УДК 663.236
Потребительская оценка напитков с антиоксидантными свойствами
М. Н. Школьникова, канд. техн. наук, доц.; Н. И. Козлова, асп. Бийский технологический институт (филиал) Алтайского государственного технического университета
Особенность современного развития пищевой промышленности — разработка новых функциональных продуктов питания, способствующих улучшению и сохранению здоровья благодаря регулирующему и нормализующему воздействию на организм человека. В связи с этим потребители стали чаще отдавать предпочтение продуктам с повышенной физиологической ценностью, содержащим натуральное сырье. Особая роль при этом отводится напиткам, которые традиционно входят в рацион всех категорий потребителей. Кроме того, в последние годы развивается тенденция производства напитков на основе растительного сырья, восполняющих дефицит физиологически активных компонентов [1].
Это обусловлено тем, что присутствующие в растениях физиологически активные вещества, такие, как по-лифенольные соединения, аскорбиновая кислота, витамины E и К, кароти-ноиды, переходят в напитки и придают им ряд положительных свойств, важнейшее из которых — антиоксидант-ная активность, обеспечивающая защиту от перекисного окисления липидов, участвующих в образовании клеточных мембран в организме человека [2].
Таким образом, напитки с анти-оксидантным эффектом могут быть использованы для повседневного питания и за счет наличия в их составе физиологически функциональных пищевых ингредиентов могут быть классифицированы как функциональные пищевые продукты [3]. Поэтому изучение осведомленности потребителей о веществах-антиоксидантах и напитках, обладающих антиоксидант-ным действием, остается актуальным направлением, которое предполагает изучение потребительского поведения, информированности о товаре и отношения к нему.
Весной 2009 г. был проведен социологический опрос жителей г. Бийска
Ключевые слова: антиоксидантная активность; антиоксидантный эффект; антиоксидантный напиток; безалкогольные бальзамы; потребительная оценка
Алтайского края в форме анкетирования. Для этого были выбраны случайные прохожие, проживающие в г. Бий-ске. Объем выборки составил 400 человек (доля женщин — 67,5 %, доля мужчин — 32,5 %). Половозрастная характеристика выборки приведена на рис. 1.
Распределение респондентов в зависимости от уровня образования: с высшим образованием — 22,5 %; с неоконченным высшим образованием — 22,2 %; со средним техническим образованием — 21 %; со средним специальным образованием — 18 %; со средним образованием — 16,3 %.
По данным опроса, 69,8 % участников опроса были знакомы с таким видом продукции, как антиоксидант-ный напиток, 30,2 % — не знакомы. Это связано с тем, что многие потребители не знают о том, какого рода напитки можно назвать «антиоксидантными». При этом 58,7 % респондентов относятся положительно к напиткам с антиоксидантным эффектом, 31 % — безразлично, 10,3 % — отрицательно. Результаты, полученные при ответе на данный вопрос, согласуются с результатами осведомленности респондентом о понятии «антиоксидан-ты»: респонденты, которые знакомы с понятием «антиоксиданты» и имеют представление об их влиянии на здоровье человека, положительно относятся
5•2009
к напиткам с антиоксидантным эффектом. Безразлично относятся к подобным напиткам потребители, которые имеют представление о действии веществ-антиоксидантов, но острой необходимости в их систематическом употреблении они не видят и приобретают данный товар от случая к случаю. Если говорить о респондентах, которые отрицательно относятся к антиоксидантным напиткам, то это в основном молодые люди в возрасте 18-25 лет, а также люди старше 50-60 лет. Первые не считают такие напитки полезными для здоровья и не видят необходимости их употреблять, а последние в связи с отсутствием информации, а также низким уровнем дохода считают нецелесообразным тратить деньги на такие товары.
Что касается потребления напитков с антиоксидантным эффектом, как показали результаты опроса, 56,2 % респондентов употребляют такие напитки, 25,8 % — не употребляют, а 18 % затрудняются ответить на этот вопрос, так как не имеют информации о том, какие именно напитки обладают анти-оксидантным действием.
Анализ процентного распределения ответов в зависимости от возраста и пола потребителей показал, что доля потребителей в каждой последующей из возрастных групп отличается несущественно (рис. 2).
Как видно из рис. 2, исключением является часть потребителей, в частности женщин, в возрасте старше от 30 до 50 лет. Это достаточно активная группа работающих потребителей, заботящаяся о своем самочувствии и общем тонусе организма. Необходимо отметить, что большинство потребителей напитков с антиоксидантным эффектом — женщины (64 %). Это обусловлено тем, что, как правило, женщины больше заботятся о своем здоровье и здоровье своих близких.
Во время опроса выяснено, какой вид безалкогольных напитков с анти-оксидантным эффектом наиболее предпочтителен для респондентов: для 28,8 % — это чай, 26,3 % — сок, 19,1 % — безалкогольный бальзам, 13,8 % — сироп на растительной основе, 9,3 % — кофе, 2,7 % — сухой концентрат (рис. 3).
Анализируя полученные данные, можно сказать, что чай и сок — это традиционные безалкогольные напитки, которые респонденты чаще всего приобретают. Столь высокая популярность среди респондентов безалко-
Чай Nestea «Бальзам Биттнера» «Виталайф» Чай Lipton
Безалкогольный бальзам «Чемчудой» Чай антиоксидантный «Вита-Плант» Алкогольный бальзам «Горно-Алтайский» Концентрат «Марал» Сироп «Надежда»
10
20 30 40
% от числа респондентов
50
60
Рис. 4. Структура предпочтения и популярности напитков с антиоксидантными свойствами
гольных бальзамов обусловлена тем, что на рынке г. Бийска широко представлен их ассортимент как местных производителей (Бийск, Барнаул Алтайского края), так и производителей других регионов (Томская область, Приморский край, Республика Алтай). Сиропы на растительной основе зачастую имеют направленное действие или являются БАД, поэтому приобретаются респондентами в возрасте до 40 лет, следящими за своим здоровьем и / или здоровьем своих детей и близких. Кофе предпочитают около 10 % респондентов из-за его тонизирующего эффекта, также в нем содержится ряд веществ фенольной природы, придающих ему антиоксидантные свойства. В последнее время некоторые производители кофе указывают на маркировке о содержании в нем природных антиоксидантов. Сухой концентрат имеет популярность среди незначительной доли респондентов, что обусловлено особенностями приготовления.
На вопрос «Какие факторы являются определяющими при выборе напитка с антиоксидантным действием?» 87,1 % респондентов ответили, что это его полезные свойства, 84,4 % выбрали органолептические характеристики напитка, для 69,8 % таким фактором слу-
жит цена. Треть потребителей (34,7 %) обращают внимание на рекламу товара. Велика значимость таких факторов, как совет друзей, знакомых, врачей и т.п. (28,4 %). Для 25,8 % участников опроса большое значение имеет марка, для 19,1 % — внешний вид упаковки, для 13,8 % респондентов определяющим фактором выступает доверие к производителю.
Так как антиоксидантным действием обладают напитки разных видов, в том числе и алкогольные, респондентам был предложен перечень таких продуктов разных производителей и участникам опроса было предложено отметить те, которые ассоциируются у них с антиоксидантными напитками (рис. 4). Как выяснилось, наибольшей популярностью пользуется чай Nestea (ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»), бальзам Биттнера («Рихард Биттнер АГ», Австрия) и чай Lipton («Юнилевер Галф ФЗЕ»). Это можно объяснить активной телевизионной рекламой этих товаров. Достаточно большой популярностью пользуется продукция бийского производителя — ЗАО «Алтайвитами-ны», например напиток «Виталайф», выпускаемый в сухом виде, чай анти-оксидантный «Вита-Плант», а также ряд алкогольных («Горно-Алтайский», «Енисей») и безалкогольных («Чемчу-
5 • 2009
0
5
Интернет ^ !
Газеты и журналы 1
-
Беседы со специалистами и врачами 1
■
Свой опыт 1
Друзья и знакомые 1 1 1
Печатная реклама 1
Телевидение и реклама на ТВ 1
30 40 50
Доля потребителей, %
Рис. 5. Основные источники информации
об антиоксидантных напитках для респондентов
дой», «Бабырган», «Аржан» и др.) бальзамов, сироп «Надежда» (ЗАО «Бальзам»), тонизирующий сухой концентрат «Марал» (ЗАО «Алтайвитамины»). Это связано с тем, что они доступны по цене всем категориям потребителей, при их производстве широко используется местное растительное сырье.
В результате проведенного исследования была выявлена частота потребления напитков с антиоксидантным действием: постоянно употребляют такие напитки 42,5 % респондентов. Это обусловлено тем, что только систематическое употребление антиок-сидантных напитков обеспечивает не-
прерывный антиоксидантный эффект; 34,2 % опрошенных покупают такие напитки 4-8 раз в месяц; 18,2 и 5,1 % респондентов приобретают антиокси-дантные напитки соответственно 1 -3 раза и 1 раз в несколько месяцев.
При анализе результатов опроса установлено, что основной источник информации об антиоксидантных напитках для потребителей — телевизионная и печатная реклама (соответственно 68,8 и 35,6 %), собственный опыт (32 %), большое значение имеют советы знакомых и друзей (35 %), а также беседы со специалистами и врачами (21,3 %), газеты, журналы
и Интернет для получения информации используют соответственно 12,6 и 3,5 % (рис. 5).
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод, что необходимо повышение информированности потребителей о пользе антиоксидан-тов и напитках, обладающих антиок-сидантными свойствами. Таким образом, изготовителям напитков следует указывать на маркировке о содержании природных антиоксидантов или о том, что регулярное употребление товара обеспечивает антиоксидантный эффект.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кравченко С. Н., Драпкина Г. С., Постолова М. А. Формирование потребительского поведения на рынке продуктов функционального питания//Пищевая промышленность. 2008. № 4. С. 42-43.
2. Лапин А А., Борисенков М. Ф, Карманов А П., Бердник И. В. и др. Антиоксидантные свойства продуктов растительного происхождение/Химия растительного сырья. 2007. № 2. С. 79-83.
3. Киселева Т. Ф. Оптимизация ингредиентно-го состава функциональных безалкогольных напитков//Пиво и напитки. 2006. № 4. С. 62-63. <&
5•2009
0
10
20
60
70
6