Коды классификатора JEL: Q 42, Q 48
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ
КОЛЕСНИКОВ Д.Г.
Колесников Д.Г. Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, ст. преподаватель, 369000, г. Черкесск, ул. Ставропольская, 36
Реализация потенциала энергосбережения должна базироваться на комплексном подходе, представляющем собой систему иерархически соподчиненных задач, решение которых обеспечивает достижение координирующей цели и учитывает воздействие многообразных факторов и параметров технологических и энергосберегающих производств.
Ключевые слова: энергетические ресурсы; энергосбережение; инвестиционный спрос; энергоэффективность
В современных условиях для успешного функционирования энергетического сектора страны важно повышение эффективности работы как энергетической отрасли в целом, так и повышение эффективности использования топлива и энергии.
Острая необходимость снижения потребностей в инвестициях и повышения народно-хозяйственной эффективности энергетики требует усиления внимания государства и энергетических компаний к проблемам энергосбережения. В связи с этим необходимо проведение целенаправленной энергосберегающей политики, основанной на целостной системе экономических, правовых и административных мер, стимулирующих эффективное использование энергии.
Энергоэффективность в форме энергосбережения как задача государственной важности должна стать не просто частью экономической политики государства, а главным направлением деятельности практически всех отраслей экономики, предприятий и организаций. Рост ее способствует усилению конкурентоспособности продукции, уменьшает импорт энергии. Поэтому повышение энергосбережения и снижение энергоемкости рассматриваются многими развитыми странами в качестве приоритетных задач.
Потенциал энергосбережения есть «вечная», постоянно присутствующая экономическая категория, он существует всегда как результат технического прогресса и изменения его структуры и не может быть реализован сиюминутно в связи с постоянным наличием временного лага между появлением инноваций и их внедрением. Потенциал энергосбережения можно классифицировать по различным признакам [2]:
- в территориальном (региональном) разрезе (по экономическим районам, федеральным округам, по субъектам РФ);
- в разрезе отраслей экономики;
- в разрезе достижений НТП, государственной энергетической политики;
- в разрезе невозобновляемых/возобновляемых источников энергии;
- в разрезе видов генерируемой и используемой энергии (электро-, теплоэнергия, и т.д.);
- в разрезе геологической изученности и освоения запасов энергетических ресурсов;
- в разрезе имеющихся потерь энергии.
Следует различать различные «оттенки» понятия «энергосбережение»:
- теоретический потенциал - максимально возможное энергосбережение при полном использовании всех энергосберегающих мероприятий и технологий, известных на данный момент времени;
- экономически целесообразный потенциал - часть теоретического потенциала, реализация которой обеспечивает экономию затрат в национальной экономике, иначе говоря, стоимость мероприятий по энергосбережению оказывается меньше, чем вложения в добычу и доставку эквивалентного количества энергоресурсов.
Использование большей части этого потенциала в 5-10 раз дешевле по сравнению с затратами, необходимыми на добычу и производство конечных энергоносителей. Различные зарубежные и отечественные исследования показывают, что, как правило, потенциал энергосбережения достигает 50% и более текущего энергопотребления и не менее половины этого потенциала может быть отнесено к категории абсолютно эффективных мероприятий.
Энергосбережение, будучи в значительной части менее капиталоемким процессом, чем добыча первичных энергоресурсов, способно сократить инвестиционный спрос ТЭК и тем самым ускорить темпы экономического развития. Значительный потенциал энергосбережения заложен в модернизации сетей, трансформаторов и электродвигателей. Как показывают расчеты, доля этого направления в общем потенциале энергосбережения, при проведении политики повышения его энергоэффективности, может составить не менее 40% [8, с. 106].
Экономические трудности переходного периода коснулись топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в меньшей степени, чем других отраслей материального производства. Однако можно с уверенностью говорить о кризисе и в этой области. Характер трудностей в ТЭК связан с интенсивным наращиванием
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2
производства топливно-энергетических ресурсов в прошлые годы при крайне низкой эффективности их использования и недостатке капиталовложений.
Можно ожидать, что с выходом экономики из кризиса внутреннее энергопотребление увеличится. При этом ТЭК, характеризующийся сильным износом производственного потенциала, выступает одним из основных претендентов на инвестиции, что может существенно замедлить эффективность процесса восстановления экономического роста. Вместе с тем имеется большой резерв уменьшения инвестиционного спроса ТЭК за счет проведения более активной энергосберегающей политики. Как было выше сказано, потенциал энергосбережения в России достигает 40 - 50% текущего энергопотребления [4, с. 49]. Причем значительная часть этого потенциала может быть реализована при затратах, меньших, чем требуется для производства адекватного количества первичных энергоресурсов. Однако успехи энергосберегающей политики до сих пор были весьма скромными, если не сказать плачевными. Опыт многих стран с рыночной экономикой показал, что энергосбережение требует комплекса мер государственного регулирования, которые должны обеспечить условия для обязательного проведения энергосберегающей политики во всех сферах деятельности хозяйственных субъектов. Сейчас в России управление энергосбережением на макроуровне отсутствует. В этих условиях производители топлива и энергии, в основном монополии или монопольные объединения, располагая большим влиянием в государственных и финансовых структурах, продолжают ориентировать национальную экономику на сохранение сильной зависимости от ТЭК.
В свете этих проблем особое значение принадлежит концепции энергосбережения. Возможности энергосбережения в России постоянно недооценивались. В результате она занимает одно из первых мест в мире по величине энергоемкости ВВП. Для реализации концепции энергосбережения необходима смена приоритетов в развитии энергетики, что требует определенной воли и последовательности в проведении в жизнь энергосберегающих принципов, поскольку наращивание производства первичных энергоресурсов до сего времени является доминантой энергетической политики страны.
Реализация государственной политики управления энергосбережением должна базироваться на качественно новых подходах, позволяющих создать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективном использовании имеющегося потенциала энергосбережения, прежде всего за счет инвестирования энергосберегающих проектов. В условиях, когда основные производственные фонды большинства отраслей по своему состоянию устарели и приблизились к критическому уровню, на первый план выходит реализация проблемы широкомасштабного внедрения повышающих энергоэффективность общепромышленных инновационных технических решений, разработанных на основе отечественных перспективных технологий, не уступающих зарубежным образцам и удовлетворяющих спрос производителей и потребителей энергетических ресурсов. При этом главным рычагом государственного воздействия на инвестиционную активность является нормализация расчетно-финансового климата в стране, соответствующая налоговая, таможенная и ценовая политика; повышение уровня управления этим процессом, а также финансовая поддержка на возвратной основе энергосберегающих проектов на начальной стадии в течение 2-3 лет в рамках реализации программ энергоэффективности на всех уровнях.
Ценовая политика служит необходимым, но недостаточным условием интенсификации энергосбережения. Повышение действенности энергосберегающей политики, начатой принятием закона «Об энергосбережении» и федеральной целевой программы «Энергоэффективная экономика» на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года, предполагает осуществление системы правовых, административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использование энергии. Задача состоит в том, чтобы за счет проведения целенаправленной государственной политики создать устойчивую и эффективную систему инвестирования в энергосбережение, обеспечив на период действия энергетической стратегии более привлекательные условия для вложения отечественного капитала в эту сферу деятельности, исключив возможные финансово-экономические риски. Одним из важных инструментов реализации потенциала энергосбережения могут и должны стать международные договоренности о квотах на выбросы парниковых газов. Россия подписала Киотские соглашения, согласно которым предотвращенные выбросы СО2 при снижении объемов сжигаемого топлива могут быть в виде дополнительной разрешенной квоты на выбросы проданы другим странам, то есть, по сути дела, сэкономленная энергия не просто становится дополнительным ресурсом, но и новым товаром для международной торговли. Ожидаемая стоимость этого товара
- 10-15 долл. США за тонну. Намечаемый объем предотвращенного выброса - 2 млрд. СО2 за 5 лет (20082012 гг.). Снижение реального объема сжигания топлива (свыше 1 млрд. тонн) за счет реализации мер по энергосбережению может дать дополнительно до 30 млрд. долл. США [1, с. 18].
Необходима постоянная оценка и корректировка величины потенциала с учетом реально складывающейся обстановки в условиях перехода к рыночной экономике и реформирования ТЭК, ЖКХ и основных отраслей экономики. Величина потенциала в значительной мере будет зависеть также и от степени внедрения в России современных энергосберегающих технологий мирового уровня [7, с. 31].
Реализация государственной политики управления энергосбережением должна базироваться на качественно новых подходах, позволяющих создать экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в эффективном использовании имеющегося потенциала энергосбережения, прежде всего, за счет инвестирования энергосберегающих проектов.
Основу реализации государственной энергосберегающей политики составляют федеральные, региональные, отраслевые целевые программы, задания которых направлены на достижение реальной экономии и эффективного использования топливно-энегетических ресурсов.
При реализации технологического потенциала энергосбережения выделяются три категории энергосберегающих мероприятий:
- малозатратные мероприятия, которые сводятся к наведению порядка при использовании топлива и энергии: устранение потерь энергоносителей при транспорте и хранении, соблюдение энергоэкономичных технологических режимов, замена энергооборудования избыточной мощности, оснащение потребителей счетчиками энергоносителей и т. п.;
- капиталоемкие мероприятия, требующие значительных целевых инвестиций и осуществляемые, только если эффект от энергосбережения в приемлемые сроки окупит затраты на их реализацию;
- сопутствующие мероприятия, выполняемые в процессе технического перевооружения отраслей народного хозяйства, когда энергосбережение является сопутствующим фактором; к ним относятся также изменение структуры используемых материалов, технологий, конечных продуктов [3, 5].
Общий потенциал энергосбережения согласно информация приведенной в Федеральной целевой программе «Энергоэффективная экономика» на период 2002-2005 и на перспективу до 2010 г. составляет 378-452 млн. ту.т. Краткосрочная и среднесрочная перспектива в первую очередь предполагает быстрейшее освоение части потенциала энергосбережения в бюджетной сфере за счет реализации малозатратных мероприятий (в т.ч. организационных). Именно здесь государство имеет наиболее благоприятные возможности управления эффективным потреблением энергоресурсов. В целом по федеральной бюджетной сфере потенциал энергосбережения оценивается в 18-22 млн. т у.т. причем до 35% потенциала приходится на лечебные учреждения, 30% - на культурно-просветительские и учебные заведения и 27% - на административные здания.
В жилищно-коммунальном хозяйстве потенциал энергосбережения составляет 95-110 млн. т у.т. Ключевая проблема жилищно-коммунального хозяйства - повышение надежности и экономичности теплоснабжения, поскольку 20% всех тепловых источников находится в этом секторе экономики и 20-30% расходной части бюджетов муниципальных образований используется на нужды теплоснабжения.
До 20% потенциала энергосбережения, что эквивалентно 70-85 млн. т у.т. в год можно реализовать при затратах до 15 долл. за 1 тонну у.т. На энергосберегающие мероприятия стоимостью свыше 60 долл. за 1 тонну т у.т. приходится лишь около 15% потенциала энергосбережения. Реализация же оставшихся 2/3 потенциала потребует хоть и достаточно крупных целевых инвестиций, но все же на 10-30% уступающих капиталовложениям на соответствующие объемы развития производственной базы ТЭК.
Возрастает роль региональных органов власти в реализации имеющегося потенциала энергосбережения, а также в стимулировании притока частных инвестиций в сферу энергосбережения.
Рассредоточение потенциала энергосбережения РФ неоднородно по отраслям: наибольшая часть сконцентрирована в промышленности и строительстве (35%), топливно-энергетическом комплексе (28%) и ЖКХ (28%), в то время как на транспорте (6%), и сельском хозяйстве (3%) он не так значителен.
Реализация региональных программ энергосбережения должна базироваться на определенных финансовых и организационных механизмах. Основу программ энергосбережения составляют энергосберегающие проекты. Внедрение энергосберегающих проектов требуют значительных инвестиций, которыми не обладают традиционные инвесторы проектов. Перспективным направлением финансирования энергосберегающих проектов в полном объеме и в установленные сроки является интеграция источников денежных средств: федеральных целевых программ, банковских кредитов, отечественных и международных инвесторов, собственных средств предприятий и средств государственной поддержки [5, с. 57].
Таким образом, реализация потенциала энергосбережения должна базироваться на комплексном подходе, представляющем собой систему иерархически соподчиненных задач, решение которых обеспечивает достижение координирующей цели и учитывает воздействие многообразных факторов и параметров технологических и энергосберегающих производств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушуев В.В. Энергоэффективность как главное направление энергетической стратегии России // Матер. Всеросс. конф. «Энергетика. Энергосбережение», 2003. С.18.
2. ЛисиенкоВ.Г. и др. Хрестоматия энергосбережения. Справочное пособие: в 2-х кн. Кн. 1, 2 М.: Теплоэнергетик, 2003.
3. Михайлов С.А. Государственная энергосберегающая политика // Матер. Всеросс. конф. «Энергетика. Энергосбережение», 2003. С.5-8.
4. СинякЮ.В. Энергосбережение и экономический рост // Проблемы прогнозирования, 1999, №3. С. 49-53.
5. Федотов Д.А. Финансовый и организационный механизмы реализации региональных программ энергосбережения // Матер. Всеросс. конф. «Энергетика. Энергосбережение. 2003.». С. 57.
6. ФЦП «Энегроэффективная экономика» на 2002-2005 гг. на перспективу до 2010 г. Постановление Правительства РФ №796 от 17.11.01 г.
7. Шахин В.П. Энергоэффективность и энергосбережение России: состояние, проблемы, пути решения // Матер. Всеросс. конф. «Энергетика. Энергосбережение», 2003 . С.31.
8. Чичеров Е.А. Энергоэффективные технологии - ключ к ускорению экономического развития России // Вестник ФЭК России, №7-9, 2001. С.106.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 3 Часть 2