Научная статья на тему 'Потребительский риск: здоровье, деньги, душевное равновесие'

Потребительский риск: здоровье, деньги, душевное равновесие Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2009
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РИСК / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РИСК / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РИСК / HUMAN POTENTIAL / CONSUMER BEHAVIOR / CONSUMER RISK / ECONOMIC RISK / PHYSIOLOGIC RISK / PSYCHOLOGICAL RISK

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Василенко Ольга Викторовна

Опираясь на опыт зарубежных и отечественных исследователей и используя данные собственного социологического исследования, проведенного в Волгограде, автор рассматривает экономический, физиологический и психологический потребительские риски. В статье дается определение и рассматриваются особенности потребительского рискового поведения региональных потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительский риск: здоровье, деньги, душевное равновесие»

УДК 316.342.6

О. В. Василенко

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РИСК: ЗДОРОВЬЕ,

ДЕНЬГИ, ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Аннотация. Опираясь на опыт зарубежных и отечественных исследователей и используя данные собственного социологического исследования, проведенного в Волгограде, автор рассматривает экономический, физиологический и психологический потребительские риски. В статье дается определение и рассматриваются особенности потребительского рискового поведения региональных потребителей.

Ключевые слова: человеческий потенциал, потребительское поведение, потребительский риск, экономический риск, физиологический риск, психологический риск.

Abstract. Based on domestic, foreign scientific experiences and own sociological research the author has examined economic, physiologic and psychological consumer risks. The article has been defined consumer risk behavior of regional consumers. Keywords: human potential, consumer behavior, consumer risk, economic risk, physiologic risk, psychological risk.

Потребительские риски до сих пор остаются наименее исследуемой проблемой, несмотря на то, что именно они касаются интересов обычных людей. Отечественные и зарубежные публикации главным образом отвечают интересам бизнес-элиты и посвящены изучению рисков потребительского кредитования, где акцент делается на минимизации потерь на рынке потребительских кредитов, хотя появляются и немногочисленные работы, касающиеся потребительских рисков других социальных групп. Так, в своей статье «Классификация рисков в личном потреблении» Н. И. Готлиб рассмотрела современный потребительский риск для простых потребителей.

Понимая под потребительским риском наличие различного рода факторов, которые не дают возможность человеку выступить в роли потребителя, автор рассматривает основные причины возникновения подобной проблемы, выделяя два основных вида рисков: физический (физиологический) и экономический, или имущественный [1, с. 139].

Соглашаясь в целом с Н. И. Готлиб в том, что в центре потребительской сферы находится потребитель, считаем целесообразным обратить на него более пристальное внимание при изучении современных потребительских рисков. Под потребительским риском мы понимаем потерю части человеческого потенциала (здоровья, душевного равновесия, денег), наступившую после осуществления потребительского поведения без должного осмысления реальной ситуации и оценки будущих результатов. При этом такое поведение будем считать потребительским рисковым поведением. На основе приведенных определений приходим к выводу, что потребительские риски возникают в результате приобретения некачественного товара, услуги, лекарств и образуют следующую классификацию: экономический - риск потери определенной суммы денег; психологический - вероятность потери душевного равновесия и неудовлетворенность в результате покупки; физиологический - риск, включающий угрозу ухудшения состояния здоровья.

Чтобы выявить специфические черты потребительского рискового поведения региональных потребителей, в июне 2008 г. при непосредственном участии автора было проведено социологическое исследование методом анкетирования, в котором приняли участие 400 человек (жители г. Волгограда и Волгоградской области). В исследовании использовался маршрутно-квотный тип выборки (квоты по полу, возрасту, образованию).

Для изучения потребительского риска выделялись следующие индикаторы: наиболее актуальные риски для современных потребителей, активность в борьбе за преодоление негативных последствий рисков, степень готовности потребителей к рискам.

Для изучения наиболее актуальных рисков респондентов попросили ответить на вопрос: «Из-за чего Вы больше всего расстроитесь при покупке некачественного продукта?».

По полученным данным, 51,7 % опрошенных расстроятся из-за угрозы потери здоровья, 12,7 % - из-за потери денег и 12,7 % - из-за обмана со стороны продавца. Таким образом, респонденты признают, что состояние здоровья является более приоритетной сферой, чем деньги, с учетом, что психологическое равновесие не менее актуально для потребителей, чем экономическое благополучие.

16,1 % опрошенных отметили, что их может расстроить больше всего отсутствие возможности использовать приобретенный товар, т.е. их беспокоит чувство неудовлетворенности произведенным действием - покупкой.

Физиологический риск является наиболее приоритетным вне зависимости от личностных характеристик респондентов. Экономический риск наиболее актуален для женщин старшей возрастной группы с низким уровнем дохода. Несмотря на то, что психологический риск занимает второе место по значимости, он беспокоит в основном мужчин с высоким уровнем дохода.

Итак, опрошенные региональные потребители больше обеспокоены состоянием своего здоровья, причем как физиологического, так и психологического, чем риском потери денег. Для уточнения субъективной оценки респондентов мы задали вопрос о том, что заставит современного потребителя отстаивать свои права на покупку качественных товаров. Данный индикатор отражает реальную актуализацию трех представленных сфер: экономическую (потеря крупной суммы денег), физиологическую (угроза здоровью после потребления некачественного продукта), психологическую («хамство» персонала магазина).

Так, по результатам исследования, 40,3 % респондентов основной причиной обращения с жалобой называют потерю крупной суммы, 37,9 % - угрозу состоянию здоровья, 14,9 % - хамство со стороны персонала (рис. 1).

Таким образом, видно, что при необходимости для потребителя осуществлять конкретные действия уже не физиологический, а экономический фактор выходит на первые позиции. Выше же при определении актуальных рисков респонденты экономическому фактору отводили менее заметное место. Почти для половины респондентов финансовая составляющая является определенно важнее, чем психологическое равновесие и здоровье. Стоит отметить, что физиологический риск значительно уступает прочим как наиболее важная причина отстаивания своих прав на качественную покупку.

Рис. 1 Актуализация потребительских рисков

Таким образом, современный потребитель в повседневной жизни сталкивается с различными потребительскими рисками. По субъективной оценке респондентов, наиболее актуальным является риск потери здоровья, что говорит о признании здоровья наиболее важным фактором успешной деятельности. Но практика потребления показывает, что экономический риск остается наиболее актуальным, т.к. именно из-за потери денег человек будет принимать активную потребительскую позицию. И даже психологическое равновесие, которое признавалось потребителями действительно важной сферой, не конкурирует с экономическим благополучием.

Актуальность всех представленных рисков в потреблении современного гражданина формирует проблему реальных действий современных потребителей в условиях риска. Каждый индивид, столкнувшись с некачественным товаром, может либо активно отстаивать свои права, обратившись в суд, написав жалобу, или принять пассивную позицию и не обратить внимания на данный инцидент.

По результатам исследования половина опрошенных респондентов (51,7 %) при приобретении некачественного товара принимают пассивную рисковую позицию и выкидывают такой товар, 36,4 % респондентов представляют активную часть потребителей, которые продолжают отстаивать свои права на покупку качественной продукции. Интересно, что женская гендерная группа более активна, чем мужская. Так, 50,0 % женщин возвращают товар обратно в магазин, а большинство респондентов-мужчин (58,4 %) просто выкидывают некачественный товар.

Среди потребителей, которые отстаивают свои права, 30,9 % признались, что магазин заменил им товар после первого же требования; 11,9 % звонили в комитет по защите прав потребителей, а 11,0 % вообще прекращали дальнейшую борьбу в случае отказа удовлетворить их требования.

Среди основных причин, в результате которых потребитель перестает бороться за свои права, 28 % опрошенных назвали «отсутствие свободного времени», 14,4 % - бюрократическую волокиту при оформлении жалобы. По 5 % набрали варианты «лень», «отсутствие веры в успех» (рис. 2).

Таким образом, результаты исследования показали пассивную жизненную позицию современных потребителей. Это объясняется не столько специфическими особенностями российского менталитета, сколько отсутствием грамотного законодательства, в котором процедуры отстаивания своих прав и наказания продавцов и производителей были бы быстрыми и легкими в осу-

ществлении. Даже те потребители, которые возвращали некачественный товар обратно в магазин, признались, что после отказа в обмене товара в большинстве случаев переставали бороться дальше. Можно предположить, что колоссальный ритм современной жизни не позволяет вступать в длительные разбирательства, заставляя потребителей «махнуть рукой» на свои права и дать возможность продавцам продолжать обманывать остальных.

30% -25% -20% -15% -10% -5% -0% -

И, наконец, необходимо определить степень готовности современного российского регионального потребителя к риску.

Известный социолог, исследователь общества риска Э. Гидденс имеет двоякую точку зрения на проблему готовности к риску. Так, он считает, что готовность идти на риск - это необходимое условие современной жизни, в подтверждение чему пишет: «... готовность идти на риск - это непременное условие захватывающих приключений - достаточно вспомнить об удовольствии, которые некоторые получают от риска, связанного с азартными играми или быстрой ездой.» [2, с. 40]. Признавая позитивную сторону общества риска, Э. Гидденс отмечает, что существуют риски, которые мы стараемся свести к минимуму, к ним относится риск, связанный со здоровьем. Для того чтобы уберечь себя от таких рисков, западные потребители постоянно оценивают будущие прибыли и убытки и активно используют возможности страхования. Стоит отметить, что существуют сферы, где не всегда можно воспользоваться страховкой и необходимо проявлять свою собственную бдительность. Такой сферой является потребление. Так, например, возможно застраховать машину, но сам процесс покупки машины застраховать невозможно. Такая ситуация требует ответственности и чувства взаимного доверия со стороны производителя, продавца и потребителя. Данные субъекты заинтересованы в продуктивном сотрудничестве, что не всегда понимается и принимается современными российскими рыночными субъектами.

Степень готовности к риску, которая отражает чувство ответственности потребителя перед самим собой и своими близкими, выявлялась с помощью следующей шкалы: высокая, средняя, низкая. Низкую степень готовности определяли как слабо выраженную ориентацию на наличие определенного потребительского риска и на необходимость соотносить свои действия с современными реалиями и будущими последствиями. Средняя степень характерна

Отсутствие

свободного

времени

Бюрократическая

волокита

Лень

Отсутствие веры в успех

Рис. 2 Причины пассивной потребительской позиции

для потребителей, которые признают наличие определенных рисков, но отстаивают свои права крайне редко. Высокая степень готовности к риску характерна для потребителей, которые обеспокоены своим благополучием, имеют негативный опыт столкновения с подобными ситуациями и не хотят рисковать своим здоровьем, деньгами и благополучием, в результате чего соотносят свою потенциальную покупку с будущими последствиями.

Какова же готовность современных региональных потребителей к различного рода рискам? Чтобы это выяснить, респондентам было предложено ответить на вопрос: «Задумываетесь ли Вы о возможной опасности при покупке товаров и услуг?». При потреблении товаров большинство респондентов демонстрируют среднюю готовность к рискам. Высокая степень готовности проявляется в сфере потребления услуг, в которой на первый взгляд не возникает условий для большого риска потери здоровья, денег и благополучия. Так, 23,7 % респондентов при потреблении услуг не задумываются о какой-либо опасности. Вместе с тем реальная ситуация демонстрирует примеры потери здоровья волос, кожи, зубов и др., а также денег при пользовании парикмахерскими, медицинскими, сантехническими и прочими услугами. Это свидетельствует об отсутствии потребительского опыта в частности и потребительской культуры в целом у современных потребителей.

При потреблении лекарственных препаратов наблюдается приоритет высокой степени готовности к риску, что, скорее всего, свидетельствует о негативном опыте покупки лекарств или наличии информации о подобных случаях.

Для изучения различных сторон готовности современных потребителей к риску задавался вопрос: «Приобрели бы Вы уцененные продукты питания, если бы их срок годности истекал?». Так, согласно результатам исследования

49,2 % опрошенных выбрали вариант «скорее нет, чем да», 37,3 % - «нет». Итак, большинство респондентов не склонны рисковать своим состоянием здоровья, однако стоит отметить, что 8,5 % респондентов при изменении ситуации пойдут на риск ради экономии денег, что подтверждает высокую степень значимости экономической составляющий человеческого капитала для современных потребителей в противовес физиологической. Таким образом, экономическое благополучие подчас берет верх над голосом разума и заставляет человека идти на неоправданный риск.

Наиболее рискующую группу населения волгоградского региона составляют люди 36-45 лет со средним уровнем дохода, здесь 18,8 % скорее пойдут на такой риск, чем нет. Наибольшую степень заинтересованности в безопасности показывают респонденты с высоким и низким уровнем дохода в возрасте от 25 до 36 лет.

Таким образом, современный региональный потребитель сталкивается с потребительскими рисками, среди которых наиболее актуальными являются прежде всего экономический риск, а затем риск потери здоровья. Большинство потребителей демонстрируют пассивную позицию при приобретении некачественного товара или услуги. Стоит отметить, что они не готовы бороться с возникшим риском и в большинстве своем демонстрируют потребительское рисковое поведение. Для улучшения данной ситуации, минимизации потребительских рисков необходимо использовать различные механизмы борьбы с ними. Среди них ученые выделяют следующие: административные, нормативные, правовые, экономические. К сожалению, в современных российских условиях этого явно недостаточно. Помимо изменения законодательных норм

и административных наказаний необходимо изменить сознание конкретных людей. Даже самый действенный закон не поможет справиться с потребительским риском, если каждый человек в независимости от его экономической роли (потребитель, продавец, производитель) не будет нести ответственность за свои действия.

1. Готлиб, Н. И. Классификация рисков в личном потреблении / Н. И. Готлиб // Социс. - 1999. - № 8. - С.139-141.

2. Гидденс, Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь : пер. с англ. / Э. Гидденс. - М. : Весь мир, 2004. - 120 с.

университет E-mail: suewa@mail.ru

УДК 316.342.6 Василенко, О. В.

Потребительский риск: здоровье, деньги, душевное равновесие /

О. В. Василенко // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2009. - № 1. - С. 38-43.

Список литературы

Василенко Ольга Викторовна

аспирант,

Волгоградский государственный

Vasilenko Olga Viktorovna

Graduate student, Volgograd State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.