Научная статья на тему 'Потенциал информационно-просветительных технологий в формировании личности на современном этапе развития общества'

Потенциал информационно-просветительных технологий в формировании личности на современном этапе развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
970
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATIONAL-EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / FORMATION OF THE PERSON / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березина Н. К.

В статье освещена проблема воздействия социально-культурной деятельности на формирование личности. Рассмотрены возможности информационно-просветительных технологий, которые являются мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействуя изменению ранее сформированных мотивов, ценностей, установок, что проявляется в их изменении, переосмыслении, переоценке и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Capacity of informational-educational technologies in formation of the person at the present stage of society development

In the article the problem of influence of social and cultural activity on formation of the person is covered. The article considers possibilities of the informational-enlightenment technologies which are a powerful tool of the influence on the person, one's world outlook, promoting change of the motives generated before, values, drives, which appears in its change, reconsideration, revaluation, etc.

Текст научной работы на тему «Потенциал информационно-просветительных технологий в формировании личности на современном этапе развития общества»

УДК 374

ПОТЕНЦИАЛ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

© Н.К. Березина

В статье освещена проблема воздействия социально-культурной деятельности на формирование личности. Рассмотрены возможности информационно-просветительных технологий, которые являются мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействуя изменению ранее сформированных мотивов, ценностей, установок, что проявляется в их изменении, переосмыслении, переоценке и т. п.

Ключевые слова: информационно-просветительные технологии; формирование личности; социально-культурная деятельность.

Проблема самореализации личности в сложных современных социально-экономических условиях многогранна и требует углубленного изучения места и роли индивида в жизни общества. Чтобы выполнить эту задачу, человеку необходимы условия для творческого и интеллектуального развития, самовыражения, самореализации в любом виде деятельности.

Социально-культурная деятельность является мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействуя изменению ранее сформированных мотивов, ценностей, установок и т. п., что проявляется в их изменении, переосмыслении, переоценке.

Современная трактовка понятия социально-культурная деятельность является производной от понятий «культурная деятельность», «социальная работа», «социальная педагогика» [1].

Социально-культурная деятельность, соответственно, может быть определена как интегративная многофункциональная сфера деятельности, одна из составляющих социально-культурной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, т. е. в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в фор-

мах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

- целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентаций и «возвышение» духовных потребностей;

- стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, т. е. умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

- создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения [1].

Сегодня социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения [2].

Методы социально-культурной деятельности - это система информационного и идейно-эмоционального воздействия; совокупность способов совместных действий организаторов и участников социально-культурной деятельности, направленных на решение конкретных просветительных, воспитательных и иных культуросозидающих задач.

В социально-культурной деятельности сегодня сложились три группы методов.

Первая группа - это методы формирования общественного сознания, которые включают в себя: информирование; разъяснение; комментирование; обобщение; внушение; заражение; убеждение.

Вторая группа - это методы вовлечения в социально-культурную деятельность, способствующие преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности. Эти методы предусматривают: включение в различные формы непрерывного просвещения; привлечение к разным видам любительского творчества; приучение к выполнению общественнокультурных функций; самоорганизацию; самоуправление; самообразование; самообслуживание; игру и т. д.

Значительную роль играет третья группа -методы стимулирования социально-культурной активности, которая включает в себя: положительный пример; соревнование; требование; общественное мнение; поощрение; перспективу; критику и самокритику.

Из приведенных выше методов формирования общественного сознания необходимо уточнить современное понимание таких терминов, как внушение и заражение. Внушение - это информационно-психологическое воздействие на отдельного человека или группу людей в процессе общения, рассчитанное на эмоциональное, некритическое восприятие информации и выраженных в ней мыслей, чувств и побуждений. Заражение -это информационно-психологический процесс передачи стереотипов поведения и эмоционального состояния от одного человека к другому неопределенной общности; форма интеграции групповой деятельности, основанная на спонтанно проявляющемся внутреннем механизме поведения и передаче через накал чувств и страстей психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом.

В двух значениях выступает и такое понятие, как убеждение. Мы рассматриваем убеждение как процесс информационнопсихологического воздействия. В этом случае убеждение - это основанное на законах логики сообщение, ставящее своей целью формирование, углубление и закрепление определенных знаний и вытекающих из них

позиций и отношений. Характеризуя методы вовлечения в социально-культурную деятельность, мы трактуем убеждение как качество личности, т. е. систему осознанных потребностей и высшую форму направленности личности, интегрирующую мировоззренческую позицию и побуждающую ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и жизненными ценностями.

Перечисление приведенных выше методов социально-культурной деятельности позволяет судить о широком диапазоне приемов и способов ее организации. Однако на практике эти методы, как правило, используются не автономно, а в системе, ибо процесс вовлечения человека в мир культуры можно считать завершенным лишь тогда, когда знания, усвоенные благодаря использованию первой группы методов, преобразовались в убеждения, нормы и принципы поведения посредством реализации второй группы методов. Что же касается методов стимулирования социально-культурной активности, то без них невозможно эффективно применить ни первую, ни вторую группы.

Принятые на вооружение социальнокультурной практики методы воздействия могут реализовываться лишь в единстве с ведущими средствами духовной жизни, образовывая определенные формы социальнокультурной деятельности как утвердившуюся на практике систему применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, в различные виды социального, научно-технического и художественного творчества.

Средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые используются работниками учреждений культуры и досуга в процессе производственной деятельности.

К ведущим средствам социально-культурной деятельности, в первую очередь, относятся: живое слово; искусство, образ; средства массовой информации; средства наглядной агитации и пропаганды; книги, музыкальные инструменты; технические средства: звукозаписывающая, звуковоспроизводящая,

проекционная и иная аппаратура и т. д.

Для успешного применения средств социально-культурной деятельности в практике организатора досуга исследователи советуют соблюдать ряд требований и правил:

- выбор средств всегда зависит от цели какого-либо мероприятия, воспитательной акции, именно цель определяет средство;

- количество и характер выбранных средств воздействия должны соответствовать художественно-постановочным задачам, недостаток средств и их избыток одинаково вредны;

- всякий избравший те или иные средства воспитатель должен в совершенстве владеть методикой их применения, знать их слабые и сильные стороны;

- имеющиеся в распоряжении средства «должны быть всегда под рукой и в полной исправности» [3].

В практике сложились эпизодические (лекции, экскурсии, вечера, гулянья, концерты, праздники и т. д.) и стабильные (клубы, кружки, инициативные группы, коллективы самодеятельного творчества, лектории и т. д.) формы социально-культурной деятельности.

Совокупный опыт этой деятельности изобилует различными формами ее организации. Они могут отличаться количественными параметрами вовлеченных в них людей, степенью активности их участников, богатством и разнообразием использованных средств, оригинальностью реализованных методов воздействия. Однако эффективность социально-культурных процессов предопределяется соответствием форм и содержания этой деятельности, ее целенаправленностью и научной обоснованностью.

Технологический подход к анализу современного состояния социально-культурной деятельности предполагает выявление совокупности основных методов, приемов и способов воздействия на социально-культурные потребности, интересы и ценностные ориентации различных социальных групп с целью формирования их социально-культурной активности через погружение в социально значимую культурно-досуговую практику.

Классификация технологий может осуществляться по самым разным основаниям: видам деятельности, характеру решаемых задач, уровням и сферам применения, объектам и другим параметрам.

По мнению основоположников теории социально-культурной деятельности Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова: «... технология -это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности»

[2]. Авторы предлагают следующую классификацию технологий социально-культурной деятельности:

- культуроохранные и культуротворческие технологии;

- рекреативные и образовательные технологии;

- социально-защитные технологии;

- управленческие технологии (социокультурный менеджмент);

- исследовательские технологии;

- проектные технологии;

- альтернативные (инновационные) технологии;

- коммуникационные и информационно-рекламные технологии;

- этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества.

Под технологией культурно-досуговой деятельности А.Д. Жарков понимает совокупность форм, методов, приемов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели. С точки зрения предметной деятельности под культурнодосуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект культурнодосуговой деятельности с целью формирования общественно-значимых качеств личности. Применение тех или иных технологий культурно-досуговой деятельности обусловлено предметными сферами действий профессиональных работников. При этом он отмечает, что типологизация технологий может быть осуществлена по различным основаниям, по видам, уровням, сферам применения.

Говоря о структуре технологии, следует отметить, что составными ее элементами должны служить:

- концептуальность, т. е. опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения поставленных целей;

- системность, которая заключается в логике и целостности процесса, взаимосвязи всех ее частей;

- управляемость, предполагающая компетентный анализ конкретной ситуации; разработку и реализацию проектов и программ; диагностику на определенных этапах развития процесса и способность варьировать средствами и методами для достижения результатов;

- эффективность современных технологий должна заключаться в конечных результатах и оптимальных затратах на их разработку и внедрение;

- и еще важный элемент технологии -это воспроизводимость разработанной технологии в других однотипных учреждениях и другими субъектами [3].

Широкий спектр современных социально-культурных и культурно-досуговых технологий является следствием смены социокультурной парадигмы и обновления содержания, подходов, менталитета социальнокультурной деятельности.

Как справедливо отмечает Е.В. Дома-ренко, «.отличительной особенностью технологий социально-культурной деятельности является то, что они создаются и существуют не только как способы сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей, норм, приемов организации содержательного досуга различных возрастных категорий, но и выступают как организующее ядро в формировании творческой активности и общественно-полезной практики личности, а значит, имеют общественный характер» [4].

Информационно-просветительные технологии - это технологии, направленные на привлечение внимания к коммуникации, достижение восприятия и адекватного усвоения информационного сообщения, сохранение информации в банке данных и ее использование для стимулирования активного обучения и практических действий.

Механизм осуществления информационных технологий: 1) привлечение внимания к коммуникации; 2) достижение восприятия и адекватного усвоения информационного сообщения; 3) интерпретация полученного

сообщения в заранее предусмотренном виде; 4) сохранение информации в банке данных для дальнейшего неоднократного использования; 5) использование информации для стимулирования активного обучения и практических действий; 6) убеждение получателя в необходимости действовать в соответствии с желанием отправителя информации.

Таким образом, технологии социальнокультурной деятельности являются мощным средством воздействия на личность, ее мировоззрение, содействуя изменению ранее сформированных мотивов, ценностей, установок и т. п., что проявляется в их изменении, переосмыслении, переоценке. Социально-культурная деятельность имеет в своей основе возможность привлечения человека к анализу своих потребностей как способа свободного выбора путей и форм раскрытия своего потенциала, своих дарований.

1. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: сб. ст. / ред. колл. Т.Г. Киселева, Б.Г. Мосалев, Ю.А. Стрельцов. М., 1999.

2. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. М., 2001.

3. Современные технологии социально-культурной деятельности / под науч. ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов, 2004.

4. Домаренко Е.В. Возрастные (дифференциальные) социально-культурные технологии. Орел, 2003. С. 4.

Поступила в редакцию 13.07.2009 г.

Berezina N.K. Capacity of informational-educational technologies in formation of the person at the present stage of society development. In the article the problem of influence of social and cultural activity on formation of the person is covered. The article considers possibilities of the informational-enlightenment technologies which are a powerful tool of the influence on the person, one’s world outlook, promoting change of the motives generated before, values, drives, which appears in its change, reconsideration, revaluation, etc.

Key words: informational-educational technologies; formation of the person; social and cultural activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.