Научная статья на тему 'Потенциал использования джазовых чантов на уроках английского языка для формирования универсальных учебных действий'

Потенциал использования джазовых чантов на уроках английского языка для формирования универсальных учебных действий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
811
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Lingua mobilis
Область наук
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / TEACHING ENGLISH LANGUAGE / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ДЖАЗОВЫЙ ЧАНТ / JAZZ CHANT / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫЕ / PRONUNCIATION / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / LEXICAL AND GRAMMAR SKILLS / INTERSUBJECT CONNECTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочевых Надежда Владимировна

В статье рассматриваются достоинства применения джазовых чантов в процессе обучения английскому языку для развития произносительных и лексико-грамматических навыков школьников, направленное на формирование универсальных учебных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HE POTENTIAL OF JAZZ CHANTS USE IN TEACHING ENGLISH FOR BUILDING OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES

The article presents the advantages of jazz chants use in the process of teaching English for building pronunciation, lexical and grammar skills that aimed at forming and improvement of universal learning activities.

Текст научной работы на тему «Потенциал использования джазовых чантов на уроках английского языка для формирования универсальных учебных действий»

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

УДК 81’22

ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЖАЗОВЫХ ЧАНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Н. В. Кочевых

В статье рассматриваются достоинства применения джазовых чантов в процессе обучения английскому языку для развития произносительных и лексико-грамматических навыков школьников, направленное на формирование универсальных учебных действий.

Ключевые слова: преподавание английского языка, метапредметные связи, джазовый чант, произносительные, лексико-грамматические навыки.

В век компьютерных технологий учителю всё труднее удивить школьников и вовлечь в активную учебную деятельность на уроках. Следуя путем достижения современной цели образования, которая заключается в общекультурном, личностном, познавательном развитии учащихся, формировании совокупности универсальных учебных действий и ключевой компетенции образования - «научить учиться», современный учитель может активно использовать потенциал метапредметных связей дисциплины «Английский язык» с таким предметом как «Музыка». При учете специфики предмета «Английский язык», которая состоит в формировании коммуникативных компетенций, сделать урок познавательным, заинтересовать ученика, организовать активное взаимодействие возможно при применении песенного материала. Из личного опыта, использование джазовых чантов является эффективным средством совершенствования произносительных навыков. Джаз - род профессионального музыкального искусства. Сложился в результате синтеза элементов двух музыкальных культур - европейской и африканской [4. C. 241].

Важнейшие из черт джаза: основополагающая роль ритма, регулярный «бит», мелодичные акценты, простота музыкального сопровождения, динамичность. Джазовые чанты - это ритмическое выражение коротких разговоров, связанных с определенными ситу-

62

Лингвистика и перевод

ациями. Джазовый чант имеет черты песни и стихотворения. Также джазовый чант определяют как рифмованный текст под джазовые композиции. [1. C. 328]

Данный вид обучения был придуман американским педагогом, композитором и джазовой певицей Каролин Грэхем (Carolyne Graham) в 1960 году [3. C.56].

Джазовые чанты являются мощным дидактическим инструментом. Вних заложены механизмы, способствующие запоминанию. Содержание может включать популярные речевые обороты, фразы повседневного обихода, фразеологизмы и идиомы, различные грамматические конструкции и другие компоненты языка.

Следующий плюс джазовых чантов - использование для совершенствования произносительных навыков учащихся. Чанты - это подходящий материал для отработки ритма, интонации иноязычной речи, совершенствования произношения для решения задач использования английского языка как средства общения.

Джазовые чанты способствуют развитию музыкального слуха, так как музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку чантов с частыми повторами позволяет закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, особенности ритма и т. д.

В процессе закрепления изучаемого материала необходимо многократное повторение, проговаривание лексических единиц и речевых оборотов. Использование джазовых чантов позволяет данную решить проблему. При этом, многократное повторение не является искусственным.

При исполнении джазовых чантов учащиеся разбиваются на группы или работают всей группой. Стихотворение, музыкальное сопровождение в джазовом чанте могут сопровождаться движениями исполнителей, что позволяет вовлечь в активную работу всех, призывая взаимодействию. Музыкальное сопровождение снижает психологическую нагрузку, создает положительный настрой и поддерживает интерес к изучению языка.

Этапы работы с джазовыми чантами сходны с работой над песнями.

1. Установка на первое восприятие. Объяснение ситуации, которую представляет чант.

63

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

2. Первое музыкальное предъявление чанта.

3. Предъявление печатного текста с отработкой каждой линии чанта, заостряя внимание на трудных звуках или новых грамматических структурах.

4. Проверка понимания содержания (дословный перевод)

5. Фонетическая отработка чанта с использованием ритма (хлопками, притопыванием и т.д.).

6. Повторное прослушивание с опорой на текст.

7. Разделение класса на две или три группы для разыгрывания диалога чанта. [2. C. 1].

Применение джазовых чантов возможно на любом этапе уроке в зависимости от методической цели: для фонетической зарядки, на этапе введения, первичного закрепления лексического материала, отработки грамматического материала, как средство переключения внимания при смене видов деятельности, для физ.минуток, рефлексии и т.д.

В рамках как традиционных, так и интегрированных уроков завершить усвоение изученного материала возможно составлением джазового чанта по изучаемой теме самими учащимися, что позволит «увидеть и почувствовать» результат собственной деятельности и перейти к стадии применения полученной информации.

Таким образом, работа с чантами на уроке активна, энергична, положительно эмоционально окрашена, улучшаются произносительные навыки учащихся, закрепляются речевые обороты и грамматические структуры, что способствует более полному усвоению материала и обеспечивает личностное включение всех учащихся в процесс взаимного общения на уроке, создает условия для гармоничного развития личности и ее самореализации, способствует оптимизации учебного материала.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь / под ред. И. Лапиной, Е.

Маталиной. М. : Астрель, 2006.

1248 с.

2. Голубева, Л. М. Использование джазовых чантов как одна из техник совершенствования произносительных навыков учащих-

List of literature

1. Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' / pod red. I. Lapinoj, E. Matalinoj. M. : Astrel', 2006. 1248 s.

2. Golubeva, L. M. Ispol'zova-nie dzhazovyh chantov kak odna iz tehnik sovershenstvovanija proiznositel'nyh navykov uchashih-

64

Лингвистика и перевод

ся на среднем этапе обучения. URL: http://festival.1september.

m/articles/519268/

3. Леонард, Г. Джаз / пер. с англ. Т. Новикова. М. : Эксмо, 2012. 304 с.

4. Ожегов, С. И. Толковый словарь Ожегова / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд. М. : Азбуковник, 1999. 944 с.

5. Graham, Carolyne. Jazz Chants for Children: Teacher>s Edition. Oxford University Press, 2010.

sja na srednem jetape obuchenija. URL: http://festival.1september.

ru/articles/519268/

3. Leonard, G. Dzhaz / per. s angl. T. Novikova. M. : Jeksmo, 2012. 304 s.

4. Ozhegov, S. I. Tolkovyj slovar' Ozhegova / S. I. Ozhegov, N. Ju. Shvedova. 4-e izd. M. : Azbukovnik, 1999. 944 s.

5. Graham, Carolyne. Jazz Chants for Children: Teacher>s Edition. Oxford University Press, 2010.

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.