Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА ЧЕРНОВИЦКОЙ ОБЛАСТИ УКРАИНЫ'

ПОТЕНЦИАЛ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА ЧЕРНОВИЦКОЙ ОБЛАСТИ УКРАИНЫ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
178
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ЧЕРНОВИЦКАЯ ОБЛАСТЬ / УКРАИНА / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК / ТУРИСТИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гладкий Александр Витальевич

В работе раскрыт туристический потенциал гастрономического туризма Черновицкой области Украины. Раскрыты особенности кухни Черновицкой области, выделены ключевые кулинарные шедевры, которые привлекают гастрономических туристов. Детально охарактеризованы основные факторы, влияющие на формирование кухни Черновицкой области. Среди них выделяют природные, исторические, расселенческие, демографические факторы. Также, раскрыты факторы развития и продвижения гастрономического туризма Черновицкой области. Проведен краткий анализ рынка гастрономического туризма Черновицкой области Украины, а также исследованы особенности формирования стратегии проектирования и продвижения ее гастрономического продукта на международном рынке. Раскрыта роль фестивалей, народных праздников, квестов и прочих элементов событийного туризма в формировании гастрономических дестинаций. Охарактеризованы основные гастрономические фестивали Черновицкой области. Проведено изучение основных аспектов развития гастрономического туризма, осуществлен анализ рынка гастрономического туризма Черновицкой области; обосновано определение предпосылок формирования и реализации туристического продукта, разработан прогноз продвижения туристического продукта гастрономического туризма Черновицкой области на международном рынке; выявлены особенности гастрономического потенциала Черновицкой области, проведена классификация его дестинаций. Для комплексных исследований характера развития гастрономического туризма Черновицкой области разработан SWOT-анализ. Определены основные социально-экономических проблемы развития Черновицкой области, решению которых способствует развитие гастрономического туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIAL FOR GASTRONOMIC TOURISM IN CHERNIVTSI REGION (UKRAINE)

This investigation deals with tourist potential of gastronomic tourism in Chernivtsi region of Ukraine. The author reveals features of local cuisine in Chernivtsi region, and highlights the key fine cuisine dishes attracting gastronomic tourists. The main factors influencing the formation of cuisine in Chernivtsi region are described in detail, namely natural, historical, settlement, demographic factors. The article discloses the main factors of development and promotion of gastronomic tourism in Chernivtsi region. A brief analysis of gastronomic tourism market in Chernivtsi region of Ukraine is carried out as well as the features of strategy development for design and promotion of Chernivtsi regional gastronomic product on the international market are explored. The author reveals role of festivals, folk holidays, quests and other elements of event tourism in formation of gastronomic destination and characterizes the main gastronomic festivals in Chernivtsi region. The article presents the research results of the main aspects of gastronomic tourism development and the analysis of gastronomic tourism market in Chernivtsi region. The author substantiates the determination of prerequisites for formation and implementation of a tourist product and gives the forecast for the promotion of gastronomic tourism product in Chernivtsi region on the international market. The features of gastronomic potential of Chernivtsi region are revealed. The classification of Chernivtsi region gastronomic tourism destinations is provided. The SWOT analysis has been developed for comprehensive studies of Chernivtsi region gastronomic tourism development nature. The main socio-economic problems of Chernivtsi region development are determined. The author gives the solution of above mentioned socio-economic problems by the development of gastronomic tourism.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА ЧЕРНОВИЦКОЙ ОБЛАСТИ УКРАИНЫ»

региональные студии туризма

regional tourism studies

УДК 338.48:911.3

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-4-62-72

ГЛАДКИЙ Александр Витальевич

Киевский национальный торгово-экономический университет (Киев, Украина) доктор географических наук, профессор, академик НАТ РФ; e-mail: alexander.gladkey@gmail.com

ПОТЕНЦИАЛ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА ЧЕРНОВИЦКОЙ ОБЛАСТИ УКРАИНЫ

В работе раскрыт туристический потенциал гастрономического туризма Черновицкой области Украины. Раскрыты особенности кухни Черновицкой области, выделены ключевые кулинарные шедевры, которые привлекают гастрономических туристов. Детально охарактеризованы основные факторы, влияющие на формирование кухни Черновицкой области. Среди них выделяют природные, исторические, расселенческие, демографические факторы. Также, раскрыты факторы развития и продвижения гастрономического туризма Черновицкой области. Проведен краткий анализ рынка гастрономического туризма Черновицкой области Украины, а также исследованы особенности формирования стратегии проектирования и продвижения ее гастрономического продукта на международном рынке. Раскрыта роль фестивалей, народных праздников, квестов и прочих элементов событийного туризма в формировании гастрономических дестинаций. Охарактеризованы основные гастрономические фестивали Черновицкой области. Проведено изучение основных аспектов развития гастрономического туризма, осуществлен анализ рынка гастрономического туризма Черновицкой области; обосновано определение предпосылок формирования и реализации туристического продукта, разработан прогноз про-движения туристического продукта гастрономического туризма Черновицкой области на международном рынке; выявлены особенности гастрономического потенциала Черновицкой области, проведена классификация его дестинаций. Для комплексных исследований характера развития гастрономического туризма Черновицкой области разработан SWOT-анализ. Определены основные социально-экономических проблемы развития Черновицкой области, решению которых способствует развитие гастрономического туризма.

Ключевые слова: гастрономический туризм, Черновицкая область, Украина, туристический потенциал, международный рынок, туристический продукт.

Для цитирования: Гладкий А В. Потенциал гастрономического туризма Черновицкой области Украины // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №4. С. 62-72. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-4-62-72. Дата поступления в редакцию: 7 ноября 2021 г. Дата утверждения в печать: 3 декабря 2021 г.

UDC 338.48:911.3

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-4-62-72

Alexander V. GLADKEY

Kyiv National University of Trade and Economics (Kyiv, Ukraine) PhD (Dr.Sc.) in Geography, Professor, Academician NAT RF; e-mail: alexander.gladkey@gmail.com

POTENTIAL FOR GASTRONOMIC TOURISM IN CHERNIVTSI REGION (UKRAINE)

Abstract. This investigation deals with tourist potential of gastronomic tourism in Chernivtsi region of Ukraine. The author reveals features of local cuisine in Chernivtsi region, and highlights the key fine cuisine dishes attracting gastronomic tourists. The main factors influencing the formation of cuisine in Chernivtsi region are described in detail, namely natural, historical, settlement, demographic factors. The article discloses the main factors of development and promotion of gastronomic tourism in Chernivtsi region. A brief analysis of gastronomic tourism market in Chernivtsi region of Ukraine is carried out as well as the features of strategy development for design and promotion of Chernivtsi regional gastronomic product on the international market are explored. The author reveals role of festivals, folk holidays, quests and other elements of event tourism in formation of gastronomic destination and characterizes the main gastronomic festivals in Chernivtsi region. The article presents the research results of the main aspects of gastronomic tourism development and the analysis of gastronomic tourism market in Chernivtsi region. The author substantiates the determination of prerequisites for formation and implementation of a tourist product and gives the forecast for the promotion of gastronomic tourism product in Chernivtsi region on the international market. The features of gastronomic potential of Chernivtsi region are revealed. The classification of Chernivtsi region gastronomic tourism destinations is provided. The SWOT analysis has been developed for comprehensive studies of Chernivtsi region gastronomic tourism development nature. The main socio-economic problems of Chernivtsi region development are determined. The author gives the solution of above mentioned socio-economic problems by the development of gastronomic tourism.

Keywords: gastronomic tourism, Chernivtsi region, Ukraine, tourist potential, international market, tourist product.

Citation: Gladkey, A. V. (2021). Potential for gastronomic tourism in Chernivtsi region (Ukraine). Service and Tourism: Current Challenges, 15(4), 62-72. doi: 10.24412/1995-0411-2021-4-62--72. (In Russ.). Article History Disclosure statement

Received 7 November 2021 No potential conflict of interest was reported by

Accepted 3 December 2021 the author(s).

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Актуальность темы исследования

Сегодня туризм является одной из важнейших отраслей сравнительно новой отрасли экономики впечатлений. Он составляет уверенную конкуренцию традиционным видам сервиса и обслуживания (транспортно-коммуникационного, торгово-экономического, банковско-финансового и т.д.), а также является своеобразным индикатором развития постэкономических трансформаций хозяйственного развития и постгуманитарных тенденций общественного сознания.

На сегодняшний день пассивный вид туризма уступает место активному туризму. Выбирая определенный вид туризма, путешественники стараются побольше соприкасаться с культурой, обычаями и традициями определенных этнических групп. Подобные тенденции все активнее проявляются и в сфере кулинарного, а лучше гастрономического туризма, который включает в себя познание традиций приготовления и потребления пищи и напитков различных наций, этносов, культур, исследование и практическое использование культурных традиций разных народов, заключающихся в особенностях их национальной/региональной/местной кухни.

В последнее время на территории Украины все активнее развивается гастрономический туризм. Для этого есть все предпосылки: богатая культурная традиция приготовления пищи и застолья у хлебосольных украинцев, уникальные природные богатства и историко-культурное наследие, а также многонациональных состав жителей этой страны, в котором каждый народ, каждый этнос имеет свои уникальные кулинарные предпочтения.

Цели и задачи исследования

Обзор научной литературы позволил определить, что изучению вопросов формирования и продвижения продуктов гастрономического туризма уделяется много внимания в работах таких авторов как Алляйн А., Басов В., Голод А., Глушко В., Жданова О., Кравченко Н., Ковешников В., Гармаш В., Коркуна О.И., Никига О.В., Подвальная О.Г., Корнилова В., Корнилова Н. Нестерчук И., Омельницкая В.А., Онищук Н., Юдкевич К., Расулова А., Садовая Н., Шварцман М., Брокай М., Дасильва Д.

Анализ современной литературы свидетельствует об активной проработке проблемы гастрономического туризма в Украине. В исследованиях А. Бусыгина, Е. Масловой, И. Комарницкого, В. Федорчен-ко, Д. Басюк, Т. Сокол, Т. Божук, Л. Прокоп-чук. Т. Шпараги, В. Бойко, О. Любицевой, Ф. Шандора, Г. Волковой, М. Баштовой освещается историко-культурный контекст развития этого вида туризма на Украине, особенности создания региональных туристических продуктов на основе национальных кулинарных традиций.

Целью исследования является краткий анализ рынка гастрономического туризма Черновицкой области Украины, а также формирование стратегии проектирования и продвижения ее гастрономического продукта на международном рынке. Перед нами ставятся следующие задачи: изучение основных аспектов развития гастрономического туризма; анализ рынка гастрономического туризма Черновицкой области; определение предпосылок формирования и реализации туристического продукта, прогноз продвижения туристического продукта гастрономического туризма Черновицкой области на международном рынке; выявление гастрономического потенциала Черновицкой области.

Основной материал

Гастрономический туризм - это относительно новый вид туристической индустрии, знакомящий с культурой приготовления и потребления пищи представителей разных стран и национальностей мира. Это весьма увлекательный вид туризма, возможности которого многообразны, имеют глубокое практическое содержание. В последнее десятилетие индустрию туризма вообще поразила волна кулинарной глобализации. В Соединенных Штатах и Европе около 46% туристов посещают дестинации, связанные с предложением кулинарных и гастрономических новинок. Многие зарубежные эксперты утверждают, что это не только модный тренд международного рынка, но и реальный вклад в развитие туристического потенциала различных стран и регионов мира [5, 10, 20].

Так исторически сложилось, что почти каждому региону Украины свойственна

своя традиционная кухня. Веками менялись границы страны, частично - национальный состав жителей, а люди тщательно сохраняли свои «вкусовые» традиции. На западной Украине, к которой относится и исследуемая нами Черновицкая область, в этом смысле сложилась уникальная ситуация - здесь проживают, кроме украинцев, многие другие национальности. Больше всего - румыны, молдаване и поляки. Есть немцы, чехи, словаки, венгры, евреи [7]. И все разнообразие их национальных кухонь составило уникальный конгломерат формирования гастрономического туризма Черновицкой области.

Исследователи зафиксировали, что украинская кухня насчитывает около 4 тыс. рецептов разнообразных блюд из мяса, рыбы, овощей, яиц, молочных продуктов. В меню обязательно присутствуют блюда из муки: блины, вареники, галушки, клецки и т.д. Опираясь на многолетнюю историю существования, украинская кухня интегрировала кулинарные традиции других народов. Так, в ней чувствуется влияние польской кухни - на подольскую, турецкой кухни - на черновицкую, венгерской кухни - на гуцульскую и русской - на кухню Слободской Украины1.

Несмотря на стремительный рост количества ресторанов, заведений быстрого питания, кафе, пабов, баров, рынок гастрономического туризма Черновицкой области остается ненасыщенным [5].

Черновицкая область, также известная еще под своим историческим названием как Буковина, благодаря естественному сочетанию национальных традиций и кулинарных вкусов предлагает на рынке гастрономического туризма особые блюда, которые характеризуются широким ассортиментом продуктов, сочетанием вкусов и способов приготовления.

Черновицкая область обладает чрезвычайно богатыми ресурсами для развития туризма. Буковина занимает 11 место на Украине по богатству лесного потенциала, 18 - природно-рекреационного, 22 - минерального, 23 - земельного. Буковина, вме-

1 Официальный сайт Сывоварни "Добрые Газды". URL: https://acc.cv.ua/news/ukraine-plus/ yak-pracyue-sirovarnya-na-glibochchini-54580/

сте со Львовской, Киевской, Полтавской и Закарпатской областями, входит в список 5 областей Украины, где сформировалась, по оценкам экспертов, наиболее яркая и вкусная кухня [12, 19]. Именно эти регионы Украины больше всего посещают гастрономические туристы. Область является регионом многопрофильного туризма. Она имеет благоприятные климатические условия, значительный природно-рекреацион-ный потенциал, большое количество исторических и архитектурных памятников, в ее пределах развиваются традиционные народные промыслы и ремесла. Здесь сочетаются живописные горные ландшафты и леса предгорья, многочисленные реки и источники лечебных минеральных вод, леса и горные луга, богатые фауной, грибами и ягодами [1].

В реках Черемоше, Пруте и Сирете водится окунь, форель, голавль, марена, лосось дунайский, щука, активно употребляемые в пищу на Буковине. В горах выпасают стада овец, из молока которых производят неповторимый карпатский сыр [16]. Благодаря уникальной среде и хозяйственной деятельности Черновицкой области, ее кухня очень разнообразна, привлекает большое количество посетителей, имеет значительный потенциал для развития гастрономического туризма.

Кухня Буковины развивалось очень медленно и сформировалась окончательно лишь к середине XVIII века, а то и в начале XIX века. До тех пор ее трудно было отличить от польской или белорусской. Для нее характерно богатое использование кукурузной крупы, овощей, грибов. На Буковине часто готовят голубцы с кукурузной крупой, жареную рыбу, панированную в кукурузной муке, а также мамалыгу и ба-нош. Также в черновицком меню есть немало овощных блюд и грибов, в частности грибная похлебка Маина. Буковинская кухня очень сытная, потому что имеет в своем арсенале много мясных блюд, сало, копчености, часто используются шкварки, зажарки из лука [2].

Исследуя факторы развития гастрономического туризма в Черновицкой области, целесообразно объединить их в несколько перспективных направлений [4, 6, 16]:

- специфика местности, где туристы могут попробовать экологически чистые продукты без добавок;

- наличие достаточного количества ресторанов и кафе с дегустацией фирменных национальных блюд;

- наличие оздоровительных и лечебных заведений с целым арсеналом меню диетического питания. Среди них выделяют творожные диеты - посещение овцеводческих хозяйств в горных долинах Карпат с дегустацией молочных и кисломолочных продуктов, а также медовые диеты - посещение пасек с дегустацией меда (Вижница, Путила)2.

Также к факторам развития и продвижения гастрономического туризма Черновицкой области относятся [11, 12]:

- наличие разноплановой и полноценной информационной базы про различные туристические дестинации (особенно для международного туризма);

- организация ряда рекламных мероприятий для привлечения и поощрения посетителей;

- развитие ярмарочной деятельности, как средства распространения гастрономического туризма;

- формирование частной инициативы, основанной на поддержке региональных властей, в создании новых дестинаций гастрономического туризма.

Практика последних лет свидетельствует об росте количества туристов в тех районах Черновицкой области, где создаются особые гастрономические туристические события (ивенты), фестивали, квесты, народные праздники, возрождающие обычаи и традиции3. Среди них особенной посещаемостью характеризуется кулинарный фестиваль «Карпатские блюда» (Вашков-цы), «Красное вино» (Мукачево), Фестиваль сыра и вина (Черновцы).

Стремительному развитию гастрономического туризма в Черновицкой области в последние годы способствовали также следующие факторы [17, 18, 21]:

2 Комплексная программа развития туризма Черновицкой области на 2021-2023 гг. URL: http://www.chemivetskiy-oblasti-na-2021-2023-roky.pdf

3 Официальный сайт Отеля «Буковина». URL:

http://bukovyna-hotel.com/ru/

- рост популярности телевизионных кулинарных программ и шоу по всему миру;

- обретение международной славы лучшими ресторанами области на фоне появления новой моды в ресторанном бизнесе: посещения этно-национального ресторана в процессе туристической поездки рассматривается как поддержка имиджа и статуса в обществе;

- доступность большинства ресторанов и заведений национальной кухни для подавляющей части населения, имеющего собственный опыт в вопросах питания, при котором туристы в поисках новых впечатлений от оригинальных блюд посещают новые гастрономические дестинации;

- обеспокоенность населения проблемами экологичности и качества продуктов питания;

- увеличения доходов населения, и, как результат, рост стоимости питания и отдыха;

- рост популярности здорового образа жизни и здорового питания;

- осознание представителями различных предприятий по производству продуктов питания и организаций ресторанного бизнеса огромного потенциала и прибыльности гастрономического туризма в мире.

Так, по данным Генерального директора Международного информационного агентства «Россия сегодня» Д. Киселева, годовая прибыль от развития одного только винного туризма во Франции составляет порядка 31 млрд. EUR, в то время как прибыль от продажи различных вооружений в Российской Федерации колеблется в районе 41 млрд. USD4.

Потенциал гастрономического туризма Черновицкой области Украины обусловлен также развитием сельского туризма. В его рамках предоставляются конкретные услуги размещения туристов, организации питания (включая национальную и оздоровительную кухню), услуги аниматоров, событийного туризма в рамках проведения фестивалей, квестов, ярмарок и проч. национальных традиционных гуляний и праздников [6].

4 Программа «Вести недели» от 29.11.2021, телеканал «РТР Планета» // Смотрим. URL: http:// www.smotrim.ru/kiselev

К подобным дестинациям, которые комбинируют сельский и гастрономический туризм, следует отнести:

^ Корчму «Велика хата» (рис. 1) и село Стрелковый Кут Кицманского района. Здесь туристы могут не только получить незабываемые впечатления, но и провести выходные на ферме «Буковинський равлик» (укр. «Буковинская улитка») (рис. 2), которая организовывает для всех желающих курсы по приготовлению различных местных блюд с последующей их дегустацией, посетить местную сыроварню, рестораны еврейской, румынской или гуцульской кухонь. В данной местности также есть ферма, где все желающие могут прикоснуться к особенностям сельского быта на Буковине;

^ Село Михайловка - центр сыроделия5, где находится сыроварня «Добрi Газди» (укр. «Добрые хозяева»). Здесь посетителям рассказывают о процессе приготовления твёрдых сыров, а также дают их попробовать (рис. 3). Кроме традиционных голландских, итальянских и австрийских технологий, местные производители экспериментируют, добавляя в карпатские сыры разные травы - базилик, пажитник и т.д.;

^ центр виноделия «Панська гураль-ня» (укр. «Господская винокурня») (рис. 4).

Также в этой деревне туристов приглашают посетить местную пасеку, где всегда есть вкусные медовые или травяные чаи и печенье. При желании можно воспользоваться услугами апитерапии, а также - совершенно новое направление - отдохнуть внутри пчелиных ульев [19].

На Буковине постоянно организовывают такие гастрономические фестивали, как: «Петровская ярмарка» (Черновцы), «День выхода на долину» (Путила), «Выж-ницкая мамалыга» (зафиксирован в Книге рекордов Украины как самый массовый кулинарный фестиваль в стране), День города (Черновцы), «Праздник хлеба» с дегустацией блюд и изделий местного самобытного производства (мамалыга, буко-винские завиванцы, пирожные, выпечка и др.), а также всемирно знаменитый фестиваль «Вкус Черновцов», целью которого яв-

5 Туристические ресурсы Черновицкой области. URL: https://putyla.org.ua/2007/12/08/ turistichn resursi chernvecko oblast.html

ляется исследование особенностей буко-винской кухни, возрождение кулинарных традиций Черновцов и буковинского края (табл. 1).

Таблица 1 - Гастрономические фестивали в Черновицкой области5

Table 1 - Gastronomic festivals in Chernivtsi region

Название фестиваля Место проведения Дата проведения

«Петровская ярмарка» г. Черновцы 10-11 июля

«Вкус Черновцов» г. Черновцы 14-26 мая

«Выжницкая мамалыга» г. Выжница 28 августа

«День города» г. Черновцы 1-3 октября

«Праздник хлеба» г. Черновцы 20 июля

Гастрономический туризм в Черновицкой области условно можно разделить на четыре группы:

а) городские туры - туристы знакомятся с аутентичными заведениями питания конкретного города;

б) фестивали - дают туристам возможность посещать кулинарные события, праздники, квесты, посвященные одному или нескольким продуктам питания (сыру, вину, хлебу, колбасе, салу и т.п.);

в) образовательные туры - включают специализированные курсы, где можно научиться кулинарному искусству. Специализированные кулинарные поездки сопровождаются шеф-поварами, которые не только рассказывают туристам об особенностях приготовления пищи, но и обучают гурманов тонкостям ее приготовления;

г) сельские туры - туристы могут увидеть, как некоторые блюда готовятся в домашних (фермерских) условиях с местным колоритом, узнать больше о кулинарных традициях различных народов и принять участие в приготовлении любого блюда2.

Для комплексных исследований характера развития гастрономического туризма Черновицкой области был проведен SWOT-анализ. Сильными сторонами Черновицкой области для продвижения гастрономического туризма являются: • Выгодное туристско-географическое

положение, позволяющее Черновицкому региону рассчитывать на роль

Рис. 1 - Корчма «Велика хата»6

Fig. 1 - Korchma Velika Khata (Big House restaurant)

Рис. 2 - Ферма «Буковинський равлик»7

Fig. 2 - Farm "Bukovina snail"

Рис. 3 - Сыроварня «Добрi Газди»8

Fig. 3 - Cheese dairy "Dobrye Gazdy"

Рис. 6 - Центр виноделия «Панська гуральня»9

6 https://bukovina.biz.ua/news/19164

7 http://buk-ravlyk.com

8 https://acc.cv.ua/news/ukraine-plus/yak-pracyue

-sirovarnya-na-glibochchini-54580/

Fig. 6 - Panska Guralnya Winemaking Center

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 https://goyra-group.com.ua/panska-huralnia; ht-tps://chernivtsi-city.com/ua/httpschemivtsibestre-stcomuainfo-restoran-panska-guralnya;

туристического центра западной Украины;

• Уникальность исторических памятников и архитектурных ансамблей (среди них - Резиденция Буковинских митрополитов, внесенная в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО)10, которые формируют значительный культурно-исторический потенциал. Каждый турист в процессе проведения гастрономического тура в Черновицкой области имеет возможность исследовать культурные достопримечательности региона.

• Широкие международные контакты с Румынией, Австрией, Венгрией, Польшей, Канадой, Израилем [3, 13, 14, 15];

• Наличие редчайших объектов природного наследия Буковины (преимущественно в высокогорных районах Карпат и возле русла р. Черемош).

К слабым сторонам Черновицкой области в процессе продвижения гастрономического туризма можно отнести:

• Недостаточное развитие туристической инфраструктуры рекреационных зон;

• Преобладание туристов с долгосрочной туристической программой, недостаточно акцентирующей внимание на гастрономических турах;

• Отсутствие единого календаря туристических событий, фестивалей, выставок в широком доступе для всех. Данная область имеет следующие возможности:

• Приоритетность создания нового туристического центра и его дальнейшего развития в сфере гастрономии с целью создания нового качественного и конкурентоспособного продукта, привлекательного для всех туристов;

• Активизация платежеспособного туристического спроса, который будет востребован среди населения региона;

• Реорганизация действующей туристической инфраструктуры и создание новой более современной сети гостиниц, заведений питания, предприятий торговли, развлечений.

10 Официальный сайт Черновицкого национального университета. URL: http://www.chnu.edu. ua/index.php?page=ua

Угрозы:

• Высокая конкуренция в туристической сфере со стороны других регионов Западной Украины (Львовская, Ивано-Франковская, Закарпатская области);

• Несовершенство законодательной базы в сфере туризма;

• Слабая визовая поддержка в сфере содействия организованному выездному и въездному туризму. Организацией гастрономического туризма в области занимаются такие государственные учреждения:

• Департамент экологии и туризма Черновицкой областной государственной администрации, который осуществляет управление туроператорской и ту-рагентской деятельностью;

• Областное управление культуры - регулирует деятельность действующих выставок, фестивалей111213.

К негосударственным предприятиям, задействованным в организации гастрономического туризма Черновицкой области, можно отнести:

• Агентство регионального развития (разработка туристических маршрутов);

• Туристическое брокерское агентство при туроператоре «Вщвщай»;

• Туроператор «Вщвщай»;

• Туристическую фирму ЧП «Ай Лайк-тур», в Черновцах;

• туроператор «МавщЬ> в Черновцах. Развитие гастротуризма способствует

решению целого ряда социально-экономических проблем Черновицкой области, в частности:

- пополняет местные бюджеты за счет налогов от предпринимательской деятельности (наибольшими налогоплательщиками отрасли гастротуризма в последний год были: туристическое предприятие «Вокруг

11 Официальный сайт Черновицкого академического драматического театра им. Ольги Кобылян-ской. URL: https://dramtheater.cv.ua/

12 Официальный сайт Черновицкого областного художественного музея. URL: http://artmuz.cv.ua/

13 Официальный сайт Черновицкого областного государственного музея народной архитектуры и быта. URL: https://discover.ua/locations/cherno-vickiy-oblastnoy-muzey-narodnoy-arhitektury-i-byta

света» и туристическое агентство «Мир дорог»);

- развивает не только урбанизированное пространство, но и сельскую местность, ведь лучшей дестинацией для существования гастрономического туризма являются колоритные села и их самобытная кухня (например, село Стрелковый Кут);

- создает новые рабочие места, которые будут актуальны для населения разных возрастов;

- повышает осведомленность общества в местной кулинарной культуре (фестиваль «Вареник фест»);

- создает положительный имидж Украины на мировом рынке туристических услуг;

- расширяет инфраструктуру ресторанного хозяйства.

Выводы

Дальнейшее продвижение туристического продукта гастрономического туризма Черновицкой области на международном рынке в ближайшее время, по мнению ряда экспертов, будет иметь положительные результаты [9, 14, 20]. Для этого нужно увеличить количество предоставленных туристических проектов потребителям услуг, модернизировать инфраструктуру сервиса, способствовать налаживанию системы коммуникаций, размещения, ресторанного хозяйства и проч. Это не только увеличит количество поступлений от туризма в экономику области, но и окажет положительное влияние на развитие сопутствующих отраслей промышленности и сельского хозяйства (выращивание ряда сельскохозяйственных культур, животноводство, пищевая промышленность, машиностроение и т.д.). Увеличение эффективности предоставленных услуг, в свою очередь, улучшит положение Черновицкой области на международном рынке, что положительно вливает на имидж области.

Для решения проблем усовершенствования гастрономического туризма в Черновицкой области необходимо создать

Украинскую ассоциацию пищевого и винного туризма для регулирования деятельности региональных продовольственно-винных центров; разрабатывать и внедрять украинские гастрономические бренды; усилить рекламную компанию гастрономического туризма в украинских СМИ и на зарубежном уровне; сформировать инновационный, привлекательный для международных инвесторов туристический продукт в сегменте гастротуризма; проводить региональные гастрономические форумы, фестивали, мастер-классы.

Для обеспечения деятельности гастрономического туризма в регионе требуются квалифицированные специалисты: работники туристических компаний, гостиничного и ресторанного бизнеса, фермеры, работники пищевой промышленности. Большое количество вузов, колледжей, профессионально-технических учебных заведений готовят специалистов, чтобы обеспечить развитие этой сферы деятельности.

Хотя в Черновицкой области большинство ресторанов представляют украинскую национальную кухню, мы считаем, что их разнообразие должно быть значительно большим, чтобы иностранных туристов привлекала разнообразная украинская культура застолья.

Позитивная тенденция заключается также в том, что большинство ресторанов популяризируют украинскую национальную кухню не только в целом, но и с точки зрения внутрирегиональных характеристик.

Итак, Черновицкая область обладает большим потенциалом для развития гастрономического туризма. Это связано с климатом, природными ресурсами и окружающей средой в разных ее частях, а также с богатым историческим, этническим и культурным наследием. Она имеет значительные перспективы для выхода на международный рынок гастрономического туризма со своими уникальными туристическими предложениями в этой отрасли.

Список источников

1. Боднарюк Б., Сандуляк I. Туристичш маршрута Буковини та Чершвщв у 20-х-30-х рр. ХХ ст. // Буковинський журнал. 2018. №3. C. 156-166.

2. Бучко Ж.1., Круль Г.Я. Просторовий аналiз розвитку готельно-ресторанноУ iнфраструктури туризму у Черш-вецькiй областi // Географiя та туризм: Наук. зб. К.: КиУв. нац. ун-т iм. Т. Шевченко, 2011. Вип. 11. С. 34-41.

3. Винниченко I.I., ПЫтескул А.В. Пс^вняльний аналiз програм розвитку туризму ЧершвецькоУ областi та Ботошанського пов^у (Румунiя) // Гесграфiя та туризм: Наук. зб. К.: КиУв. нац. ун-т iм. Т. Шевченко, 2014. Вип. 31. С. 84-92.

4. Гищук Р.М. Оссбливсстi формування туристичних кластерiв ЧершвецькоУ сбластi в нишшшх умовах // Науковий вкник Чернiвецьксгс ун-ту. 2015. Вип. 744/745. С. 122-125.

5. Глушко В.М. Просування туристичних послуг // Зовшшня тсргiвля: екснсмiка, фiнанси, право. 2018. №1. С. 86-96.

6. Гонак I.M. Брендинг туристичного продукту репону: сутнiсть та сссбливсстi формування // В^ник Хмельницького нац. ун-ту. Економiчнi науки. 2014. №6(1). С. 209-214.

7. Горшкова Л.А. Тесретичнi аспекти обслуговування туристичного продукту // Глобальш та нацiснальнi проблеми економiки. 2017. №20. С. 292-296.

8. Дутчак С.В. Iндустрiальний туризм: теорiя, практика, ресурси та перспективи розвитку на територп ЧершвецькоУ областi // Науковий в^ник Чернiвецького ун-ту. 2013. Вип. 672/673: Географiя. С. 179-182.

9. 1ванушк В.А. Сучасний стан та оцшка рiвня розвитку транспортноУ та торпвельно'У iнфраструктури для потреб туризму та рекреацГУ (на прикладi ЧершвецькоУ областi) // Географiя та туризм: Наук. зб. К.: КиУв. нац. ун-т iм. Т. Шевченко, 2011. Вип. 14. С.188-195.

10. КтЫська К.Й. Mетодичнi пiдходи до прогнозування розвитку мережi туристичних маршрутов (на прикладi територГУ ЧершвецькоУ обласп) // Науковий вiсник Чернiвецького ун-ту. 2013. Вип. 672/673: География. С. 106-108.

11. Кифяк В.Ф. Розвиток туризму як один зi сценарГУв покращення соцiально-економiчного стану ЧершвецькоУ областi // В^ник Чернiвецького торговельно-економiчного iн-ту. Економiчнi науки. 2015. Вип. 2. С. 67-81.

12. Король О. Регюнальний аналiз розвитку туризму в Чершвецькш областi // Науковi записки Терношльського нац. педагогiчного ун-ту iм. В. Гнатюка. 2017. №1. С. 100-109.

13. Костащук В.1. Географiчнi аспекти формування закордонних туристичних потомв ЧершвецькоУ областi // Науковий вiсник Чершвецького ун-ту. 2013. Вип. 672/673: Географiя. С. 117-122.

14. Костащук В.1. Сучасний стан мiжнародного туризму мiж УкраУною та Iталieю (на прикладi ЧершвецькоУ областi) // Географiя та туризм: Наук. зб. К.: КиУв. нац. ун-т iм. Т. Шевченко, 2011. Вип. 16. C. 63-72.

15. Костащук В.|. Динамк основних показнимв розвитку Ыоземного туризму в Чершвецькш областi на початку XXI стсшття // Науковий вiсник Чершвецького ун-ту. 2016. Вип. 775/776. С. 200-204.

16. Менеджмент туристичноУ Ыдустрп: Навч. поаб. / За ред. I.M. Школи. Чернiвцi: Книги XXI, 2014. 596 с.

17. Паламарюк М.Ю. Географiя туристично-рекреацiйного потенцiалу ЧершвецькоУ обласп // Географiя та туризм: Наук. зб. К.: КиУв. нац. ун-т iм. Т. Шевченко, 2011. Вип. 11. С. 74-79.

18. Туризм та вщпочинок у Чершвецькш обласп: Стат. зб. / За ред. Г.|. ПетровоУ. Чершвцк Головне управлшня статистики у Чершвецькш области 2018. 70 с.

19. СаламатЫа С.Е. Стан та перспективи розвитку гастрономiчного туризму на пiвднi Одещини // Науковi працi ОНАХТ. 2014. №46. С. 325-329.

20. Скляр Г. Економiчна сутнiсть та закономiрностi розвитку ринку туристичних послуг в УкраУн // Вiсник Чернiвецького торговельно-економiчного iн-ту. Економiчнi науки. 2014. №1. С. 106-112.

21. Муллер М.В. Особливосл формування шновацшного розвитку гастрономiчного туризму ПолтавськоУ областi // Економта i регiон. 2017. №1(62). C.101-104.

References

1. Bodnaryuk, B., & Sandulyak, I. (2018). Turistichni marshruti Bukovini ta Chernivciv u 20-h-30-h rr. XX st. [Tourist routes of Bukovina and Chernivtsi in the 20-30 of XX century]. Bukovins'kij zhurnal [Bukovinian Journal], 3, 156166. (In Ukr.).

2. Buchko, Zh. I., & Krul, G. Ya. (2011). Prostorovij analiz rozvitku goterno-restoranno'i' infrastrukturi turizmu u Chernivec'kij oblasti [Spatial analysis of tourism hotel and restaurant infrastructure development in Chernivtsi region]. Geografija ta turizm [Geography and Tourism]: Scientific collection. Kyiv: T. Shevchenko National Un-ty, 11, 34-41. (In Ukr.).

3. Vinnichenko, I. I., & Pinteskul, A. V. (2014). Porivnjal'nij analiz program rozvitku turizmu Chernivec'ko'i' oblasti ta Botoshans'kogo povitu (Rumunija) [Comparative analysis of tourism development programs for the Chernivtsi region and Botoshansky district (Romania)]. Geografija ta turizm [Geography and Tourism]: Scientific collection. Kyiv: T. Shevchenko National Un-ty, 31, 84-92. (In Ukr.).

4. Gishchuk, R. M. (2015). Osoblivosti formuvannja turistichnih klasteriv Chernivec'ko'i' oblasti v ninishnih umovah [Features of tourist clusters formation in Chernivtsi region at current conditions]. Naukovij visnik Chernivec'kogo un-tu [Scientific Bulletin of Chernivtsi University], 744/745, 122-125. (In Ukr.).

5. Glushko, V. M. (2018). Prosuvannja turistichnih poslug [Promotion of tourist services]. Zovnishnja torgivlja: ekonomika, finansi, pravo [Foreign trade: economics, finance, law], 1, 86-96. (In Ukr.).

6. Gonak, I. M. (2014). Brending turistichnogo produktu regionu: sutnist' ta osoblivosti formuvannja [Branding of tourist product in the region: the essence and features of formation]. Visnik Hmel'nic'kogo nac. un-tu. Ekonomichni nauki [Bulletin of Khmelnitsky National University. Economic Sciences], 6(1), 209-214. (In Ukr.).

7. Gorshkova, L. A. (2017). Teoretichni aspekti obslugovuvannja turistichnogo produktu [Theoretical aspects of tourist product service]. Global'ni ta nacional'ni problemi ekonomiki [Global and national economic problems], 20, 292-296. (In Ukr.).

8. Dutchak, S. V. (2013). Industrial>nij turizm: teorija, praktika, resursi ta perspektivi rozvitku na teritoriï Chernivec'koi oblasti [Industrial tourism: theory, practice, resources and development prospects via the example of the territory of the Chernivtsi region]. Naukovij visnik Chernivec'kogo un-tu. Ser. Geografiya [Scientific Bulletin of Chernivtsi University. Geography], 672/673, 179-182. (In Ukr.).

9. Ivanunik, V. A. (2011). Suchasnij stan ta ocinka rivnja rozvitku transportnoï ta torgivel'noï infrastrukturi dlja potreb turizmu ta rekreaciï (na prikladi Chernivec'koi oblasti) [The current state and assessment of transport and trade infrastructure development level for needs of tourism and recreation (via the example of Chernivtsi region)]. Geografija ta turizm [Geography and Tourism]: Scientific collection. Kyiv: T. Shevchenko National Un-ty, 14, 188-195. (In Ukr.).

10. Kilinskaya, K. Y. (2013). Metodichni pidhodi do prognozuvannja rozvitku merezhi turistichnih marshrutiv (na prikladi teritoriï Chernivec'koi oblasti) [Methodological approaches to forecasting the development of tourist routes network (via the example of Chernivtsi region)]. Naukovij visnik Chernivec'kogo un-tu. Ser. Geografiya [Scientific Bulletin of Chernivtsi University. Geography], 672/673. 106-108. (In Ukr.).

11. Kifyak, V. F. (2015). Rozvitok turizmu jak odin zi scenariïv pokrashhennja social'no-ekonomichnogo stanu Chernivec'koi oblasti [Tourism development as one of the scenarios for improving the socio-economic state of the Chernivtsi region]. Visnik Chernivec'kogo torgovel'no-ekonomichnogo in-tu. Ekonomichni nauki [Bulletin of the Chernivtsi Trade and Economic Institute. Economic Sciences], 2, 67-81. (In Ukr.).

12. Korol', O. (2017). Regional'nij analiz rozvitku turizmu v Chernivec'kij oblasti [Regional analysis of tourism development in Chernivtsi region]. Naukovi zapiski Ternopil's'kogo nac. pedagogichnogo un-tu im. V. Gnatjuka [Scientific notes of the Volodymyr Hnatiuk Ternopil National Pedagogical University], 1, 100-109. (In Ukr.).

13. Kostashchuk, V. I. (2013). Geografichni aspekti formuvannja zakordonnih turistichnih potokiv Chernivec'koi oblasti [Geographical aspects of foreign tourist flows formation in Chernivtsi region]. Naukovij visnik Chernivec'kogo un-tu. Ser.: Geografija [Scientific Bulletin of Chernivtsi University: Geography], 672/673, 117-122. (In Ukr.).

14. Kostashchuk, V. I. (2011). Suchasnij stan mizhnarodnogo turizmu mizh Ukraïnoju ta Italieju (na prikladi Chernivec'koi oblasti) [The current state of international tourism development between Ukraine and Italy (via the example of Chernivtsi region)]. Geografija ta turizm [Geography and Tourism]: Scientific collection. Kyiv: T. Shevchenko National Un-ty, 16, 63-72. (In Ukr.).

15. Kostaschuk, V. I. (2016). Dinamika osnovnih pokaznikiv rozvitku inozemnogo turizmu v Chernivec'kij oblasti na pochatku XXI stolittja [Dynamics of the main indicators of foreign tourism development in Chernivtsi region at the beginning of XXI century]. Naukovij visnik Chernivec'kogo un-tu [Scientific Bulletin of Chernivtsi University], 775/776, 200-204. (In Ukr.).

16. Shkola, I. M. (Ed.). (2014). Menedzhment turistichnoï industrii [Management of tourism industry]: A textbook. Chernivtsi: Books XXI. (In Ukr.).

17. Palamaryuk, M. Yu. (2011). Geografija turistichno-rekreacijnogo potencialu Chernivec'koi oblasti [Geography of tourist and recreational potential of Chernivtsi region]. Geografija ta turizm [Geography and Tourism]: Scientific collection. Kyiv: T. Shevchenko National Un-ty, 11, 74-79. (In Ukr.).

18. Petrova, G. I. (Ed.). (2018). Turizm ta vidpochinok u Chernivec'kij oblasti [Tourism and recreation in Chernivtsi region]: Statistical collection. Chernivtsi: Main Department of Statistics in the Chernivtsi region. (In Ukr.).

19. Salamatina, S. E. (2014). Stan ta perspektivi rozvitku gastronomichnogo turizmu na pivdni Odeshhini [State and prospects for gastronomic tourism development in the south of Odessa region]. Naukovi praci ONAHT[Scientific works of ONAFT], 46, 325-329. (In Ukr.).

20. Sklyar, G. (2014). Ekonomichna sutnist' ta zakonomirnosti rozvitku rinku turistichnih poslug v Ukraini [Economic essence and patterns of tourist services market development in Ukraine]. Visnik Chernivec'kogo torgovel'no-ekonomichnogo in-tu. Ekonomichni nauki [Bulletin of the Chernivtsi Trade and Economic Institute. Economic sciences], 1, 106-112. (In Ukr.).

21. Muller, M. V. (2017). Osoblivosti formuvannja innovacijnogo rozvitku gastronomichnogo turizmu Poltavs'koi oblasti [Features of the formation of innovative development of gastronomic tourism in the Poltava region]. Ekonomika i region [Economy and Region], 1(62), 101-104. (In Ukr.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.