Научная статья на тему 'Потенциал использования геймификации в сфере управления персоналом'

Потенциал использования геймификации в сфере управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕЙМИФИКАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / МОТИВАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / GAMIFICATION / PERSONNEL MANAGEMENT / MOTIVATION / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Когель Артём Сергеевич, Фенюк Анастасия Николаевна

В своей статье авторы рассматривают возможность использования механизмов геймификации в области управления персоналом. Внутренняя геймификация может использоваться в самых разных областях организации трудового процесса. Так, геймификация может помочь с поиском и отбором наёмных рабочих, адаптировать новых сотрудников, тем самым облегчив их переходный период. Геймификация отличный инструмент для обучения сотрудников, мотивации их к труду и увеличению эффективности их труда. Она подходит для командообразования персонала и приобщения сотрудников к корпоративной культуре компании. Тем не менее, нельзя забывать и о проработке процесса внедрения геймификации в деятельность компании. Геймификация это комплексное явление, внедрение которого требует постановки целей, определения способов их достижения, а также грамотной реализации и адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential use of gamification in the field of personnel management

In their article, the authors consider the possibility of using gamification mechanisms in the field of personnel management. Internal gamification can be used in various areas of the organization of the labor process. So gamification can help with the search and selection of wage workers, to adapt new employees, there by facilitating their transition period. Gamification is an excellent tool for training employees, motivating them to work and increasing the efficiency of their work. It is suitable for team building of personnel and familiarizing employees with the company's corporate culture. However, we should not forget about the elaboration of the process of introducing gamification in the company's activities. Gamification is a complex phenomenon, the introduction of which requires setting goals, determining ways to achieve them, as well as competent implementation and adaptation.

Текст научной работы на тему «Потенциал использования геймификации в сфере управления персоналом»

Потенциал использования геймификации в сфере управления персоналом The potential use of gamification in the field of personnel management

Когель Артём Сергеевич

Студент, ИТМО, Россия, Санкт-Петербург. e-mail: kogel.politology@gmail. com

Kogel Artyom Sergeevich

Student, IFMO, Russia, Saint-Petersburg. e-mail: kogel.politology@gmail.com

Фенюк Анастасия Николаевна

Студент, ИТМО, Россия, Санкт-Петербург. e-mail: anastasiyafenyuk@gmail.com

Fenyuk Anastasia Nikolaevna

Student, IFMO, Russia, Saint-Petersburg. e-mail: anastasiyafenyuk@gmail.com

Аннотация.

В своей статье авторы рассматривают возможность использования механизмов геймификации в области управления персоналом. Внутренняя геймификация может использоваться в самых разных областях организации трудового процесса. Так, геймификация может помочь с поиском и отбором наёмных рабочих, адаптировать новых сотрудников, тем самым облегчив их переходный период. Геймификация - отличный инструмент для обучения сотрудников, мотивации их к труду и увеличению эффективности их труда. Она подходит для командообразования персонала и приобщения сотрудников к корпоративной культуре компании. Тем не менее, нельзя забывать и о проработке процесса внедрения геймификации в деятельность компании. Геймификация -это комплексное явление, внедрение которого требует постановки целей, определения способов их достижения, а также грамотной реализации и адаптации.

Annotation.

In their article, the authors consider the possibility of using gamification mechanisms in the field of personnel management. Internal gamification can be used in various areas of the organization of the labor process. So gamification can help with the search and selection of wage workers, to adapt new employees, there by facilitating their transition period. Gamification is an excellent tool for training employees, motivating them to work and increasing the efficiency of their work. It is suitable for team building of personnel and familiarizing employees with the company's corporate culture. However, we should not forget about the elaboration of the process of introducing gamification in the company's activities. Gamification is a complex phenomenon, the introduction of which requires setting goals, determining ways to achieve them, as well as competent implementation and adaptation.

Ключевые слова: геймификация, управление персоналом, мотивация, адаптация.

Key words: gamification, personnel management, motivation, adaptation.

Регулярные изменения состояния рынка, усиление конкуренции за внимание покупателей, возрастающее давление потребителей на производителя, а также усложнившийся поиск и отбор наёмных рабочих в совокупности с новыми требованиями сотрудников к формированию условий труда побудили современные компании к поиску новых инструментов, повышающих конкурентоспособность организации. Одним из таких инструментов является геймификация [4].

В широком смысле под геймификацией понимается «использование игрового дизайна в неигровом контексте» [1]. Выделяют три вида геймификации: внутреннюю, внешнюю и геймификацию, которая призвана изменить поведение людей. Данная работа посвящена внутренней геймификации, которая используется компаниями для повышения производительности труда, совершенствования механизма управления персоналом и т.д. [2]. Таким образом, внутренняя геймификация может применяться для решения следующих задач:

Геймификация как инструмент рекрутинга. Задействование инструментов геймификации в рекрутинге позволяет решать сразу две важные задачи. Во-первых, геймификация помогает существенно снизить стоимость процесса отбора сотрудников. Во-вторых, работодатель уже на этапе отбора получает возможность выявить соискателей, наиболее соответствующих устоявшейся корпоративной культуре в компании. В описанных случаях механизмы геймификации обычно встраиваются как в тесты первичного отбора на должность, так и в задания, проверяющие необходимые компетенции и навыки отбираемых кандидатов.

Геймификация как инструмент адаптации сотрудников. Новым сотрудникам часто оказывается сложно приспособиться к новому месту работу или построить доброжелательные отношения со своими коллегами и стать частью коллектива. В то же время программа адаптации новых сотрудников, построенная на основе игровых элементов и механизмов, способствует более быстрой адаптации сотрудников к новым условиям труда.

Геймификация как инструмент мотивации персонала. Не удивительно, но именно компании, специализацией которых является разработка игр и программного обеспечения, самыми первыми поняли, что программы мотивации сотрудников, построенные на игровых механизмах, будут чрезвычайно востребованы в будущем. Геймификация помогает разнообразить рабочий процесс, внося развлекательность в обычно рутинные задачи, а также расширяет возможности менеджеров при формировании программ мотивации персонала. Наиболее часто встречающимися примерами использования геймификации в качестве инструмента мотивации являются платформы, которые начисляют сотрудникам компании баллы за выполненные ими задачи. Затем эти баллы могут быть обменяны работниками на установленные начальством награды, в число которых могут входить различные подарки или бонусы [4].

Однако следует учесть, что многие компании используют только лишь материальную мотивацию персонала, в то время как нематериальные аспекты мотивации остаются без внимания. Психологи придерживаются мнения, что в настоящее время поощрение сотрудников не может и не должно ограничиваться только надбавками к заработной плате. Для работников до 35 лет также очень важной является возможность самореализации, творческий подход к исполнению целей, личное время и внутренняя среда в коллективе. Поэтому, материальные и нематериальные способы мотивации должны использоваться сообща, только так удастся наиболее полно удовлетворить потребности персонала той или иной компании [5].

Геймификация как инструмент повышения эффективности обучения сотрудников. Нередко процесс обучения сотрудников бывает усложнён из-за непонятности программы обучения или нежелания сотрудников тратить время на неинтересную и неважную, по их мнению, лишнюю работу. В этом случае на помощь приходит геймификация, которая, во-первых, помогает вовлечь работников в процесс обучения без применения административного ресурса со стороны начальства. Во-вторых, развивает креативность в персонале, а также делает обратную связь между сотрудниками и менеджментом более эффективной.

Геймификация как инструмент командообразования и развития корпоративной культуры. Геймификация выступает отличным инструментом, который может использоваться для сплочения сотрудников, приобщения персонала к ценностям компании, формирования чувства преданности рабочих к компании и т.д. В данном случае задействуется целый набор игровых механик. Между сотрудниками устраиваются различные состязания и игры, также начальство организует мастер-классы, выездные мероприятия и т.д. для своего персонала. Всё это в конечном итоге стимулирует выстраивание устойчивых личных и деловых взаимоотношений между сотрудниками.

Геймификация как инструмент визуализации успехов и достижений сотрудников. Игровые механики нередко задействуются компаниями для визуализации достижений своих сотрудников. Для этой цели вводятся

различные рейтинги, доски почёта, лайки или комментарии, которые показывают полезность действия сотрудника и мотивируют его самого и его коллег к более плодотворной работе.

Геймификация как инструмент самореализации сотрудников в областях, напрямую не связанных с рабочим процессом. Так, некоторые компании, вводя возможность зарабатывания сотрудниками определённых баллов за свою деятельность, предусматривают необычные способы их расходования. Например, очки, заработанные сотрудниками компании IBM, могли быть потрачены на поддержку благотворительных программ.

Геймификация как инструмент стимулирования инновационного процесса в организации. В данном случае геймификация встраивается в систему стимулирования сотрудников к генерации новых идей, выбора лучших из них, а также поощрения совместной деятельности, что должно способствовать совершенствованию работы. Данная область применения геймификации удачно демонстрируется системой, разработанной Департаментом труда и пенсии Великобритании. Созданная онлайн платформа позволяет сотрудникам организации не только предлагать идеи по модернизации трудового процесса и голосовать за наиболее предпочтительные, но также и участвовать в их внедрении [4].

Таким образом, геймификация является эффективным способом увеличения вовлеченности персонала в рабочий процесс. Однако, не следует забывать, что геймификация - это комплексное явление, а не отдельные игровые элементы. Процесс внедрения геймификации должен начинаться с постановки бизнес-целей, организация должна определить, точно ли геймификация так необходима, или проблему можно решить методами, уже ставшими традиционными. Далее необходимо определить способы достижения целей и подобрать нужные инструменты, только после этого можно приступать к реализации и адаптации проекта [3]. Рациональное применение геймификации позволит не только добиться поставленных менеджментом целей, но и сделать сотрудников счастливее, так как «люди, которым хорошо на своем рабочем месте, обычно работают с большим энтузиазмом, чем те, для кого работа — просто способ зарабатывать на жизнь» [5].

Список используемой литературы:

1. Lucassen G., Jansen S. Gamification in Consumer Marketing - Future or Fallacy? // Procedía - Social and Behavioral Sciences (электронный ресурс).: URL https ://www. researchgate. net/publication/266204404_Gamification_in_Consumer_Marketing_-_Future_or_Fallacy (дата обращения 17.05.2019).

2. Вербах К, Хантер Д. Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса (электронный ресурс).: URL: https://www.mann-ivanov-ferber.ru/assets/files/bookparts/igrajte-i-pobezhdajte/Vovlekai_read_stamped.pdf (дата обращения 18.05.2019). С. 28 - 29.

3. Геймификация в бизнесе // iSpring. Ведущий разработчик технологий для корпоративного обучения (электронный ресурс).: URL https://www.ispring.ru/elearning-insights/gamification-to-business (дата обращения 22.05.2019).

4. Маркеева А.В. Геймификация в бизнесе: проблемы использования и перспективы развития // Лидерство и менеджмент. — 2015. — Т. 2. — № 3. — С. 169 - 190.

5. Штонда А. С. Геймификация как инструмент успешного управления персоналом // Бизнес -образование в экономике знаний. — 2017. — № 2(7). — С. 125 - 131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.