Научная статья на тему 'Потенциал управления неформальными коммуникациями в современной организации'

Потенциал управления неформальными коммуникациями в современной организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1634
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ИНФОРМИРОВАНИЕ СОТРУДНИКОВ / INFORMING EMPLOYEES / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ORGANIZATIONAL COMMUNICATION / ФОРМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / FORMAL COMMUNICATION / НЕФОРМАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / INFORMAL COMMUNICATION / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / MANAGEMENT OF INFORMAL COMMUNICATIONS / УПРАВЛЕНИЕ НЕФОРМАЛЬНЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Страхов М.В.

В данной статье проведены сравнительный анализ и сопоставление различных аспектов управления неформальными коммуникациями в современной организации. Сделан вывод о том, что неформальные коммуникации являются существенным фактором для внутреннего и внешнего развития современной организации. Обобщение и структурирование знаний и опыта сотрудников в единую информационную среду, создание условий для свободного обмена мнениями на формальном и неформальном уровне это необходимое условие для достижения взаимопонимания между сотрудниками, а также сотрудниками и руководством, что напрямую влияет на конкурентоспособность компании на рынке. Кроме того, неформальное общение способствует укреплению отношений и имеет неоценимое значение в урегулировании кризисных ситуаций. В результате автор обосновывает тезис о том, что управление неформальными коммуникациями необходимо, так как позволяет существенно сократить время на обмен информацией, устранить коммуникационные барьеры, повысить эффективность обратной связи, укрепить корпоративные ценности, что положительным образом влияет на эффективность управленческих решений и успешность деятельности организации в целом. Эффективность управления связана с использованием неформальных коммуникаций, позволяющих обеспечивать интеграцию, устойчивость, адаптивность организационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management's potential of informal communications in modern organization

This article carries out the comparative analysis and comparison of different informal communications' management's aspects in a modern organization. There is a conclusion that informal communications are considerable factors for internal and external development of a modern organization. Generalization and structuring of personnel's knowledge and experience in the united information environment, creation of conditions for free opinions' exchange on the formal and informal levels, it is a necessary condition for achieving mutual understanding between employees, employees and administration; it influences the competitiveness of a company on market. Besides, the informal communication promotes strengthening of relations and has a significant meaning in crisis situations' solution. As a result the author substantiates the thesis that management of informal communications is necessary, because it helps to reduce time for information exchange, remove communicative barriers, increase efficiency of feedbacks, strengthen corporate values, and to influence positively on efficiency of managerial decisions and successfulness of a company in general. The management's efficiency is closely connected with informal communications' application which allows integration, stability and adaptability of organizational system.

Текст научной работы на тему «Потенциал управления неформальными коммуникациями в современной организации»

дискуссия

журнал научных публикаций

М.В. Страхов, аспирант, кафедра социальных технологий, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия, 1-1-@ mail.ru

ПОТЕНЦИАЛ УПРАВЛЕНИЯ НЕФОРМАЛЬНЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В данной статье проведены сравнительный анализ и сопоставление различных аспектов управления неформальными коммуникациями в современной организации. Сделан вывод о том, что неформальные коммуникации являются существенным фактором для внутреннего и внешнего развития современной организации. Обобщение и структурирование знаний и опыта сотрудников в единую информационную среду, создание условий для свободного обмена мнениями на формальном и неформальном уровне — это необходимое условие для достижения взаимопонимания между сотрудниками, а также сотрудниками и руководством, что напрямую влияет на конкурентоспособность компании на рынке. Кроме того, неформальное общение способствует укреплению отношений и имеет неоценимое значение в урегулировании кризисных ситуаций. В результате автор обосновывает тезис о том, что управление неформальными коммуникациями необходимо, так как позволяет существенно сократить время на обмен информацией, устранить коммуникационные барьеры, повысить эффективность обратной связи, укрепить корпоративные ценности, что положительным образом влияет на эффективность управленческих решений и успешность деятельности организации в целом. Эффективность управления связана с использованием неформальных коммуникаций, позволяющих обеспечивать интеграцию, устойчивость, адаптивность организационной системы.

Ключевые слова: организация, информирование сотрудников, коммуникация, организационные коммуникации, формальные коммуникации, неформальные коммуникации, неформальное общение, управление неформальными коммуникациями.

Почти пятьдесят лет назад Дж. Грейн-джер описал ряд проблем, которые существенно влияют на эффективность организационной коммуникации: наличие у сотрудников страха быть уволенными, что их несогласие будет блокироваться, ощущение того, что руководство не заботится об их проблемах. Исследователь заявил, что компании должны сделать три шага, чтобы кардинально поменять ситуацию: «руководство должно начать выстраивать доверительные отношения с сотрудниками; руководство должно начать премировать сотрудников; руководство должно выйти из своих кабинетов и выяснить, что на самом деле происходит в их организации»1.

Идея о том, что традиционная модель организационной коммуникаций, предполагающая отсылку односторонних сообщений «сверху вниз», зачастую не учитывает тонкости человеческих взаимоотношений, находит все большее распространение в настоящее время. Сторонники данной точки зрения настаивают на том, что при интерпретации отправляемой и получаемой информации весомое значение имеют культурные, гендерные, возрастные и прочие характеристики отправителя и приемщика сообщения. Таким образом, для современных организаций достаточно острым является вопрос о построении коммуникаций, которые являются приемлемыми и заслуживаю-

№ 8 (60) СЕНТЯБРЬ 2015

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

щими доверия как со стороны отправителя, так и со стороны приемщика сообщения. Внимание современных исследователей, таким образом, обращено к исследованию потенциала неформальных структур и коммуникаций.

Организационные коммуникации функционируют как на формальном, так и на неформальном уровне, то есть в зависимости от типа социальных структур2. Такое разделение было предложено Я.Л. Морено, оно считается классическим. Одним из первых исследователей, кто занялся изучением неформальных структур, был Дж. Хоманс. По его мнению, источником положительных или отрицательных эмоций по отношению к коллегам и к начальству является взаимодействие в ходе рабочего процесса. Действие эмоций распространяется не только на задачи, но и на эффективность формальной структуры в целом.

П. Бурдье утверждает, что помимо формальных социальных структур, достаточно важным потенциалом обладают и неформальные, так как «социальным акторам имманентно присуща творческая активная деятельность, в результате которой исходная структура испытывает постоянное напряжение и преобразуется»3. Неформальные коммуникации вынужденно структурируются их социальными отношениями.

Самой распростра- _

ненной неформальной структурой является диада друзей, партнеров, коллег. Если структура формальной организации является результатом проектирования со стороны руководства, то структура неформальной организации — это результат социального взаимодействия. Несмотря на то что неформальные коммуникации обладают высокой степенью спонтанности, их трудно измерить и контролировать, у неформальной организации есть свой лидер, выбранный на основе всеобщего признания. Именно поэтому связь с неформальной группой должна быть организована через

Если структура формальной организации является результатом проектирования со стороны руководства, то структура неформальной организации - это результат

социального взаимодействия. Несмотря на то что неформальные коммуникации обладают высокой степенью спонтанности, их трудно измерить и контролировать, у неформальной организации есть свой лидер, выбранный на основе всеобщего признания.

ее лидера. По мнению С.Б. Быстрянцева, необходимо, чтобы «кадровое ядро стало и сообществом неформальных лидеров. Если ценности руководства и неформальных лидеров, цели компании и ее кадрового ядра разойдутся, то неудача в конкурентной борьбе почти гарантирована»4.

Неформальные коммуникации обладают следующими особенностями, способствующими оперативному обмену знаниями и информированию сотрудников:

♦ высокая скорость распространения информации;

♦ отсутствие правил или формально -

стей;

♦ высокая степень надежности информации, с точки зрения сотрудников;

♦ высокий уровень гибкости и спонтанности;

♦ свобода от ответственности;

♦ разнонаправленность и доступность.

Вместе с тем неформальное общение

также может иметь и дисфункциональные проявления, так как повседневные разговоры часто спонтанны, участники могут сделать неправильные заявления или обнародовать недостоверную информацию. Неформальные коммуникации накладывают меньшую ответственность на участников общения, в результате чего люди могут быть небрежными в выборе слов или невнимательными к конфиденциальной информации.

Полагаясь на мнение О. А. Пешковой, можно выделить следующие приемы управления неформальными коммуникациями5:

♦ сокращение уровней коммуникаций для снижения потерь или искажения информации, а также использование диагональных коммуникаций;

♦ выявление коммуникационных барье-

ров;

♦ регулярная обратной связи,

оценка эффективности включающая выявление уровня информированности сотрудников о различных аспектах деятельности компа-

дискуссия

журнал научных публикаций

нии, а также о принимаемых управленческих решениях;

♦ специальное генерирование слухов для мониторинга общественного мнения;

♦ проведение под- = бора и расстановки кадров в соответствии со структурой неформальных коммуникаций;

♦ модифицирование или прерывание негативных связей, являющихся препятствием для эффективного управления. =

Средством управления неформальными коммуникациями являются программы наставничества, способные воплотить ценности и принципы организации. Наставники могут передать позитивные сообщения сотрудникам и установить ценную обратную связь. Наставник также может выступать в качестве «выключателя» для негативных проявлений неформальных коммуникаций посредством поощрения критического мышления и взвешенных ответов на слухи. Таким образом, наставничество позволяет построить отношения, основанные на доверии и взаимопонимании, что укрепляет моральный дух.

Другим средством является активное использование сети Интернет, в частности социальных сетей («Вконтакте», «Одноклассники», Facebook, Linked In). Мониторинг структуры неформальных коммуникаций, тональности сообщений, которыми обмениваются сотрудники, позволяет оценить моральное состояние персонала, предотвратить слухи, а также понять потребности в информации.

С.С. Андрейкин предлагает три варианта интеграции неформальных коммуникаций в формальную организационную структуру. Во-первых, это объединение функций лидера и менеджера, что «ограничивает желание работать с использованием неформальных методов, так как соответствующие способы повышения эффективности корпоративных процедур включаются в рамки формальных правил действия»6. Второй вариант связан с разделением функций менеджера и лидера, что позволяет отбирать полезные новации, которые могут быть и продуктами неформальной коммуникации. Третий вариант

Средством управления неформальными коммуникациями являются программы наставничества, способные воплотить ценности и принципы организации. Наставники могут передать позитивные сообщения сотрудникам и установить ценную обратную связь.

предполагает конфликтный способ сосуществования систем, при котором наблюдается доминирование формальной системы, «реагирующей на изменения установленных = процедур, кроме случаев угрозы организации в целом»7.

Таким образом, неформальное общение способствует укреплению отношений и имеет неоценимое значение в урегулировании кризисных ситуаций. Успех = компании на рынке зависит от достижения взаимопонимания с контактными аудиториями, в числе которых сотрудники, от обобщения и структурирования знаний и опыта сотрудников в единую информационную среду, от обеспечения свободной циркуляции информации как на формальном, так и на неформальном уровне. Эффективность управления связана с использованием неформальных коммуникаций, позволяющих обеспечивать интеграцию, устойчивость, адаптивность организационной системы, 'jjjj

Литература

1. Evangelos E. Turning the informal communication network of an organization into a knowledge tool through communities of practice. [Электронный ресурс]. URL: http://issbs.si/press/ISBN/978-961-92486-3-8/papers/ ML11-6.pdf (дата обращения: 12.08.2015).

2. Морено Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / пер. с англ. А. Бокови-кова. М.: Академический Проект, 2001. 384 с.

3. Вишневецкий Е.Г. Социальная регуляция коммуникаций в организации / автореф. дис. ... канд. со-циол. наук. [Электронный ресурс]. URL: http://www. dslib.net/sociologia-upravlenia/socialnaja-reguljacija-kommunikacij-v-organizacii.html (дата обращения: 12.08.2015).

4. Быстрянцев С.Б., Гусев К.А., Лосев С.А. Внутрифирменные связи с общественностью и управление конфликтами. [Электронный ресурс]. URL: http://dvo. sut.ru/libr/soirl/i093byst (дата обращения: 12.08.2015).

5. Пешкова О.А. Приемы управления формальными и неформальными коммуникациями в организации // Молодой ученый. 2012. № 7. С. 118.

6. Андрейкин С.С. Прецедентный анализ неформальных коммуникаций в корпоративном

№ В (60) СЕНТЯБРЬ 2015

дискуссия t

журнал научных публикаций «

управлении / автореф. дис. ... канд. социол. наук. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat. com/content/pretsedentnyi-analiz-neformalnykh-

kommunikatsii-v-korporativnom-upravlenii (дата обращения: 12.08.2015). 7. Там же.

MANAGEMENT'S POTENTIAL OF INFORMAL COMMUNICATIONS IN MODERN ORGANIZATION

M.V. Strakhov, postgraduate, The department of social technologies, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russia, 1-1-@mail.ru

This article carries out the comparative analysis and comparison of different informal communications' management's aspects in a modern organization. There is a conclusion that informal communications are considerable factors for internal and external development of a modern organization. Generalization and structuring of personnel's knowledge and experience in the united information environment, creation of conditions for free opinions' exchange on the formal and informal levels, it is a necessary condition for achieving mutual understanding between employees, employees and administration; it influences the competitiveness of a company on market. Besides, the informal communication promotes strengthening of relations and has a significant meaning in crisis situations' solution. As a result the author substantiates the thesis that management of informal communications is necessary, because it helps to reduce time for information exchange, remove communicative barriers, increase efficiency of feedbacks, strengthen corporate values, and to influence positively on efficiency of managerial decisions and successfulness of a company in general. The management's efficiency is closely connected with informal communications' application which allows integration, stability and adaptability of organizational system.

Key words: organization, informing employees, communication, organizational communication, formal communication, informal communication, informal communication, management of informal communications.

References

1. Evangelos E. Turning the informal communication network of an organization into a knowledge tool through communities of practice. Available at: http://issbs.si/ press/ISBN/978-961-92486-3-8/papers/ML11-6.pdf (accessed 12.08.2015).

2. Moreno Ia.L. Sotsiometriia: Eksperimental'nyi metod i nauka ob obshchestve [Sociometry, Experimental method and the science of society]. Moscow, Akademicheskii Proekt Publ., 2001. 384 p.

3. Vishnevetskii E.G. Sotsial'naia reguliatsiia kommunikatsii v organizatsii: Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk [Social regulation of communication in the organization. Abstract of candidate of sociology sci. diss.]. Available at: http://www.dslib.net/sociologia-upravlenia/socialnaja-reguljacija-kommunikacij-v-organizacii.html (accessed 12.08.2015).

4. Bystriantsev S.B., Gusev K.A., Losev S.A. Vnutrifirmennye sviazi s obshchestvennost'iu i upravlenie konfliktami [Internal public relations and conflict management]. Available at: http://dvo. sut.ru/libr/soirl/ i093byst (accessed 12.08.2015).

5. Peshkova O.A. Priemy upravleniia formal'nymi i neformal'nymi kommunikatsiiami v organizatsii [Management techniques, formal and informal communication in the organization]. Molodoi uchenyi — Young scientist, 2012, no. 7, p. 118.

6. Andreikin S.S. Pretsedentnyi analiz neformal'nykh kommunikatsii v korporativnom upravlenii: Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk [Case analysis of informal communication in corporate governance. Abstract of candidate of sociology sci. diss.] Available at: http:// www.dissercat.com/content/pretsedentnyi-analiz-neformalnykh-kommunikatsii-v-korporativnom-upravlenii (accessed 12.08.2015).

7. Andreikin S.S. Pretsedentnyi analiz neformal'nykh kommunikatsii v korporativnom upravlenii: Avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk [Case analysis of informal communication in corporate governance. Abstract of candidate of sociology sci. diss.] Available at: http:// www.dissercat.com/content/pretsedentnyi-analiz-neformalnykh-kommunikatsii-v-korporativnom-upravlenii (accessed 12.08.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.