Научная статья на тему 'Потенциал самоорганизации основных типов права'

Потенциал самоорганизации основных типов права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРАВА / SYSTEM OF LAW / САМООРГАНИЗАЦИЯ / SELF-ORGANIZATION / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ОТРАСЛЬ ПРАВА / BRANCH OF LAW / ТИП ПРАВА / TYPE OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пышьева Елена Александровна

Обосновывается выделение типов права как относительно самостоятельных сфер его самоорганизации с присущими природе соответствующих общественных отношений особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of self-organization of the basic types of law

The article select the types of law as a relatively independent spheres of its self-organization with the inherent nature of the respective social relations features.

Текст научной работы на тему «Потенциал самоорганизации основных типов права»

УДК 34 ББК 67

ПОТЕНЦИАЛ САМООРГАНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ТИПОВ ПРАВА

ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА ПЫШЬЕВА,

адъюнкт кафедры теории государства и права Московского Университета МВД России Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства: история учений о праве и государстве

Научный руководитель: Кулакова Ю.Ю., кандидат юридических наук, доцент Рецензент: Мамонтов А.Г., кандидат юридических наук, доцент

E-mail: [email protected]

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Обосновывается выделение типов права как относительно самостоятельных сфер его самоорганизации с присущими природе соответствующих общественных отношений особенностями.

Ключевые слова: система права, самоорганизация, правовое регулирование, отрасль права, тип права.

Annotation. The article select the types of law as a relatively independent spheres of its self-organization with the inherent nature of the respective social relations features.

Keywords: the system of law, self-organization, legal regulation, the branch of law, the type of law.

Право в своей реальности — чрезвычайно сложное и многогранное явление, по-разному проявляющее себя в отдельных сферах общественной жизни. Особенности отношений, формирующих качественно однородные сферы общественной жизни, не могут не сказаться на процессах самоорганизации права в данных сферах.

Для получения наиболее полного представления об особенностях самоорганизации права как системы, обеспечивающей упорядоченность самых разных областей общественных отношений, необходимо обратиться к анализу особенностей самоорганизации права в отдельных сферах правовых отношений как элементах этой системы.

В юридической науке круг сфер общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования, охватывается различными отраслями права, объединяющими наиболее крупные, качественно однородные области общественных отношений.

Основы государственного и общественного строя, уголовное преследование, гражданские имущественные и связанные с ними личные неимуще-

ственные отношения, государственное управление становятся предметом исследования при изучении соответственно таких отраслей права, как конституционное, уголовное, гражданское и административное право.

Однако, изучение названных, а также иных отраслей права в большей или меньшей степени сводится к изучению юридической формы, в которой преимущественно существуют данные отрасли права в современном «развитом» праве. Это обстоятельство оставляет за рамками исследования регулирование составляющих предмет той или иной отрасли права общественных отношений, осуществляющееся посредством различных форм социального права.

В свою очередь, исследование права как самоорганизующейся системы предполагает анализ самоорганизующего потенциала права не только как системы установленных, формально определенных и санкционированных государством правил поведения, т.е. системы юридического права, но и как системы правил поведения, выработанных и поддерживаемых различными формами социального права.

В рамках существующих в современной юридической науке взглядов на соотношение отрасли права и отрасли законодательства1, в соответствии с которыми отрасль права признается не тождественной отрасли законодательства, на наш взгляд, задается верное направление для дальнейших исследований в данной области.

Однако, в своей характеристике отдельные отрасли права во многом совпадают с соответствующими отраслями законодательства. В результате, разграничение между собой отдельных отраслей права мало чем отличается от разграничения между собой соответствующих отраслей законодательства.

Причиной этого, по нашему мнению, является то обстоятельство, что выделяющиеся на сегодняшний день юридической наукой отраслевые характе-ристики2 не всегда позволяют провести сущностное различение отдельных отраслей права, поскольку не отражают в полной мере присущей конституционному, уголовному, гражданскому, административному праву природы и логики.

В итоге, очень часто говоря о какой-либо отрасли права ее специфический предмет расширяется до предмета регулирования соответствующей отрасли законодательства. В связи с этим в содержание предмета правового регулирования отрасли права допускаются отношения, которые по своей природе следовало бы отнести к предмету регулирования других отраслей права. Возникает проблема признания комплексных отраслей права, связанная, в первую очередь, с возрастающей качественной неоднородностью3 предмета правового регулирования современных отраслей права.

В связи с этим, при исследовании отдельных сфер правовых отношений, в которых право реализует свой потенциал самоорганизации, целесообразно рассмотреть в качестве таковых не отрасли права, а соответствующие типы права, в которых отражена сущность (природа и логика) правового регулирования в отдельных, относительно самостоятельных и качественно однородных сферах общественных отношений.

В данном случае под типом права мы понимаем качественное состояние права в отдельных институционализированных сферах общественных отношений, определяющееся проявлением в данных

сферах своеобразия природы (первоначального состояния) и логики правового регулирования (соответствующего типа мышления).

Природа права определенного типа отражает «определенный тип права в его первоначальной, так сказать, элементарной .. .форме, далеко (а иногда и не очень) отстоящей от современного его состояния и по развитости, и по времени»4.

В свою очередь, логика права определенного типа отражает «механизм, посредством которого природа права определенного типа проявляет себя непосредственным, закономерным и наиболее естественным образом»5.

Рассмотрим процесс самоорганизации права в отдельных, качественно однородных сферах правоотношений, т.е. собственно самоорганизующий потенциал отдельных типов права на примере исторически первых самоорганизовавшихся типов права — гражданском, уголовном и административном праве.

Прежде всего, следует отметить, что формирование гражданского, уголовного и административного типов права необходимо рассматривать как непосредственный итог процессов самоорганизации права, определивших разумные основания для регулирования общественных отношений в наиболее социально значимых сферах общественных отношений.

С точки зрения своей социальной природы, самоорганизация названных типов права выстраивается на основе одних и тех же процессов самоорганизации: формирования отдельных моделей правового поведения; формирования правовых практик, средств, способов, механизмов реализации права; институционализации формирующихся в обществе практик правомерного поведения в отдельных видах деятельности; развития отдельных форм негосударственного (социального) права и т.п.

Однако, справедливо полагать, что самоорганизация каждого из рассматриваемых типов права имеет свои особенности, обусловленные, в первую очередь, спецификой тех правовых отношений, которые выступают предметом регулирования соответствующих типов права, т.е. особенностями объекта (предмета) правового регулирования.

Кроме того, следует признать, что на самоорганизацию рассматриваемых типов права влияют сле-

дующие обстоятельства, обуславливающие особенности проявления самоорганизующего потенциала разных типов права:

ф разный субъектный состав правовых отношений в области разных типов права; ■Ф разная динамика (особенности возникновения, развития, изменения, прекращения) правовых отношений в области разных типов права; разная направленность правового регулирования в области разных типов права; ф особенности источников права, характерных для отдельных типов права и некоторые другие.

Итогом самоорганизации права в сфере вещных, обязательственных, личных, наследственных, семейных и т.п. правоотношений стало формирование гражданского права как самостоятельного типа права с присущими ему особенностями. При этом процессы самоорганизации права в сфере гражданского оборота исторически выстраивались на основе принципа координации, что объясняется равным в правовом (а с развитием юридической формы права — и в юридическом) отношении положением участников гражданских правоотношений, а также преимущественно регулятивной направленностью правового воздействия в сфере данного типа права.

При этом, «идеи самоорганизации особенно имманентны гражданско-правовым явлениям действительности. В отличие от общественных отношений, регулируемых публично-правовыми отраслями, где организатором является один из участников, нормы гражданского права воздействуют на отношения, участники которого являются равноправными соор-ганизаторами»6.

Вместе с тем, внутренний источник процессов самоорганизации в гражданском праве кроется в выражении субъектами гражданских правоотношений своей воли, свобода которой может выступить как организующим, так и дезорганизующим фактором по отношению к выстраиванию гражданских правоотношений.

В связи с этим, необходимо уточнить, что формирование и последующее развитие гражданских правоотношений как итог самоорганизации гражданского типа права основывается на свободном выражении воли равными по отношению друг к

другу субъектами права при условии их взаимной заинтересованности в эффективной реализации соответствующего правоотношения, убежденности в его полезности, разумности, целесообразности.

Однако, свободное выражение воли частными лицами само по себе не исключает возникновения правовых конфликтов, в связи с чем, в сфере гражданских правоотношений становится необходимым участие третьей стороны, выполняющей роль своеобразного арбитра в частном споре.

В данном случае, привлечение к участию в рассматриваемых правоотношениях такой стороны-арбитра, следует рассматривать не как негативный эффект самоорганизации в сфере гражданских правоотношений, а скорее как неизбежный элемент правоотношений в сфере гражданского оборота, в который оказывается вовлечен чрезвычайно широкий круг субъектов права, в связи с чем проблема согласования частных интересов становится особенно острой. Но поскольку возникновение конфликтных ситуаций в сфере гражданских правоотношений носит совершенно естественный характер, постольку право как самоорганизующаяся система таким же естественным образом вырабатывает и гражданско-правовые механизмы преодоления этих конфликтов, в том числе различного рода примирительные процедуры.

Обычно самоорганизация в любой сфере определяется как процесс, действующий «снизу», что может привести к ошибочному пониманию самоорганизации как процесса, выстраивающегося исключительно на основе координационных (горизонтальных) зависимостей.

Такой взгляд в принципе исключает возможность самоорганизации для тех типов права, в которых участники правовых отношений занимают по отношению друг к другу неравное положение, а правовые отношения выстраиваются преимущественно на основе императивного метода правового регулирования.

В действительности же, самоорганизация представляет собой процесс формирования наиболее рационального (и потому самовоспроизводящегося) для природы соответствующих общественных отношений порядка, принципы выстраивания зависимостей внутри которого могут носить не только горизонтальный, но и вертикальный характер.

В сфере права самоорганизация также может выстраиваться не только на основе горизонтальных зависимостей (как в области гражданского типа права), но и на основе вертикальных зависимостей, поскольку горизонтальные связи характеризуют природу не всех правовых отношений.

Такое понимание принципов самоорганизации права позволяет раскрыть самоорганизующий потенциал уголовного и административного типов права, в своей характеристике качественно отличных от гражданского права, прежде всего, по признаку преобладания в них вертикальных зависимостей между субъектами права.

Процессы самоорганизации в сфере уголовного права выстраиваются на основе асимметричных зависимостей, что требует пояснения. В данном случае асимметрию правовых отношений следует объяснять не столько противопоставлением правового положения, с одной стороны, лица, виновного в совершении преступления, а с другой стороны, государства, сколько центральной для всего уголовного процесса составляющей — правосудием, как самоорганизующимся в обществе правовым механизмом восстановления нарушенной преступлением «симметрии» связывающих членов общества правовых отношений.

Возникающая в связи с совершением преступления ситуация требует привлечения к ответственности виновных, их изоляции от общества, защиты потерпевшей стороны, восстановления социальной справедливости. Потребность в этом общественной системы объясняется тем, что все вышеназванное выступает залогом самосохранения общества, составляя его публичный интерес. Объективная потребность общества в удовлетворении интереса в самосохранении общественной системы становится основой процессов самоорганизации в сфере уголовного права.

Преступность, неизменно сопровождая общественную жизнь, вносит в последнюю деструктивные тенденции, и, несмотря на организуемую борьбу с преступностью, продолжает самовоспроизводиться обществом. В рамках общественной самоорганизации, самоорганизация уголовного типа права выступает в качестве процесса, призванного противостоять эскалации, взять под контроль самоорганизующиеся процессы кри-

минализации общественных отношений. Таким образом, самоорганизация уголовного права выступает своего рода «защитной реакцией» общества на разрушающе действующие на него, деструктивные по своей природе криминальные отношения.

Административное право как самостоятельный тип права сформировалось несколько позже гражданского и уголовного права, так как его самоорганизация была непосредственно связана с политической самоорганизацией общества, итогом которой стало формирование институтов государственной власти.

Задача обеспечения общественного порядка и иные организационные и управленческие проблемы решались в обществе и до появления специализированных государственных органов, несущих за это ответственность, но только с формированием государственного аппарата появилась потребность в детальном правовом регулировании компетенций, полномочий и других внутриорганизационных вопросов специализированного механизма (аппарата) управления обществом. Именно эти вопросы государственного управления и составили специфический круг общественных отношений, по поводу которых стали формироваться процессы самоорганизации права, приведшие к появлению административного типа права с присущими ему особенностями.

Самоорганизации административного права присуща тесная связь процессов самоорганизации права с процессами политической самоорганизации общества, что обнаруживает сходство административного права с характеристикой юридической формы права. Это обстоятельство является неслучайным, так как именно административное право самым тесным образом связано с вопросами государственного строительства, и соответственно, наиболее естественной формой внешнего выражения административного типа права является юридическое право.

Несмотря на то, что характерный для сферы административного права принцип субординации не принято связывать со сферой самоорганизации; в рамках самоорганизации в сфере государственного управления требования субординации носят естественный для внутриорганизационных отношений

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

характер. Поэтому самоорганизация права, построенная на основе принципа субординации, в данном случае является наиболее рациональным и целесообразным способом упорядочения общественных отношений.

Установленные выше некоторые особенности самоорганизации разных типов права являются неслучайными и зависят, в первую очередь, от природы общественных отношений в соответствующей сфере, требующей своего упорядочения на основе тех или иных принципов.

Самоорганизация права в каждом из рассмотренных типов права предстает как процесс естественного отбора наиболее рационального, разумного и целесообразного для природы соответствующих общественных отношений правового порядка. При этом самоорганизация права не исключает вертикальных, ассиметричных и субординационных зависимостей в правовом регулировании, если соответствующие зависимости по отношению к данной сфере в праве носят естественный характер.

Неоднородные в свой характеристике процессы самоорганизации в различных типах права формируют сложную систему правового регулирования,

в которой процессы самоорганизации права в качественно однородных сферах общественных отношений взаимно дополняют друг друга, выступая элементами единого механизма правового регулирования.

1 См., напр.: Байтин М.И., Петров Д.Е. Соотношение отрасли права и отрасли законодательства // Правоведение. № 4. С. 29— 40; Керимов Д.А. Система права и систематизация законодательства // Право и образование. 2003. № 1. С. 7—28; Паулов П.А. Соотношение системы законодательства и системы права // Вопросы экономики и права. 2012. № 3. С. 30—34; Шминке А.Д. Проблема соотношения системы права и системы законодательства: исторический опыт // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 2. С. 27—31.

2 См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. М., 1972; Раз-уваев Н.В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права // Правоведение. 2002. № 3 (242). С. 31—55; Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., 1976 и др.

3 См. подробнее: Лановая Г.М. Качественная характеристика современного административного права // Административное и муниципальное право. 2012. №8. С. 9—13; Лановая Г.М. Проблема соответствия отраслей права его типам // История государства и права. 2012. № 21. С. 26—28.

4 Малахов В.П. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории: монография / В.П. Малахов, Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. С. 344.

5 Там же.

6 Юренкова О.С. Самоорганизационные начала в гражданском праве // Гражданское право. 2012. № 4. С. 22.

Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. В.Я. Кикотя, П.И. Кононова, Н.В. Румянцева. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 759 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).

В учебнике предложено оригинальное видение предмета административного права, механизма административно-правового регулирования общественных отношений, во многом отличающееся от стереотипов, сложившихся в административно-правовой науке в течение многих десятилетий. Особое внимание уделено таким малоизученным вопросам административного права, как особенности административно-правового статуса организаций (в том числе государственных учреждений, должностных лиц), основы правоохранительной службы, административно-правовые действия, методы осуществления административной деятельности, основы теории административно-публичного обеспечения безопасности.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений юридического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.