Научная статья на тему 'Потребление соковой продукции в странах Европы'

Потребление соковой продукции в странах Европы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребление соковой продукции в странах Европы»

Потребление соковой продукции в странах Европы

1В.В. Денискин, Т.П. Горелова

Московский государственный университет пищевых производств

В настоящее время в мире потребляется более 55 млрд л соков, нектаров и со-косодержащих напитков в год. На душу населения этот показатель составляет около 9 л в год. На протяжении последних 10 лет рынок соковой продукции бурно развивается вследствие роста рынков Центральной и Южной Америки и Восточной Европы; рынок экономически развитых стран Северной Америки и Западной Европы характеризуется стабильностью.

Емкость европейского рынка соков, нектаров и сокосодержащих напитков в 2003 г. составила более 12 млрд л, из которых 65 % приходилось на 100%-ный сок. На рынке Западной Европы показатели потребления 100%-ного сока выше — сейчас там быстро развивается сектор свежевыжатых соков и их производных (нектаров и сокосодержащих напитков), подлежащих обязательному охлаждению. Так, в Германии в 2001 г. было продано более 1 млн л охлажденной соковой продукции, в 2002 г. — 15 млн л, а в 2003 г. этот показатель удвоился.

Западная Европа — это консолидированный рынок, на котором лидируют Германия и Австрия. При показателях потребления 30-40 л на человека в год эти рынки достаточно насыщены. Покупатели в других странах, таких, как Великобритания, Франция и Испания, выпивают только половину этого количества соков и нектаров. Однако независимо от различий в потреблении на всем континенте действует одна тенденция — поляризация потребностей, и, как следствие, — поляризация ассортимента.

Поляризация запросов потребителей соковой продукции заключается в существовании традиционно сложившихся потребностей, с одной стороны, а также специфических потребностей, характерных для каждой целевой группы — с другой.

Традиционно сложившиеся потребности в основном удовлетворяются привычными продуктами. На совершение покупки влияет только один фактор — ценовой, потребители не демонстрируют большой лояльности к определенным торговым маркам. В этом сегменте достаточно сильно ощущается доминирова-

ние торговых марок небольших предприятий розничной торговли. В результате отсутствия сильных международных торговых марок за последнее десятилетие в секторе соков и нектаров на первые позиции вышли небольшие предприятия, которые могут себе позволить устанавливать цену, более низкую по сравнению со стоимостью продукции крупных производителей соковой продукции. В Великобритании на долю торговых марок небольших предприятий розничной торговли приходится более половины сектора натуральных соков, аналогичная ситуация складывается во Франции и в Германии.

Рынок соков в странах Восточной Европы сформировался в течение последних 10-15 лет. Развитие было обусловлено успешной маркетинговой деятельностью компаний, а также приходом тенденции здорового образа жизни, характерной для США и стран Западной Европы.

Тенденция потребления соковой продукции в восточноевропейских странах на протяжении последних десяти лет такова, что потребление соков и нектаров балансирует в соотношении 50:50, однако баланс колеблется в зависимости от экономического и политического климата. В неблагоприятные времена потребление смещается в сторону нектаров. Свежевыжатые и подлежащие обязательному охлаждению соки, нектары и сокосодержащие напитки только появляются, их популярность не очень велика из-за достаточно высокой цены. Если рынок соков Западной Европы насыщен, стабилен,характеризуется незначительными изменениями показателей потребления, то рынок Восточной Европы находится на этапе преобразований, поэтому обладает большим потенциалом — показатели роста в 4 раза превышают западноевропейские.

Показатели потребления по странам значительно отличаются от общей картины потребления соковой продукции. В таких странах, как Беларусь, Молдова, Румыния и Украина, ежегодно на душу населения потребляется 4 л соков, нектаров и сокосодержащих напитков. В Венгрии показатель потребления соковой продукции приблизился к бельгийскому

и испанскому и превысил объемы потребления в Италии и Португалии. По размерам рынков соков, нектаров и сокосодер-жащих напитков крупнейшими являются Германия, Россия, Франция и Соединенное Королевство Великобритания. Однако размеры рынков не определяют показатели потребления. В некоторых средиземноморских странах соки и нектары в упаковке непопулярны из-за того, что климатические условия позволяют употреблять свежие фрукты и свежевыжатые соки.

Несмотря на многолетнюю верность потребителей сокам и нектарам, динамичнее всего в настоящее время развивается сектор сокосодержащих напитков. Причин этому несколько. Во-первых, цена. Во-вторых, более низкий процент содержания сока означает меньшую кислотность, следовательно, такой продукт лучше подходит для детей. Кроме того, более низкая кислотность позволяет использовать более широкий спектр упаковки при меньших затратах. А также сокосодержащие напитки инновационны и имеют более привлекательный облик в глазах потребителя в сравнении с уже привычными соками и нектарами.

И в Западной, и в Восточной Европе популярность сокосодержащих напитков высока. Среди западноевропейских стран лидеры по потреблению сокосо-держащих напитков — Германия, Великобритания, Португалия и Нидерланды. Утоляющие жажду напитки стоят недорого, линейка вкусов разнообразна. Они произведены без добавления сахара, обогащены витаминами и минеральными веществами, содержат экстракты трав, молоко, овощные соки, хлебные злаки и классифицируются как «полезные для здоровья» или функциональные напитки. Постоянно ведущаяся разработка новых продуктов поддерживает интерес покупателей и служит главным источником роста.

В Восточной Европе самые высокие показатели потребления сокосодержа-щих напитков отмечены в Словении, Польше и Венгрии (табл.1). Быстрый рост популярности сокосодержащих напитков обусловлен высоким уровнем маркетинговой деятельности производителей и использованием ПЭТ-упаковки, позволяющей значительно снизить цену на сокосодержащие напитки. В настоящее время в ПЭТ разливается 90 % всех сокосодержащих напитков.

В целом тенденция на европейском рынке соков, нектаров и сокосодержа-щих напитков такова: объемы потребления 100%-ных соков и нектаров растут, но медленно. Спектр этих продуктов огромен, однако для поддержания конкурентоспособности необходимо расширение инновационной деятельности в об-

ПИ

шшитсиу 5 •

2004

Таблица 1

Страна Потребление соковой продукции в 2002 г., л Среднегодовая температура, °С Средний размер оплаты труда, евро

Россия 8,3 -5,5 108

Болгария 7,3 13,0 112

Македония Латвия 14,5 12,5 11,5 5,5 180 233

Эстония 13,6 5,0 309

Словакия 11,9 9,8 309

Венгрия Чехия 19 11,2 11,2 7,7 428 452

Польша 17,4 7,7 482

Хорватия 11,1 12,0 600

Португалия Словения 11,3 18 16,0 10,0 610 776

Греция 15,9 17,0 867

Бельгия 19,8 10,0 1613

Ирландия 14,9 10,0 1751

Финляндия 30 5,4 2104

Австрия 31,7 9,7 2117

Франция 20,1 15,6 2151

Германия 40,1 9,0 2200

Нидерланды 25,5 9,7 2312

Великобритания 13,3 10,0 3146

Норвегия 30,2 5,9 3359

Швейцария 27,3 9,6 4072

Город/регион Среднегодовая температура, °С Среднедушевой доход в месяц, руб. Среднедушевой доход в месяц, евро

Москва 4,1 13 800 387,8

Санкт-Петербург 4,5 4553 127,9

Краснодарский край 11,7 3450 96,9

Сахалинская область 0,8 3373,8 94,8

Иркутск -0,9 4900 137,7

Новосибирск -0,1 4800 134,9

ласти вкуса, упаковки и внешнего вида. Во всем мире потребители хотят, чтобы натуральные соки обладали «дополнительной» полезностью. Это заставляет производителей и дальше развивать практику обогащения соковой продукции клетчаткой, витаминами и минеральными веществами. В то же время динамика потребления сокосодержащих напитков опережает соки и нектары. Сок используется для производства смешанных напитков — молочно-йогуртовых, холодного чая и минеральной воды. Инновационная деятельность служит залогом поддержания заинтересованности потребителя и роста объемов потребления соковой продукции.

Рост потребления влечет за собой наращивание объемов производства. В условиях увеличения масштабов выпускаемой продукции необходимо верно оценивать динамику процесса, чтобы иметь возможность определить дефицит мощностей на перспективу и наметить концепцию инновационной деятельности и модернизации производства. В этом случае одна из важных задач — прогнозирование динамики будущего с помощью методов экономико-математического моделирования.

среднедушевого дохода населения на потребление соковой продукции, европейские страны были разбиты на три группы: со среднедушевым доходом до 1500 евро, с доходом от 1500 до 2500 евро и со среднедушевым доходом свыше 2500 евро в месяц.

В результате такой группировки появилась возможность сделать вывод о том, что с ростом душевых доходов влияние фактора доходов на потребление соковой продукции становится минимальным, актуальность приобретает значение температурного фактора. В странах с невысоким уровнем заработной платы спрос на соки определяет величина среднедушевых доходов, температурный фактор роли практически не играет.

На основании этих данных была построена статическая модель зависимости среднедушевого потребления соковой продукции в Европе от среднегодовой температуры воздуха и среднего показателя оплаты труда. Зависимость между показателем потребления и определяющими его факторами может быть описана линейной функцией вида

Таблица 2

У = 11,5

■ 0,08х1 + 0,005х2,

Для построения модели зависимости среднедушевого потребления соковой продукции от среднегодовой температуры и среднемесячного дохода на душу населения были использованы данные начала 2002 г., как типичные для современного этапа развития рынка соков, нектаров и сокосодержащих напитков.

На потребление соковой продукции значительное влияние оказывают два фактора: среднедушевой доход населения и среднегодовая температура. Так, в странах Европы с доходом более 1500 евро в месяц средний показатель потребления соковой продукции составляет порядка 25 л на душу населения в год, тогда как в странах со среднедушевым доходом менее 1500 евро в месяц он практически в 2 раза меньше.

Показатель потребления соковой продукции в западноевропейских странах со среднегодовой температурой менее 10 °С в 2,1 раза превышает показатель потребления в странах со среднегодовой температурой 10 °С и выше. Следовательно, в странах с более теплым климатом конкуренция соковой продукции с прохладительными напитками и водой намного жестче.

Для того чтобы выявить долю влияния температурного фактора и фактора

где х1 — среднегодовая температура; х2 — среднемесячный доход на душу населения.

Данная модель может быть использована для расчетов потребления соковой продукции в любой географической точке. Ее достоверность составляет 68,3 %.

Прогноз потребления соковой продукции в зависимости от изменений среднегодовой температуры и среднемесячных доходов населения может быть сделан не только для отдельных стран, но и для городов и районов, расположенных в различных географических и экономических зонах. В качестве примера определим вероятное потребление соковой продукции в различных городах Российской Федерации в 2010 г. (табл. 2).

Предположим, что в 2010 г. рост показателей среднедушевого дохода в городах и регионах Российской Федерации составит 250 %. Учитывая, что теснота связи в данной модели составляет 0,683, рассчитаем значения с возможными отклонениями. Для Москвы введем поправочный коэффициент 1,4 для учета некоренного населения, приток которого увеличивает численность горожан на 40 %. Согласно модели прогнозные расчеты по регионам России приведены в табл. 3.

Рынок соковой продукции в Западной Европе характеризуется стабильностью, насыщенностью традиционных сегментов, нередко стагнацией или спадом потребления, рост одного сегмента здесь возможен только за счет уменьшения размера другого. Рынок соков в Восточной Европе, наоборот, характеризуется

5•2004

ПИВО " "ЛПИТКИ

Город/регион Среднегодовая температура, °С Среднедушевой доход в месяц в 2010 г., евро Прогноз потребления,л

Москва 4,1 969,4 23,3-30,7

Санкт-Петербург 4,5 319,8 13,5-17,7

Краснодарский край 11,7 242,4 13,6-18,0

Сахалинская область 0,8 237,0 12,7-16,8

Иркутск -0,9 344,2 13,1-17,3

Новосибирск -0,1 337,2 13,2-17,4

достаточно быстрыми темпами развития, а также значительными резервами для роста потребления всех видов продукции.

Европейская индустрия фруктовых соков, несмотря на стабильность, находится на пике больших перемен. Чтобы выжить в будущем, в индустрии должны быть созданы концепции и виды про-

Таблица 3

дуктов, которые позволят «соковикам» успешно конкурировать как на рынке соковой продукции, так и на всем рынке безалкогольных напитков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ray Rowlands. Europe's Juice Consumption Booms //FOODNEWS Juices and Fruit. 2002. № 7.

2. Показатели развития международного рынка безалкогольных напитков//Отраслевой семинар компании «WILD». Flüssiges Obst. 2001. № 12.

3. Social Management. Atlas. — Business and Markets, Ernst&Young, 2002.

4. Экономическая и социальная география мира. Атлас. — Федеральная служба геодезии и картографии России, 2003.

5. Воронин В.Г., Денискин В.В, Сирота С.М. Экономико-математические методы планирования на предприятиях пищевой промышленности. — М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.

6. Ray Rowlands. Введение в сок дополнительных ингредиентов поможет индустрии соков вы-жить/ZFruit Processing. 2003. № 6.

7. J. Ru,sler. Соки прямого отжима, подлежащие обязательному охлаждению/ZFlüssiges Obst. 2004. № 4.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ИНДУСТРИЯ ПИЩЕВЫХ ИНГРЕДИЕНТОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

30 мая — 1 июня 2005 г.

Организаторы конференции:

• Министерство сельского хозяйства РФ

• Федеральная служба по надзору в сфере

защиты прав потребителей и благополучия человека

• Российская академия медицинских наук

• Российская академия сельскохозяйственных наук

• Ассоциация отраслевых союзов АПК «АССАГРОС»

• Союз производителей пищевых ингредиентов (СППИ)

• Институт питания РАМН

• Международная промышленная академия

• Издательство «Пищевая промышленность»

При поддержке:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Торгово-промышленной палаты РФ

• Российского союза мукомольных и крупяных предприятий

• Российского союза пекарей

• Мясного союза России

• Российского союза предприятий молочной отрасли

• Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД»

• Российского союза производителей соков

• Союза российских производителей пивобезалкогольной продукции

• Союза безалкогольных напитков

• Союза мороженщиков России

В рамках конференции предусмотрены: выставка отечественных и зарубежных предприятий и фирм-производителей пищевых ингредиентов; деловые встречи, переговоры; продажа научно-производственной и нормативно-технической литературы; культурная программа.

Конференция проводится в Международной промышленной академии (МПА) по адресу: 115093, Москва, 1-й Щипковский пер., д. 20 (метро ст. «Павелецкая» или «Серпуховская»)

В программе конференции:

• Мировые тенденции развития производства и потребления пищевых ингредиентов

• Федеральный Закон «О техническом регулировании». Технический регламент на пищевые добавки. Национальные стандарты

• Гигиенические требования по применению пищевых добавок и ароматизаторов. Санитарные правила и нормативы

• Пищевые микроингредиенты в создании продуктов здорового питания. Современные тенденции

• Обоснование и особенности применения ингредиентов при производстве продуктов питания. Новые направления и технологии

• Основные виды пищевых ингредиентов: ассортимент, качество, безопасность, новые формы

• Производство и применение комплексных добавок

• Роль ингредиентов в сохранении качества продуктов питания и увеличении сроков годности

• Экономическая эффективность применения пищевых ингредиентов

• Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов

• Информационное обеспечение применения пищевых ингредиентов

Справки по тел.:

МПА (095) 959-66-51 - Вера Сергеевна Иунихина;

959-66-52 - Ирина Леонидовна Виноградова;

959-66-86 - Ольга Семеновна Полякова; 235-95-79;

e-mail: iunikhina@co.ru, igrfop@dol.ru

СППИ (095) 933-86-78, доб.104 -

Тамара Валентиновна Коткова е-mail: sppiunion@mtu-net.ru

ПИВО " НАПИТКИ

5•2004

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.