УДК 615.851.82
Г.И. Батыршина, Е.А. Дыганова, З.М. Явгильдина, С.В. Каркина
ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНОГО СТОРИТЕЛЛИНГА В ДИАГНОСТИКЕ И РЕГУЛЯЦИИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ
Статья посвящена раскрытию потенциала музыкального сторителлинга как психодиагностического инструмента и средства интегративной музыкотерапии в регуляции негативных психоэмоциональных состояний студентов вуза, обучающихся по музыкально-педагогическим профилям подготовки. Авторы характеризуют терапевтические возможности музыкального сторителлинга, представляющего собой вербально-музыкальный автобиографический нарратив, реализуемый в различных форматах активной и рецептивной музыкотерапии; выявляют преимущества и ограничения его применения в работе со студентами - будущими педагогами-музыкантами.
Ключевые слова: музыкотерапия, нарратив, сторителлинг, коммуникация, студенты, психоэмоциональное состояние, психодиагностика, психорегуляция
Gulnara I. Batyrshina, Elena A. Dyganova, Ziliya M. Yavgildina, Svetlana V. Karkina ADVANTAGES OF THE MUSICAL STORYTELLING AS A MEAN OF THE DIAGNOSIS AND STUDENTS' PSYCHO-EMOTIONAL REGULATION
The paper presents the study of the musical storytelling advantages as a psychodiagnostic tool and mean of the students' psycho-emotional regulation through the process of integrative music therapy in the music and pedagogy University education. The authors describe the therapeutic opportunities of the musical storytelling which features as a verbal-musical autobiographical narrative, implemented in various forms of active and receptive music therapy. Also they identify the benefits and restrictions of its application in the students' educational practice - future music teachers.
Key words: music therapy, narrative, storytelling, communication, students, psychoemotional state, psychodiagnostics, psychoregulation
Введение
Актуальность исследования потенциала музыкального сторителлинга в диагностике и регуляции психоэмоционального состояния студентов обусловлена направленностью современного образования на создание условий для гармоничного развития личности в процессе обучения и обеспечение психологической безопасности
образовательной среды, значимостью актуализации возможностей музыкотерапии в решении проблем психического и эмоционального здоровья обучающихся.
Последние десятилетия отмечаются повышенным интересом к сторителлингу (англ. storytelling - «рассказывание историй») как эффективного коммуникационного средства. Основанный на разговорном стиле речи, сторителлинг активно применяется не только в традиционных сферах словесного творчества, таких как литература, журналистика, театр, эстрада, фольклор, но и рекламе, PR, менеджменте, политике, медиакоммуникациях, психологии,
образовании, медицине, социальной работе и др.
Коммуникационная эффективность
сторителлинга обеспечивается
использованием разговорной лексики,
простотой и конкретностью речи, ненавязчивостью, образностью и
эмоциональностью высказывания. Основу сторителлинга составляет нарратив (от лат. narrare - «рассказывать, повествовать»), т.е. повествование о событиях, имеющее драматургию и сюжетную линию, отражающее, наряду с изложением внешних событий, его эмоционально-смысловую интерпретацию как определенного «социокультурного сценария».
Как психотерапевтический инструмент сторителлинг является основополагающим в «нарративной психологии» («нарративном подходе в психотерапии»), арт-терапии (сказкотерапии, библиотерапии), являясь технологией осмысления и переосмысления пациентом своего опыта в процессе повествования историй.
Терапевтический потенциал музыкального сторителлинга, основанного на вербальном и музыкальном повествованиях, пока недостаточно изучен, что делает значимым анализ теоретических и прикладных аспектов его применения в области музыкотерапии.
Цель данного исследования - раскрыть потенциал музыкального сторителлинга в диагностике и регуляции
психоэмоционального состояния студентов на
примере обучающихся по музыкально-педагогическим профилям вуза. Задачи исследования: анализ научно-теоретических основ применения музыкального
сторителлинга в диагностике и регуляции психоэмоционального состояния студентов; разработка и апробация метода музыкального сторителлинга в процессе диагностики и регуляции негативных психоэмоциональных состояний (тревоги и депрессии) у студентов, обучающихся по музыкально-педагогическим профилям вуза; выявление преимуществ и ограничений применения музыкального сторителлинга как музыкально-
терапевтического средства в работе со студентами - будущими педагогами-музыкантами.
Материалы и методы
В процессе исследования использовались методы научного познания (анализ, синтез, систематизация, моделирование и др.), изучались научные и методические работы, использовались эмпирические методы наблюдения, тестирования, беседы, проводился анализ продуктов деятельности («музыкальных сторителлингов»). В процессе тестирования применялись «Госпитальная шкала тревоги и депрессии» А.С.Зигмонда, Р.П.Снайта, «Методика диагностики самооценки тревожности» Ч.Д.Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина).
Исследование проводилось на базе Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета. В работе приняли участие 16 студентов первого, четвертого и пятого курсов, обучающихся по музыкально-педагогическим профилям
подготовки.
Литературный обзор
В связи с практической востребованностью сторителлинга как коммуникационной технологии, его освещение в литературе в большей степени представлено работами прикладного характера, раскрывающими отдельные аспекты его применения в определенной сфере деятельности.
Так, работы в сфере менеджмента, маркетинга, PR, имиджелогии, бизнес-образования (Д. Армстронг, Л. Винсент, М. Генцарь-Осипова, Я. Катаев, Ю.А. Салманова, М. Синюкова, К. Холл и др.) показывают ресурсы сторителлинга (представленного, например, в формате «истории успеха» компании) в управлении персоналом, развитии
корпоративной культуры, создании положительного имиджа в глазах общественности, улучшении коммуникации с потребителями. Значительная область литературы посвящена рекламному сторителлингу. Р.Макки, Т.Джерас в книге «Сториномика. Маркетинг, основанный на историях, в пострекламном мире» описывают маркетинговые стратегии на основе сторителлинга, превосходящие по эффективности традиционную рекламу.
В педагогических исследованиях рассматриваются методические вопросы обучения сторителлингу в сфере языкового образования, в частности, для развития навыков связной речи на иностранном языке у детей (Х.Х.Заро, М.Некози, Е.Расторгуев, Э.Райт, С.Салаберри др.), для формирования навыков публичных выступлений политиков, преподавателей, психологов и т.п.
Лингвистические аспекты сторителлинга раскрываются в свете ораторского искусства, жанров литературного творчества, повествовательного фольклора, эстрадного искусства, интернет-публикаций
(М.Е.Александрова, М.Афонина, А.Кариа, К.Лоуренс, Д.Халилов, и др.).
Понимание сторителлинга как
универсальной коммуникационной
технологии привело к его анализу в контексте современной визуальной культуры, в аспекте дизайна компьютерных игр, массмедиа-коммуникаций, цифрового образования (Э.Луптон, Дж.Б.Олер, Н.Покровская, А.Уткин и др.). Так, рассматриваются особенности «трансмедиа сторителлинга», основанного на повествовании определенной истории разными медиа и мультиплатформами в различных цифровых форматах.
Проблема музыкального повествования, синонимичного музыкальному
сторителлингу, как явления академической музыкальной культуры, затрагивается в музыкознании в контексте зарубежных теорий музыкального нарратива,
музыкальной семиотики, теории
музыкальных эмоций (К.Агаву, П.Джаслин, Л. Ратнер, Дж. Слобода М. Спицер, Р. Хаттен и др.), отечественных теорий музыкального содержания, музыкального анализа (Б. Асафьев, В. Бобровский, Л. Казанцева, В. Медушевский, В. Холопова и др.).
В музыкально-этнографических
исследованиях (Ю.С.Овчинникова и др.) характеризуются особенности музыкального
сказительства в процессе фольклорного творчества, обрядовых действий, шаманских практик.
В психологических и психотерапевтичесих работах (В.Богуславский, К.Галло, К.Гопиус, Дж.Готшалл, П.Губер, Н.Зверева, С.Иконникова, Т.Кузнецова, А. Симмонс, А. Мушин-Македонский, М. Уайт и др.) показана роль сторителлинга как технологии,
активизирующей коммуникативное
взаимодействие, развивающей рефлексивные навыки, эмоциональную сферу, креативность и др.
Музыкальный сторителлинг как арт-терапевтическое, музыкально-
терапевтическое средство используется в практике отечественных и зарубежных практиков в виде техник, сочетающих устное повествование пациента с игрой на музыкальных инструментах, слушание музицирования терапевта или музыкальных записей с последующим повествованием пациента, музицирование и повествование совместно с терапевтом и др. В зарубежных исследованиях описан опыт использования музыкального сторителлинга в работе с медсестрами онкологических клиник (К.С. Филлипс, Д.Л. Фолькер, Х. Беккер, К.Л. Дэвидсон, Б. Уэлсер, Институт рака Дана-Фарбер, исследование отражено в Кокрейновских обзорах), пациентами хосписа (К.М. Флинн), музыкотерапевтами (Л. Эйр), пациентами, имевшими тяжелый
травматический опыт (Т.Н. Менерт), пациентами с деменцией (Р. Стенхаус, Дж. Тейт, П. Харди, Т.Самнер), детьми с аутизмом, РАС, особыми потребностями (С. Терза, Э. Хатчинсон, Н.А. Рахим, А. Суджуд, З.А.З. Хамза) и др.
Корпус работ, посвященных диагностике и регуляции психоэмоциональных состояний, очень обширен и отражает многообразные подходы, сложившиеся в современной психологии в их изучении (Х.М. Алиев, Г.Г. Аракелов, Н.Я. Батова, В.А. Бодров, Ф.Е. Василюка, А.В. Калуева, Р. Лазарус, Б. Мюлленайзен, А.М. Прихожан, Г. Селье и др.).
Авторами (Р.Х.Габдреева, О.В.Овчинникова, Ю.А.Попова, А.О. Прохоров, Э.Ю.Пунг и др.) освещается проблематика
психоэмоциональных состояний студентов, обусловленных стрессогенными факторами в связи с учебой в вузе (интеллектуальной нагрузкой в период экзаменационных сессий, дезадаптацией в новом учебном коллективе,
физическим переутомлением при совмещении учебы и работы, несформированностью навыков самостоятельной учебной деятельности и др.).
Ряд музыкально-психологических работ посвящен проблеме тревожности
(«концертного волнения», «сценической паники») музыкантов, в том числе, студентов исполнительских профилей, в процессе публичного исполнения и методам эмоциональной саморегуляции (Л.Л. Бочкарев, Г.М. Коган, В.И. Петрушин, Ю.А. Цагарелли и др.).
При этом вопросы диагностики и регуляции психоэмоционального состояния студентов средствами музыкального сторителлинга пока недостаточно изучены, что делает значимым анализ теоретических и прикладных аспектов его применения в области музыкотерапии.
Результаты
Анализ научных и методических работ показал, что в настоящее время существуют предпосылки, позволяющие оценивать музыкальный сторителлинг как
психодиагностический инструмент и музыкально-терапевтическое средство в регуляции негативных психоэмоциональных состояний студентов вуза, обучающихся по музыкально-педагогическим профилям
подготовки.
Мы рассматриваем музыкальный сторителлинг как метод интегративной музыкотерапии, включающий вербальное и музыкальное повествования, комплексно отражающий автобиографический нарратив повествующего.
Музыкальный сторителлинг может быть реализован в разных форматах индивидуальной работы, основанных на элементах активной и рецептивной музыкотерапии, в различных пропорциях сочетающих вербальное и музыкальное (вокальное, инструментальное)
повествование: рассказ с музыкальным фоном («саундтреком» или собственным
инструментальным аккомпанементом),
инструментальная импровизация с устным повествованием в жанре баллады, вокальное исполнение известной песни с измененным текстом под минусовую фонограмму, авторская песня a cappella, авторская песня под собственный инструментальный аккомпанемент и др.
Использование метода включает несколько этапов: этап создания музыкального сторителлинга; представление музыкального сторителлинга; авторский комментарий и обсуждение; создание продолжения музыкального сторителлинга с нарративом «истории успеха» и его «озвучивание».
В качестве примера охарактеризуем формат «рассказ с музыкальным фоном («саундтреком» или собственным
инструментальным аккомпанементом)», использованный нами в работе со студентами.
Студенту предлагается придумать историю о музыкальном инструменте, который мог бы олицетворять его, быть своеобразным «музыкальным отражением» его личности. Нужно создать «портрет» инструмента («музыкальный автопортрет»): описать, к какой группе инструментов он относится -академических, народных или эстрадных; определить, чувствует он себя солирующим, ансамблевым или оркестровым
инструментом; охарактеризовать его звуковой образ: регистр, тембр, наиболее органичные ему темп, динамику, артикуляцию; описать репертуар, который инструмент обычно исполняет;
охарактеризовать музыку (стили, жанры, конкретные произведения), которую ему нравится исполнять и слушать.
Затем предлагается рассказать о каком-либо значимом в жизни персонажа событии, оставившем яркий эмоциональный след в его памяти; описать, какие инструменты приняли участие в событии, что изменилось в жизни инструмента, каким образом событие повлияло на звуковые характеристики, репертуар и музыкальные предпочтения инструмента, с каким чувством инструмент вспоминает об этом событии, как он оценивает данный опыт.
Далее предлагается подготовить музыкально-иллюстративный фон к истории. При выборе произведений не ставятся задачи достижения точного соответствия звукового портрета персонажа и музыкального фона в жанрово-стилевом аспекте или точного звукоизобразительного иллюстрирования происходящего; важно отобразить эмоциональную драматургию истории через музыку, уделив особое внимание кульминационной зоне повествования.
Музыкальный фон может быть составлен из предложенных или самостоятельно выбранных аудиофрагментов музыкальных
произведений и собран в виде персонального плейлиста; он может быть исполнен студентом на инструменте на основе свободной импровизации, попурри или наиболее подходящего произведения.
Предложенный нами аудиоархив включал короткие фрагменты шедевров
академической, в большей части инструментальной (программной и непрограммной) музыки определенного эмоционального содержания, например, начальную тему первой части Концерта № 1 «Весна» А. Вивальди («Радость»), начальную тему третьей части Симфонии №2 С. Рахманинова («Восхищение»), тему главной партии первой части Симфонии №4 И. Брамса («Грусть»), начальную тему фортепианного «Ноктюрна» Р.Яхина («Спокойствие»), тему главной партии Симфонии №40 В.А.Моцарта («Волнение»), тему пятой части («Рондо») из Concerto Grosso №1 А. Шнитке («Тревога»), тему «Шурале просыпается» из балета «Шурале» Ф. Яруллина («Интерес») и др.
При выборе произведений мы опирались на сетку координат, отражающую
моделирование эмоций в музыке, предложенную В.И. Петрушиным [1, с. 20-21].
После представления музыкального сторителлинга в виде устного повествования с музыкальным фоном студент может дать авторский комментарий, высказать свои впечатления и обсудить происходящее.
Далее предлагается создать продолжение музыкального сторителлинга в жанре «истории успеха» и сделать его соответствующее «озвучивание». Завершается работа обменом впечатлениями и обсуждением всего процесса создания музыкального сторителлинга.
Терапевтический потенциал музыкального сторителлинга был подтвержден в процессе экспериментальной работы, проведенной в ноябре 2022 года. В ней приняли участие 16 студентов первого, четвертого и пятого курсов, обучающихся по музыкально-педагогическим профилям в Институте филологии и межкультурной коммуникации Казанского (Приволжского) федерального университета. Работа осуществлялась на протяжении месяца и включала несколько встреч с каждым студентом, на которых использовались различные форматы музыкального сторителлинга.
Диагностика психоэмоциональных
состояний студентов проводилась до и по
окончании работы методом тестирования, на протяжение всего периода - методами наблюдения, беседы и анализа продуктов деятельности («музыкальных
сторителлингов»), направленными на оценку вербальных и невербальных проявлений негативных психоэмоциональных состояний студентов.
В соответствии с полученными данными, проведенная работа положительно сказалась на уровнях проявления тревоги по обеим методикам.
Процент испытуемых с нормальным уровнем тревоги по «Госпитальной шкале тревоги и депрессии» увеличился с 37,5% до 68,75%; с субклинически выраженной тревогой уменьшился с 50% до 18,75%.
Количество испытуемых с умеренной реактивной тревожностью по шкале Ч.Д. Спилбергера увеличилось с 37,5% до 62,5%; с высокой реактивной тревожностью снизилось с 56,25% до 31,25%.
Отсутствие динамики в уровне депрессии по «Госпитальной шкале тревоги и депрессии» и незначительная динамика в уровне личностной тревожности по шкале Ч.Д.
Результаты тестирования «Госпитальной шкалой тревоги и депрессии» А.С.Зигмонда, Р.П.Снайта и «Методикой диагностики самооценки тревожности» Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина) до и после использования музыкального сторителлинга представлены на рисунках 1, 2.
Спилбергера вполне предсказуемы и объясняются сложностью регуляции данных психоэмоциональных состояний в короткие сроки.
По итогам обобщения данных, полученных в ходе тестирования, наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности
(«музыкальных сторителлингов»), можно констатировать эффективность
музыкального сторителлинга как средства регуляции психоэмоциональных состояний студентов.
Обсуждение
Преимущества музыкального
сторителлинга, реализуемого в форматах, основанных на активной музыкально-исполнительской деятельности, на наш взгляд, заключаются в возможностях более
клинически выраженная депрессия
субклиническ и выраженная депрессия
депрессия в пределах нормы
клинически выраженная тревога
субклиническ
Основной Основной
Основной Основной
Основно Основно
Основной Основной
Основной и выраженная Основной
тревога
тревога в пределах нормы
Основной
□ до музыкотерапии 0 после музыкотерапии
Рис. 1. Распределение студентов по результатам тестирования «Госпитальной шкалой тревоги и депрессии», %
высокая личностная -■-■•-•-■•-■-■•;■■-■ тревожность
Основной
умеренная
Основной
личностная
Основной
тревожность
низкая личностная тревожность
>5iîiîi5iîiî1îiS,>îi5i>S,>S,îiîiî1îi Anrm„It
Основн Основной
высокая
реактивная Основной тррееавкотжинвонсатяь Основной
тревожность
умеренная
Основн
реактивная Основной тревожность
низкая реактивная тревожность
Основной Основной
и до музыкотерапии 0 после музыкотерапии
Рис. 2. Распределение студентов по результатам тестирования «Методикой диагностики самооценки тревожности» Ч.Д. Спилбергера, %
полного и дифференцированного
эмоционального самовыражения средствами музыки по сравнению только со словесным описанием.
Это соответствует положительным результатам исследования Л. Эйр [4], в рамках которого музыкальная импровизация и автобиографическое повествование
использовались в работе с четырьмя испытуемыми - музыкотерапевтами. Испытуемые устно рассказывали свою автобиографию, затем музыкально импровизировали (метод повествовательной импровизации - NIM, Narrative Improvisation Method) или выполняли задания в обратном порядке (метод повествовательной импровизации - INM, Improvisation Narrative Method).
Музыкальная коммуникация,
осуществляемая средствами музыкальной деятельности (например, пения, движений под музыку, игры на элементарных инструментах) в процессе музыкального сторителлинга, является особенно значимой в случаях, когда вербальная коммуникация затруднена.
Так, С.Терза и Э.Хатчинсон [13] доказывают эффективность музыкального сторителлинга в развитии детей с аутизмом, РАС и особыми потребностями в возрасте от 3 до 5 лет. Программа музыкальных занятий, апробированная сотрудниками
некоммерческой организации «Music House for Children» (Лондон) в течении более 20 лет, основывалась на последовательной схеме, включавшей: приветствие, разминку, представление основной темы занятия (животные, насекомые, спорт и др.), прослушивание инструментов и песен, которые дополняют «историю», изучение и игру на музыкальных инструментах, ритмические игры, движения под музыку, успокаивающее размышление и прощание.
Следует отметить, что использование сложных видов музыкально-исполнительской деятельности в музыкальном сторителлинге (например, в форматах «инструментальная импровизация с устным повествованием в жанре баллады» или «авторская песня под собственный инструментальный
аккомпанемент») возможно только с имеющими серьезную музыкальную подготовку, свободно владеющими исполнительскими и творческими (импровизаторскими или композиторскими) навыками, обладающими широким музыкальным кругозором для оперирования
музыкальным материалом различного эмоционального содержания.
В этой связи перспективностью обладают цифровые технологии, в том числе с использованием искусственного интеллекта, для создания звукового сопровождения устного повествования, как в проекте, описанном М. Баните [2].
Наше исследование показало, что метод музыкального сторителлинга является не только терапевтическим, но и проективным диагностическим инструментом.
Представленные повествования выступают диагностическим материалом, позволяющим дополнить данные, полученные методами психодиагностики, а содержание вербального и музыкального текстов сторителлинга может указывать на проявление негативных психоэмоциональных состояний.
Маркерами выступают не только выбранные музыкальные произведения соответствующего эмоционального
содержания, но и значения интонационных, жанровых, тембровых и других музыкальных характеристик персонажа, использованные в процессе вербального повествования. Кроме того, показателями выступают поведенческие проявления и высказывания: стремление студента к тщательной и длительной подготовке, разучиванию материала исполнительской части музыкального сторителлинга, волнение при исполнении и просьбы заново исполнить с целью достижения более качественного
исполнительского результата, сомнения в правильности действий в процессе создания вербальной и музыкальной составляющих сторителлинга и т.п.
Заключение
В результате исследования мы пришли к выводу о терапевтическом потенциале музыкального сторителлинга как
психодиагностического инструмента и средства интегративной музыкотерапии в регуляции негативных психоэмоциональных состояний студентов. Музыкальный сторителлинг является отражением вербально-музыкального
автобиографического нарратива, включает вербальное и музыкальное (вокальное, инструментальное) повествование.
Изучение возможностей музыкального сторителлинга в диагностике и регуляции эмоциональных состояний обладает перспективностью и позволит в дальнейшем расширить представления о роли музыкальной терапии в общественном здоровье.
Литература:
1. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: ВЛАДОС, 1999. - 176 с.
2. Banyte M. Mediation of Musical Storytelling, Meaning and Emotions Through AI Music Creation Assistant Software: MSc in Techno-Anthropology Thesis Project [Электронный ресурс] . - Copenhagen: Aalborg University, 2020. - 64 p. - Режим доступа: https://projekter.aau.dk/projekter/files/343555199/ Mediation of Musical Storytelling Meaning and Emotions Through AI Music Creation Assistant Software.pdf (дата обращения: 19.12.2022).
3. De Vries P.A. Parental Perceptions of Music in Storytelling Sessions in a Public Library // Early Childhood Education Journal. - 2008. - Vol. 35, Is. 5. - P. 473-478.
4. Eyre L. The Marriage of Music and Narrative: Explorations in Art, Therapy, and Research [Электронный ресурс] // Voices: A World Forum for Music Therapy. - 2007. - Vol. 7, Is. 3. - Режим доступа : https://doi.org/10.15845/voices.v7i3.549 (дата обращения: 12.12.2022).
5. Flynn C.M. A Narrative Exploration of the Music Therapist's Experience of Patient Voice in Hospice // Qualitative Inquiries in Music Therapy. - 2017. - Vol. 12, Is. 1. - P. 1-29.
6. Mehnert T.N. The Role of Music in the Trauma Narrative and "Storytelling": Perspectives of Clinicians: Master of Music Thesis [Электронный ресурс]. - Kalamazoo: Western Michigan University, 2021. - 91 p. - Режим доступа: https://scholarworks.wmich.edu/masters theses/5205/ (дата обращения: 19.12.2022).
7. Orlando R. Comparing Live to Recorded Music and Stories Using Multiple Psychoneuroendocrine and Psychological Measures: Doctor of Philosophy (PHD) Theses [Электронный ресурс]. - Joondalup: Edith Cowan University, 2018. - 404 p. - Режим доступа: https://ro.ecu.edu.au/theses/2136 (дата обращения: 19.12.2022).
8. Phillips C., Welcer B. Songs for the Soul: A Program to Address a Nurse's Grief // Clinical Journal of Oncology Nursing. - 2017. - Vol. 21, Is. 2. - 145-147.
9. Phillips C.S., Volker D.L., Becker H. Storytelling Through Music to Improve Well-being in Oncology Nurses: A Feasibility Study // Cancer nursing. - 2021. - Vol. 44, Is. 6. - P. 473-481.
10. Phillips C.S., Volker D.L., Davidson K.L. Storytelling Through Music: A Multidimensional Expressive Arts Intervention to Improve Emotional Well-Being of Oncology Nurses / / Journal of Oncology Practice. - 2020. - Vol. 16, Is. 4. - P. E405-E414.
11. Rahim, N.A., Hamzah, Z.A.Z., Sujud, A. Music Therapy: Storytelling With the Special Needs Children // International Journal of Interdisciplinary Social Sciences. - 2008. - Vol. 3, Is. 5. - P. 27-33.
12. Stenhouse R., Tait J., Hardy P. Dangling Conversations: Reflections on the Process of Creating Digital Stories During a Workshop with People with Early-Stage Dementia // Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing. -2012. - Vol. 20, Is. 2. - P. 134-141.
13. Therza S., Hutchinson E. Lead Musical storytelling for children with autism, ASD and varying additional needs: Report and Research [Электронный ресурс]. - 37 p. - Режим доступа: https://network.youthmusic.org.uk/file/36082/download?token=IAsHIaYv (дата обращения: 19.12.2022).
14. Whelan S. Re-Write Your Story with Music and Narrative Therapy. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.therapyden.com/blog/re-write-your-story-with-music-and-narrative-therapy (дата обращения: 19.12.2022).
References:
1. Petrushin V.I. Muzykal'naya psihoterapiya: Teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - Moskva: VLADOS, 1999. - 176 s.
2. Banyte M. Mediation of Musical Storytelling, Meaning and Emotions Through AI Music Creation Assistant Software: MSc in Techno-Anthropology Thesis Project [Elektronnyj resurs] . - Copenhagen: Aalborg University, 2020. - 64 p. - Rezhim dostupa: https://projekter.aau.dk/projekter/files/343555199/ Mediation_of_Musical_Storytelling__Meaning_and_Emotions_Through_AI_Music_Creation_Assistant_Software.pdf (data obrashcheniya: 19.12.2022).
3. De Vries P.A. Parental Perceptions of Music in Storytelling Sessions in a Public Library // Early Childhood Education Journal. - 2008. - Vol. 35, Is. 5. - P. 473-478.
4. Eyre L. The Marriage of Music and Narrative: Explorations in Art, Therapy, and Research [Elektronnyj resurs] // Voices: A World Forum for Music Therapy. - 2007. - Vol. 7, Is. 3. - Rezhim dostupa : https://doi.org/10.15845/voices.v7i3.549 (data obrashcheniya: 12.12.2022).
5. Flynn C.M. A Narrative Exploration of the Music Therapist's Experience of Patient Voice in Hospice // Qualitative Inquiries in Music Therapy. - 2017. - Vol. 12, Is. 1. - P. 1-29.
6. Mehnert T.N. The Role of Music in the Trauma Narrative and "Storytelling": Perspectives of Clinicians: Master of Music Thesis [Elektronnyj resurs]. - Kalamazoo: Western Michigan University, 2021. - 91 p. - Rezhim dostupa: https://scholarworks.wmich.edu/masters_theses/5205/ (data obrashcheniya: 19.12.2022).
7. Orlando R. Comparing Live to Recorded Music and Stories Using Multiple Psychoneuroendocrine and Psychological Measures: Doctor of Philosophy (PHD) Theses [Elektronnyj resurs]. - Joondalup: Edith Cowan University, 2018. - 404 p. - Rezhim dostupa: https://ro.ecu.edu.au/theses/2136 (data obrashcheniya: 19.12.2022).
8. Phillips C., Welcer B. Songs for the Soul: A Program to Address a Nurse's Grief // Clinical Journal of Oncology Nursing. - 2017. - Vol. 21, Is. 2. - 145-147.
9. Phillips C.S., Volker D.L., Becker H. Storytelling Through Music to Improve Well-being in Oncology Nurses: A Feasibility Study // Cancer nursing. - 2021. - Vol. 44, Is. 6. - P. 473-481.
10. Phillips C.S., Volker D.L., Davidson K.L. Storytelling Through Music: A Multidimensional Expressive Arts Intervention to Improve Emotional Well-Being of Oncology Nurses / / Journal of Oncology Practice. - 2020. - Vol. 16, Is. 4. - P. E405-E414.
11. Rahim, N.A., Hamzah, Z.A.Z., Sujud, A. Music Therapy: Storytelling With the Special Needs Children // International Journal of Interdisciplinary Social Sciences. - 2008. - Vol. 3, Is. 5. - P. 27-33.
12. Stenhouse R., Tait J., Hardy P. Dangling Conversations: Reflections on the Process of Creating Digital Stories During a Workshop with People with Early-Stage Dementia // Journal of Psychiatric and Mental Health Nursing. -2012. - Vol. 20, Is. 2. - P. 134-141.
13. Therza S., Hutchinson E. Lead Musical storytelling for children with autism, ASD and varying additional needs: Report and Research [Elektronnyj resurs]. - 37 p. - Rezhim dostupa: https://network.youthmusic.org.uk/file/36082/download?token=JAsHIaYv (data obrashcheniya: 19.12.2022).
14. Whelan S. Re-Write Your Story with Music and Narrative Therapy. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.therapyden.com/blog/re-write-your-story-with-music-and-narrative-therapy (data obrashcheniya: 19.12.2022).