Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
184
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ПРАВО / ЗАЩИТА / НАРУШЕНИЕ ПРАВ / МЕДИЦИНА / ПАЦИЕНТ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Цхурбаева Ф.Х., Кудзаев Б.А., Кудзаева Т.К.

Судебной практикой выработана устойчивая модель защиты прав потребителя (пациента), чего нельзя сказать о защите прав медицинских работников. Особого внимания заслуживают несовершенство договорных отношений и финансовых вопросов, которые реализуются по принципу «Сам себе бухгалтер». В статье рассмотрена ситуация, связанная явлением «потребительский экстремизм», а также сформулированы предложения, способные улучшить обеспечение правовой защиты врачей-стоматологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER EXTREMISM IN DENTAL PRACTICE

Judicial practice has developed a stable model for protecting the rights of a consumer (patient), which cannot be said about protecting the rights of medical workers. Particular attention should be paid to the imperfection of contractual relations and financial issues, which are implemented according to the principle "I am an accountant". The article examines the situation associated with the phenomenon of "consumer extremism", also formulates proposals that can improve the provision of legal protection for dentists.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ»

УДК 346.9

Цхурбаева Ф.Х.

д.э.н., профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВО Горский ГАУ (г. Владикавказ, Россия)

Кудзаев Б.А.

студент 5 курса стоматологического факультета Северо-Осетинская государственная медицинская академия

Минздрава России (г. Владикавказ, Россия)

Кудзаева Т.К.

студентка 6 курса лечебного факультета Северо-Осетинская государственная медицинская академия

Минздрава России (г. Владикавказ, Россия)

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ В СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Аннотация: судебной практикой выработана устойчивая модель защиты прав потребителя (пациента), чего нельзя сказать о защите прав медицинских работников. Особого внимания заслуживают несовершенство договорных отношений и финансовых вопросов, которые реализуются по принципу «Сам себе бухгалтер».

В статье рассмотрена ситуация, связанная явлением «потребительский экстремизм», а также сформулированы предложения, способные улучшить обеспечение правовой защиты врачей-стоматологов.

Ключевые слова: экстремизм, право, защита, нарушение прав, медицина, пациент.

«Потребительский экстремизм» квалифицируется в современной литературе, как использование пациентом своих законных прав для недобросовестного получения от лечебно-профилактических учреждений определенной медицинской услуги на безвозмездной основе [4].

В медицинской практике это приобретает особую значимость, которая формируется в первую очередь в рамках профессиональной ответственности врачей и высокой стоимости оказываемых услуг [5,С.10].

Количество пациентов, готовых пожаловаться на оказание некачественной медицинской услуги растет с арифметической прогрессией. Для медицинских учреждений это грозит не только потерей репутации, но и перекрытием потока пациентов. Практика показала, что только один проигранный судебный процесс медицинским учреждением может обеспечить ему банкротство [8. - С.25].

Этому способствует также несовершенство законодательства, где в настоящее время еще не дано четкого определения категории «потребительский экстремизм» [7, С.35]. Незащищенность законодательно обуславливает незастрахованность медицинских учреждений от действий недисциплинированных пациентов.

Однако, из положений, сформулированных в статье 10 ГК РФ, во взаимосвязи со статьей 159 УКРФ, мы можем определить категорию «потребительский экстремизм» как «действия потребителей, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред предпринимателю, а также злоупотребления своим правом в иных целях» [1].

К видам потребительского экстремизма в медицине относят:

Привлечение к ответственности за «нарушение», которые пациент для себя «Выяснил».

Написание необоснованных жалоб в различные государственные органы.

Подача иска в суд на медицинское учреждение.

Распространение недостоверной информации в сети интернет.

Среди основных видов претензий пациентов, получивших медицинские услуги, можно указать:

Возмещение вреда, причиненного здоровью.

Некачественное оказание медицинских услуг.

Предоставление недостоверной информации пациенту.

Из данных статистических сборников видно, что более 15% рынка медицинских услуг приходится на стоматологию, представленных на 80% и более частным сектором.

Современный пациент, реализовывая свои претензии к клиникам руководствуется Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 31.07.2020) "О защите прав потребителей" [2].

Масштабность этого явления подкрепляется несоблюдением стоматологическими клиниками действующих медицинских инструкций и приказов, отсутствие системы ведения первичной документации и т.д.

В связи с этим, руководители и собственники стоматологических клиник больше практикуют для разрешения конфликтных ситуаций возврат всей суммы, полученной от клиента. Это делается во избежание потери клиентов, провоцируя тем самым рост масштабности «потребительского экстремизма».

В данной ситуации руководству стоматологических клиник необходимо особое внимание уделить созданию эффективной системы противодействия к претензиям недобросовестных пациентов. В исключительно письменном формате со ссылками на нормы права дать понять злоумышленнику, что претензии его являются необоснованными, не находящимися в сфере правового регулирования и не подлежащими удовлетворению, на основании таких письменных материалов суду будет легче оценивать правоту каждой из сторон. Аргументированный ответ на претензию, даже содержащий отказ в удовлетворении потребительских требований, является свидетельством цивилизованного и правового подхода к работе на рынке медицинских услуг и уважения к любому мнению своих пациентов. В случае же судебного процесса в

соответствии с п. 2 ст. 10 ГК РФ «Позиции об отказе в защите в связи со злоупотреблениями правами» при несоблюдении принципов разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, суд может отказать недобросовестному лицу в защите права [1]. Для изменения ситуации необходимо:

1. Уделять максимальное внимание уровню профессионализма врачей, работающих в клинике.

2. Создать эффективную систему противодействия претензиям к недобросовестным пациентам.

3. Систематизировать ведение всей документации, с помощью которой формируется анти-претензионная доказательная база врачей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Гражданский кодекс Российской Федерации - часть первая (ГК РФ ч. 1,2,3,4) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 31.07.2020) "О защите прав потребителей" Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ

«Потребительский экстремизм: как на него не напороться», //Журнал «Помещик», январь-февраль, 2006 г

Помазкова С.И. Проблемы применения процедур медиации при урегулировании и разрешении споров в сфере медицинской деятельности // Российский судья. 2014. № 10. С. 9-12. 16. остановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 // Российская газета. 2012. № 156. 17.

Согияйнен А.А. Правовые риски медицинской деятельности в современных условиях // Право в Вооруженных Силах. 2017. № 4. С. 35-42. 18. Трусова Л.Н.,

Рассказова В.Н. Правовая грамотность - защита профессиональной деятельности врача // Медицинское право. 2014. № 2. С. 25-28.

Tskhurbaeva F.K.

Doctor of Economics, Professor of the Department management of FSBEI HE Gorsky GAU (Vladikavkaz, Russia)

Kudzaev B.A.

5th year student of the Faculty of Dentistry North Ossetian State Medical Academy Ministry of Health of Russia (Vladikavkaz, Russia)

Kudzaeva T.K.

6th year student of the medical faculty North Ossetian State Medical Academy Ministry of Health of Russia (Vladikavkaz, Russia)

CONSUMER EXTREMISM IN DENTAL PRACTICE

Abstract: judicial practice has developed a stable model for protecting the rights of a consumer (patient), which cannot be said about protecting the rights of medical workers. Particular attention should be paid to the imperfection of contractual relations and financial issues, which are implemented according to the principle "I am an accountant".

The article examines the situation associated with the phenomenon of "consumer extremism", also formulates proposals that can improve the provision of legal protection for dentists.

Keywords: extremism, law, protection, violation of rights, medicine, patient.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.