Научная статья на тему 'Потенциал морского транспортного комплекса: сущность, содержание, принципы формирования'

Потенциал морского транспортного комплекса: сущность, содержание, принципы формирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ПОТЕНЦИАЛ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / РЕСУРСЫ / РЕЗЕРВЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Логунова Н.А.

Исследованы теоретико-методические подходы к содержательной характеристике категории «потенциал». Установлены функционально взаимосвязанные и взаимозависимые структурные компоненты, а также принципы формирования потенциала морского транспортного комплекса. Доказана зависимость наличных ресурсов и потенциала, обеспечивающих достижение поставленных целей в области эффективного использования конкурентных преимуществ и формирования транспортно-логистических потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал морского транспортного комплекса: сущность, содержание, принципы формирования»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х

ориентиром для Центрального банка. Годовые темпы инфляции в данный момент превышают 7 %. На поддержку курса национальной валюты регулятор потратил значительные средства международных резервов: с начала года их объём изменился с 509,6 млрд долл. до 486 млрд долл. на 1 апреля. Более того, фондовый рынок России с начала года просел практически на 15 %, во многом как раз благодаря санкциям и геополитическому конфликту вокруг Украины.

Повышение уровня делового климата включает 22 проекта, направленных на улучшение защиты прав инвесторов, повышение доступности инфраструктуры, упрощение регистрации прав собственности, обеспечение квалифицированными кадрами, совершенствование таможенного и налогового администрирования и т. д. В проекте предполагается создание принципа "единого окна", что означает исключение создания дублирующих документов, таким образом документы будут однократно предоставляться в единый пропускной канал. Более того, появится возможность воспользоваться заинтересованными лицами при взаимодействии с государственными органами одной электронной подписью. Эти действия помогут снизить транзакционные издержки. На данный момент транзакционные издержки занимают до 35% от совокупных издержек ведения бизнеса.

Развитие условий для всех регионов эффективнее анклавов. Однако российские регионы развиты неравномерно, таким образом, следует подтягивать отстающие. Для этого достаточно принять несколько федеральных пакетов мер, а также регулировать на местном уровне. Следует заниматься улучшением делового климата в целом в России: осуществлять структурные реформы в налоговой, судебной отрасли, работать над повышением прозрачности бизнеса и снижением барьеров для предпринимателей на всех бюрократических уровнях.

Список использованной литературы

1. Левцова Т. И. Отличительные черты делового климата региона //Экономическая наука в 21 веке: вопросы теории и практики: сборник материалов 12-й международной науч. практ. конф., (г. Махачкала, 18 декабря, 2016 г.) - Махачкала: ООО "Апробация", 2016. С.47-49.

2. Левцова Т. И. Факторы формирования делового климата // Актуальные проблемы современной науки в 21 веке сборник материалов 9-й международной науч.-практ. конф., (г. Махачкала, 27 декабря, 2015 г.) -Махачкала: ООО «Апробация», 2015. С. 98-99.

© Левцова Т.И., 2017

УДК 338

Логунова Н.А.,

д-р экон. наук, декан ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ», Г. Керчь, Российская Федерация E-mail: natalya_logunova@mail.ru

ПОТЕНЦИАЛ МОРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА: СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

Аннотация

Исследованы теоретико-методические подходы к содержательной характеристике категории «потенциал». Установлены функционально взаимосвязанные и взаимозависимые структурные компоненты, а также принципы формирования потенциала морского транспортного комплекса. Доказана зависимость наличных ресурсов и потенциала, обеспечивающих достижение поставленных целей в области эффективного использования конкурентных преимуществ и формирования транспортно-логистических потоков.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Ключевые слова

Потенциал, морской транспортный комплекс, ресурсы, резервы, эффективность.

Динамичное развитие морского транспортного рынка, интенсификация морских транспортно-логистических потоков, масштабность реализации мультимодальных сообщений, создание и формирование новых маршрутных коридоров предопределяет необходимость в исследовании наличного потенциала морского транспортного комплекса и выявлении неиспользованных резервов его эффективного использования.

При этом, достижение поставленных целей в условиях нестабильной внешней среды и неоднозначности геополитической ситуации, в связи с введением экономических санкций со стороны Запада, обусловливают значимость изучения теоретико-методических подходов к оценке потенциала как экономической категории для обоснования комплекса мер по обеспечению стратегического развития морского транспортного комплекса и завоеванию устойчивых конкурентных преимуществ в данной области.

Под потенциалом в общем смысле понимаются возможности, способности, скрытые, нереализованные резервы изучаемого объекта, которые при изменении окружающих условий могут перейти из возможности в действительность. Наличие потенциала у какого-либо объекта обязательно предполагает множество вариантов его использования. При этом сам по себе потенциал без определения цели его формирования существовать не может, поскольку, говоря о каком-либо потенциале, всегда имеют в виду то, для чего собственно и требуются резервы и возможности, а именно для достижения некоторого конечного результата.

Исследуя потенциал какой-либо системы, необходимо четко представлять специфику функционирования и особенности развития этой системы. Так, рассматривая морской транспортный комплекс как целостную систему, включающую совокупность объектов и субъектов транспортно-логистической инфраструктуры (основным элементом которой является морской порт), вместе с материальными, финансовыми и информационными потоками между ними, выполняющую функции перевозки, хранения, распределения потоков, а также их информационного и правового сопровождения, можно обозначить ключевые характеристики потенциала данной системы, которые позволят обеспечить максимальный экономический эффект при достаточном уровне надежности и качества предоставляемых транспортных услуг в рамках имеющихся ресурсных ограничений. При этом необходимо принимать во внимание, что потенциал морского транспортного комплекса нельзя рассматривать отдельно от рынка, так как ресурсы и способности, формирующие его основу, должны быть адаптированы к рыночным потребностям с помощью имеющихся компетенций. В то же время, несмотря на всю близость терминов «ресурс» и «потенциал», последний отличается тем, что, хотя он и применяется в форме единственного числа, всегда подразумевает совокупность характеристик, предметов, явлений [1,2].

Исходя из вышеизложенного, потенциал морского транспортного комплекса можно представить как систему, включающую совокупность ресурсов, эффективное использование которых позволяет достигнуть желаемых результатов и завоевать устойчивые конкурентные преимущества, при условии четкой идентификации количественных и качественных сторон поставленных целей для возможной их дальнейшей корректировки с учетом изменений, происходящих во внешней среде. Также необходимо иметь ввиду, что эффективное использование наличного ресурсного потенциала напрямую зависит от формирующей его структуры, то есть, от сети самых существенных, устойчивых связей между элементами, отражающих «инвариантный» аспект системы и представляющих развернутое выражение сущности потенциала.

Исследование взаимосвязи ресурсов и потенциала, позволило автору выделить следующие структурные компоненты потенциала морского транспортного комплекса [3]:

1) основной или базовый потенциал, который предопределен изначально заданными факторами, способствующими достижению поставленных целей и завоеванию конкурентных преимуществ высокой степени устойчивости;

2) скрытый потенциал, не имеющий конкурентного преимущества на настоящем этапе, но предполагающий при условии приобретения определенных знаний, практических навыков и опыта участников транспортного рынка, трансформацию в базовый потенциал;

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

3) пресекающийся потенциал, формирующийся за счет эффективного управления развитием морского транспортного комплекса и приводящий к синергетическому эффекту.

Помимо вышеназванных составляющих потенциала морского транспортного комплекса, следует выделить и такие его структурные составляющие, как объектная и субъектная.

Объектная - связана с непосредственным объектом, материально-вещественной и личной формой потенциала как всего комплекса, так и отдельного предприятия, способного потребляться и воссоздаваться в процессе его функционирования [4]. Субъектная составляющая соответствует целевой установке, обозначенной конкретной задачей, и представляет предпосылку, общеэкономический и социальный фактор рационального потребления объектной составляющей. При этом формирование и эффективного использование потенциала морского транспортного комплекса должно базировать на учете соответствующих принципов (рис. 1).

Рисунок 1 - Принципы формирования потенциала морского транспортного комплекса

Таким образом, потенциал морского транспортного комплекса является сложной многоаспектной категорией, в состав которой входит целый ряд функционально взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов, обеспечивающих его жизнеспособность и развитие, эффективное использование которых обеспечит достижение поставленных результатов за счет сбалансированного ускоренного развития морского транспортного комплекса и завоевания конкурентных преимуществ на рынке транспортных услуг.

Статья подготовлена в рамках гранта РГНФ № 17-02-00057 «Формирование и развитие стратегического потенциала морского транспортного комплекса Крыма».

Список использованной литературы:

1. Селюков М. В., Шалыгина Н. П., Савенкова И. В. Исследование подходов к классификации конкурентных преимуществ рыночных субъектов хозяйствования // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8. - С. 449-454.

2. Искакова В. С. Проблема понятия туристско-рекреационного потенциала в аспекте современного образования // Современные наукоемкие технологии. - 2005. - № 1. - С. 54-55.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_

3. Черный С.Г., Логунова Н.А. Разработка сегментов кластеров координации отраслевой направленности// Мир транспорта. - 2014. - Т. 12. - № 3 (52). - С. 104-115.

4. Логунова Н.А., Алексахина Л.В. Потенциал морской транспортно-логистической системы Крыма //Материалы Крымского регионального финансово-инвестиционного форума «Проблемы моделирования финансово-инвестиционной стратегии развития экономики регионов». - 2016. - С. 311-317.

© Логунова Н А., 2017

УДК 330

Лымарёва Ольга Александровна

канд. экон. наук, доцент КУБГУ, г. Краснодар, РФ E-mail: olga.Lymarewa@yandex.ru Пашян Эвелина Андреевна бакалавр, КУБГУ, г. Краснодар, РФ E-mail: eva96@bk.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА ПЕРСОНАЛА В СЕКТОРЕ

БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются современные тенденции управления персоналом. Для раскрытия полной картины координирования сотрудников, представлены вниманию основные принципы и проблемы регулирования. После теоретического ознакомления с данной проблематикой была показана практическая сторона исполенения менеджмента персонала в одном из крупнейших Банков России.

Ключевые слова

Управление персоналом, управление человеческими ресурсами, принципы менеджмента персонала, мониторинг проблем, кадровая служба.

За последние десятилетия менеджмент персонала в России значительно изменил свой характер. Вследствие модернизации подхода управления нынешнее поведение менеджеров приняло смешанный характер, что можно заметить в методах управления персоналом в России в целом, представляющих смесь азиатской и европейской культур. Если говорить о таких крупных отраслях деятельности, как банки, следует заметить, что ответственность за выполнение кадровых задач возложена на целые департаменты. [1,С. 336339]

Под принципом управления персоналом в России подразумеваются определенные правила, которых придерживаются менеджеры и вышестоящие руководители, дабы работа протекала слажено и приносила плоды. Говоря о основных аспектах менеджмента персонала следует выделить базовые, сложившиеся еще в советские времена и не теряющие своей актуальности по сей день принципы:

1. Плановость - установление главных целей и задач, которые предстоит выполнить и решить в будущем.

2. Научная обоснованность - применение научных подходов и методов.

3. Сочетание прав наряду с обязанностями и ответственностью.

4. Принцип мотивации - система поощрений и наказаний.

5. Принцип обратной связи и иерархичность.

6. Демократизация управления и принцип работы в коллективе, который основывается на доверии,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.