Научная статья на тему 'Потенциал и пути развития международного экотуризма в Бухарском регионе Узбекистана'

Потенциал и пути развития международного экотуризма в Бухарском регионе Узбекистана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
190
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОТУРИЗМ / ECOTOURISM / ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА / TOURISM INDUSTRY / ТУРИСТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / TOURISM RESOURCES / НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ ПУСТЫНЬ / NATIONAL MUSEUM OF DESERT / ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТИПЫ ПУСТЫНЬ / GENETICAL TYPES OF DESERTS / ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ / HISTORICAL-ARCHITECTUAL MONUMENTS / ТУРИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / TOURIST CULTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Хидирова Гавхар Рустамовна

В статье выдвигается и обосновывается идея о создании в городе Бухаре национального музея пустынь для развития экологического туризма в Узбекистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Хидирова Гавхар Рустамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал и пути развития международного экотуризма в Бухарском регионе Узбекистана»

- Сбор информации о возможных вариантах решения проблемы.

- Оценка вариантов, предложенных различными банками.

- Выбор наилучших вариантов и осуществление контактов (переговоров) с банками.

- Принятие решения о заключении договора с конкретным банком о покупке у него продукта (услуги).

Нетрудно заметить, что специфика поведения потребителей (факторов, формирующих их спрос), самих банковских товаров и условий их предоставления требуют особых подходов к выбору концепции управления маркетингом. Во-первых, потребители банковских продуктов и услуг предъявляют спрос на товары особого рода, предоставляющие им возможность сохранять и приращивать вложенные в банк платежные средства. Эти товары, как никакие другие, связаны с рисками их неполучения или недополучения.

Во-вторых, банковские продукты (услуги) обязательно должны содержать такой важный компонент, как информационное и консультативное обслуживание.

В-третьих, в связи с указанными рисками и информационными потребностями предоставляемые банком услуги должны сопровождаться постоянным контактом с клиентами, причем эти контакты не должны быть формальными и ограничиваться во времени и пространстве, а осуществляться в любое время, в любом месте с доверенным лицом банка.

Литература

1. Годин И. М. Стандартные платежные процедуры как ключевой фактор развития мобильной коммерции, 2013 г. 7 с.

2. Попова Н. Ю. Банковский маркетинг, 2004 г. 103 с.

3. Тагирбеков К. Р. 2005. 510 с.

Потенциал и пути развития международного экотуризма в Бухарском регионе Узбекистана Хидирова Г. Р.

Хидирова Гавхар Рустамовна /Xidirova Gavxar Rustamovna - соискатель, кафедра экономики, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье выдвигается и обосновывается идея о создании в городе Бухаре национального музея пустынь для развития экологического туризма в Узбекистане.

Abstract: discussed an idea of the creation of national desert museum at the Bukhara city to develop the ecological tourism in Uzbekistan.

Ключевые слова: экотуризм, индустрии туризма, туристические ресурсы, национального музея пустынь, генетические типы пустынь, историко-архитектурные памятники, туристическая культура.

Keywords: ecotourism, tourism industry, tourism resources, national museum of desert, genetical types of deserts, historical-architectual monuments, tourist culture.

В настоящим время туризм является перспективной социально-экономической сферой устойчивого развития экономики стран мира. Следует отметить, что туризм есть индикатор, определяющий социально-экономическую развитость, а также социальное спокойствие и достаток отдельных государств. Поэтому если в государстве и у близких к

нему соседей нет мира, спокойствия и семейного достатка, потребность в туризме отпадает. Человек склонен обогащать свой духовный мир тогда, когда его окружают спокойствие и блогополучие. По этой причине туризм, в частности экотуризм, зародился вначале в развитых странах и стал сравнительно быстро развиваться. В настоящее время валовой внутренний доход, получаемый от туризма, составляет 10% мировой экономики, а в некоторых странах доля этого показателя составляет 60-70%.

В экономике Узбекистана туризм занимает специфическое место. В 2014 году доля туризма в ВВП страны составила свыше 2 %. Обьём туристических услуг составил 750 млн долларов, занятость людей в данной сфере достигла 250 тыс. человек, а количество иностранных туристов, посетивших страну, составило 2,5 млн. человек. Но, несмотря на это, для развития туристического рынка в Узбекистане имеются огромные возможности. Начиная с первых лет приобретения независимости в Узбекистане, непрерывно осуществляются конкретные меры по созданию правовых и организационных основ развития национального туризма.

Прохождение в октябре 2014 года 99 й сессии Исполнительного совета Всемирной туристической организации ООН в городе Самарканде явился историческим событием признания туристического потенциала Узбекистана и стало подтверждением о необходимости дальнейшего ускоренного развития национального туризма [1, с. 65]. Вышеизложенные данные диктуют разработку стратегических основ дальнейшего развития индустрии туризма в Узбекистане, соответствующих международным стандартам. Известно, что туристические ресурсы (потенциал) связаны с творением природы, а также разумом и предпринимательской деятельностью самого человека.

Чудесные древние искусственно созданные историко -архитектурные памятники, независимо от того, в каком регионе они созданы, гормонично сочетаются с их окружающей природой. Несмотря на то, что эти древние историко-архитектурные памятники, в том числе «Семь чудес» мира, в своё время были построены не для туристических целей, на сегодняшный день они превратились в центры международного туризма.

Более 70% территории Узбекистана находится в пределах засушливой, то есть в пустынной и полупустынной зоне. На этой равнинной и предгорной территории распространены все генетические типы пустынь, характерной для Центральной Азии. Жизнь, быт, семейный уклад, традиции, духовные ценности производственная деятельность, населяюших её народов, гармонично сочетаются с природными условиями и ресурсами этой весьма оригинальной зоны.

В целях дальнейшего развития местного и международного туристического рынка нами предлагается идея-проект создания национального музея пустынь в городе Бухаре. Эта идея имеет следующие научно-практические основы:

1) город Бухара является географическим (территориальным) центром пустынь, распространенных в различных областях Узбекистана;

2) в действующих природоведческих, частично в республиканском музее природы и областных краеведческих музеях пустынная тематика освещена не комплексно, носит частичный, фрагментарный характер;

3) в пределах Бухарской области распространены все генетические типы пустынь (песчаные, каменистые, песчано-галичниковые, гипсовые, такырные, солончаковые и др.), характерные для территории Узбекистана [2, с. 318. 3, с. 212];

4) город Бухара как жемчужина Востока расположена в центре всемирно известного туристического кольца Узбекистана «Самарканд - Бухара - Хива». Имеющиеся в этом регионе историко-архитектурные памятники, духовные, культурные ценности, народные традиции и созданные отрасли сельского хозяйства, пастбищное скотоводство (овцеводство, каракулеводство, верблюдоводство), ремесленничество, ирригационно-мелиоративная система являются национально-региональным эталонным обьектом для международного туризма;

5) Бухарско-Каракульский оазис, то есть орошаемая зона, в течение почти ста лет (1850-1941годы) переживал «наступление подвижных песков». В результате более 100 тыс. гектаров орошаемых земель остались под песками. Против этой природной катастрофы велась борьба. В результате пескоукрепительных работ был создан «Бухарский зелёный заслон» на площади более 150 тыс. гектаров, то есть лесопосадки из саксаула, кандыма и черкеза. На сегоднящий день эти пустынные леса с площадью 197 тыс. гектаров, протяженностью более 100, а шириной 10 км окружают с севера орощаемые земли и защищают их от горячих ветров, песчаных заносов, поступающих из глубинных районов пустыни. Эти уникальные природно-рукотворные обьекты, несомненно, вызывают необычный интерес у зарубежных туристов;

6) недалеко от Бухары (40 км) функционирует едиственный в своём роде не только в Узбекистане, но и в Центральной Азии экоцентр «Джайран». В настоящее время в экоцентре разводят животных, внесенных в «Красную книгу» Узбекистана, таких как джайран, лощадь Пржевальского, кулан Туркменский, Бухарский баран, винторогий козёл и др. Этот уникальный обьект является феноменальным уголком для рекреации и экологического туризма [4, с. 365-367];

7) в Бухаре созданы определённые условия и инфраструктуры для приёма и обслуживания иностранных туристов. Также сформирована у местных жителей желаемая туристическая культура по соблюдению национальной этики и эстетики.

Предлагаемая нами идея-проект создания «Бухарского национального музея пустынь» будет единственным в своем роде, в Центральной Азии, подобный музей предназначен выполнять функцию уникального научно-культурного экологического центра, отражающего всё многообразие пустынь Аральского бассейна.

Следует отметить, что создание данного национального музея пустынь, отвечающего мировым стандартам, требует огромных средств, организационых и патриотических усилий. Необходимо составить точные технико-экономические расчёты проекта музея, определить донорские организации, зарубежных инвестров, а также отечественных предпринимателей. Государство, наряду с созданием благоприятной предпринимательской среды, должено вносить свой вклад в формирование транспортно-инженерной инфраструктуры и других.

Идею создания национальною музея пустынь следует подключить к международному проекту нового формирования «Великого шелкового пути».

Кроме того, данная идея гармонично сочетается с мероприятиями по осуществлению в Узбекистане программы ООН по устойчивому развитию до 2030 года, принятой в сентябре 2015 года. Нет сомнения в том, что создание «Бухарского национального музея пустынь», сыграет в будущем важную роль в развитии туристического рынка в Узбекистане и ещё больше укрепит статус нашего государства в мировом сообществе.

Литература

1. Аминжонова М. «Семь чудес». Ташкент, изд. «Молодая гвардия», 1978. 65 с. (на узбекском языке).

2. Бабаев А. Г., Зонн И. С., Дроздов Н. Н., Фрейкин З. Г., «Природа мира. Пустыни». Москва, изд. «Мысль», 1986 г. С. 318.

3. Назаров И. К. Основные проблемы географической науки. Ташкент «Мухаррир», 2013. 212 с. (на узбекском языке).

4. Хидирова Г. Р. Бухарский экоцентр «джейран» - уникальный экотуристический центр. Материалы Республиканской научно-практической конференции между образовательными учреждениями, проведённая в рамках Государственной программы «2011 год - Год малого бизнеса и частного предпринимательства». Бухара, 2011 г. С. 365-367 (на узбекском языке).

5. Информация с интернет-сайта www/ "http://anti-tema.com/2008/08/30/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.