Научная статья на тему 'ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ И ИХ ВИДЫ'

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ И ИХ ВИДЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
910
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ / ВИДЫ / СФЕРА / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кубарь М.А.

В статье рассматриваются основные виды потребительских услуг, а также дана краткая характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER SERVICES AND THEIR TYPES

The article discusses the main types of consumer services, and also gives a brief description.

Текст научной работы на тему «ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ И ИХ ВИДЫ»

УДК 34

Кубарь М.А., кандидат экономических наук

доцент

кафедра экономики, философии и социальных дисциплин ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

Россия, п.Персиановский

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ И ИХ ВИДЫ

Аннотация: в статье рассматриваются основные виды потребительских услуг, а также дана краткая характеристика.

Ключевые слова: потребительские услуги, виды, сфера, классификация.

Kubar M. A., candidate of economic sciences

associate professor Economics, philosophy and social Sciences Of the "don state agrarian University" Russia, Persianovski

CONSUMER SERVICES AND THEIR TYPES

Abstract: the article discusses the main types of consumer services, and also gives a brief description.

Keywords: consumer services, types, scope, classification.

В современных условиях особенности услуг и их отличия друг от друга делают невозможным создание обоснованной классификации. Обычно их подразделяют по сферам, в которых они оказываются. Так, принято выделять медицинские, пассажирские, спортивные, образовательные, информационные, банковские, юридические, охранные, ветеринарные услуги, а также услуги в сфере общественного питания, красоты, ремонта, поддержания чистоты и недвижимости.

Потребительские услуги представляют собой результаты деятельности, удовлетворяющие личные потребности населения, но не воплощающиеся в продуктах.

Исторически каждый вид услуг рассматривался отдельно, как особая сфера деятельности с присущими ей особенностями. А вся сфера услуг представлялась как совокупность этих многих видов деятельности и фактически сводилась к их перечислению.

В мире наблюдается тенденция к выделению определенных классов услуг, которые отличаются между собой, а услуги внутри них имеют

идентичные проблемы и возможности. При всем разнообразии услуг их можно классифицировать по следующим типам:

1. Производственные (инжиниринг, лизинг, обслуживание (ремонт) оборудования и др.);

2. Распределительные (торговля, транспорт, связь);

3. Профессиональные (банки, страховые, финансовые, консультационные, юридические, рекламные и другие фирмы);

4. Потребительские (массовые) (услуги, связанные с домашним хозяйством и проведением досуга, личные услуги);

5. Общественные (ТВ, радио, образование, культура).

В свою очередь потребительские услуги разделяются на:

1) Рыночные (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальные услуги и др.);

2) Нерыночные (здравоохранение, социальное обеспечение).

Суммарно на долю потребительских услуг приходится около 20%

российского ВВП и 40% занятых. Основной вклад в ВВП вносят рыночные потребительские услуги, по занятости две группы отраслей примерно равны.

Более систематичная классификация разделяет потребительские услуги по принципу: на кого или на что направлена услуга, и является ли она осязаемой или нет.

1. Осязаемые действия, которые направлены на тело человека. К ним относятся пассажирский транспорт, здравоохранение, общественное питание, спортивные заведения, салоны красоты, парикмахерские.

2. Осязаемые действия, которые направлены на физические объекты и товары. Это обслуживание и ремонт и оборудования, грузовой транспорт, услуги охраны, бытовые и ветеринарные услуги.

3. Неосязаемые действия, которые направлены на сознание человека. К ним относятся радио, ТВ, образование, СМИ, музеи, театры, кино.

4. Неосязаемые действия, связанные с неосязаемыми активами. Это юридические и консультационные услуги, банки, страхование и операции с ценными бумагами.

Данная классификация является основой в сфере нематериального производства.

Таким образом, можно сделать вывод, что классификация услуг позволяет улучшить понимание изучаемого явления, выделив отличительные черты каждого вида услуг, определить специфику методов управления организацией и специфику применения маркетинга. Разнообразные подходы к разделению услуг могут быть полезными при позиционировании услуг на рынке, они могут побудить к поиску новых видов услуг, не представленных на рынке.

Использованные источники:

1. Кусков, А. С. Потребительское право. Практикум : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. С. Кусков, И. С. Иванов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 309 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-06629-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442050 (дата обращения: 08.09.2021).

2. Савченко Е. Я. Защита прав потребителей в Российской Федерации: в 2 ч. Ч. 2: Судебные споры и практические рекомендации по восстановлению нарушенных прав: учеб. пособие / Е.Я. Савченко; под ред. Н.П. Герасимовой. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2014. - 235 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.