ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВИЗАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент И.А. Шевейко, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2411-0450-2023-11-3-85-87
Аннотация. В быстро меняющейся среде информационно-коммуникационные технологии становятся условием создания ценности бизнеса, согласуясь с синергией внутриорга-низационных факторов. Поэтому существующая корпоративная культура должна активно поощрять внедрение новых атрибутов корпоративной культуры, которые способствуют эффективной цифровизации бизнеса. Статья посвящена анализу понятия цифровая корпоративная культура и оценке потенциала ее развития в современных компаниях. Также в статье рассмотрены преимущества развития цифровой корпоративной культуры, ее базовые принципы, функции, подходы к трансформации традиционной корпоративной культуры в цифровую.
Ключевые слова: корпоративная культура, цифровизация, цифровая культура, управление персоналом.
Цифровизация затрагивает все сферы экономики, внося существенные изменения в бизнес-процессы. Всякое изменение в организации требует от персонала умения быстро адаптироваться к новым условиям. Готовность персонала принимать изменения характеризует состояние корпоративной культуры. Именно от корпоративной культуры зависит, насколько успешно осуществляется цифровизация бизнеса.
Наиболее распространенное определение корпоративной культуры - это различные стандарты поведения, ценности и традиции компании. Время начала и завершения рабочего дня, стандарты общения и соответствие имиджу компании - все это основные элементы, которые могут влиять на дополнительные возможности компании. Команда (официальное представительство компании на форумах, событиях международного уровня), миссия, символика компании (также официальное представительство компании в цифровой среде) - это внешние элементы корпоративной культуры. К внутренним относят правила поведения, процессы взаимодействия сотрудников с точками управления компанией, это различного рода мероприятия для поддержания лояльности, командной работы или система материальной (нематери-
альной) мотивации, адаптация персонала к новым изменениям и т.д. Так, основатель 1Т-компании «РгоБеош» Антон Мишин считает, что корпоративную культуру как явление можно сравнить с брендом. Это восприятие компании, отношение к ней, и это транслируется в поведении сотрудников. Несомненно, корпоративная культура в той или иной степени сформированности имеется у всех компаний, и выражается в поведении сотрудников.
В настоящее время формируется новое явление, которое получило название «цифровая корпоративная культура». По мнению Чаловой М.В. и ее коллег, под цифровой корпоративной культурой следует понимать совокупность убеждений и ценностей, норм поведения, компетенций, разделяемых и принимаемых сотрудниками компании, способствующую формированию и развитию цифрового способа коммуникаций [1].
Базовыми принципами новой цифровой корпоративной культуры являются:
1. Коллективного решения задач. Цифровизация способствует ускорению обмена информацией внутри компании и с клиентами и партнерами, что обеспечивает качественно иной уровень взаимодействия между подразделениями и сотрудниками. В отличие от традиционной организацион-
ной культуры, отпадает необходимость в жесткой вертикальной иерархии, повышается ценность командной работы.
2. Децентрализация принятия решений обусловлена снижением трудоемкости обработки информации. В итоге деятельность сотрудников становится более самостоятельной, осмысленной, появляется возможность делегировать полномочия.
3. Принцип инновационности. В цифровой корпоративной культуре осуществляется деятельность в инновационной среде, поэтому норомй поведения является готовность к риску, изменениям, развитию и самообучению.
4. Клиентоориентированность. В условиях цифровой корпоративной культуры клиент является не только потребителем товаров и услуг, но и участником процесса их создания. Поэтому система взаимоотношений сотрудников компании с клиентами выстраивается на основе партнерства, а площадкой для взаимодействия выступает цифровая среда.
Родин О.А. выделяет несколько важных функций цифровой корпоративной культуры:
- информационного резонанса (резонирующая). Цифровая корпоративная культура усиливает имидж компании в цифровой среде. Правильно сформированные информационно-коммуникативные потоки позволяют создавать мультипликативный эффект, воздействуя на персонал, клиентов, партнеров.
- «дополненной реальности»: сочетание цифрового контента и реальной среды повышает доступность информации, создает эффект синергии. Наиболее эффективно применение дополненной реальности в обучении персонала, мотивируя на получение новых знаний и формируя новые компетенции.
- формирование цифровой корпоративной идентичности обеспечивает компании имиджевую привлекательность, широкую узнаваемость, лояльность персонала и клиентов.
- формирование и поддержка цифровой этики. Цифровая трансформация сопро-вождаебтся развитием таких негативных явлений как: нарушение Закона о персо-
нальных данных, намеренная дезинформация, троллинг и кибербуллинг. Соответственно, актуальной задачей цифровой корпоративной культуры становится формирование и применение «правильных» этичных норм и правил поведения в цифровом пространстве [2].
В условиях цифровой корпоративной культуры цифровой способ коммуникации приобретает особое значение. Обмен информацией, ее обработка, использование становятся более формализованными, что должно обеспечиваться жесткими регламентами и правилами.
Преобразование аналоговой корпоративной культуры в цифровую невозможно без обеспечения доступа к знаниям как внутри организации, так и за ее пределами. Также цифровизация бизнеса предполагает расширение доступа к цифровым инструментам для всех сотрудников организации, их обучение, формирование цифровых компетенций. Задачей цифровой корпоративной культуры становится закрепление поведения сотрудников формальными и неформальными способами, направленными на преодоление сопротивления нововведениям, активную инновационную и творческую деятельность.
Важным аспектом развития цифровой корпоративной культуры является работа с талантами. Обновленная корпоративная культура невозможна без творческой среды и высокой степени самостоятельности. Поэтому, для развития цифровой среды организации необходимо привлекать и удерживать таланты, создавая посредством корпоративной культуры условия для этого.
Согласно исследованию, проведенному группой ученых под руководством Д. Хемелинга, корпоративная культура, построенная на принципах цифровизации, имеет несомненные преимущества перед традиционной аналоговой корпоративной культурой [3]:
- ускоряет процесс принятия управленческих решений;
- наделение сотрудников полномочиями стимулирует их на достижение результатов;
- внедрение инноваций повышает эффективность как отдельных сотрудников, так и всей организации;
- повышает клиентоориентированность организации и улучшает качество взаимодействия персонала с клиентами;
- позволяет учитывать и развивать потенциал сотрудников, быстрее адаптировать персонал к изменениям внутренней и внешней среды, повышает гибкость управления персоналом;
- создает дополнительные условия для формирования команды, создания интегрированных сообществ внутри организации;
- снижает трудозатраты, повышает заинтересованность сотрудников в результатах труда, мотивирует на развитие, внедрение инноваций.
Рассмотренные преимущества цифровой корпоративной культуры позволяют существенно повысить эффективность организации. При этом необходимо понимать, что новые возможности цифровой корпоративной культуры должны гибко интегрироваться в существующую корпоративную культуру, не разрушая ее, а усиливая. Такой подход требует формирования цифровых компетенций и «цифрового» мышления у руководства организации
и ее персонала.
Библиографический список
1. Чалова М.В., Брагина З.В., Игнатьева Е.В., Харчина Н.Б. Можно ли достичь осязаемых преимуществ в современном бизнесе, пренебрегая цифровой корпоративной культурой? // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2G19. - № 12-1. - С. 172-1В5.
2. Родин O.A. Новые функции цифровой организационной культуры // Современная экономика: проблемы и решения. - 2G21. - Т. В (14G). - С. 13G-137.
3. Hemerling Jim. It's Not a Digital Transformation Without a Digital Culture / Jim Hemer-ling, Julie Kilmann, Martin Danoesastro, Liza Stutts, Cailin Ahern // Boston Consulting Group [офиц. сайт]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bcg.com/publications/2GlB/not-digital-transformation-without-digital-culture.aspx.
4. Багдыков К.Т., Шевченко Д.А. Развитие корпоративной культуры и гибких компетенций в контексте цифровой трансформации компании // Креативная экономика. - 2G22. -Т. 16, № 6. - С. 2277-22ВВ. - DOI: lG.lB334/ce.l6.6.ll4799.
POTENTIAL FOR DIGITIZATION OF CORPORATE CULTURE
E.V. Sleptsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor I.A. Sheveiko, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. In a rapidly changing environment, information and communication technologies become a condition for creating business value, consistent with the synergy of intra-organizational factors. Therefore, the existing corporate culture should actively encourage the introduction of new corporate culture attributes that contribute to the effective digitalization of business. The article is devoted to the analysis of the concept of digital corporate culture and assessment of the potential for its development in modern companies. The article also discusses the advantages of developing a digital corporate culture, its basic principles, functions, and approaches to transforming traditional corporate culture into a digital one.
Keywords: corporate culture, digitalization, digital culture, personnel management.