Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ «ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ» И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК'

ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ «ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ» И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
103
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК / ОБЩЕДОСТУПНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / БИБЛИОТЕЧНЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Матвеева И.Ю., Гильмиянова Р.А., Мягкова А.С.

Отмечено, что изменения последних десятилетий, происходящие в обществе, привели к трансформации библиотечной среды, переосмыслению отношений библиотек с читателями. В рамках сервисного подхода в библиотечно-информационном обслуживании используются такие понятия, как «библиотечные продукты» и «библиотечные услуги». Показано, что впечатления выступают сегодня четвертым экономическим предложением, значительно отличающимся от товаров и услуг, образующим «экономику впечатлений». Цель статьи - раскрыть потенциальные возможности использования «экономики впечатлений» в проектной деятельности общедоступных библиотек. Рассмотрена роль впечатлений в удовлетворении личностью своих потребностей. Впечатления помогают определить, будет ли положительным воздействие на человека чего-либо, или это воздействие отрицательно повлияет на него. Впечатления мотивируют личность на удовлетворение своих потребностей, а также мотивируют ее и на определенную деятельность для достижения удовлетворенности. Проанализированы особенности впечатлений как экономического предложения. «Экономика впечатлений» выступает новой моделью развития экономики, в которой определяющим фактором выступает учет желания потребителя получать эмоции от приобретения товара или услуги. Выявлено, что библиотечное проектирование, основанное на использовании концепции «экономика впечатлений» дает возможность библиотекам расширить ассортимент предоставляемых продуктов и услуг, стать доступным и комфортным центром удовлетворения потребностей населения. Показаны перспективные направления проектной деятельности общедоступных библиотек: взаимодействие с проблемными и социально-незащищенными группами местного сообщества; культурно-досуговая деятельность с отдельными категориями ограниченными возможностями здоровья); сохранение историко-культурных традиций, связанных с местным краем; помощь в решении проблем, связанных с занятостью населения. Сделаны выводы, что использование концепции «экономика впечатлений» в деятельности общедоступных библиотек позволяет сотрудникам библиотеки мыслить креативно, инновационно, создавая востребованные сообществом продукты и услуги, что положительно сказывается на формировании имиджа библиотеки и ее места в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Матвеева И.Ю., Гильмиянова Р.А., Мягкова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF THE CONCEPT OF "THE ECONOMY OF IMPRESSIONS" AND THE POSSIBILITY OF ITS APPLICATION IN THE PROJECT ACTIVITIES OF PUBLIC LIBRARIES

It is noted that the changes taking place in society in recent decades have led to the transformation of the library environment, rethinking the relationship of libraries with readers. As part of the service approach, such concepts as "library products" and "library services" are used in library and information services. It is shown that impressions are today the fourth economic proposition, significantly different from goods and services, forming the "economy of impressions". The purpose of the article is to reveal the potential possibilities of using the "impression economy" in the project activities of public libraries. The role of impressions in the satisfaction of a person's needs is considered. Impressions help to determine whether something will have a positive impact on a person, or whether this impact will negatively affect him. Impressions motivate a person to satisfy their needs, as well as motivate her to certain activities to achieve satisfaction The features of impressions as an economic offer are analyzed. The "Impression economy" is a new model of economic development, in which the determining factor is the consideration of the consumer's desire to receive emotions from the purchase of goods or services. It is revealed that library design based on the use of the concept of "the economy of impressions" enables libraries to expand the range of products and services provided, to become an accessible and comfortable center for meeting the needs of the population. Promising areas of project activity of public libraries are shown: interaction with problematic and socially unprotected groups of the local community; cultural and leisure activities with certain categories of the population (young parents, pensioners, foster and foster families, children and adolescents with disabilities); preservation of historical and cultural traditions associated with the local region; assistance in solving problems related to the employment of the population. It is concluded that the use of the concept of "the economy of impressions" in the activities of public libraries allows library staff to think creatively, innovatively, creating products and services in demand by the community, which positively affects the formation of the image of the library and its place in society.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ «ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ» И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА EDUCATION AND CULTURE

Педагогический журнал Башкортостана. 2023. № 1. С.125-137. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; (1): 125-137

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Научная статья УДК 0.27.4

DOI 10.21510/18173292_2023_99_1_125_137

ПОТЕНЦИАЛ КОНЦЕПЦИИ «ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ» И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕК

1 2 3

Ирина Юрьевна Матвеева , Римма Аскаровна Гильмиянова , Анна Сергеевна Мягкова

1 Южно-Уральский государственный университет, Челябинск, Россия, mir2106@mail.ru, ORCID 0000-0001-6939-8991

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия, gilm_bspu@mail.ru, ORCID 0000-0002-5330-2382 Библиотека №14 им. Н.В. Гоголя ЦБС, Челябинск, Россия, myagkovaanna1100@mail.ru

Аннотация. Отмечено, что изменения последних десятилетий, происходящие в обществе, привели к трансформации библиотечной среды, переосмыслению отношений библиотек с читателями. В рамках сервисного подхода в библиотечно-информационном обслуживании используются такие понятия, как «библиотечные продукты» и «библиотечные услуги». Показано, что впечатления выступают сегодня четвертым экономическим предложением, значительно отличающимся от товаров и услуг, образующим «экономику впечатлений». Цель статьи - раскрыть потенциальные возможности использования «экономики впечатлений» в проектной деятельности общедоступных библиотек.

Рассмотрена роль впечатлений в удовлетворении личностью своих потребностей. Впечатления помогают определить, будет ли положительным воздействие на человека чего-либо, или это воздействие отрицательно повлияет на него. Впечатления мотивируют личность на удовлетворение своих потребностей, а также мотивируют ее и на определенную деятельность для достижения удовлетворенности.

Проанализированы особенности впечатлений как экономического предложения. «Экономика впечатлений» выступает новой моделью развития экономики, в которой определяющим фактором выступает учет желания потребителя получать эмоции от приобретения товара или услуги.

Выявлено, что библиотечное проектирование, основанное на использовании концепции «экономика впечатлений» дает возможность библиотекам расширить ассортимент предоставляемых продуктов и услуг, стать доступным и комфортным центром удовлетворения потребностей населения. Показаны перспективные направления проектной деятельности общедоступных библиотек: взаимодействие с проблемными и социально-незащищенными группами местного сообщества; культурно-досуговая деятельность с отдельными категориями

© Матвеева И.Ю., Гильмиянова Р.А., Мягкова А.С., 2023

ограниченными возможностями здоровья); сохранение историко-культурных традиций, связанных с местным краем; помощь в решении проблем, связанных с занятостью населения.

Сделаны выводы, что использование концепции «экономика впечатлений» в деятельности общедоступных библиотек позволяет сотрудникам библиотеки мыслить креативно, инновационно, создавая востребованные сообществом продукты и услуги, что положительно сказывается на формировании имиджа библиотеки и ее места в обществе.

Ключевые слова: экономика впечатлений, библиотечное обслуживание, библиотечные проекты, проектная деятельность библиотек, общедоступные библиотеки, библиотечные услуги

Для цитирования: Матвеева И.Ю., Гильмиянова Р.А., Мягкова А.С. Потенциал концепции «экономика впечатлений» и возможности его применения в проектной деятельности общедоступных библиотек // Педагогический журнал Башкортостана. 2023. №1(99). С. 125-137.

EDUCATION AND CULTURE

Original article

THE POTENTIAL OF THE CONCEPT OF "THE ECONOMY OF IMPRESSIONS" AND THE POSSIBILITY OF ITS APPLICATION IN THE PROJECT ACTIVITIES OF PUBLIC LIBRARIES

1 2 3

Irina Y. Matveeva , Rimma A. Gilmiyanova , Anna S. Myagkova

1 South Ural State University, Chelyabinsk, Russia, mir2106@mail.ru, ORCID 0000-0001-6939-8991

2 Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia, gilm_bspu@mail.ru, ORCID 0000-0002-5330-2382

"3

Library No. 14 named after N.V. Gogol CBS, Chelyabinsk, Russia

Abstract. It is noted that the changes taking place in society in recent decades have led to the transformation of the library environment, rethinking the relationship of libraries with readers. As part of the service approach, such concepts as "library products" and "library services" are used in library and information services. It is shown that impressions are today the fourth economic proposition, significantly different from goods and services, forming the "economy of impressions". The purpose of the article is to reveal the potential possibilities of using the "impression economy" in the project activities of public libraries. The role of impressions in the satisfaction of a person's needs is considered. Impressions help to determine whether something will have a positive impact on a person, or whether this impact will negatively affect him. Impressions motivate a person to satisfy their needs, as well as motivate her to certain activities to achieve satisfaction

The features of impressions as an economic offer are analyzed. The "Impression economy" is a new model of economic development, in which the determining factor is the consideration of the consumer's desire to receive emotions from the purchase of goods or services.

It is revealed that library design based on the use of the concept of "the economy of impressions" enables libraries to expand the range of products and services provided, to become an accessible and comfortable center for meeting the needs of the population. Promising areas of project activity of public libraries are shown: interaction with problematic and socially unprotected groups of the local community; cultural and leisure activities with certain categories of the population (young parents, pensioners, foster and foster families, children and adolescents with disabilities); preservation of historical and cultural traditions associated with the local region; assistance in solving problems related to the employment of the population.

It is concluded that the use of the concept of "the economy of impressions" in the activities of public libraries allows library staff to think creatively, innovatively, creating products and services in

demand by the community, which positively affects the formation of the image of the library and its place in society.

Keywords: impression economy, library services, library projects, library project activities, public libraries, library services

For citation: Matveeva I.Yu., Gilmiyanova R.A., Myagkova A.S. The potential of the concept of "the Economy of Impressions" and the possibility of its application in the project activities of public Libraries. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2023; 99(1):

Введение. На протяжении всей библиотечной истории России социокультурная деятельность являлась основополагающей частью духовного воспитания и жизнедеятельности как читателя, так и общества в целом. Она выступала и продолжает выступать способом передачи духовного образа жизни разных народов, сложившегося на разных территориях, их социально-культурного опыта все новым и новым поколениям. Изменения последних десятилетий, происходящие в обществе, привели и к трансформации библиотечной среды, переосмыслению отношений библиотек с читателями. В рамках сервисного подхода в библиотечно-информационном обслуживании профессионально привычными стали такие понятия, как «библиотечные продукты» и «библиотечные услуги [1].

Вместе с тем, как утверждают Б. Джозеф Пайн II и Джеймс Х. Гилмор, «сырье равноценно, товары материальны, услуги нематериальны, а впечатления незабываемы» [2]. Именно впечатления выступают сегодня четвертым экономическим предложением, разительно отличающимся от товаров и услуг, образующим «экономику впечатлений».

Читатель, приобретая библиотечную услугу, приобретает ряд действий, которые выполняются от его имени или им самим. Но, приобретая впечатление, участвуя в социокультурных проектах библиотек, пользователь получает незабываемые минуты своей жизни, подготовленные именно библиотекой.

Цель статьи - раскрыть потенциальные возможности использования «экономики впечатлений» в проектной деятельности общедоступных библиотек.

Методология и методы исследования. Методологической базой исследования выступили работы, раскрывающие концепцию «экономики впечатлений» таких авторов как Дж. Пайн II, Дж. Гилмор, Дж. Готальф, Дж. Сейден, Р. Россман, М. Дюрден, В. Пекар, Б. Шмитт, Д. Роджерс, К. Вроцос. Анализ понятий «впечатление», «ощущение», «чувства», «эмоции» основан на идеях, отраженных в трудах Е.П. Ильина, Е.Е. Куриленко, М.К. Мамардашвили, Е.Б. Старовойтенко. Возможность использования «экономики впечатлений» в проектной деятельности библиотек рассмотрена на основе подходов Ю. Гушул, И.А. Коженкина, К.Б. Лавровой, Л.Н. Жуковской, О.Ю. Мурашко, И.С. Пилко, Н.С. Редькиной. В статье использована совокупность теоретических методов исследования, направленных на достижение цели исследования.

Результаты исследования. Рассмотрим роль впечатлений и их место в регуляции жизнедеятельности личности и общества. «Толковый словарь русского

языка» Д.Н. Ушакова определяет впечатление как «образ, отражение, след, оставляемый в сознании человека окружающими предметами, лицами, событиями» [17]. В психологии впечатление рассматривается как явление, в структуру которого входит размытое восприятие окружающего мира, усиленное эмоциональной окраской, в силу чего переживание в нем доминирует над познанием [9, с. 74]. Благодаря впечатлениям человек лучше понимает окружающих, может, не используя речь, судить о состояниях других людей и лучше настраиваться на совместную деятельность друг с другом. Люди, принадлежащие к разным культурам, вместе с тем способны безошибочно оценивать выражения человеческого лица, определять по нему эмоциональные состояния. М.К. Мамардашвили в «Психологической топологии пути», цитируя высказывание Марселя Пруста о впечатлении, отмечает: «То, чего мы не должны расшифровывать своим личным усилием, то, что было ясно для нас, — не наше. Идёт от нас лишь то, что мы извлекаем из темноты, которая в нас и которую не знают другие» [11, с. 259]. Е.Б. Старовойтенко определяет впечатление как «мгновенное, целостное, побудительно-аффективно-когнитивное отношение к значимости, которое полно выявляет её индивидуальность, высокую личностную ценность, положение в глубинном и вершинном пространствах бытия и реальную способность улучшить жизнь личности» [12, с. 404]. Исходя из этого, можно сделать вывод, что впечатление формируется как стихийное знание, но с определенным потенциалом, который, в свою очередь, подпитывает интерес личности к тому или иному событию, вызвавшему данное впечатление.

В зависимости от личностных особенностей человека, а также ситуаций, в которой он может находиться, одна и та же причина может вызывать разные впечатления. Впечатление формируется из-за обращения человека к чему-то, что не является его частью, но может человека увлечь. Это заставляет человека чувствовать такие эмоции, как переживание, возбудимость, восхищение, трепет к тому, что вызвало такой эффект. Текущее впечатление наполняет человека чем-то большим, что остается в памяти, и у человека появляется желание ощутить подобное еще раз [10].

Внешним проявлением впечатления может выступать эмоция. Е.П. Ильиным, рассматривавшим роль эмоций в жизнедеятельности человека, выделены оценочная, сигнальная, побуждающая, подкрепляющая, переключательная, коммуникативная функции эмоций. Оценочная функция выражается в обобщении событий, в оценке этих событий. Сигнальная функция может выражаться в мимике личности, а может и не проявляться физически. Положительные или отрицательные эмоции воздействуют на личность, давая ей сигнал о том, как у нее идет процесс удовлетворения своей потребности. Побуждающая функция выявляет зону удовлетворения определенной потребности личности. Подкрепляющая функция воздействует на личность как мотивация. События, вызывающие определенное впечатление, быстрее закрепляются в памяти и надолго остаются там. Переключательная функция может возникнуть при конкуренции биологических и социальных потребностей.

128

Коммуникативная функция эмоций заключается в отражении физического и психического состояния человека. [9, с. 209].

Эмоции, как известно, могут быть и положительными, и отрицательными. Отрицательная эмоция является сигналом для организма об опасности: с помощью такой эмоции человек с самого рождения учится понимать, что для него опасно. С положительными эмоциями, все наоборот: они выступают сигналом благополучия. Такому сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация наступает очень быстро. В тоже время положительные эмоции побуждают личность активно нарушать достигнутое, искать новые эмоции, выявлять для себя новые, неудовлетворенные пока потребности, без которых нет ощущения полноты жизни. [9, с. 250].

Таким образом, рассмотрев понятие «впечатление», можно прийти к следующим выводам. Впечатление - это воздействие внешних предметов, явлений на человека. Впечатление возникает на основе полученных ощущений, чувств, эмоций и формируется как знание, которое, в свою очередь, подпитывает интерес личности к тому или иному событию.

Роль впечатлений заключается в том, что они помогают личности в удовлетворении своих потребностей. Впечатления помогают определить, будет ли положительным воздействие на личность чего-либо, или это воздействие отрицательно повлияет на человека. Впечатления мотивируют личность на удовлетворение своих потребностей, а также мотивируют ее и на определенную деятельность для достижения удовлетворенности.

Впечатление в современном мире выступают экономическим предложением. Товары и услуги не просто продаются: они рекламируются и продвигаются на рынке при помощи эмоций, которые образуются в процессе взаимодействия с конкретными товарами и услугами. Как продукт впечатления имеют ряд отличительных особенностей: они неосязаемы; сохраняются только в памяти человека; создаются при участии потребителя [7]. Общество не может жить без эмоций и готово платить за них.

«Экономика впечатлений» выступает новой моделью развития экономики, в которой определяющим фактором выступает учет желания потребителя получать эмоции от приобретения товара или услуги. Данный термин вошел в оборот в 1999 году после выхода в свет книги Джозефа Пайна и Джеймса Гилмора «Экономика впечатлений: Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена» [3], которой предшествовала статья «Welcome to the Experience Economy («Добро пожаловать в экономику опыта»), опубликованная в журнале «Harvard Business Review» [4], ставшая основой будущей книги. С некоторой долей условности книга отсылает нас к известной метафоре, прозвучавшей в одной из пьес В. Шекспира, но ведущей свое начало из античности: «Весь мир - театр, а люди в нем актеры». В «экономике впечатлений» сотрудники компаний выступают актерами для потребителей, пользователей, клиентов, покупателей, и их основной задачей становится создание у потребителя таких впечатлений от

предоставляемых продуктов и услуг, чтобы человек захотел вновь получить данный опыт и эти ощущения, связанные с данным опытом [2].

Не столько удовлетворение конкретных потребностей в ходе получения определенных продуктов и услуг, сколько получение впечатлений - именно это становится главным сегодня для потребителя. Связано это с нарастанием виртуализации социума: увеличение количества виртуальных услуг в нашей жизни, приводит и к повышению потребности в реальных впечатлениях, которые хочет получать человек.

В современных условиях при изобилии рынка товаров и услуг для потребителя важно не просто получить что-то с практической целью, а получить от покупки именно положительные эмоции. Можно утверждать, что в современной экономике психологический аспект используется очень активно: реализация товаров и услуг осуществляется с помощью правильно организованных впечатлений [8]. Отсюда следует, что для специалиста «экономики впечатлений» важными выступают не только положительные, но и отрицательные впечатления. Значимым для него становится знание того, что вызвало у личности отрицательную эмоцию, почему это произошло, как это можно исправить.

Несомненно, важно знать и то, какими способами можно закрепить у человека положительную эмоцию, чтобы у него возникло желание вновь получить эту эмоцию. Грамотно созданное впечатление зависит от личного эмоционального контакта с каждым потребителем/пользователем. Благодаря этой зависимости потребитель ощущает вовлеченность в процесс формирования товара или услуги и получает положительные эмоции. Полученные впечатления носят индивидуальный характер. Каждый потребитель в зависимости от индивидуальных особенностей и различных внешних факторов формирует собственное и неповторимое впечатление.

Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор утверждают, что существуют четыре области впечатлений, которые пользуются огромным спросом: 1) развлечение -подразумевает пассивное поглощение впечатлений (от потребителя требуется готовность получать ощущения); 2) обучение - требует активного участия потребителя; стремления к получению новых знаний; 3) уход от реальности - эта область подразумевает полное погружение (потребитель сам отвечает за то, какую глубину впечатлений он получит); 4) эстетика - ориентирована на влечение человека к прекрасному, эстетическое насыщение) [2, с. 142].

Из этого следует возрастание роли «экономики впечатлений» в деятельности социально-культурных институтов, обеспечивающих удовлетворение различных духовных потребностей членов общества, особенно в сфере их досуга. К таким социально-культурным институтам относится и библиотека.

Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек (2014 г.) отражает направления деятельности современных библиотек как социально-культурного института. Общедоступные библиотеки, организующие культурно -

130

просветительские акции с участием ученых, политиков, педагогов, писателей, библиофилов, в совершенстве использующие современные информационно -коммуникационные технологии, предоставляющие информационные услуги в различных сферах общественной жизни, создающие краеведческий контент, который отражает местную историю, выступают центром просвещения и воспитания, коммуникативной площадкой для взаимодействия различных групп населения. [18].

В рамках сервисного подхода деятельность библиотеки может рассматриваться как предоставление продуктов и услуг, связанных с информационными и другими духовными потребностями человека. Под библиотечной услугой понимается результат библиотечного обслуживания, который удовлетворяет потребности пользователя. Библиотечный продукт же выступает конечным результатом библиотечной деятельности. Продукт может выступать в качестве общественного блага, в экономической сфере - как рыночный товар, в библиотечном деле - как посредник в обмене социальным опытом и знаниями. Данный обмен происходит между:

• обществом и библиотекой;

• пользователем и библиотекой;

• библиотекой и библиотекой [1].

Осуществляя данный обмен, библиотечные продукты раскрывают свою особенность, которая заключается в решении социальной проблемы: распределения библиотечной продукции таким образом, чтобы пользователь захотел еще раз удовлетворить свою потребность с помощью именно этого продукта.

Для библиотеки концепция «Экономики впечатлений» важна тем, что ее грамотное использование в библиотечном обслуживании может способствовать формированию положительного имиджа организации, что, в свою очередь, будет стимулировать сотрудников к созданию качественно новых, привлекательных для пользователей продуктов и услуг.

Современная библиотека - это уникальное пространство как виртуальной, так и реальной коммуникации, центр интеллектуального досуга и саморазвития читателей. Сотруднику библиотеки, знакомому с концепцией «экономики впечатления», становится гораздо проще, используя впечатления читателей, создавать культурные площадки в соответствии с их потребностями. Неотъемлемую составляющую в создании таких площадок занимает социокультурное проектирование.

Рассматривая современную библиотеку как проектируемое социокультурное пространство, под социально-культурным проектированием Ю. Гушул, И.А. Коженкин, К.Б. Лаврова понимают «процесс создания прототипа, прообраза социокультурных объектов, социокультурных качеств, процессов и отношений, социокультурных ценностей» [13, с. 80]. Ю.Ю. Мурашко социокультурное проектирование определяет как системную деятельность всех

представителей секторов гражданского общества, конечной целью которой является инновационная услуга, подразумевающая оказание содействия в решении социальной проблемы сообщества в целом или его части [15, с. 29].

Под социокультурным проектированием библиотек в контексте «экономики впечатлений» можно понимать интерактивную, информационную, эмоциональную деятельность библиотекарей по созданию проекта, услуги или продукта. Библиотечный проект необходимо рассматривать как осуществление и разработку ряда комплекса мероприятий, ограниченных по времени, направленных на достижение определенного результата.

Иными словами, социокультурное проектирование в рамках библиотеки выступает процессом создания уникального как виртуального, так и реального продукта для читателей.

Е.Ю. Шишкиной и В.Ф. Вертяковой выделены следующие признаки проектной деятельности:

• «ориентация на получение конкретного результата;

• предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

• относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

• предварительное планирование действий по достижению результата;

• программирование - планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижения общего результата проекта;

• выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

• получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации» [19, с. 123].

Библиотека как социокультурный центр стремится к полноценному использованию художественного, научного, научно-популярного, архивного, краеведческого и т.д. материала. Это приводит к тематическому разнообразию в проектной деятельности библиотек. Направления проектной деятельности библиотек определяются профилем библиотеки, ее месторасположением и потребностям читателей.

По мнению Д.А. Ветровой, к проектным направлениям деятельности библиотек можно и нужно отнести следующие составляющие:

• содействие социальной адаптации проблемных и социально незащищенных групп населения;

• внедрение современных информационных технологий и форм;

• организация культурного досуга населения в целом и отдельных его категорий (молодые родители, пенсионеры, приемные и опекунские семьи, дети и подростки и т. п.);

• восстановление и сохранение исторических и культурных традиций; помощь в решении вопросов обеспечения занятости населения [20, с. 108].

Такая широкая направленность проектной деятельности библиотек определяет и ее тематику, позволяя расширить возможности целенаправленного общения с читателями, актуализированного на формирование положительных впечатлений читателей от посещения библиотеки.

Опираться на концепцию «Экономики впечатлений» можно как при создании социокультурных проектов, так и после их реализации. При использовании концепции библиотекарь опирается на эмоциональную составляющую, т.е. его проект, услуга или продукт ориентированы уже не просто на удовлетворение определенных читательских потребностей, а на долгосрочное интерактивное взаимодействие с читателем, основанное на формировании у него положительного впечатления от посещения библиотеки.

Актуальным представляется использование «экономики впечатлений» и в перспективном продвижении библиотечных продуктов и услуг. С ее помощью специалисту библиотеки гораздо проще осуществить анализ уже созданного библиотечного продукта или услуги на эмоциональную составляющую, легче понять, заинтересован ли пользователь в дальнейшем использовании предложенной услуги или продукта.

Взаимодействие библиотекаря с читателем, формирование его эмоций и впечатлений зависит и от коммуникативной среды библиотеки. При рассмотрении коммуникативной среды библиотеки и создаваемых в ней впечатлениях используем подход Р. Россмана и М. Дюрдена [8].

Коммуникативная среда библиотеки - это пространство, в котором библиотекарь осуществляет взаимодействие с читателем с помощью различных каналов передачи информации. К условиям эффективной работы коммуникативной среды библиотеки относится применение ссылок и отсылок на создаваемые, предоставляемые библиотекой продукты и услуги; способность сотрудника библиотеки привлечь внимание пользователя к сообщаемой ему информации; готовность сотрудника библиотеки учитывать эмоциональный компонент в структуре общения с посетителем библиотеки; непосредственное эмоциональное взаимодействие с пользователем в процессе общения; установка библиотекаря на дальнейшую коммуникативную взаимосвязь с пользователем после удовлетворения его потребностей. Разумеется, в библиотеке как коммуникативной среде у пользователя создаются определенные впечатления. В эмоциях личности заложено возможное чувство удовольствия: удовлетворяя свои потребности, человек или получает определенное удовольствие, или не получает его. Каким будет это впечатление у пользователя зависит как от качества предоставляемой услуги, так и от эмоциональной составляющей коммуникативной библиотечной среды.

Поэтому более правильно говорить не о коммуникативной среде в библиотеке, а об эмоционально-коммуникативной библиотечной среде, в которой формируются впечатления, потому что именно в процессе общения (удовлетворения своих потребностей) пользователь получает определенные

впечатления, вызванные некими эмоциями. Это помогает определить, являются ли эти полученные впечатления положительными или отрицательными.

Таким образом, библиотека как организация в сфере обслуживания должна сформировать такое пространство для впечатлений, в котором они хорошо создаются и хорошо воспринимаются пользователями. В таком пространстве элементами взаимодействия выступают пользователи, библиотека, объекты, правила, отношения. Такая среда должна подкрепляться эмоционально, иначе нет смысла в создании такой среды.

Что же можно сделать для повышения потребительской ценности реализуемых библиотекой проектов и других продуктов и услуг? Эти рекомендации можно свести к следующему:

> важно помнить, что цель обслуживания - превратить оказываемую услугу в получаемое впечатление;

> чтобы создать качественное впечатление, необходимо каждый раз четко определять цель впечатления;

> важной составляющей выступает хорошая проработка темы впечатления;

> необходимо использовать «шесть измерений общих ощущений»: время; пространство; технологии; подлинность; изысканность; масштаб;

> осуществлять стимулирование пользователя для возникновения у него нужных ощущений;

> стараться исключать стимулы, отвлекающие пользователя от главной темы впечатления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> для лучшего формирования у пользователя впечатления обеспечивать комплексное воздействие на органы чувств.

Подведем итоги. Библиотечное проектирование дает возможность библиотекам расширить ассортимент предоставляемых продуктов и услуг, стать доступным и комфортным центром удовлетворения потребностей населения в общении. Качественная проектная деятельность библиотек позволяет улучшить и сделать работу с детьми, подростками и юношеством эффективнее.

Проектная деятельность библиотек при использовании концепции «экономики впечатлений» способствует освоению библиотеками наиболее перспективных направлений своей деятельности. Данная концепция позволяет сотрудникам библиотеки мыслить креативно, инновационно, создавая востребованные сообществом продукты и услуги, что положительно сказывается на формировании имиджа библиотеки и определении места общедоступной библиотеки в обществе.

Список источников

1. Пилко, И.С. Информационные продукты и услуги. - URL : https: //ppt-online.org/656942 (дата обращения: 16.01.2023).

2. Пайн, Дж., Гилмор, Дж. Экономика впечатлений: Как превратить покупку в захватывающее действие / [пер. с англ.: Н. Ливинской, Е. Борисова; ред. В. Кулакова]. - 2-е издание, пересмотренное. - Москва: Интеллектуальная Литература, 2021. - 384 с.

3. Пайн, Дж., Гилмор, Дж. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена / [пер. с англ.]. - [Б.м., б.и.], 1999. - 139 с.

4. Pine, J, Gilmore, J. Welcome to the Experience Economy. Harvard Business Review. 1998. (July-August). - Available at: https:// hbr.org (accessed 20 July 2022).

5. Готельф, Дж., Сейден, Дж. Чувствуй и реагируй. Как создавать продукты, нужные людям именно сейчас / [пер. с англ]. - Москва: Эксмо, 2020. - 288 с. (TopBusinessAwards).

6. Пекар, В. Введение в экономику впечатлений. - [Москва, 2011] // Management.com.ua : [портал]. - URL : http://www.management.com.ua/marketing/mark212.html (дата обращения: 18.12.2022).

7. Шмитт, Б., Роджерс, Д., Вроцос, К. Бизнес в стиле шоу. Маркетинг в культуре впечатлений. - Москва: Вильямс, 2005. - 400 с.

8. Россман, Р., Дюрден, М. Дизайн впечатлений: инструменты и шаблоны создания у клиента положительных эмоций от взаимодействия с компанией и продуктом / [пер. с англ. Е. Деревянко; ред.: Л. Любавина, Л. Макарина]. - Москва : Альпина Паблишер, 2021. - 332 с. ил.

9. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / ред. Е. Строганова, А. Борин. - [Санкт Петербург, 2001]. - URL : https://psy.wikireading.ru/hVQlYwdFvk (дата обращения: 11.01.2023)

10. Куриленко, Е.Е. Впечатление: как оно влияет на нашу жизнь. - [Москва, 2019]. -URL : https://www.b17.ru/article/314053/ (дата обращения: 11.01.2023).

11. Мамардашвили, М.К. Психологическая топология пути. - Том 1. - Санкт Петербург: Фонд Мераба Мамардашвили, 2015. - 1071 с.

12. Старовойтенко, Е.Б. Персонология: жизнь личности в культуре: монография. -Москва: Академический проект, 2015. — 431 с. - (Психологические технологии).

13. Гушул, Ю.В., Коженки, И.А., Лаврова, К.Б. Современная библиотека как проектируемое социокультурное пространство (постановка проблемы) // Вестник Челябинской государственной академии культуры. - 2013. - № 1 (33). - С. 79-86.

14. Жуковская, Л.Н. Управление проектной деятельностью библиотеки: креативный менеджмент // Труды ГПНТБ СО РАН. - 2019. - № 3. - С. 14-17. - URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41219099 (дата обращения: 08.01.2023).

15. Мурашко, О.Ю. Социокультурное проектирование в библиотеке: теория и практика // Справочник руководителя учреждения культуры. - 2014. - № 6. - С. 28-36.

16. Редькина, Н.С. Обзор современных методов качества обслуживания пользователей библиотек // Библиосфера. - 2016. - № 3. - С. 65-73.

17. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка. - URL : https:// ushakovdictionery.ru (дата обращения: 15.01.2023).

18. Модельный стандарт деятельности общедоступных библиотек / Министерство культуры Российской Федерации. - Москва, 2014. - 19 с.

19. Шишкина, Е.Ю., Вертякова, Э.Ф. Сущность понятия «проектная деятельность» и ее особенности // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - № 6-2 (85). - С. 123-127.

20. Ветрова, Д.А. Проектная деятельность библиотек как средство культурно — просветительной работы с детьми и подростками // Наука и инновации в современных условиях: сборник статей международной научно-практической конференции: в 4 частях. -Москва, 2017. - С. 107-110.

References

1. Pilko, I.S. Information products and services. - Available at: https: //ppt-online.org/656942 (accessed 20 July 2022). (In Russian)

2. Pine, J., Gilmore, J. The Economy of impressions: How to turn a purchase into an exciting action / [trans. from English: N. Livinskaya, E. Borisova; ed. by V. Kulakov]. 2nd edition, revised. -Moscow : Intellectual Literature, 2021. 384 p. (In Russian)

3. Pine, J., Gilmore, J. The economy of impressions. Work is a theater, and every business is a stage / [trans. from English]. [B.M., B.I.], 1999. 139 p. (In English)

4. Pine, J, Gilmore, J. Welcome to the Experience Economy. Harvard Business Review.1998. (July-August). - Available at: https: // hbr.org (accessed 20 July 2022). (In English)

5. Gotelf, J., Seiden, J. Feel and react. How to create products that people need right now / [trans. from English]. Moscow: Eksmo, 2020. - 288 p. (TopBusinessAwards).(In Russian)

6. Pekar, ^Introduction to the Economy of impressions. [Moscow, 2011]. In: Management.com.ua : [portal]. - Available at: http://www.management.com.ua/marketing/mark212.html (accessed: 18 December 2022).( In Russian)

7. Schmitt, B., Rogers, D., Vrotsos, K. Show-style business. Marketing in the culture of impressions. Moscow: Williams, 2005. 400 p. ( In Russian)

8. Rossman, R., Durden, M. Impression design: Tools and templates for creating positive emotions in the client from interaction with the company and the product / [trans. from the English E. Derevyanko; ed.: L. Lyubavina, L. Makarina]. Moscow : Alpina Publisher, 2021. 332 p. ( In Russian)

9. Ilyin, E.P. Emotions and feelings / ed. by E. Stroganova, A. Borin. [Saint Petersburg, 2001]. - Available at: https://psy.wikireading.ru/hVQlYwdFvk (accessed: 11 January 2023).( In Russian)

10. Kurylenko, E.E. Impression: how it affects our lives. [Moscow, 2019]. - Available at: https://www.b17.ru/article/314053 / (accessed: 11 January 2023). (In Russian)

11. Mamardashvili, M.K. Psychological topology of the path. Volume 1. - St. Petersburg: Merab Mamardashvili Foundation, 2015. - 1071 p.( In Russian)

12. Starovoitenko, E.B. Personology: the life of an individual in culture: monograph. Moscow: Academic Project, 2015. 431 p. (Psychological technologies). ( In Russian)

13. Gushul, Yu.V., Kozhenki, I.A., Lavrova, K.B. Sovremennaya biblioteka kak proektiruemoe sociokul'turnoe prostranstvo (postanovka problemy) (Modern library as a projected socio-cultural space (problem statement)) Vestnik CHelyabinskoj gosudarstvennoj akademii kul'tury = Bulletin of the Chelyabinsk State Academy of Culture. 2013; 33(1): 79-86. ( In Russian)

14. Zhukovskaya, L.N. Upravlenie proektnoj deyatel'nost'yu biblioteki: kreativnyj menedzhment (Management of library project activity: creative management) Trudy GPNTB SO RAN. = Proceedings of the State Public Scientific and Technical Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. 2019; (3): 14-17. - Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41219099 (accessed: 08 January 2023). ( In Russian)

15. Murashko, O.Yu. Sociokul'turnoe proektirovanie v biblioteke: teoriya i praktika (Sociocultural design in the library: theory and practice. Spravochnik rukovoditelya uchrezhdeniya kul'tury = Handbook of the head of the cultural institution). - 2014; (6): 28-36. ( In Russian)

16. Redkina, N.S. Obzor sovremennyh metodov kachestva obsluzhivaniya pol'zovatelej bibliotek (Review of modern methods of quality of service for library users). Bibliosfera = Bibliosphere. 2016; (3): 65-73. ( In Russian)

17. Ushakov, D.N. Explanatory dictionary of the Russian language. - Available at: https:// ushakovdictionery.ru (accessed: 15 January 2023). ( In Russian)

18. Model standard of activity of public libraries / Ministry of Culture of the Russian Federation. Moscow, 2014. - 19 p. ( In Russian)

19. Shishkina, E.Yu., Vertyakova, E.F. Sushchnost' ponyatiya «proektnaya deyatel'nost'» i ee osobennosti (The essence of the concept of "project activity" and its features). Novaya nauka: problemy iperspektivy = New Science: problems and prospects. 2016; 85(6-2): 123-127. ( In Russian)

20. Vetrova, D.A. Proektnaya deyatel'nost' bibliotek kak sredstvo kul'turno — prosvetitel'noj raboty s det'mi i podrostkami (Project activity of libraries as a means of cultural and educational work with children and adolescents). In: Science and innovation in modern conditions: collection of articles of the international scientific and practical conference: in 4 parts. Proektnaya deyatel'nost' bibliotek kak sredstvo kul'turno — prosvetitel'noj raboty s det'mi i podrostkami Moscow, 2017. - Pp. 107-110. ( In Russian)

Заявленный вклад авторов статьи:

Авторы внесли равный вклад в подготовку статьи.

The declared contribution of the authors of the article:

The authors contributed equally to the preparation of the article.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

Authors read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 13.12.2022; одобрена после рецензирования 28.12.2022; принята к публикации 05.12.2022.

The article was submitted 13.12.2022; approved after reviewing 28.12.2022; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.