Научная статья на тему 'Потенциал проектно-ориентированного обучения для формирования знаний, умений и компетенций у экипажей космонавтов'

Потенциал проектно-ориентированного обучения для формирования знаний, умений и компетенций у экипажей космонавтов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / ПОДГОТОВКА ЭКИПАЖЕЙ МКС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клинков С.В.

Одной из основных задач для обеспечения прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, для ее вхождения в число пяти крупнейших экономик мира [1, с. 1-2], обеспечения темпов социально-экономического развития выше мировых показателей при сохранении макроэкономической стабильности является задача обеспечения существующих и развивающихся отраслей экономики высококвалифицированными кадрами. Работа по решению этой задачи должна быть ориентирована на удовлетворение потребности в кадрах в кратчайшие сроки. Это повышает требования как к существующим, так и к перспективным методикам и практикам подготовки кадров на всех уровнях системы образования РФ, подразумевает наличие тщательного и обдуманного подхода при выборе новых, инновационных подходов по формированию профессиональных компетенций у кадрового состава российской экономики, а также создания системы обеспечения наличия кадрового резерва. В связи с этим можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в рассмотрении методики проектно-ориентированного обучения на примере подготовки экипажей к полетам в космос в рамках международного долгосрочного проекта Международной Космической Станции. Подготовка экипажей к полету на Международную Космическую Станцию выбрана в качестве объекта изучения в рамках обозначенной проблемы, так как являет собой совокупность западноевропейской, российской, азиатской образовательных школ. Это характеризует сложившуюся систему подготовки как ориентированную на интеграцию различных методических подходов в рамках единого проекта, реализуемого при поддержке стран с разным уровнем инженерно-технического и социально-экономического развития, а также с различными подходами в образовательных системах в период глобализации практически всех сфер межгосударственного сотрудничества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клинков С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал проектно-ориентированного обучения для формирования знаний, умений и компетенций у экипажей космонавтов»

УДК 331.552

ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И КОМПЕТЕНЦИЙ У ЭКИПАЖЕЙ КОСМОНАВТОВ

С.В. Клинков

Аннотация. Одной из основных задач для обеспечения прорывного научно-технологического и социально-экономического развития РФ, для ее вхождения в число пяти крупнейших экономик мира [1, с. 1-2], обеспечения темпов социально-экономического развития выше мировых показателей при сохранении макроэкономической стабильности является задача обеспечения существующих и развивающихся отраслей экономики высококвалифицированными кадрами. Работа по решению этой задачи должна быть ориентирована на удовлетворение потребности в кадрах в кратчайшие сроки. Это повышает требования как к существующим, так и к перспективным методикам и практикам подготовки кадров на всех уровнях системы образования РФ, подразумевает наличие тщательного и обдуманного подхода при выборе новых, инновационных подходов по формированию профессиональных компетенций у кадрового состава российской экономики, а также создания системы обеспечения наличия кадрового резерва. В связи с этим можно сформулировать цель настоящей статьи, которая заключается в рассмотрении методики проектно-ориентированного обучения на примере подготовки экипажей к полетам в космос в рамках международного долгосрочного проекта Международной Космической Станции. Подготовка экипажей к полету на Международную Космическую Станцию выбрана в качестве объекта изучения в рамках обозначенной проблемы, так как являет собой совокупность западноевропейской, российской, азиатской образовательных школ. Это характеризует сложившуюся систему подготовки как ориентированную на интеграцию различных методических подходов в рамках единого проекта, реализуемого при поддержке стран с разным уровнем инженерно-технического и социально-экономического развития, а также с различными подходами в образовательных системах в период глобализации практически всех сфер межгосударственного сотрудничества.

Ключевые слова: подготовка кадров, проектно-ориентированное обучение, глобализация, методика обучения, подготовка экипажей МКС.

POTENTIAL OF PROJECT BASED LEARNING TO DEVELOP KNOWLEDGE, SKILLS AND COMPETENCES TO THE CREWS OF COSMONAUTS

S.V. Klinkov

Abstract. One on the main tasks to grant breakthrough science-technology and socioeconomic development of Russian Federation to get it onboard the top five

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

leading economics of the world, to maintain socioeconomic growth-rate higher then worldwide economic growth-rates saving at the same time macroeconomic stability is the task to equip the existing economic sectors and the developing ones by the highly skilled cadre. To resolve this task the on-going work has to be oriented to meet the needs in cadres as soon as possible. It elevates the requirements to the existing teaching methods as well as to the advanced methods and practices to train cadres at all levels of the educational system of the Russian Federation; it assumes existence of the attentive and thoughtful attitude in selection of the new, innovative approaches to form the professional competences for cadres of the Russian economy in parallel with the foundation of the talent development pool. Within this context it is reasonable to phrase the goal of the article as to review the project-oriented learning being used to train crews to fly into space under the International Space Station Program (ISSP). Crews training to fly them to the ISS is selected as the study object because it represents the synergy of West European, Russian and Asian educational schools. It characterizes the crews training system as oriented towards the integration of different teaching methods under the umbrella of one project carried out and supported by the countries with a different level of engineering-technical and socioeconomic development as well as with a different attitudes in the educational systems when globalization is present in all sectors of international cooperation.

Keywords: to train cadre, project-based learning, globalization, teaching method, ISS crews training.

В настоящее время количество информации о реализации программ подготовки специалистов для полетов в космос в РФ ограничено. Одна из причин этого кроется в том, что до 2012 г. отбор кандидатов носил так называемый «закрытый» характер, являясь по сути «отраслевым». Ситуация кардинально изменилась в 2012 г. при проведении первого открытого набора в отряд космонавтов [4]. Это не только дало шанс стать космонавтом любому гражданину РФ, удовлетворяющему требованиям, предъявляемым к кандидату. Появилась возможность получить доступ к системе подготовки космонавтов, которая имеет одну уникальную черту, отсутствующую в любой другой образовательной системе - космонавт, прошедший все этапы подготовки, после выпускного квалификационного экзамена допускается к самостоятельному управлению объектом изучения - комплексу систем космического корабля.

К сожалению, «профильных» вузов для обучения будущих космонавтов пока нет, но Роскосмос ведет продуктивную, ориентированную на потребности проектов отрасли в кадрах работу с МГТУ им. Баумана, МАИ, факультетом космических исследований

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

МГУ им. М.В. Ломоносова [4]. В структуре Роскосмоса есть и своя организация, которая является основной кузницей кадров в рамках российских и международных пилотируемых проектов в космосе. Это Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина» (ФГБУ ЦПК им. Ю.А. Гагарина) [6].

В настоящее время наиболее известным из проектов в сфере пилотируемых полетов в космос является проект Международной Космической Станции (МКС). Опыт, накопленный при подготовке космонавтов и астронавтов к колетам в составе экипажей к МКС, является уникальным по ряду причин:

- подготовка носит не дисциплинарный, а комплексный подход;

- подготовка ориентирована на выпуск оператора, готового к самостоятельной работе с объектом изучения сразу после прохождения выпускного квалификационного испытания;

- подготовка носит непрерывный характер в рамках одного проекта;

- подготовка реализуется единой командой специалистов из разных стран;

- подготовка реализуется на тренажных базах стран участниц проекта МКС по единым согласованным стандартам.

Прежде чем говорить о подготовке к полету на МКС, стоит понять, какие этапы подготовки необходимо пройти кандидату до того, как он приступит к подготовке в составе экипажа МКС. На сайте ФГБУ ЦПК им. Ю.А. Гагарина подготовка космонавтов определена как «комплекс мероприятий, направленных на формирование и поддержание у космонавтов совокупности определенных знаний, навыков и умений, необходимых для надежного и безопасного выполнения программы космического полета и составляющих основу квалификации космонавта» [5]. Как видно из этого определения, категория профессиональных компетенций, на которую сейчас ориентированы образовательные программы российских вузов, не представлена при определении квалификации космонавта. Длительность подготовки к полету во временном выражении не имеет четких границ. Согласно словам первого заместителя начальника Центра подготовки космонавтов, летчика-космонавта, Героя России Юрия Маленченко, подготовка к космическому полету может занимать до 15 лет [4]. Это огромный временной промежуток, в течение

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

которого космонавт считается «не имеющим опыта полета». Это означает постоянное финансирование подготовки космонавта для поддержания совокупности сформированных у него знаний, навыков и умений без их практического применения в условиях космического полета, на выполнение которого ориентирован весь процесс подготовки. Открытие доступа к системе подготовки космонавтов для профильных вузов, обмен опытом по использованию различных образовательных методик между методистами ЦПК и представителями образовательной среды в РФ и за рубежом, содержит в себе высокий потенциал по сокращению сроков на подготовку к космическому полету, что может иметь ряд положительных факторов, таких как:

- омоложение профессии;

- более продолжительное пребывание в профессии;

- формирование не только качественного, но и количественного кадрового резерва среди профессиональных космонавтов;

- формирование в процессе подготовки устойчивой связи между совокупностью знаний, умений и навыков и их практической значимостью при выполнении программы полета;

- сокращение бюджетных расходов на подготовку к полету.

В настоящее время полный цикл подготовки к полету состоит из четырех этапов [6]:

1. Первый этап состоит из общекосмической подготовка кандидатов в космонавты.

2. Второй этап состоит из подготовки космонавтов в составе групп специализации и совершенствования по типам пилотируемых космических аппаратов (далее - ПКА) или направлениям специализации.

3. Третий этап состоит из подготовки космонавтов в составе утвержденных экипажей к конкретному полету на ПКА.

4. Четвертый этап состоит из подготовки экипажей на борту ПКА в процессе космического полета.

При этом первый и второй этапы имеют определенную гибкость в отношении времени, отводимого для достижения поставленных перед процессом подготовки целей. Сроки могут зависеть как от внешних факторов (существующие виды ПКА, перспективные ПКА и доступность информации по ним, целевые проекты в рамках

<4Ь

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

российской и международных пилотируемых программ, др.), так и от внутренних, к которым следует отнести учебно-методическую базу, уровень квалификации инструкторского состава, а также личностные качества обучаемого. К последним, прежде всего, следует отнести его способность к изучению большого количества материала из разнообразных сфер (инженерно-техническая подготовка, подготовка по научно-прикладным дисциплинам, медико-биологическая подготовка, подготовка к внекорабельной деятельности, подготовка к действиям при посадке в экстремальных условиях различных климатографических зон, психологическая и гуманитарная подготовка). Эти два этапа характерны в основном для российских космонавтов. Это одна из причин тяготения к проведению подготовки на этих этапах с малым использованием перспективных методик обучения.

Третий и четвертый этапы подготовки за последние 10 лет наиболее тесно связаны с подготовкой международных экипажей к полетам на МКС на российских транспортных кораблях «Союз». Временной фактор на этих этапах регламентируется жестче, что обусловлено привязкой к непрерывно выполняемой работе на борту МКС. Многие временные и качественные критерии программ подготовки являются примером совместной работы специалистов разных стран.

На протяжении всего времени существования проекта МКС велась непрерывная работа по оптимизации соотношения времени, отводимого на подготовку, к повышению ее ориентированности на выполнение задач программы подготовки без временных затрат на подготовку на борту. Одной из ключевых задач этих усилий была задача по сокращению времени, отводимого на обучение на базах стран-участниц проекта МКС. Одним из важных исходов решения данной задачи являлось сокращение финансовых затрат на обеспечение подготовки, обеспечение международных перелетов к местам проведения подготовки и размещения там, сокращение всех видов командировочных расходов. Согласно Приказа Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 30 октября 2017 г. N° 382 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на выполнение работ федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина"» [2], нормативные

<4Ь

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

затраты на командировочные расходы космонавтов и работников центра, принимающих непосредственное участие в подготовке космонавтов, при проведении тренировочных сессий в космических агентствах США, Канады, Европы и Японии (NKOmtpc) определяются по формуле:

N = т х (N х I + 5 ) + s х (N х I + 5 ),

комтрс 4 комк пер' 4 комс пер'7

N - нормативные затраты на расходы, покрывающие один день пребывания космонавта в командировке при проведении тренировочных сессий, включая суточные, расходы на проживание, страхование, аренду автомобиля;

N - нормативные затраты на расходы, покрывающие один день пребывания работника центра в командировке при проведении тренировочных сессий, включающие суточные и расходы на проживание;

8пер - нормативные затраты на оплату перелета космонавта и работника центра к месту командирования и обратно;

т - численность космонавтов, принимающих участие в тренировочных сессиях; 5 - численность работников центра, принимающих участие в тренировочных сессиях;

I - количество дней командирования.

Очевидно, что при реализации международных проектов, подобных МКС, полностью уйти от командировочных расходов не получится, но изучение потенциала их снижения - тема, заслуживающая внимания. Основными показателями, которые повлияют на размер экономии, являются переменные (т), (5) и (I).

Для соблюдения баланса между наращиванием потенциала использования инновационных подходов при подготовке космонавтов в противовес снижения расходов на прохождение обучения в странах-партнерах, стоит провести оценку затрат на обучение работников на курсах повышения квалификации (N6), определяемых в соответствии с заключенными (планируемыми к заключению) договорами по формуле:

^ = У х 5

у - количество обучаемых; 5 - средняя стоимость обучения.

А также, например, оценить затраты на приобретение специализированного программного обеспечения (^,по), которое устанав-

МОСКОВСКИМ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИИ УНИВЕРСИТЕТ

ливается дополнительно к базовому и необходимо для разработки материалов учебных пособий, создания и ведения баз данных, выполнения работ в рамках подготовки космонавтов, определяются по формуле:

N = к х С,

спо

где:

к - количество приобретенных компьютеров;

С - средняя стоимость приобретения специализированного программного обеспечения

И затраты на приобретение периодических изданий (газет, журналов) определяются на основе перечня периодических изданий и действующих цен на подписку по формуле:

N = к х С,

пи 7

где:

к - количество изданий; С - средняя стоимость одного издания.

Сравнение затрат на командировочные расходы космонавтов и работников Центра N с совокупными затратами на обучение

г 1 г комтрс ¿г J

работников на курсах повышения квалификации (^б), затратами на приобретение специализированного программного обеспечения (N^0), затратами на приобретение периодических изданий (газет, журналов) (^и), продемонстрирует экономический эффект от инвестиций в повышение качества кадрового состава.

Работа в этом направлении ведется. Согласно слов начальника ЦПК им. Ю.А. Гагарина, заслуженного летчика-испытателя РФ, Героя России Павла Власова [3], подготовлена программа перспективного развития центра до 2022 г., в которую заложено внедрение современных технологий на всех уровнях подготовки космонавтов, а также совершенствование методик преподавания. Все эти начинания подкреплены новым подходом в организации научной деятельности в ЦПК. Каждое из управлений Центра является научно-исследовательским и испытательным. Управление научной деятельности подчинено первому заместителя начальника Центра по организации деятельности и инновационному развитию. Он фактически руководит деятельностью всех научных подразделений, то есть отвечает не просто за науку, а и за ее внедрение. Это также

<jb

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

способствует восстановлению связи науки в Центре с теми процессами, которые идут в ракетно-космической отрасли, повышает уровень участия сотрудников Центра в проектах, связанных с пилотируемой космонавтикой. Эти реформы направлены на становление Центра в роли полноценного участника отраслевых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [3].

Таким образом, можно сделать вывод, что повышение эффективности подготовки посредством совершенствования методик преподавания, внедрением современных технологий обучения на всех уровнях подготовки космонавтов имеет прямую связь с затратами, отводимыми на реализацию подготовки и ее административно-логистического сопровождения. Другими словами, имеет экономический эффект.

Описанный подход повышения качества подготовки специалистов в космической отрасли в рамках программы пилотируемых полетов демонстрирует потенциал по подготовке кадров в других отраслях для реализации крупных национальных и международных проектов, а также имеет потенциал к снижению финансовых затрат в рамках ограничения доступа к заемным средствам на международных рынках. В этой связи современный подход по формированию знаний, навыков и компетенций с привлечением современных методик обучения, к которым относится проектно-ориентирован-ная деятельность обучаемого, заслуживает внимания экспертного сообщества как одного из способов исполнения майских указов Президента РФ по обеспечению существующих и развивающихся отраслей экономики высококвалифицированными кадрами.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N° 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «Гарант». URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (дата обращения: 23.02.2019).

2. Приказ Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» от 30 октября 2017 г. № 382 «Об утверждении Порядка определения нормативных затрат на выполнение работ федеральным государственным бюджетным учреждением "Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина"», Зарегистрирован в Минюсте России 27 декабря 2017 г. № 49466 // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71745542/

cjb

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

(дата обращения: 23.02.2019).

3. Власов П.Н. Планируем готовить космонавтов к посадке на луну и марс. URL: https://www.roscosmos.ru/24905/ (дата обращения: 26.02.2019).

4. Недкова К. Как стать космонавтом. Требования. Подготовка. Перспективы. URL: https://tass.ru/spec/stat_kosmonavtom (дата обращения: 23.02.2019).

5. Маленченко Ю.И. Севастьянов С. Подготовка космонавтов к полету может занимать до 15 лет. URL: https://tass.ru/kosmos/4103151 (дата обращения: 20.02.2019).

6. Подготовка космонавтов в центре. URL: http://www.gctc.ru/main. php?id=117 (дата обращения: 26.02.2019).

С.В. Клинков

аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Е-mail: sergey_klin@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.