. - 164 с.

4. Социально-экономическое положение Вологодской области в январе 2012 г.: доклад / Вологдастат. - г. Вологда, 2012 г. - 173 с.

5. Шавель, С.А. Потребление и стабильность общества / С.А. Шавель [Текст]: монография / С.А. Шавель и др.; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т социологии. - Минск: Беларус. навука, 2010. - 314 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.