ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ
SCIENTIFIC ARTSAKH
научный арцах
№ 1(8), 2021
ПОТЕНЦИАЛ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ*
УДК 355.02 DOI: 10.52063/25792652-2021.1-54
АРТАК АРУТЮНЯН
Начальник кафедры Военного лидерства и военно-политических дисциплин факультета Общеобразавательных дисциплин Военного авиационного университета им. маршала А.Ханферянца МО РА, к. философ. н., доцент политологии, г. Ереван, Республика Армения harartinter@,gmail. com
В данной статье рассматривается потенциал военной безопасности государства, ее составные части, которые, как известно, не являются величиной постоянной. Они меняются в зависимости от этапа развития общества, его возможностей, характера существующего режима, зрелости пришедшей к власти политической элиты и многих других условий.
Целью проведения данного исследования является осуществление философского и политологического анализа военной безопасности государства и системы ее обеспечения.
В соответствии с поставленной целью определяются задачи исследования, последовательность их решения:
- определить сущность понятия «военная безопасность государства» как одного из специфических видов национальной безопасности;
- рассмотреть сущность и содержание потенциала военной безопасности государства;
- характеризовать соотношение между сущностью терминов «национальный» и «военный» потенциал.
В результате проведенного анализа было установлено, что военная безопасность представляет собой целостную взаимосвязь экономического, социального, политического, научно-технического, духовного и собственно военного потенциалов, отличающихся друг от друга качественным своеобразием и внутренней структурой. Выделение этих потенциалов, образующих в своем взаимодействии совокупный потенциал военной безопасности, позволяет ориентировать процесс ее развития таким образом, чтобы потенциальные возможности государства и общества превратились бы в активно действующий фактор, отвечающий требованиям, предъявляемым к военной безопасности.
Ключевые слова: безопасность, потенциал, мощь, совокупная мощь, военная мощь, военный потенциал.
Жизненно важные интересы любого государства основываются на национальном достоянии и национальных ценностях, обеспечиваются возможностями экономики, политической и военной организации государства, духовно-нравственным и
* Հոդվածը ներկայացվել ընդունվել' 30.03.2021թ.:
է 28.01.2021թ., գրախոսվել'
15.02.2021թ., տպագրության
54
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(8), 2021
интеллектуальным потенциалом общества. Поэтому весьма важно проанализировать потенциал военной безопасности государства.
Понятие «потенциал» определяется как «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области»167.
Потенциальные возможности государства определяются совокупностью тех потенциалов, которые характеризуют его мощь. Совокупный потенциал является важнейшим показателем, характеризующим то или иное государство с точки зрения его возможностей в целом. Он включает экономический, социальный, политический, научнотехнический, духовный потенциалы168 169. Основой потенциальной совокупной и оборонной мощи государства является экономический потенциал, который составляет фундамент всех других потенциалов, поскольку они предполагают соответствующее экономическое обеспечение.
Для оценки экономической основы военной безопасности государства необходимо учитывать соотношение между экономическим потенциалом и экономической мощью. Эти категории тесно связаны между собой, но не идентичны. Они характеризуют экономику с различных точек зрения, в разных аспектах. Они взаимосвязаны как категории возможности и действительности.
Экономический потенциал - это объективные возможности, которыми располагает государство (коалиция государств), для производства материальных благ и услуг с целью удовлетворения гражданских и военных экономических потребностей общества при
169
максимальном напряжении сил .
Если экономический потенциал характеризует идеальную картину того, каким может быть общественное производство, то экономическая мощь - это реальная способность экономики удовлетворять на данный момент многообразные потребности общества. Чем полнее реализуются потенциальные возможности, тем выше экономическая мощь.
Экономический потенциал и экономическая мощь имеют количественную и качественную определенность. Количественная определенность выражается через такие показатели, как валовой национальный продукт, национальный доход, объем производства продукции важнейших отраслевых комплексов. Качественная определенность экономического потенциала и экономической мощи проявляется через отраслевую структуру общественного производства, жизненный уровень населения. Чем шире набор промышленных и сельскохозяйственных отраслей в народно-хозяйственном комплексе, тем разнообразней номенклатура выпускаемой продукции, тем полнее удовлетворяются все материальные, в том числе военные, потребности общества.
При решении вопросов обеспечения военной безопасности важно не только реально оценивать экономический потенциал и экономическую мощь страны, но и ту их часть, которая может быть предназначена для удовлетворения военно-экономических (оборонных) потребностей. Категорией, характеризующей величину этой части экономического потенциала, является военно-экономический потенциал.
Военно-экономический потенциал - это та часть экономического потенциала, которая используется и может быть максимально использована для удовлетворения военноэкономических потребностей государства, обеспечения его военной безопасности.
167 Советский энциклопедический словарь . - Изд. 4-е. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987, С. 1046.
168 См.: Ищук М. Н. Военная мощь государства. Проблема достаточности оборонной мощи в современных условиях. - М., 1989; Табунов Н. Д. Боевой потенциал Советских Вооруженных Сил в структуре военной мощи государства. - М.: ВА БТВ, 1987 и др.
169 См.: Военная экономика (актуальные проблемы).-М.: ВУ, 1997, С. 36.
55
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(8), 2021
Соотношение между экономическим и военно-экономическим потенциалами должно быть научно обоснованным, обязательно учитывающим объективный предел использования экономических ресурсов в военных целях. «Перенапряжение экономической силы государства чревато угрозами проигрыша войны, как бы блестяще не были победы на полях сражений»170, - отмечал Маршал Советского Союза Б. Н. Шапошников. Опыт прошлых войн показывает, что государство не может даже в самые критические моменты войны приостановить гражданское производство и полностью переключить все свои ресурсы на выпуск военной продукции. В самом напряженном для СССР 1942 году доля военных расходов в национальном доходе составила 55 % (1940г – 15 %)171 172. Важными структурными
~ 172
элементами, характеризующими военно-экономический потенциал, являются :
- промышленно-производственный потенциал страны в той его части, которая уже привлекается или может быть использована для выпуска вооружения и другой продукции военного назначения;
- агропромышленный комплекс в той его части, которая обеспечивает работников оборонного комплекса и личный состав вооруженных сил продовольствием, а военное производство – сырьевыми ресурсами;
- совокупность материальных объектов транспорта, связи, снабжения, торговли, медицинского и другого обслуживания вооруженных сил, военного производства и занятых в нем работников;
- часть финансовой системы государства, обеспечивающая потребности как вооруженных сил, так и производственного персонала оборонного комплекса;
- оборонная (военная) инфраструктура;
- материальные запасы и резервы, которые могут быть использованы.
Наиболее важным показателем является доля ВВП, расходуемая на поддержание военно-экономического потенциала. Например, в СССР в 1980-х гг. она достигала 20 %, сегодня в России составляет около 3%. В войнах ХХ в. в ряде стран ее уровень доходил до 50%. Совокупные военные расходы в мире приближаются к 2 трлн долл. США (около 2,5% мирового ВВП). В США в 2009 г. они достигали 5,32%, а в 2015 г. снизились до 3,36 %. В ЕС самая большая доля ВВП, идущая на военные расходы, наблюдается в Греции (2,46%), Польше (2,18%), Великобритании (2,07%) и Эстонии (2,04%).
Мировыми лидерами по доле ВВП, направляемо на оборону, являются Саудовская Аравия (около 10%) и ОАЭ (около 5%). Значительная часть этих средств идут на импорт оружия: Саудовская Аравия – второй в мире импортер после Индии (7% мирового импорта вооружений), ОАЭ – четвертый (4%). Высокий рост военных расходов не только Саудовской Аравии и ОАЭ, но и в целом стран Ближнего Востока (их общий военный бюджет составляет 111 млрд дол. США) ведет к усилению напряженности в регионе173.
Таким образом, роль экономического потенциала в обеспечении военной безопасности чрезвычайно велика. От него зависит военный потенциал государства, выражающийся в способности содержать вооруженные силы необходимой численности и качества как в мирное время, так и в ходе войны, снабжать их необходимым вооружением, техникой и материальными ресурсами.
170 Шапошников Б.М. Воспоминания: Военно-научные труды. – Изд. 2-е, доп. – М.: Воениздат, 1982, С. 442.
171 См Военная экономика (актуальные проблемы). С. 43.
172 См.: Арутюнян А.Э. Методика определения потенциала военной безопасности государства. Годичная Научная конференция: Сборник научно-методических статей: Социально-гуманитарные науки. – Ер.: Изд-во РаУ, 2015, С. 38.
173 Данные по странам НАТО взяты с сайта www.nato.int, по остальным странам – с сайта www.nato.org.
56
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(8), 2021
С экономическим потенциалом военной безопасности непосредственно связан социальный потенциал. В научной литературе он определяется как «состояние и возможности социальной структуры, которые могут быть использованы государством для решения стоящих перед ним задач»174. Эти возможности определяются всей совокупностью отношений между классами, социальными группами и слоями, нациями и народностями, количественной и качественной характеристикой социальной структуры общества, условиями жизни и труда людей, мерой удовлетворения их потребностей175.
Социальный потенциал характеризуется количественными и качественными показателями. К количественным параметрам можно отнести численный состав классов, социальных слоев и групп, национально-этнических общностей, уровень их образования и профессиональной подготовки. Качественные параметры социального потенциала отражают уровень зрелости сложившейся системы социальных отношений, прежде всего, социально-классовых, национально-этнических, семейно-бытовых и других176.
Особые возможности социальной сферы общества оказывать существенное воздействие на темпы развития страны, обеспечивать степень участия различных социальных групп в укреплении ее безопасности и есть те внутренние источники, возможности, средства, запасы, которые выкристаллизовываются в социальный потенциал. Его влияние на повышение оборонной мощи и обеспечение военной безопасности государства осуществляется по следующим направлениям: во-первых, социальный потенциал объединяет усилия всех классов и социальных групп, наций и народностей для достижения общей цели и для функционирования других потенциалов военной безопасности и, во-вторых, обусловливает социальную базу комплектования вооруженных сил.
Преимущество в деле укрепления своей военной безопасности получают те страны, чье общественное устройство окажется способным утвердить приоритет человека, социальную справедливость, обеспечить необходимый уровень жизни людей, сплотить народ, укрепить его единство на основе учета всего многообразия социальных интересов. В обществе, где между классами и социальными группами, национально - этническими образованиями существуют глубокие противоречия и отношения неравенства, социальный потенциал противоречив, что снижает военную безопасность государства.
Во все времена и при любом общественном строе основная задача государства – обеспечить социальную защищенность граждан. Только на такой основе можно строить национальную безопасность страны, защитить интересы общества и личности. А этого можно достичь только при решении долгосрочных задач: достижения уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически благополучных граждан, в том числе в области получения образования, обеспечения социально-экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности.
Как уже отмечалось, национальная безопасность и ее составная часть – военная безопасность – тесно связана с политикой, политической системой общества. Можно сказать, что военная безопасность – дело политическое. Поэтому среди потенциалов военной безопасности политический потенциал занимает особо важное место.
Политический потенциал в соответствии с общим понятием «потенциал» трактуется как возможности, заложенные в политической сфере общественной жизни и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения политических целей.
174 Военный энциклопедический словарь. 2-е изд. – М.: Политиздат, 1986, С. 580.
175 См.: Горобцов Г.А. Проблемы укрепления социального потенциала оборонной мощи СССР в условиях перестройки. - М., 1990, С. 12-14.
176 См.: Ищук М.Н. Военная мощь государства., С. 19-20; Шаваев А.Х Военная мощь государства. С. 150-157.
57
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(8), 2021
Величина политического потенциала определяется характером политики и политической организации общества, уровнем легитимности политического режима, эффективностью функционирования законодательной и исполнительной ветвей власти и других политических институтов, степенью влияния органов государства на народные массы и их способностью организовать и направлять общество на решение поставленных задач, наличием реальных демократических свобод, прав и обязанностей граждан, степенью их участия в управлении государством, уровнем развития политических отношений и политического сознания в обществе и др177.
Политический потенциал оборонной мощи государства определяется как совокупность возможностей государства, реализуемых всеми структурными элементами политики (политического сознания, политических отношений, политической организации общества, политической деятельности) в интересах обороноспособности страны178, качество и реализация этих возможностей могут удовлетворять или не удовлетворять интересы военной безопасности государства (коалиций государств).
Политический потенциал военной безопасности структурно и функционально воспроизводит специфические особенности политической сферы общественной жизни, ее возможности воздействия на военную сферу, на характер и направленность использования военной мощи государства. Он выражает степень стабильности функционирования сложившейся на данный исторический момент политической власти и прочности всей политической системы общества, ее способность управлять процессами социального развития, и в том числе обеспечения военной безопасности государства.
Основными особенностями политического потенциала, определяющими его специфическое место в системе военной безопасности государства, являются способность концентрировать все социальные интересы до уровня общегосударственных интересов, выражать и определять политическую и практическую направленность функционирования других потенциалов военной безопасности государства, интегрировать социальные действия субъектов общественной жизни, отстаивающих свои интересы и властные полномочия посредством правовых механизмов и средств регулирования социальных процессов. Эти и другие особенности политического потенциала реализуются в национально-специфической форме – определенной общественно-политической системой, конкретным политическим режимом с учетом национально-государственного устройства, традиций и ценностей национальной культуры населения той или иной страны.
На военную безопасность государства оказывают существенное влияние все компоненты политического потенциала. Исходным компонентом является наличие политических интересов обеспечения военной безопасности. Приоритетные военнополитические интересы выражаются в политическом содержании военных доктрин государств. Как правило, это содержание закрепляется законодательным порядком, и в результате само содержание выступает законом, регулирующим текущие и перспективные интересы государства в сфере военной безопасности.
Военно-политические интересы любого государства в своем потенциальном виде столь разнообразны, что реализуются на всех уровнях обеспечения безопасности: международном, региональном и национальном.
Содержание и приоритетные направления военно-политических интересов отражаются в военно-политическом сознании на концептуально-теоретическом и обыденнопсихологическом уровне. Нам представляется, что потребность в военной безопасности должна стать осознанным национальным интересом каждого человека в отдельности, всего общества и в особенности его профессиональных кадровых защитников. Словом, все
177 СМ.: Арутюнян А.Э. Учебно-методическое пособие «Основы теории национальной безопасности» - Ер., Изд-во РАУ, 2015. С. 53
178 См.: Шахов А.Н. Политический потенциал оборонной мощи государства. – М., 1992. С.17.
58
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(8), 2021
носители интересов военной безопасности должны быть сознательными субъектами военно-политической практики. Причем интересы военной безопасности требуют идеологического выражения на основе осознания ценностей государственной идеологии – конституционных норм, правовых актов, принципов единоначалия и т.п. Это гарантия от социально-групповой идеологизации сознания и поведения военнослужащих, подтвержденная мировым военно-политическим опытом.
Внешне- и внутриполитическая обстановка, баланс сил и замыслы участников военно-политического процесса, политические мотивы их деятельности выражаются в военно-политических отношениях. Анализируя современные межгосударственные военнополитические отношения, можно выделить две тенденции их развития. Первая связана с потребностями большинства народов в создании ненасильственного мира, цивилизованных отношений, в укреплении мер доверия, исключения войн из арсенала средств решения спорных вопросов. Вторая заключается в том, что мир еще живет по законам, где военная сила играет если не главную, то важную роль.
Институциональным звеном политического потенциала военной безопасности являются военно-политические организации и учреждения. Они делают управляемыми военно-политические процессы, а их функционирование является основным средством реализации интересов военной безопасности. Как отмечал Б.М. Каневский, «военнополитические учреждения обеспечивают единство политического и военного руководства всей военной деятельности в мирное или военное время, в национальном или межгосударственном масштабах»179.
Логическим завершением анализа содержания политического потенциала в системе военной безопасности является военно-политическая деятельность государства. Она представляет собой синтез политической и военной сторон социальной активности субъектов, направленной на реализацию политических, военно-доктринальных целей и установок государства с помощью применения или угрозы применения средств вооруженного насилия180.
Характер и масштабы военно-политической деятельности государства определяются степенью военной опасности, направленностью военно-политических отношений с другими государствами. Представляется, что характерными чертами современной военно -политической деятельности государства выступают: ее ненасильственный характер, потенциально непровоцирующий характер военных учений и маневров, ненаступательная структура вооруженных сил, оптимальная дислокация войск, обеспечивающая их готовность к противодействию любой опасности, соответствие масштабов военной деятельности и затрат на нее интересам собственного народа, открытость и доверия в военной деятельности по отношению к друзьям и союзникам, верность собственным доктринальным установкам и соблюдению норм международного права. Наиболее полно и адекватно политическое содержание военной деятельности государств выражает принцип оборонной достаточности и военной мобильности.
Составной частью совокупного потенциала государства является научнотехнический потенциал. Он определяется как совокупность трудовых, материальных и финансовых ресурсов, научно-технических знаний и производственного опыта, которые имеет страна для удовлетворения всех научно-технических (в том числе оборонных) потребностей общества. Часть научно-технического потенциала, которая предназначена для
179 Каневский Б.М. Оборонная политика: особенности, структура, функции // В кн.: Армия и общество. - М.: Прогресс, 1990, С. 36.
180 См.: Барабин В.В. Военно-политическая деятельность государства в системе национальной безопасности. - М., 1997. С. 102.
59
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(8), 2021
удовлетворения военных (оборонных) научно-технических потребностей страны, является военным (оборонным) научно-техническим потенциалом181.
Научно-технический потенциал характеризуется системой качественных и количественных параметров. К качественным показателям относятся уровень развития фундаментальной науки, то есть ее способность глубоко проникать в сущность законов природы, общества и военного дела; социальная направленность науки, то есть ее соответствие целям развития общественного прогресса; уровень организации науки и возможность планирования научных исследований в масштабе государства и т.п. К количественным показателям следует отнести численность научно-исследовательских и конструкторско-проектных учреждений и обеспеченность их высококвалифицированными научными кадрами материально-техническая обеспеченность и финансирование науки состояние научно-технической информации и др.182.
Создание современных систем оружия требует развертывания научноисследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИКОР) широким фронтом в целом ряде областей, а также высокого технологического уровня производственной базы183 184. Ключевыми количественными показателями оценки научно-технического потенциала могут служить масштабы и структура проводимых НИОКР, численность и уровень подготовки научных и инженерно-технических кадров, материально-техническая база научных
«184
исследований .
Духовный потенциал выражает возможности, заложенные в духовной жизни общества, которые могут быть использованы в ходе решения возникающих перед страной задач. Он представляет собой качественное состояние основных смыслообразующих форм общественного сознания и видов духовной деятельности, определяющих защиту необходимых, жизненно важных национальных ценностей и интересов185.
Все виды сознания военной безопасности могут присутствовать в духовном потенциале государства, общества и других субъектов, являющихся носителями общественного сознания. Их соотношение может быть различным. Но в силу влияния основных национальных ценностей, вытекающих из особенностей цивилизационного развития, в духовном потенциале государства на каждом конкретно-историческом этапе его развития и функционирования доминирует какой-либо один из видов сознания военной безопасности.
На военно-социальном уровне духовный потенциал военной безопасности государства выступает в виде морально-психологического состояния личного состава вооруженных сил, которое представляет собой относительно устойчивое состояние мобилизованности и моральной и психологической настроенности военнослужащих и психологического настроя воинских подразделений, частей на решение поставленных боевых и других служебных задач, степень психологической готовности и способности личного состава выполнять эти задачи.
На личностном уровне духовный потенциал военной безопасности государства проявляется в виде общесоциальных и военно-профессиональных качеств личности воина, в основе которых должны лежать преимущественно национальные ценности, присущие
181 См.: Военная экономика (актуальные проблемы) // Армия и общество, Вып. 3, 2008.
182 См.: Ищук М.Н. Военная мощь государства., С.27-28; Шаваев А.Х Военная мощь государства, С. 122-149 и др.
183 Кривцов О.Ф. Совершенствование оборонно-промышленной политики государства и ее влияние на безопасность и эффективное социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации: организационный аспект: автореферат дис. .. .канд. эконом. наук. М. 2008, 23 С.
184 Гилькова О.Н. Военно-экономический потенциал современного государства: сущность, структура и особенности // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7 N 5А. С.227-237.
185 См.: Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства: (соц. -философский анализ): Дис. ... доктора филос. наук. - Монино, 1998. С. 198.
60
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(8), 2021
данному государству, входящему в определенный культурно-исторический тип, цивилизацию.
Без разработки и утверждения новой концепции патриотического воспитания сегодня обойтись нельзя. Это требуется и для укрепления государственной власти, и для обеспечения безопасности страны, и для того, чтобы народ осознанно переносил тяготы реформ. Только на прочном фундаменте гражданского патриотизма и его высшем проявлении – готовности к защите Родины – можно сформировать у народа, личного состава высокие нравственные и боевые качества, необходимые каждому гражданину новой демократической Армении.
Таково содержание основных потенциалов военной безопасности государства. Не трудно заметить, что практически все они тесно связаны между собой. Например, выбор варианта технического оснащения вооруженных сил обусловлен тем, какие военно -политические решения будут приняты относительно их численности, каковы возможности промышленности по разработки и производству вооружения и военной техники. Связь между потенциалами носит, как правило, обоюдный характер. Более того, различные слагаемые совокупного потенциала военной безопасности государства могут в определенной степени выступать как альтернативные в процессе ее обеспечения, а недостаточный уровень одного из потенциалов-частично компенсироваться за счет других. Так, недостаточный уровень технического оснащения вооруженных сил может быть частично компенсирован их большей численностью и более высоким качеством военнопрофессиональной и морально-психологической подготовки личного состава и наоборот.
Потенциал военной безопасности государства, его составные части не являются величиной постоянной. Они меняются в зависимости от этапа развития общества, его возможностей, характера существующего режима, зрелости пришедшей к власти политической элиты и многих других условий.
Таким образом, военная безопасность являет собой целостную взаимосвязь экономического, социального, политического, научно-технического, духовного и собственно военного потенциалов, отличающихся друг от друга качественным своеобразием и внутренней структурой. Выделение этих потенциалов, образующих в своем взаимодействии совокупный потенциал военной безопасности, позволяет ориентировать процесс ее развития таким образом, чтобы потенциальные возможности государства и общества можно было бы превратить в активно действующий фактор, отвечающий требованиям, предъявляемым к военной безопасности.
В наше время усиливается как раз самостоятельная ценность экономических, научнотехнических, культурных и иных факторов в укреплении национальной безопасности, так и особенно авторитета, влияния, веса государства на мировой арене, эффективности его политики при устойчивой тенденция снижения роли военных возможностей, хотя это и нельзя понимать упрощенно. Нельзя впадать в крайности в подходе к обеспечению военной безопасности страны, потому что одинаково вредны как чрезмерная милитаризация общества, искусственное раздувание «образа врага» так и легкомысленное отношение к обороне государства в условиях, когда возможность войны нельзя отнести к разряду абстрактных. И сегодня наблюдается парадоксальное явление: возникло противоречие между тенденцией снижения удельного веса военного потенциала в гарантированном обеспечении военной безопасности страны и все еще существующим традиционно приоритетным социальным заказом на военную силу в решении спорных проблем.
Разрешить это противоречие не просто даже большим, богатым и внутренне стабильным государствам, но чрезвычайно сложно это сделать малым странам, тем более если они переживают серьезные трудности в экономике, политике, военной области, социальной и духовной сфере.
Практика показывает, что абсолютизация военного компонента национальной безопасности, наращивание военной мощи может не только нарушить равновесие сил в
61
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(8), 2021
мире, но и серьезно подорвать экономику государства, научно-технический, духовный, культурный рост, нарушить его внутренний баланс затрат на созидание и предполагаемую защиту от военных угроз и опасностей.
В свою очередь, недооценка значимости эффективной военной безопасности может стимулировать агрессию со стороны других государств. Стремительное нарастание военной опасности из-за незначительных разногласий и превращение ее в непосредственную военную угрозу в условиях пренебрежительного отношения к безопасности страны практически подводит ее на край катастрофы.
В заключение отметим, что национальная безопасность и ее военная составляющая -важнейшие условия сохранения целостности нации, ее суверенитета, конституционных основ общественной жизни. Гуманистическая ценность военной безопасности сохраняется в любых условиях социального развития, ибо она определяет состояние общества, государства и личности.
ՊԵՏՈՒԹՅԱՆ ՌԱԶՄԱԿԱՆ ԱՆՎՏԱՆԳՈՒԹՅԱՆ ՆԵՐՈՒԺԸ.
էությունը, կառուցվածքը եվ առանձնահատկությունները
ԱՐՏԱԿ ՀԱՐՈՒԹՅՈՒՆՅԱՆ
ՀՀ ՊՆ Մարշալ Ա.Խանփերյանցի անվան ռազմական ավիացիոն համալսարանի հանրակրթական առարկաների ֆակուլտետի զինվորական առաջնորդության և ռազմաքաղաքական առարկաների ամբիոնի պետ, փիլիսոփայական գիտությունների թեկնածու, քաղաքագիտության դոցենտ, ք. Երևան, Հայաստանի Հանրապետություն
Հոդվածում քննարկվում են պետության ռազմական անվտանգության ներուժը և դրա բաղկացուցիչները, որոնք փոփոխական մեծություններ են: Ռազմական ներուժի փոփոխությունը կախված է հասարակության զարգացման փոկից,
հնարավորություններից, գործող քաղաքական ռեժիմից, իշխանության եկած է[իտայի քաղաքական հասունությունից և շատ այլ օբյեկտիվ ու սուբյեկտիվ պայմաններից:
Հետազոտության նպատակն է իրականացնել պետության ռազմական անվտանգության և դրա ապահովման համակարգի փի[իսոփայաքաղաքագիտական վերլուծություն:
Համաձայն վերը նշված նպատակի՝ առաջադրվել են հետևյալ խնդիրները.
- սահմանել «Պետության ռազմական անվտանգություն» հասկացությունը որպես «Ազգային անվտանգության» համակարգի բաղկացուցիչ մաս,
- ուսումնասիրել պետության ռազմական անվտանգության ներուժի էությունը և կառուցվածքը,
- բնութագրել «ազգային» և «ռազմական» ներուժ տերմինների էությունը:
Հետազոտության արդյունքում եզրակացրել ենք, որ ռազմական
անվտանգությունը հանդիսանում է տնտեսական, սոցիալական, քաղաքական, գիտատեխնիկական, հոգևոր ու ռազմական ներուժերի ամբողջական
փոխկապակցվածություն, որոնք միմյանցից տարբերվում են որակական առանձնահատկությամբ և ներքին կառուցվածքով: Նշված բաղկացուցիչների ամբողջականությունը թույլ է տալիս ռազմական ներուժի զարգացման այնպիսի ուղղորդվածություն, ինչը հնարավորություն կտա պետության ու հասարակության ամբողջական ներուժը վերածել ռազմական անվտանգությանը ներկայացվող պահանջներին համապատասխանող գործոնի:
62
ԳԻՏԱԿԱՆ ԱՐՑԱԽ SCIENTIFIC ARTSAKH НАУЧНЫЙ АРЦАХ № 1(8), 2021
Հիմնաբառեր' անվտանգություն, ներուժ, հզորություն, համախառն հզորություն, ռազմական հզորություն, ռազմական ներուժ:
THE POTENTIAL OF MILITARY SECURITY OF THE STATE: ESSENCE, STRUCTURE AND FEATURES
ARTAK HARUTYUNYAN
Ministry of Defense of the Republic ofArmenia, Military Aviation University after Marshal A. Khanperyants, Faculty of General-educational Disciplines, Chair of Military Leadership and Military-political Disciplines, Head Ph.D. in Philosophy, Associate Professor,
Yerevan, Republic of Armenia
This article deals with the military security potential of the state, its components, which, as you know, are not of constant value. They are changed depending on the stage of the development of a society, its potential, the nature of the existing regime, the maturity of the ruling political elite, and many other conditions.
The aim of this study is to carry out a philosophical-political analysis of the military security of the state and its systems.
In accordance with the aim of the study the following objectives are set:
- to define the essence of the concept of «military security of the state» as one of the specific
types of national security;
- to consider the essence and content military security potential of the state;
- to characterize the relationship between the essence of the terms «national» and «military»
potential.
Military security presents an integral interconnection of economic, social, political, scientific-technical, spiritual and just military capabilities, which differ from each other in their quality and internal structure.
The allocation of these potentials forming in interaction an integral potential of military security allows directing the process of its development to turn the potential abilities of the state and society into an active factor that meets the requirements for the military security.
Keywords: security, potential, power, combined power, military power, military potential.
63