Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ И РИСКИ СОПРЯЖЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА С ТУРЕЦКИМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ'

ПОТЕНЦИАЛ И РИСКИ СОПРЯЖЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА С ТУРЕЦКИМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
217
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ТУРКМЕНИСТАН / РОССИЯ / ЭНЕРГЕТИКА / ГАЗОВЫЙ ХАБ / ЮЖНЫЙ ГАЗОВЫЙ КОРИДОР / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОСТАВОК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Борисова Ольга Александровна, Реимбаев Иззат Икранович, Холов Суруш Холович

В связи с текущими геополитическими событиями необходимость диверсификации поставок энергоресурсов в Евросоюз стала крайне остро. После диверсии на обеих ветках газопровода «Северный поток» Россия и Турция разработали стратегию создания газового хаба с целью диверсификации поставок в ЕС. Формирование газового хаба стало центральным проектом для руководства страны. В статье рассматривается влияние Турции в Евроазиатском регионе, которое значительно возросло за последние годы. Отдельно авторы рассматривают деятельность Турции в рамках Организации тюркских государств, деятельность которой направлена на развитие социально-гуманитарных и экономических связей. Авторы отмечают, что значительные запасы газа в Туркменистане способствуют наращиванию интереса к этой стране со стороны Турецкой Республики. Потенциально часть добываемого газа может быть импортирована через Южный газовый коридор в турецкий хаб для дальнейшего распределения по странам ЕС. Однако сложности в строительстве Транскаспийского газопровода, связанные с нерешенным правовым статусом Каспийского моря, и долгосрочные контракты по добыче и поставке газа между Туркменистаном и Китаем не дают реализовать данный проект. Авторы делают выводы, что реальные перспективы формирования общеевропейского хаба в Турции достаточно туманны. Однако авторы указывают, что в случае резкого увеличения спроса на энергоресурсы в Евросоюзе возможна диверсификация поставщиков при взаимозамещении поставок из России и Туркменистана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL AND RISKS OF COMBINING THE INTERESTS OF THE COUNTRIES OF THE EURASIAN SPACE WITH TURKISH ENERGY PROJECTS

Due to the current geopolitical events, the need to diversify energy supplies to the European Union has become extremely acute. After the sabotage on both branches of the Nord Stream gas pipeline, Russia and Turkey have developed a strategy for creating a gas hub in order to diversify supplies to the EU. The formation of a gas hub has become a central project for the country's leadership. The article examines the influence of Turkey in the Eurasian region, which has increased significantly in recent years. Separately, the authors consider the activities of Turkey within the framework of the Organization of Turkic States, whose activities are aimed at the development of socio-humanitarian and economic ties. The authors note that significant gas reserves in Turkmenistan contribute to increasing interest in this country from the Turkish Republic. Potentially, part of the extracted gas can be imported through the Southern Gas Corridor to the Turkish hub for further distribution to EU countries. However, difficulties in the construction of the Trans-Caspian gas pipeline related to the unresolved legal status of the Caspian Sea, and long-term contracts for the production and supply of gas between Turkmenistan and China do not allow this project to be implemented. The authors conclude that the real prospects for the formation of a pan-European hub in Turkey are rather vague. However, the authors point out that in case of a sharp increase in demand for energy resources in the European Union, it is possible to diversify suppliers with the substitution of supplies from Russia and Turkmenistan.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ И РИСКИ СОПРЯЖЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА С ТУРЕЦКИМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ

DOI: 10.48137/26870703_2023_21_1_93

Ольга БОРИСОВА Иззат РЕИМБАЕВ Суруш ХОЛОВ

ПОТЕНЦИАЛ И РИСКИ СОПРЯЖЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ СТРАН ЕВРАЗИЙСКОГО

ПРОСТРАНСТВА С ТУРЕЦКИМИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМИ ПРОЕКТАМИ

Дата поступления в редакцию: 28.03.2023.

Для цитирования: Борисова О. А., Реимбаев И. И., Холов С. Х., 2023. Потенциал и риски сопряжения интересов стран евразийского пространства с турецкими энергетическими проектами. - Геоэкономика энергетики. № 1 (21). С. 93-107. DOI: 10.48137/26870703_2023_21_1_93

В связи с текущими геополитическими событиями необходимость диверсификации поставок энергоресурсов в Евросоюз стала крайне остро. После диверсии на обеих ветках газопровода «Северный поток» Россия и Турция разработали стратегию создания газового хаба с целью диверсификации поставок в ЕС. Формирование газового хаба стало центральным проектом для руководства страны.

В статье рассматривается влияние Турции в Евроазиатском регионе, которое значительно возросло за последние годы. Отдельно авторы рассматривают де-

БОРИСОВА Ольга Александровна, научный сотрудник отдела экономических исследований Института стран СНГ. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 119180, ул. Большая Полянка, 7/10, стр. 3. E-mail: [email protected]. SPIN-код: 2514-7730

РЕИМБАЕВ Иззат Икранович, магистр кафедры теории и истории международных отношений РУДН. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: [email protected].

ХОЛОВ Суруш Холович, магистр кафедры теории и истории международных отношений РУДН. Адрес: Российская Федерация, г. Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: [email protected].

Ключевые слова: Турция, Туркменистан, Россия, энергетика, газовый хаб, Южный газовый коридор, диверсификация поставок.

ятельность Турции в рамках Организации тюркских государств, деятельность которой направлена на развитие социально-гуманитарных и экономических связей. Авторы отмечают, что значительные запасы газа в Туркменистане способствуют наращиванию интереса к этой стране со стороны Турецкой Республики. Потенциально часть добываемого газа может быть импортирована через Южный газовый коридор в турецкий хаб для дальнейшего распределения по странам ЕС. Однако сложности в строительстве Транскаспийского газопровода, связанные с нерешенным правовым статусом Каспийского моря, и долгосрочные контракты по добыче и поставке газа между Туркменистаном и Китаем не дают реализовать данный проект.

Авторы делают выводы, что реальные перспективы формирования общеевропейского хаба в Турции достаточно туманны. Однако авторы указывают, что в случае резкого увеличения спроса на энергоресурсы в Евросоюзе возможна диверсификация поставщиков при взаимозамещении поставок из России и Туркменистана.

На текущий момент наблюдается значительная трансформация мирового энергетического ландшафта. Энергетическая матрица в некотором смысле является одним из фундаментов, на которых строится сегодняшний международный порядок [Якубов, 2023: 5]. Причиной изменения является существенное сокращение взаимодействия Российской Федерации (РФ) со странами Европейского союза (ЕС) в силу начала СВО на Украине. Странами ЕС было озвучено требование о прекращении зависимости от поставок российских энергоресурсов. В Европейский регион значительно увеличились поставки СПГ из США, что позволило сохранить им свою финансовую гегемонию. В связи с данными геополитическими событиями влияние Турецкой Республики (ТР) на мировых энергорынках значительно возросло [Pandemic, War, and Global Energy Transitions, 2022: 61], это может кардинально изменить логистику поставок и стать новым вектором в развитии мировых энергопотоков.

В мире существует три основных центра развития промышленного потенциала — Северная Америка, Восточная Азия и Европа. В прошлом эти три крупных промышленных центра в основном зависели от внешнего импорта при потреблении энергии. В последние годы Соединенные Штаты увеличили добычу нефти и природного газа в пределах своих границ и в настоящее время являются одним из крупнейших в мире производителей нефти, что в основном гарантирует их собственные потребности в промышленном производстве [ World Energy Outlook, 2022].

Восточная Азия и Европа, с другой стороны, по-прежнему нуждаются в импорте большого количества энергии. В Восточной Азии Китай, Япония и Южная Корея импортируют большое количество нефти из стран Ближнего Востока. В Европе наиболее важным источником импорта ископаемых являлась Россия, что обусловлено выгодным географическим положением. В 2022 г. зависимость Европы от России в отношении нефти, газа и угля достигла 29,0, 32,91 и 50,2 % соответственно (рис. 1).

Азербайджан Нидерланды

■ Катар

■ Алжир Норвегия

■ Другие 32.91%%

■ Канада

Мексика

Северная Африка Саудовская Аравия Ирак США

29% ■ Западная Африка

Рис. 1. Зависимость Европы от основных государств - экспортеров нефти и газа

(в процентах, 2022 г.)

Источник: составлено авторами на основании данных World Energy Outlook, 2022

Именно Европа столкнулась с кризисом в цепи поставок энергоносителей после начала проведения Россией специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г. До этого энергетическое сотрудничество между Россией и Европой оставалось тесным, и в 2022 г. планировалось ввести в эксплуатацию газопровод «Северный поток — 2». Однако украинский кризис нарушил планы и энергетическое сотрудничество между Россией и Европой трансформировалось из тесного в фактически прерванное [Misik, 2022: 10].

Географическая структура импорта энергоносителей в Европу в настоящее время существенно меняется, причем динамика структурных сдвигов будет зависеть от факторов геополитической напряженности и останется неустойчивой в среднесрочной перспективе. Но в действительности, как показывает опыт прошлого, для полноценного формирования цепочек поставок энергоносителей требуется значительный промежуток времени. Зачастую этот процесс может растянуться на десятилетия. Для Европы не представляется возможным создать новую, безопасную, эффективную и дешевую систему энергоснабжения за короткое время [Тодорова, 2022: 317]. В такой ситуации европейский спрос на энергетические ресурсы остается на нормальном уровне, однако должное предложение вовсе не гарантировано.

Природный газ является основным топливом для промышленного производства электроэнергии и промышленного сырья в Европе. Теперь, в

2.38°/%

Природный газ

4.26//

4.55//

19.75//

Нефть

6.70% М 8.80% __ 9.40%

12.20/ 13.70/

условиях заморозки газопровода «Северный поток — 1», промышленные мощности Европы столкнулись с кризисом оттока. С 2023 г. крупные европейские промышленные компании увеличили свои инвестиции в США и Китай. Большая часть вновь расширенных производственных мощностей была выведена из Европы, что в определенной степени отражает пессимизм европейского промышленного капитала в отношении решения будущего энергетического кризиса в регионе [Kasim, 2021].

Потенциал Турции как главного транзитного узла поставок энергетических ресурсов в Европу

После диверсии на обеих ветках газопровода «Северный поток» Россия и Турция разработали стратегию создания газового хаба, через который будут перемещены поставки российского газа с Балтики на юг Турции [ Charrel, 2022]. На территории республики планируется создать новые торговые площадки с целью реэкспорта газа. Кроме того, запланировано формирование инфраструктуры газовых хранилищ и наращивание объемов поставок газа по южному направлению, в котором могут принять участие не только Россия, но и Азербайджан, Алжир, Иран и Катар [Сваранц, 2023]. Следует выделить три причины, по которым РФ направила свои усилия по энергетическому развитию на сотрудничество с Турцией.

Первая причина заключается в уникальном географическом расположении Турции. Она полностью контролирует выход в Черное море и безопасность данного региона. В значительной степени черноморское побережье находится в руках Турции, и военные корабли США не могут войти в регион без согласования с турецкой властью [Republic of Turkey Gas Complex Development: 240].

Вторая причина заключается в том, что, несмотря на значительное влияние США в регионе, отстаивание собственных интересов остается для Турецкой Республики приоритетом. В связи с этим, несмотря на глобальное бойкотирование России, республика не только не разорвала экономические и энергетические отношения, но и планирует дальнейшее их развитие.

Третья причина заключается в том, что между Турцией и Россией уже существуют готовые энергетические трубопроводы — «Турецкий поток» и «Голубой поток», которые позволяют направлять газ напрямую из России в Турцию, не проходя через другие европейские страны [Kanapiyanova, 2021]. Смещение транзита с Украины в Турцию позволит улучшить общеевропейское энергетическое сотрудничество.

В текущих условиях Турецкая Республика может выступать в качестве конкурирующего хаба по перераспределению энергоресурсов. Несмотря на то что Азербайджан, Туркменистан, Ирак, Иран, Израиль и Кипр обладают значительными запасами газа, их сложные геополитические и

энергетическое отношения с ЕС препятствуют их развитию как ведущих поставщиков в регион и трансформации их в общеевропейский газовый хаб [Eken, 2022]. Однако эти государства предлагают другие стратегические активы, способные изменить ситуацию энергетического доминирования, по крайней мере в среднесрочной перспективе.

В последнее десятилетие Турция все чаще ассоциируется в международных политических и экономических дебатах с такими понятиями, как «энергетический коридор» и «энергетический узел» Очевидно, что такая характеристика Турции в основном обусловлена ее уникальным географическим положением на пересечении Кавказа, Центральной Азии, Ближнего Востока и Европы. Кроме того, международные дебаты о будущей роли Турции с точки зрения транзита энергоносителей в последнее десятилетие особенно сфокусировались на газе, сделав Турцию актуальной темой мировых, в частности европейских, газовых рынков.

Организация тюркских государств как инструмент влияния Турции на регион

В контексте анализа влияния Турецкой Республики на страны евразийского пространства видится необходимым рассмотреть межправительственное объединение — Организацию тюркских государств (ОТГ)2. Организация была оформлена в 2009 г., в ее состав входят Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Турция и Узбекистан. Венгрия, Северный Кипр и Туркменистан находятся в статусе наблюдателей. Основной целью ОТГ является налаживание социально-гуманитарного сотрудничества и экономических связей.

В ходе саммита Организации тюркских государств в 2021 г. была подписана Конвенция тюркского мира до 2040 г.3. Она охватывает сферы политики, безопасности, экономики, отраслевого развития и т. п. Кроме того, был учрежден Тюркский инвестиционный фонд (ТИФ), уставной капитал которого составил 500 млн долл. Цель создания ТИФ заключается в укреплении торгово-экономического сотрудничества, реализации совместных проектов при активизации экономического потенциала стран-участниц. Приоритетным направлением деятельности фонда станет поддержка малого и среднего бизнеса.

1 The First Trilateral Summit of the Presidents of Turkmenistan, Azerbaijan and Turkiye was held in the "Avaza" National Tourist Zone // https://www.mfa.gov.tm/en/news/3537, дата обращения 18.03.2023.

2 Organization ofTurkic States // https://www.turkicstates.org/tr, дата обращения 18.03.2023.

3 Turkic World Vision — 2040 // https://turkicstates.org/assets/pdf/haberler/turkic-world-vision-2040-2396-97.pdf, дата обращения 18.03.2023.

Организация тюркских государств активно вдет работу по развитию транспортно-логистической взаимосвязи между странами, отдельно отмечается важность расширения Транскаспийского международного коридора «Восток — Запад». Однако на данный этап его потенциал не раскрыт в должной мере, для увеличения пропускной способности коридора страны — члены ОТГ заключили ряд соглашений, направленных на упрощение таможенного коридора и создание международных комбинированных грузовых перевозок.

Несомненно, вопрос энергетики для ОТГ является одним из ключевых. Однако, несмотря на успех газопровода TANAP, относительно небольшие запасы ресурсов государств-членов не позволяют ОТГ стать весомым игроком на мировых энергорынках.

В этой связи для организации крайне важно налаживание взаимоотношений с Туркменистаном, который обладает большими свободными объемами газа.

Взаимоотношения Турции и Туркменистана в области энергетики

Туркменистан обладает четвертыми по величине запасами газа в мире после Ирана, России и Катара и за последние несколько лет установил «особые отношения» с Китаем, поставляя крупные объемы газа по газопроводу Центральная Азия — Китай (рис. 2) [Мигранян, 2021]. За 2022 г. Туркменистан экспортировал в Китай природный газ на сумму более 10 млрд долл., в феврале 2022 г. между странами был заключен договор о строительстве ветки Б, что позволит нарастить ежегодные поставки до 65 млрд куб. м. Кроме того, между странами было подписано соглашение, согласно которому ряд скважин нового газового месторождения «Галкыныш» будут обеспечены химической продукцией, приготовлением буровых растворов, оказанием инжиниринговых услуг по их эксплуатации и оснащены соответствующим оборудованием китайского концерна CNPC4. Однако взамен на обслуживание месторождений практически весь газ должен направляться в Китай. Тем не менее разведанные запасы газа в стране могут позволить осуществлять поставки и в ЕС, но для этого нужны разработки, которые невозможны без внешних инвестиций.

На данный момент в Туркменистане наблюдается значительный кризис инвестиций. В текущей геополитической ситуации из-за СВО США и ЕС не могут направлять свои инвестиции в регион и наращивать в стране свое влияние. А в связи с масштабным землетрясением в Турции (февраль

4 «Туркменгаз» и CNPC подпишут соглашения более чем на $106 млн // https://tass.ru/ екопош1ка/13564045, дата обращения 18.03.2023.

2023 г.) республика находится в тяжелом финансовом положении и не может направлять свои финансы на внешние проекты.

Рис. 2. Газопровод Центральная Азия - Китай

Источник: «Каспийский вестник»

Между Туркменистаном и Турцией на данный момент нет заключенных долговременных контрактов в сфере энергетики. Однако можно наблюдать некоторые подвижки в этом направлении.

Летом 2022 г. президентом Туркменистана С. Бердымухамедовым было подписано постановление о заключении контракта на проектирование и строительство солнечной и ветряной электростанций с турецкой компанией Qahk Enerji5. Мощность электростанции составит 10 МВт. Строительство началось летом 2022 г., ввод в эксплуатацию запланирован на январь 2024 г. Данная электростанция станет первым объектом зеленой энергетики в стране. Кроме того, турецкая компания должна проложить ЛЭП мощностью 100 кВт от электростанции «Сердар» в энергосистему страны.

В ходе внеочередного заседания Организации тюркских государств в Анкаре (март 2023 г.) председатель Народного собрания Г. Бердымухаме-дов заявил о готовности поставлять газ в Турцию. По его словам, для этого

5 Турецкая компания приступит в июле к строительству в Туркменистане солнечной и ветряной электростанции // https://turkmenportal.com/blog/48977/tureckaya-kompaniya-pristupit-v-iyule-k-stroitelstvu-v-turkmenistane-solnechnoi-i-vetryanoi-elektrostancii, дата обращения 18.03.2023.

необходимо укрепить нормативно-правовую базу и диверсифицировать собственные рынки сбыта. Также было объявлено о готовности Туркменистана стать полноправным членом ОТГ [Байриева, 2023].

Однако многие эксперты весьма скептически относятся к высказываниям бывшего туркменского президента. Существует позиция, что они были сделаны в рамках номинальной поддержки Турции и отдельно президента республики Р. Т. Эрдогана в преддверии выборов в стране.

Для Турции вовлечение туркменского газа в Южный газовый коридор является одной из важных задач, однако в связи со сложностями в реализации проекта Транскаспийского газопровода (ТКГ) планы республики необходимо пересмотреть (рис. 3, 4).

Южный газовый коридор

Л

Рис. 3. Южный газовый коридор

Источник: Gaz&Money

ТКГ является недостающим элементом Южного газового коридора, через который туркменский газ сможет попасть в Европу. Согласно планам, ТКГ должен быть проложен по дну Каспийского моря, его протяженность составит 300 км. Проектная мощность газопровода составляет 30 млрд куб. м в год, стоимость оценивается в 5 млрд долл.

Ключевой проблемой для реализации проекта ТКГ является сложность в правовом статуте Каспия. Несмотря на формальное подписание Конвенции о правовом статуте Каспийского моря, в Иране наблюдается значительное недовольство этим документом. Недовольство Ирана обуславливается невыгодным для него распределением ресурсов Каспия. Официальные лица страны неоднократно заявляли о готовности до конца бороться за

собственные интересы при распределении потенциала моря6. Парламент страны отказывается ратифицировать конвенцию без удовлетворения всех притязаний.

ГРУЗИЯ РОССИЯ КАЗАХСТАН

АЗЕРБАЙДЖАН к

|Сангачальскнн | • _ — - | •а! Туркменбаши [ 1____________'

¡| терминал ТУРКМЕНИСТАН

™ КАСПИЙСКОЕ МОРЕ

ИРАН

Рис. 4. Транскаспийский газопровод

Источник: «Каспийский вестник»

Необходимо отметить, что возможность увеличения влияния Ашхабада на региональном энергорынке вызывает значительное беспокойство у Ирана. Опираясь на экологический фактор, согласно которому строительство каких-либо объектов не должно нанести вред биологическому разнообразию моря, Иран на протяжении длительного времени блокирует реализацию ТКГ.

С целью наращивания собственного влияния на транскаспийский энергооборот в ноябре 2021 г. Тегеран заключил соглашения с Туркменистаном и Азербайджаном об осуществлении своповых поставок газа. По данному договору через Иран будет транспортировано от 1,5 до 2 млрд куб. м газа; по соглашению сторон с июня 2022 г. поставки были увеличены вдвое7.

Для Туркменистана использование газораспределительной станции Ирана достаточно выгодно, поскольку стране не придется вкладываться в строительство нового трубопровода. В случае наращивания своповых поставок газа реализация проекта ТКГ может быть сдвинута на неопределенный срок.

6 Ответ Зарифа о возникших сомнениях относительно доли Каспийского моря // Ы^:// www.alef.ir/news/3970524029.html, дата обращения 18.03.2023.

7 Иран, Азербайджан и Туркмения подписали соглашение о своповых поставках газа // https://tass.ru/ekonomika/13048925, дата обращения 18.03.2023.

В текущих геополитических условиях, когда основное внимание переключается на развитие энергорынка на Востоке, Туркменистан становится точкой пересечения интересов России и Турции. Для Анкары обширные запасы газа республики являются инструментом наращивания собственного влияния как общеевропейского хаба. Россия видит Туркменистан как дополнительный выход на рынки Китая и Индии.

Однако фактически объем поставок, а также направление движения товарного потока пока останутся в пределах действующих газопроводов. Могут быть увеличены объемы поставок, диверсификация поставщиков и покупателей газа при условии достижения многосторонних (двусторонних) соглашений между странами региона. При согласовании объектов и условий поставок газа между «Газпромом» и «Туркменгазом» возможно наращивание поставок газа из России в Китай, на условиях взаимозамещения те же объемы могут быть перенаправлены в Турцию как туркменские поставки.

Заключение

В условиях постоянных геополитических перемен, которые не могут не отражаться на экономической составляющей международных отношений, вопрос стабильного энергоснабжения стоит достаточно остро. Для такого крупного потребителя энергоресурсов, как ЕС, диверсификация импорта становится крайне острым вопросом.

Одним из выходов из вероятного кризиса может быть трансформация Турции в единый общеевропейский хаб, для руководства страны это также является одним из приоритетных проектов. Для создания хаба Турции необходимо развитие новых договоренностей в сфере энергетики, в том числе со странами Евроазиатского региона, в первую очередь с Туркменистаном. Однако, несмотря на заявления туркменских властей о готовности наращивать взаимоотношения с Турцией в данном вопросе, пока реальных шагов в этой сфере не предпринимается. Туркменистан связан долгосрочными проектами с Россией и Китаем, а собственных финансовых ресурсов для налаживания плотных отношений с Турцией у него недостаточно.

Реальные перспективы по формированию общеевропейского хаба в Турции могут быть весьма туманны, поскольку для этого необходимо заключение множества международных договоров, строительство и ввод в эксплуатацию новых дорогостоящих трубопроводов.

Вместе с тем необходимо понимать, что в случае резкого увеличения спроса на поставки газа в ЕС возможна диверсификация поставщиков при взаимозамещении поставок из России и Туркменистана.

Список литературы

Мигранян А. А., 2021. Внешнеэкономическая политика Туркмении: итоги десятилетия // Геоэкономика энергетики. № 1 (13). С. 49—66. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_13_1_43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тодорова Р. В., 2022. Энергетическая безопасность Европейского Союза: проблемы и риски обеспечения / Р. В. Тодорова // Политическое пространство и социальное время: Власть символов и память поколений: Сб. науч. тр. XXXVIII Междунар. Харак. форума, Ялта (2—5 ноября 2021 года). Симферополь: Изд-во Тип. «Ариал». С. 317—322.

Якубов И. Х., 2023. Подрыв газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2» как угроза энергетической безопасности на постсоветском пространстве // Постсоветские исследования. Т. 6. № 1. С. 20—29.

Eken E, 2022. Can Turkey become a gas hub? // World Economy and International Relations. Vol. 66. No. 9. Pp. 55-63. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-9-55-63.

Kasim K, 2021. The Impact of Azerbaijan-Turkmenistan Energy Cooperation on The Caspian Energy Security // Abant Sosyal Bilimler Dergisi. Vol. 21 (3). Pp. 945-960 // https://doi.org/10.11616/asbi.971680.

Khalova G. O, Sopilko N. Y., Illeritsky N. I., 2018. Republic of Turkey Gas Complex Development: Problems and Prospects // International Journal of Energy Economics and Policy. No. 9 (1). Pp. 237-243. DOI: 10.32479/ijeep.7344.

Misik M, 2022. The EU needs to improve its external energy security // Energy Policy. Vol. 165. DOI: 10.1016/j.enpol.2022.112930.

Zakeri B, PaulavetsK., Barreto-Gomez. L., et al, 2022. Pandemic, War, and Global Energy Transitions // Energies. 15. 6114. https://doi.org/10.3390/ en15176114.

Сваранц А., 2023. Российский газовый хаб в Турции — выгодная реальность // https://ru.journal-neo.org/2023/03/17/rossijskij-gazovyj-hab-v-turczii-vygodnaya-realnost/, дата обращения 18.03.2023.

Байриева К, 2023. Три козыря Аркадага. Гурбангулы Бердымухамедов на саммите Организации тюркских государств пообещал Эрдогану газ и Нобелевскую премию // https://www.ng.ru/vision/2023-03-20/5_8684_summit.html, дата обращения 23.03.2023.

Charrel M, 2022. Europe trails behind China and the US on industrial investments // https://www.lemonde.fr/en/economy/article/2022/12/13/industrial-investment-europe-is-lagging-behind-china-and-the-united- states_6007536_19.html, дата обращения 18.03.2023.

Kanapiyanova Zh, 2021. Turkey-Russia Energy Cooperation on Natural Gas // https://www.eurasian-research.org/publication/turkey-russia-energy-cooperation- on-natural-gas/, дата обращения 18.03.2023.

^уркменгаз» и CNPC подпишут соглашения более чем на $106 млн // https:// tass.ru/ekonomika/13564045, дата обращения 18.03.2023.

Иран, Азербайджан и Туркмения подписали соглашение о своповых поставках газа // https://tass.ru/ekonomika/13048925, дата обращения 18.03.2023.

Ответ Зарифа о возникших сомнениях относительно доли Каспийского моря // https://www.alef.ir/news/3970524029.html, дата обращения 18.03.2023.

Турецкая компания приступит в июле к строительству в Туркменистане солнечной и ветряной электростанции // https://turkmenportal.com/blog/48977/ tureckaya-kompaniya-pristupit-v-iyule-k-stroitelstvu-v-turkmenistane-solnechnoi-i-vetryanoi-elektrostancii, дата обращения 18.03.2023.

Organization of Turkic States // https://www.turkicstates.org/tr, дата обращения 18.03.2023.

The First Trilateral Summit of the Presidents of Turkmenistan, Azerbaijan and Turkiye was held in the "Avaza" National Tourist Zone // https://www.mfa.gov.tm/ en/news/3537, дата обращения 18.03.2023.

Turkic World Vision — 2040 // https://turkicstates.org/assets/pdf/haberler/turkic-world-vision-2040-2396-97.pdf, дата обращения 18.03.2023.

Will a Turkish Gas Hub Solve Eurasia's Energy Troubles? // https://jamestown.org/ program/will-a-turkish-gas-hub-solve-eurasias- energy-troubles.

World Energy Outlook 2022 // https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2022, дата обращения 18.03.2023.

BORISOVA Olga A., Researcher at the Department of Economic Research of the Institute of CIS Countries.

Address: Russian Federation, Moscow, 119180, Bolshaya Polyanka str., 7/10, b. 3.

E-mail: [email protected] SPIN-code: 2514-7730

REIMBAYEV Izzat I., Master Degree Student, RUDN.

Address: 6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russian Federation.

E-mail: [email protected]

KHOLOV Surush Kh., Master Degree Student, RUDN.

Address: 6, Miklukho-Maklaya str., Moscow, 117198, Russian Federation.

E-mail: [email protected]

THE POTENTIAL AND RISKS OF COMBINING THE INTERESTS OF THE COUNTRIES OF THE EURASIAN SPACE WITH TURKISH ENERGY PROJECTS

DOI: 10.48137/26870703_2023_21_1_93 Received: 28.03.2023.

For citation: Borisova O. A., Reimbayev I. I., Kholov S. Kh., 2023. The Potential and Risks of Combining the Interests of The Countries of The Eurasian Space with Turkish Energy Projects. - Geoeconomics of Energetics. № 1 (21). P. 93-107. DOI: 10.48137/26870703_2023_21_1_93 Keywords: Turkey, Turkmenistan, Russia, energy, gas hub, Southern Gas Corridor, diversification of supplies.

Abstract

Due to the current geopolitical events, the need to diversify energy supplies to the European Union has become extremely acute. After the sabotage on both branches of the Nord Stream gas pipeline, Russia and Turkey have developed a strategy for creating a gas hub in order to diversify supplies to the EU. The formation of a gas hub has become a central project for the country's leadership.

The article examines the influence of Turkey in the Eurasian region, which has increased significantly in recent years. Separately, the authors consider the activities of Turkey within the framework of the Organization of Turkic States, whose activities are aimed at the development of socio-humanitarian and economic ties. The authors

note that significant gas reserves in Turkmenistan contribute to increasing interest in this country from the Turkish Republic. Potentially, part of the extracted gas can be imported through the Southern Gas Corridor to the Turkish hub for further distribution to EU countries. However, difficulties in the construction of the Trans-Caspian gas pipeline related to the unresolved legal status of the Caspian Sea, and long-term contracts for the production and supply of gas between Turkmenistan and China do not allow this project to be implemented.

The authors conclude that the real prospects for the formation of a pan-European hub in Turkey are rather vague. However, the authors point out that in case of a sharp increase in demand for energy resources in the European Union, it is possible to diversify suppliers with the substitution of supplies from Russia and Turkmenistan.

References

Mihranyan A. A., 2021. Turkmenistan's Foreign Economic Policy: Results of The Decade // Geoeconomics of Energetics. No. 1 (13). Pp. 49-66. DOI: 10.48137/2687-0703_2021_13_1_43. (In Russ.)

Todorova R. V, 2022. Energy security of the European Union: problems and risks of ensuring // Political space and social time: The power of symbols and the memory of generations: A collection of scientific papers of the XXXVIII international Charak forum, Yalta, November 2-5, 2021. Simferopol: Publishing House Printing House «Arial». Pp. 317-322. (In Russ.)

YakubovI. H, 2023. The undermining of the Nord Stream and Nord Stream — 2 gas pipelines as a threat to energy security in the post-Soviet space // Post-Soviet studies. Vol. 6. No. 1. Pp. 20—29. (In Russ.)

Eken E., 2022. Can Turkey become a gas hub? // World Economy and International Relations. Vol. 66. No. 9. Pp. 55—63. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-9-55-63. (In Eng.)

Kasim K, 2021. The Impact of Azerbaijan-Turkmenistan Energy Cooperation on The Caspian Energy Security // Abant Sosyal Bilimler Dergisi. Vol. 21 (3). Pp. 945—960. https://doi.org/10.11616/asbi.971680. (In Eng.)

Khalova G. O, Sopilko N. Y., Illeritsky N. I., 2018. Republic of Turkey Gas Complex Development: Problems and Prospects // International Journal of Energy Economics and Policy. No. 9 (1). Pp. 237—243. DOI: 10.32479/ijeep.7344. (In Eng.)

Misik M, 2022. The EU needs to improve its external energy security // Energy Policy. Vol. 165. DOI: 10.1016/j.enpol.2022.112930. (In Eng.)

Zakeri B, Paulavets K, Barreto-Gomez L, et al, 2022. Pandemic, War, and Global Energy Transitions // Energies. 15. 6114. https://doi.org/10.3390/ en15176114. (In Eng.)

SvarantsA, 2023. Russian gas hub in Turkey — profitable reality // https://ru.journal-neo.org/2023/03/17/rossijskij-gazovyj-hab-v-turczii-vygodnaya-realnost /, accessed 18.03.2023. (In Russ.)

Bayrieva K, 2023. Arkadag's three trump cards. Gurbanguly Berdimuhamedov promised Erdogan gas and a Nobel Prize at the summit of the Organization of Turkic States // https://www.ng.ru/vision/2023-03-20/5_8684_summit.html, accessed 23.03.2023. (In Russ.)

Charrel M, 2022. Europe trails behind China and the US on industrial investments // https://www.lemonde.fr/en/economy/article/2022/12/13/industrial-investment-europe-is-lagging-behind-china-and-the-united-states_6007536_19.html, accessed 18.03.2023. (In Eng.)

Kanapiyanova Zh, 2021. Turkey-Russia Energy Cooperation on Natural Gas // https://www.eurasian-research.org/publication/turkey-russia-energy-cooperation- on-natural-gas/, accessed 18.03.2023. (In Eng.)

Turkmengaz and CNPC to sign agreements for more than $106 million // https:// tass.ru/ekonomika/13564045, accessed 03.18.2023. (In Russ.)

Iran, Azerbaijan and Turkmenistan signed an agreement on swap gas supplies // https://tass.ru/ekonomika/13048925, accessed 03.18.2023. (In Russ.)

Zarifs answer about doubts about the share of the Caspian Sea // https://www.alef. ir/news/3970524029.html, accessed 03.18.2023. (In Russ.)

Turkish company to start construction of solar and wind power plants in Turkmenistan in July // https://turkmenportal.com/blog/48977/tureckaya-kompaniya-pristupit-v-iyule-k-stroitelstvu-v-turkmenistane-solnechnoi-i-vetryanoi-elektrostancii, accessed 03.18.2023. (In Russ.)

Organization of Turkic States // https://www.turkicstates.org/tr, accessed 18.03.2023. (In Eng.)

The First Trilateral Summit of the Presidents of Turkmenistan, Azerbaijan and Turkiye was held in the "Avaza" National Tourist Zone // https://www.mfa.gov.tm/ en/news/3537, accessed 18.03.2023. (In Eng.)

Turkic World Vision — 2040 // https://turkicstates.org/assets/pdf/haberler/turkic-world-vision-2040-2396-97.pdf, accessed 18.03.2023. (In Eng.)

Will a Turkish Gas Hub Solve Eurasia's Energy Troubles? // https://jamestown.org/ program/will-a-turkish-gas-hub-solve-eurasias- energy-troubles/. (In Eng.)

World Energy Outlook 2022 // https://www.iea.org/reports/world-energy-outlook-2022, accessed 18.03.2023. (In Eng.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.