Научная статья на тему 'Потребительская корзина: новый формат расширения набора услуг'

Потребительская корзина: новый формат расширения набора услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОЗМОЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ПЕРЕСМОТР / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ / ТЕМПЫ РОСТА / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серегин Сергей Николаевич, Драгунская Екатерина Ивановна

Переход к рыночной экономике породил такие негативные социальные явления как бедность и имущественное неравенство в обществе. Оценке состояния и изменениям в условиях и качестве жизни населения, а также удовлетворенности жизнью, в последнее время ученые уделяют большое внимание, полагая, что качество жизни это набор ресурсов, необходимых для удовлетворения индивидуальных потребностей, участия в жизни социума. Основной мотив в современном российском обществе о состоянии удовлетворенностью качеством жизни строится на росте благосостояния основных социальных групп населения и наполнение потребительской корзины. Принятая в России нормативно правовая база обеспечивает решение указанной проблемы, но для повышения качества потребительской корзины необходимо решать вопросы роста реальных доходов малообеспеченных демографических групп населения. Состояние российской экономики позволяет сегодня пересмотреть вопрос перехода от минимальных норм потребления к рациональным рекомендуемым медицинским нормам потребления продуктов питания с учетом современных стандартов государственной политики о здоровом питании. Решение данной проблемы будет обеспечено на основе повышения эффективности национальной экономики на инновационной платформе и за счет этого предполагается кардинальным образом повысить качество жизни россиян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Consumer basket: a new format for expanding the set of services

The transition to a market economy has created such negative social phenomena as poverty and property inequality in society. Assessment of the state and changes in the conditions and quality of life of the population, as well as life satisfaction, recently scientists pay great attention, believing that the quality of life is a set of resources needed to meet individual needs, participation in the life of the society. The main motive in modern Russian society about the state of satisfaction with the quality of life is built on the growth of the well-being of the main social groups of the population and the filling of the consumer basket. The normative and legal framework adopted in Russia provides the solution to this problem, but to improve the quality of the consumer basket, it is necessary to address the growth of real incomes of low-income demographic groups. The state of the Russian economy allows today to reconsider the transition from minimum consumption standards to rational recommended medical norms for food consumption, taking into account modern standards of public policy on healthy nutrition. The solution of this problem will be provided on the basis of increasing the efficiency of the national economy on an innovative platform and, through this, it is expected to radically improve the quality of life of Russians.

Текст научной работы на тему «Потребительская корзина: новый формат расширения набора услуг»

УДК 65.051:65.054(045)

Потребительская корзина:

новый формат расширения набора услуг

B.Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского

C.Н. Серегин, д-р экон. наук, профессор; Е.И. Драгунская

ФНЦ пищевых систем имени В.М. Горбатова РАН, Москва

Смена общественно-экономического строя в России в конце прошлого столетия и переход к рыночной экономике породил такие негативные социальные явления как бедность и имущественное неравенство в обществе, чего не было при плановом ведении народного хозяйства, когда материальные общественные блага распределялись государством с учетом доходов всех слоев общества. Плата за переход к рыночной экономике выразилась в численности бедных людей в нашей стране, которых по официальной статистики насчитывается 20 млн чел., хотя их по оценке экономистов значительно больше.

Оценке состояния и изменениям в условиях качества жизни населения, а также удовлетворенности жизнью, в последнее время ученые уделяют большое внимание, полагая, что качество жизни - это набор ресурсов, необходимых для удовлетворения индивидуальных потребностей, участия в жизни социума и определения своей позиции в нем для сравнения себя с остальными членами общества. Большинство современных стратегий и концепций о качестве жизни позволяют оценить

не столько психологический аспект формирования в целом, сколько удовлетворенность отдельными элементами и их важность для каждого члена общества.

Сегодня разработаны и применяются на практике методологии, которые определяют ключевые индикаторы качества жизни, основанные на оценке важности и удовлетворенности различными сторонами жизни. При этом основной акцент делается на субъективистской оценке материального положения в рамках построения модели потребительской уверенности.

Так, при расчете индекса качества жизни, учитывает материальное благосостояние (ВВП на душу населения по паритету покупательной способности), здоровье (ожидаемая продолжительность жизни), политическая стабильность и безопасность, семейная жизнь (число разводов на 1000 человек населения), общественная жизнь, климат и география, производственная безопасность (уровень безработицы %), политическая свобода, гендерное равенство.

Основной мотив в современном российском обществе о состоянии

Таблица 1

Набор потребительской корзины (продукты питания для основных социально-демографических групп населения в целом по РФ, объем потребления в год на одного человека, в кг)

Продукт Трудоспособное население Пенсионеры Дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые) 126,5 98,2 77,6

Картофель 100,4 80,0 88,1

Овощи и бахчевые 114,6 98,0 112,5

Фрукты свежие 60,0 45,0 118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар 23,8 21,2 21,8

Мясопродукты 58,6 54,0 44,0

Рыбопродукты 18,5 16,0 18,6

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 290,0 257,8 360,7

Яйца (штук) 210 200 201

Масло растительное, маргарин и другие жиры 11,0 10,0 5,0

Прочие продукты (соль, чай, специи) 4,9 4,2 3,5

удовлетворенностью качеством жизни строится, по нашему мнению, на росте благосостояния основных социальных групп населения и наполнение потребительской корзины. Ее структура во многом зависит от этого, как государство будет решать данную проблему и насколько долго будет растянут во времени этот процесс.

В дореформенный период государство свои социальные обязательства перед обществом реализовывало через установление минимальной заработанной платы, которая в то время составляла 70 руб. Чтобы не допустить социальных взрывов в обществе государство вынуждено было принять упреждающие меры законодательного характера, чтобы снизить градус общественного недовольства своим экономическим и материальным положением. Первым шагом государства в этом направлении стало принятий Федерального закона от 03.12.2012 г. № 227 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

Настоящий Федеральный закон устанавливает перечень основных продуктов питания, включаемых в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения и соотношение стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания.

Потребительская корзина представляет собой определенный набор постоянно потребляемых человеком продуктов и услуг, рассчитанный по текущим ценам, дифференцированный по социальным группам: трудоспособное население, пенсионеры и дети. Продукты питания, включенные в потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения, устанавливаются на уровне значительно ниже рекомендуемых Минздравом России рациональных норм питания по вполне понятным причинам - отсутствием необходимого бюджетного финансирования этой проблемы. Именно в силу этих причин в потребительской корзине преобладают продукты углеводного состава: хлеб, макароны, картофель, а мясной, молочной продукции, фруктов и овощей - явный дефицит. Структура такого набора пищевых продуктов в потребительской корзине не соответствует политике государства о здоровом питании и провоцирует дополнительные риски развития алиментарных заболеваний у значительной части населения России.

Набор пищевых продуктов в продуктовой корзине советского перио-

ды был более сбалансирован и был нацелен на укрепление здоровья граждан. Так, в тот период в корзине было предусмотрено 110 кг хлеба, в сегодняшней - 126,5 кг, мясной продукции - 84 кг вместо теперешних 58,6 кг, молока - 380 кг вместо 290 кг, рыбы - 20 кг вместо 18,5 кг, фруктов - 80 кг вместо 60 кг и овощей - 146 кг вместо 114 кг (табл. 1).

Российская потребительская корзина значительно уступает по набору продуктов и услуг аналогичным государственным обязательствам перед обществом в промышленно развитых странах. К примеру, в Англии количество товаров и услуг включает 700 наименований, в Германии -она включает 475 наименований, во Франции - 256 наименований, США - 300 наименований. В отечественной потребительской корзине всего156 позиций. Здесь уместно отметить, что в потребительской корзине промышленно развитых стран предусмотрены не только более высокие расходы на продукты питания, но и перечень услуг несравним с российским набором. К примеру, там есть такие услуги, как посещение спортивных секций, посещение солярия и многие другие услуги.

Данная ситуация вполне объяснимая: там где уровень экономического развития народного хозяйства высокий, там и выше государственные социальные гарантии для малообеспеченных слоев граждан.

Представляемые статистические данные о потреблении продуктов питания потребительской корзины скорее носят оценочный характер, чем объективную реальность потребления пищевых продуктов, поэтому эти нормы требуют корректировки с учетом развития экономики и ну-трициологии.

структура потребительской корзины в 2018 г. выглядит следующим образом: расходы на продукты питания составляют примерно 50%, непродовольственные товары - 25% и услуги -25% (см рисунок).

в ы с о ки е р а с х о д ы н а п и та н и е в потребительской корзине связаны с падением доходов населения за последние четыре года, когда реальные денежные доходы снизились более чем на 15%. Произошло также удорожание услуг ЖКХ, транспорта, медицинского обслуживания и оплата в ВУЗах. Реальные доходы россиян сегодня значительно ниже, чем были пять лет назад и чтобы вернуться к уровню 2013 г., потребуется еще не менее пяти лет при нынешних темпах восстановления доходов. Несмотря на двукратный рост нефтяных цен, который начался два с полови-

ной года назад, государство не спешит реально повышать доходы большей части населения страны. Среднедушевые денежные доходы россиян за семь месяцев этого года составили 30,8 тыс. руб. в месяц. В номинальном выражении это заметно больше тех 26 тыс. руб., которые каждый россиянин получал пять лет назад, но в действительности реальная покупательная способность душевых доходов сегодня почти на 10% ниже, чем была в предкризисном 2013 г. (табл. 2)

В промышленно развитых странах расходы на питание составляют 15-20%.

В принятом Федеральном законе от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливается стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы, которые определяют МРОТ, доплаты к пенсиям, пособия для многодетных семей, выплаты при рождении первого ребенка и социальные стипендии.

Прожиточный минимум в Российской Федерации предназначается для оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ.

Величина прожиточного минимума, устанавливаемая государством - это определенная денежная сумма, которая рассчитывается из необходимых для жизни жителя страны составляющих исходя из возможностей развития народного хозяйства. Прожиточный минимум устанавливается в зависимости от региона проживания и направлен на покупку продуктов питания, необходимой одежды, оплату коммунальных услуг и других нужд человека.

Уровень прожиточного минимума показывает степень развития общества и распределение государством общественных благ. На его основе государство разрабатывает социальные программы, направленные на улучшение уровня жизни всех слоев общества.

Сведения по прожиточному минимуму участвуют при формировании бюджета региона или города и определении какие потребуются затраты на социальные выплаты малоимущим слоям населения и предоставляются дополнительные социальные надбавки населению. К тому же прожиточный минимум это неотъемлемая часть формирования регионального минимального уровня оплаты труда.

Величина прожиточного минимума четко устанавливается для каждого

■ Продукты

Не продовольственные ® товары

Услуги

Структура потребительской корзины в 2018 г.

Таблица 2

Среднедушевые денежные доходы населения по российской федерации (данные Росстата)

Денежный доход

Годы руб./месяц к предыдущему периоду, в %

2GGS 14 863,6 118,5

2GG9 16 895,0 113,7

2G1G 18 958,4 112,6

2G11 20 780,0 109,6

2G12 23 221,1 111,0

2G13 25 928,2 111,7

2G14 27 766,6 107,1

2015 30 466,6 110,6

2G16 30 747,0 100,9

2G17 31 477,4

субъекта федерации. Эта сумма пересматривается один раз в квартал.

Наиболее высокий уровень установлен в Москве. Так в июне 2018 г. Правительство установило на третий квартал 2018 г. эти цифры на следующем уровне:

• на душу населения - 15786 руб.;

• для работающих граждан -17990 руб.;

• для пенсионеров - 11157 руб.;

• для детей - 13787 руб.

Во исполнение Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ) Росстат приводит сведения о величине прожиточного минимума (установлен приказом Минтруда России от 25 июня 2018 г. № 410н) за I квартал 2018 г. Исчисление величины прожиточного минимума произведено на основании потребительской корзины в целом и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги за январь, февраль и март 2018 г. (табл. 3)

В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных то-

Таблица 3

Величина прожиточного минимума за I квартал 2018 г. (в целом по Российской Федерации, в расчете на душу населения), руб. в месяц

Все население В том числе

Показатель трудоспособное население пенсионеры дети

Величина прожиточного минимума 10038 10842 8269 9959

в том числе:

стоимость потребительской корзины 9360 9647 8269 9959

из нее минимальный набор:

продуктов питания 4709 4852 4157 5018

непродовольственных товаров 2327 2399 2057 2472

услуг 2324 2396 2055 2469

расходы по обязательным платежам и сборам1 678 1195

1 Величина прожиточного минимума для пенсионеров и детей определяется без учета расходов по обязательным платежам и сборам.

варов и услуг основными социально-демографическими группами населения.

Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Величина прожиточного минимума и стоимость потребительской корзины взаимоувязаны и обе эти категории нуждаются в увеличении расходов государства, только при этом императиве можно рассчитывать, что уровень благосостояния будет постепенно расти, а масштабы бедности уменьшатся.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет.

Срок пересмотра для действующей потребительской корзины закончился в декабре 2017 г., но Правительство пока не намерено его пересматривать, а хочет продлить его на период до 2020 г. Причины все те же - необходимы дополнительные расходы федерального бюджета для того, чтобы изменить структуру потребительской корзины в сторону увеличения потребления мяса, молока, овощей и фруктов.

Если проанализировать данные по росту доходов населения за последние годы (табл. 2), то мы увидим, что ежегодно они растут примерно на 7-9% и, казалось бы, что государство должно обеспечивать стоимость набора услуг потребительской корзины и, соответственно, увеличивать величину прожиточного минимума. Однако приведенные показатели величины прожиточного минимума за I квартал 2018 г. (табл. 3) демон-

стрируют иную тенденцию, не отвечающую требованиям современной экономики и повышения качества жизни всех социальных слоев нашего общества. Так расходы на продовольствие для всех социальных групп даже не достигают пяти тысяч рублей в месяц, именно это обстоятельство обрекает многочисленную армию малообеспеченных людей к повышенным рискам различных алиментарных заболеваний и как следствие снижения продолжительности жизни.

Существующий уже много лет дисбаланс в доходах населения может быть разрешен только в том случае, если государство будет смещать акценты проводимой бюджетной и налоговой политики в сторону решения социальных проблем малообеспеченных слоев общества.

Рост стоимости потребительской корзины будет стимулировать динамику экономического развития всего народного хозяйства страны, а за счет повышения спроса на продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности будет расти и сельскохозяйственное производство, создавая тем самым замкнутый цикл воспроизводства.

Установление минимального прожиточного минимума было мерой выхода из социального кризиса. С тех пор прошло уже четверть века и теперь настало время пересмотреть методологический подход к определению и стоимости качества потребительской корзины с учетом зарубежного опыта, возможностей экономики, социальных стандартов, демографического состояния социума.

Состояние российской экономики позволяет сегодня пересмотреть вопрос перехода от минимальных норм потребления к рациональным рекомендуемым медицинским нор-

мам потребления продуктов питания с учетом современных стандартов государственной политики о здоровом питании. Поэтому снижать уровень бедности в России следует не путем продления действий установленной ранее потребительской корзины, а развитием промышленного производства, созданием новых рабочих мест, что, безусловно, даст возможность повысить благосостояние народа и обеспечить экономическую доступность к качественным продуктам питания всех социальных слоев нашего государства.

Проблема пересмотра потребительской корзины потребует от органов исполнительной и законодательной власти федерального центра и регионов провести всесторонний анализ состояния данного вопроса с тем, чтобы провести расчеты необходимых бюджетных ресурсов для решения этой важной социальной задачи и источники их наполнения. Учитывая неравномерное экономическое развитие субъектов Российской Федерации, их бюджетную поддержку, следует при проведении расчетов бюджетных средств учитывать региональную специфику всех территорий страны.

Проведенные расчеты по оценке бюджетных средств необходимых для улучшения структуры потребительской корзины и качественного изменения набора продуктов питания в сторону увеличения продуктов белкового содержания с целью приближения к рекомендуемым медицинским нормам показывают, что только по товарной группе мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов потребуется дополнительно ежегодно привлекать в эту сферу 121-126 млрд руб. Причем, для первой группы продовольствия этот объем оценивается в 68-70 млрд руб, для второй - 50-52 млрд руб.

Здесь также будет уместно вспомнить историю с программой «школьное молоко», которая может быть отнесена к рассматриваемой проблеме. В прошлом году эта тема поднималась в органах законодательной власти на федеральном уровне, но так и не решена до настоящего времени и, по заявлению главы Минсельхоза России, основная причина - дефицит бюджетных средств, причем реализация данной программы оценивалась в 25 млрд руб. ежегодно.

Именно рост экономики на инновационной платформе должен стать основным принципом решения указанной проблемы. Об этом Президент России В. В. Путин заявил, посещая выставку в Новосибирске «Технопром -2018» 27 августа т. г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«По сути, от передовых технологий, их эффективной разработки и быстрого, что самое главное, внедрения зависит жизнеспособность целых народов, целых обществ и государств, позиции стран в мире, особенно таких крупных государств, как Россия». Он пояснил, что поэтому научно-технологический прорыв стал одним из ключевых национальных приоритетов.

Это тем более важно в связи с выходом майского Указа Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», в котором предусматривается обеспечение устойчивого естественного роста численности населения и увеличение продолжительности жизни до 78 лет к 2024 г., а к 2030 г. - до 80 лет.

Для достижения поставленных целей Правительству поручено разработать совместно с региональными властями национальные программы по ряду направлений, включая «Демографию» и «Здравоохранение», которые затем должны быть представлены на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в срок до 1 октября 2018 г.

В настоящее время пересмотром стоимости потребительской корзины

занимается Госдума и Совет Федерации, которые считают, что настало время внести изменения в действующее законодательство, регулирующее данную сферу деятельности. Эти изменения должны обеспечить выполнение поручения Президента Российской Федерации о снижении бедности в два раза к 2024 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента Российской Федерации № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

2. Федеральный закон от 24.10.1997 г. № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»

3. Федерального закона от 03.12.2012 г. № 227 «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

4. Кайшев, В. Г. Достижения и системные проблемы развития агропромышленного комплекса/В. Г. Кайшев, С.Н. Серегин // Пищевая промышленность,. - № 3. - 2017.

5. Андреева, О.В. Государственная финансовая политика в социальной сфере: основные подходы к изучению/О.В. Андреева // Социальная политика и социология. - № 2. - 2016.

6. Волкова, М.И. Выявление факторов удовлетворенности жизнью в России и Европе/М.И. Волкова // Социальная политика и социология. - № 5. - 2017.

7. Лукьянчикова, Т. Труд и капитал: трудовые конфликты или социальное

партнерство/Т. Лукьянчикова, Т. Ямщикова // Экономист. - № 5. - 2017.

8. http://www.gks.ru/wps/wcm/conn ect/ rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/ popu[ation/[eve[/#

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 204 «O nacional'nyh celjah i strate-gicheskih zadachah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda»

2. Federal'nyj zakon ot 24.10.1997 g. № 134-FZ «O prozhitochnom minimume v Rossijskoj Federacii»

3. Federal'nogo zakona ot 03.12.2012 g. № 227 «O potrebitel'skoj korzine v celom po Rossijskoj Federacii».

4. Kajshev, V.G. Dostizhenija i sistemnye problemy razvitija agropromyshlennogo kompleksa/V.G. Kajshev, S.N. Seregin // Pishhevaja promyshlennost'. - № 3. -2017.

5. Andreeva, O.V. Gosudarstvennaja finansovaja politika v social'noj sfere: osnovnye podhody k izucheniju/O.V. Andreeva // Social'naja politika i sociolo-gija. - № 2. - 2016.

6. Volkova, M.I. Vyjavlenie faktorov udovletvorennosti zhizn'ju v Rossii i Ev-rope/M.I. Volkova // Social'naja politika i sociologija. - № 5. - 2017.

7. Luk'janchikova, T. Trud i kapital: trudovye konflikty ili social'noe partner-stvo/T. Luk'janchikova, T. Jamshhikova // Jekonomist. - № 5. - 2017.

8. http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/ rosstat_main / rosstat/ ru / statis-tics/popu[ation/1eve[/#.

Потребительская корзина: новый формат расширения набора услуг

Ключевые слова

возможность государства, пересмотр, потребительская корзина, решение задач, темпы роста, экономика

Реферат

Переход к рыночной экономике породил такие негативные социальные явления как бедность и имущественное неравенство в обществе. Оценке состояния и изменениям в условиях и качестве жизни населения, а также удовлетворенности жизнью, в последнее время ученые уделяют большое внимание, полагая, что качество жизни - это набор ресурсов, необходимых для удовлетворения индивидуальных потребностей, участия в жизни социума. Основной мотив в современном российском обществе о состоянии удовлетворенностью качеством жизни строится на росте благосостояния основных социальных групп населения и наполнение потребительской корзины. Принятая в России нормативно - правовая база обеспечивает решение указанной проблемы, но для повышения качества потребительской корзины необходимо решать вопросы роста реальных доходов малообеспеченных демографических групп населения. Состояние российской экономики позволяет сегодня пересмотреть вопрос перехода от минимальных норм потребления к рациональным рекомендуемым медицинским нормам потребления продуктов питания с учетом современных стандартов государственной политики о здоровом питании. Решение данной проблемы будет обеспечено на основе повышения эффективности национальной экономики на инновационной платформе и за счет этого предполагается кардинальным образом повысить качество жизни россиян.

Авторы

Иванова Валентина Николаевна, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления, им. К.Г. Разумовского, 109004, Москва, ул. Земляной вал, д. 73

Серегин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор Драгунская Екатерина Ивановна

ФНЦ пищевых систем имени В.М. Горбатова РАН, 109316, Москва, ул. Талалихина, д. 26, pr@vniimp.ru, e.dragunskaya@fncps.ru

Consumer basket: a new format for expanding the set of services Key words

state capability, revision, consumer basket, problem solving, growth rate, economy

Abstracts

The transition to a market economy has created such negative social phenomena as poverty and property inequality in society. Assessment of the state and changes in the conditions and quality of life of the population, as well as life satisfaction, recently scientists pay great attention, believing that the quality of life is a set of resources needed to meet individual needs, participation in the life of the society. The main motive in modern Russian society about the state of satisfaction with the quality of life is built on the growth of the well-being of the main social groups of the population and the filling of the consumer basket. The normative and legal framework adopted in Russia provides the solution to this problem, but to improve the quality of the consumer basket, it is necessary to address the growth of real incomes of low-income demographic groups. The state of the Russian economy allows today to reconsider the transition from minimum consumption standards to rational recommended medical norms for food consumption, taking into account modern standards of public policy on healthy nutrition. The solution of this problem will be provided on the basis of increasing the efficiency of the national economy on an innovative platform and, through this, it is expected to radically improve the quality of life of Russians.

Authors

Ivanova Valentina Nikolaevna, Doctor of Economics. Sciences, Professor Moscow State University of Technology and Management, them. K.G. Razumovsky, 73 house, Zemlyanoy Val street, Moscow, 109004 Seregin Sergey Nikolaevich, Doctor of Economics. Sciences, Professor Dragunskaya Ekaterina Ivanovna

Federal Scientific Center of Food Systems named after V.M. Gorbatova, RAS, 26 Building, Talalikhin St., Moscow, 109316, pr@vniimp.ru, e.dragunskaya@fncps.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.