Научная статья на тему 'Потенциал устройства контактных набережных вдоль акватории Санкт-Петербурга'

Потенциал устройства контактных набережных вдоль акватории Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
219
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благоустройство / набережная / малые архитектурные формы / малые реки / спуск к воде. / beautification / embankment / small architectural forms / small rivers / descent to the water.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — П. А. Картунов

В статье рассматривается вопрос эффективности организации благоустройства набережных и формирование их, как новых точек притяжения на карте городе. Описываются способы увеличения взаимодействия человека с городской акваторией и использование территорий набережных, не только как транзита, но и раскрывая их потенциал как рекреационных, культурно-развлекательных или досуговых пространств. Также отмечены ключевые положительные аспекты, достигаемые в результате применения описанных способов и приемов. Сделаны выводы о востребованности и эффективности обустройства набережных на прибрежных территориях рек Санкт-Петербурга, в частности на примере набережной реки Охта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — П. А. Картунов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF CONTACT SEAFARE DEVICES ALONG THE ST. PETERSBURG AQUATORY

The article considers the issue of the effectiveness of organizing the improvement of embankments and their formation, as new points of attraction on the city map. It describes ways to increase human interaction with the urban water area and the use of embankment territories, not only as transit, but also revealing their potential as recreational, cultural, entertainment or leisure spaces. The key positive aspects achieved as a result of the application of the described methods and techniques were also noted. Conclusions are drawn about the relevance and effectiveness of the arrangement of embankments in the coastal territories of the St. Petersburg rivers, in particular, on the example of the Okhta embankment.

Текст научной работы на тему «Потенциал устройства контактных набережных вдоль акватории Санкт-Петербурга»

ПОТЕНЦИАЛ УСТРОЙСТВА КОНТАКТНЫХ НАБЕРЕЖНЫХ ВДОЛЬ АКВАТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

П.А. Картунов, студент

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11898

Аннотация. В статье рассматривается вопрос эффективности организации благоустройства набережных и формирование их, как новых точек притяжения на карте городе. Описываются способы увеличения взаимодействия человека с городской акваторией и использование территорий набережных, не только как транзита, но и раскрывая их потенциал как рекреационных, культурно-развлекательных или досуговых пространств. Также отмечены ключевые положительные аспекты, достигаемые в результате применения описанных способов и приемов. Сделаны выводы о востребованности и эффективности обустройства набережных на прибрежных территориях рек Санкт-Петербурга, в частности на примере набережной реки Охта.

Ключевые слова: благоустройство, набережная, малые архитектурные формы, малые реки, спуск к воде.

С каждым годом интерес к повышению доступности водных объектов для горожан растет. Крупные реки в рамках города выступают в роли некой оси-артерии, к которой есть и необходим доступ с максимального количества мест. В связи с глобальными проблемами с экологией ценность и значимость водного ресурса в непосредственной близости к человеку становится все более очевидной. В большинстве крупных городов России можно встретить километры монолитных набережных, лишающих доступа к воде, стирающих живописные зеленые пейзажи и при этом не предлагающих на них никакого сценария использования, кроме транзита. Такой подход к устройству набережных можно устранить, лишь обратив внимание горожан на то, какой разнообразный и функциональный сценарий использования могут включать в себя территории набережных. В этой демонстрации может помочь правильная организация благоустройства набережных и размещение на них специальных объектов и малых архитектурных форм.

Давно стоит усвоить, что вода - источник жизни, а не место, куда крупные предприятия сливают мусор, как привыкли видеть большинство городских жителей [1]. Да, сложно сопротивляться действительности, но благодаря средствам инженерии,

грамотной организации прибрежных территорий и устройству на них специальных малых архитектурных форм, можно добиться того, что горожане сами начнут подтягиваться к этому «источнику», что сделает существование контактных набережных в Санкт-Петербурге реальным [2,

3].

Так сложилось, что в процессе индустриализации, большинство городских районов оказались «отрезанными» от воды различным предприятиями, портовыми сооружениями и дорожной инфраструктурой, потеряв непосредственный контакт с примыкающими к ним реками. Местностью, наглядно демонстрирующей «отрезанность» людей от воды, является муниципальный округ «Охта» в Красногвардейском районе города Санкт-Петербург с протекающей там одноименной рекой Ох-та. Раннее на территории находились так называемые «Охтинские слободы» и вместе с ними существовали крупные судостроительные производства. С начала 40-х годов прошлого века эти производства утратили свою актуальность и район постепенно начал застраиваться жилыми массивами, но доступ горожанам и местным жителям к воде так и не вернули, поэтому устройство контактных набережных на реке Охта востребовано и необходимо.

Контактная набережная - это тот тип современной набережной, который может обеспечить большую площадь зон непосредственного доступа человека к воде. Благодаря таким набережным, оживленные городские районы будут вновь соприкасаться и взаимодействовать с городской акваторией. Взглянув на мировой опыт, можно обнаружить отличные примеры подобных набережных. Портовая территория Хафенсити в городе Гамбург, Германия, которая подверглась преобразованию и теперь горожане и туристы могут устраивать пикники, слушать музыку, играть в игры, пить кофе и многое другое, чуть ли не на самой реке Эльбе, наблюдая за тем, как вокруг кипит деловая жизнь [4]. Похожие удачные примеры реализованы и в других крупных городах, таких как Торонто, Осло, Барселона и др.

Проблему недоступности водной среды к городскому жителю может разрешить правильная организация набережных, отдельные способы которой следует внимательно рассмотреть, оценив их необходимость и потенциал.

На сегодняшний день, многие способы устройства контактных набережных уже активно применяются в мире и доказывают свою эффективность и востребованность. Существует достаточно много различных вариантов обеспечения наибольшего взаимодействия человека с городской акваторией, как напрямую, так и посредством малых архитектурных форм.

- Транспортное сообщение по воде

Такой аспект, как развитие водной городской инфраструктуры, может дать сильный толчок в сторону развития зон непосредственного примыкания суши к воде. Использование водного транспорта возможно не только с достаточно популярной, особенно в теплый сезон, экскур-сионно-туристической стороны. Его также можно использовать в рамках развития регулярных рейсовых маршрутов между отдельными частями города и его островами. Хорошим примером служит Копенгаген, где водные автобусы пользуются огромной популярностью у местных жителей и туристов, а государство инвестирует большие средства в его развитие и попу-

ляризацию [5]. Новый вид городского транспорта позволит частично разгрузить городские магистрали и даст возможность архитекторам и проектировщикам делегировать и классифицировать спуски к воде в зависимости от назначения.

- Спуск к воде

Данный тип объекта обладает достаточно большой вариативностью, если не пытаться уместить все необходимые функции на одном участке. Спуск к воде может быть, как классическим, так и выступать в роли амфитеатра, с местами отдыха и дополнительным озеленением; остановки регулярного/экскурсионного водного транспорта; частного/общегородского причала или лодочной станции; встроенного подземного павильона с выходом к воде и др. Например, спуск, совмещенный с амфитеатром, является самодостаточной архитектурной формой, которая может быть оснащена площадками для отдыха и может использоваться для проведения культурных мероприятий или различных выступлений.

- Понтонные конструкции

В местах с ограниченной площадью для обеспечения доступа к воде на помощь могут прийти различные понтоны, которые даже в Санкт-Петербурге успели доказать свою популярность и востребованность у местных жителей. На острове Новая Голландия летом открыли пляж. Небольшая зона с настоящим песочком и лежаками разместилась на понтоне посреди воды. Купаться там, конечно, запрещено. Но атмосфера курорта гарантирована. Шезлонги пользовались огромной популярностью у горожан, и даже в рабочий вторник там было многолюдно [6]. Помимо дополнительной площади для различных «сухопутных» функций, понтоны могут включать в себя целые открытые бассейны, которые способны привнести в город абсолютно новый формат досуга и поднять планку качества городских пляжей. Прекрасный пример открытого городского бассейна проект S0renga Sj0bad от архитектурного бюро LPO агккейег [7]. Большой деревянный пирс с пляжем, 50-метровым морским бассейном, позволяющим проводить тренировки и соревнова-

ния, смотровой башней, амфитеатрами, местами для сидения, душем и прекрасным видом.

- Исторические набережные

Исторически сформировавшиеся в городе гранитные набережные также могут быть частично реорганизованы и оснащены различными плавающими модульными конструкциями, чтобы вид на прекрасный исторический центр города с воды стал доступным для горожан не только посредством прогулок на катерах, но и в любое удобное время. Тем более, что с 2011 года, благодаря появившейся дамбе, защищающей от наводнений, городские архитекторы и проектировщики могут свободнее чувствовать себя в предлагаемых решения по благоустройству территорий набережных [8].

- Не благоустроенные набережные

Санкт-Петербург насчитывает большое

количество малых рек, одной из которых является ранее упомянутая река Охта, и чаще всего их прибрежные территории лишь частично благоустроены или не благоустроены вовсе и так как небольшие реки не являются судоходными, то грамотная организация набережных и их благоустройство, послужат отличным поводом для реализации более смелых проектных решений с учётом мировых тенденций. Именно это позволит стать территориям возле малых рек новыми локальными центрами притяжения для местных жителей [9, 10].

К положительным аспектам организации контактных набережных можно отнести многие категории, которые так или иначе влияют на среднестатистического жителя мегаполиса.

Экономическая рентабельность

Несмотря на весомые затраты на преобразование набережных, в последствии, новые площади и многофункциональность сформированных пространств даст огромные возможности для развития малого бизнеса и предпринимательства. Контактные набережные могут включать в себя различные киоски, кофейни, точки общественного питания, прокат водного транспорта и другое. Развитие городского водного транспорта также имеет высокий по-

тенциал окупаемости, как со стороны туризма, так и со стороны регулярного пользования горожанами.

Психологическое здоровье

На сегодняшний день проведено много исследований связанных с тем, как положительно влияют естественные природные пейзажи на здоровье человека. В книге «Ближе к воде» Уоллиса Николса приводится ряд научных исследований, наглядно доказывающих, что непосредственный близость и доступ к воде, оказывают положительное влияние на эмоциональное восприятие человека, снижают стресс, понижают тревожность, улучшают настроение и общее психофизическое состояние [11].

Альтернативный досуг

Говорить о повышении разнообразия сценариев проведения досуга не приходится. Данный тип набережной способен привнести множество различных форм активности начиная с пикников возле воды, возможность устраивать которые горожане сейчас лишены по причине отсутствия удобных и безопасных мест, и заканчивая плаванием в открытых городских бассейнах (летом) или катанием на коньках посреди исторического центра города (зимой).

Таким образом, обеспечив комплексный подход к организации благоустройства территорий набережных и сделав акцент на тесной взаимосвязи человека с водой, мы получаем множество положительных аспектов сразу и даже задаем некий вектор развития для целой отрасли. В теплое время года, благодаря развитому водному сообщению в городе, уменьшится нагрузка на дорожно-транспортную сеть улиц и появится дополнительный способ перемещения по городу, отчасти совмещенный с «водной прогулкой по рекам и каналам», которую так любят туристы и местные жители.

В случае с устройством контактной набережной на реке Охта, мы получаем совершенно новый локальный центр притяжения для жителей новых микрорайонов, который обеспечивает удобную горизонтальную связь по Красногвардейскому

району и имеет множество сценариев досуга.

Разнообразный сценарий проведения досуга в городе, а также его формы и виды, удовлетворят нужды и потребности различных групп населения. От тихого отдыха на спуске-амфитеатре за чтением книг до пляжного волейбола на организованном на воде понтоне. Сами понтоны увеличивают диапазон функций и географию использования прибрежных территорий, как общегородских досуговых пространств, которые могут выступать в роли локальных и общегородских точек притяжения. И даже вне зависимости от сезона, такие конструкции могут использоваться круглогодично, адаптируя своё функциональное назначение. Летний открытый бассейн спокойно трансформируется в открытый каток с прокатом коньков зимой.

В связи с активной застройкой прибрежных территорий реки Охта (ЖК

Библиографический список

1. Дробчак В.Г. Специфика средовых характеристик зданий и комплексов, построенных в акваториях / В.Г. Дробчак, Д.А. Глобин, М.С. Рыбак // Оригинальные исследования. -2019. - Т. 9. № 6. - С. 21-33.

2. Федоров О.П. «Экоустойчивая архитектура» как профессиональный термин в архитектурной деятельности // Вестник гражданских инженеров. - 2016. - №6 (59). - С. 86-90.

3. Федоров О.П. Методика прогнозирования тенденций развития экоустойчивой архитектуры на основе анализа международных систем экологической сертификации в архитектуре // Фундаментальные исследования. - 2016. - №11-1. - С. 90-95.

4. 5 городов мира с лучшими современными набережными // АРХСОВЕТ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archsovet.msk.ru/article/gorod/5-gorodov-mira-s-luchshimi-sovremennymi-naberezhnymi (дата обращения: 04.11.2019)

5. В Копенгагене запустят экологичные водные трамваи // РИА НОВОСТИ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ria.ru/20180803/1525890127.html (дата обращения: 04.11.2019)

6. В Новой Голландии открыли пляж с настоящим песком и шезлонгами // Комсомольская правда. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.spb.kp.ru/online/news/3496956/ (дата обращения: 04.11.2019)

7. S0renga Sj0bad/ LPO arkitekter: ArchDaily. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.archdaily.com/867850/sorenga-sjobad-lpo-arkitekter (дата обращения: 05.11.2019)

8. Мельникова Е.А., Донцова М.Г., Федоров О.П. Архитектурные приёмы и решения при проектировании экоустойчивой архитектуры // Актуальные проблемы архитектуры: материалы 70-й Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых / Министерство образования и науки Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. - СПб., 2017. -С. 229-233.

9. Ремизов А.Н. Экоустойчивый взгляд на интеграцию инновационных технологий в строительстве / А.Н. Ремизов, П.О. Егорьев // Жилищное строительство - 2019. - № 5. -С. 17-24.

«Магнифика», ЖК «Два ангела», ЖК «Золотая долина») и существующей Флагманским проектом «Концепции развития набережной реки Охта», устройство контактной набережной с полифункциональными понтонами и спусками к воде, а также местами рекреаций и зон активного отдыха, является крайне востребованным и обладает огромным потенциалом использования жителями района [12].

Переосмысление рек и набережных, как основных городских осей для развития досуга и формирования центров притяжения, а также все локальные и глобальные их преобразования, качественно и количественно улучшат фасады улиц и общий вид города, сделав его разнообразным для местных жителей и более привлекательным для туристов.

10. Лобков В.А. Экология земли и роль натуральных материалов в «зеленой» архитектуре / В.А. Лобков, С.В. Ильвицкая, Т.В. Лобкова // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2018. - №9 (164). - С. 57-62.

11. Уоллес Николс. Ближе к воде. - М.: МИФ, 2015. - 183 с.

12. Флагманский проект «Концепция развития набережной реки Охта» // Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/krasnogvard/flagmanskij-proekt-koncepciya-razvitiya-naberezhnoj-reki-ohta/ (дата обращения: 01.12.2019)

POTENTIAL OF CONTACT SEAFARE DEVICES ALONG THE ST. PETERSBURG AQUATORY

P.A. Kartunov, Student

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article considers the issue of the effectiveness of organizing the improvement of embankments and their formation, as new points of attraction on the city map. It describes ways to increase human interaction with the urban water area and the use of embankment territories, not only as transit, but also revealing their potential as recreational, cultural, entertainment or leisure spaces. The key positive aspects achieved as a result of the application of the described methods and techniques were also noted. Conclusions are drawn about the relevance and effectiveness of the arrangement of embankments in the coastal territories of the St. Petersburg rivers, in particular, on the example of the Okhta embankment.

Keywords: beautification, embankment, small architectural forms, small rivers, descent to the water.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.