Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-РЫНКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ'

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-РЫНКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
375
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-СРЕДА / АРТ-РЫНОК / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КУЛЬТУРА / АРТ-КРИТИК / АРТ-КОНСУЛЬТАНТ / КУРАТОР / BUSINESS ENVIRONMENT / ART MARKET / ENTREPRENEURSHIP / CULTURE / ART CRITIC / ART CONSULTANT / CURATOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Евтых Саида Шумафовна

Впервые рассматриваются разнообразные области функционирования региональных субъектов культурно-массового ориентирования - Картинной галереи и Национального музея Республики Адыгея. Исследуются особенности формирования механизмов арт-рынка в процессе характерного взаимодействия его субъектов, процесс анализируется с позиции социокультурного механизма - как «художник-публика», а экономические механизмы - через акт купли-продажи, «продавец-покупатель». Методика исследования основана на сравнительно-сопоставительном анализе социальных функций арт-рынка - информационной, посреднической, ценнообразующей, стимулирующей, регулирующей и социокультурной. Представленные функции дают полную картину арт-предпринимательства в художественном пространстве современного общества. Анализ разнообразных форм реализации художественной продукции, сформировавшихся в современном социуме, выявил художественно-эстетическую и материально-оценочную значимость произведений искусства. Результаты искусствоведческого исследования могут быть полезны при дальнейшем анализе современного состояния арт-пространства с целью его модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF THE ART MARKET IN MODERN SOCIETY

For the first time, the article discusses various areas of functioning of regional subjects of cultural and mass orientation - the Art Gallery and the National Museum of the Republic of Adygea. The author examines mechanisms of the art market in the process of typical interaction of its subjects. The process is analyzed from the position of the socio-cultural mechanism - as an "artist-public", and the economic mechanisms are studied through the act of sale, as a "seller-buyer". The research methodology is based on a comparative analysis of the social functions of the art market - information, mediation, value-generating, stimulating, regulatory and sociocultural. The presented functions give a complete picture of art entrepreneurship in the art space of modern society. The analysis of various forms of realization of artistic products formed in modern society revealed the artistic, aesthetic, material and evaluation significance of works of art. The results of the study can be useful in further analysis of the current state of art space in order to modernize it.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ АРТ-РЫНКА В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7.011.3 ББК Е 27

Евтых С.Ш.

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института искусств Адыгейского государственного университета [email protected]

Потенциальные возможности арт-рынка в современном социуме

(Рецензирована)

Аннотация:

Впервые рассматриваются разнообразные области функционирования региональных субъектов культурно-массового ориентирования - Картинной галереи и Национального музея Республики Адыгея. Исследуются особенности формирования механизмов арт-рынка в процессе характерного взаимодействия его субъектов, процесс анализируется с позиции социокультурного механизма - как «художник-публика», а экономические механизмы - через акт купли-продажи, «продавец-покупатель». Методика исследования основана на сравнительно-сопоставительном анализе социальных функций арт-рынка - информационной, посреднической, ценнообразующей, стимулирующей, регулирующей и социокультурной. Представленные функции дают полную картину арт-предпринимательства в художественном пространстве современного общества. Анализ разнообразных форм реализации художественной продукции, сформировавшихся в современном социуме, выявил художественно-эстетическую и материально-оценочную значимость произведений искусства. Результаты искусствоведческого исследования могут быть полезны при дальнейшем анализе современного состояния арт-пространства с целью его модернизации. Ключевые слова:

Бизнес-среда, арт-рынок, предпринимательство, культура, арт-критик, арт-консультант, куратор.

Evtykh S.Sh.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Fine Arts and Design, Institute of Arts, Adyghe State University, e-mail: adias2004@ mail.ru

The potential of the art market in modern society

Abstract:

For the first time, the article discusses various areas of functioning of regional subjects of cultural and mass orientation - the Art Gallery and the National Museum of the Republic of Adygea. The author examines mechanisms of the art market in the process of typical interaction of its subjects. The process is analyzed from the

position of the socio-cultural mechanism - as an "artist-public", and the economic mechanisms are studied through the act of sale, as a "seller-buyer". The research methodology is based on a comparative analysis of the social functions of the art market - information, mediation, value-generating, stimulating, regulatory and sociocultural. The presented functions give a complete picture of art entrepreneurship in the art space of modern society. The analysis of various forms of realization of artistic products formed in modern society revealed the artistic, aesthetic, material and evaluation significance of works of art. The results of the study can be useful in further analysis of the current state of art space in order to modernize it.

Keywords:

Business environment, art market, entrepreneurship, culture, art critic, art consultant, curator.

В современном культурном социуме существует множество разнообразных форм реализации продуктов художественного творчества, к которым относятся бизнес-среда, культурное предпринимательство, арт-рынок и др. Художественный рынок - это система социокультурных и экономических отношений, связанных с товарооборотом произведений изобразительного искусства и оплатой услуг по исполнению художественных работ [1].

Реалии таковы, что любой вид деятельности, в том числе и художественное творчество, вовлекает людей в бизнес-среду с целью получения прибыли путем реализации продуктов деятельности. Бизнес-среда - это условия, в которых функционирует бизнес-субъект.

В рамках заявленной темы нас интересует культурное или креативное предпринимательство. Речь идет об организованной деятельности, основной целью работы которой является производство или воспроизведение, продвижение, распространение и/или коммерциализация товаров, услуг и деятельности культурного, художественного характера или такого, который связан с культурным и историческим наследием [2].

Предпринимательство, как известно, - способность и готовность развивать бизнес и системно руководить им с целью получения прибыли. Примерами культурного предпринимательства могут служить - арт-пространство и арт-проекты.

Арт-пространство, на территории которого проводятся различные образовательные мероприятия, выставки отечественных и зарубежных художников, фестивали. Арт-проекты - организации, занимающиеся аль-терантивным образованием и предлагающие большое количество онлайн- и офлайн-форматов - лекции, академические и практические курсы, учебные путешествия.

Арт-предпринимательство решает финансовые задачи посредством кураторства и арт-менеджмента. Кураторство является нематериальным видом культурного производства, практикой, которую можно определить как художественную. Куратор формулирует концепцию -целостную и единую - и прорабатывает ее (самостоятельно или вместе с художниками/институтом) с целью её коммуницирования со зрителем, а также отвечает на вопросы СМИ и занимается процессами, происходящими после реализации проекта -участвует в дискуссиях, написании статей для каталога. Задачей куратора является и написание текста к собственному проекту, в котором он формулирует основные идеи и закладывает векторы для дальнейшего ознакомления и анализа экспозиции, создавая ценностный образ выставки для пытливого зрителя. Арт-менеджмент - деятельность, позволяющая реализовать задуманное куратором или художником и контролировать процессы, а также выполнять операционные задачи, заниматься логистикой (контроль

за перевозкой работ), коммуникацией по аренде, поиском рекламных агентств и отслеживанием договоренности с типографиями и т.п.

Самым ярким примером арт-предпринимательства является художественная галерея. Монетизация деятельности галереи может происходить за счет продажи картин, представленных на выставке (преимущественно галерея получает процент от продажи); платного посещения выставок и других мероприятий; сдачи в аренду помещение галереи; проведения аукционов; оказания консультационных услуг; экспертизы произведений искусства; продажи книг и других медиа, издательские услуги, дизайн-услуги и др.

Рассмотрим арт-рынок в рамках культурного предпринимательства. Будучи одним из компонентов художественных коммуникаций, как явления более широкого, арт-рынок непосредственно вплетен в культурно-исторический, социальный и экономический контекст общественного развития. Можно констатировать, что рынок искусства спаян в одинаковой степени, как с художественно-эстетической, так и с материальной оценкой произведения искусства [3].

Арт-рынок можно понимать в узком и широком смысле. В узком смысле арт-рынок - это исключительно экономическая категория, подразумевающая общий порядок цен на художественные произведения того или иного автора, его инвестиционную привлекательность, посредничество при заключении сделок по купле-продаже произведений искусства. Однако арт-рынок не может быть заключен исключительно в рамках этих действий. Произведение искусства заключает в себе духовные, нематериальные ценности, оценить которые в силу уникальности и неповторимости произведений искусства достаточно сложно, поэтому арт-рынок оказывается сплетен с различными способами обоснования ценности художественного произведения, лежащими вне прагматических смыслов. Арт-рынок - явление полифункциональное. Рассматриваемый в широком смысле, он выступает регулятором взаимоотношения художника и публики, выполняя одновременно несколько социальных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, стимулирующую, регулирующую, социокультурную.

Социальные функции арт-рынка

Таблица 1.

№ Функции

Информационная Посредническая Ценообразующая

1. Информирование публики о творчестве художника с целью формирования его имиджа: представление результатов его деятельности; информационное поле, которое складывается вокруг художника (художественная критика, биографические тексты, СМИ и т.д.), и создание каталога. Коммерческое посредничество - это содействие заключению сделок между сторонами, между художником или владельцем художественного произведения и покупателем. Художественное произведение представляет собой овеществление таланта и творческих способностей художника, опредмечивание художественных идей и образов в уникальную выразительную форму. Духовная и материальная ценность произведений искусства.

№ Функции

Информационная Посредническая Ценообразующая

2. Профессионалы-информаторы: - биограф; - арт-критик (искусствовед); - арт-консультант; - куратор. Арт-диллер - профессионал, покупающий и продающий произведения искусства, являющийся посредником между художником и публикой, адаптирующий художника к реальной жизни и реальную жизнь к искусству. Играет важную роль в социально-коммуникативной системе «художник - произведение - публика» Предметные (материальные) ценности - это все, что имеет овеществленное качество, материальная вещь является в определенном смысле ценностью, которая характеризуется общественной функцией данной вещи.

3. Организационные структуры информирования: - биеннале; - музеи; - галереи. Художественные салоны/галереи, специализирующиеся на одном или нескольких направлениях искусства, имеют свою политику, концепцию и ориентируются на различные сегменты рынка. Они выступают посредником между художником и покупателем, обеспечивая продажи и заказы. Потребительская ценность или полезность вещи или услуги зависит от сравнительной важности потребности, которой предмет или услуга служит, и от степени, в какой он удовлетворяет потребности.

4. Провенанс - архив перемещения произведения искусства во времени и пространстве (шедевры). Художественная ярмарка -место периодической купли-продажи произведений искусства, имеющая следующие преимущества: - предлагается широкий выбор произведений искусства; - цены на ярмарках ниже рыночных; - произведения искусства прошли отбор; - различные профессионально-ориентированные сопутствующие мероприятия -конференции, выставки, демонстрацией фильмов, продаж полиграфической и мультимедийной продукции. Духовно-культурные ценности - это субъективные ценности, к которым относятся ценности морального, религиозного, художественного, научного и так далее. Духовные ценности, сформированные в конкретно-историческом культурном контексте, выступают в качестве образцов, которые одобряются и которым стремятся следовать.

5. Аукцион (от лат. auction - продажа с публичного торга) - это метод продажи товаров покупателю, предлагающему самую высокую цену. Два вида торгов: - английская система предусматривает повышение цены во время торгов; - голландская система устраивает торги с понижением цены. Функциональность картины - украшение интерьера и соответствие владельца социальному статусу. Искусство как форма общественного сознания является субъективной ценностью, в основе которой художественные ценности, призванные удовлетворять эстетические потребности и запросы человека.

№ Функции

Информационная Посредническая Ценообразующая

6. Меценатство - адресная поддержка конкретных людей, проектов или социальных областей деятельности. Арт-рынок делится на две группы влияния -покупатели и продавцы. В свою очередь продавцы -это не только аукционные дома и галереи, но и потенциальные продавцы - сами коллекционеры.

Таблица 2.

№ Функции

Стимулирующая Регулирующая Социокультурная

1. Рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. Термин «востребованность» - соответствие спроса и предложения на тот или иной товар, услугу. Одним из важнейших критериев востребованности художника является его занятость, ангажированность (фр. еngagement - зачисление на службу, наем) - это система привлечения интеллектуально-творческих ресурсов с целью создания, продвижения и продажи продуктов культуры для удовлетворения духовных потребностей социума. Арт-рынок - это прикладной фактор интеграции художественной реальности в реальную повседневную жизнь. Одновременно арт-рынок представляет собой механизм для нормального функционирования искусства и его главных субъектов: художника и публики.

2. Спрос на произведения искусства может варьироваться в зависимости от развития арт-рынка. Омассовление приводит к снижению качества художественного продукта. Арт-диллер - профессионал, покупающий и продающий произведения искусства, являющийся посредником между художником и публикой, адаптирующий художника к реальной жизни и реальную жизнь к искусству. Играет важную роль в социально-коммуникативной системе «художник - произведение - публика» Предметные (материальные) ценности - это все, что имеет овеществленное качество, материальная вещь является в определенном смысле ценностью, которая характеризуется общественной функцией данной вещи.

3. Конкуренция - это соперничество художников за внимание и признание у публики, следствием которого является увеличение числа заказов, рост продаж произведений искусства. Художественные салоны/галереи, специализирующиеся на одном или нескольких направлениях искусства, имеют свою политику,концепцию и ориентируются на различные сегменты рынка. Они выступают посредником между художником и покупателем, обеспечивая продажи и заказы. Потребительская ценность или полезность вещи или услуги зависит от сравнительной важности потребности, которой предмет или услуга служит, и от степени, в какой он удовлетворяет потребности.

№ Функции

Стимулирующая Регулирующая Социокультурная

4. Рынок художественных продуктов имеет три составляющие: - художник-творец - творчество ради творчества, удовлетворение потребностей творца (самовыражение, самореализация); - узкий круг ценителей - творчество для избранных (признание и восхищение интеллектуальной элитой); - широкий круг публики - коммерциализированное творчество (прибыль). Художественная ярмарка -место периодической купли-продажи произведений искусства, имеющая следующие преимущества: - предлагается широкий выбор произведений искусства; - цены на ярмарках ниже рыночных; - произведения искусства прошли отбор; - различные профессионально-ориентированные сопутствующие мероприятия -конференции, выставки, демонстрацией фильмов, продаж полиграфической и мультимедийной продукции. Духовно-культурные ценности - это субъективные ценности, к которым относятся ценности морального, религиозного, художественного, научного и так далее. Духовные ценности, сформированные в конкретно-историческом культурном контексте, выступают в качестве образцов, которые одобряются и которым стремятся следовать.

5. Аукцион (от лат. auction - продажа с публичного торга) - это метод продажи товаров покупателю, предлагающему самую высокую цену. Два вида торгов: - английская система предусматривает повышение цены во время торгов; - голландская система устраивает торги с понижением цены. Функциональность картины - украшение интерьера и соответствие владельца социальному статусу. Искусство как форма общественного сознания является субъективной ценностью, в основе которой художественные ценности, призванные удовлетворять эстетические потребности и запросы человека.

Например, в Республике Адыгея за истекшие три года реализованы масштабные арт-проекты на базе Картинной галереи и Национального музея.

Картинная галерея Республики Адыгея осуществляет научную пропаганду и популяризацию искусства путем организации осмотра выставок одиночными посетителями и группами, проведения массовых мероприятий. Галерея представляет собой смешанный тип, поскольку занимается как организацией творческих встреч, выставок-передвижек, так и формированием фондов вне

зависимости от возможности их использования в настоящее время. Сотрудники организовывают и проводят стационарные и передвижные выставки из фонда Картинной галереи в Майкопе, Апшеронске, Майкопском, Красногвардейском районах и др.

Сотрудники Картинной галереи также активно занимаются разнообразной деятельностью.

Работа с фондами:

- прием поступающих произведений в соответствии с инструкцией (протоколы, акты, договора);

- составление научно-справочных материалов;

- проведение систематического наблюдения за состоянием сохранности предметов, находящихся в фондах;

- выявление работ, подлежащих реставрации.

Научно-просветительская работа:

- проведение плановых выставок совместно с Союзом художников РА и другими учреждениями культуры;

- сотрудничество с музеями других городов с целью проведения обменных выставок и выставок-продаж;

- сотрудничество с учебными заведениями города и Республики Адыгея;

- формирование справочного материала по творчеству каждого художника;

- работа со СМИ Республики Адыгея.

Издательская деятельность:

- сбор и систематизация материалов для выпуска каталогов и буклетов;

- подготовка материалов для афиш и баннеров к выставкам.

Экспозиционно-выставочная работа:

- выставки из фондов Галереи (на бесплатной основе);

- выставки из личных коллекций художников;

- ежегодная выставка «Творческие женщины Адыгеи»;

- выставка произведений художников Адыгеи, посвященная воссоединению Крыма и Севастополя с Россией;

- весенняя выставка произведений художников Адыгеи, посвященная Дню Победы в ВОВ;

- осенняя выставка художественных произведений, посвященная Дню образования Республики Адыгея и другие.

Выставки в Картинной галерее Республики Адыгея проводятся совместно с ВИО АРО «Союз художников России», Методическим кабинетом учебных заведений культуры и искусства РА, Союзом

фотохудожников Адыгеи, с профессиональными художниками, с детскими художественными школами РА. За год проводится около 20 мероприятий по «дорожной карте» и по государственному заданию и более 10 выставок культурно-массового характера на бесплатной основе.

Информационная функция арт-пространства в Национальном музее Республики Адыгея представлена наличием сайта организации, тесным сотрудничеством с местными СМИ и с музеями из разных регионов России в форме обмена выставками.

Сотрудники Национального музея Республики Адыгея внедрили в практику интерактивные передвижные выставки, раскрывающие духовно-культурные ценности данного региона Их тематика самая разнообразная: «Защитники Родины» (герои Майкопа), «От истории костюма - к истории народа» (адыгский костюм), «Музыкальные инструменты адыгов», «Птицы нашего края», «История народной игрушки» (народные промыслы России), «Моя Республика» и другие. Передвижные выставки знакомят с экспонатами музея разные возрастные группы, начиная с дошкольников и до студентов вузов. И в зависимости от возраста посетителей выставок меняется сценарий подачи заявленной темы - литературно-музыкальная композиция, этнографическая выставка в познавательно-игровой форме, выполнение предлагаемых квестов и другие.

Воспитательная и познавательная роль передвижных выставок несомненна, поскольку с малых лет детей приучают любить свою малую Родину, узнавать историю народов, проживающих в данном регионе, ценить прекрасное в произведениях народного декоративно-прикладного искусства.

Особый интерес представляют арт-проекты для творческих детей «Мастерская художников» (5-8 классы общеобразовательных школ и студенты 15-19 лет) и «Родная

сторонка» (фотоконкурс для детей дошкольного возраста). Целью данных конкурсов является формирование патриотического сознания и эстетического мировоззрения подрастающего поколения.

Коммерческое посредничество в Национальном музее представлено в разных вариациях: в процессе проведения масштабного мероприятия «Ночь музеев» проводятся мастер классы и выставки-продажи. Периодически открываются творческие мастерские, когда известные художники и прикладники имеют возможность популяризировать уникальные особенности своего творческого направления. Сотрудники Национального музея проводят благотворительную работу с людьми с ограниченными возможностями здоровья, предоставляя им возможность творчески проявить себя и реализовать созданные изделия декоративно-прикладного искусства.

Экскурсии и развлекательные программы для турфирм, представляющие для жителей России региональные особенности Республики Адыгея - национальные обычаи, игры и обряды, культуру и быт адыгов, национальную кухню - являются примерами культурного предпринимательства. Одновременно, данная социокультурная деятельность позволяет реализовать систему экономических и культурных взаимоотношений, при которых формируется спрос и предложение на эстетическую, духовную и культурную ценности в процессе предоставления предлагаемых услуг.

Таким образом, арт-рынок как неотъемлемую часть художественной жизни можно представить связующим звеном между художественным творчеством и художественной культурой общества в целом, и его следует воспринимать как самостоятельный предмет искусствоведческого внимания.

Примечания:

1. Северюхин Д.Я. Художественный рынок: как это следует понимать в искусствоведении // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2011. Сентябрь. С. 69-73.

2. Что такое предпринимательство, и как оно связано с культурой и креативными индустриями. URL: https://www.culturepartnership.eu/publishing/project-management/lecture-17-1 (дата обращения: 24.12.2019).

3. Долганова Е.А. Культурологический анализ форм продвижения художника на арт-рынок: дис. ... канд. культурологии. Москва, 2011. 234 с.

References:

1. Severyukhin D.Ya. The art market: as it should be understood in art criticism // Bulletin of St. Petersburg State Institute of Culture. September. 2011. P. 69-73.

2. What is entrepreneurship, and how is it related to culture and creative industries [Electronic resource] - Access mode: https://www.culturepartnership.eu/ publishing/project-management/lecture-17-1 (access date: 24.12. 2019).

3. Dolganova E.A. Culturological analysis of the forms of artist promotion in the art market: Diss. for the Cand. of Culturology degree. M., 2011. 234 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.