УДК 331:314.7
https://doi.org/10.24158/pep.2019.11.13
Лузина Татьяна Викторовна
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой таможенного дела Тюменского государственного университета
Елфимова Ольга Станиславовна
Luzina Tatyana Viktorovna
PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Customs Department, Tyumen State University
Elfimova Olga Stanislavovna
кандидат социологических наук, доцент кафедры таможенного дела Тюменского государственного университета
Высоцкая Валерия Геннадьевна
доцент кафедры таможенного дела Тюменского государственного университета
ПОТЕНЦИАЛ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ [1]
PhD in Sociology, Associate Professor, Customs Department, Tyumen State University
Vysotskaya Valeria Gennadievna
Associate Professor, Customs Department, Tyumen State University
THE POTENTIAL OF MIGRATION PROCESSES IN THE CONTEXT OF ENSURING ECONOMIC SECURITY [1]
Аннотация:
Исследование миграционных процессов является необходимым условием обеспечения национальной и экономической безопасности государства. В статье рассматриваются вопросы миграции с точки зрения использования ее положительных возможностей для достижения экономических целей государства (региона). Авторы обосновывают влияние миграционных процессов на уровень ВВП/ВРП принимающей территории. Для выявления зависимости между ВРП и миграционными потоками был использован регрессионный анализ и построена модель изменения динамики ВРП с учетом таких характеристик, как число занятого населения и сальдо миграции. Расчеты продемонстрировали прямую зависимость между ростом ВРП и количеством занятого населения. Предложен подход к определению порогового значения индикатора «миграционная безопасность» с учетом определения допустимых границ потоков мигрантов и их влияния на параметры миграционной емкости рынка труда.
Ключевые слова:
миграция, миграционная безопасность, экономическая безопасность, индикатор, пороговое значение, миграционная емкость рынка труда, трудовые мигранты.
Summary:
The study of migration process is essential for national and economic security of the state. The paper discusses migration issues in terms of its positive opportunities for achieving the economic goals of the state (region). The authors explain the impact of migration on the level of GDP/GRP of the host territory. The regression analysis was used to identify the relationship between GRP and migration flows. The model of changing the dynamics of GRP was built, taking into account the characteristics as the number of employed population and migration balance. The calculations showed a direct correlation between the growth of GRP and the number of employed population. The approach to determining the threshold of the indicator "migration security" is proposed taking into account the determination of the permissible boundaries of migrant flows and their impact on the parameters of the migration capacity of the labor market.
Keywords:
migration, migration security, economic security, indicator, threshold value, migration capacity of the labor market, labor migrants.
Миграция населения в каждой стране является важнейшим, неотъемлемым процессом, влияющим на ее экономическое и социальное развитие. История мира во многом представляет собой историю миграции населения. В эпоху глобализации происходит интенсификация миграционных процессов. Кроме того, современные тенденции миграции имеют принципиально иное содержание, чем в предыдущие десятилетия [2]. По информации Международной организации по миграции (МОМ), в мире в настоящее время насчитывается около 258 млн международных мигрантов, более 750 млн чел. мигрантов внутри своих стран. МОМ прогнозирует, что к 2050 г. в миграционных процессах будет задействовано 405 млн чел. Россия - крупный реципиент в системе миграционных процессов и занимает третью позицию, уступая только США и Германии. В этих условиях значимо важным становится учитывать влияние миграции на экономическую стабильность и безопасность государств, а также их регионов. Международное сообщество в ходе дискуссий «высокого уровня» в период 2013-2018 гг. на площадке ООН сформировало свою позицию в формате Глобального договора о безопасной, упорядоченной и легальной миграции.
Глобальный договор определяет вектор в развитии взглядов и подходов к проблематике международной миграции, формирует очертания универсального подхода к этой проблеме. Странам в рамках как международного сотрудничества, так и на внутригосударственном уровне предстоит выработать конкретные механизмы реализации положений Глобального договора с учетом своих национальных интересов.
Миграция, как и любое явление, характерное для экономической системы, оказывает определенное влияние на решение государством ключевых задач социально-экономической политики государства. В свою очередь это требует формирования и реализации государственной политики в сфере регулирования миграционных процессов и управления ими.
Основные направления в совершенствовании управления процессом миграции отражены в стратегических документах РФ: Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг. (далее - Концепция) и Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 г. В представленной Концепции обозначены цели, задачи и принципы государственной миграционной политики РФ. В числе целей - максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения страны, обеспечение национальной безопасности государства. Концепция направлена на обеспечение экономической потребности в рабочей силе, включая стабилизацию и увеличение численности постоянного населения России.
Исследование миграции в проблемном поле безопасности имеет теоретическое и практическое значение. Мы солидарны с мнением исследователей о выделении самостоятельного феномена - миграционная безопасность. «Миграционная безопасность представляет собой предмет научных дискуссий и новую сферу научного интереса. Спорными являются вопросы категориально-понятийного аппарата: определение субъектов, объекта, предмета, критериев и индикаторов оценки уровня миграционной безопасности; установление ее связи с другими компонентами национальной безопасности» [3]. Но так или иначе миграционные процессы являются фактором, влияющим на безопасность экономики принимающих территорий. Оценка такого влияния в зависимости от последствий имеет две стороны. С одной стороны, миграция детерминирует угрозы и риски национальной безопасности (нелегальная миграция, нерациональная организация миграционных потоков, вывод денег из экономики страны за рубеж, обострение проблем безработицы, криминализация российской экономики под влиянием миграции). С другой стороны, миграция обладает положительным потенциалом, который способствует снижению угрожающих последствий и создает условия для ускорения социально-экономического развития и роста благосостояния населения (восполнение нарастающего дефицита рабочей силы, компенсация демографических потерь, исправление дисбаланса и структурной деформации на рынках труда, повышение интеллектуального потенциала, содействие социокультурному обмену и др.).
Стоит отметить изменившуюся «тональность» нормативных правовых актов последнего двадцатилетнего периода в области государственной миграционной политики в оценке миграции с явления, признаваемого в качестве фактора, усиливающего угрозы национальной безопасности, на явление, необходимое для дальнейшего поступательного развития российской экономики. Вместе с тем в нормативных правовых актах по вопросам безопасности непосредственный акцент на миграции как угрозе или вызове не обозначен. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. среди задач по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, обозначает оптимизацию потоков трудовой миграции исходя из потребностей национальной экономики. В Стратегии национальной безопасности РФ сделан акцент на международном аспекте негативного влияния миграционных процессов.
В условиях, когда миграция приобретает все более усложняющиеся взаимосвязи, внимание государства к миграционным процессам является необходимым условием укрепления безопасности страны. Согласно Стратегии национальной безопасности РФ, стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран - лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Исторический опыт некоторых стран западноевропейского мира свидетельствует о возможности миграции стать стимулом для развития государства и роста благосостояния его граждан. Примером классического «экономического» успеха влияния иммиграции на развитие страны может служить опыт привлечения гастарбайтеров в Германию в начале 60-х гг. XX в. Справедливости ради следует сказать об опыте Японии, которая совершила резкий скачок в своем экономическом развитии с 1950-х по 1980-е гг., имея одну из самых жестких по мировым меркам иммиграционную политику. По мнению экспертов, чтобы удвоить ВВП России к 2020 г. при нынешнем 4 %-м росте производительности труда понадобится приток до 6-7 млн мигрантов в год.
Для реализации положений Стратегии социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. и обеспечения планируемых темпов экономического роста необходим приток мигрантов различного профессионально-квалификационного состава. Значимость влияния экономического фактора миграции раскрывается в той или иной мере экономической необходимостью и взаимосвязями с рынками труда основоположниками базовых экономических теорий (А. Смит, Т. Мальтус, К. Маркс, Д. Кейнс).
Следовательно, изучение влияния миграционных процессов на современную экономическую ситуацию (экономический рост, темпы прироста ВВП) в контексте обеспечения миграционной и экономической безопасности принимающего государства приобретает важное значение. В настоящее время в такой постановке вопроса научная проблематика является недостаточно разработанной. Это связано с тем, что в определенной мере сложно, во-первых, установить, в чем конкретно заключается воздействие миграционных процессов на различные составляющие экономической безопасности, во-вторых, достаточно сложно очертить эти составляющие -предметные рамки проблемы экономической безопасности применительно к миграции, например определить, следует ли анализировать воздействие экономических последствий миграции на социальную сферу и т. д.» [4, с. 88-89]. Таким образом, сегодня очень важна оценка состояния опасностей и угроз во всех аспектах, которые оказывают друг на друга значительное влияние.
Состояние экономической безопасности принято оценивать с помощью системы критериев, показателей (индикаторов), отражающих основные сильные и наиболее слабые стороны развития экономики, и пороговых значений. В западной экономической литературе отсутствует само понятие индикаторов экономической безопасности. Эти термины впервые ввели в научный обиход российские экономисты. Теоретико-методологические подходы к обоснованию индикаторов экономической безопасности вообще и с позиций миграционных факторов в частности рассматривались Л.И. Абалкиным [5], А.В. Васильевой [6], И.К. Сиденко, А.Г. Сиденко [7] и др. В литературе, как правило, «под критерием экономической безопасности понимаются реальные статистические показатели, по которым осуществляется оценка состояния экономики страны с точки зрения обеспечения ее устойчивого развития. Исходя из терминологической трактовки самого понятия экономической безопасности, в качестве таких критериев можно выделить: экономическую безопасность как условие и фактор стабильного (устойчивого) и сбалансированного развития народно-хозяйственного комплекса; экономическую безопасность как условие реализации намеченных целей в области экономической политики; экономическую безопасность как фактор и условие конкурентоспособности национальной экономики на внутреннем и внешнем рынках; экономическую безопасность как фактор устойчивости к внешним шокам и условие международной политико-экономической независимости страны» [8, с. 15]. В свою очередь, индикаторы экономической безопасности - это реальные статистические показатели развития экономики страны, которые наиболее полно характеризуют явления и тенденции в экономической сфере, а также информируют об уровне экономической безопасности страны.
В качестве главного инструмента оценивания уровня экономической безопасности используются специальные количественные индикаторы - в теории безопасности они получили название «пороговые значения». Динамика индикаторов показывает изменение степени рисков в функционировании экономических и социальных процессов, а также необходимость своевременных мер государственных органов с целью оценки степени опасности появившихся тенденций и воздействия на них. Сложность оценки миграции на любом уровне ее пространственной локализации в координатах экономической безопасности связана с отсутствием концептуальных подходов к выбору пороговых значений. Вместе с тем целесообразно иметь ограниченный перечень пороговых значений, которые способны достаточно полно отразить состояние рассматриваемой области. Стратегия экономической безопасности на период до 2030 г. устанавливает перечень из 40 индикаторов (показателей), позволяющих проводить мониторинг, анализ и оценку состояния экономической безопасности, однако индикатора, связанного с миграционной составляющей, не представлено.
Влияние миграции, что признается многими авторами, проявляется с разнонаправленным характером. В современных условиях позитивная сторона связана с возможностью компенсации естественной убыли населения РФ в трудоспособной возрастной группе в среднесрочной перспективе, а также с возможностью активного использования во внешнеэкономических и внешнеполитических интересах России иммиграционного рычага. Негативная сторона заключается в возможных угрозах безопасности государства и связана с криминальными, социальными, этнокон-фессиональными, социокультурными последствиями. В целях исследования, учитывая задачи государства в области обеспечения экономической безопасности и управления миграционной политикой, рассмотрим положительный потенциал миграционных процессов, когда миграция становится ресурсом обеспечения экономической безопасности принимающей стороны.
До сих пор сохраняется множественность интерпретаций понятия «экономическая безопасность». Анализ ряда определений показывает, что в качестве основных составляющих авторы выделяют такие характеристики, как социально-экономическое развитие, стабильность. Приведем одно из ранних определений, сформулированное академиком Л.И. Абалкиным, в котором «аккумулируются важные структурные элементы экономической безопасности - экономическая стабильность, независимость и устойчивость национальной экономики; способность к постоянному самосовершенствованию и обновлению» [9, с. 10]. Исходя из этого, безопасность -это не только защищенность от угроз и отклонений от естественно-исторического развития. Важнейшим методологическим принципом понимания экономической безопасности становится устойчивое развитие экономики России и ее регионов.
Экономика как сложная система имеет тысячи показателей, характеризующих ее состояние. Основным из показателей, оценивающих результаты экономической деятельности, является валовой внутренний продукт / валовой региональный продукт (ВВП/ВРП). ВВП страны - это своего рода результирующий показатель состояния экономики и общей эффективности ее функционирования. Рост вВп возможен на основе введения новых технологий, повышения производительности труда, качества рабочей силы. Но реализация данного варианта затрудняется современным состоянием российской экономики, в первую очередь машиностроения, сокращением импорта высокотехнологичной продукции, необходимой для развития российского производства. Другой вариант связан с количественным приростом иностранной рабочей силы. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации, в большинстве своем участвуют в производственном процессе, обеспечивая высокий уровень тренда ВВП/ВРП.
Так, к положительным последствиям миграции для развития национальной экономики относится рост объема национального производства (за счет увеличения трудовых ресурсов). Данный экономический показатель имеет исключительную важность, поэтому даже малейшее влияние миграционных процессов на ВВП/ВРП требует внимания при формировании и реализации эффективной миграционной политики. Таким образом, мы полагаем, что изменение миграционных потоков непосредственно влияет на уровень показателей ВВП/ВРП.
С использованием инструментария регрессионного анализа была проведена оценка выявления зависимости между ВРП и миграционными потоками. Отметим, что данный вид анализа является одним из наиболее часто используемых видов математико-статистической обработки и анализа исследовательской информации [10]. Нами был использован классический метод наименьших квадратов, где зависимой переменной являлся ВРП. Регрессорами или объясняющими переменными стали количество занятого населения и сальдо миграции. На основе статистических данных с 2000 по 2017 г. включительно была сделана выборка из 18 наблюдений. Для проведения анализа выбранных данных по ОЬБ-методу (метод наименьших квадратов (МНК)) использовалась программа для эконометрического моделирования СРБТЬ.
В результате анализа статистических данных была получена модель (формула 1):
СЯР_ЯР_шМ = -8,91е + 08 + 1,24е + 04^апу1з_ЯР + 0,186*saldo_mig_RF, (1)
где GRP_RF_mlrd - ВРП РФ, млрд р.;
zanyti_RF - число занятого населения в РФ; saldo_mig_RF - сальдо миграции в РФ.
Исходя из полученных результатов (рис. 1), коэффициент детерминации Р составил 0,78, т. е. данная модель объясняет 78 % изменений объема ВРП. Авторами был проведен ряд тестов для определения значимости модели.
Коэффициент Ст. ошибка Статистика P-значение
сог^ -8,91278е + 08 1,95256е + 08 -4,565 0,0004 ***
2апу^ РР 12 411,7 2 711,72 4,577 0,0004 ***
Ба!Со тпд РР 0,185719 47,3706 0,003921 0,9969
Среднее зав. перемен 35 388 419 Ст. откл. зав. перемен 22 818 275
Сумма кв. остатков 1,93е + 15 Ст. ошибка модели 10 987 283
Р2 0,781784 Испр. Р2 0,768146
Р(2, 15) 57,32193 Р-значение (Р) 1,12е - 06
Лог. правдоподобие -316,3013 Крит. Акаике 636,6027
Крит. Шварца 638,3834 Крит. Хеннана - Куинна 636,8482
Параметр гИо 0,843888 Стат. Дарбина - Уотсона 0,457260
Рисунок 1 - Модель 1 - МНК, использованы наблюдения 2000-2017 ^ = 18). Зависимая переменная: GRP_RF_mlrd
Тест Фишера (Fisher test) позволяет проверить статистическую незначимость регрессии в целом. Для этого выполнено сравнение расчетного значения F-критерия Фишера ^расч) с табличным значением (F). Если Fрасч > F - гипотеза о незначимости уравнения отвергается. Адекватность регрессионной модели экспериментальных данных по уровняю ВРП определена с помощью F-критерия Фишера при уровне значимости 0,05. Это наиболее оптимальная значимость для малой выборки. В нашем случае Fрасч26,869 > F3,68, т. е. гипотеза о незначимости уравнения отвергается. Регрессионная модель признана адекватной экспериментальной моделью. Была проведена проверка модели на коллинеарность факторов с использованием критерия VIF, так как модель с коллинеарными факторами применять нельзя. Значение критерия VIF для объясняющих переменных меньше 10, поэтому факторы не являются коллинеарными.
Далее была проведена проверка на гетероскедастичность остатков уравнения регрессии с помощью тестов White, Breusch - Pagan, так как гетероскедастичность может привести к смещенности оценок коэффициентов регрессии. Это в свою очередь будет отражаться на эффективности уравнения регрессии. Установлено, что гетероскедастичность отсутствует.
Однако коэффициент сальдо миграции является незначимым коэффициентом, согласно тесту Стьюдента. Коэффициент занятых является значимым с надежностью 99 %.
Мы исключили незначимый коэффициент из модели и получили данные, представленные на рисунке 2.
Коэффициент Ст. ошибка t-статистика P-значение
const -8,91862e + 08 1,224499e + 08 -7,281 <0,0001 ***
zanyti RF 12 420,0 1 640,45 7,571 <0,0001 ***
Среднее зав. перемен 35 388 419 Ст. откл. зав. перемен 22 818 275
Сумма кв. остатков 1,93е + 15 Ст. ошибка модели 10 987 283
R2 0,781784 Испр. R2 0,768146
Р(1, 16) 57,32193 Р-значение (Р) 1,12е - 06
Лог. правдоподобие -316,3013 Крит. Акаике 636,6027
Крит. Шварца 638,3834 Крит. Хеннана - Куинна 636,8482
Параметр гИо 0,843888 Стат. Дарбина - Уотсона 0,457260
Рисунок 2 - Модель 1 - МНК, использованы наблюдения 2000-2017 (T = 18). Зависимая переменная: GRP_RF_mlrd
Исключение переменной «сальдо миграции» увеличило значимость переменной «число занятых» почти до 100 %. Коэффициент дисперсии остался таким же - данное уравнение на 78 % объясняет изменения объема ВРП. Информационные критерии Акаике, Хеннана - Куинна, Дар-бина - Вотсона (рис. 1 и 2) остались такими же.
Измененное уравнение является значимым: F = 54,32 > Fкрит = 4,94. Данная регрессионная модель является адекватной экспериментальной моделью. Проведенные тесты показали отсутствие гетероскедастичности. Таким образом, ВРП находится в прямой зависимости от числа занятых. При анализе первоначальной регрессионной модели (рис. 1) тесты отвергли коллинеарность между «числом занятых» и «сальдо миграции». При этом стоит все же отметить, что миграционные потоки влияют на число занятых в стране или регионе.
Учитывая приведенные выше расчеты, можно говорить о том, что рост ВВП/ВРП находится в прямой зависимости от числа рабочей силы. Следовательно, численность работников обеспечивают рост ВВП/ВРП в регионе (стране). Число рабочей силы будет включать в себя следующие показатели, представленные в формуле 2.
Чр^+1 = Чз£ + Чвв£+1 - Чп£+1 + Чпр£+1 - Чвыб£+1 - Чб4+1, (2)
где Чрс4+1 - число рабочей силы, необходимое для роста ВВП/ВРП в период с + 1;
Чз£ - число занятых в период £
Чвв4+1 - число вновь вступивших в трудовой возраст в период t+ 1;
Чп4+1 - число вышедших на пенсию в период t + 1;
Чпр4+1 - число прибывших мигрантов в период t + 1;
Чвыб4+1 - число выбывших мигрантов в период t + 1;
Чб4+1 - добавочное число безработных в период t + 1.
На основе (2) становится возможным определить число мигрантов, необходимых для развития региона:
Чпр£+1 = Чрс£+1 - Чз£ - Чвв£+1 + Чп£+1 + Чвыб4+1 + Чб^. (3)
Пороговое значение данного индикатора должно соотноситься с планируемым ростом ВВП/ВРП. Индикатором показателя «миграционная безопасность» может служить показатель миграционной емкости рынка труда. Под миграционной емкостью рынка труда мы понимаем способность региона (страны) принять и адаптировать определенное количество трудовых мигрантов, необходимое для поддержания нормального функционирования экономики региона (страны). Оценка миграционной емкости рынка труда должна проводиться с учетом динамики развития региона (страны).
Согласно проведенным расчетам, для поддержания экономики РФ необходимо 5 666,7 тыс. мигрантов, а по данным статистики, количество прибывших мигрантов в 2018 г. составило 4 911,566 тыс. чел. Можно сделать вывод, что в РФ наблюдается недостаточность рабочей силы для обеспечения развития страны. Таким образом, и недостаточность рабочей силы, и ее переизбыток могут одинаково негативно влиять на развитие системы, в данном случае региона (страны) (см. (3)).
Таким образом, моделирование позволило определить диапазон границ индикатора «миграционная безопасность». Границы могут быть выражены через понятие «миграционная емкость рынка труда» и зафиксированы следующим образом: с одной стороны, «миграционная емкость рынка труда, не допускающая снижения ВВП/ВРП», с другой - «миграционная емкость рынка труда, обеспечивающая рост ВВП/ВРП». Оба понятия предполагают определенные пороговые значения, позволяющие оценивать состояние экономической безопасности страны (региона).
В заключение отметим следующее. Очевидно, что миграция населения получила уровень такого процесса, который воздействует на экономику, социальную среду и культуру. Миграционные потоки способны оказывать ощутимое влияние на экономическую безопасность либо как фактор ее угроз, либо как ресурс ее обеспечения. В проведенном исследовании раскрывается потенциал миграции, возможности которого могут быть использованы для поддержания устойчивого и динамичного роста российской экономики. Авторами предложена модель оценки изменения динамики ВВП/ВРП с учетом числа занятого населения и сальдо миграции. На основании анализа статистических данных была установлена прямая зависимость между ростом ВРП и количеством занятого населения. Не менее важным аспектом для обеспечения безопасности экономики является определение допустимых границ потоков мигрантов с учетом влияния на миграционную емкость рынка труда. В качестве оценочного ориентира нами предложено установить границы для индикатора «миграционная безопасность», при котором миграция выступает как ресурс экономической безопасности и приносит значительную экономическую выгоду, если количество трудовых мигрантов способствует достижению оптимального состояния экономической системы страны (региона).
Разработанная модель является значимой и объективной, что подтверждает ряд специальных тестов. Метод наименьших квадратов часто используется для анализа статистических данных и объективно оценивает зависимость предполагаемых переменных. Авторская модель может быть использована федеральными округами и регионами для определения необходимого числа мигрантов. В дальнейшем авторами планируется проверка данной модели на отдельных административных субъектах РФ и в частности на субъектах, входящих в Уральский федеральный округ.
Ссылки и примечания:
1. Публикация подготовлена в рамках гранта РФФИ номер проекта 19-010-00856 А «Разработка методологии и инструментария дифференциации регионов (стран) на основе оценки миграционной безопасности».
2. Mavroudi E., Nagel C. Global Migration: Patterns, Processes and Politics. L., 2017. 242 p.
3. Лузина Т.В., Елфимова О.С. Проблемы миграционной безопасности и региональные тенденции миграционных процессов // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 213-221.
4. Воронина Н.А. Дискурс национальной безопасности в миграционной политике России // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2013. № 1. С. 82-114.
5. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-16.
6. Васильева А.В. Оценка влияния миграции на безопасность социально-экономического развития регионов России // Экономические науки. 2014. № 6. С. 118-122.
7. Сиденко И.К., Сиденко А.Г. Влияние миграционных потоков на экономическую безопасность государства // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2010. № 2. С. 129-135.
8. Виссарионов А.Б., Гумеров Р.Р. Об использовании предельных (пороговых) значений индикаторов экономической безопасности Российской Федерации // Управленческие науки. 2017. Т. 7, № 3. С. 12-20.
9. Абалкин Л. Указ. соч. С. 10.
10. Кумаритов А.М., Дзгоев А.Э., Шарибов Р.Б. Анализ малой выборки экспериментальных данных при управлении газоснабжением региона // Проблемы энергетики. 2018. Т. 20, № 1-2. С. 62-69.
References:
Abalkin, L 1994, 'Economic Security of Russia: Threats and Their Reflection', Voprosi ekonomiki, no. 12, pp. 4-16, (in Russian).
Kumaritov, AM, Dzgoev, AE & Sharibov, RB 2018, 'Analysis of a Small Sample of Experimental Data for Gas Supply Management in the Region', Problemi energetiki, vol. 20, no. 1-2, pp. 62-69, (in Russian).
Luzina, TV & Elfimova, OS 2019, 'Migration Security Problems and Regional Trends of Migration Processes', Bizness, obrazovanie, pravo, no. 1 (46), pp. 213-221, (in Russian).
Mavroudi, E & Nagel, C 2017, Global Migration: Patterns, Processes and Politics, London, 242 p.
Sidenko, IK & Sidenko, AG 2010, 'Influence of Migration Flows on the Economic Security of the State', Vestnik Sankt-Peter-burgskogo universiteta MVD Rossii, no. 2, pp. 129-135, (in Russian).
Vasilieva, AV 2014, 'Assessing the Impact of Migration on the Security of the Socio-Economic Development of the Regions of Russia', Ekonomicheskie nauki, no. 6, pp. 118-122, (in Russian).
Vissarionov, AB & Gumerov, RR 2017, 'On the Use of Limit (Threshold) Values of Indicators of Economic Security of the Russian Federation', Upravlencheskie nauki, no. 3, pp. 12-20, (in Russian).
Voronina, NA 2013, 'The Discourse of National Security in the Migration Policy of Russia', Trudi Instituta gosudarstva i prava Rossiiskoy akademii nauk, no. 1, pp. 82-14, (in Russian).
Редактор: Хорева Людмила Николаевна Переводчик: Ездина София Александровна