Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА'

ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
272
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЮРИСТА / СОВЕСТЬ / УБЕЖДЕНИЕ / ЗЛО / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Грибакина Эльвира Николаевна

В статье предлагаются новые подходы в преподавании курса профессиональной этики юриста: ввести темы зло как составляющая морали, критерии зла, профессионально-этические модели деятельности следователя, расследующего уголовные дела, матрица этического знания, методика написания эссе и др.`

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL OF TEACHING PROFESSIONAL ETHICS FOR LAWYERS

The paper proposes new approaches to teaching the course of lawyer’s professional ethics: to introduce such topics as evil as a component of morality, criteria of evil, professional and ethical models of criminal investigator’s activity, ethical knowledge matrix, essay-writing technique, etc.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ЮРИСТА»

УДК 37.01

DOI 10.34823/SGZ.2022.3.51824

ГРИБАКИНА Эльвира Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии, профессор Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева (Екатеринбург) E-mail: phil@usla.ru

Потенциал преподавания профессиональной этики юриста

В статье предлагаются новые подходы в преподавании курса профессиональной этики юриста: ввести темы зло как составляющая морали, критерии зла, профессионально-этические модели деятельности следователя, расследующего уголовные дела, матрица этического знания, методика написания эссе и др.

Ключевые слова: этика, профессиональная этика юриста, совесть, убеждение, зло, профессионально-этические проблемы.

Актуальность изучения студентами профессиональной этики юриста требует не только совершенствования содержания этого курса, но и решения ряда организационных и методических задач.

Необходимо четкое установление соотношения вопросов общей этики, профессиональной этики и наконец, профессиональной этики юриста. Считаю неверным существование такого положения, когда 60-80% материала отводится общим вопросам морали. Спорным, на наш взгляд, является и название самого курса: «Профессиональная этика», закрепленного в учебно-методических документах, потому, что профессиональная этика и профессиональная этика юриста имеют разное содержание.

Известно, что слабое место в преподавании курса «Профессиональная этика юриста» - это неразработанность специальной части дисциплины, где речь идет об этике следователя, прокурора, судьи. Дальнейших исследований требуют: этика осмотра места происшествия, этические тонкости допроса подозреваемого, нравственные требования к прокурорской деятельности. В этой части имеется огромный по-

тенциал для творчества, инноваций. Нетрадиционные подходы по темам курса можно обнаружить, анализируя, в частности, художественную литературу о юридической жизни. Так, например, книга А. Кивинова «Кошмар на улице стачек» позволяет на богатом практическом материале показать профессионально-этические особенности работы следователя со свидетелем-соучастником преступления, а знакомство с дневниками русского гения уголовного сыска И.Д. Путилина делает возможным познакомить студентов с профессионально-этическими моделями деятельности следователя. Книга Л.Я. Драпкина «Страницы из дневника следователя» акцентирует внимание на роли интуиции при выборе нравственной альтернативы поведения [2; 216

Что касается общих вопросов морали, то и здесь необходимы смелые решения, которые помогут неожиданно повернуть традиционное изложение материала. Например, известно, что среди следователей, помощников прокурора, судей и т.д. не так уж редки психические расстройства, самоубийства и др. Преподаватель не может уходить от этих вопросов. Следует предостеречь молодое поколение от индивидуальных ошибок, т.к. по своему психическому складу, особенностям восприятия жизни не каждый может выполнять функции следователя. И здесь в известной степени помогут такие темы как «Темное и светлое восприятие жизни», «Зло как составляющая морали», которые пока не включены в официальный тематический курс.

Золотухина-Аболина Е.В. в учебнике «Современная этика» обратила внимание на то, что вопрос о темном и светлом восприятии жизни никогда не был чисто психологическим, а всегда выступал как мировоззренческий и этический, ибо минорное, страдательное, мученическое отношение к реальности делает человека глубоко несчастным, в то время как радостный, оптимистический, мажорный взгляд позволяет ему чувствовать себя бытийно счастливым и уверенным даже при больших объективных трудностях [4; ^ 369].

Слушая учебную лекцию, студент настроен не только понять, что значит быть честным, добрым, что такое профессиональный долг, объективность, беспристрастность, но он нуждается в практических рекомендациях, которые можно применить в конкретных жизненных ситуациях с целью поступить нравственно, или ориентироваться в том, как изменить себя, чтобы сформировать необходимые для юридической профессии черты личности.

Лекция на тему «Дисгармония темного и светлого восприятия жизни» раскрывает в частности вопрос о ложных установках сознания, которые ведут человека к темному восприятию реальности.

Ложные установки сознания, ведущие к темному восприятию жизни, необходимо знать любому человеку, а для юриста, который чаще других сталкивается в процессе работы с преступлениями, правонарушениями, аморальным поведением крайне актуально не просто их знать. Важно пытаться преодолевать, а главное постоянно корректировать темное на светлое восприятие жизни. Сегодня это звучит для них как нравственная норма-закон, если мы хотим сохранить людей-профессионалов для полиции, следственного комитета, суда и т.п.

Особого отношения требует тема: «Зло как составляющая морали» [1; С.129-144]. Нельзя, на наш взгляд, сводить этику к моральному учению о добре. Названная тема позволяет студенту увидеть сложную диалектику добра и зла, а главное учиться преодолевать риски, связанные с особенностями зла. Возможно, названную лекцию следует включить в модуль 1 рабочей программы по названной дисциплине.

Прежде всего молодого человека «подстерегает» изначальная слитность, неразъемность добра и зла. Понятно, что для различения добра и зла, необходим известный уровень образования, жизненный опыт, гуманная атмосфера в семье, учебном коллективе и т.д. и в целом по стране. Социальная практика убеждает в том, что добро может принимать форму зла, а зло нередко выглядит как добро.

В предлагаемой теме студент может познакомиться с биологическим и социальным критериями зла. Первый касается главного достояния индивида - продолжительности его жизни. Теряются качества, свойства человеческого рода, бессмысленно преждевременно гибнут многие миллионы людей.

Социальный критерий зла сводится к деградации личности, когда размываются границы дозволенного и запрещенного, исчезает или ослабляется система ценностей, общество хаотизируется.

В учебных классах юридического вуза актуально обсуждение вопроса об ответственности за нарушение норм морали, за девиантное содержание нравственности как формы проявления зла. В общественном мнении прочно укоренилось убеждение в том, что за отступление от моральных требований достаточно коллективного порицания в виде негативной оценки, которую человек должен сам осознать, принять

внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. При этом имеет значение не просто факт чьей-либо эмоционально-волевой реакции (возмущения или похвалы), но соответствие оценки общим принципам [3; ^ 387]. Но есть и другая точка зрения. Например, утверждается, что наказание за нарушение морали является более фундаментальным, чем уголовное воздействие. Оно выходит на биологические изменения в человеческом существовании, развертывает законы агрессивных или дружественных отношений между людьми.

В ходе противоборства рассматриваемых точек зрения на наказание за нарушение морали анализируются аргументы за и против, у студента реально появится научный интерес, который определит его статус ученого и в дальнейшем реализуется возможность исследовать калейдоскоп судеб конкретных людей в связи с их нравственной или безнравственной деятельностью. Знакомство с законами зла позволит освоить модели его смягчения в действиях отдельных индивидов, или коллективов, в деятельности государства.

Следует обратить внимание на некоторые запреты и разрешения, оказавшиеся в учебно-методических документах. Имеется в виду, прежде всего, требование о том, что при проведении контрольного тестирования на потоке, студент не должен пользоваться учебником, материалами лекций, гад-жетами и другими источниками информации. Возникает вопрос, как преподаватель может выполнить это требование на потоке, где 5-9 групп? Реализовать его в принципе невозможно. Но тогда подрывается авторитет учебной дисциплины, т.к. есть возможность списать правильный ответ, идет скрытое коллективное обсуждение вариантов решения теста, имеют место циничные реплики и улыбки студентов по поводу так называемых «контрольных». Уход от прямого запрета в последних изданиях РПД и указание на то, что можно пользоваться нормативными материалами не изменяет ситуацию, она остается по умолчанию. Не решен вопрос о том, какой тест для заполнения представить студенту, если он набрал менее трети предусмотренных баллов и переписывает тестирование в рамках консультаций. Считаю, что если студент пропустил тестирование на занятии по неуважительной причине, то просьбу принять тестирование на консультации следует оставить без удовлетворения, в целях предупреждения массовых пропусков на контрольном мероприятии.

В процессе становления новых форм преподавания возникло опасное для качества подготовки специалиста противоречие. Речь идет о том, что доценты, профессора обязаны в год опубликовать в журналах, утвержденных в ВАК, по 2-3 статьи научных работ. В то же время идеи из них, а также находки, изыскания, нетрадиционные точки зрения, темы нельзя включать в содержание лекций, семинаров, потому что они не предусмотрены учебно-методической документацией. Кроме того, исчезла возможность читать авторские курсы лекций.

А между тем профессиональную этику юриста делают инновационной, наиболее интересной, выигрышной, дают социализирующий эффект профессионально-этические проблемы. Если взять, например, следственную деятельность, то рассматривая нравственное содержание проблемы «Отношение государства к следователю» можно использовать исторический и современный фактический материал, анализ проблемы «Качества выполнения следователем своего профессионального долга» легко проиллюстрировать статистическими и социологическими данными. Профессионально-этическую проблему «Критериев неправового юридического закона» невозможно переоценить по ее значению для судеб миллионов людей в нашей стране, показать на примерах изучения материалов, решений, публикуемых Конституционным судом РФ в его Ведомостях. Своего внимания требует проблема «субъективного произвола следователя», которая связана с выявлением форм такого произвола, появляющегося там, где статусные требования к личности следователя и его деятельность не урегулированы законом. Проблема «Независимость следователя как юридическая фикция» дает возможность понять пути изменения сложившейся ситуации.

Анализ профессионально-этических проблем необходим по всем темам курса. Это, если так можно сказать, «высший пилотаж» этики юриста, без которого она «вянет», становится умозрительно-описательной и далекой от жизни. Вот почему научные находки преподавателей, нерешенные вопросы этической науки и практики, вошедшие в поле зрения обсуждений на лекциях и семинарах должны иметь учебно-методический вес.

Зорькин В. - известный юрист, председатель Конституционного суда РФ, осмысливая процессы модернизации, и в частности создания кардинально нового юридического права как отшлифованной до блеска рациональности, подчеркивает следующую мысль: «Нужно дать себе отчет в том, что мы

осуществляем правоприменение в условиях необходимости сосуществования двух правовых систем - формальной и неформальной» [5; С. 122]. Он призывает отказаться от тотальности юридического позитивизма, называемого им юридическим экстремизмом [5; С. 24]. Нужно еще расшифровать это положение применительно, например, к профессиональной этике юриста, рассматривая в частности, такие центральные категории в деятельности судьи, как совесть и убеждение, которыми судья должен руководствоваться при принятии решений. Данное положение сегодня интерпретируется как центральный моральный принцип, абсолютная ценность. Отказ от «юридического экстремизма», вероятно, означает критически посмотреть и на эти категории.

Дело в том, что обязанности судьи, принимающего решение по любому делу, руководствоваться совестью и внутренним убеждением реально «работает» только в социально однородном обществе, в котором фундаментальные ценностные ориентации населения совпадают, т.е. содержание совести и убеждений тождественны у разных категорий граждан. В социально поляризованном обществе у судей, как правило, элитарная установка. Неслучайно, российская Фемида как символ правосудия не имеет повязки на глазах: она видит, кого она судит. В зависимости от социального статуса подсудимого у судьи проявляются разные грани совести и убеждений. На наш взгляд, данное противоречие, сложившееся в нашем обществе за последние десятилетия может привлечь внимание студентов как тема их научной работы. Юношеская жажда справедливости, особенно у выходцев из социальных низов, подкрепляет этот интерес.

Опыт показывает, что студенты затрудняются представить общую картину учебной дисциплины, не всегда улавливают взаимосвязь тем. Раскрывая тот или иной вопрос, не имеют перед собой палитры рассуждений, поэтому возникла потребность на первой же лекции познакомить их со структурой данного курса.

Считаем, что возможно творческое осмысление, например, вопроса о профессионально-этических моделях поведения следователя при раскрытии уголовных дел. Это не только новая тема, но и сами модели нами сформулированы впервые. Так, предлагается модель № 1 «Спасения подследственного». Суть ее: следователь стоит перед фактом запирательства подозреваемых. Обнаружив, что один из них имеет

некоторое образование и способен к психологическому порыву, если задеть его самолюбие, приступает к «окончательному допросу». Заняв позицию обыкновенного человека, (а не устрашающего чиновника) следователь в спокойной, доброжелательной манере объясняет подозреваемому о возможности замены, например, военно-полевого суда на гражданский суд, если цель политического убийства на самом деле отсутствовала. Применяя в нужные моменты равнодушный тон, заботу о душевных переживаниях подозреваемого, следователь получает признательный рассказ о том, как было совершено преступление.

Модель № 2 «Признание ошибки». Следователь понимает, что с самого начала работал по ложной версии, при оправдании судом задержанных становится уязвленным его самолюбие, не дает покоя тот факт, что убийца на свободе. Понимает свою ошибку и начинает ее исправлять. После суда продолжает поиск убийцы по этому делу. Тайный агент по заданию следователя выходит на след кормилицы, работавшей ранее в доме убитых. У бывшей «кормилицы» обнаруживают нечеловеческую силу и вещи убиенных.

Модель № 3 «Тактика доброй услуги». Суть этой модели поведения: следователь устраивает побег сожительнице подозреваемого из камеры предварительного заключения, разрабатывает и реализует схему действий агента и устанавливает место хранения денег, о наличии которых отрицает обвиняемый. В данной модели тесно переплетаются тактика следственной работы и этическое. Последнее представлено как средство этой работы. Устройство побега - вид «перевернутой» доброты, добрая услуга ради целей следствия.

Выделение и описание профессионально-этических моделей поведения следователя возможно при знакомстве с оконченными и сданными в архив уголовными делами конкретного следователя. Что крайне необходимо в целях развития учебного курса «Профессиональная этика юриста». Интерес у студентов вызывают особенности моральных требований при работе с каждым типом свидетелей.

Сложная ситуация возникает при работе следователя со свидетелем-соучастником преступления. Такой свидетель может «запираться» продолжительное время.

На практике нередко у следователя возникает соблазн применить обман. Яркие примеры следственной практики можно использовать из художественной литературы.

В заключении хочу обратить внимание на возможность предложить студентам (магистрантам) выполнить задание на 12 баллов - написать эссе. В рабочей программе дисциплины даются условия оформления работы этого вида (допустим 5 страниц отпечатанного текста и т.п.). Далее рекомендуется тематика эссе. Получаются интересные тексты с просьбой реализации требований «индивидуального подхода», в частности, по теме: «Этический кодекс моей студенческой группы». Такое эссе может быть выполнимо в виде рассказа, или даже у юристов с использованием элементов состава статьи из уголовного кодекса: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона, санкции. Разнообразное содержание обеспечивается, например, по темам: «Мораль и коррупция», «Особенности павоприменения в России», или «Антиэтика правоприменения», удачные эссе были отмечены по теме: «Отличительные особенности Кодекса этики прокурорского работника».

Создание Эссе процесс творческий, всякое списывание (у коллеги, или текста) не поощряется, однако возможно самостоятельное определение темы с указанием использованных источников. Практика показывает, что не следует рекомендовать более десяти тем. Перечень последних не должен дублировать предлагаемые варианты из других учебных дисциплин и тем более провоцировать студентов списывать материалы из интернета по «избитым» вопросам, например, «мораль и право» и представлять эссе на 20 страницах «известного текста». Можно рекомендовать для Эссе следующие темы: «Признаки идеологии зла», «Этические запреты для судьи по Кодексу судейской этики 2012 г.», «Фактические, не-писанные права и мой опыт их обнаружения», «Особенные черты личности следователя (на примере И.Д. Путилина -выдающегося сыщика XIX в.)», «А.Ф. Кони о будущем судейской деятельности (по работе «Нравственные начала в уголовном процессе»)», «Способы маскировки юридического неправового закона в системе законодательства России».

Литература:

1. Грибакина Э.Н. Зло как составляющая морали // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 3.

2. Драпкин Л.Я. Страницы из дневника следователя. 2-е изд., доп. Екатеринбург: Изд-во УрГЮУ, 2016.

3. Дробницкий О.Г. Мораль // Философский энциклопедический словарь. - М.: 1983.

4. Золотухи на-Абол и на Е.В. Современная этика. Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2003.

5. Зорькин В. Правоприменение как стратегическая проблема // Право и правоприменение. М., 2011.

GRIBAKINA E.N. Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the Department of Philosophy and Sociology, Professor Ural State Law University named after V. F. Yakovlev (Yekaterinburg)

Potential of teaching professional ethics for lawyers

The paper proposes new approaches to teaching the course of lawyer's professional ethics: to introduce such topics as evil as a component of morality, criteria of evil, professional and ethical models of criminal investigator's activity, ethical knowledge matrix, essay-writing technique, etc.

Keywords: ethics, lawyer's professional ethics, conscience, belief, evil, professional and ethical problems.

References:

1. Gribakina E.N. Zlo kak sostavlyayushchaya morali [Evel as a component of moral]. Social'no-gumanitarnye znaniya [Socio-humanita-rian knowledge], 2019, no.3.

2. Drapkin L.YA. Stranicy iz dnevnika sledovatelya [Pages from the investigator's diary], 2nd edition, Yekaterinburg, Ural State Law University Publishing House, 2016.

3. Drobnickij O.G. Moral' // Filosofskij enciklopedicheskij slovar' [Philosophical Encyclopedic Dictionary], Moscow, 1983.

4. Zolotuhina-Abolina E. V. Sovremennaya etika. Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Modern ethics. Study books for the students of higher educational establishments], 2nd edition, - Moscow, "MarT" Publ, Rostov on Don, "MarT" Publ, 2003.

5. Zor'kin V. Pravoprimenenie kak strategicheskaya problema [Law enforcement as a strategic issue]. // Pravo i pravoprimenenie, Moscow, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.