Научная статья на тему 'Потенциал использования высокоскоростных железнодорожных магистралей между Россией и Китаем для транспортировки грузов'

Потенциал использования высокоскоростных железнодорожных магистралей между Россией и Китаем для транспортировки грузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВЫСОКОСКОРОСТНЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ МАГИСТРАЛИ / RUSSIAN-CHINESE RELATIONS / HIGH SPEED RAILWAYS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова Наталья Васильевна, Хмелевский Виталий

Между Китаем и Россией идут активные интеграционные процессы в области транзитно-транспортных систем на евроазиатском пространстве. Активность продвижения инициативы «Экономического пояса Шёлкового пути» со стороны Китая и программы развития транспортной инфраструктуры России ведут к воплощению в жизнь крайне амбициозных инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захарова Наталья Васильевна, Хмелевский Виталий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал использования высокоскоростных железнодорожных магистралей между Россией и Китаем для транспортировки грузов»

Захарова Н.В., ХмелевскийВ.В.*

Потенциал использования высокоскоростных железнодорожных магистралей между Россией и Китаем для транспортировки грузов

Между Китаем и Россией идут активные интеграционные процессы в области транзитно-транспортных систем на евроазиатском пространстве. Активность продвижения инициативы «Экономического пояса Шёлкового пути» со стороны Китая и программы развития транспортной инфраструктуры России ведут к воплощению в жизнь крайне амбициозных инфраструктурных проектов.

Летом 2017 года ожидается завершение проектирования высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) между Москвой и Казанью, позволяющей преодолевать данный путь за 3,5 часа, а уже в 2022-2023 гг. она может быть запущена в эксплуатацию [6]. Данный маршрут- только первый этап более масштабного потенциального проекта ВСМ Москва-Пекин длиной около 7700 км с оценочной стоимостью строительства в 7 трлн руб. [7], который станет самым скоростным маршрутом «Шёлкового пути» и позволит в долгосрочной перспективе связать экономические пространства России, Китая и Европы высокоскоростными «транспортными артериями».

Магистраль первоначально задумывалась как пассажирский проект и существуют изрядные опасения относительно экономической целесообразности идеи и сроков окупаемости инвестиций. Есть существенные социальные и политические мотивы для создания подобного пассажирского сообщения, но достичь необходимую доходность крайне сложно ввиду эластичности и потенциальной ограниченности спроса: если на отрезке Москва-Казань ещё можно сформировать необходимый пассажиропоток, то на всём маршруте пассажиропоток будет многократно ниже возможностей ВСМ. Ещё более остро стоит вопрос тарификации: даже на маршруте Москва-Владивосток стоимость билета в плацкартном вагоне превышает стоимость авиабилета на 1000-2000 рублей при разнице во времени в пути в 5,5 суток [4;1], а ВСМ потребует более высоких тарифов, чтобы окупить инфраструктуру в обозримом будущем и, следовательно, будет испытывать острейшую конкуренцию со стороны авиасообщения. Следовательно, идея

* Захарова Н. В. - д.э.н., профессор кафедры мировой экономики Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, профессор Департамента мировой экономики и мировых финансов Финансового университета при Правительстве РФ nat_zakh@mail.ru

Хмелевский В. В. - аспирант кафедры мировой экономики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова vitaly.khmelevskiy@gmail.com

Потенциал использования высокоскоростных железнодорожных магистралей между Россией и Китаем для транспортировки грузов

использования ВСМ исключительно для нужд пассажирского сообщения весьма рискованна.

Поэтому крайне перспективной является недавно озвученная РЖД идея об использования проектируемой инфраструктуры ВСМ Москва - Казань - Пекин для транспортировки грузов, а не только пассажиров [5]. Предполагается, что грузовой состав сможет перевозить 300-600 тонн груза на скорости до 300 км/ч между Москвой и Пекином за 2 дня и будет оборудован механизмом изменения ширины колеи (1520 мм в России, 1435 мм в Китае) для минимизации задержек [5].

Подобная инициатива имеет огромное количество преимуществ. Прежде всего, совместное использование инфраструктуры для перевозки пассажиров и грузов позволит диверсифицировать риски, связанные с загруженностью магистрали. Горизонт окупаемости проекта и тарифы могут быть значительно снижены за счёт доходов от транспортировки грузов по высокоскоростной инфраструктуре. Это позволит создать наиболее быстрый международный транспортный коридор (МТК) внутри Евразии, который впоследствии может быть расширен до Западной Европы. Вдоль этого коридора велика вероятность возникновения очагов инновационных отраслей экономики, для которых мобильность населения, в особенности трансграничная, является одним из ключевых факторов. С другой стороны, могут возникнуть вопросы относительно необходимости скоростной перевозки грузов и конкурентоспособности таких перевозок по сравнению с другими видами транспорта.

Существует целый ряд товаров, которые нуждаются в скорой доставке. Всевозрастающий интерес к быстрой доставке грузов присутствует как B2C, так и B2B сегментах. Прежде всего, скоростная доставка позволяет поддерживать эффективное производство и сбыт продукции, в особенности капиталоёмкой и ценной, при минимальном количестве складских запасов и оборотных средств, а, следовательно значительно экономить. Скоростная доставка отвечает требованиям бережливого производства «just-in-time» (JIT), когда необходимое количество сырья, материалов, компонентов доставляется точно в определённый срок в нужное место. Принцип JIT крайне актуален для производства технически сложных товаров, когда цепочка поставок крайне сложна, количество поставщиков велико, а стоимость товаров, нуждающихся в доставке высока. Скоростная инфраструктура позволяет частично нивелировать риски при географической разобщённости поставщиков, клиентов, фабрик и офисов компаний. Поэтому высокотехнологичные компании, производства в сфере машиностроения, химическая промышленность и многие другие могут нуждаться в высокоскоростной доставке товаров.

Для компаний, специализирующихся на экспресс-доставке и логистике спрос на грузовую ВСМ Москва-Пекин был бы значительным. В ЕС при поддержке подобных компаний (TNT, La Poste, UPS, FedEx, KLM Cargo) развивается проект Euro Carex, который будет использовать высокоскоростные

грузовые поезда для доставки товаров между аэропортами и главными логистическими центрами ЕС [9]. В США в 2016 Amazon арендовал 20 грузовых самолётов Boeing 767, чтобы ускорить доставку товаров внутри страны [11]. Почта России намерена развивать совместно с РЖД и китайскими электронными торговыми площадками контейнерную доставку покупок российским потребителям [3]. Более того, в связи с развитием трансграничной электронной коммерции и усиления интеграционных процессов на Евроазиатском пространстве объёмы таких грузопотоков, как и ожидания клиентов относительно скорости, будут расти.

Кроме того, крайне конкурентоспособной может оказаться ВСМ при доставке продуктов питания, особенно скоропортящихся. Уже сейчас Россия начала активно осваивать экспорт продовольственных товаров по железнодорожным маршрутам из европейской части в Китай как способ расширить торговые отношения и нивелировать дисбалансы в объёмах взаимной торговли, тем самым уменьшить стоимость доставки за счёт обратной загруженности контейнеров [2]. Но даже при успешности развития этого направления на обычных железнодорожных линиях, потенциал возможного грузопотока продовольственных товаров по ВСМ велик, так как при текущих сроках доставки в 14 дней, из возможного ассортимента экспорта вычёркивается огромная доля скоропортящихся продуктов, а их доставка авиатранспортом чрезвычайно дорога.

Из этого следует другой важней аспект - уровень тарифов и конкурентоспособность в сравнении с другими средствами транспортировки, в особенности с авиасообщением. На данном этапе затруднительно просчитать ставки на грузоперевозки, чтобы можно было бы окупить построенную инфраструктуру в обозримом будущем. Но можно оценить, при каком уровне цен ВСМ становиться более привлекательной, чем авиаперевозки. К примеру, Apple доставляет свои смартфоны в США и Европу с фабрики в Гуандун, Китае, используя авиатранспорт, так как это позволяет синхронизировать продажи и избежать затрат, связанных с «замораживанием» огромных средств во время длительной транспортировки из-за капиталоёмкости смартфонов. Авиадоставка одного килограмма из Китая до побережья США обходится корпорации в $2.12 [10]. Компания добивается значительного снижения тарифов за счёт больших объёмов и влияния, поэтому для средней компании подобная доставка стоила бы почти в 2,5 раза больше - 5,35 $/кг [10]. Исходя из этого, стоимость тонно-километра составляет от $0.2 до $0.48. Морская доставка обошлась бы менее 0.01 $/кг [12], т.е. более чем в 20 раз дешевле. Следовательно, определённый спрос на скорую трансграничную доставку грузов существует, а тарифы на авиадоставку крайне высоки.

Также можно использовать оценки потенциальной эффективности транспортировки грузов по другой ВСМ - между испанским Сантандером и Мадридом, где стоимость тонно-километра составляла €0.04 [8, с. 25]. Даже при стоимости в €0.05 доставка из Пекина в Москву

Потенциал использования высокоскоростных железнодорожных магистралей между Россией и Китаем для транспортировки грузов

обошлась бы в 0.39 €/кг, а стоимость доставки по маршруту Apple составляла бы 0,55 €/кг. Конечно же, такие расчёты являются крайне приблизительными - между Москвой и Пекином нет такой развитой транспортной инфраструктуры как внутри Испании, но, с другой стороны стоимость человеческих ресурсов ниже, Китай обладает ведущим мировым опытом в области ВСМ, а политическая заинтересованность России и Китая, а, следовательно и решимость в преодолении возможных барьеров, крайне высоки. На стороне экономической целесообразности проекта выступает и тот факт, что существует почти пятикратный разрыв между минимальной стоимостью доставки по воздуху за тонно-километр в указанном примере и приблизительными оценками стоимости тонно-километра для ВСМ Сантандер-Мадрид, при которой она окупается.

Помимо тарификация и грузопотока, важно решение вопросов по другим элементам проекта - организационной и логистической моделям реализации и технологиям. Единственным вариантом транспортировки грузов по ВСМ выступают контейнерные перевозки, так как предоставляют возможность быстро выполнять погрузо-разгрузочные работы и унифицировать весь процесс за счёт использования стандартизированной тары на всех этапах. Необходимо также определиться с параметрами движения грузовых составов. Есть три варианта: движение в ночное время, движение, подстроенное под расписание пассажирских отправлений, и совместные перевозки, когда в одном составе перевозят и пассажиров, и грузы. Именно третий вариант является наиболее экономически эффективным согласно исследованиям [8, с. 29]. Также для воплощения идеи в жизнь необходимо создание локомотивов, способных развивать скорость 300-350 км/ч с учётом климатогеографических особенностей региона, а также создание эффективных контейнерных терминалов.

Подводя итоги, проект грузового движения по ВСМ Москва-Пекин оценивается как экономически целесообразный. Самым сложным является поиск баланса между горизонтом окупаемости проекта и ставками тарифов на пассажирские и грузоперевозки. Симбиоз Китая и России в сфере международных транспортных коридоров, также, как и симбиоз пассажирских и грузовых перевозок на ВСМ могут создать огромный синергетиче-ский эффект как для стран-участниц, так и для всей Евразии по мере его развития.

Литература

1. Аэрофлот / Бронирование [Электронный ресурс]. URL: http://www.aeroflot.ru/ ru-ru/booking (4.02.2017)

2. Коммерсант / Россия осваивает новые маршруты экспорта продовольствия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/3220646 (12.02.2017)

3. РЖД / "Дочка" РЖД хочет доставлять в контейнерах из КНР в РФ товары e-commerce "Почты России" [Электронный ресурс]. URL: http://press.rzd.ru/smi/ public/ru? STRUCTURE_ID = 2&layer_id=5050&refererLayerId=5049&id=297261 (11.02.2017)

4. РЖД / Расписание, стоимость билетов. [Электронный ресурс]. URL: http://pass.rzd.ru (4.02.2017)

5. РЖД / РЖД считают нужным механизм адаптации к колее разной ширины у грузового поезда для ВСМ. [Электронный ресурс]. URL: http://press.rzd.ru/ smi/ public/ ru/press? STRUCTURE_ID = 2&layer_id=5 050&refererLayerId=5049 &id=297207 (5.02.2017)

6. Российская газета / Поезда набирают скорость [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/02/01/

pribyl-rzhd-za-2016-god-okazalas-vdvoe-bolshe-ozhidaemoj.html (1.02.2017)

7. ТАСС / ВСМ "Москва - Пекин" может пройти по двум вариантам. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/ekonomika/1728464 (1.02.2017)

8. Coto-Millan P., Casares P., Inglada, Economic assessment of railway policies: high speed or high- performance. A case of study. // The Open Transportation Journal. 2012. № 6. С. 23-30

9. Euro Carex / The european very high speed rail freight network. [Электронный ресурс]. URL: http://www.roissycarex.com/pdf/pressreview/112711760542_ carex-pressreview.pdf (5.02.2017)

10.Freightos / The iPhone 6s freight shhipping costs [Электронный ресурс].

URL: https://www.freightos.com/iphone-6s-freight-shipping-costs/ (18.02.2017)

11.Reuters / Amazon to start air delivery network with leasing deal. [Электронный ресурс]. URL: http://www.reuters.com/article/us-air-transport-sr-amazon-com-idUSKCN0WB1LA (11.02.2017)

12.Searates.com / Container shipping service. [Электронный ресурс]. URL: https://www.searates.com/ru/ (19.02.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.