Научная статья на тему 'ПОТРЕБЛЕНИЕ В ФОРМАТЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ'

ПОТРЕБЛЕНИЕ В ФОРМАТЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
204
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВРЕДНОЕ ПИТАНИЕ / МИРОВАЯ ПРОБЛЕМА ИЗБЫТОК ПИЩЕВЫХ ОТХОДОВ / МАРКЕТИНГ ПРОДУКТОВ / РЕКЛАМА БЫСТРОГО ПИТАНИЯ / HEALTH-SAVING EDUCATION / JUNK FOOD / WORLD PROBLEM EXCESS FOOD WASTE / FOOD MARKETING / FAST FOOD ADVERTISING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Овчинников Юрий Дмитриевич, Остапчук Анастасия Сергеевна

Здоровый образ жизни становится одновременно национальной идеей и национальной трагедией, так потребление как категория перестало иметь уровень всеобщего блага и наносить вред окружающей среде и организму человека. Потребление формирует нормы и правила здорового образа жизни индивида. Потребление еды порождает собой проблему пищевых отходов и экологической ситуации на определенных территориях проживания, особенного перенаселенных. В статье авторы отмечают, что еда из жизненно необходимого фактора стала превращаться во вредный фактор, препятствующий здоровой жизнедеятельности человека. Развитие фастфутного питания привело к формату быстрой еды, культивирующийся среди подростков и молодежи. Удовлетворение потребности в еде превращается с помощью рекламы в пагубную привычку, которая опасна для здоровья и ведет к многим тяжелым заболеваниям. Мода на полезную еду, здоровую еду только начинает зарождаться среди подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMPTION IN A HEALTHY LIFESTYLE FORMAT

A healthy lifestyle becomes both a national idea and a national tragedy, since it has ceased to have a level of universal benefit and harm the environment and the human body. Consumption forms the norms and rules of an individual's healthy lifestyle. Food consumption creates a problem of food waste and the environmental situation in certain areas of residence, especially overpopulated. In the article, the authors note that food from a vital factor began to turn into a harmful factor that hinders healthy human life. The development of fast food has led to a fast food format that is being cultivated among teenagers and young people. Satisfying the need for food turns through advertising into a harmful habit that is dangerous to health and leads to many serious diseases. Fashion for healthy food, healthy food is just beginning to emerge among the younger generation.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБЛЕНИЕ В ФОРМАТЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей №11/2020

ПОТРЕБЛЕНИЕ В ФОРМАТЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

CONSUMPTION IN A HEALTHY LIFESTYLE FORMAT

УДК 371.71.

Овчинников Юрий Дмитриевич,

кандидат технических наук, доцент кафедры «Биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин»,

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар

Остапчук Анастасия Сергеевна, студентка факультета адаптивной и оздоровительной физической культуры, профиль «Оздоровительные технологии», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар

Ovchinnikov Yu.D. [email protected] Ostapchuk A.S. [email protected]

Аннотация

Здоровый образ жизни становится одновременно национальной идеей и национальной трагедией, так потребление как категория перестало иметь уровень всеобщего блага и наносить вред окружающей среде и организму человека. Потребление формирует нормы и правила здорового образа жизни индивида.

Потребление еды порождает собой проблему пищевых отходов и экологической ситуации на определенных территориях проживания, особенного перенаселенных.

В статье авторы отмечают, что еда из жизненно необходимого фактора стала превращаться во вредный фактор, препятствующий здоровой жизнедеятельности человека. Развитие фастфутного питания привело к формату быстрой еды, культивирующийся среди подростков и молодежи. Удовлетворение потребности в еде превращается с помощью рекламы в пагубную привычку, которая опасна для здоровья и ведет к многим тяжелым заболеваниям.

Мода на полезную еду, здоровую еду только начинает зарождаться среди подрастающего поколения.

Annotation

A healthy lifestyle becomes both a national idea and a national tragedy, since it has ceased to have a level of universal benefit and harm the environment and the human body. Consumption forms the norms and rules of an individual's healthy lifestyle.

Food consumption creates a problem of food waste and the environmental situation in certain areas of residence, especially overpopulated.

In the article, the authors note that food from a vital factor began to turn into a harmful factor that hinders healthy human life. The development of fast food has led to a fast food format that is being cultivated among teenagers and young people. Satisfying the need for food turns through advertising into a harmful habit that is dangerous to health and leads to many serious diseases.

Fashion for healthy food, healthy food is just beginning to emerge among the younger generation.

Ключевые слова: здоровьесберегающее образование, вредное питание, мировая проблема избыток пищевых отходов, маркетинг продуктов, реклама быстрого питания.

Keywords: health-saving education, junk food, world problem excess food waste, food marketing, fast food advertising.

Потребление становится всеобщей международной проблемой, затрагивающей все сферы жизни человека и имеющего различные научные подходы (Альпидовская М.Л.; Аникина Н.В.; Белоконев С.Ю., Дудин М.Н., Хоконов А.А.; Глазунова Е.З., Кругова Ю.С., Евстафьева В.А.; Титова Ю.М.; Шелищ П.Б.) [1,2,6,10,11]. На первое место выходит вопрос потребления еды в формате здорового образа жизни. Потребление еды порождает собой проблему пищевых отходов и экологической ситуации на определенных территориях проживания, особенного перенаселенных (Шелищ П.Б.) [11].

В КНР объявили общенациональную программу «Чистая тарелка» против избытка пищевых отходов.

Мясной ресторан в Центральном Китае оказался в центре скандала после того, как предложил клиентам взвешиваться перед заказом. Результат взвешивания нужно было ввести в приложение, после чего клиенту предлагали блюда из перечня, которые подходили весовой категории.

В Китае выявлена общенациональная проблема: огромное количество еды выбрасывается в мусор. Власти страны на разных уровнях призвали население не покупать и не заказывать больше, чем можно съесть. На государственном уровне также осудили вирусные видео о переедании и пообещали закрыть аккаунты, продвигающие чрезмерное употребление пищи. Одной из первых на инициативу откликнулась Уханьская ассоциация предприятий общественного питания, которая предложила ввести в ресторанах правило «минус один», согласно которому компания из пяти человек сможет заказать только четыре блюда, компания из четырех — только три и так далее. Сделать дополнительный заказ они смогут только в том случае, если съедят заказанное ранее. Эту инициативу уже раскритиковали и пользователи социальных сетей, и аналитики.

Мясной ресторан за идею с весами подвергся еще большей критике. Его подход назвали дискриминационным. Сообщение о новом «правиле» пользователи социальных сетей просмотрели больше 300 млн раз [9].

После общественного резонанса ресторан был вынужден принести публичные извинения и отказаться от идеи с весами.

Следует заметить, что в США ежегодно выбрасывается на помойку почти половину купленной еды, ежегодно теряя до 40% продовольствия на сумму 165 млрд долларов, говорится в новом докладе Совета по защите природных ресурсов, пишет The Los Angeles Times.

Средний американец выбрасывает продуктов на $2.275. Объем выброшенной еды у жителей США в 10 раз больше, чем у жителей Юго-Восточной Азии. Главной темой бесед современных американцев все чаще становятся еда и все, что с ней связано. Еще 5 лет назад лишь 1% населения США являлся или хотя бы называл себя веганами[4]. Если посмотреть на траты американской семьи из 3-4 человек со средним доходом, то еда окажется значительной, но не самой большой статьей расходов. Если семья экономна и большую часть продуктов закупает в супермаркетах, то получается примерно 550650 долларов в месяц, значит, в день уходит 20 долларов. США стало страной лидером фастфудного питания [8]. Это лидерство подогревают многочисленные шоу с призовыми на быстрое поедание еды. К сожалению, в России фастфутное питание среди молодежи набирает популярность и получили название «быстрой еды» [3,7]. Многочисленная реклама в СМИ, интернете способствует навязываю вредного образа жизни [2,5]. Элементы маркетинга потребитель ощущает на себе круглосуточно в интернете, телевидении, СМИ, уличной рекламе [10]. Сложно удержаться от вредного соблазна даже имея запас полезных продуктов, необходимо иметь силу воли и достаточно высокий интеллект, чтобы составить личный рацион потребления с полезными свойствами не только продуктов, но и товаров потребления каждодневного пользования с определенным коэффициентом полезности (Альпидовская М.Л.) [1]. Полезность начинает

выступать как необходимая постоянная категория в жизни и деятельности человека.

Студенты, относятся к категории потребителей, которые увлекаются быстрой едой в силу своей занятости и отсутствию навыков приготовления полезной еды. Был проведен эксперимент, нацеленный на выяснение потребления вредной еды и факторам этому способствующим.

Студентка КГУФКСТ Остапчук Анастасия, профиль «Оздоровительные технологии» участвуя в эксперименте отметила быстрое привыкание к такому виду еде, которая отличается от еды домашнего приготовления не только по оформлению, но и вкусовым качествам. Более того было замечено много народу в различных кафе быстрого питания г. Краснодара. Практически это одни и те же посетили как отмечает обслуживающий персонал, что позволяет сделать вывод о вкусах и привычках определенной группы потребителей возрастной группы от 14 до 35 лет. К такого рода еде наступает быстрое привыкание в течении недели, если ходить ежедневно.

Было проведено наблюдение на улицах г. Краснодара люди едят во время ходьбы чебуреки, бикмаки и другие тестовые изделия, заглатывая их без тщательного пережевывания. Во время ходьбы есть вредно, т.е. во время движения еще и потому, что сбивается ритм дыхания, и человек элементарно просто может поперхнуться или даже подавиться. Полезную еду, состоящую из первого и второго блюда невозможно съесть на ходу необходимо время для пережевывания пищи и такая еда находится в оборудованном для потребления помещении: стол, стул, вода, освещение, тепло, не что иное как эргономичнические факторы, формирующие не только зону комфорта и полезности, но и общемировую культуру приготовления пищи и ее потребления [6].

Рис.1 Фастфуд ресторана «Краснодарский парень». Реклама, рассылаемая потребителям.

Проблема состоит в том, что выросло поколение молодых людей, которые не привыкли сами готовить полезную еду дома богатую витаминами и белками. Все блюда фастфуда приводят к заболеваниям организма, лидирующих по темпам заболеваемости - ожирению, сахарному диабету, заболеваниям сердечнососудистой системы. Даже увеличение двигательной активности не спасает от ожирения, так как состав продуктов фастфутного питания повреждает организм на клеточном уровне, что приводит к онкологическому заболеванию. Реклама, призывающая не только попробовать, но и съесть сейчас и через час проходит на телевидении в среднем каждый час на разных каналах (Рис.1.). Сетевой маркетинг вредной еды тоже заставляет зайти и купить, и ничего не делать. Яркий бренд компаний делает потребителя соучастником постоянно проводимых акций компаний, но безоружным перед манящей красотой и сомнительной полезностью. Потребитель должен постоянно говорить себе: «Не буду есть такой продукт!», «Не буду тратить бесполезно деньги...». Подросткам не хватает силы воли и остановить сомнительные вкусы для организма может только сам организм, но

уже заболевший. Молодым людям важно отучиться говорить слова «не хочу» и «не могу» и начать думать и готовить блюда самостоятельно дома, в Вузе. Мода на полезную еду только начинает зарождаться среди молодежи.

Можно сделать вывод, что увлеченность фаст-фудом можно сравнивать с наркозависимостью. Человек вновь и вновь возвращается к употреблению подобной пищи, которая привлекает исключительно благодаря большому содержанию различных пищевых добавок и усилителей вкуса. А также, рекламные ролики настойчиво просят попробовать свою продукцию, а этикетки этих «опасных» продуктов делают разноцветными и очень яркими, что привлекает внимание детей.

Быстрое привыкание к такого рода потреблению заставляет человека не думать об опасности. Опасность выступает в качестве не осознаваемой категории, которая может наступить или не наступить. Реклама заставляет человека не осознавать и не думать о потенциальной и надвигающейся опасности.

Литература

1. Альпидовская М.Л. Философия потребления как мнимая ценность современности//Вопросы политической экономии. 2019. № 4. С. 153-161.

2. Аникина Н.В. Цифровизация и ее влияние на потребление// Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. № 9-1. С. 233-241.

3. Белоконев С.Ю., Дудин М.Н., Хоконов А.А. Влияние совместного потребления и сетевых информационных технологий на социальные процессы//Экономика, предпринимательство и право. 2019. Т. 9. № 4. С. 445-462.

4. Березницкий С.В., Каштанюк В.А., Примак П.В., Титова Е.В. Этнокультурная специфика традиционной кухни в еврейской автономной области//Вестник Томского государственного университета. 2020. № 453. С. 135141.

5. Валевич Е.С., Ильин А.Н. Интернет-реклама в обществе потребления// Омский научный вестник. 2015. № 1 (135). С. 88-91.

6. Глазунова Е.З., Кругова Ю.С., Евстафьева В.А. Экономика совместного потребления//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 181-183.

7. Еда быстрого приготовления в Краснодаре[RL] http://krasnodar.areviews.ru/eda-bystrogo-prigotovleniya(Дата обращения 20.08.2020)

8. Кусачева А.А., Акбаева О.В. Наше здоровье и фаст-фуд из макдональс//

Научно-методический электронный журнал Концепт. 2016. № T12. С. 91-94.

9. Ресторан в Китае попросил клиентов взвешиваться перед заказом [Электронный ресурс] https://news.mail.ru/society/42988549/?frommail=10 (Дата обращения 14.08.2020).

10. Титова Ю.М. Общество с высоким уровнем потребления и общество потребления: социальная роль рекламы//Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 5. С. 356-363.

11. Шелищ П.Б. Рациональное потребление: как сократить потери продуктов питания//Стандарты и качество. 2020. № 3. С. 84-87.

Literature

1. Alpidovskaya M. L. Philosophy of consumption as an imaginary value of modernity//Questions of political economy. 2019. No. 4. pp. 153-161.

2. Anikina N. V. Digitalization and its impact on consumption// Economy: yesterday, today, tomorrow. 2019. Vol. 9. No. 9-1. Pp. 233-241.

3. Belokonev S. Yu., Dudin M. N., Khokonov A. A. Influence of joint consumption and network information technologies on social processes//Economics, entrepreneurship and law. 2019. Vol. 9. No. 4. Pp. 445-462.

4. Bereznitsky S. V., Kastanek V. A. Primak, P. V., Titova E. V. ethno-cultural specificity of traditional food in the Jewish Autonomous region//Bulletin of Tomsk state University. 2020. No. 453. Pp. 135-141.

5. Valevich E. S., Ilyin A. N. Internet advertising in the consumer society// Omsk scientific Bulletin. 2015. No. 1 (135). Pp. 88-91.

6. Glazunova E. Z., Krugova Yu. S., Evstafieva V. A. economy of joint consumption//Azimuth of scientific research: Economics and management. 2020. Vol. 9. No. 1 (30). Pp. 181-183.

7. Fast food in Krasnodar[RL] http://krasnodar.areviews.ru/eda-bystrogo-prigotovleniya(accessed 20.08.2020)

8. Kusacheva A. A., Akbayeva O. V. Our health and fast food from McDonalds// Scientific and methodological electronic journal Concept. 2016. No. T12. Pp. 91-94.

9. A restaurant in China asked customers to weigh themselves before ordering [Electronic resource] https://news.mail.ru/society/42988549/?frommail=10 (accessed 14.08.2020).

10. Titova Yu. M. Society with a high level of consumption and consumer society: the social role of advertising/Journal of sociology and social anthropology. 2011. Vol. 14. No. 5. Pp. 356-363.

11. Shelishch P. B. Rational consumption: how to reduce food losses//Standards and quality. 2020. No. 3. P. 84-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.