Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ УЗБЕКИСТАН И ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС)'

ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ УЗБЕКИСТАН И ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / Республика Узбекистан / культурно-гуманитарное сотрудничество / безопасность / равноправие. / SHHT / O‘zbekiston Respublikasi / madaniy-gumanitar hamkorlik / xavfsizlik / tenglik.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Феруза Назарова, Этибор Султонова

В статье рассматривается значение инициатив для сотрудничества между Республикой Узбекистан и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и ключевые аспекты этого сотрудничества, а также перспективы дальнейшего роста. Подчеркивается важность инициатив, способствующих развитию торговли и инвестиций между Узбекистаном и членами ШОС. Кроме того, рассматриваются ключевые аспекты сотрудничества между Узбекистаном и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), такие как обмен знаниями, экспертизой и опытом в области образования, науки и культуры. Это способствует более тесным связям между людьми и укрепляет дружеские отношения между двумя сторонами. В статье предлагается несколько путей укрепления этого сотрудничества, включая расширение торгово-экономических связей, обмен технологиями и опытом, а также реализацию совместных инициатив и проектов, способствующих устойчивому развитию региона. В статье подчеркивается важность постоянного диалога и взаимодействия между Узбекистаном и ШОС для успешного развития сотрудничества. В статье утверждается, что развитие отношений между этими двумя структурами имеет важное значение не только для процветания обеих стран, но и для стабильности и процветания всего региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

O‘ZBEKISTON RESPUBLIKASI VA SHANXAY HAMKORLIK TASHKILOTI (SHHT) O‘RTADAGI HAMKORLIKNING KELAJAKDAGI SALOHIYATI

Maqolada O‘zbekiston Respublikasi va Shanxay Hamkorlik Tashkiloti (SHHT) o‘rtasidagi hamkorlik tashabbuslarining ahamiyati va bu hamkorlikning asosiy jihatlari, shuningdek, kelgusida o‘sish istiqbollari muhokama qilinadi. O‘zbekiston va ShHTga a’zo davlatlar o‘rtasida savdo va sarmoyaviy aloqalarni rivojlantirishga ko‘maklashuvchi tashabbuslar muhimligi ta’kidlandi. Bundan tashqari, Oʻzbekiston va Shanxay hamkorlik tashkiloti (SHHT) oʻrtasidagi hamkorlikning taʼlim, fan va madaniyat sohalarida bilim, tajriba va tajriba almashish kabi muhim jihatlari muhokama qilinadi. Bu odamlar o‘rtasidagi yaqin aloqalarni mustahkamlaydi va ikki tomon o‘rtasidagi do‘stlikni mustahkamlaydi. Maqolada ushbu hamkorlikni mustahkamlashning bir qancha yo‘llari, jumladan, savdo-iqtisodiy aloqalarni kengaytirish, texnologiyalar va tajriba almashish, shuningdek, mintaqaning barqaror rivojlanishiga hissa qo‘shadigan qo‘shma tashabbus va loyihalarni amalga oshirish taklif etilgan. Maqolada hamkorlikni muvaffaqiyatli rivojlantirish uchun O‘zbekiston va ShHT o‘rtasidagi doimiy muloqot va o‘zaro hamkorlik muhimligi ta’kidlangan. Maqolada mazkur ikki tuzilma o‘rtasidagi munosabatlarning rivojlanishi nafaqat har ikki davlat, balki butun mintaqa barqarorligi va farovonligi uchun muhim ahamiyatga ega ekanligi ta’kidlanadi.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ УЗБЕКИСТАН И ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС)»

ПОТЕНЦИАЛ БУДУЩЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РЕСПУБЛИКОЙ УЗБЕКИСТАН И ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

СОТРУДНИЧЕСТВА (ШОС)

ФЕРУЗА НАЗАРОВА

Базовый докторант

Ташкентский государственный университет востоковедения,

E-mail: Feruza8620@icloud. com ORCID: https://orcid.ors/0009-0001-3290-7526

Телефон: +998935465533 Научный руководитель: ЭТИБОР СУЛТОНОВА Профессор, доктор политических наук Университет мировой экономики и дипломатии

Тел. +998 903242024.

Ташкент, Узбекистан.

Аннотация. В статье рассматривается значение инициатив для сотрудничества между Республикой Узбекистан и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) и ключевые аспекты этого сотрудничества, а также перспективы дальнейшего роста. Подчеркивается важность инициатив, способствующих развитию торговли и инвестиций между Узбекистаном и членами ШОС. Кроме того, рассматриваются ключевые аспекты сотрудничества между Узбекистаном и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), такие как обмен знаниями, экспертизой и опытом в области образования, науки и культуры. Это способствует более тесным связям между людьми и укрепляет дружеские отношения между двумя сторонами.

В статье предлагается несколько путей укрепления этого сотрудничества, включая расширение торгово-экономических связей, обмен технологиями и опытом, а также реализацию совместных инициатив и проектов, способствующих устойчивому развитию региона.

В статье подчеркивается важность постоянного диалога и взаимодействия между Узбекистаном и ШОС для успешного развития сотрудничества. В статье утверждается, что развитие отношений между этими двумя структурами имеет важное значение не только для процветания обеих стран, но и для стабильности и процветания всего региона.

Ключевые слова: ШОС, Республика Узбекистан, культурно-гуманитарное сотрудничество, безопасность , равноправие.

O'ZBEKISTON RESPUBLIKASI VA SHANXAY HAMKORLIK TASHKILOTI (SHHT) O'RTADAGI HAMKORLIKNING KELAJAKDAGI SALOHIYATI.

FERUZA NAZAROVA

Tayanch doktorant Tosh ken t davlat sharqshunoslik un iversiteti, E-mail: Feruza8620@icloud. com ORCID: https://orcid.org/0009-0001-3290-7526

Tel: +998935465533 Ilmiy rahbar: ETIBOR SULTONOVA Professor, Siyosiy fanlardoktori Jahon iqtisodiyoti va diplomatiya universiteti

Tel.+998 903242024 Toshkent, O'zbekiston.

Annotatsiya. Maqolada O 'zbekiston Respublikasi va Shanxay Hamkorlik Tashkiloti (SHHT) o'rtasidagi hamkorlik tashabbuslarining ahamiyati va bu hamkorlikningasosiy jihatlari, shuningdek, kelgusida o 'sish istiqbollari muhokama qilinadi. O'zbekiston va ShHTga a'zo davlatlar o'rtasida savdo va sarmoyaviy aloqalarni rivojlantirishga ko'maklashuvchi tashabbuslar muhimligi ta'kidlandi. Bundan tashqari, O'zbekiston va Shanxay hamkorlik tashkiloti (SHHT) o'rtasidagi hamkorlikning ta 'lim, fan va madaniyat sohalarida bilim, tajriba va tajriba

almashish kabi muhim jihatlari muhokamaqilinadi. Bu odamlar o'rtasidagiyaqin aloqalarni mustahkamlaydi va ikki tomon o'rtasidagi do'stlikni mustahkamlaydi. Maqolada ushbu hamkorlikni mustahkamlashning bir qancha yo'llari, jumladan, savdo-iqtisodiy aloqalarni kengaytirish, texnologiyalar va tajriba almashish, shuningdek, mintaqaning barqaror rivojlanishiga hissa qo'shadigan qo'shma tashabbus va loyihalarni amalga oshirish taklif etilgan. Maqolada hamkorlikni muvaffaqiyatli rivojlantirish uchun O'zbekiston va ShHT o'rtasidagi doimiy muloqot va o'zaro hamkorlik muhimligi ta'kidlangan. Maqolada mazkur ikki tuzilma o'rtasidagi munosabatlarning rivojlanishi nafaqat har ikki davlat, balki butun mintaqa barqarorligi va farovonligi uchun muhim ahamiyatga ega ekanligi ta 'kidlanadi.

Kalitso'zlar: SHHT, O 'zbekiston Respublikasi, madaniy-gumanitarhamkorlik, xavfsizlik, tenglik.

Введение.

Общеизвестно, что благодаря открытой, конструктивной и практичной внешней политике, проводимой Главой государства Узбекистан Шавкатом Миромоновичем Мирзиеевым, страна смогла укрепить свое взаимовыгодное сотрудничество с государствами - членами международного сообщества и международными организациями. Президент Ш.М.Мирзиёев определил Центральную Азию главным внешнеполитическим приоритетом Узбекистана. Укрепление стабильности, сотрудничества, добрососедства и позитивное решение существующих разногласий с соседними странами стали основными целями нового регионального курса Ташкента1.

Реализация двусторонних и многосторонних дипломатических усилий во внешней политике Узбекистана привела к его членству во многих

1 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» в Самарканде // http://uza. uz/ru/politics/vystuplen ie -prezjdenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziye -10-11-2017 www. sharqjurnali. uz

международных и региональных организациях, а также к укреплению сотрудничества с другими странами.

Изменения во внешней политике Узбекистана отражаются и в его многосторонней дипломатии. В последние годы Ташкент значительно активизировал свое участие в международных и региональных структурах. Одним из конкретных результатов стало, в частности, избрание страны в Совет по правам человека ООН в период с 2021 по 2023 год2.

Несомненно, этот тренд касается и ШОС. «Развитие отношений с Шанхайской организацией сотрудничества останется важным направлением внешней политики Узбекистана», -заявил Президент Ш.М.Мирзиёев в своем Послании узбекскому парламенту в январе 2020 года3. Узбекистан как одно из государств -учредителей ШОС заинтересован в полноценном раскрытии ее потенциала за счет наращивания практического взаимодействия в тех перспективных направлениях, которые отвечают насущным интересам всех стран-участниц. Основными побудительными мотивами для участия Узбекистана в этой организации послужили не прекращающаяся гражданская война в приграничном Афганистане, не спокойная обстановка в Таджикистане, расширение ареала подрывной деятельности различных террористических групп, охвативших практически все страны Центральной Азии, а также стремление Республики к расширению и развитию полнокровных торгово - экономических отношений на евразийском континенте в целях развития собственной экономики. Инвестирование, туризм и торгово-экономическое сотрудничество в рамках ШОС оказывают благоприятное воздействие на развитие экономики Узбекистана.4 Если

2 Учиться работать в новых условиях. Интервью министра иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиза Камилова главному редактору газет «Янги Узбекистон» и «Правда Востока». №221. 2020. -С.3.

3 ПОСЛАНИЕ Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису (24 января 2020 года) "Народное слово", 25 января 2020 г.

4 . Дергачев В. Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая трансформация // Вестник аналитики 2014. № 1.-С.25-28.

www. sharqjumali uz

проанализировать деятельность Ташкента за последние годы в рамках Организации, то можно выделить следующие новые акценты.

Во-первых, для Узбекистана ШОС и впредь должна оставаться важной многосторонней площадкой, прежде всего в обеспечении стабильности и широкого сотрудничества в Центральной Азии. В Ташкенте убеждены, что, несмотря на расширение Организации в 2017 году за счет Индии и Пакистана, Центральной Азии нужно по -прежнему продолжать быть «географической осью» ШОС5.

Ярко выраженный «региональный акцент» можно увидеть также в желании Узбекистана усилить внимание ШОС к афганской проблематике в контексте более активного вовлечения ИРА в региональные процессы6. Иными словами, «регионализм» новой внешней политики Узбекистана ярко выражен и в его обновленном «шосовском курсе».

Во-вторых, прослеживается существенное усиление конструктивизма в подходах Ташкента к ШОС. Очевидно изменение к тем тематическим направлениям, от которых ранее страна дистанцировалась. Так, в последнее время представители республики принимают полноценное участие в совместных антитеррористических и военных учениях ШОС. Узбекистан присоединился к Соглашению о порядке организации и проведения совместных контртеррористических учений государств -членов Шанхайской организации сотрудничества от 28 августа 2008 года и Соглашению о проведении совместных военных учений государств -членов Шанхайской организации сотрудничества, подписанного 27 июня 2007 года.

В-третьих, инициативность и прагматизм становятся ярко выраженными элементами многосторонней дипломатии Узбекистана, в том числе в рамках ШОС. Выдвигаемые Ташкентом предложения по расширению

5 Из выступления Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева на Астанинском саммите ШОС 9 июня 2017 г. // Архив МИД Республики Узбекистан.

6 Турсунов Б.Э. Стратегические приоритеты в ШОС: взгляд из Узбекистана // www.isrs .uz/ru/maqolalar/strategiceskie-prioritety-sos-vzglad-iz-uzbekistana

www. sharqjurnali. uz

многостороннего сотрудничества, отвечая национальным интересам страны, идут в русле приоритетов укрепления стабильности и сотрудничества в регионе. За последние годы Узбекистан стал инициатором запуска новых платформ сотрудничества в рамках ШОС, в числе которых Центр народной дипломатии ШОС в Ташкенте, механизм Встречи руководителей железнодорожных администраций, Международный институт туризма «Шелковый путь» в Самарканде и др.

В-четвертых, Узбекистан, признавая множество достижений в развитии Организации, выступает за эффективное использование имеющегося в его распоряжении огромного потенциала многостороннего сотрудничества.

Наибольший интерес взаимовыгодного сотрудничества для Узбекистана будет представлять строительство в будущем трансафганской железной дороги, которая будет также проходить через Афганистан и может связать Центральную Азию и Китай с Ираном и Пакистаном. Концепция взаимодействия железнодорожных администраций государств -членов ШОС в сфере железнодорожного транспорта, представленная два года назад играет важную роль в сфере торгово-экономических отношений. Примечательно, что этот документ был подготовлен по инициативе президента Узбекистана Шавката Мирзиёева. Документ позволит повысить эффективность использования действующих и строительства новых железнодорожных магистралей на пространстве организации, обеспечив дальнейший рост взаимных и транзитных грузоперевозок7.

В этой связи, железная дорога «Узбекистан-Кыргызстан-Китай» призвана стать в перспективе важным звеном региональной транспортной сети в рамках проекта «Восток-Запад», который наряду с субрегиональным коридором «Север-Юг», обеспечит всем, географически замкнутым странам Центральной Азии выход на рынки Европы, Восточной и Юго -восточной

7 Васильева Н.А., Шамахов В.А. ШОС в новой геополитической архитектуре Большой Евразии // Государственная служба. 2015. N° 6 (96).-С 21-28. www. sharqjurnali. uz

Азии, Ближнего Востока и к портам Средиземного моря. По оценкам экспертов, перевозка грузов в объеме не менее 5 миллионов тонн в год может полностью покрыть расходы на его строительство8.

Развитие транспортной инфраструктуры, строительство логистических центров, стыкующих различные виды транспорта, модернизация существующих сетей и дорожных объектов, ускорение процессов гармонизации и унификации стандартов в сфере транспорта, а также фитосанитарных правил -это те направления, в которых государствам-членам ШОС стоит сконцентрировать свое внимание. Важным дополнением к указанному проекту является Программа развития экологического благополучия городов стран ШОС, которая предусматривает создание платформы для обмена опытом и технологиями и улучшения состояния окружающей среды в городах9.

Взаимодействие в сфере транспортных коммуникаций еще более возрастает в контексте реализации масштабной инициативы Председателя КНР Си Цзиньпина «Один пояс, один путь», которая призвана объединить усилия государств трех континентов в деле обеспечения стабильного и устойчивого развития. Сопряжение инициативы ОПОП с национальными стратегиями экономического развития стран ШОС откроет широкие возможности по прямому выходу к морским портам и трансформации региона в перекресток магистралей с Востока на Запад и с Севера на Юг10.

Новый этап развития новейшей истории Узбекистана, начавшийся в 2017 году, также положительно повлиял на развитие культурных связей в рамках ШОС и рост ее организованности. В частности, на заседании Совета глав государств ШОС в Нур-Султане 9 июня 2017 года в рамках задач,

8 Лукин А., Мочульский А. Шанхайская организация сотрудничества: структурное оформление и перспективы развития // Аналит. записки. 2005. Вып. 2 (4)-С.85-87.

9 Дергачев В. Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая трансформация // Вестник аналитики. 2014. № 1.-С.56.

10 Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества. -[Электронный ресурс]. -Режимдоступа: http://www. sectsco. org/RU/brief. asp .

www. sharqjurnali. uz

направленных на реализацию задач Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы были приняты инициативы и предложения Президента Республики Узбекистан о всестороннем использовании механизмов народной дипломатии, и в Узбекистане создан Центр народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества11.

Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по государственной поддержке создания Центра народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане», которое стало правовой основой для этого, определило задачи и деятельность Центра, в том числе среди них наметило вопросы по культурному сотрудничеству12.

Идея разработки «Концепции развития ШОС», выдвинутая Президентом Шавкатом Мирзиёевым в его речи на девятнадцатом заседании Совета глав государств Шанхайской организации сотрудничества в Бишкеке, Кыргызстан, 13-14 июня 2019 года, стала очередной инициативой, имеющей историческое значение для развития культурной дипломатии в рамках Организации. При этом основной акцент был сделан на целесообразности определения основных направлений взаимовыгодного сотрудничества в рамках ШОС по пяти приоритетным критериям. Первым критерием развития взаимовыгодного сотрудничества в рамках ШОС, предложенным президентом Ш.М. Мирзиёевым, является экономика, вторым - экология, третьим -информационная сфера, четвертым - гуманитарное сотрудничество и, наконец, пятым - безопасность.

Президент Узбекистана предложил установить еще одну добрую традицию. Это инициатива по ежегодному объявлению одного из городов

11 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Национальное информационное агентство Узбекистана

12 О мерах по государственной поддержке создания Центра народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане» // https://lex.uz/ru/docs/3795312

страны, председательствующей в Организации, «столицей туризма и культуры ШОС». По словам Президента, «важно популяризировать историко-культурное наследие городов и регионов ШОС, в полной мере продемонстрировать их туристический потенциал»13.

Это положило начало инициативам Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева по культурному сотрудничеству, которое стало одним из основных направлений отношений между странами-членами. Это связано с тем, что углубление отношений между народами и нациями с разными культурами и искусствами в этом обширном регионе, особенно в сфере туризма, создает основу для развития этих стран

Итак, в исторически короткие сроки создана организационно-правовая база культурного сотрудничества между государствами-членами ШОС. На их основе культурные связи в рамках ШОС из эпизодических мероприятий стали традиционной и неотъемлемой частью сотрудничества.

На саммите Шанхайской организации сотрудничества, который состоялся в онлайн формате в 2020 году, руководитель нашей страны Шавкат Мирзиёев особо подчеркнул, что «Сегодня как никогда важно укреплять «Шанхайский дух» - этот уникальный опыт многостороннего сотрудничества, являющийся нашим общим достоянием и выражающий наше стремление к совместному развитию, уважение к многообразию культур»

Таким образом, с момента создания ШОС возрастает роль и значение каждого государства в развитии многосторонней культурной дипломатии. Каждая из стран-участниц внесла значительный вклад в развитие отрасли, а также в организацию различных культурных мероприятий, фестивалей искусства, кинофестивалей, спортивных соревнований и выставок.

13 Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на заседании совета глав государств- членов Шанхайской организации сотрудничества // Национальное информационное агентство Узбекистана // https://uza.uz/ru/posts/vystuukghuplenie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziye-14-06-2019 (г. Бишкек, Кыргызская Республика, 14 июня 2019 года) www. sharqjurnali. uz

Исходя из анализа вышеизложенного, в частности, участие Узбекистана в ШОС, в целом, можно сформулировать следующие выводы: Республика, будучи членом ШОС использует потенциал этой организации и её членов в противостоянии с различными угрозами, как: терроризм, религиозный экстремизм и сепаратизм, исходящие из очагов нестабильности. ШОС при участии Узбекистана в фокусе своего внимания держит проблему Афганистана, стремясь нащупать возможные пути для её разрешения.

На сегодняшний день растущее значение Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) можно объяснить несколькими факторами. Прежде всего, обеспечение безопасности и стабильности является одной из главных целей и основополагающих принципов организации, императивом, который остается актуальным для человечества и сегодня.

ШОС зарекомендовала себя как форум для равноправных государств-членов, деятельность которого не противоречит интересам других и не носит характер блокового противостояния. В рамках организации разрабатываются правовые и институциональные рамки для многопланового сотрудничества между государствами-членами в социально -экономической, политической и гуманитарной областях.Одним из важных аспектов деятельности этой организации является ее эффективная работа по обеспечению безопасности и стабильности. Примером этого может служить деятельность региональной контртеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), базирующейся в Ташкенте. Этот орган занимается противодействием таким угрозам, как религиозный экстремизм, терроризм, сепаратизм и незаконный оборот наркотиков.

Создание этого органа в столице Узбекистана является свидетельством активного взаимодействия страны с ШОС и ее стремления стать ведущим членом в достижении ее целей.

В то же время в некоторых регионах произошли изменения в военно-политической сфере и усилились межэтнические и межконфессиональные

конфликты. Согласно позиции Узбекистана, эти вызовы могут быть решены на основе добрососедских отношений, равноправного сотрудничества, взаимного доверия и понимания интересов друг друга.

Для того чтобы ШОС достигла своих целей, необходимо решить ряд задач, включая укрепление экономического сотрудничества. Узбекистан считает, что этого можно достичь с помощью комплексного подхода, учитывающего интересы всех государств-членов.Это является приоритетом в повестке дня, поскольку это будет способствовать укреплению торгово-экономических отношений и способствовать благополучному развитию государств-членов в этом контексте. Для решения этой проблемы планируется реализация совместных антикризисных программ, направленных на устранение барьеров в торговле, координацию и цифровизацию таможенной деятельности, налаживание межгосударственной электронной торговли и стимулирование взаимных инвестиций.

Республика Узбекистан предлагает поддержать уязвимые слои общества и совместно бороться с бедностью. Для повышения эффективности этих усилий предлагается проводить регулярные встречи между соответствующими государственными должностными лицами и ведомствами. С этой целью можно было бы разработать программу сотрудничества между государствами- членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и принять скоординированные меры по ее реализации.За последние годы Узбекистан добился значительных успехов в повышении эффективности деятельности ШОС. Это включает в себя встречи на высоком уровне, такие как саммиты в Астане, Циндао и Бишкеке, которые способствовали укреплению сотрудничества между государствами-членами.

Одной из наиболее заметных инициатив, предпринятых правительством Узбекистана под руководством президента Шавката Мирзиеева, стало создание нескольких новых организаций и инициатив по укреплению сотрудничества в различных областях. Эти усилия способствовали

экономическому росту, политической стабильности и культурному обмену между Узбекистаном и другими странами.

Узбекистан внес значительный вклад в создание и развитие Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Учитывая нынешний глобальный контекст, Узбекистан поставил перед ШОС несколько целей, стремясь обогатить ее деятельность инновационными инициативами в таких областях, как транспорт, транзитные коридоры, цифровизация, экономический рост, охрана окружающей среды и смягчение последствий изменения климата. Эти усилия направлены на укрепление позиций организации и содействие ее долгосрочному успеху.

Заключение.

Узбекистан заинтересован и готов внести свой конструктивный вклад в формирование новой повестки дня ШОС с тем, чтобы повысить ее практическую востребованность и международный престиж.14 Важно понимать одно -Ташкент не просто набрасывает идеи. Это достаточно просто, спроси любого -за принцип «за все хорошее против всего плохого» проголосует всякий. Узбекистан детализирует каждое свое предложение: нужно сделать так - получим на выходе вот это. Узбекская дипломатия предельно конкретна, она каждому объясняет его выгоды -а потому и пользуется все большей популярностью и востребованностью в наши нестабильные времена. И председательство Ташкента в ШОС станет тому подтверждением. И, разумеется, современная эпоха на одно из ключевых мест ставит вопросы, связанные с развитием науки, культуры и образования. У ШОС есть все возможности для того, чтобы стать современным международным лидером в формировании на своем пространстве новой гуманитарной среды по формуле «процветания в единстве» на глубоко научно обоснованных принципах.

14 Нуримбетов Р.И. //Роль ШОС в современных международных отношениях: взгляд из Узбекистана // http://rus. sectsco. org/news/20210415/742084.html

Список источников

1. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на международной конференции «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания» в Самарканде // http://uza.uz/ru/politics/vystuplenie -prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziye-10-11-2017

2. Учиться работать в новых условиях. Интервью министра иностранных дел Республики Узбекистан Абдулазиза Камилова главному редактору газет «Янги Узбекистон» и «Правда Востока». .№221. 2020. -С.3.

3. ПОСЛАНИЕ Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису (24 января 2020 года) "Народное слово", 25 января 2020 г.

4. . Дергачев В. Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая трансформация // Вестник аналитики. 2014. № 1. -С.25-28.

5. Из выступления Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиёева на Астанинском саммите ШОС 9 июня 2017 г. // Архив МИД Республики Узбекистан.

6. Турсунов Б.Э. Стратегические приоритеты в ШОС: взгляд из Узбекистана // www.isrs.uz/ru/maqolalar/strategiceskie-prioritety-sos-vzglad-iz-uzbekistana

7. Васильева Н.А., Шамахов В.А. ШОС в новой геополитической архитектуре Большой Евразии // Государственная служба. 2015. №2 6 (96). -С 21 -28.

8. Лукин А., Мочульский А. Шанхайская организация сотрудничества: структурное оформление и перспективы развития // Аналит. записки. 2005. Вып. 2 (4)-С.85-87.

9. Официальный сайт Шанхайской организации сотрудничества. -[Электронный ресурс]. -Режимдоступа: http://www.sectsco.org/RU/brief.asp .

10. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на заседании Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества // Национальное информационное агентство Узбекистана

11. О мерах по государственной поддержке создания Центра народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане» // https://lex.uz/ru/docs/3795312

12. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на заседании совета глав государств- членов Шанхайской организации сотрудничества // Национальное информационное агентство Узбекистана // https ://uza. uz/ru/po sts/vystuukghuplenie-prezidenta-respubliki-uzbekistan-shavkata-mirziye-14-06-2019 (г. Бишкек, Кыргызская Республика, 14 июня 2019 года)

13. Нуримбетов Р.И. //Роль ШОС в современных международных отношениях: взгляд из Узбекистана // http ://rus .sectsco. org/news/20210415/742084. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.