Научная статья на тему '«Поток и разграбление» у восточных славян в IX в.'

«Поток и разграбление» у восточных славян в IX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
482
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чебаненко С. Б.

Information's of arabics sources IX century relate, in spite of widespread opinion, about custom of Eastern slaws to get rid of transgressor of public serenity without participation representative of public power.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Potok i razgrablenie" of Eastern Slavs IX century

Information's of arabics sources IX century relate, in spite of widespread opinion, about custom of Eastern slaws to get rid of transgressor of public serenity without participation representative of public power.

Текст научной работы на тему ««Поток и разграбление» у восточных славян в IX в.»

Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. Сер. 2, вып. 4

С. Б. Чебаненко

«ПОТОК И РАЗГРАБЛЕНИЕ» У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В IX в.

Важнейшим механизмом социорегулирования внутри группы в древности являлось изгнание или умерщвление индивида, нарушающего внутренний мир. У восточных славян эта мера называлась «поток и разграбление». Виновные исключались из общины, их имущество грабили; подвергали ему за самые тяжкие проступки.1

Эта мера впервые упоминается в известиях мусульманских авторов о «сакалиба», славянах (первая половина IX в.). Этот рассказ приводят Ибн-Русте и Гардизи, но в интересующем нас отрывке их описания несколько разнятся. Их данные восходят к так называемой «Анонимной записке о народах Восточной Европы», вопрос о ее авторстве остается предметом дискуссии.2

В обоих вариантах рассказа упоминается правитель «сакалиба», С.вит.м.л.к, его столица - город Дж.рав.т (Дж.р.ваб по Ибн-Русте), упоминается и город Вабнит (Ван-тит) у границ земель «сакалиба». С.вит.м.л.к. ежегодно объезжает свои земли. По Ибн-Русте, «если же поймает правитель в своей стране вора, то либо приказывает задушить его, либо отдает под надзор одного из правителей на окраине своих владений». По Гардизи, «если схватят вора, забирают его имущество, а его самого затем отсылают на окраину страны и там наказывают», ни о каком правителе здесь он не говорит.3

Востоковеды единодушны в том, что в рассказе о «сакалиба» перемешана информация, относящаяся как к западным, так и восточным славянам. В городе Вабнит давно усматривают Киев.'1 Дж.р.ваб раскрывается как Хорват, однако город под таким названием неизвестен, что заставляет думать о племенном названии.5 Прочтение имени правителя как С.вит малик («С.вит - царь», «светлый князь»)6 грамматически менее обосновано, нежели давно предложенный вариант С.вит.б.л.к, т.е. Святополк,7 под которым обычно понимают Святополка I Великоморавского (870-894 гг.).8

Данные Ибн-Русте и Гардизи восходят к «Анонимной записке», но здесь расхождение между ними довольно серьезное, чтобы говорить о различной передаче общего источника. Ибн-Русте прямо связывает наказание вора с правителем Великой Моравии.9 Гардизи не делает этого и упоминает Святополка I только однажды и в ином эпизоде. Учитывая, что данные о восточных и западных славянах перемешаны достаточно произвольно,10 не исключено, что здесь Гардизи описывает обычаи уже восточных славян.

Эта деталь у него дается среди данных, отделенных от известия о Святополке I сообщением о нападениях на славян венгров, отсутствующим у Ибн-Русте (так же как и сами эти данные). Информация о столкновениях с венграми дает ответ на вопрос, какие славяне здесь подразумеваются, так как венгры в IX в. обитали в пределах Северного Причерноморья и сталкивались с восточными славянами, а в X в. ушли в Паннонию, где контактировали уже с южными и западными славянами.11

Д.Е. Мишин, проанализировав весь контекст упоминаний о венграх у Ибн-Русте, Гардизи и других авторов, рассказывающих о «сакалиба», пришел к выводу, что кочевья

© С.Б. Чебаненко, 2006

венгров локализуются там между реками Днепр и Сирет, соответственно набегам подвергаются земли киевских полян.12

Таким образом, Гардизи при описании восточнославянских обычаев использовал информацию о наказании вора правителем Великой Моравии. Он включил отдельный ее элемент в блок сведений о восточных славянах.

Поляне наказывают вора без участия князя: безличные «они» хватают его самого и забирают его имущество. Исходя из того, что имущество распределяется между «ними», можно думать, что тут подразумевается какой-то ограниченный коллектив. В его же компетенции и поимка преступника и, надо думать, какое-то расследование и вынесение решения о наказании. Сведения Гардизи описывают общество с прочными внутренними связями, где воровство еще было столь тяжким проступком, что за него подвергали изгнанию.13

Другой этап наказания - изгнание из общины - Гардизи приводит уже с учетом общих с Ибн-Русте источников о моравском обычае ссылки вора князем «на окраину владений» (Ибн-Русте), «на окраину страны» (Гардизи), где он и отбывает наказание. Думается, что ссылка не имеет никакого отношения к Полянским обычаям и вора просто изгоняли, но это изгнание Гардизи «украсил» подробностями моравских порядков. Будь это иначе, надо было бы упомянуть о князе, который только и мог обеспечить отсылку и удержание преступника «на окраине». Этому смешению моравских и Полянских обычаев способствовала схожесть наказания в обоих случаях - изгнание, удаление из общины, будь то коллективом или правителем.14 Таким образом, нет оснований говорить о том, что уже в IX в. у восточных славян княжеская власть участвовала в осуществлении «потока и разграбления».

Вместе с тем рассказ другого мусульманского автора Ибн Фадлана как будто заставляет отказаться от сделанных выводов. Он пишет об обычае «русов» вешать вора: «Если они поймают вора или грабителя, то они подведут его к длинному толстому дереву ... и подвесят его на нем навсегда».15 Но нашим выводам это не противоречит. Оба известия (Гардизи и Ибн Фадлана) вполне могут отражать региональные особенности в воздействии на воров. Отметим, что Ибн Фадлан ничего не говорит о преследовании воров и грабителей потестарными органами. Кроме того, повешение вора могло происходить и в рамках атимии - лишения всех прав и отторжения от коллектива, осложненным ритуальным умерщвлением.16

1 См. ст. 7, 35, 83 Пространной Правды // Правда Русская. Т. I. Тексты. М.; Л., 1941. С. 104-105, 107,

113.

2 Новосельцев А.В. Восточные источники о восточных славянах и Руси У1-1Х вв. (1965) //ДГВЕ. 1998. М., 2000. С. 282-300; Мишин Д.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире в раннее Средневековье. М., 2002. С. 51-53; Калинина Т.М. Интерпретация некоторых известий о славянах в «Анонимной записке«' // ДГВЕ. 2002. Генеалогия как форма исторической памяти. М., 2004. С. 204-205.

3 Новосельцев А.П. Восточные источники ... С. 297.

4 Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870. С. 264; Хвольсон ДА. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах и руссах Абу-али Ахмед Бен Омар Ибн-Даста. СПб., 1869. 125; Новосельцев А.П. Восточные источники ... С. 300; Калинина Т.М. Интерпретация некоторых известий о славянах ... С. 213-216.

5 Изложение основных точек зрения и обзор литературы по вопросу см.: Калинина Т.М. Интерпретация некоторых известий о славянах ...

6 Гаркави А.Я. Сказания мусульманских писателей ... С. 266-267.

1 Хвольсон Д.А. Известия ... С. 28.

8 Калинина Т.М. Арабские источники VIII—IX пи. о славянах // ДГВЕ. Материалы и исследования. 1991 г. М„ 1994. С. 222-223.

SE.A. Шипаков с сомнением приводит известие Ибн-Русте о наказании вора п качестве примера смертной казии у восточных славян, отмечая, что речь может идти и о западных славянах {Шишков ЕА. О времени и о причинах первого введения смертной казни в России // Право: история, теория, практика. Брянск, 2003. Вып. 7. С. 248).

10 Новосельцев А.П. Восточные источники ... С. 299-300; Калинина Т.М. Арабские источники VIII—IX вв. о славянах. С. 222.

11 Раннефеодальные государства на Балканах. М., 1985. С. 173-175.

12 МишинД.Е. Сакалиба (славяне) в исламском мире... С. 55-58; см. также: Калинина Т. М. Интерпретация некоторых известий о славянах ... С. 207-210.

13 Такое же отношение к ворам (изгнание) в древнейшие времена фиксируется и в Швеции {Фоменкова A.B. Старший Весгёталог: глава «Преступления, не искупаемые штрафом» // Право в средневековом мире. СПб., 2001. С. 264).

14 И.Я. Фрояпов полагает, что сообщения обоих авторов дополняют друг друга, относятся к восточным славянам и говорят об одной из форм «потока и разграбления» {Фрояпов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян (VI-X вв.). СПб., 1996. С. 76-77). Соглашаясь со вторым положением, мы полагаем, что эти известия смешивать нельзя.

15 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибп Фадлапа о его путешествии па Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956. С. 143. - Это и рассмотренная информация Ибн-Русте дали некоторым исследователям основание заключить, что воров у восточных славян непременно вешали {Ключевский В.О. Боярская дума в Древней Руси // Ключевский В.О. Боярская дума в Древней Руси. Добрые люди Древней Руси. М., 1994. С. 534); Самоквасов ДЯ. Курс истории русского нрава. М., 1908. С. 140; Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Пг„ 1915. С. 331; Ковалевский А.П. Комментарии // Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибп Фадлапа ... С. 143, 243,138; Петров И В. Государство и право Древней Руси (750-980). СПб., 2003. С. 290.

16 Особенно, если учесть, что проступки внутри коллектива воспринимались в качестве нарушения религиозных запретов, табу и т.п. {Семенов Ю.И. Основные понятия обычного права: возникновение и развитие // Традиционная нормативная культура, организация власти и экономика народов Северной Евразии и Дальнего Востока. М„ 2000. С. 10).

Статья поступила в редакцию 29 июня 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.