Научная статья на тему 'Потенциал толерантности в реализации прав человека в полиэтническом обществе'

Потенциал толерантности в реализации прав человека в полиэтническом обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
70
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
права и свободы человека / полиэтничность / равноправие / государство / законодательство / норма / мораль / ценность / межэтническая толерантность / коренное население / мигрантское сообщество / human rights and freedoms / polyethnicity / equality / state / legislation / norm / morality / value / interethnic tolerance / indigenous population / migrant community

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирина Зоригтоевна Чимитова

В процессе обеспечения прав и свобод человека в полиэтническом обществе возрастает значимость моральных регуляторов, в том числе межэтнической толерантности как безусловной ценности, неразрывно связанной с концептами прав и свобод человека. Особенно актуален ее функциональный аспект. Государство как основной субъект правоотношений призвано обеспечивать равноправие исконных граждан и мигрантов, максимально используя моральные регуляторы, в том числе потенциал межэтнической толерантности для достижения и сохранения стабильности межэтнических отношений; и такие примеры есть за рубежом и в России. В статье применяется комплекс общенаучных и специальных подходов и методов исследования: диалектический, системный, исторический, сравнительный, аксиологический, логико-юридический, формально-юридический и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of tolerance in the implementation of human rights in a polyethnic society

In the process of ensuring human rights and freedoms in a polyethnic society, the importance of moral regulators increases, including interethnic tolerance as an unconditional value, inextricably linked with the concepts of human rights and freedoms. Its functional aspect is especially relevant. The state, as the main subject of legal relations, is called upon to ensure the equality of indigenous population and migrants, making the most of moral regulators, including the potential of interethnic tolerance, to achieve and maintain the stability of interethnic relations, and there are such examples abroad and in Russia. The article uses a set of general scientific and special approaches and research methods: dialectical, systemic, historical, comparative, axiological, logical-legal, formal-legal, etc.

Текст научной работы на тему «Потенциал толерантности в реализации прав человека в полиэтническом обществе»

Закон и право. 2022. № 8. С. 89-94.

Law and legislation. 2022;(8):89-94.

Научная статья

УДК 342.724

https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_89 NIION: 1997-0063-8/22-450

EDN: https://elibrary.ru/IBKJWF MOSURED: 77/27-001-2022-8-650

Потенциал толерантности в реализации прав человека в полиэтническом обществе

Ирина Зоригтоевна Чимитова

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова, Улан-Удэ, Россия, rindaol@mail.ru

Аннотация. В процессе обеспечения прав и свобод человека в полиэтническом обществе возрастает значимость моральных регуляторов, в том числе межэтнической толерантности как безусловной ценности, неразрывно связанной с концептами прав и свобод человека. Особенно актуален ее функциональный аспект. Государство как основной субъект правоотношений призвано обеспечивать равноправие исконных граждан и мигрантов, максимально используя моральные регуляторы, в том числе потенциал межэтнической толерантности для достижения и сохранения стабильности межэтнических отношений; и такие примеры есть за рубежом и в России. В статье применяется комплекс общенаучных и специальных подходов и методов исследования: диалектический, системный, исторический, сравнительный, аксиологический, логико-юридический, формально-юридический и др.

Ключевые слова: права и свободы человека, полиэтничность, равноправие, государство, законодательство, норма, мораль, ценность, межэтническая толерантность, коренное население, мигрантское сообщество.

Для цитирования: Чимитова И.З. Потенциал толерантности в реализации прав человека в полиэтническом обществе // Закон и право. 2022. № 8. С. 89—94. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_89 EDN: https://elibrary.ru/IBKJWF

Original article

The potential of tolerance in the implementation of human rights in a polyethnic society

Irina Z. Chimitova

Buryat State Agricultural Academy named after V.R. Filippov,

Ulan-Ude, Russia, rindaol@mail.ru

Abstract. In the process of ensuring human rights and freedoms In a polyethnic society, the Importance of moral regulators increases, including interethnic tolerance as an unconditional value, inextricably linked with the concepts of human rights and freedoms. Its functional aspect is especially relevant. The state, as the main subject of legal relations, is called upon to ensure the equality of indigenous population and migrants, making the most of moral regulators, including the potential of interethnic tolerance, to achieve and maintain the stability of interethnic relations, and there are such examples abroad and in Russia. The article uses a set of general scientific and special approaches and research methods: dialectical, systemic, historical, comparative, axiological, logical-legal, formal-legal, etc.

Keywords: human rights and freedoms, polyethnicity, equality, state, legislation, norm, morality, value, interethnic tolerance, indigenous population, migrant community.

For citation: Chimitova I.Z. The potential of tolerance in the implementation of human rights in a polyethnic society // Law and legislation. 2022;(8):89—94. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_89 EDN: https://elibrary.ru/IBKJWF

© Чимитова И.З. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 08-2022

Одной из актуальных проблем современного мира является сохранение стабильности, предотвращение конфликтов, в том числе между представителями разных этнических общностей, при соблюдении фундаментальных прав и свобод. Все больше государств руководствуются в своей деятельности принципами прав и свобод человека и гражданина, зафиксированных в международных актах, начиная с Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека, которая «рассматривается международным сообществом в качестве обязательного юридического документа» [5, с. 128], а также в Международных пактах о правах человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других документах, выступающих для них правовыми актами прямого действия.

Исчерпывающий набор и соответствующий объем прав и свобод людей, основанный на принципах гуманизма, справедливости и равноправия, — атрибут правового государства. «Права человека являются сердцевиной, ядром правового регулирования, поскольку в них выражена та мера свободы, которая определена вызовами общества» [7, с. 94]. Не случайно перечень прав и свобод, зафиксированный во Всеобщей декларации прав человека, воспроизведен в конституциях почти ста стран.

Вместе с тем в современном мире огромно число случаев нарушения прав и свобод, дискриминации людей, в том числе и по признаку их этнического происхождения. Этому противодействуют международные органы (Совет Безопасности ООН, комитеты по правам человека, против расовой дискриминации, по правам трудящихся мигрантов и их семей, Европейский Суд по правам человека, Межамериканский суд по правам человека и т.д.), решения которых обязательны. Государства не могут не принимать во внимание также международные акты, носящие рекомендательный характер.

Но первостепенную ответственность за ситуацию с правами человека на своей территории несет каждая страна. «Каждое государство ... ответственно за все события, где бы в пределах его государственной территории они ни произошли» [2, с. 35]. Подобные нарушения допускаются, в частности, в случаях «этнического профилирования», когда сама по себе включенность человека в ту или иную этническую общность может быть поводом для нарушения его прав, свобод и законных интересов. В начале 2000-х годов такая дискриминация получила справед-

ливую оценку не только правозащитников, общественности, но и государственных органов западноевропейских стран.

Сегодня общество по сравнению даже с началом нынешнего века развивается динамичнее, индивиды и социальные группы стали мобильнее. Интенсифицировались коммуникативные процессы, что может вести к росту уровня взаимного непонимания их участников. Это проявляется при взаимодействии коренных жителей стран, выступающих главными целями миграционных потоков, и массово прибывающих туда переселенцев. Одним из главных вызовов для обеих сторон является несовпадение многих параметров образа жизни, устоев и менталитета, ценностных ориентиров (понимания предназначения человека, смысла его жизни, места в мире, свободы личности и др.), культурных кодов, обусловленных мировоззренческими, историко-культурными, цивилизационными факторами.

Несмотря на значительные трудности, государства-реципиенты выполняют важнейшую гуманитарную миссию, принимая мигрантов и организуя их адаптацию. Сложность ситуации в том, что контактирующие стороны обладают во многом аналогичными гарантированными международными документами правами и свободами, в том числе культурными, включая право следовать своим традициям. Однако не стоит забывать и о традициях коренных жителей, в том числе о традициях правовой культуры. Только так может быть обеспечено равноправие разных групп и сохранение баланса в обществе.

Наряду с этим нередки ситуации, когда у переселенцев прав меньше, в особенности на начальных этапах адаптации, так как занятие отдельных вакансий предполагает наличие гражданства и квалификации, которых у них нет.

А. С. Автономов выделяет в любой стране основные категории лиц: «граждане (подданные) данной страны ... лица без гражданства (апатриды) ... иностранцы» [1, с. 59]. Конечно, правовой статус первой категории отличается от двух остальных. Особенно большие трудности переживают выходцы из глубинки стран исхода мигрантов, с ограниченным опытом жизни за пределами прежней локации, малограмотные, трудно обучаемые, со слабыми способностями к освоению языков.

При этом нельзя игнорировать действия тех, кто не в должной мере соблюдает законодательство, нарушает права и свободы других; и вопросы оказания социальной и другой помощи не

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

должны решаться без учета отношения мигранта к законам и образу жизни принявшей его страны. Требование соблюдения правовых норм государства могут в перспективе положительно сказаться на атмосфере сообществ приезжих. В этом процессе необходимо опираться на общечеловеческий инвариант базовых нравственных и правовых ценностей: добра, справедливости, уважения к человеку и т.д., соблюдать простейшие нормы этикета по отношению к людям, воспитанным в иной среде; и задача принимающего общества — для начала снизить его чуждость для приезжих. Его представители должны обладать высоким уровнем психологического, педагогического мастерства, нравственной и общей культуры, эрудицией.

Необходимо также учитывать неоднородность мигрантского сообщества, его сегментацию по многим параметрам; и государству следует выстраивать очень продуманную и гибкую политику.

Регулятивные функции в обществе выполняет и мораль, отличающаяся универсальностью, близкая людям всех цивилизаций, ибо ориентирована на гуманность, добро и справедливость. Повысить степень взаимного понимания сторон можно, только постоянно способствуя гуманизации общества и активнее используя возможности нравственного воздействия на людей. Следует согласиться с мыслью о необходимости «этического наполнения прав человека»; и в научной литературе все больше внимания уделяется «универсальным ценностям этики и их синхронизации с фундаментальными ценностями прав человека [11, с. 79].

Фундаментальные нравственные принципы и ценности содержат Преамбула Устава ООН, Декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981), Декларация принципов толерантности 1995 г. и другие документы международного и национального законодательства многих стран, в которых доминирует нравственная составляющая, а основополагающие права и свободы человека преломляются в ракурсе нравственной недопустимости их ущемления, в том числе по признакам принадлежности людей к разным социальным группам.

Отличительной чертой отечественной социально-гуманитарной мысли издавна был приоритет нравственности. На актуальность этой проблемы и для нынешней России обращают внимание Н.М. Добрынин, Б.Г. Капустин, Е.А. Лукашева,

Г.В. Мальцев, И.А. Умнова-Конюхова и многие другие.

Н.М. Добрынин призывает к «изменению существующих в обществе (и не только у чиновников) соответствующих нравственных, этических установок, ибо в отсутствие прочной опоры в нравственности правовое (а значит, и социальное) государство в России будет невозможно. Стремясь достичь идеалов социального и правового государства, мы в первую очередь должны решать проблему нравственного воспитания общества» [3, с. 131].

Одной из важнейших ценностей должна стать толерантность, признанная фундаментальным принципом, безусловной общечеловеческой мировоззренческой и нравственной ценностью. Особенно значимым сегодня является ее функциональный аспект, связанный со способностью субъектов поддерживать, утверждать и продвигать толерантные отношения; и в этом плане толерантность выступает как способ, средство предупреждения и разрешения конфликтов.

По мнению А.С. Карцова, понятие толерантности, в сравнении со свободой, справедливостью, равенством, менее многозначно, что «сообщает ей требуемую операциональность, позволяя на основе более или менее единообразного ее понимания как принципиального допущения различий налаживать ненасильственное этнокультурное взаимодействие» [6, с. 119].

Полагаем, преимущество толерантности не столько в меньшей многозначности, сколько в ее большей понятности для человека, социализировавшегося вне европейской традиции.

Отдельные авторы (Г. Абдулкаримов, В.А. Бал-ханов, Б.В. Емельянов, А.С. Карцов, В.В. Ша-лин и др.) указывают на связь толерантности с правом. Применительно к юриспруденции толерантность раскрывается как «требование, чтобы общество строилось не на общеобязательной идеологии, а на минимуме общеобязательного общежития (на праве) ... признании государством суверенности личности» [4, с. 237].

Б.В. Емельянов отмечает правовой акцент в толкованиях толерантности в Декларации принципов толерантности [4, с. 237].

Полагаем, что правомерное поведение законопослушной личности, включающее и такое качество, как толерантность, совпадает с концептом прав и свобод человека и гражданина.

Одной из форм толерантности является межэтническая, под которой понимают способность субъекта, сохраняя собственную этничес-

LAW & LEGISLATION • 08-2022

кую идентичность, принимать этнические различия и цивилизованно, в довольно широком диапазоне отношений от элементарной терпимости к этнокультурным различиям или безразличия к ним до уважения и готовности к диалогу реагировать на них и их носителей [12]. В роли субъектов межэтнической толерантности выступают этнические группы и их представители. Что касается объектов, то ими являются этнические Другие, т.е. неопределенный круг лиц, членов разных этнических групп.

Интенсификация миграционной активности ведет к росту этнической гетерогенности общества и возможности возникновения конфликтов; и межэтническая толерантность должна стать важным фактором его стабильности.

Многие не видят связи между проявлениями бытового национализма, неуважения и даже нетерпимости к представителям других этничес -ких общностей и нарушением прав человека.

Это актуализирует тему взаимосвязи прав и свобод человека с межэтнической толерантностью, а также максимального использования потенциала последней для достижения и сохранения стабильности межэтнических отношений.

В любой стране сеть люди с интолерантны-ми установками, проявляющие неуважение к этническим Другим и чаще других полагающие, что именно вследствие этнической принадлежности их права нарушаются. Чтобы они в дальнейшем предпочли выбирать для себя поведенческие модели законопослушного, толерантного поведения, необходима системная деятельность и сотрудничество всех субъектов правоотношений: социальных институтов, граждан, их организаций, различных сообществ, средств массовой информации и т.д., но прежде всего государства, так как оно задает стандарты и демонстрирует образцы поведения.

Государство призвано определять основные направления взаимодействия указанных субъектов, осуществляя стратегическое планирование, нормотворческую деятельность, контролируя состояние правоприменительной практики, выстраивая взамодействие с остальными субъектами. Неотъемлемой частью его деятельности является обеспечение юридических гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина, реализация политики в сфере межэтнических отношений. Правовые нормы этих отношений носят общеобязательный характер, формально-юридически закреплены в законодательстве; и за их нарушение предусмотрены санкции.

Ныне в странах Европейского Союза отмечаются такие проблемы в правовом урегулировании обсуждаемой сферы, как «отсутствие единого определения понятия «мигрант» . отсутствие единого механизма реагирования на угрозы иммиграции; несовершенство законодательства и мер по адаптации иммигрантов к условиям труда, быта и культуры страны их пребывания и т.д.» [8, с. 125—126].

Государство обязано своевременно, гибко и адекватно реагировать на новые вызовы, в том числе совершенствовать законодательство и реагировать на проявления интолерантности.

Межэтническая интолерантность имеет много общего с такой разновидностью ксенофобии, как этнофобия. Ксенофобия интерпретируется как «негативная психологическая установка, выраженная в иррациональном страхе и ненависти к людям иного народа, расы или веры ...» [9, с. 54], этническим Другим. Однако, кроме иррационального уровня, интолерантность бытует и во вполне осознанных формах. Поэтому понятие межэтнической интолерантности шире по содержанию, чем понятие этнофобии.

В компетенции власти — сбалансированное совершенствование среды поселений для создания благоприятных условий коммуникации групп коренных и новоселов. Это может способствовать преодолению присущего части ранее обосновавшихся мигрантских групп изоляционизма и его предупреждения в среде недавно приехавших.

На все проявления межэтнической интоле-рантности, кроме государства, должны реагировать и другие субъекты правоотношений, принимая меры просветительского и воспитательного характера, не ограничиваясь лишь подрастающим поколением, так как иногда требуется работа и с другими возрастными категориями.

Примеры успешного решения этих проблем есть, особенно в Северной Америке, Австралии, Европе, «где реально обеспечены гражданские права. Просто иммигранты и меньшинства, как и все, использовали неприкосновенность частной собственности, возможности ведения бизнеса, право на ассоциации, право на свободу выражения, религиозные свободы, право распространять информацию.» [10, с. 21].

В лидирующих в этом процессе странах началось и теоретическое его осмысление.

В начале 1970-х годов «конкретные исследования ... проводились ... в основном на территории Канады и Австралии ... разработанная Р. Флоридой в начале нового века концепция трех «Т»

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

(толерантность, талант, технология) для оценки креативности американских городов показала свою применимость и для оценки связи между долей этнических меньшинств и динамикой развития городов» [14, с. 58—59, 65].

Позитивный опыт интеграции этнических меньшинств накопила Польша [14, с. 62—66]. В традиционно полиэтнических регионах России адаптация трудовых мигрантов также в целом успешна [13, с. 177—179].

Таким образом, для достижения и сохранения стабильности межэтнических отношений в современном полиэтническом обществе необходимо обеспечение государством неукоснительного соблюдения законодательства, а также максимальное использование всеми субъектами правоотношений потенциала межэтнической толерантности.

Список источников

1. Автономов А. С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое лит-ное обозрение, 2009. 448 с.

2. Варламова Н.В. Юрисдикция государства как основание ответственности за обеспечение прав и свобод человека (практика Европейского Суда по правам человека) // Гос-тво и право. 2007. № 11. С. 34—39.

3. Добрынин Н.М. Новеллы Конституции России: настоящее и будущее. Работа над ошибками... или на результат? // Гос-во и право. 2021. № 6. С. 124—135.

4. Емельянов Б.В. Толерантность // Права человека: энциклопедический словарь / (Авдеева

B.П. и др.). Отв. ред. С.С. Алексеев. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. С. 237—238.

5. Карташкин В.А. Развитие международных отношений и универсализация прав человека // Гос-во и право. 2021. № 9. С. 125—137.

6. Карцов А. С. Права человека и толерантность // Политич. исследования. 2010. № 6.

C. 116—130.

7. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М.: Норма, 2009. 384 с.

8. Магомедова Д.М., Бийгишиева Д.Ш. Вопросы регулирования миграции в странах Европейского Союза // Закон и право. 2019. № 2. С. 124—126.

9. Меняйло Л.Н., Меняйло Д.В., Соколов В.А. От ксенофобии к экстремизму: современные угрозы безопасности общества и государства // Философия права. 2020. № 3 (94). С. 53—58.

10. Осипов А. Что такое этническая дискриминация и что с ней можно сделать? М.: Центр «Сова», 2012. 152 с.

11. Умнова-Конюхова И.А., Алешкова И.А. Права человека и этика в условиях развития информационных цифровых технологий и биоинженерии // Гос-во и право. 2021. № 9. С. 75—89.

12. Чимитова И.З. Границы и формы толерантности // Вестник Бурятского гос. ун-та. Сер.: Философия. 2018. № 3. Т. 4. С. 19—24.

13. Чимитова И.З. О полиэтничности Республики Бурятия // Вестник Томского гос. ун-та. Сер.: Философия. Социология. Политология. 2021. № 64. С. 172—181.

14. ЩлизА., ШчепанъскиМ.С. Социологический смысл мультикультурализма: является ли Польша мультикультурной? / / Соц. исследования. 2014. № 2 (358). С. 58—67.

References

1. Avtonomov A.S. Human rights, rights protection and law enforcement activities. Moscow, 2009. 448 p.

2. Varlamova N. V. Jurisdiction of the state as a basis for responsibility for ensuring human rights and freedoms (practice of the European Court of Human Rights) // State and Law. 2007. № 11. Pp. 34—39.

3. Dobrynin N.M. Novels of the Constitution of Russia: present and future. Work on mistakes ... or on the result? // State and law. 2021. № 6. Pp. 124—135.

4. Emelyanov B.V. Tolerance // Human Rights: Encyclopedic Dictionary. Moscow, 2012. Pp. 237—238.

5. Kartashkin V.A. Development of international relations and universalization of human rights // State and Law. 2021. № 9. Pp. 125—137.

6. Kartsov A.S. Human Rights and Tolerance // Political Studies. 2010. № 6. Pp. 116—130.

7. Lukasheva E.A. Man, Law, Civilizations: Normative and Value Measurement. Moscow, 2009. 384 p.

8. Magomedova D.M., Biigishiev D.Sh. Questions of regulation of migration in the countries of the European Union // Law and legislation. 2019. № 2. Pp. 124—126.

9. Menyailo L.N., Menyailo D. V., Sokolov V.A. From xenophobia to extremism: modern threats to the security of society and the state // Philosophy of Law. 2020. № 3 (94). Pp. 53—58.

10. Osipov A. What is ethnic discrimination and what can be done about it? Moscow, 2012. 152 p.

11. Umnova-KonyukhovaLA., AleshkovaI.A. Human rights and ethics in the context of the development of information digital technologies and bioengineering // State and Law. 2021. № 9. Pp. 75—89.

LAW & LEGISLATION • 08-2022

12. Chimitova I.Z. Borders and forms of tolerance // Bulletin of the Buryat State University. 2018. № 3. Pp. 19-24.

13. Chimitova I.Z. On the polyethnicity of the Republic of Buryatia // Bulletin of the Tomsk State

University. Ser.: Philosophy. Sociology. Political science. 2021. № 64. Pp. 172-181.

14. SzlzA, SzepanskiM.S. The sociological meaning of multiculturalism: is Poland multicultural? // Social. researches. 2014. № 2 (358). Pp. 58-67.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISBN: 978-5-238-03246-7

Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.

Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.

Информация об авторе Чимитова И.З. — кандидат социологических наук, доцент кафедры «Кадастры и право»

Information about the author

Chimitova I.Z. — candidate of sociological sciences, associate professor of the department «Cadastres and Law»

Статья поступила в редакцию 02.06.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.

The article was submitted 02.06.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.