Научная статья на тему 'Потребительская кооперация в Сибирском казачьем войске в начале XX века'

Потребительская кооперация в Сибирском казачьем войске в начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО / ТОРГОВЛЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ / СИБИРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / ВОЕННЫЙ ОТДЕЛ / КАЗАЧЬЯ СТАНИЦА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковылин Дмитрий Александрович

В статье идет речь о деятельности потребительских обществ в казачьих станицах Сибири в начале XX в., прослеживается процесс взаимодействия сибирского казачества и кооперативного движения. Автор рассматривает различные направления работы потребительской кооперации в казачьих станицах Сибири, ее значение в годы Первой мировой войны и приходит к выводу, что деятельность потребительских кооперативных объединений на территории Сибирского казачьего войска сыграла важную роль в экономическом развитии края и решении ряда социальных проблем в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потребительская кооперация в Сибирском казачьем войске в начале XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 30 (211). История. Вып. 42. С. 30-35.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ В СИБИРСКОМ КАЗА ЧЬЕМ ВОЙСКЕ В НА ЧАЛЕ XX ВЕКА

В статье идет речь о деятельности потребительских обществ в казачьих станицах Сибири в начале XX в., прослеживается процесс взаимодействия сибирского казачества и кооперативного движения. Автор рассматривает различные направления работы потребительской кооперации в казачьих станицах Сибири, ее значение в годы Первой мировой войны и приходит к выводу, что деятельность потребительских кооперативных объединений на территории Сибирского казачьего войска сыграла важную роль в экономическом развитии края и решении ряда социальных проблем в регионе.

Ключевые слова: потребительская кооперация, кооперативное движение, потребительское общество, торговля, общественное питание, Сибирское казачье войско, военный отдел, казачья станица.

Отмена крепостного права и последовавшие за ней реформы 60-70-х гг. XIX в. заметно повлияли на экономическое развитие страны, это не обошло стороной и территории, где проживало казачество, в частности, Сибирь.

В условиях зарождения капиталистических отношений положение основной массы сельского населения оставалось тяжелым, в этом плане казачьи станицы Сибири не являлись исключением. Многие жители казачьих станиц и поселков не имели возможности приобретать необходимые товары в связи с растущей дороговизной, произволом спекулянтов и ростовщиков. Усугубляла ситуацию и удаленность ряда казачьих станиц от городов, а регулярного снабжения товарами сельского населения Сибири не было.

Возникавшие проблемы и трудности нередко обсуждались среди казаков, побуждая их к созданию объединений для совместной деятельности. Выходом из создавшегося положения, для спасения сельского населения, основную массу которого составляли казаки и крестьяне, от разорения и обнищания и улучшения в какой-то мере условий жизни, явилось объединение людей в кооперативы, создание потребительских обществ.

Возникновение первых потребительских кооперативов в казачьих станицах Сибири относится к началу XX в. Первое потребительское общество на территории Сибирского казачьего войска возникло 18 марта 1903 г. в станице Омской и получило название Общество потребителей Сибирского казачьего войска1. Оно находилось в непосредственном подчинении Правления Сибирского казачьего вой-

ска и Наказного атамана Сибирского казачьего войска. Целью создания данного Общества, а в дальнейшем и других потребительских кооперативов, было снабжение населения необходимыми товарами, в первую очередь продуктами по умеренным ценам, защита населения от произвола спекулянтов. На момент основания численность первого Сибирского казачьего Общества потребителей составила 258 человек, из них казаков - 2072. Кроме Правления Сибирского казачьего войска, делами Общества ведало общее собрание, оно созывалось не реже трех раз в год, а в случае необходимости проводились и чрезвычайные собрания. На собраниях рассматривались текущие дела Общества, обсуждались различные вопросы и проблемы, связанные с работой Общества. К июню 1903 г. при Обществе была организована торговля - появились кооперативный магазин и две торговые лавки. К началу 1905 г. действовали 2 кооперативных магазина и 3 лавки3. Они осуществляли торговлю в основном товарами первой необходимости, по ценам весьма приемлемым для основной массы населения (хлеб, например, стоил 3-5 коп.). Обществом обеспечивалось регулярное снабжение хлебом населения казачьих станиц и поселков, расположенных в Омском уезде. В продаже имелось молоко (цена 5-6 коп. за литр), сметана (15-17 коп. за литр). Договор о поставке молочной продукции Общество заключало с молочными артелями4.

Осуществлялась торговля и другими продуктами, в том числе сыром по цене от 60 коп. до 1 р. 30 коп. за 1 кг, колбасой - от 70 коп. до

1 р. 50 коп. за кг. В продажу поступали и такие товары (по умеренным ценам), как сахар, соль, подсолнечное масло, рыбные консервы, кондитерские изделия (печенье, конфеты, пряники)5.

Прибыль от торговли в Сибирском Обществе потребителей за 1905 г. составила 112000 р., в 1908 г. - 172400 р.

К 1910 г. на территории Сибирского казачьего войска действовало 9 потребительских обществ. Общее число лиц, занятых в потребительских обществах, - 2685 человек, из них 2116 казаков. Были созданы потребительские общества в станицах Петропавловской, Вознесенской и других6.

Потребительские общества казачьих станиц Сибири открывали свои действия на основании приказов Наказного атамана Сибирского казачьего войска о разрешении к открытию потребительских кооперативов после утверждения им ходатайств учредителей о создании кооперативных учреждений в станице. Инициаторами создания потребительских обществ выступали казаки, нередко атаманы казачьих станиц. Например, в станице Вознесенской с ходатайством Наказному атаману о создании Общества потребителей обратился атаман Вознесенской станицы В. В. Андреев. Вознесенское потребительское Общество открыло свои действия 12 сентября 1908 г. Численность членов общества на момент открытия составила 215 человек, среди них 163 казака. К 1910 г. при Обществе работали 2 магазина и 4 торговые лавки. Прибыль от торговли в 1909 г. достигла 64300 р., а в 1910 - 76500 р.7 Отчет о работе потребительских обществ направлялся ежегодно Наказному атаману Сибирского казачьего войска. Атаманы военных отделов осуществляли контроль за работой потребительских обществ и докладывали о результатах проверки их деятельности Наказному атаману Сибирского казачьего войска. К 1913 г. в казачьих станицах Сибири функционировали 14 потребительских обществ с числом участников 3580 человек, из них казаков - 3518 человек8.

После 1910 г. произошел рост потребительской кооперации, создавались новые потребительские общества, развивалась торговля, во многих казачьих станицах открылись кооперативные магазины и торговые лавки, заметно расширился ассортимент товаров. В продаже в кооперативных магазинах и лавках появились фрукты и овощи, цены на них

были достаточно доступными. Так, яблоки стоили от 60 коп. до 1 р. 80 коп. за кг, огурцы от 40 до 60 коп., картофель - 30 коп. В магазинах продавали мороженое, прохладительные напитки. Имелись в продаже и хозяйственные товары, необходимые в быту - посуда, керосиновые лампы и другие9.

Цены на различные товары в магазинах и торговых лавках устанавливались отделом торговли, который существовал при каждом потребительском обществе.

Торговля спиртными напитками в кооперативных магазинах и лавках была запрещена согласно приказу Наказного атамана Сибирского казачьего войска Николая Александровича Сухомлинова (данный запрет не распространялся на продажу пива)10.

Согласно отчетам о работе потребительских обществ, торговля шла успешно, товары пользовались огромным спросом. Потребительские кооперативы успешно конкурировали с частной торговлей благодаря умеренным ценам, широкому ассортименту, высокому качеству товаров и достойному уровню обслуживания покупателей. Снабжение товарами осуществлялось регулярно, никаких сбоев не наблюдалось. При каждом потребительском обществе действовал отдел снабжения, который организовывал поставку товаров не только из различных регионов России, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, но и из зарубежных стран. Потребительские общества заключали договоры о поставке с различными организациями, среди которых были и промысловые кооперативы, а также с частными лицами11.

Для закупки товаров в других городах работники потребительских кооперативов направлялись в командировки; расходы, связанные с командировками, оплачивались за счет потребительского общества.

В 1913 г. Вознесенским потребительским обществом было закуплено товаров на сумму 43400 р., Петропавловским обществом в этом же году - на 58500 р.12

Кроме торговли, потребительские общества занимались другими видами деятельности - проводили торгово-закупочные операции по приобретению семян для посева, строительных материалов, сельскохозяйственного инвентаря, промышленного оборудования. Так, в 1913 г. Петропавловским потребительским обществом приобретено семян для посева на сумму 15800 р., стройматериалов на

сумму 36800 р., сельскохозяйственного инвентаря на 47300 р., промышленного оборудования на 95500 р.13

Потребительские общества успешно сотрудничали с промысловыми кооперативами, приобретая необходимое для них оборудование и осуществляя реализацию готовой продукции. Потребительские общества заключали необходимые договоры с промысловыми кооперативными объединениями.

Одним из важных направлений деятельности потребительских обществ являлась организация общественного питания в Омске, а также в казачьих станицах Сибири и различных населенных пунктах. О необходимости создания при потребительских обществах соответствующих заведений, организующих общественное питание, говорили атаманы военных отделов Сибирского казачьего войска. В 1913 г. было подано ходатайство атамана 3-его военного отдела С. В. Сорокина с подписями атаманов казачьих станиц, председателя и членов Правления, а также других активных участников кооперативных объединений на имя генерал-лейтенанта Наказного атамана Сухомлинова с просьбой разрешить к открытию при потребительских обществах учреждения общественного питания (столовых, чайных, закусочных)14. В ходатайстве шла речь о том, что это было вызвано необходимостью обеспечить местное население и приезжих людей питанием, говорилось и о том, что требуется решить вопрос об организации обедов для работников различных учреждений, в том числе кооперативных. Письма с подобными просьбами неоднократно поступали Наказному атаману от атаманов других военных отделов и от жителей различных населенных пунктов. 25 апреля 1913 г. наказной атаман Сибирского казачьего войска генерал-лейтенант Сухомлинов издал приказ о разрешении к открытию заведений общественного питания в казачьих станицах при потребительских обществах15. Согласно приказу, контроль за работой данных заведений возлагался на атаманов военных отделов и атаманов казачьих станиц Сибирского казачьего войска. Уровень обслуживания посетителей и качество питания, порядок в указанных выше учреждениях контролировали офицеры Сибирского казачьего войска16.

На 1 января 1914 г. на территории Сибирского казачьего войска работали 12 кооперативных столовых, 7 чайных, 8 заку-

сочных. Столовые, расположенные в казачьих станицах Сибири, играли важную роль в обеспечении питания населения. Весьма успешно, согласно отчетам атаманов военных отделов, работали столовые в станицах Омской, Акмолинской, Вознесенской, Александровской, Петропавловской и других. Столовые работали ежедневно, без выходных дней, с 8 часов утра до 8 вечера. В них регулярно готовились обеды, существовало меню, в котором предлагался широкий выбор блюд для посетителей17.

В чайных и закусочных, кроме чая и кофе, продавались пирожки, салаты, прохладительные напитки, мороженое. Кооперативные заведения общественного питания успешно конкурировали с подобными частными заведениями, пользовались большой популярностью среди населения. Этому способствовали умеренные цены и высокое качество обслуживания18.

В своих докладах и отчетах атаманы казачьих станиц и военных отделов сообщали Наказному атаману Сибирского казачьего войска о том, что столовые, чайные и закусочные, созданные при потребительских обществах, работают стабильно, посетители довольны качеством обслуживания, персонал успешно справляется со своими обязанностями. Атаман Акмолинской станицы А. В. Ершов в своем докладе о работе кооперативных учреждений общественного питания в 1914 г. писал, что они отличаются уютной обстановкой, их работники всегда вежливы с посетителями, что нельзя сказать о частных трактирах19. В отчете атаман отметил отсутствие каких-либо происшествий за время работы данных заведений, в то время как в частных трактирах нередко, особенно в выходные или праздничные дни, происходили пьяные драки, некоторые с тяжелыми последствиями. В каждом из кооперативных заведений, обеспечивающих общественное питание, были жалобные книги, в которые посетители могли записывать свои жалобы или предложения, связанные с работой заведения. Жалобы со стороны посетителей встречались очень редко, были незначительны, гораздо больше было положительных отзывов20.

В ходе различных проверок и ревизий, которые проводились в магазинах и торговых лавках, заведениях общественного питания, никаких нарушений выявлено не было, замечания по их работе отсутствовали.

Отмечалась их успешная деятельность, добросовестное отношение работников к своим обязанностям21.

Своего апогея развитие потребительской кооперации достигло в период Первой мировой войны. Дефицит товаров, трудности, вызванные войной, экономический кризис пробудили необходимость создания новых потребительских кооперативов. В годы Первой мировой войны происходило массовое создание потребительских обществ по всей стране, в том числе и на территории Сибирского казачьего войска. К 1915 г. в казачьих станицах Сибири действовало 19 потребительских обществ с числом участников 6516 человек, в том числе казаков 6160 человек22. К январю 1916 г. на территории 1-го военного отдела насчитывалось 8 потребительских обществ, 2-го - 12, 3-го - 5. Всего на территории Сибирского казачьего войска было создано 48 новых потребительских обществ, к началу 1917 г. их стало 73. Обратим внимание на то, что их численность за один только 1916 г. выросла почти в 3 раза. Численность человек, занятых в потребительских обществах на 1 января 1917 г., составила 33545 человек, 25500 из которых являлись казаками23.

Продолжала успешно развиваться торговля, на территории Сибирского казачьего войска работало 186 кооперативных магазинов и 217 торговых лавок, действовало 126 столовых, 87 чайных, 145 закусочных24. Несмотря на трудности, тяжелые испытания, вызванные войной, в магазинах и торговых лавках всегда присутствовал широкий ассортимент товаров, население регулярно обеспечивалось продуктами. В период Первой мировой войны повышение цен в кооперативных торговых учреждениях было незначительным, оно не превышало 20 %25.

Отличительной особенностью кооперативной торговли, особенно в казачьих станицах, была продажа товаров по умеренным ценам, даже в сложной экономической ситуации в годы Первой мировой войны. В 1915-1916 гг. в казачьих станицах Сибири появились кооперативные магазины и лавки, которые занимались продажей различных промышленных товаров, а в Омской станице в январе 1916 г. был открыт книжный магазин. Осуществлялась продажа мужской, женской и детской одежды и обуви, в том числе импортного производства. К середине 1916 г. в Сибирском казачьем войске работало 5 ма-

газинов, которые специализировались на продаже мебели. Всего в 1915 г. прибыль от продажи одежды и обуви составила 182300 р., а в 1916 г. - 264300 р. Прибыль от торговли мебелью в 1916 г. составила 412500 р. Согласно отчетам, а также докладам атаманов казачьих станиц и атаманов военных отделов для покупки одежды, обуви или мебели, жители казачьих станиц и ближайших поселков предпочитали кооперативные магазины, чему способствовали доступные цены и довольно высокое качество товаров.

Потребительские кооперативы занимались и производственной деятельностью. Во многих потребительских обществах были открыты пекарни, они обеспечивали стабильное снабжение хлебом населения не только казачьих станиц, но и других населенных пунктов Сибири26. Важное значение для работы потребительских обществ имело сотрудничество с другими кооперативами. С промышленными обществами, товариществами и артелями заключались договоры о поставке производимой продукции и ее реализации потребительскими кооперативами. Кредитные кооперативы Сибири выделяли ссуды на приобретение необходимых товаров и проведение торгово-закупочных операций. Так, например, Вознесенским кредитным товариществом Вознесенскому обществу потребителей с 1914 по 1916 г. было выделено 47 ссуд в размере 39800 р. Наказной атаман Сибирского казачьего войска Сухомлинов говорил, что первоочередная задача потребительских кооперативов Сибири - обеспечение населения необходимыми продуктами, оказание помощи фронту и семьям ушедших на фронт27. Цены на хлеб и хлебные изделия, молоко и молочные продукты оставались прежними, на довоенном уровне. На оказание помощи фронту, семьям ушедших на фронт выделялись средства из прибыли (до 20 %), а также из добровольных пожертвований. С 1914 по 1916 г. потребительскими обществами Сибирского казачьего войска на оказание помощи фронту было выделено 2 млн 110 тыс. р., семьям ушедших на фронт - 1 млн 870 тыс. р. При потребительских обществах организовывались бесплатные обеды для семей фронтовиков. Семьям ушедших на фронт оказывалась не только материальная помощь. Работники потребительских обществ помогали заготавливать сено во время сенокоса, работали на огородах, выполняли различные ремонтные работы28.

Социальный состав общества был представлен в основном казаками, были и представители других сословий - мещане, крестьяне, интеллигенция (врачи, учителя, ветеринарные врачи) и даже священники29.

Основным документом, регламентирующим работу потребительских обществ, являлся их Устав. Устав общества потребителей в казачьих станицах Сибири утверждался Наказным атаманом Сибирского казачьего войска. Для открытия действий потребительского общества требовалось также разрешение Наказного атамана30.

Атаманы военных отделов предоставляли Наказному атаману списки всех членов потребительских обществ, в которых указывались фамилия, имя, отчество, дата рождения, сословная принадлежность, национальность, должность, занимаемая в кооперативе, или род занятий31. Кроме списка, Наказному атаману предоставлялась характеристика каждого работника кооператива, которую составлял атаман казачьей станицы. Согласно распоряжению атамана, быть кандидатами в председатели и члены Правления потребительского общества, а также занимать любые руководящие должности в потребительских кооперативах могли только работники кооперативов с положительной характеристикой32.

Потребительские общества Сибири активно занимались культурно-просветительной работой. При каждом потребительском обществе создавался культурно-просветительский отдел. В него входили представители интеллигенции (в основном учителя) и офицеры Сибирского казачьего войска.

Наказной атаман подчеркивал, что одной из задач потребительских обществ является борьба с неграмотностью33. При кооперативных объединениях было организовано обучение грамоте для работников потребительских обществ и их детей. Борьба с неграмотностью принесла хорошие результаты: если к началу 1910 г. неграмотные составляли 33 % от общего числа членов общества, то к январю 1917 г. - 7 %34. При каждом потребительском обществе работала библиотека и читальня, пользование библиотекой было общедоступным и бесплатным. В большинстве потребительских обществ были открыты клубы, в них проводились собрания, различные мероприятия, развивалась самодеятельность. Раз в неделю проводились беседы о ситуации в стране, в казачьих станицах Сибири35. Культурно-

просветительская деятельность находилась под контролем офицеров казачьего войска. Об этом свидетельствуют доклады, которые они предоставляли атаманам военных отделов или Наказному атаману Сибирского казачьего войска. За добросовестное исполнение обязанностей работники потребительских обществ поощрялись премией, или дополнительным жалованьем в размере месячного заработка. Решение о поощрении в виде премии или дополнительного жалования принималось Наказным атаманом Сибирского казачьего войска, подписывавшем соответствующие приказы. В 1916 г. наказным атаманом генерал-лейтенантом Сухомлиновым премией и дополнительным жалованием были награждены 357 работников потребительских обществ, 1380 отмечены благодарностью. Во многих из этих приказов говорилось не только о добросовестном отношении работников к труду, но и об активном участии в культурно-просветительной работе36. Однако генерал-лейтенант Сухомлинов своими распоряжениями запретил кооперативам (в том числе потребительским) открывать свои типографии, а также издавать газеты или журналы. На неоднократные просьбы по этому вопросу Наказной атаман Сухомлинов отвечал категорическим отказом, объясняя его тем, что это может помешать нормальной работе кооперативов, вызвать недовольство со

37

стороны правительства37.

Атаманы казачьих станиц, военных отделов, Наказной атаман Сибирского казачьего войска поддерживали кооперативное движение в Сибири, одобряли создание кооперативных объединений, нередко сами являлись инициаторами создания, непосредственными участниками либо руководителями кооперативов. Атаманы положительно отзывались о деятельности кооперативов. Потребительские общества, в том числе работающие на территории Сибирского казачьего войска, находились под контролем Министерства внутренних дел. Наказной атаман Сибирского казачьего войска ежегодно представлял сведения о деятельности потребительских обществ в Министерство внутренних дел в письменном виде. Он писал, что «...никаких общественных настроений или действий, нарушающих закон или Уставы потребительских обществ, в работе потребительских обществ не обнаружено»38. По сведениям Департамента жандармерии Министерства внутренних дел,

«...в потребительских обществах не наблюдается каких-либо антигосударственных настроений или нарушений закона»39. Согласно Уставам, деятельность любого потребительского общества могла быть прекращена по распоряжению министра внутренних дел. В данном параграфе Устава не были указаны какие-либо основания или поводы для принятия министром такого решения. Это означает, что министр мог принять это решение при любых обстоятельствах, когда считал это необходимым. Однако на территории Сибирского казачьего войска не было случаев закрытия или прекращения действий потребительских обществ, все вышеуказанные кооперативные объединения работали стабильно.

Характерной особенностью деятельности кооперации, особенно потребительской, на территории Сибирского казачьего войска являлись усиленный контроль со стороны атаманов казачьего войска и их влияние на ход работы кооперативов и решение многих важных вопросов.

Наказной атаман Сибирского казачьего войска решал вопрос об открытии кооперативных объединений, утверждал их уставы, рассматривал ходатайства об открытии учреждений торговли и общественного питания. Он также мог отстранить работников потребительских обществ от руководящих должностей. В Оренбургском казачьем войске кооперативы, в том числе потребительские, обладали большей самостоятельностью, многие из вышеперечисленных вопросов решались в рамках кооперативных объединений на общих или чрезвычайных собраниях либо на заседании Правления.

Потребительские общества Сибири были многонациональны - при преобладании русских (79 %), 12 % составляли казахи, 6 % -киргизы, 3 % - представители других нацио-нальностей40.

Из 33545 участников потребительских обществ 12560 человек (около 40 %) составляли женщины. По возрасту 25 % участников являлись людьми в возрасте от 16 до 25 лет, 42 % - от 25 до 40 лет, 33 % - от 40 лет и старше41. Согласно Уставам, в потребительские общества принимались лица не моложе 16 лет. Предельного возраста для пребывания и работы в кооперативе предусмотрено не было, среди работников были и люди старше 60 лет.

Среди кооператоров, входивших в потребительское общество, 14 % имели высшее образование, 40 % - законченное среднее42.

Деятельность потребительской кооперации на территории Сибирского казачьего войска сыграла важную роль в экономическом развитии края и решении ряда социальных проблем в регионе.

Примечания

1 Исторический Архив Омской области (ИАОО). Ф. 189. Оп. 1. Д. 34. Л. 110-112.

2 ИАОО. Ф. 189. Оп. 1. Д. 36. Л. 230-234.

3 ИАОО. Ф. 189. Оп. 1. Д. 37. Л. 46-50.

4 ИАОО. Ф. 189. Оп. 2. Д. 81. Л. 110-116.

5 ИАОО. Ф. 189. Оп. 2. Д. 82. Л. 40-44.

6 ИАОО. Ф. 67. Оп. 3. Д. 131. Л. 58-62.

7 ИАОО. Ф. 67. Оп. 3. Д. 211. Л. 86-90.

8 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д. 45. Л. 20-26.

9 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д. 51. Л. 80-86.

0 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д. 55. Л. 30-34.

1 ИАОО. Ф. 189. Оп. 3. Д. 79. Л. 60-64.

: ИАОО. Ф. 189. Оп. 3. Д. 77. Л. 94-98. 1 ИАОО. Ф. 67. Оп. 5. Д. 16. Л. 110-112. 1 ИАОО. Ф. 67. Оп. 5. Д. 18. Л. 192-194. : ИАОО. Ф. 189. Оп. 5. Д. 21. Л. 265-270. ' ИАОО. Ф. 67. Оп. 3. Д. 48. Л. 50-54. ИАОО. Ф. 189. Оп. 4. Д. 71. Л. 200-210. : ИАОО. Ф. 67. Оп. 3. Д. 24. Л. 120-130. ' ИАОО. Ф. 67. Оп. 2. Д. 12. Л. 210-216.

20 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д. 29. Л. 150-156.

21 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д. 31. Л. 26-30.

22 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 330. Оп. 52. Д.1352. Л. 140-142.

23 РГВИА. Ф. 330. Оп. 52. Д. 1354. Л. 80-84.

24 РГВИА. Ф. 330. Оп. 52. Д. 1355. Л. 68-70.

25 ИАОО. Ф. 67. Оп. 3. Д. 250. Л. 130-136.

26 ИАОО. Ф. 189. Оп. 2. Д. 199. Л. 26-28.

27 ИАОО. Ф. 189. Оп. 1. Д. 33. Л. 40-45.

28 ИАОО. Ф. 189. Оп. 1. Д. 47. Л. 120-124.

29 ИАОО. Ф. 189. Оп. 2. Д. 30. Л. 82-86.

30 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д. 103. Л. 66-72.

31 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д.

32 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д.

33 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д.

34 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д.

35 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д.

36 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д.

37 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д.

38 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д.

39 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д.

40 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д.

41 ИАОО. Ф. 67. Оп. 4. Д.

42 ИАОО. Ф. 67. Оп. 2. Д.

104. Л. 78-84.

106. Л. 140-146.

107. Л. 210-220.

108. Л. 273-276.

109. Л. 20-24.

110. Л. 172-176.

205. Л. 158-160.

206. Л. 96-98.

207. Л. 148-150.

208. Л. 32-34.

209. Л. 118-122. 14. Л. 130-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.