Научная статья на тему 'Потенциальные возможности и проблемы развития туризма Тюменской области'

Потенциальные возможности и проблемы развития туризма Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2360
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ВИДЫ ТУРИЗМА / ТУРОПЕРАТОР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Слепкова С. В.

В статье на основе SWOT -анализа рассматриваются проблемы и перспективы развития туризма Тюменской области, указываются направления роста туристической индустрии данного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциальные возможности и проблемы развития туризма Тюменской области»

Слепкова, С.В.,

Тюменский государственный университет, Институт права, экономики и управления, магистрант Slepkova, S.V.

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация. В статье на основе SWOT-анализа рассматриваются проблемы и перспективы развития туризма Тюменской области, указываются направления роста туристической индустрии данного региона.

POTENTIAL PROBLEMS AND TOURISM DEVELOPMENT OF TYUMEN

Summary. The article based on SWOT-analysis of the problem and prospects of tourism development of the Tyumen region, indicating the direction of growth of tourism industry in the region.

Ключевые слова: SWOT-анализ, развитие туризма Тюменской области, стратегия развития туризма, туристическая индустрия, виды туризма, туроператор.

Key words: SWOT-analysis, the development of tourism of the Tyumen region, the strategy of the development of tourism, the tourism industry, types of tourism, tour operator.

Тюменская область является на сегодняшний день одним из самых стабильных регионов Российской Федерации, обладает огромным потенциалом для развития туризма. Экономический потенциал Тюменской области составляет взаимосвязь экономик трех субъектов с наиболее развитой нефтяной, газовой и лесной промышленностью, сельским хозяйством и машиностроением. При формировании стратегии развития туризма Тюменской области можно выделить основные возможности и ограничения, преимущества и недостатки.

SWOT-анализ развития ту ризма Тюменской области

Преимущества (сильные стороны) Недостатки (слабые стороны)

1. Значительный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал. 2. Возможность проведения выставок, семинаров и тематических конференций по нефтегазовой тематике в непосредственной близости от мест основных месторождений. 1. Недостаточно развитая туристская инфраструктура. 2. Отсутствие регулирующего законодательства в сфере туризма на уровне РФ, региона, местном. 3. Слабая система продвижения турпродуктов Тюменской области на внутреннем и международном рынках. 4. Отсутствие узнаваемости и при-

3. Наличие культурных и исторических памятников федерального значения. 4. Наличие общественных и коммерческих организаций, которые могут содействовать развитию туризма. 5. Проведение массовых мероприятий делового и развлекательного плана, т.е. организации событийного туризма. 6. Реализация совместных проектов с автономными округами Тюменской области и сопредельными регионами в рамках продвижения макрорегионального турпродукта. 7. Повышение конкурентоспособности туристской индустрии Тюменской области путем проведения целенаправленной региональной политики и интеграции субъектов туристического рынка. влекательности образа региона в области, РФ и мире. 5. Отсутствие отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма. 6. Нехватка профессионально подготовленных кадров в индустрии туризма. 7. Несоответствие цены и качества услуг. 8. Удаленность Тюменской области от основных мировых и российских мегаполисов. 9. Неподготовленность населения области к работе с туристами. 10. Слабо развитая транспортная схема доставки туристов, как из-за рубежа, так и по внутренним линиям. 11. Отсутствие крупных туроператоров по внутреннему туризму, имеющих собственную туристическую инфраструктуру, собственный инвестиционный потенциал. 12. Существующее объединение туроператоров не позволяет эффективно координировать совместные усилия по развитию туризма в области. 13. Отсутствие зонирования, готовности объектов недвижимости к вовлечению в рыночный оборот. 14. Отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на территории области.

Возможности Угрозы

1. Выгодное географическое положение, позволяющее привлекать туристов (на пересечении стратегических транспортных коридоров: Запад-Восток, Север-Юг). 2. Наличие бюджетных возможностей, позволяющих осуществлять целевую финансовую поддержку туристской отрасли (экономически сильный регион) и социальную поддержку отдельным группам населения. 3. Высокий платежеспособный 1. Растущая конкуренция среди туристских регионов РФ, Урала и Сибири. 2. Снижение платежеспособного спроса населения вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики области при ухудшении конъюнктуры цен на энергоносители. 3. Риск снижения туристского потока при ухудшении криминогенной обстановки в местах дислокации туристских объектов. 4. Усиление выездного туризма в

спрос и стабильная социально-экономическая ситуация в области, способствующие формированию регионального спроса на туруслуги.

4. Возможность роста рынка тур-услуг, при эффективном использовании имеющихся турресурсов и инфраструктуры.

5. Привлечение иностранных и российских инвесторов для финансирования развития туристской инфраструктуры Тюменской области.

6. Устойчивое восприятие образа Тюменской области как территории, привлекательной для внутреннего туризма группами потребителей (внутри области, страны, за рубежом).

7. Интерес нефтегазовых и крупных компаний в поддержании здоровья своих сотрудников.

8. Возросший интерес граждан к историко-культурному наследию.

Сравнивая сильные стороны и возможности для туризма в Тюменской области можно выделить основные виды туристических услуг, которые могут стать направлениями роста туриндустрии в Тюменской области.

К таким видам, в первую очередь, относится деловой туризм. Развитию делового туризма может способствовать открытие новых выставочных площадей, строительство современных и комфортабельных гостиничных комплексов (3*, 4*, 5*), улучшение качества дорог, транспортных средств, связи и инфраструктуры.

Большой потенциал развития имеет рекреационный туризм, который в первую очередь представлен санаторно-курортным и профилакторным лечением, спортивно-оздоровительным отдыхом всех возрастных групп населения.

Наличие значительного историко-культурного потенциала в сочетании с возрастающим интересом к истории и культурному наследию и высоким платежеспособным спросом позволяют развивать историко-культурный туризм.

Большой потенциал роста имеет спортивный туризм и особенно зимний, связанный с созданием специальных спортивных сооружений (катков, лыжных трасс, трамплинов и др.) Природные условия с длительной и снежной зимой, ландшафтными возможностями в сочетании с высоким платежеспособным спросом населения позволяют рассчитывать на рост спортивного туризма в Тюменской области.

Меньший потенциал роста имеют экологический и паломнический туризм. Хотя эти виды туризма являются массовыми, экологический и паломнический туризм в основном носят неорганизованный характер и в меньшей

соседние регионы и заграницу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами на них.

степени нуждаются в сервисе и инфраструктуре высокого качества (гостиницы, кафе и рестораны, средства связи и транспортные услуги).

Ориентиры внутренних преобразований туризма Тюменской области

Сравнивая слабые стороны туристической отрасли и возможности, имеющиеся на рынке туристических услуг и в Тюменской области, можно сделать следующие выводы:

Существующая система управления, законодательная база, кадровый, инвестиционный потенциал и инфраструктура туристической отрасли не позволяют в полной мере реализовать возможности, имеющиеся в Тюменской области. При существующем положении дел, сложившихся в туристической отрасли Тюменской области сложно рассчитывать на активное развитие туризма.

Сравнивая сильные стороны и угрозы, можно оценить потенциал стратегических преимуществ туристской отрасли Тюменской области и ее способность противостоять внешним угрозам. Несмотря на обострение конкуренции (по инфраструктуре, по предлагаемому турпродукту и т. д.) со стороны других туристских регионов Урала и Сибири, усиления выездного туризма в соседние регионы и за границу в связи с низким уровнем предоставляемых услуг и высокими ценами ни них, значительный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал, интерес к проведению выставок, семинаров и тематических конференций по нефтегазовой тематике в непосредственной близости от мест основных месторождений позволяет туристическому комплексу Тюменской области развивать ряд направлений туристической отрасли (деловой, рекреационный, историко-культурный, спортивный туризм).

Однако с развитием туристических компаний, инфраструктуры туристического бизнеса сопредельных регионов Тюменская область будет находиться в конкурентных отношениях с регионами Урала и Сибири. Для усиления конкурентоспособности Тюменской области необходимо реально оценить потенциальный рынок туруслуг области, разработать и начать реализовывать программу активного продвижения областных турпродуктов, провести целевую переподготовку персонала, отработать принципы и механизмы господдержки и повышения инвестиционной привлекательности туристической отрасли Тюменской области. На усиление конкуренции в масштабе макрорегиона сильнейшим образом может повлиять процесс создания особых экономических зон курортно-рекреационного типа.

Сравнение слабых сторон и угроз определяют ограничения развития туризма в Тюменской области, которые выражаются в недостаточной эффективности координации совместных усилий существующего турбизнеса и власти. Также в туристической отрасли Тюменской области существуют проблемы, которые можно сгруппировать по трем блокам:

1-й блок проблем, связанных с туристской инфраструктурой:

• Недостаточно развитая туристская инфраструктура (включая средства размещения, дороги, транспорт, общественное питание, торговое обслуживание туристов и др.).

• Слабо развитая транспортная схема доставки туристов как из-за рубежа, так и по внутренним линиям.

• Неподготовленность населения области к работе с туристами.

• Несоответствие цены и качества услуг.

• Отсутствие зонирования, готовности объектов недвижимости к вовлечению в рыночный оборот.

• Отсутствие крупных туроператоров по внутреннему туризму, имеющих собственную туристическую инфраструктуру и инвестиционный потенциал.

2-й блок проблем, связанных с разработкой и продвижением на рынок конкурентоспособных туристских продуктов:

• Слабая система продвижения турпродуктов Тюменской области на внутреннем и международном рынках.

• Отсутствие узнаваемости и привлекательности образа региона в области, РФ и мире.

3-й блок проблем информационно-организационного обеспечения развития индустрии туризма:

• Отсутствие регулирующего законодательства в сфере туризма на уровне РФ, региона, местном.

• Отсутствие отраслевой статистики, обеспечивающей информационную и управленческую поддержку развития туризма.

• Нехватка профессионально подготовленных кадров в индустрии туризма.

• Отсутствие выстроенной системы безопасности и сопровождения туристов на территории области.

Анализ существующих проблем и угроз привел к выводу, что использование текущих резервов развития туризма в области и рыночных возможностей, выявленных по результатам проведенного анализа, несмотря на безусловный положительный эффект, не сможет коренным образом изменить ситуацию. Необходима комплексная программа поэтапного решения проблем в туристской индустрии для активного развития туризма в Тюменской области.

Тюменская область имеет объективные предпосылки (потенциальную возможность) развития индустрии туризма темпами 13-15%, более высокими, чем прогнозируемые до 2013 г. среднероссийские (10-12%). Однако пока индустрия туризма в Тюменской области развивается темпами 8%, которые заметно ниже среднероссийских.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.