Научная статья на тему 'Потребительское поведение студенчества как фактор формирования жизненных стратегий'

Потребительское поведение студенчества как фактор формирования жизненных стратегий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1062
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СТИЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / СТУДЕНЧЕСКОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тумалева Екатерина Евгеньевна

Исследуется потребительское поведение студенчества как фактор формирования жизненных стратегий. Предпринята попытка выявить на основе данных исследования некоторые специфические стили студенческого потребления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer Behaviour of Students as a Factor of Forming Life Strategies

The article investigates the consumer behaviour of students as a factor of forming life strategies. An attempt is made to identify some specific styles of students' consumption on the basis of the research data.

Текст научной работы на тему «Потребительское поведение студенчества как фактор формирования жизненных стратегий»

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

УДК 316.346.3-053.6(045) Е.Е. Тумалева

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСТВА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

Исследуется потребительское поведение студенчества как фактор формирования жизненных стратегий. Предпринята попытка выявить на основе данных исследования некоторые специфические стили студенческого потребления.

Ключевые слова: потребительское поведение, стили потребления, жизненные стратегии, студенческое потребление.

Объединенная достаточно условными возрастными характеристиками, современная российская молодежь не может быть представлена как единая социальная группа по таким признакам, как ценностные ориентации, стиль жизни, духовные потребности, материальные возможности и ряд других.

Из-за увеличения времени досуга в обществе и одновременного повышения интереса к стилю жизни как детерминанты социальной общности потребление превратилось в важный аспект социологического изучения. Потребление стало социально-культурной характеристикой, напрямую связанной с образом и стилем жизни, конструированием будущего.

Исследование направлено на выявление семантической рефлексии понятия «студенческий стиль потребления», а также ценностных ориентаций в конструировании будущего через анализ мнений, полученных методом написания эссе на заданную тему. Методологически в написании эссе используется метод «неоконченных предложений», давно и успешно применяемый в социологии [3. С.82]. Для того чтобы сформировать мнение респондентов о семантической рефлексии понятия «стиль студенческого потребления», предлагалось ответить на вопрос: «Студенческий стиль потребления -это...». Для выявления ценностных ориентаций в конструировании будущего - ответить на вопрос: «Через 5-10 лет у меня будет.». Помощь в виде наводящих вопросов не оказывалась.

Было проанализировано 17 эссе студентов четвертого курса обучения. Из них 11 респондентов (10 девушек, один юноша) обучаются на гуманитарном факультете, 6 респондентов (5 юношей, одна девушка) - на техническом. Данная выборка позволяет охватить большой спектр стилей студенческого потребления, учитывая гендерный аспект, профиль факультета.

Эссе респондентов были различны по объему: от коротких высказываний до полноценного сочинения в 2-3 страницы. При применении стратегии сбора данных, основанной на методе неоконченных предложений, внимание акцентировалось на репрезентации респондентами определенных установок относительно студенческого стиля потребления, ценностных ориентаций в конструировании будущего. Интерес представляла семантическая наполнен-

ность пространства понятий. Полученные результаты были проанализированы при помощи качественных методов исследования.

Заканчивая предложение «Студенческий стиль потребления - это...», студенты по-разному подходили к стоящей перед ними задаче. Кто-то вкладывал в это понятие совокупность признаков, отличительных черт стиля студенческого потребления:

«Стремление гнаться за модой, ориентация на рекламу, маркированность той группы, в которой человек состоит или которой хочет принадлежать » (студент гуманитарного факультета, юноша).

Часть респондентов раскрыла предложенное определение как процесс, набор практик. Давались и категориальные определения стиля студенческого потребления:

«"Антинакопительная " экономика» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Преимущественно студенты технического факультета говорили о стиле студенческого потребления как о потреблении знаний и профессиональных навыков:

«Потребление знаний, которые в дальнейшем дадут нам приоритет в жизни» (студент технического факультета, юноша).

Некоторые, не описывая студенческий стиль потребления в общем, говорили о своем собственном:

«Могу описать свой стиль потребления как студентки: мои стипендия и з/п тратятся в тот же день, когда появляются на карточке... » (студент гуманитарного факультета, девушка).

Таким образом, можно говорить о достаточной семантической наполненности понятия «студенческий стиль потребления» в представлении современных студентов. Разнообразие подходов, способов описания этого феномена свидетельствует о том, что стиль потребления для нынешних студентов является важным элементом повседневных практик, образа жизни в целом.

Рассуждая о стиле студенческого потребления, многие респонденты затрагивали финансовую составляющую потребительского поведения современного студента:

«Стиль - потребление товаров и услуг в рамках финансовых возможностей» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Следовательно, ведущим фактором формирования потребительских стилей является экономический статус человека, то есть его финансовые возможности для реализации тех или иных потребительских практик. Респонденты подробно рассказывают в своих эссе о том, куда они расходуют деньги, причем более детально о своих тратах говорят студенты, приехавшие учиться из других городов и деревень:

«У живущих отдельно от родителей студентов потребление направлено больше на «выживание»: продукты, жилье, проезд. Понятно, что на удовольствия денег остается меньше» (студент гуманитарного факультета, девушка).

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

Местные студенты также достаточно подробно рассказывают о своих тратах. Многие описывают свой собственный стиль потребления:

«В этот стиль входят различные предпочтения студентов: книги, музыка, еда, напитки, одежда...» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Налицо довольно однородный набор трат современных студентов независимо от пола, профиля обучения: образовательная литература, одежда, косметика (девушки), развлечения, напитки, еда, музыка, проезд. Таким образом, подтверждается специфичность студенчества как особой социальной группы, имеющей собственный стиль потребления. Респонденты в своих эссе указывают и источники средств, позволяющих им осуществлять потребительские практики:

«Деньги на «карманные расходы», полученные из родительского кошелька, случайно подвернувшиеся заработки, возможные с твоим «неполным в/о» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Конечно, многие студенты старших курсов, несмотря на очную форму обучения, имеют постоянную работу, но чаще всего источниками финансовых средств молодых людей являются деньги родителей, стипендия и случайные заработки, что подтверждается результатами исследования на тему «Социальный портрет студенчества Удмуртской Республики» (Исследование государственного учреждения Удмуртской Республики по делам молодежи «Аналитическое бюро», 2003 год. Авт. коллектив: С.Ю. Демиденко, О.С. Макарова, Д.С. Хорькова Редакционная коллегия: А.С. Лещинский, Е.А. Лапина). По данным исследования, в общей структуре дохода студентов на первом месте находится помощь родителей - 85,10%, на втором месте - стипендия (50,4%), а на третьем - разовые подработки (23,7%).

Однако студенческое потребление в некоторых эссе рассматривается не только как номинальная трата денег, но и как символическая практика. Респонденты приписывают современным студентам статусное потребление:

«... потребление вещей-статусов, развлечений. Сиюминутное, не предполагающее инвестиций. Потребление впечатлений, ощущений» (студент гуманитарного факультета, девушка);

«Интенсивное потребление новых вещей, образов новых вещей или вообще новых образов» (студент гуманитарного факультета, юноша).

Статусное потребление отображает высокие социальные запросы студенческой молодежи, ее потребность в высоком социальном статусе, повышенный уровень притязаний. И символическое и номинальное потребительское поведение студентов характеризуется респондентами как максималистское, активное, направленное на получение удовольствия. Данные особенности студенческого стиля потребления респонденты объясняют значимым влиянием на студентов социального окружения, ориентацией на специфические референтные группы, возрастом, молодостью. При этом отмечается, что с окончанием периода студенчества стиль потребления меняется. Даже студенты старших курсов в значительной степени отличаются от студентов пер-

вого, второго курсов обучения специфическими особенностями потребительского поведения:

«На последних курсах достаточно трудно говорить о собственно студенческом стиле, скорее формируется профессионально-статусный стиль» (студент гуманитарного факультета, юноша).

Это вполне естественно, так как с окончанием обучения в вузе меняется круг общения, окружение, присваиваются новые социальные роли и практики.

Многие респонденты в своих эссе освещали вопрос временной ориентации студенческого стиля потребления. Обозначились две стратегии: ориентация на «жизнь здесь и сейчас» и стратегия, отражающая теорию человеческого капитала Беккера, то есть ориентация на будущее:

«Пора студенчества - тот период в жизни, когда человек может планировать свое будущее и получать необходимые знания, средства для реализации намеченных планов» (студент гуманитарного факультета, девушка);

«Получение максимума от каждого дня - живут одним днем» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Примечательно, что респонденты, говорящие об ориентированности студенческого стиля потребления на будущее, связывают его в первую очередь с потреблением знаний. Таким образом, образование становится основой инвестиций в человеческий капитал в рамках потребительского поведения студентов.

Потребительское поведение студенчества как фактор формирования жизненных стратегий рассматривалось респондентами в процессе презентации их собственных жизненных целей, стратегий и ценностей. Наряду с предложением «Студенческий стиль потребления - это.», респондентам предлагалось закончить предложение «Через 5-10 лет у меня будет.». Исходя из того, что последовательность перечисляемых феноменов соответствует их ценности и важности для респондентов, можно выстроить полноценную иерархию ценностей и жизненных стратегий современного студенчества.

Первую позицию в иерархии ценностей будущего и соответственно жизненных стратегий занимает семья. Респонденты довольно подробно описывают состав своей будущей семьи, взаимоотношения членов семьи:

«У меня будет красавица-жена, умница сын. И самое главное обеспеченные на старость родители» (студент технического факультета, юноша) ;

«Муж и дети, желательно двое детей» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Семья как ценность первого порядка называется большинством респондентов вне зависимости от пола и профиля обучения. Таким образом, статусные позиции, социальное положение и самоидентификация, обеспечивающиеся наличием семьи, являются своеобразными символическими аспектами потребительского поведения студентов.

Вторым по списку приоритетов на будущее большинство респондентов назвали работу, но удовлетворенность работой поставили лишь на третье место в иерархии ценностей. Интересен тот факт, что студенты технического факультета имеют более четкие представления о будущей сфере занятости, в

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

то время как у студентов гуманитарного факультета они не сформированы, и у некоторых респондентов-гуманитариев есть опасения за будущую профессиональную деятельность:

«Через 5-10 лет у меня будет хорошая достойная работа в области сварки» (студент технического факультета, юноша);

«Дело в том, что я не чувствую уверенности в моей специальности, совершенно не знаю, где я буду работать. Хотелось бы работать по той профессии, на которую учусь, но очень сильно сомневаюсь» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Несмотря на несформированность представлений о будущей профессиональной деятельности у части респондентов, практически все через 5-10 лет видят себя людьми, имеющими достаточно высокий уровень дохода и качества жизни. При этом многие отмечают в своих эссе, что с изменением уровня дохода изменится и стиль их потребления:

«Через 5-10 лет я буду уже зарабатывать хорошие деньги и жить отдельно от родителей. А значит, придется планировать бюджет, деньги придется тратить не только на себя, но и на покупку еды, оплату кварти-ры...Я стану более рациональной, а потребление - более планируемым» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Планируя свое будущее, нынешние студенты выстраивают стратегии потребления, которые, по их мнению, будут оптимальны через 5-10 лет, сравнивая их со своим нынешним стилем потребления. Уже сейчас планируются инвестиции в образование будущих детей. Ценность образования как объекта потребления является весьма значимой и транслируется стратегиями планируемого родительского поведения. Таким образом, потребительское поведение студентов выступает в качестве отправной точки к формированию жизненных стратегий.

Как таковое наличие работы и высокий доход представляются современным студентам недостаточными для полноценной профессиональной активности:

«Хорошая, высокооплачиваемая работа, которая мне будет нравиться» (студент технического факультета, юноша);

«Очень хотелось бы, чтобы работа была не только источником дохода, но и своего рода хобби, а не обязательством» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Желаемые профессиональные стратегии, намеченные на будущее, в значительной степени перекликаются с нынешним стилем потребления студентов, ориентированным на как можно более полное удовлетворение своих потребностей, получение удовольствия от любой деятельности.

Примерно на одном уровне с ценностью высокого уровня дохода стоит ценность собственного жилья, что естественно, так как это взаимозависимые аспекты стиля потребления. Студенты ориентированы на организацию домохозяйства отдельно от родителей. Такая жизненная стратегия широко распространена в современном российском обществе, и респонденты уже четко представляют себе пути реализации намеченных целей. Нынешние студенты,

планируя свое будущее, воспроизводят ценностные ориентации, жизненные стратегии и потребительское поведение, принятые в обществе. Наряду с желанием иметь отдельное жилье, респонденты уверенно заявляют о том, что в ближайшие 5-10 лет они будут владеть собственной машиной и определенным набором материальных благ. Здесь также можно указать на воспроизводство моделей поведения, стиля потребления, который транслируется средствами массовой коммуникации, референтными группами современных студентов, их окружением.

Важны для современных студентов и образовательные достижения: «диплом», «степень кандидата наук», «два высших образования» стоят в иерархии ценностей на следующей после материальных благ ступени. Респонденты рассматривают высшее образование, полученные знания и статусные позиции, как оказалось, с точки зрения теории человеческого капитала Беккера:

«Пора студенчества - тот период в жизни, когда человек может планировать свое будущее и получать необходимые знания, средства для реализации намеченных планов» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Участие в образовательном процессе является важной составной частью потребительского поведения современных студентов, неотъемлемым фактором формирования жизненных стратегий. Выбор стратегии получения высшего образования у современных студентов имеет неоднозначную смысловую наполненность: с одной стороны, это получение необходимых знаний и умений, а с другой - формальное обладание дипломом о высшем образовании. «Квалификационные сертификаты все менее достаточны и одновременно все более необходимы, чтобы добиться желанных, но столь немногочисленных рабочих мест» [1. С.250].

Некоторые респонденты указали в качестве намеченных планов на ближайшие 5-10 лет смену места жительства - переезд в другой город и даже смену гражданства. В основном мотивы столь резких изменений в устое жизни нынешних студентов связаны с их будущей профессиональной деятельностью: «Другое гражданство и возможность проживания, работы за рубежом» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Ориентация на окружение, социальные связи, сохранение дружеских отношений также важны для части респондентов. Другая часть прогнозирует существенную смену круга общения через 5-10 лет. Анализ эссе не дал специфических стилей потребления в зависимости от пола респондентов. Как юноши, так и девушки ориентированы на семью, профессиональную занятость и высокий уровень дохода. Они осознают ценность высшего образования и необходимость иметь диплом.

Можно попытаться выделить некоторые стилистические особенности потребительского поведения студентов, опираясь на специфические стратегии потребления. К примеру, стиль студентов, воспринимающих знания, культурный капитал, полученные в университете как инвестиции в будущее, как особую форму потребления, может быть условно назван «рациональным». Чаще о подобных составляющих студенческого стиля потребления в своих эссе упоминали студенты технического факультета.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 1

Присутствует в эссе и описание противоположных особенностей студенческого стиля потребления:

«Стиль отличается гедонизмом, стремлением как можно больше денег потратить на себя, удовольствия, развлечения» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Данный стиль студенческого потребления можно назвать «максималистским». Этот максимализм сродни романтизму, выделенному в качестве основной характеристики современных молодых людей М.В. Лисаускене в ходе исследования основных ценностей, жизненных стереотипов и моделей поведения «поколения next». Исследователь говорит о «романтиках» потребления как о независимых, целеустремленных индивидуалистах, приверженцах коммуникативной свободы, раскрепощенных, самоуверенных и амбициозных молодых людях [3. C.115].

Еще один стиль студенческого потребления, который можно выделить на базе проведенного исследования, «спонтанный». Во многих эссе потребительское поведение характеризуется как спонтанное, сиюминутное:

«Вообще-то, покупки я чаще всего совершаю стихийно, не особо задумываясь, что после этого у меня не будет денег и так ли нужна мне данная вещь» (студент гуманитарного факультета, девушка).

Таким образом, по результатам исследования удалось наметить возможные стили студенческого потребления, обладающие специфическими особенностями: «рациональный», «максималистский» и «спонтанный».

«Рационалистами» можно назвать студентов, воспринимающих знания, культурный капитал, полученные в университете как инвестиции в будущее, как особую форму потребления. Среди них распространены целевые установки на получение второго высшего образования, ученой степени. «Рационалисты» планируют приобщить к потребительским стратегиям в сфере образования своих будущих детей. Они склонны конструировать свои будущие жизненные и потребительские стратегии более детально, чем другие студенты, вплоть до выбора практики ипотеки для покупки квартиры. Они ориентированы на поддержание социальных связей и контактов.

«Максималисты» обладают рядом специфических особенностей, таких как стремление к неограниченному финансовыми средствами потреблению, полное удовлетворение своих потребностей, в какой-то мере гедонизм, ориентированность на развлечения и удовольствия. Они коммуникативны, амбициозны. В профессиональной сфере стремятся также к удовлетворенности в работе как с финансовой, так и с психологической, статусной точек зрения. Для них более приемлема работа-хобби, неполный рабочий день.

«Спонтанные потребители» отличаются некоторой необдуманностью своих потребительских практик. Неумение рационально распределить свой бюджет, спланировать необходимые покупки и отказаться от ненужных они объясняют отсутствием опыта и особой необходимости в данных практиках, так как живут в основном за счет родителей. Однако девушка-респондент, определившая свой стиль потребления как «спонтанный», указала, что единственная планируемая ее трата - это оплата обучения. Таким образом, часть

студентов, практикующих спонтанный стиль потребления, четко осознают для себя важность и оправданность потребления в сфере образования, инвестиций в свой культурный капитал.

Необходимо подчеркнуть, что в современной социологической теории не существует общепризнанной универсальной классификации стилей студенческого потребления. Выявление стилей в общем и стилей потребления в частности является сложной задачей. Полученный результат является конструктом, зависящим от реальных практик потребления, изученных в ходе исследования. Однако он может быть использован для дальнейших, более глубоких исследований, направленных на изучение потребительских стратегий

студенческой молодежи, структуры и стилей потребления студенчества.

* * *

1. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну. М.: Наука, 2000.

2. Лисаускене М. В. Поколение next - прагматичные перфекционисты или романтики потребления // Социс. 2006. №4.

3. Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. М.: Инфра-М, 1998.

Поступила в редакцию 15.01.09

E.E. Tumaleva, student

Consumer Behaviour of Students as a Factor of Forming Life Strategies

The article investigates the consumer behaviour of students as a factor of forming life strategies. An attempt is made to identify some specific styles of students' consumption on the basis of the research data.

Тумалева Екатерина Евгеньевна

ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»

426034, Россия, г. Ижевск,

ул. Университетская, 1 (корп. 6)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.