УДК 378
Непесова Х.Х.
Старший преподаватель, Туркменский государственный институт экономики и управления
Туркменистан, г. Ашхабад
Ягшымямедова О.
Студент,
Туркменский государственный институт экономики и управления
Туркменистан, г. Ашхабад
ПОТЕНЦИАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация: В статье рассматривается потенциал самостоятельной работы при обучении русскому языку студентов высших учебных заведений. Автором обосновывается необходимость организации самостоятельной работы студентов как эффективной формы обучения, способствующей развитию их языковых навыков и компетенций. В статье представлены виды самостоятельной работы, используемые в обучении русскому языку в вузах, а также методы и приемы ее организации. Автором подчеркивается, что для повышения эффективности самостоятельной работы необходимо обеспечить ее целенаправленность, систематичность и индивидуализацию.
Ключевые слова: самостоятельная работа, высшее образование, русский язык, студенты, учебные заведения.
В современных условиях развития образования все большее значение приобретает самостоятельная работа студентов. Она является неотъемлемой частью учебного процесса, способствующей развитию самостоятельности, ответственности и инициативности обучающихся.
Самостоятельная работа - это форма организации учебного процесса, при которой запланированные задачи выполняются студентом самостоятельно под методическим руководством преподавателя. Она может осуществляться как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. В современном образовательном процессе самостоятельная работа студентов занимает важное место, поскольку она способствует развитию навыков самообразования, критического мышления и самоорганизации. Самостоятельная работа позволяет студентам освоить материал на более глубоком уровне, а также применять полученные знания на практике.
Основная часть
1. Роль самостоятельной работы в обучении русскому языку Самостоятельная работа - это форма организации образовательного процесса, при которой студент самостоятельно выполняет определенные задачи, направленные на достижение поставленных целей обучения. При обучении русскому языку самостоятельная работа может включать в себя различные виды деятельности, такие как чтение и анализ текстов, составление конспектов, выполнение упражнений, подготовка докладов и презентаций, участие в дискуссиях и т.д.
2. Методы организации самостоятельной работы Для эффективной организации самостоятельной работы студентов необходимо использовать различные методы и подходы. К таким методам относятся:
• Разработка методических материалов: создание учебных пособий, методических рекомендаций, электронных ресурсов, которые помогут студентам лучше ориентироваться в материале и работать с ним самостоятельно.
• Обучение навыкам самостоятельной работы: проведение семинаров, мастер-классов, тренингов, направленных на развитие навыков самообразования и самоконтроля.
• Использование информационных технологий: применение компьютерных программ, онлайн-курсов, виртуальных лабораторий, которые позволят студентам работать с материалом в удобное для них время и в удобном темпе.
• Создание среды для совместной работы: организация сетевых сообществ, форумов, вебинаров, где студенты могут обмениваться опытом, обсуждать возникающие вопросы и получать поддержку от своих коллег и преподавателей.
Самостоятельная работа студентов имеет ряд преимуществ перед другими формами обучения. Во-первых, она позволяет студентам самостоятельно осваивать материал в удобном для них темпе и в соответствии со своими индивидуальными возможностями. Во-вторых, самостоятельная работа способствует развитию творческого потенциала студентов, их способности самостоятельно решать проблемы и находить новые подходы к решению задач. В-третьих, самостоятельная работа формирует у студентов привычку к труду, учит их планировать свою деятельность и рационально использовать время.
В обучении русскому языку в вузах самостоятельная работа используется для следующих целей:
1. Закрепление и углубление знаний, полученных на аудиторных занятиях;
2. Развитие языковых навыков и компетенций;
3. Подготовка к экзаменам и контрольным работам;
4. Самостоятельная работа над творческими проектами.
Для повышения эффективности самостоятельной работы студентов необходимо обеспечить ее целенаправленность, систематичность и индивидуализацию.
Целенаправленность самостоятельной работы обеспечивается четким определением ее целей и задач. Систематичность самостоятельной работы достигается ее регулярным выполнением в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Индивидуализация самостоятельной работы предполагает учет индивидуальных особенностей и возможностей каждого студента.
Таким образом, самостоятельная работа студентов при обучении русскому языку имеет большой потенциал для развития их профессиональных и личностных качеств. Грамотная организация самостоятельной работы и использование
различных методов и подходов позволяют студентам успешно осваивать материал и применять полученные знания в своей будущей профессиональной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Агапова, И. Н. Самостоятельная работа студентов в учебном процессе вуза / И. Н. Агапова, Т. И. Гладкова. - М.: Высшая школа, 2006. - 192 с.
2. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам / Н. Д. Гальскова. - М.: Академия, 2004. - 336 с.
3. Новиков, А. М. Самостоятельная работа студентов в системе современного образования / А. М. Новиков. - М.: Академия, 2007. - 232 с.
4. Методика преподавания русского языка в высшей школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В. Г. Костомаров, В. И. Максимов, И. П. Скрипник и др.]; под ред. В. И. Максимова. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
Nepesova H.
Senior Lecturer, Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat
Yagshymamedova O.
Student,
Turkmen State Institute of Economics and Management Turkmenistan, Ashgabat
POTENTIAL OF INDEPENDENT WORK WHEN TEACHING RUSSIAN LANGUAGE TO HIGHER EDUCATION STUDENTS
Abstract: The article examines the potential of independent work in teaching the Russian language to students of higher educational institutions. The author substantiates the need to organize students' independent work as an effective form of learning that contributes to the development of their language skills and competencies. The article presents the types of independent work used in teaching the Russian language at universities, as well as methods and techniques for its organization. The author emphasizes that in order to increase the effectiveness of independent work, it is necessary to ensure its focus, systematicity and individualization.
Key words: independent work, higher education, Russian language, students, educational institutions.