DOI 10.23859/1994-0637-2020-2-95-11 УДК 373.5
Голицина Светлана Сергеевна
Аспирант,
Костромской государственный университет (Кострома, Россия) ORCID 0000-0002-1160-6345 E-mail: s_golicina@ksu.edu.ru
ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ ПОЗИЦИЙ ПОДРОСТКОВ
© ro.^HHa C. C., 2020
Golitsina Svetlana Sergeevna
Postgraduate student, Kostroma State University (Kostroma, Russia) ORCID 0000-0002-1160-6345 E-mail: s_golicina@ksu.edu.ru
POTENTIAL OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT IN THE FORMATION OF TEENAGERS' LEADERSHIP POSITIONS
Аннотация. В статье раскрывается актуальность вопроса формирования активной жизненной позиции, развития и реализации лидерского потенциала подрастающего поколения. Особое внимание уделяется роли общеобразовательной организации в формировании лидерских позиций и потенциала подростков. Автор описывает результаты пилотажного исследования, направленного на выявление влияния организации учебно -воспитательного процесса на формирование лидерских позиций подростков. В статье приводится анализ образовательного, воспитательного потенциала общеобразовательной организации, способствующих наиболее эффективному становлению лидерских позиций обучающихся. В работе кратко описан опыт деятельности общеобразовательных организаций г. Костромы.
Ключевые слова: подростки, лидер, лидерская позиция, образовательная организация, потенциал, учебная деятельность, воспитательная деятельность
Abstract. The article reveals the relevance of building an active life position, development and realization of the leadership potential in the younger generation. Special attention is paid to the role of the general educational establishment in the formation of teenagers' leadership positions and potential. The author describes the results of a pilot study aimed at identifying the influence of the educational process organization on the formation of teenagers' leadership positions. The article provides an analysis of the teaching and educational potential at general education establishment that contribute to the most effective development of the leadership positions in students. The paper briefly describes practices at educational establishments in the city of Kostroma.
Keywords: teenagers, leader, leadership position, educational establishment, potential, learning activities, educational activities
Введение
Современное общество динамично развивается, претерпевает социально-экономические и культурные преобразования. Эти условия требуют от подрастающего поколения формирования новых жизненных позиций и качеств. Способность создать команду и выстроить межгрупповое взаимодействие, умение распределить роли и обязанности в коллективе, став в нем авторитетом, готовность принимать решения и нести за них ответственность - данные компетенции необходимы совре-
менному человеку для успешного вхождения в общество и взаимодействия в нем. Объединив все перечисленные качества, можно сделать вывод о том, что государство и общество нуждаются в авторитетных личностях, лидерах, готовых повести за собой.
Основная часть
А. Л. Уманский определяет лидера как члена группы, в наибольшей степени влияющего на формирование групповых интересов, выделившегося в результате внут-ригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующего собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения1.
Изучением вопросов лидерского потенциала занимался М. И. Рожков. В своих работах он определяет лидерский потенциал как совокупность задатков и способностей личности (коммуникативных, организаторских, интеллектуальных, креативных), проявляющихся в ситуации взаимодействия в группе и позволяющих индивиду самореализоваться как лидеру2.
Современное российское образование, находящееся на этапе модернизации, стремится отвечать требованиям государства по формированию лидерских способностей и позиций подрастающего поколения.
Образовательные организации, реализующие основные и дополнительные образовательные программы, вносят существенный вклад в разностороннее развитие детей и подростков за счет осуществления разнообразных видов и форм общественной практики, по сути своей создающих возможности для формирования интереса и инициативы, проявления социальной активности, а также становления активной жизненной позиции у подрастающего поколения и реализации ее в рамках определенной деятельности.
Воспитание лидеров, людей с активной жизненной позицией, необходимо начинать в школе. На наш взгляд, наиболее сензитивным периодом для формирования лидерских позиций, способностей является подростковый. Именно на этом этапе оформляется тяга к лидерству как особому виду деятельности, которая представляет собой стремление к реализации собственных возможностей и способностей, умение взять на себя ответственность, быть активным субъектом деятельности3. В подростковом возрасте создаются условия для формирования лидерских и организаторских качеств, деловитости, предприимчивости, иных полезных свойств личности, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе умения налаживать деловые контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности и т. п.4
Для собственной успешности в социуме подростку необходимы знания и умения,
1 Уманский А. Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства // Ярославский педагогический вестник. - 2004. - № 3. - С. 86-96.
2 Рожков М. И. Педагогическое сопровождение молодежного лидерства // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2010. - № 15. - С. 147-150.
3 Первитская А. М. Формирование лидерской деятельности в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург: [б. и.], 2007. - 166 с.
4 Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера // Воспитание школьников. - 2006. - № 5. -С. 23-25.
с помощью которых он сможет не только декларировать собственную жизненную позицию, но и активно реализовывать ее в рамках определенной деятельности.
В связи с тем, что подросток большую часть времени проводит в школе, именно там стоит уделять должное внимание формированию лидерских качеств.
Целью нашего пилотажного исследования стало выявление в общеобразовательных организациях потенциала, способствующего становлению активной жизненной позиции обучающихся подросткового возраста.
Таким образом, мы изучили и проанализировали образовательную и воспитательную деятельность ряда общеобразовательных организаций г. Костромы: МБОУ «Лицей № 34», МБОУ «Лицей № 17», МБОУ «СОШ № 7», МБОУ «СОШ № 10», МБОУ «СОШ № 27».
В ходе проведения пилотажного исследования нами были выявлены несколько направлений деятельности образовательных организаций, которые способствуют развитию у подростков интеллектуальных способностей, умений делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность, работать в команде, а также коммуникативных, организаторских и лидерских качеств.
Важность решения данной задачи на уровне педагогической практики подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО). ФГОС предъявляет требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также к программе воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего образования. Проанализировав данные требования, можно сделать вывод о том, что урочная и внеурочная деятельность образовательной организации должна быть направлена на развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с субъектами образовательного процесса, умения конструктивно решать конфликтные ситуации, отстаивать свою позицию. Кроме того, образовательной организации необходимо создавать условия для освоения обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, вовлечения обучающихся в общественную деятельность, участия в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях, в ученическом самоуправлении.
Таким образом, одной из основных задач образовательной деятельности школы становится создание условий для развития инициативы, коммуникативных и лидерских способностей подростков, а также их реализации посредством участия в организации жизнедеятельности коллектива.
Современные общеобразовательные организации обладают большими возможностями и ресурсами для формирования лидерских позиций детей подросткового возраста благодаря инновационной образовательной деятельности.
Процесс обучения является приоритетным в образовательной деятельности школы и занимает основную часть времени обучающихся, поэтому при его организации необходимо уделять внимание воспитанию и общекультурному развитию школьников. Требования к результатам обучения с каждым годом ужесточаются, увеличивается объем информации, которую нужно обработать и усвоить за ограниченный период времени. Для выполнения данных требований осуществляется интенсификация
процесса обучения. Этот процесс позволяет обучающимся демонстрировать максимум своих возможностей, проявлять высокую активность, учиться грамотно планировать свою деятельность.
Во многих школах г. Костромы процесс обучения становится модульным. Это делает возможным реализацию разноуровневого содержания образования. Обучающиеся вправе выбирать базовый, профильный или углубленный уровень освоения образовательной программы, таким образом, школьники сами становятся субъектами образовательного процесса. Например, в МБОУ «Лицей № 17» и МБОУ «Лицей № 34» можно пройти углубленную подготовку по предметам технического или естественно-научного профиля. Данная возможность выбора формирует у подростков готовность взять на себя ответственность, умение управлять своей деятельностью, а также прогнозировать и планировать.
Таким образом, с учетом модернизации процесс обучения создает условия для формирования качеств, необходимых современному лидеру.
Если в процессе обучения развитие лидерского потенциала школьников не является приоритетом, а происходит стихийно, то в воспитательной деятельности существует возможность создания условий для целенаправленного формирования лидерских позиций подростков.
Поскольку для детей подросткового возраста становится важным взаимодействие в коллективе сверстников, участие в совместной деятельности, у них возникает желание занять определенную позицию в коллективе, проявлять активность, отстаивать свою точку зрения. Следовательно, для реализации данных «запросов» обучающихся воспитательная деятельность образовательных организаций должна предоставлять возможность выбора коллективной и групповой работы различных форм и содержания.
Основным направлением деятельности по развитию инициативы, самостоятельности и ответственности является создание школьного самоуправления. М. И. Рожков рассматривает детское самоуправление как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей1. Во всех образовательных учреждениях, принявших участие в нашем пилотажном исследовании, действует система школьного самоуправления. Так, в МБОУ «СОШ № 7» приоритетным направлением воспитательной работы является развитие системы самоуправления в рамках проекта «Ученическое самоуправление». Во главе ученического совета стоит Президент и Совет Министров (Спорта и ЗОЖ; Печати и информации; Экологии; Культуры). Сопровождает и координирует деятельность ученического совета заместитель директора школы по воспитательной работе. Ученический совет имеет право принимать участие в составлении плана работы на учебный год, организует взаимодействие классных коллективов, содействует выявлению творческого потенциала обучающихся, развитию индивидуальных способностей, стимулирует повышение качества знаний, хранит школьные традиции. Органы ученического самоуправления обладают реальными правами и несут ответственность за свою работу.
1 Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 158 с.
Таким образом, самоуправление - одно из основных средств реализации лидерского потенциала подростков, а следовательно, формирования их лидерских позиций, в рамках которого обучающиеся приобретают знания, умения и навыки прежде всего в управленческой деятельности. Грамотно построенная педагогическая работа предполагает постоянное усложнение задач деятельности подростка, расширение круга выполняемых обязанностей, что ведет к самостоятельному и инициативному решению вопросов, возникающих в коллективе.
При планировании воспитательной работы в общеобразовательной организации педагогам следует принимать во внимание тенденции ее развития на российском уровне, а также требования общества к обучающимся. В последние годы в нашей стране активно набирает обороты Российское движение школьников. Основными направлениями его деятельности являются военно-патриотическое, информационно-медийное, гражданская активность, личностное развитие. Например, в МБОУ «СОШ № 10» ведется большая работа по патриотическому воспитанию детей и подростков, это позволило школе войти в реестр учебных заведений России для участия в пилотном проекте по созданию общегосударственной организации детей и подростков «Российское движение школьников». Совместно с педагогами обучающиеся МБОУ «СОШ № 10» принимают участие в различных всероссийских акциях, научно-практических конференциях, круглых столах, тематических встречах, праздничных мероприятиях, мастер-классах и т. д.
На данный момент росту потенциальных возможностей школы для формирования лидерских позиций подростков способствует расширение списка социальных партнеров и сетевого взаимодействия с ними. Образовательные организации взаимодействуют с учреждениями дополнительного образования, детскими и молодежными общественными объединениями, волонтерскими организациями и т. д. Совместная работа всех учреждений направлена на создание условий для реализации лидерского потенциала подростков и становления их лидерских позиций. Проанализировав схему внешнего взаимодействия МБОУ «СОШ № 27», мы выявили, что образовательная организация имеет широкий спектр социальных партнеров по различным направлениям деятельности: Библиотека им. А. Гайдара, Дом детского творчества «Жемчужина», ГБУ «Дворец творчества», Костромской планетарий, ДЮСШ № 1, ГИБДД, Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского.
Результатом совместной работы школы с социальными партнерами становятся образовательные и социальные проекты. Технология создания и реализации данных проектов требует от подростков решения проблем, тем самым активизирует их интеллектуальные возможности, исследовательскую компетентность, учит отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее, конструктивно выстраивать взаимодействие с другими участниками.
Выводы
При планировании и организации учебно-воспитательного процесса школам следует принимать во внимание запросы государства и общества. На сегодняшний день обществу нужны инициативные личности, которые умеют принимать решения и могут взять на себя ответственность за них, стремятся занимать лидирующую позицию
в коллективе, а также знают, как конструктивно и грамотно выстраивать взаимодействие с окружающими.
Основной деятельностью для школьников является учебная. Процесс обучения в современной школе обладает огромным потенциалом для формирования лидерских позиций подростков. Этому способствует направленность учебного процесса на развитие метапредметных, предметных и личностных компетенций; его интенсификация; возможность самостоятельно управлять учебной деятельностью; разноуровне-вость содержания образовательного ресурса.
Неотъемлемая часть процесса обучения - воспитательная деятельность. Школа предоставляет широкую возможность выбора форм и содержания воспитательной работы; обеспечивает организацию коллективной деятельности и работу в группах, школьное самоуправление. Следовательно, воспитательная деятельность является основным условием развития лидерских позиций у школьников.
Кроме того, для реализации и совершенствования лидерского потенциала подростков образовательной организации необходимо расширять круг социальных партнеров, тематику социальных и образовательных проектов.
Таким образом, в ходе проведения пилотажного исследования, анализа программ учебной и воспитательной работы, организации учебно-воспитательного процесса в школах мы выяснили, что образовательные учреждения г. Костромы имеют ряд возможностей, способствующих развитию лидерских позиций детей подросткового возраста. В данный период у обучающихся возрастает потребность в общении, групповом взаимодействии, а следовательно, и в совершенствовании коммуникативных, лидерских и организаторских способностей. При грамотном руководстве и организации учебно-воспитательного процесса эти потребности подростков могут быть полностью удовлетворены в условиях образовательной организации.
Литература
Емельянова М. Воспитание ребенка-лидера // Воспитание школьников. - 2006. - № 5. -С. 23-25.
Первитская А. М. Формирование лидерской деятельности в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. - Екатеринбург: [б. и.], 2007. - 166 с.
Рожков М. И. Педагогическое сопровождение молодежного лидерства // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2010. - № 15. - С. 147-150.
Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 158 с.
Уманский А. Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства // Ярославский педагогический вестник. - 2004. - № 3. - С. 86-96.
References
Emel'ianova M. Vospitanie rebenka-Hdera [Developing a child-leader]. Vospitanie shkol'nikov [Schoolchildren education], 2006, no. 5, pp. 23-25.
Pervitskaia A. M. Formirovanie liderskoi deiatel'nosti v iunosheskom vozraste [Building leadership activities in youth: PhD thesis in Psychology]. Ekaterinburg, 2007. 166 p.
Rozhkov M. I. Pedagogicheskoe soprovozhdenie molodezhnogo liderstva [Pedagogical maintenance of the youth leadership]. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Ne-krasova [Vestnik of Nekrasov Kostroma State University], 2010, no. 15, pp. 147-150.
Rozhkov M. I. Razvitie samoupravleniia v detskikh kollektivakh [Development of self-regulation in children groups]. Moscow: VLADOS, 2004. 158 p.
Umanskii A. L. Igrovoe pedagogicheskoe soprovozhdenie detskogo liderstva [Gaming pedagogical maintenance of the child leadership]. Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2004, no. 3, pp. 86-96.
Примечание: работа выполнена под руководством кандидата педагогических наук, доцента О. А. Павловой.
Для цитирования: Голицина С. С. Потенциал образовательной организации в формировании лидерских позиций подростков // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 2 (95). - С. 138-144. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-11
For citation: Golitsina S. S. Potential of educational establishment in the formation of teenagers' leadership positions. Bulletin of the Cherepovets State University, 2020, no. 2 (95), pp. 138-144. DOI: 10.23859/1994-0637-2020-2-95-11