Научная статья на тему 'Потребление сексуальных услуг в современном российском обществе: объем, характеристики, мотивы'

Потребление сексуальных услуг в современном российском обществе: объем, характеристики, мотивы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2277
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТИТУЦИЯ / PROSTITUTION / КЛИЕНТЫ ПРОСТИТУТОК / THE CLIENTS OF PROSTITUTES / МОТИВЫ / MOTIVES / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ / SOCIAL PORTRAIT / СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / SOCIAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русакова Майя Михайловна

На основе цикла эмпирических исследований в статье дана социологическая характеристика феномена потребления секс-услуг в современном российском обществе. Жизненный опыт обращения к сексуальным услугам достаточно широко распространен среди российских мужчин, однако постоянным клиентом является каждый десятый. Каждая женщина, занятая предоставлением секс-услуг, имеет 6-10 постоянных клиентов, а в целом продает более тысячи половых контактов в год. Специфического «социального портрета» клиента проститутки не обнаруживается. Более склонны покупать подобные услуги сексуально активные мужчины, а также те, кто ограничен в общении с противоположным полом. Основными мотивами покупки сексуальных услуг становятся релаксационный и экономический как способ снижения затрат, которые неизбежно сопровождают развитие отношений с женщиной. Показана необходимость пересмотра системы социального контроля проституции, и в первую очередь создания эффективной системы контроля спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Consumption of Sexual Services in a Modern Russian Society: Prevalence, Characteristics, Motives

On the basis of empirical research the paper presents a sociological description of the phenomenon of the consumption of sex services in a modern Russian society. Lifetime experience of buying sex is widely distributed among Russian men, but regular customers are a one in ten. Each female sex worker has 6-10 regular clients, and generally sells more than a thousand sexual contacts per year. Specific social portrait of the prostitutes client does not exist. Sexually active men, as well as those who are limited in contacts with the opposite sex are more likely to buy sex. The main motives of purchase of sexual services are relaxation and economical as a way to reduce costs that inevitably accompany the development of relations with a woman. The author suggests the need to revise the system of social control of prostitution beginning with the construction of an effective control system of buying sex.

Текст научной работы на тему «Потребление сексуальных услуг в современном российском обществе: объем, характеристики, мотивы»

М.М. Русакова

ПОТРЕБЛЕНИЕ СЕКСУАЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ОБЪЕМ, ХАРАКТЕРИСТИКИ, МОТИВЫ

На основе цикла эмпирических исследований в статье дана социологическая характеристика феномена потребления секс-услуг в современном российском обществе. Жизненный опыт обращения к сексуальным услугам достаточно широко распространен среди российских мужчин, однако постоянным клиентом является каждый десятый. Каждая женщина, занятая предоставлением секс-услуг, имеет 6-10 постоянных клиентов, а в целом продает более тысячи половых контактов в год. Специфического «социального портрета» клиента проститутки не обнаруживается. Более склонны покупать подобные услуги сексуально активные мужчины, а также те, кто ограничен в общении с противоположным полом. Основными мотивами покупки сексуальных услуг становятся релаксационный и экономический — как способ снижения затрат, которые неизбежно сопровождают развитие отношений с женщиной. Показана необходимость пересмотра системы социального контроля проституции, и в первую очередь создания эффективной системы контроля спроса.

Ключевые слова: проституция, клиенты проституток, мотивы, социальный портрет, социальный контроль.

Key words: prostitution, the clients of prostitutes, motives, social portrait, social control.

Введение

В социологии проституция традиционно рассматривалась в рамках концепции девиантности и социального контроля (Гилинский 2004; Лу-ман 2000; Дюркгейм 1966 и др.), где попадает в разряд «преступлений без жертв». В рамках феминистского подхода к изучению проституции представление о «жертвах» данного явления принимает более опреде-

ленный характер — жертвами являются сами женщины, а проституция — одна из форм проявления мужчинами власти над женщинами, один из механизмов ущемления их прав и достоинства (Barry 1995). Противоположная точка зрения заключается в том, что проституция обладает социально-полезными функциями (например, поддержанием жизнеспособности моногамных и брачных отношений) (Davis 1937; Энгельс 2009).

В целом подавляющее большинство социальных исследований проблемы проституции фокусировались исключительно на одной стороне этого явления — на предложении сексуальных услуг (Голосенко, Голод 1998; Bullough V. L., Bullough B. 1987). Широко изучены различные стороны этого явления: от личности проститутки до влияния различных мер социального контроля на проституцию. Однако малоизученным явлением является феномен спроса на секс-услуги. Клиенты проституток редко становятся объектом исследования, особенно в нашей стране.

Традиционно мотивы покупки секс-услуг рассматривались достаточно узко: как собственно физиологические, или же вызванные необходимостью экономии ресурсов или нахождения альтернативы «узаконенным» возможностям получения сексуальных контактов. Новый ракурс изучению проблемы проституции придало введение в гуманитарные науки концепции общества потребления. Приверженцы этой концепции фокусируют внимание на свойственных «обществу потребления» феноменах «монетизации» человеческих отношений, с одной стороны, и повышенной ценности тела, телесности и сексуальности, с другой (Бодрийяр 2006). Понимание сферы сексуальных услуг как одной из форм современного бизнеса находит отражение и в современных языковых структурах. Если устойчивое выражение «древнейшая профессия» носит скорее ироничный характер, то принятые в мировом дискурсе термины «секс-бизнес», «коммерческая секс-работа», призванные элиминировать присущий термину «проституция» негативный моральный оттенок, отчетливо обозначают сексуальные услуги как объект потребления и коммерческого предложения. Как и любой другой товар, на рынке услуг коммерческий секс регулируется взаимовлиянием объема и характеристик спроса и объема и характеристик предложения. Таким образом, концепция общества потребления дает продуктивную теоретическую «рамку» для изучения феномена потребления секс-услуг.

Эмпирических материалов, посвященных изучению мотивов покупки мужчинами секс-услуг, на сегодняшний день существует не так много, и это преимущественно зарубежные исследования. Основной массив данных получен при помощи качественных методов исследования и ба-

зируется на результатах глубинных интервью с самими потребителями коммерческих сексуальных услуг (Маш80П www.sisyphe.org).

Цель представленного анализа заключается в том, чтобы дать социологическую характеристику феномену потребления секс-услуг в современном российском обществе. Поставленные нами задачи включали оценку распространенности феномена спроса на секс-услуги, характеристику социального портрета и мотивов потребителей секс-услуг.

Материалы и методы исследования

Эмпирическую основу изучения феномена потребления секс-услуг составили данные ряда исследований, проведенных под руководством или при участии автора:

Исследование поведения в сфере здоровья работников промышленных предприятий в Москве, Санкт-Петербурге и Петрозаводске (2006 г.)*. В ходе исследования было опрошено 502 работника, их них 250 — мужчины. Использована квотная выборка, позволившая охватить предприятия различного профиля и численности. Для данной статьи был проведен анализ только по мужской подвыборке, который позволил охарактеризовать распространенность и социально-демографический портрет потребителя секс-услуг.

Исследование опыта, поведения, установок проституток Санкт-Петербурга и Оренбурга (2007—2009 гг.). В ходе исследования опрошено 896 женщин, занятых в разных формах секс-бизнеса**. Использована квотная выборка, позволившая охватить все возможные формы предоставления сексуальных услуг. В рамках данного исследования мы просили участниц охарактеризовать «типичного» клиента: его возраст, занятость, семейное положение, а также объем предоставления сексуальных услуг: число клиентов в рабочий день, число рабочих дней.

Исследование среди клиентов проституток в Санкт-Петербурге (2010 г.). Исследование включало качественные интервью с экспертами: секс-работницами, их клиентами и ключевыми информантами (сотруд-

* Исследование выполнено в 2006 г. рамках проекта РОО СПСБН «Стеллит» «Study concerning attitudes to health, occupational health and HIV / AIDS in the Russian private sector in St Petersburg, Moscow, Petrozavodsk and an undecided location focusing on extractive industries». Финансирование: International Finance Corporation/West Bridge Consulting. Руководитель проекта — к.с.н. М.М. Русакова.

** Исследование выполнено в 2007—2010 гг. в рамках диссертационного проекта на соискание степени доктора наук М.М. Русаковой. Методология: к.с.н. Русакова М.М., д.пс.н., профессор Гурвич И.Н.

никами милиции, социальными работниками, врачами), а также опрос 62 мужчин — клиентов уличных проституток с использованием структурированного путеводителя интервью*. Использовались четыре способа формирования выборки клиентов секс-работниц: по направлению от проститутки, прямой контакт с клиентом в местах предоставления услуг, по направлению от другого клиента секс-услуг, направление от врачей венерического профиля. Изучался широкий круг социально-демографических и поведенческих характеристик потребителей секс-услуг.

По данным нашего исследования, среди сотрудников промышленных предприятий доля мужчин, когда-либо оплачивавших секс-услуги, составляет 26,4 % (31,7 % в Москве, 27,6 % в Санкт-Петербурге, 19,0 % в Петрозаводске). Примерно 15 % мужчин сообщили, что этот опыт ограничился 1-2 эпизодами за всю жизнь. Однако около 11-12 % опрошенных мужчин практикуют покупку секс-услуг 1-2 раза в год и чаще, т. е. являются в некоторой степени регулярными потребителями секс-услуг.

Другим источником оценок объема спроса может служить информация от самих секс-работниц о числе их клиентов. Данные нашего исследования среди проституток свидетельствуют о потенциально значительном числе клиентов. Так, среднее число клиентов в день составило 4 в Санкт-Петербурге и 3 в Оренбурге, среднее число рабочих дней в неделе — соответственно 7 и 6. Таким образом, каждая проститутка продает 72 — 112 половых контактов в месяц, в год же их количество составляет более тысячи. По экспертным оценкам, в Санкт-Петербурге услуги коммерческого секса предоставляют от 5 до 50 тысяч женщин (Aral et al 2005). Однако эти цифры не могут служить основанием для потенциального расчета числа потребителей секс-услуг, т. к. не учитывают повторных (постоянных) потребителей, которые могут обращаться как к одной и той же женщине, так и к нескольким. Постоянные же клиенты есть практически у всех опрошенных нами проституток, их число составляет в среднем 6-10 за последний год.

Что касается личностных характеристик типичного клиента в представлении проституток, то клиенты, по их мнению, вполне сексуально полноценные, при этом порядочные люди и не соответствуют стереотипу о том, что только самые опустившиеся мужчины пользуются услугами коммерческого секса.

* Исследование выполнено в 2008-2010 гг. в рамках совместного проекта РОО СПСБН «Стеллит» и Йельского университета, США «Potential for HIV Transmission in Relationships of Drug-using Women in Russia» при поддержке Национальных институтов здравоохранения США. Соруководитель проекта — к.с.н. М.М. Русакова.

Данные качественных интервью с секс-работницами, их клиентами и ключевыми информантами (сотрудниками милиции, социальными работниками, врачами), проведенные в рамках наших исследований, не позволяют сформировать какой-либо отчетливый портрет клиентов уличных секс-работниц Санкт-Петербурга — клиентами могут быть мужчины различного возраста, достатка, семейного статуса. Профессиональная принадлежность потребителей также в основном не специфична, однако есть некоторые хорошо распознаваемые по внешнему виду профессиональные группы (работники транспортной сферы (водители такси и грузовиков, узнаваемые по типу автомобиля), студенты (как правило, младшего возраста), военные, строительные рабочие (в основном, центральноазиатского происхождения).

Данные исследования среди сотрудников промышленных предприятий также не позволяют говорить о каких-то специфических социально-демографических особенностях данной группы населения. Мужчины-потребители секс-услуг по сравнению с лицами, не имеющими такого опыта, несколько чаще относились к возрастной группе 26— 35 лет, однако уровень образования и семейный статус у этих групп был примерно одинаков. В то же время клиенты секс-работниц чаще мужчин, отвергающих наличие подобного опыта, сообщали о высокой частоте употребления алкоголя, перенесенных половых инфекциях, а также имели больше половых партнеров.

Исследование среди проституток Петербурга и Оренбурга показало, что и сами секс-работницы не выделяют каких-либо отличительных признаков у своих клиентов. По мнению проституток, значительная часть мужчин, пользующихся их услугами, находится в возрасте 30—40 лет (40 %), по меньшей мере 40 % состоят в зарегистрированном браке.

Согласно результатам количественного исследования 62-х клиентов уличных проституток в Санкт-Петербурге, типичным потребителем уличных секс-услуг является достаточно молодой мужчина в возрасте около 35-ти лет, имеющий постоянную регистрацию в Санкт-Петербурге, образование выше общего среднего, трудоустроенный, с доходом более 15000 руб. в месяц. Каждый четвертый находится в зарегистрированном браке или проживает в гражданском сожительстве. Значительна доля вдовцов, разведенных и проживающих отдельно от брачного партнера — в сумме 34 %.

Половая жизнь у таких мужчин в среднем началась в возрасте 17 лет, и в среднем через 8 лет состоялся первый оплачиваемый половой контакт. Мужчины имеют достаточно большое число половых партнеров (число их различных половых партнеров за всю жизнь составило в среднем 44 человека, из них проституток — 12), при этом в актуальный

момент времени (за последние 12 месяцев) большинство их половых партнеров (3 из 4-х) составляют именно проститутки.

Имеющиеся исследования, таким образом, убедительно показывают, что специфического «социального портрета» клиента проститутки не существует. По-видимому, более склонны покупать подобные услуги высокоактивные в сексуальном отношении мужчины, а также те, кто в силу жизненных или трудовых обстоятельств ограничены в общении с противоположным полом.

Фактически проституция представляет собой высоко диверсифицированную сферу оказания услуг. Базируясь на результатах опроса клиентов проституток, можно выделить несколько основных функций проституции в зависимости от удовлетворяемых мотивов клиента. Для изучения мотивов покупки секс-услуг нами был разработан список утверждений, респонденту предлагалось согласиться или отвергнуть утверждение (по 5-ти балльной шкале).

Основные ведущие мотивы потребления секс-услуг, обнаруженные по результатам нашего эмпирического исследования, следующие (табл. 1):

1) Психотерапевтический, релаксационный мотив — покупка секс-услуг «помогает расслабиться и забыть о проблемах». Это подтверждается и зарубежными исследованиями. Значительную часть оплаченного времени клиент может тратить просто на разговоры с секс-работницей, «поиск отдушины» (Kern 2000). Зарубежные эмпирические исследования показали, что контакты с проституткой воспринимаются многими клиентами как способ релаксации, снятия нервного и физического напряжения, проведения досуга, т. е. сексуальный контакт не самоценен и в некоторых случаях вполне может быть заменен другими формами досуга. Так же, как и любой другой совместный отдых, совместная покупка секс-услуг может становиться средством поддержания и укрепления дружеских и деловых контактов.

2) Прагматический способ снижения затрат на установление сексуальных взаимоотношений с противоположным полом («купить секс дешевле, чем тратиться на отношения с девушкой»; «люблю секс с женщинами, но мне не нужны серьезные отношения»). Проституция в данном случае рассматриваться как специальный сервис, позволяющий снизить прямые (собственно материальные) и косвенные (временные, эмоциональные и пр.) расходы на сексуальные отношения. При этом снижение косвенных затрат ничуть не менее важно: мужчины желают избежать сопутствующих обязанностей по отношению к женщине, от которых их освобождает плата за секс.

3) Проституция как собственно услуга по предоставлению сексуального контакта в желательной для клиента форме. В нашем исследовании

Таблица 1

Мотивы покупки секс-услуг по данным опроса клиентов (ранжированы в

порядке убывания)

Утверждение Средний балл по 5-ти балльной шкале N (%) частично или полностью согласных с утверждением

Секс с проституткой помогает мне расслабиться и забыть о проблемах 4.4 50 (80.6)

Купить секс дешевле, чем тратиться на отношения с девушкой, и это занимает гораздо меньше времени от знакомства до постели 4.3 52 (83.9)

Секс с проституткой делает мою сексуальную жизнь более разнообразной и яркой 4.2 51 (82.3)

Я люблю секс с женщинами, но мне не нужны серьезные отношения 4.2 50 (80.6)

С проституткой можно позволить себе в сексе то, что невозможно с женой / любовницей 4.2 49 (79.0)

Секс с проституткой привносит чувство новизны в мою сексуальную жизнь 4.2 49 (79.0)

Я предпочитаю пользоваться услугами молодых проституток 4 46 (74.2)

Секс с проституткой позволяет мне восполнить недостатки сексуальной жизни в браке 3.9 41 (66.1)

Проститутки — это женщины, которые относятся ко мне по-человечески 3.7 38 (61.3)

Я не исключаю, что у меня с проституткой могут возникнуть нормальные отношения 3.7 39 (62.9)

Я иду к проститутке, когда меня тянет на приключения 3.5 39 (62.9)

Среди проституток мне кажется, что меня уважают 3.3 25 (40.3)

В среде проституток я могу познакомиться с такими женщинами, иметь секс с которыми при других обстоятельствах у меня не было бы шансов 2.9 22 (35.5)

Проститутки не такие холодные и бесчувственные, как обычные женщины 2.4 13 (21.0)

Я слишком застенчив, чтобы знакомиться с обычными женщинами 1.7 7 (11.3)

Я недостаточно привлекателен для нормальных женщин 1.7 7 (11.3)

клиенты согласились с утверждениями, что проституция — это способ разнообразить и привнести новизну в сексуальную жизнь, получить те виды секса, которые невозможны в обычной жизни (например, секс с молодой женщиной). Отмечается, что данная сексуальная потребность далеко не всегда основана на физиологическом влечении. В современном обществе секс приобретает значение гигиенической процедуры типа чистки зубов, обливания водой или занятия физическими упражнениями (Щеглов 1990).

Иные мотивы, такие, как стремление испытать чувство риска («я иду к проститутке, когда меня тянет на приключения»), поиск психологической поддержки («проститутки не такие холодные и бесчувственные, как обычные женщины»; «среди проституток мне кажется, что меня уважают») и стремление обойти требования полового отбора («я слишком застенчив, чтобы знакомиться с обычными женщинами»; «я недостаточно привлекателен для нормальных женщин») оказались менее распространены.

Мы согласны с И.А. Голосенко в том, что «чисто физиологические потребности мужчин не являются определяющим моментом для существования проституции, которая возникает лишь тогда, когда мужчине выгоднее и проще удовлетворить половую потребность посредством купли сексуальных услуг и невозможности в силу конкретных индивидуальных причин удовлетворить ее в рамках семьи и брака» (Голосенко 1997: 14). Однако необходимо добавить, что половая потребность является не основной потребностью, удовлетворяемой посредством покупки сексуальных услуг.

Перечень из выделенных нами функций проституции, очевидно, не является исчерпывающим, а данные функции не являются полностью автономными. При покупке секс-услуг мужчинами обычно руководят сразу несколько мотивов; выражаясь рыночным языком, они покупают сразу комплект услуг.

Одним из перспективных направлений изучения спроса на секс-услуги является изучение норм потребления коммерческого секса. О том, что такие нормы существуют, говорят результаты исследования мужчин — клиентов проституток. Так, 51 % наших респондентов были убеждены, что большинство (более половины) российских мужчин имеют опыт покупки секс-услуг; 37 % полагали, что большинство их друзей покупали секс-услуги; 24 % — то же в отношении их коллег. Более 70 % частично или полностью согласились с утверждением, что в компании их друзей покупка секса — это естественное поведение. Реальная практика покупки секс-услуг в компании оказалась довольно распространена: 34 % покупали секс в компании с коллегами,

столько же — в компании с друзьями. Таким образом, покупка секс-услуг является для клиентов проституток нормальным, естественным поведением, формой проведения досуга, в том числе совместного — с друзьями и коллегами. Обращение к услугам проституток может рассматриваться и как собственно престижное потребление: как часть профессионального имиджа и маркер высокого социального статуса. Данный феномен в большей степени характерен для потребления дорогих и эксклюзивных, а соответственно и наиболее скрытых и трудных для эмпирического изучения секс-услуг: эскорт-услуг и услуг, предоставляемых в элитных салонах.

Заключение

Представленные данные позволяют сделать следующие выводы. Для России сегодня характерен относительно высокий спрос на коммерческие сексуальные услуги, при этом клиенты проституток не принадлежат к каким-либо специфическим возрастным или социальным группам. Фактически потребление секс-услуг может считаться одним из вариантов проявлений нормальной (в статистическом смысле) сексуальности. Объектом купли-продажи при предоставлении секс-услуг является не только и не столько секс как таковой, сколько возможность удовлетворения различных психологических потребностей, что также ведет к расширению группы потенциальных потребителей проституции. Стремление к обезличенному, рыночному типу сексуальных контактов связано в том числе с боязнью потери себя в «полноценных» отношениях с равной женщиной.

Сегодняшняя социальная ситуация в России характеризуется рядом особенностей, способствующих развитию проституции как рынка сексуальных услуг. Одним из основных факторов является процесс глобализации: относительная открытость границ и единое информационное пространство приводят к распространению как наилучших, так и наихудших практик, принятых в различных обществах. Организаторы проституции в России ориентируются на системы эффективного ведения секс-бизнеса, апробированные за рубежом, включая его информационную поддержку. Россия становится страной назначения для секс-работниц из других стран (в том числе из стран Африки, Азии и бывшего СССР), а российские проститутки находят работу за рубежом; развивается секс-туризм, и определенная доля российского секс-бизнеса переориентируется именно на иностранного потребителя.

Сопутствующее глобализации развитие внутренней и внешней миграции также привело к усугублению и «специализации» проституции, росту спроса в связи с затрудненной возможностью налаживания соци-

альных контактов для значительной части мигрантов и росту предложения за счет женщин из более бедных регионов.

Благодаря сети Интернет поиск и предложение секс-услуг максимально упростились. Что более важно, Интернет и другие средства массовой информации сегодня являются механизмом создания образцов и тиражирования моделей сознания и поведения. Использование сексуальных услуг нормализуется, что вкупе с расширением спектра форм предоставления секс-услуг и влиянием информационного пространства фактически формирует спрос на данные услуги.

При этом спрос на проституцию сегодня фактически не является объектом институционального и неформального социального контроля. Все это требует пересмотра системы социального контроля проституции и в первую очередь создания эффективной системы контроля спроса на проституцию.

Литература

Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика, 2006.

Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.

Дюркгейм Э. Социология преступности (Современные буржуазные теории). М.: Издательство «Прогресс», 1966.

Голосенко И.А. Российская социология проституции 1861—1917. СПб., 1997.

Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). СПб.: Петрополис, 1998.

Луман Н. Социальные системы. М.: Наука, 2000.

Щеглов Л.М. Секс — это нормально. Л.: Ленингр. ком. литераторов ЭТС «Экслибрис», 1990.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. СПб.: «Азбука-классика», 2009.

Aral S. O, St. Lawrence J. S, Dyatlov R., Kozlov A. Commercial sex work, drug use, and sexually transmitted infections in St. Petersburg, Russia // Social Science & Medicine. 2005. Vol. 60. Issue 10. May. Pp 2181-2190.

Barry K. The Prostitution of Sexuality. New York and London: New York University Press, 1995.

Bullough V. L, Bullough B. Women and Prostitution: A Social History. Buffalo: Prometheus Books, 1987.

Davis K. Reproductive Institutions and the Pressure for Population. 1937.

Kern R. Where's the action? Criminal motivations among the prostitute clients. Nashville, Tennessee: Vanderbilt University. 2000.

Mansson S-A. Men's practices in prostitution and their implications for social work. [www.sisyphe.org/IMG/doc/Men_practices.doc]. Дата обращения: 10.11.2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.