Научная статья на тему 'Потребительские предпочтения и ассортимент соковой продукции'

Потребительские предпочтения и ассортимент соковой продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
921
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АССОРТИМЕНТ / НЕКТАРЫ / ПОТРЕБИТЕЛИ / СОКИ / СПРОС / УПАКОВКА

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Сапронова Людмила Алексеевна, Захарашвили Сабина Гулуевна

Отечественное производство и потребление соковой продукции сократилось с 3,1 млрд л в 2014 г. до 2,29 млрд л в 2017 г. Соотношение между группами соковой продукции осталось прежним, то есть потребительские предпочтения сохранились. Среднедушевое потребление соковой продукции в 2-3 раза ниже рекомендованных норм потребления. Изучены потребительские предпочтения в зависимости от возраста респондентов, вкуса, цены, вида упаковки, состава соковой продукции. В группе от 16 до 40 лет предпочтения возрастали пропорционально возрасту. Основные критерии при выборе соковой продукции вкус и стоимость. Состав и вид упаковки продукции не определяющие. По вкусу среди соков лидируют яблочный, томатный, апельсиновый; среди сокосодержащих напитков ягодный, фруктовый, апельсиновый; среди нектаров ягодный, яблочный, вишневый, а морсы представлены только ягодным вкусом по результатам анализа ассортимента соковой продукции интернет-гипермаркета «Утконос». Наиболее распространенная упаковка тетра-пак, далее стеклянная упаковка, реже пластиковая упаковка. По составу и технологии среди соков и сокосодержащих напитков наиболее востребованы соки с мякотью, восстановленный, без сахара; среди нектаров с мякотью и гомогенизированный; среди морсов стерилизованный. Самые популярные бренды: соков «Сады Придонья», Rich, Santal и Fruvita; сокосодержащих напитков «Добрый», MoguMogu, Foco; нектаров «Добрый», Noyan, «Моя семья», «Ягоды Карелии»; морсов «Фруктовый сад». По стране происхождения в группе соков лидирует Сербия, нектаров и морсов Россия, сокосодержащих напитков Россия, Таиланд, Вьетнам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Сапронова Людмила Алексеевна, Захарашвили Сабина Гулуевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительские предпочтения и ассортимент соковой продукции»

ОТРАСЛЕВОЙ МАРКЕТИНГ

УДК 658.628; 664.863

Потребительские предпочтения и ассортимент соковой продукции

Л А. Сапронова,

д-р техн. наук, профессор;

С. Г. Захарашвили,

студентка

Московский государственный университет пищевых производств

В последние годы отечественное производство и потребление соковой продукции сокращается. В 2015 г. произведено соковой продукции 2,48 млрд л (для сравнения в 2014 г. — 3,1 млрд л), в 2016 г. — 2,33, в 2017 г. — 2,29 млрд л. Ежегодное сокращение объемов производства (по отношению к предыдущему году) составило 12,0; 5,9; 1,95% соответственно. Лидеры среди производителей соковой продукции — компания PepsiСo, АО «Мултон», ОАО «Сады Придонья», ОАО «Прогресс», ООО «Южная соковая компания», ООО «САНФРУТ-Трейд». При этом деление рынка на сегменты (соки, нектары, сокосодержащие напитки) примерно сохраняется, что свидетельствует о том, что потребители не изменили своих предпочтений, но снижают частоту покупки.

Среднедушевое потребление соковой продукции составляет около 16-17 л, что значительно ниже реко-

мендованных Всемирной организацией здравоохранения 100-150 мл сока в день. Однако тенденция на повышение качества пищевых продуктов, потребление продуктов здорового питания и ведение здорового образа жизни сохраняется. Это приоритетное направление государственной политики: утверждена «Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 г.», разрабатывается «Межведомственная стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г.» [1-4].

В настоящее время большое значение уделяют не только качеству и безопасности соковой продукции, но и ее аутентичности, требования к которым даны в ТР ТС 023/2011 «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей», ГОСТ Р 53137-2008 «Соки и соковая

От 35 до 40 лет

От 30 до 35 лет 31,8 %

От 15 до 20 лет

14,7 %

Вид упаковки

От 25 до 30 лет 19,8 %

22,9 %

Рис. 1. Предпочтение соковой продукции

в зависимости от возраста респондентов

Рис. 2. Потребительские предпочтения при выборе соковой продукции

ПИВО и НАПИТКИ

2•2018

Таблица 1

Ассортимент соков в интернет-гипермаркете «Утконос»

Показатель Количество Показатель Количество Показатель Количество

По вкусу I

Абрикосовый 1 Гранатовый 8 Томатный 19

Ананасовый 1 Грейпфрутовый 1 Тропический 6

Апельсиновый 13 Морковный 1 Фруктовый 6

Березовый 2 Мультифрукт 6 Цитрусовый 6

Виноградный 6 Овощной 8 Яблочный 42

Вишневый 2 Персиковый 1 Ягодный 3

По упаковке

Пластиковая бутылка 11 Стекло 33 Тетра Пак 62

По составу и технологии

Без сахара 18 Неосветленный 5 Прямого отжима 12

Восстановленный 29 Осветленный 11 С мякотью 39

Гомогенизированный 15 Пастеризованный 4 С солью 14

Стерилизованный 8

По бренду

100% Juice 5 «J7 Тонус» 1 «Золотая Русь» 8

«4 сезона» 4 Nar 1 «Источник здоровой жизни» 1

Ayat 1 Noyan 6 «Полезный сок» 3

Ecoproduct 1 Pago 1 «Сады Придонья» 16

FRUIT LIFE JUICE 3 Rich 12 «Сазановские продукты» 3

Fruvita 8 Santal 8 «Стэлмас» 4

Granini 2 Sorento 1 «Фермерские» 2

Granny's secret 5 Swell 6 «Фруктовый сад» 1

J-7 3 «БАР^Ь 2 «Я» 4

J7 1 «Добрый» 6

По стране происхождения

Азербайджан 1 Германия 3 Россия 8

Армения 6 Киргизия 3 Сербия и Черногория 5

Беларусь 4 Сербия 88 Франция 2

продукция. Идентификация. Общие положения», стандартах на различные виды соковой продукции [5, 6]. Для идентификации продукции используют такие показатели, как наличие, содержание и соотношение органических кислот, сахаров, минеральных веществ, гидроксиме-тилфурфурола, формольное число и др., различие которых обусловлено природой, составом сырья, способами производства продукции.

Представляло интерес изучить распределение предпочтений в зависимости от возраста респондентов, вкуса, стоимости, вида упаковки, состава продукта. Были проведены исследования потребительских предпочтений соковой продукции по отношению к остальным напиткам для респондентов в возрасте от 16 до 40 лет (рис. 1, 2).

Оказалось, что предпочтения в отношении соковой продукции возрастают пропорционально возрасту, то есть чем старше человек, тем больше он отдает предпочтение соковой продукции. Наиболее востребована соковая продукция среди респондентов в

возрасте от 30 до 40 лет, менее она востребована потребителями в возрасте от 25 до 30 лет. Со снижением возраста тенденция сохраняется; доля молодых людей, отдающих предпочтение соковой продукции, невелика. Это коррелирует с тем, что, чем старше потребители, тем выше доля тех, кто отдает предпочтение продуктам здорового питания. Основные критерии при выборе соковой продукции — стоимость, затем состав напитка и его упаковка.

Согласно техническому регламенту на соковую продукцию, она подразделяется на следующие группы:

• соки прямого отжима, свежеот-жатый сок, восстановленный сок, концентрированный сок, диффузионный сок;

• фруктовый и (или) овощной нектар;

• фруктовый и (или) овощной со-косодержащий напиток;

• морс;

• концентрированный морс [6]. Для анализа ассортимента соковой продукции в розничной торговле, косвенно свидетельствующе-

го о предпочтениях потребителей, был выбран интернет-гипермаркет «Утконос» [7]. Ассортимент продукции в различных группах — соков, сокосодержащих напитков, нектаров, морсов — приведен в табл. 1-4.

По вкусу среди соков лидируют яблочный, томатный, апельсиновый; среди сокосодержащих напитков — ягодный, фруктовый, апельсиновый; среди нектаров — ягодный, яблочный, вишневый, а морсы представлены только ягодным вкусом. Для сравнения, традиционный мировой лидер — это апельсиновая соковая продукция.

Наиболее распространенная упаковка — тетра-пак; далее — стеклянная упаковка. Редко встречается пластиковая упаковка (в основном, для недорогих сокосодержащих напитков).

По составу и технологии среди соков и сокосодержащих напитков наиболее востребованы соки с мякотью, восстановленный, без сахара; среди нектаров — с мякотью и гомогенизированный; среди морсов — стерилизованный.

2•2018 ПИВО и НАПИТКИ 17

Таблица 2

Показатель Ассортимент сокосодержащих напитков в интернет-гипермаркете «Утконос» Количество 1 Показатель Количество Показатель Количество

По вкусу I

Тропический 3 Гранатовый 2 Овощной 3

Апельсиновый 4 Кокосовый 1 Фруктовый 9

Виноградный 1 Морковный 1 Цитрусовый 5

Вишневый 2 Мультифрукт 2 Яблочный 1

Ягодный 12

По упаковке

Пластиковая бутылка 2 Тетра Пак 1

По особенности

Без сахара 1 С мякотью 1

По бренду

Foco 1 MoguMogu 1 «Добрый» 1

По стране происхождения

| Вьетнам 1 Россия 1 Таиланд 1 1

Таблица 3

А ссортимент нектаров в интернет-гипермаркете «Утконос »

Показатель Количество Показатель Количество Показатель Количество

По вкусу I

Абрикосовый 3 Гранатовый 3 Томатный 3

Ананасовый 1 Морковный 3 Тропический 7

Апельсиновый 9 Мультифрукт 13 Фруктовый 15

Виноградный 4 Овощной 4 Цитрусовый 6

Вишневый 18 Персиковый 12 Яблочный 21

Ягодный 23

По упаковке

Пластиковая бутылка 22 Стекло 23 Тетра Пак 69

По особенностям

Без сахара 1 Неосветленный 1 Прямой отжим 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Восстановленный 1 Осветленный 6 С мякотью 42

Гомогенизированный 13 Пастеризованный 1 С солью 6

Стерилизованный 4

По бренду

100% Juice J7 2 «БАРтоА» 2

«4 сезона» «J7 Тонус» 4 «Дар» 1

Ayat Noyan 10 «Добрый» 25

Ecoproduct Pago 1 «Золотая Русь» 2

Foco Rich 5 «Любимый» 7

Gold Santal 8 «Моя семья» 9

Granini Swell 4 «Сады Придонья» 4

J-7 Yoga 1 «Фруктовый сад» 3

«Ягоды Карелии» 9 «Я» 3

По стране происхождения

Армения 10 Италия 1 Франция 1

Вьетнам 1 Россия 105

По бренду среди соков наиболее широко представлены «Сады При-донья», Rich, Santal и Fruvita, соко-содержащих напитков — «Добрый», MoguMogu, Foco, нектаров — «Добрый», Noyan, «Моя семья», «Ягоды Карелии», морсов — «Фруктовый сад».

По стране происхождения лидирует по группе соков Сербия, среди

нектаров и морсов — Россия, соко-содержащие напитки представлены только тремя странами (Россия, Таиланд, Вьетнам).

Таким образом, чем старше потребители, тем выше доля тех, кто отдает предпочтение сокам и соковой продукции, а основными критериями при выборе служат вкус и цена, а составу напитка и его упа-

ковке уделяется меньше внимания. По вкусу потребители традиционно предпочитают яблочный, томатный и апельсиновый соки, в других группах напитков — ягодный вкус. Соки с мякотью предпочтительнее соков без мякоти, а упаковка — тетра-пак, как наиболее удобная. Среди торговых марок наиболее популярны соки «Сады Придонья»,

18 ПИВО и НАПИТКИ 2•2018

Показатель Ассортимент морсов в интернет-гипермаркете «Утконос Количество I Показатель Количество

По вкусу I

Ягодный 1B

По упаковке

Стекло 5 Тетра Пак 13

По особенностям

Неосветленный 2 Стерилизованный B

С мякотью 2 2

По бренду

Cool 2 Сады Придонья 1

Valio 2 Фруктовый сад 5

Добрый 2 Чудо-ягода 2

4 сезона 2 Ягоды Карелии 2

По стране происхождения

1 Россия 1б Финляндия 2 1

сокосодержащие напитки и нектары «Добрый», морсы «Фруктовый сад». Среди стран — производителей соков значительную долю составляет Сербия, в других группах напитков — Россия.

Таблица 4

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ 9JUDtBOpqmoAatAhvT2wJ8UPT5Wq8qIo. pdf.

2. Межведомственная стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cgon.rU/content/5/47/482/.

3. Российский союз производителей соков [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rsps.ru/news.

4. Маркетинговое исследование рынка соков в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http ://moneymakerfa ctory. ru/ upload/files/soki. pdf.

5. ГОСТ Р 53137-2008. Соки и соковая продукция. Идентификация. Общие положения. — Введ. 2010-01-01. — М.: Стандар-тинформ, 2009. — 25 с.

6. Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей (ТР ТС 023/2011) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ texnreg/deptexreg/tr/Pages/SokovayaProd. aspx.

7. Интернет-гипермаркет «Утконос» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www. utkonos.ru/. &

Потребительские предпочтения и ассортимент соковой продукции

Ключевые слова

ассортимент; нектары; потребители; соки; спрос; упаковка. Реферат

Отечественное производство и потребление соковой продукции сократилось с 3,1 млрд л в 2014 г. до 2,29 млрд л в 2017 г. Соотношение между группами соковой продукции осталось прежним, то есть потребительские предпочтения сохранились. Среднедушевое потребление соковой продукции в 2-3 раза ниже рекомендованных норм потребления. Изучены потребительские предпочтения в зависимости от возраста респондентов, вкуса, цены, вида упаковки, состава соковой продукции. В группе от 16 до 40 лет предпочтения возрастали пропорционально возрасту. Основные критерии при выборе соковой продукции - вкус и стоимость. Состав и вид упаковки продукции - не определяющие. По вкусу среди соков лидируют яблочный, томатный, апельсиновый; среди сокосодержащих напитков - ягодный, фруктовый, апельсиновый; среди нектаров - ягодный, яблочный, вишневый, а морсы представлены только ягодным вкусом по результатам анализа ассортимента соковой продукции интернет-гипермаркета «Утконос». Наиболее распространенная упаковка - тетра-пак, далее - стеклянная упаковка, реже - пластиковая упаковка. По составу и технологии среди соков и сокосодержащих напитков наиболее востребованы соки с мякотью, восстановленный, без сахара; среди нектаров - с мякотью и гомогенизированный; среди морсов - стерилизованный. Самые популярные бренды: соков - «Сады Придонья», Rich, Santal и Fruvita; сокосодержащих напитков - «Добрый», MoguMogu, Foco; нектаров -«Добрый», Noyan, «Моя семья», «Ягоды Карелии»; морсов - «Фруктовый сад». По стране происхождения в группе соков лидирует Сербия, нектаров и морсов - Россия, сокосодержащих напитков - Россия, Таиланд, Вьетнам.

Авторы

Сапронова Людмила Алексеевна. д-р техн. наук, профессор; Захарашвили Сабина Гулуевна. студентка Московский государственный университет пищевых производств, 125080, Москва, Волоколамское шоссе, д. 11, lsapronova@yandex.ru

Consumer Preferences and Assortment of Juice Products

Key words

range; nectars; consumers; juices; demand; packaging. Abstract

Domestic production and consumption of juice products decreased from 3.1 billion liters in 2014 to 2.29 billion liters in 2017. The ratio between groups of juice products remained the same, that is, consumer preferences have been preserved. The average per capita consumption of juice products is 2-3 times lower than the recommended consumption standards. Consumer preferences have been studied depending on the age of respondents, taste, price, type of packaging, composition of juice products. In the group from 16 to 40 years, preferences increased in proportion to age. The main criteria for choosing juice products are taste and price. The composition and type of packaging products - not defining. The apple, tomato, orange juice is in the lead among the juices, among the juice drinks - berry, fruit, orange, among nectars - berry, apple, cherry, and the fruit drinks are represented only by berry taste according to the analysis of the assortment of juice products of the Internet hypermarket «Utkonos». The most common packaging - tetra-pack, then - glass packaging, less often - plastic packaging. By composition and technology among juices and juice-containing beverages, juices with pulp are most in demand, restored, without sugar, nectars - with pulp and homogenized, and fruit drinks - sterilized. The most popular brands: among the juices Gardens Pridonja, Rich, Santal and Fruvita, juice drinks - Dobry, MoguMogu, Foco, nectars - Dobry, Noyan, My family, Berries of Karelia, fruit drinks - Orchard. According to the country of origin, Serbia, nectars and fruit drinks - Russia, juice drinks Russia, Thailand, Vietnam are leading in the juice group.

Authors

Sapronova Lyudmila Alekseevna, Doctor of Technical Science, Professor; Zaharashvili Sabina Guluivna, Student Moscow State University of Food Production,

11 Volokolamskoe shosse, Moscow, 125080, Russia, lsapronova@yandex.ru

2•2018 ПИВО и НАПИТКИ 19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.