Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ'

ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / SPORTS AND RECREATION ORIENTATION / COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION / YOUNGER TEENAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородулин Павел Сергеевич

В статье актуализируется проблема формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков. Автор считает, что современному обществу нужны предприимчивые люди, которые способны принимать ответственные решения, готовые к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу своей страны, что свидетельствует о значимости компетенции социального взаимодействия. Автор акцентирует особое внимание на значимость формирования компетенции социального взаимодействия именно в кризисные периоды детства (младший подростковый возраст). Выделяет некоторые особенности младшего подросткового возраста. Приводит результаты лонгитюдного исследования, проведенного на базе общеобразовательных школ г.о. Саранска. Раскрывает потенциал внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в формировании компетенции социального взаимодействия младших подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородулин Павел Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF SPORTS AND RECREATION ORIENTATION IN THE FORMATION OF COMPETENCE OF SOCIAL INTERACTION OF YOUNGER ADOLESCENTS

The article actualizes the problem of forming the competence of social interaction of younger teenagers. The author believes that modern society needs enterprising people who are able to make responsible decisions, are ready to cooperate, and have a sense of responsibility for the fate of their country, which indicates the importance of the competence of social interaction. The author pays special attention to the importance of forming the competence of social interaction during the crisis periods of childhood (early adolescence). Highlights some of the features of early adolescence. Provides the results of a longitudinal study conducted on the basis of secondary schools in Saransk. Reveals the potential of extracurricular sports and recreation activities in the formation of the competence of social interaction of younger adolescents.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №1, Том 8 / 2020, No 1, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-1-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/71PDMN120.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Бородулин П.С. Потенциал внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в формировании компетенции социального взаимодействия младших подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №1, https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN120.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Borodulin P.S. (2020). Potential of extracurricular activities of sports and recreation orientation in the formation of competence of social interaction of younger adolescents. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/71PDMN120.pdf (in Russian)

УДК 796.011.3(045)

Бородулин Павел Сергеевич

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия

Аспирант кафедры «Педагогика» E-mail: Borodulin90@list.ru РИНЦ: http://elibrary. ru/author_profile.asp?id=891343

Потенциал внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в формировании компетенции социального взаимодействия младших подростков

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков. Автор считает, что современному обществу нужны предприимчивые люди, которые способны принимать ответственные решения, готовые к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу своей страны, что свидетельствует о значимости компетенции социального взаимодействия.

Автор акцентирует особое внимание на значимость формирования компетенции социального взаимодействия именно в кризисные периоды детства (младший подростковый возраст). Выделяет некоторые особенности младшего подросткового возраста. Приводит результаты лонгитюдного исследования, проведенного на базе общеобразовательных школ г.о. Саранска. Раскрывает потенциал внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности в формировании компетенции социального взаимодействия младших подростков.

Ключевые слова: внеурочная деятельность; спортивно-оздоровительная направленность; компетенция социального взаимодействия; младший подросток

Введение

Современная действительность предъявляет новые требования к обучающимся. Важнейшей целью образования и государства является подготовка образованных, нравственных, предприимчивых людей, обладающих хорошим здоровьем, которые могут принимать ответственные решения, способных к сотрудничеству, которая выражается в эффективной и продуктивной совместной деятельности, быть мобильным, быстро находить и применять правильные решения, обладающие чувством ответственности за судьбу своей

страны. Требования, предъявляемые к младшему подростку, в первую очередь связаны с необходимостью формирования у него компетентностей и компетенций познавательной, коммуникативно-информационной, социальной и рефлексивной деятельности. Они дают возможность быть ему компетентным не только в познании, обладать знаниями и умениями по различным дисциплинам, но и применять эти действенные знания в обыденной жизни, в том числе быть способным к социальному взаимодействию. Младшим подросткам необходимо в условиях обучения готовиться к тому, чтобы стать социально активным членом общества, компетентным в различных сферах жизнедеятельности, получить опыт эффективного общения и уметь гибко строить отношения с другими людьми. Уметь адекватно реагировать на изменения жизненной ситуации, быть эмоционально восприимчивым и отзывчивым.

Особую актуальность представляет формирование компетенции социального взаимодействия у обучающихся в кризисные периоды детства. Это связано с тем, что младший подростковый возраст один из самых сложных этапов взросления человека, данный период является промежуточным, между младшим школьным возрастам и средним звеном. Именно на границе от младшего школьного возраста к подростковому решаются задачи по формированию личностных качеств человека, которые определят дальнейшие жизненные приоритеты. Таким образом, младший подростковый возраст особый период жизни человека, который можно выделить, как особая возрастная группа. Как отмечает О.Г. Трегубова, особенностью перехода к младшему подростковому возрасту является резко ломаная психика ребенка, получившее название «подростковый кризис». Приобретает значимость отношений со сверстниками и взрослыми, учебная деятельность переходит на второй план [1].

Однако, как показывает анализ научной литературы (И.Д. Егорычева, Е.В. Ильина, Н.Е. Харламенкова, М.А. Холодная, В.В. Ястребов и др.), посвященный анализу причин кризисных состояний в различные периоды детства, теоретические исследования не в полной мере охватывают вопросы, связанные с реальной практикой формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков.

Результаты

Анализ результатов проведенного нами лонгитюдного исследования, проведенного на базе общеобразовательных школ г.о. Саранск (МОУ СОШ №40, МОУ СОШ № 10, МОУ СОШ №11), показал, что значительная часть младших подростков (анкетированием было охвачено 165 человек) имеют незначительный уровень сформированности компетенции социального взаимодействия, Так, только 9 % имеют высокий уровень, 32 % - средний и 59 % низкий.

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточно высоком уровне сформированности компетенции социального взаимодействия младших подростков. В этой связи возрастает актуальность исследования потенциала внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как важнейшего средства формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков.

Также в рамках эксперимента было проведено анкетирование педагогов, классных руководителей общеобразовательных школ г.о. Саранска, который показал, что значительная часть опрошенных педагогов не имеют концептуального представления о сущности компетенции социального взаимодействия; не в полной мере владеют новыми технологиями эффективного формирования данной компетенции у младших подростков; зачастую, не учитывают возрастные особенности младших подростков при организации их социального взаимодействия.

Анализ полученных результатов дает нам понять о том, что требуется практико-ориентированная работа, направленная на актуализацию компетенций будущих

педагогов и классных руководителей. На наш взгляд, данная деятельность поможет сформировать у будущего педагога наличие знаний, умений и практических навыков, позволяющих наиболее эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность, в том числе по эффективному формированию компетенции социального взаимодействия младших подростков в рамках внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

Обсуждение

В соответствии с ФГОС ОО, внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, которая в отличие от классно-урочной системы, осуществляется в различных формах учебно-воспитательного процесса, что позволяет достичь желаемого результата при освоении образовательной программы. Так же можно отметить, что внеурочная деятельность младших подростков детализируется в следующих направлениях: художественно-эстетическое; спортивно-оздоровительное; научно-познавательное; военно-патриотическое [2].

В соответствии идеологии ФГОС ОО внеурочная деятельность младших подростков достаточно тесно пересекается с дополнительным образованием детей. Это связано с тем, что при организации внеурочной деятельности младших подростков целесообразно использование материально-технической базы учреждений дополнительного образования.

Подтверждение выше сказанного, мы нашли в определении Департамента общего образования Минобрнауки РФ модели организации и реализации внеурочной деятельности младших подростков. Сущность ее заключается в подключении общеобразовательных учреждений в еденную региональную систему дополнительного образования детей. Выделим основные ее положения:

Первое положение подразумевает использование возможностей материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Второе положение направлено на создание и реализацию единой программно-методической базы внеурочной деятельности и дополнительного образования детей.

Третье положение реализуется через переход от управления образовательными учреждениями к управлению образовательными программами [3, с. 126-130].

Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования детей дает возможность ребенку реализовать свои возможности не только в освоении основных образовательных программ, но и как успешного спортсмена, актера, музыканта, общественно-полезного деятеля, волонтера и т. п. Особенно это актуально для учащихся с низкими показателями в учебной деятельности, что позволяет ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного) примеряя на себе другие социальные роли. Все это осуществимо за счет единого образовательного пространства, через взаимосвязь общего и дополнительного образования [4, с. 84-87].

Значимость внеурочной деятельности обусловлена в исследованиях: полисферность дополнительного образования детей (В.П. Голованов и др.), особенности воспитательной деятельности и их реализация (В.А. Березина, И.Д. Демакова, В.О. Кутьев, М.Н. Поволяева и др.), основы управленческой деятельности в учреждениях дополнительного образования (Е.Б. Евладова, A.B. Золотарева, JI.H. Папенина, Ю.В. Степанов, A.fr Щетинская и др.), качество дополнительного образования детей (Л.Г. Логинова и др.), готовность младших подростков к личностным достижениям (С.В. Бакулин).

В связи с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов, направленных на формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.

Внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности входит в состав Федерального базисного учебного плана и является ее неотъемлемой часть1. Широкий спектр форм организации данного направления (тренировки, учебно-тренировочные занятия, беседы воспитательного характера, школьные спортивные клубы и секции, спортивно-оздоровительные турниры, культурно-массовая работа, массовые спортивные и оздоровительные акции и др.), специфические методы и средства его организации (игровой и соревновательный методы, физические упражнения и др.) позволяют не только формировать здоровый образ жизни младшего подростка, но и сознательно, целенаправленно и эффективно воздействовать на его физические, психические, духовно-личностные качества и способности [5, с. 7-10; 6, с. 121-128].

Отсюда следует, что одним из основных аспектов внеурочной деятельности в младшем подростковом возрасте является спортивно-оздоровительная направленность. Качественно подготовленная и организованная материально-техническая база, а также высокий уровень подготовки педагогов, работающих в данном направлении, позволит создать условие способствующие гармоничному развитию личности младшего подростка.

Обратимся к рассмотрению внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности, и выявлению ее возможностей в плане формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков.

М.Я. Виленский рассматривает спортивно-оздоровительную деятельность как основное средство, направленное на формирование у человека представлений о здоровом образе жизни, что в дальнейшем определяет его как личность [7].

Спортивно-оздоровительная деятельность имеет следующие развивающие компоненты (Л.И. Божович, И.Ф. Харламов и др.):

• развитие физических качеств (обусловлено изменением анатомических и физиологических функций организма младшего подростка);

• формированием психической устойчивости в различных стрессовых ситуациях;

• развитием рефлексии младшего подростка;

• способность действовать сообща, умение подчиняться общественным требованиям, работать в команде.

Таким образом, анализ научно-исследовательской литературы показывает, что большинство исследователей в спортивно-оздоровительной деятельности выделяют именно те компоненты, которые имеют непосредственное отношение к компетенции социального взаимодействия младших подростков.

Исходя, из цели нашего исследования особый интерес приобретает феномен внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как одно из условий формирования компетенции социального взаимодействия младших подростков. Очевидным становится то,

1 Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования [Электронный ресурс] Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/309/39309/files/bup.pdf.

Страница 4 из 7

71РБМШ20

https:// mir-nauki. com

что спортивно-оздоровительная деятельность имеет значительный потенциал в формировании компетенции социального взаимодействия младших подростков.

Все это связанно с тем, что спортивно-оздоровительная деятельность реализуется, как правило, в рамках одного или нескольких коллективов (спортивных обществ), особенно это проявляется в командных спортивно-оздоровительных играх (футбол, волейбол, баскетбол, хоккей и т. д.). В совместной спортивно-оздоровительной деятельности зачастую согласованные командные действия всего коллектива (педагога, тренера-преподавателя, учащихся) определяют ее эффективность (во время подготовки к выступлению или участие на соревнованиях). Это позволяет формировать у младших подростков понимание значимости согласованных действий всего коллектива, порождает чувство товарищества, учит находить общие пути решения различных проблем, подчинять себя воле коллектива.

Спортивно-оздоровительная деятельность определяет механизм взаимодействия в педагогической системе «ученик - тренер-преподаватель - детский спортивный коллектив -общество», нахождение младшего подростка в данной системе порождает источник его активности по установлению социальных связей, поскольку окружающая действительность является основным условием формирования компетентности социального взаимодействия.

Это условие заключается в единстве социальных отношений, что определяет активацию побудительных мотивов младших подростков к осуществлению социального взаимодействия. Данная система взаимоотношений позволяет реализовать свои социально-значимые качества, показать себя как личность, без которой данная система связей просто невозможна, т. е. быть ключевым звеном этого механизма. Другими словами, посредством взаимодействия с другими участниками спортивно-оздоровительной деятельности младший подросток утверждает себя как социально-значимая личность, от которой полностью зависит это взаимодействие.

Таким образом, компетенция социального взаимодействия формируется по мере расширения и углубления социальных связей и отношений младших подростков с другими людьми и в своем развитии детерминируются взаимодействием младшего подростка со сверстниками, товарищами, педагогом, тренером, детским, спортивным коллективом в процессе учебно-тренировочной деятельности [8, с. 47-68]. При этом заметим, что педагогов следует ориентировать на осуществление внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности c младшими подростками [9, с. 89-93]. Как показывает анализ научной литературы и образовательной практики, особо продуктивным оказывается их подготовка с учетом практико-ориентированного подхода [10, с. 5-7].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности обладает значительным потенциалом в формировании компетенции социального взаимодействия младших подростков. Это обусловлено тем, внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности младшего подростка имеет достаточно благоприятный социально-психологический климат, который позволяет формировать компетенцию социального взаимодействия младшего подростка под влиянием группы (коллектива). Именно внеурочная деятельность спортивно-оздоровительной направленности позволяет создать условия (включение младшего подростка в группу (коллектив) спортивно-оздоровительной деятельности, направленной на достижение общекомандных результатов), положительно влияющие на младшего подростка. Она является важным средством социального и личностного развития личности младшего подростка, следовательно, средством формирования компетенции социального взаимодействия,

Заключение

обеспечивающим формирование и развитие ценностных ориентации и готовность его к активной совместной деятельности в коллективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Трегубова, О.Г. Возрастные особенности младших подростков как фактор формирования экологической культуры личности / Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - №1. - 2014. - С. 73-80.

2. Методические рекомендации. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 // Вестник образования. - 2011. - № 11. - С. 4-20.

3. Каргина, З.А. Дополнительное образование детей и организационная модель школы / З.А. Каргина // Народное образование. - 2012. - № 2. - С. 126-130.

4. Золотарева, А.В. Взаимосвязь внеурочной деятельности и дополнительного образования детей // Образование и наука в современных условиях: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 10 июля 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 3 (4). - С. 8487.

5. Бакулин, С.В. Педагогическая поддержка как технология формирования готовности учащихся к личностным достижениям / С.В. Бакулин, П.В. Замкин // Гуманитарные науки и образование. - №3 (11). 2012. - С. 7-10.

6. Бакулин, С.В. Педагогические условия формирования готовности к личностным достижениям младших подростков во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности / С.В. Бакулин, Т.И. Шукшина // Гуманитарные науки и образование. - № 4 (32). - 2017. - С. 121-128.

7. Виленский, М.Я. Физическая культура 5-7 классы / М.Я. Виленский. - М.: Просвещение, 2012. - 204 с.

8. Чудаева, О.И. Социальное развитие современных подростков средствами спортивно-оздоровительной деятельности / О.И. Чудаева, П.С. Бородулин, С.В. Бусарова // Уникальные исследования XXI века. - 2015. - №9 (9). - С. 47-68.

9. Шукшина Т.И. Подготовка педагогических кадров в условиях реализации инновационной модели: вуз - базовая кафедра - общеобразовательная организация // Т.И. Шукшина, С.Н. Горшенина, М.Ю. Кулебякина // Гуманитарные науки и образование. - 2016. - № 1 (25). - С. 89-93.

10. Бакулин С.В. Практико-ориентированная подготовка будущих педагогов к внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности // Бакулин С.В., Шукшина Т.И., Бакулина Е.А., Лаптун В.И. // Теория и практика физической культуры. 2019. № 6. С. 5-7.

https:// mir-nauki. com

Borodulin Pavel Sergeevich

Mordovia state pedagogical university institute named after M.E. Evseveva, Saransk, Russia

E-mail: Borodulin90@list.ru

Potential of extracurricular activities of sports and recreation orientation in the formation of competence of social interaction of younger adolescents

Abstract. The article actualizes the problem of forming the competence of social interaction of younger teenagers. The author believes that modern society needs enterprising people who are able to make responsible decisions, are ready to cooperate, and have a sense of responsibility for the fate of their country, which indicates the importance of the competence of social interaction. The author pays special attention to the importance of forming the competence of social interaction during the crisis periods of childhood (early adolescence). Highlights some of the features of early adolescence. Provides the results of a longitudinal study conducted on the basis of secondary schools in Saransk. Reveals the potential of extracurricular sports and recreation activities in the formation of the competence of social interaction of younger adolescents.

Keywords: extracurricular activities; sports and recreation orientation; competence of social interaction; younger teenager

71PDMN120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.