Научная статья на тему 'Потенциал информационных технологий в решении задач по повышению эффективности Федеральной службы судебных приставов'

Потенциал информационных технологий в решении задач по повышению эффективности Федеральной службы судебных приставов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1937
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (АСУ) / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРИНЦИПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА / ИНФОРМАЦИЯ / AUTOMATED CONTROL SYSTEM (ACS) / AUTOMATED EMPLOYEE APPRAISAL / ELECTRONIC ENFORCEMENT PROCEEDINGS / INFORMATION TECHNOLOGY LAW PRINCIPLES / INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шамков Николай Степанович

В статье описаны возможности информационных технологий в обеспечении эффективности деятельности службы судебных приставов, в том числе в сферах организационно-управленческой деятельности, принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов, а также в работе с кадрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шамков Николай Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information technologies’ potential in handling the tasks of raising the efficiency of the Federal Bailiff Service

The paper gives a description of the opportunities of information technologies in ensuring the efficient functioning of the Federal Bailiff Service, including in the fields of organisational and managerial activities, enforcement of acts issued by courts and other competent authorities, as well as working with personnel.

Текст научной работы на тему «Потенциал информационных технологий в решении задач по повышению эффективности Федеральной службы судебных приставов»

Шамков

Николай Степанович

Потенциал информационных технологий в решении задач по повышению эффективности Федеральной службы судебных приставов

Аннотация: в статье описаны возможности информационных технологий в обеспечении эффективности деятельности службы судебных приставов, в том числе в сферах организационно-управленческой деятельности, принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов, а также в работе с кадрами.

Ключевые слова: автоматизированная система управления (АСУ), автоматизированная аттестация, электронное исполнительное производство, принципы информационного права, информация.

Современный период развития России отмечен активным и повсеместным проникновением электронных технологий в быт ее граждан, в деятельность средств массовой информации, общественных организаций, хозяйствующих субъектов и государственных органов.

Если для отдельного человека эти технологии - технические средства, позволяющие оперативно получать широкий спектр информационных услуг, то для органов государственной власти - не только инструмент повышения эффективности делопроизводства, но и, как представляется, побудитель внедрения научных основ в организацию системы управления как необходимого условия успешной и всеобъемлющей автоматизации управленческих процессов.

Применительно к Федеральной службе судебных приставов (ФССП), осуществляющей функции как общего (административного) управления, так и функции управления процессом принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов (процессуально-правового регулирования), средства автоматизации указанных функций приобретают особую значимость, потому что от того, насколько своевременно, полно и правильно будут исполняться судебные решения, настолько

скорым и справедливым будет восприниматься обществом само правосудие.

Как справедливо отмечено А.В. Морозовым [4], в целом ряде учебно-практических пособий вопросы делопроизводства в системе государственного управления рассматриваются в отрыве от состояния и развитости самих систем управления, непосредственно влияющих как на эффективность делопроизводства, так и на эффективность управления.

Анализ результатов функционирования системы электронного документооборота (СЭД) показал, что данная система может облегчить процесс документирования существующего объема документооборота, ускорить доставку документов, однако не может его снизить, поскольку объем документов создается существующей практикой управления.

Практика внедрения СЭД в Федеральной службе судебных приставов позволяет сделать вывод о том, что в силу объема и сложности задач, возложенных законодательством Российской Федерации на судебных приставов, невозможно повысить эффективность принудительного исполнения судебных решений с помощью автоматизации одной лишь технологии делопроизводства.

В ходе изучения влияния СЭД на эффективность деятельности ФССП выявлено, в частности, следующее:

> применение электронного документооборота как технологии документационного обеспечения управления ограничено ее служебной ролью - обеспечением движения документов с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправления (сдачи в архив);

> влияние СЭД на эффективность осуществления таких управленческих функций, как анализ, планирование, координирование, организация, распорядительство, контроль исполнения с учетом уровня современного законодательного регулирования систем управления может оцениваться, по преимуществу, величиной скорости доставки управленческой информации.

Как представляется, эффективность деятельности той или иной организации зависит в основном от кадрового потенциала, потенциала организации управления, а также уровня использования средств автоматизации с целью облегчения труда персонала.

В настоящее время Федеральной службой судебных приставов решаются задачи по максимальной интенсификации работы судебных приставов посредством электронных технологий, а это значит, что данные технологии не могут не быть включены в процесс развития всех составляющих потенциала Службы, перечисленных выше (потенциала персонала, организации управления им и автоматизации работы персонала).

Как представляется, одним из основных движителей в развитии потенциала организации является автоматизированная система управления (АСУ). Структура АСУ, применительно к ФССП России, может включать подсистемы: «Административное управление», «Автоматизированная аттестация», «Электронное исполнительное производство».

Внедрению данной системы должна предшествовать работа по созданию информационно-технических и организационно-технологических условий. Информационно-технические условия внедрения АСУ составляют:

> наличие ведомственной сети системы электронного документооборота;

> наличие в организациях автоматизированных информационных систем (аналог Автоматизированной информационной системы

(АИС) ФССП России), способных обеспечивать статистическое наблюдение за объектами управления в режиме реального времени.

Одним из необходимых организационных условий внедрения подсистемы «Административное управление» является наличие централизованной (жесткой) системы управления, отвечающей требованиям к ее рациональности, стройности, гибкости, научности и эффективности.

Факторами, препятствующими внедрению АСУ при децентрализованной системе управления, могут быть следующие:

> осуществление функции анализа результатов деятельности самим объектом управления (перепоручение функции анализа);

> отсутствие комплексности при планировании действий;

> нереализованность координирующей функции;

> наличие одинаковых (дублирующих) функций, особенно контрольных, у ряда структурных подразделений одного и того же органа (искусственное дробление функций).

Автоматизацией могут быть охвачены такие основные управленческие функции, как анализ, планирование (прогнозирование), координация и контроль исполнения.

Необходимым элементом в создании программы автоматизированной системы управления является единый формат анализа, включающий как количественные, так и качественные показатели результатов деятельности за определенный период.

Названная система может обеспечить:

> условия для принятий качественных и своевременных управленческих решений;

> проведение системного комплексного анализа ситуации в рамках установленного формата, с последующим выведением на монитор руководителя организации результатов анализа объекта управления в режиме реального времени;

> конкретную направленность управленческих решений;

> минимизацию нагрузки на объект управления.

В качестве одного из средств повышения кадрового потенциала может служить программа автоматизированной аттестации работников.

Основными элементами подсистемы «Автоматизированная аттестация» являются:

> система электронного учета результатов работы исполнителя;

> система электронного учета предложений работника по совершенствованию деятельности

организации или отдельных ее подразделений;

> карьерная история работника, представляющая собой совокупность выполненных им работ за определенный период;

> критерии оценки работ по качеству и количеству за единицу времени;

> программа автоматизации оценки работника.

Организационные условия внедрения подсистемы «Автоматизированная аттестация» включают:

> систему персонифицированного исполнения работниками поручений в зависимости от их степени сложности (особо сложных, большой степени сложности, значительной степени сложности, средней степени сложности, простой сложности);

> систему персонального электронного учета объема и содержания выполненной исполнителем работы;

> систему электронного учета предложений работников организации, направленных на повышение эффективности ее деятельности;

> единый банк вакансий должностей государственных гражданских служащих;

> систему контроля сроков прохождения службы государственным гражданским служащим в одной должности с учетом требований к их ротации.

Система персонифицированного исполнения устанавливается правовым актом организации, определяющим порядок исполнения решений органов и должностных лиц.

Целью создания данной подсистемы является повышение эффективности и результативности деятельности государственных служащих, относящихся к разным группам должностей, обеспечение справедливого распределения между ними объема работ в зависимости от степени их важности и сложности, повышение качества исполнения документов, а также сокращение сроков доведения поручений и документов до исполнителя.

Результатом внедрения названной системы является создание режима личного исполнения должностными лицами персональных поручений в зависимости от степени сложности, а также персонифицированной ответственности за качество и результативность выполнения ими поручений.

Кроме того, внедрение подсистемы «Автоматизированная аттестация» создаст информационно-технологические условия для наибо-

лее полной реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», касающихся создания объективных и прозрачных механизмов конкурсного отбора кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы, включая проведение дистанционных экзаменов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и информационных технологий и формирования единой базы вакансий; расширения практики использования испытательного срока при замещении должностей государственной гражданской службы; формирования кадровых резервов посредством подбора, подготовки и карьерного роста кандидатов на замещение должностей государственной гражданской службы и их активное практическое использование; формирования перечня квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы на основе компетентност-ного подхода - в зависимости от конкретных должностных обязанностей и функций [1].

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, «Реализация указов - это не какой-то довесок к текущим задачам... Указы - это и есть стратегическая основа и база для работы всей системы власти» [2].

Одним из основных средств повышения эффективности деятельности в сфере исполнительного производства может являться система электронного исполнительного производства [3].

В процессе применения в подразделениях судебных приставов программного комплекса «ПК ОСП» стало очевидным, что автоматизация основных деловых процессов принудительного исполнения, включая автоматизированную подготовку свыше 300 видов процессуальных документов (постановления, акты, запросы, уведомления, предостережения и др.), а также автоматизация процедуры применения мер принудительного исполнения (арест и реализация имущества должников) не полностью решают проблемы, связанные с большой нагрузкой на судебных приставов.

В ходе использования АИС ФССП России в практике принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов более явственно обнажились проблемы, связанные с исполнением исполнительных листов, содержащих неопределенность в требованиях к должникам.

Данное обстоятельство создает определенные препятствия к внедрению электронного исполнительного производства.

Как показал анализ, к числу исполнительных листов, представляющих сложности для исполнения в автоматизированном режиме, относятся исполнительные листы, содержащие в основном следующие требования:

> о признании незаконным решения должностного лица органа местного самоуправления и обязании его устранить допущенные нарушения, принять законное решение;

> об обязании возместить расходы (без указания сумм);

> о наложении ареста на денежные средства без указания места их размещения (в порядке обеспечения иска).

На начальных этапах решения задач автоматизации исполнительного производства в качестве составляющих сферы применения автоматизированной информационной системы рассматривались:

> делопроизводственные процессы, направленные на снижение затрат служебного времени на учет, регистрацию, оформление процессуальных документов;

> процессы оперативного взаимодействия с органами и организациями в рамках обеспечения исполнительного производства (ФНС, ПФРФ, кредитные учреждения и др.);

> процессы взаимодействия с должниками и упрощения выполнения обязанными лицами своих действий в рамках исполнительного производства.

Вместе с тем, практическое использование информационных технологий в исполнительном производстве показало, что для повышения эффективности принудительного исполнения судебных актов необходимо охватить автоматизацией не только внутренние делопроизводственные процессы, но также и процессы, связанные с принятием судебных актов и выдачей их сторонам исполнительного производства.

При использовании традиционной формы исполнения (в бумажном виде) эти

проблемы так остро не ощущались, поскольку отсутствовала необходимость в описании логически выверенного, четко структурированного алгоритма исполнительных действий, моделирования рациональной системы деловых процессов.

В процессе разработки и принятия гражданско-процессуального и арбитражно-про-цессуального кодексов Российской Федерации, законодательства об исполнительном производстве, особенно в части, касающейся требований к исполнительным листам, условия, необходимые для обеспечения автоматизации процессов их принудительного исполнения, не учитывались. Законодательство принималось в период, когда информационные технологии не имели широкого распространения.

Как показывает практика внедрения электронных технологий, их потенциал вовсе не исчерпывается современными потребностями в автоматизации системы управления. Между тем отмечено, что реальное внедрение электронных технологий оказывает обратное положительное воздействие на существующую практику управления, побуждая к ее корректировке.

Кроме того, взаимовлияние информационных технологий и объектов автоматизации, с одной стороны, и развитие законодательства в сфере информации и информатизации по пути закрепления единых условий применения информационных технологий - с другой, как представляется, формируют следующие принципы информационного права: отраслевой принцип универсальности - основополагающие начала, закрепляющие единые условия применения информационных технологий в реализации правовых норм, регулирующих связанные между собой общественные отношения, а также межотраслевой принцип информатизационной совместимости - основополагающие начала, содержащие взаимообусловленный порядок реализации посредством информационных технологий правовых норм, регулирующих связанные между собой общественные отношения.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

2. Стенограмма выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на совещании у Президента Российской Федерации о ходе выполнения указов от 7 мая 2012 года №№ 596-606.

3. Морозов А. В. Концепция информатизации Министерства юстиции Российской Федерации, 1999. Утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 января 2000 года № 10.

4. Морозов А. В. Доклад на Державинских чтениях в РПА Минюста России, май 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.