Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ 4C/ID-МОДЕЛИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПОТЕНЦИАЛ 4C/ID-МОДЕЛИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
4C/ID-модель проблемного обучения / гражданское воспитание / внеурочная деятельность / глубинная технология обучения и воспитания / образ / анализ / смысл / действие / рефлексия. / 4C/ID-model of problem-based learning / civic education / extracurricular activities / deep technology of education and upbringing / image / analysis / meaning / action / reflection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валерий Валерьевич Ковалев

Рассматривается потенциал реализации 4C/ID-модели проблемного обучения при организации процесса гражданского воспитания обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы во внеурочной деятельности. Выявлена целесообразность экстраполяции данной модели на процесс гражданского воспитания школьников. Представлены сильные и слабые стороны подобной экстраполяции. Обозначены и проиллюстрированы типы учебно-воспитательных задач в 4C/ID-модели в условиях гражданского воспитания обучающихся во внеурочной деятельности. Определена компонентная структура 4C/ID-модели во внеурочной деятельности при реализации ФГОС среднего общего образования. Выявлены ключевые технологические аспекты развития 4C/ID-модели (применительно к гражданско-воспитательному процессу) посредством глубинной технологии обучения и воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валерий Валерьевич Ковалев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The potential of the 4C/ID-model of problem-based learning in the process of civic education of high school students in extra-curricular activities

The potential of the implementation of the 4C/ID model of problem-based learning in the organiza tion of the process of civic education of students of the senior classes of secondary schools in extracurricular ac tivities is considered. The expediency of extrapolating this model to the process of civic education of schoolchild ren is revealed. The strengths and weaknesses of such extrapolation are presented. The types of educational tasks in the 4C/ID model in the conditions of civic education of students in extracurricular activities are identified and illustrated. The component structure of the 4C/ID model in extracurricular activities in the implementation of the Federal State Educational Standard for Secondary general Education is determined. The key technological aspects of the development of the 4C/ID model (in relation to the civil and educational process) have been identified through deep learning and education technology.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ 4C/ID-МОДЕЛИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.1)

Научная статья УДК 373.1; 37.026

doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-154-160

ПОТЕНЦИАЛ 4C/ID-МОДЕЛИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ГРАЖДАНСКОГО воспитания старшеклассников ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Валерий Валерьевич Ковалев

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону, Россия mr. val.kovalev@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается потенциал реализации 4C/ID-модели проблемного обучения при организации процесса гражданского воспитания обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы во внеурочной деятельности. Выявлена целесообразность экстраполяции данной модели на процесс гражданского воспитания школьников. Представлены сильные и слабые стороны подобной экстраполяции. Обозначены и проиллюстрированы типы учебно-воспитательных задач в 4C/Ш-модели в условиях гражданского воспитания обучающихся во внеурочной деятельности. Определена компонентная структура 4C/ID-модели во внеурочной деятельности при реализации ФГОС среднего общего образования. Выявлены ключевые технологические аспекты развития 4C/Ш-модели (применительно к гражданско-воспитательному процессу) посредством глубинной технологии обучения и воспитания.

Ключевые слова: 4C/ID-модель проблемного обучения, гражданское воспитание, внеурочная деятельность, глубинная технология обучения и воспитания, образ, анализ, смысл, действие, рефлексия.

Для цитирования: Ковалев В.В. Потенциал 4C/Ш-модели проблемного обучения в процессе гражданского воспитания старшеклассников во внеурочной деятельности // Гуманитарные и социальные науки. 2024. Т. 103. № 2. С. 154-160. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-154-160

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.1)

Original article

The potential of the 4C/ID-model of problem-based learning in the process of civic education of high school students in extra-curricular activities

© Valerij V Kovalev

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation mr. val.kovalev@yandex.ru

Abstract. The potential of the implementation of the 4C/ID model of problem-based learning in the organization of the process of civic education of students of the senior classes of secondary schools in extracurricular ac -tivities is considered. The expediency of extrapolating this model to the process of civic education of schoolchild -ren is revealed. The strengths and weaknesses of such extrapolation are presented. The types of educational tasks in the 4C/ID model in the conditions of civic education of students in extracurricular activities are identified and illustrated. The component structure of the 4C/ID model in extracurricular activities in the implementation of the Federal State Educational Standard for Secondary general Education is determined. The key technological aspects of the development of the 4C/ID model (in relation to the civil and educational process) have been identified through deep learning and education technology.

Keywords: 4C/ID-model of problem-based learning, civic education, extracurricular activities, deep technology of education and upbringing, image, analysis, meaning, action, reflection.

For citation: Kovalev V.V The potential of the 4C/ID-model of problem-based learning in the process of civic education of high school students in extra-curricular activities. The Humanities and Social Sciences. 2024. Vol. 103. No 2. P. 154-160. doi: 10.18522/2070-1403-2024-103-2-154-160

Введение

Одной из главных целей гражданского воспитания старшеклассников в средней общеобразовательной школе на современном этапе является развитие у них навыков решения проблемных ситуаций, а также моделирование ситуаций жизненного выбора, за который обучающиеся, как субъекты педагогического процесса, несут персональную ответственность.

Н.Е. Щуркова справедливо отмечает, что педагог не в силах подарить юношеству жизненную цель (данное личностное образование сугубо индивидуально), но он может содействовать становлению цели, предъявляя молодежи широкий спектр реальных проектов собственной жизни [7, с. 224]. Эти проекты возникают на основе осмысливаемых школьниками и воздействующих на их судьбу событий, участниками которых являются они сами, что создает основу процесса гражданского воспитания.

Одним из технологических ресурсов педагогической науки, способствующих успешному созданию условий для ценностно-смысловых новообразований юношества в процессе гражданского воспитания, является технология проблемного обучения. Как отмечает Е.В. Че-ронобай, педагогический дизайн проблемного обучения, имеющего воспитательную составляющую, на сегодняшний момент наиболее содержательно выражен в 4C/ID модели [4]. 4С/ГО-модель («4 Components of Instructional Design», то есть «4 компонента учебного дизайна») направлена на решение «аутентичной проблемы». Очевидным преимуществом поставленной педагогом аутентичной проблемы является то, что она не является абстрактной, напротив, она целенаправленно моделирует жизненные реалии, а потому решив ее в ходе гра-жданско-воспитательного процесса школы, обучающийся может получить полезный опыт решения аналогичных проблем в своей последующей жизни.

Целью данной статьи является выявление эвристического потенциала применения 4С/ГО-модели проблемного обучения в процессе гражданского воспитания старшеклассников во внеурочной деятельности. В ходе исследования были использованы методы описания, классификации, экстраполяции.

Обсуждение

Следует подчеркнуть, что 4С/ГО-модель проблемного обучения была разработана в Нидерландах представителями Маастрихтской педагогической школы Е.Дж. Ван Мерриенбо-ром, Р. Кларком, М.Д. Крооком [8] и др. в начале 2000-х гг. В настоящее время эта модель получила свое развитие в работах Е.Дж. Ван Мерриенбора [9], П.А. Киршнера [10] и др.

В данной модели процесс воспитания и обучения выстраивается за счет реализации TCL-принципа («Task-centered learning»), предполагающего конструирование и решение задач на основе аутентичных проблем. При этом достижение результатов у учащегося осуществляется именно за счет интеграции навыков, знания, социокультурного опыта в жизнь, а не просто их получения, что и создает комплексный эффект.

Новизна исследования в данной статье состоит в том, что в нем рассматривается иной аспект реализации 4С/ГО-модели, а именно ее модификация при экстраполяции на процесс гражданского воспитания. Данный процесс в соответствии с действующими ФГОС СОО основан на единстве и взаимосвязи воспитания и обучения при организации и проведении внеурочных занятий (классные часы, «Разговоры о важном», школьные конкурсы гра-жданско-патриотической направленности). Указанные занятия несут одновременно воспитательную и когнитивную нагрузку, следовательно, их реализация на основе 4С/ГО-модели предполагает наличие следующих компонентов.

Первым компонентом модели являются учебно-воспитательные задачи аутентичного характера («learning tasks»). Данные задачи имеют междисциплинарный характер, могут быть как индивидуальными, так и командными. Изначально педагогом проводится выявление аутентичных задач, а затем на их основе уже формируются учебно-воспитательные задачи на основе поэтапного решения аутентичной проблемы - проблемы, с которой обучающийся может встретиться в повседневной жизни. Вторым компонентом модели является вспомогательная информация («supportive information»). Это когнитивный элемент модели, представляю-

щий собой совокупность полученных знаний, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. Третий компонент модели представляет собой своевременную информацию («procedural information»), то есть ту информацию, которая может быть полезной непосредственно в момент решения указанной задачи: чек-листы, инструкции и т.д. Наконец, четвертый компонент модели воплощается в частичной практике («part-task practice»).

Поскольку опыта обучающихся может быть недостаточно для решения аутентичных задач и обеспечения обучающегося необходимым уровнем развития некоторых навыков, в том числе и «гибких навыков», то для этой цели педагогом создаются дополнительные средства педагогического воздействия. Роль педагога при этом сводится к моделированию проблемных ситуаций, требующих решения от обучающихся, как субъектов гражданского воспитания, а также организации учебно-воспитательного процесса, переходящего в «свободное плавание». Целевой ориентир данной модели направлен на решение обучающимися аутентичных проблем посредством развития «гибких навыков» и навыков сотрудничества.

Значимость 4C/ID-модели при ее экстраполяции на процесс организации гражданского воспитания в школе при этом согласуется с ФГОС среднего общего образования следующим образом [3]: 1) воспитательный процесс имеет интегрированный характер и обеспечивается на основе моделирования реальных проблем; 2) воспитательный процесс имеет аутентичный (релевантный) характер, способствуя повышению мотивации обучающихся; 3) воспитательный процесс способствует развитию навыков (в том числе «гибких» навыков» и новых компетенций, востребованных в современном мире.

В целом при организации гражданского воспитания во внеурочной деятельности 4C/ID-модель способна решить такие проблемы, как когнитивная перегрузка обучающихся, повышение качества процесса получения знаний (поэтапное решение задач по принципу их усложнения), развитие субъектности (умение самостоятельно решать поставленные задачи, вовлеченность в диалоговую коммуникацию), интеграция полученных знаний в повседневной жизни школьника.

Компонентная структура 4C/ID-модели во внеурочной деятельности, представлена на рисунке.

Рисунок.

Компонентная структура 4C/ID-модели во внеурочной деятельности (на основе схемы А.А. Скориковой «4ОГО-модель педагогического дизайна» [2]).

Вспомогательная информация направлена на то, чтобы помочь обучающимся установить значимые взаимосвязи, причем как между вновь представленными, так и между ранее известными элементами информации. Она может быть реализована на основе дедуктивных, либо индуктивных стратегий. В первом случае обучающиеся активизируют свои ранее накопленные знания в процессе работы со вспомогательной информацией (новых знаний общего и абстрактного характера), предоставленной на занятии, что побуждает ее детальную проработку. Дедуктивная стратегия оптимальна для таких внеурочных занятий и мероприятий, как конкурсы, викторины, квесты.

Во втором случае обучающиеся выстраивают обобщения, основанные на ряде примеров из истории, общественной жизни и личного опыта (конкретных иллюстративных примеров), что способствует интенсивной межличностной диалоговой коммуникации, поскольку цель занятия и замысел педагога заранее не известны обучающимся и представляют собой характер поэтапного раскрытия интриги. Индуктивная стратегия наиболее приемлема для классных часов, «Разговоров о важном», заседаний школьных дискуссионных клубов.

Своевременная информация представляет собой материал, необходимый для правильного выполнения этапов занятия в соответствии с замыслом педагога. Это может быть логическая схема, позволяющая качественно обрабатывать полученную на занятии информацию для запоминания, а также способствующая эффективному решению проблемы по принципу «мозгового штурма». Типы учебно-воспитательных задач в 4C/ID-модели внеурочной деятельности представлены в таблице 1.

В качестве одного из очевидных положительных моментов 4C/ID-модели следует отметить наличие в ней декомпозиции навыков, развиваемых на занятии, что предполагает наличие дескрипторов (критериев оценки достижения каждого из данных навыков).

Таблица 1

Типы учебно-воспитательных задач в 40ГО-модели (в условиях гражданского воспитания обучающихся во внеурочной деятельности)

Тип учебно-во спитательной задачи Описание Действия обучающихся Пример

Условие Цель Решение

Заранее подготовленный кейс Обучающемуся предоставляется разработанный полностью пример, имеющий цель, задачи, алгоритм решения. Предварительное изучение примера и алгоритма его решения. Изучение и последующая реализация условий известного алгоритма. Выполнение поставленных педагогом задач внеурочного занятия (мероприятия). Военно-спортивный конкурс «Юный стрелок» (стрельба из пневматической винтовки по мишеням).

Неопределенная цель Обучающемуся предоставляются только условия задачи. Предоставляется непосредственно во время внеурочного занятия (мероприятия) Необходимо определить самостоятельно. Следует найти самостоятельно Классный час на тему: «Почему Вечный огонь так называется?»

Полуструктурированная проблема Обучающемуся предоставляются цель, задачи и определенные критерии для их достижения. Предоставляется вместе с целями и задачами. Задана в соответствии с условиями задачи. Имеет характер выполнения проектного задания. Предполагает многовариантность. Конкурс школьных проектов «Мой прадед воевал»

Включение дескрипторов в систему проведения внеурочных занятий в средней общеобразовательной школе позволит педагогам оценить качество проведенного ими занятия в соответствии с выбранным диагностическим инструментарием по заранее определенной шкале оценивания.

В то же самое время дескрипторная структура 4С/ГО-модели в частности, как и сама модель в целом, требуют модификации, необходимой для организации гражданского воспитания во внеурочной деятельности средней школы. Причиной этой модификации служит то, что обеспечение процесса гражданского воспитания во внеурочной деятельности предполагает внедрение в структуру 4С/ГО-модели рефлексивного компонента. В качестве одного из способов внедрения данного компонента в 4С/ГО-модель целесообразно рассматривать ресурсы глубинной технологии обучения и воспитания, разработанной В.В. Шоганом. Данная технология основана на развертывании экзистенциальных диалогов в специально создаваемых пространствах урочной и внеурочной деятельности. Экзистенциальный диалог представляет собой коммуникацию между педагогом и обучающимися, основанную на обмене личными смыслами и переживаниями по отношению к теме занятия и ее микроблокам [5].

Реализация компонентов глубинной технологии обучения и воспитания направлена на поэтапную организацию познавательной деятельности обучающихся, обеспечивающую их ценностно-смысловое развитие и актуализацию личностных структур их сознания. Компонентная структура глубинной технологии включает в себя пять последовательных этапов: 1) «образ» (мотивационно-символическое начало) - этап образного отражения предмета, явления, процесса, подлежащего изучению на занятии; 2) «анализ» (понимание, социокультурного контекста изучаемой темы и предъявляемого образа) - этап аналитического мышления; 3) «смысл» (открытие личностно-значимых ценностей и смыслов изучаемой темы) - этап личностного смыслообразования; 4) «деятельность» - этап практического воплощения воспринятых ранее личностных смыслов; 5) «рефлексия» - этап анализа изменений ценностно-смысловых ориентаций, произошедших в сознании обучающегося [6].

Модификация 4С/ГО-модели посредством компонентов глубинной технологии обучения и воспитания позволяет успешно реализовать данную модель в процессе гражданского воспитания, усиливая ее положительные стороны и нивелируя отрицательные, что представлено в табл. 2.

Таблица 2

Положительные и отрицательные стороны 4С/ГО-модели проблемного обучения и глубинной технологии В.В. Шогана в организации процесса гражданского воспитания

4С/Ш-модель проблемного обучения (исходный вариант) 4С/Ш-модель проблемного обучения (модификация на основе глубинной технологии обучения и воспитания В.В. Шогана)

Положительные стороны (+) решение обучающимися аутентичных проблем посредством развития «гибких навыков» и навыков сотрудничества повышение у обучающихся мотивации к решению аутентичных проблем включения в них мотивационно-символического начала

декомпозиции навыков, развиваемых на занятии и наличие дескрипторов для оценки их достижения обучающимися наличие рефлексивной составляющей, направленность на выявление эмоционального и ценностно-смыслового отношения обучающихся к усвоенным на занятии знаниям и развитым навыкам посредством их активного вовлечения в экзистенциальный диалог и анализа данного диалога

Отрицательные стороны (-) отсутствие рефлексивной составляющей обязательное наличие рефлексивной составляющей, позволяющей выявить эмоциональное и ценностно-смысловое отношение обучающихся к усвоенным на занятии знаниям и развитым навыкам

направленность вспомогательной информации исключительно на снижение когнитивной нагрузки обучающихся создание вспомогательной информации, повышающей у обучающихся эмоциональное и ценностно-смысловое восприятие материала

Выводы

Таким образом, глубинная технология обучения и воспитания создает организационно-методические условия для реализации 4С/ГО-модели в процессе гражданского воспитания. Во-первых, данная модификация позволяет педагогу формировать учебно-воспитательные задачи на основе поэтапного решения аутентичной проблемы посредством включения в нее мотивационно-символического начала, позволяющего обучающимся присваивать ценности гражданственности и патриотизма на основе пережитых чувств посредством зрительного и психо-эмоционального контакта с мотивирующими образом (например, с советским агитационным плакатом В.А. Серова «Наше дело правое - победа будет за нами» во время внеурочных занятий на февральском месячнике мужества).

Во-вторых, обогащение 4С/ГО-модели посредством компонентой структуры глубинной технологии позволяет реализовывать во внеурочной деятельности вспомогательную информацию (в рамках индуктивной стратегии) посредством экзистенциального диалога, направленного на личностное осмысление обучающимися изучаемой темы, а также на их откровение - психоэмоциональный контакт в процессе диалогового взаимодействия, направленный на изменение ценностных обучающихся. Такой способ реализации вспомогательной информации позволяет успешно осуществлять гражданское воспитание обучающихся не только на когнитивном уровне (именно эта задача является центральной в исходном варианте 4C/ID-модели), но и на ценностно-ориентационном уровне, формирующем мотивационно-дей-ственную стратегию поведения школьника.

В-третьих, модификация 4С/ТО-модели, осуществляемая на основе глубинной технологии обучения и воспитания, способствует успешной организации педагогом рефлексии обучающихся на различных этапах внеурочного занятия, а также позволяет (наряду с диагностикой когнитивной составляющей занятия) осуществить рефлексивный анализ внеурочного занятия, проводимый педагогом с использованием различных приемов. Именно благодаря включению рефлексивного компонента в 4С/ТО-модель при формулировании системы оценивания эффективности внеурочного занятия педагог сможет решить обозначенную Е.А. Жерноклеевой проблему [1, с. 487], суть которой заключается в том, чтобы обеспечить рефлексивное восприятие усвоенного обучающимися материала в качестве одного из критериев оценки внеурочного занятия посредством эмоциональных и ценностно-смысловых дескрипторов (критериев оценки достижения личностных результатов занятия в области гражданского воспитания согласно ФГОС СОО). Рассмотренная в данной статье модификация 4С/ТО-модели проблемного обучения посредством глубинной технологии обучения и воспитания делает процесс гражданского воспитания более содержательным, гибким, интересным и результативным.

Список источников

1. Жерноклеева Е.А. Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. 2017. № 5 (139). С. 487-489.

2. Скорикова А.А. Проблемное обучение сегодня: зачем нужно и как модель педагогического дизайна - 4С/ТО model может помочь? Сайт НИУ ВШЭ. - URL: https://www.hse.ru/ mirror/pub s/share/605363871.pdf

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Сайт правовой поддержки Garant.ru. - URL: https://base.garant.ru/70188902/ 8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

4. Чернобай Е.В., Ефимова Е.А., Корешникова Ю.Н., Давлатова М.А. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка. М.: НИУ ВШЭ, 2022. 44 с.

5. Шоган В.В. Методология педагогики чувства (принципы и методологические законы). Ростов-на-Дону, Таганрог: Изд-во Южного федерального университета, 2018. 106 с.

6. Шоган В.В. Чувственный опыт в структуре личности субъекта образования как основа обучения и воспитания // Мир университетской науки: культура, образование. 2019. № 8. С. 17-24.

7. Щуркова Н.Е. Восхождение к нравственности. М.: ИТРК, 2016. 264 с.

8. Mer^nboer J., Clark R., Croock M.D. (2002). Blueprints for complex learning: The 4C/ID-model. Education.

9. Van Mer^nboer J.J.G. (2020). Das Vier-Komponenten Instructional Design (4C/ID) Modell. In: Niegemann, H., Weinberger, A. (eds) Handbuch Bildungstechnologie. Springer, Berlin, Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-662-54368-9_810.

10. Van Mer^nboer J.J.G., Kirschner P.A. (2018). Ten steps to complex learning: A systematic approach to four-component instructional design (3rd ed.). New York, NY: Routledge.

References

1. Zhernokleeva E.A. Meta-subject and subject learning results in the process of extracurricular activities within the framework of the implementation of the Federal State Educational Standard // Young scientist. 2017. No. 5 (139). P. 487-489.

2. Skorikova A.A. Problem-based learning today: why is it needed and how can the 4C/ID model of educational design help? - URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/605363871.pdf

3. Federal state educational standard of secondary general education. - URL: https://base.garan-t.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/

4. Chernobay E.V, Efimova E.A., Koreshnikova Yu.N., Davlatova M.A. Instructional design: Russian and foreign research agenda. M.: National Research University Higher School of Economics, 2022. 44 p.

5. Shogan V.V Methodology of pedagogy of feeling (principles and methodological laws). Rostov-on-Don, Taganrog: Southern Federal University Publishing House, 2018. 106 p.

6. Shogan V.V Sensual experience in the structure of the personality of the subject of education as the basis of training and education // World of university science: culture, education. 2019. No. 8. P. 17-24.

7. Shchurkova N.E. Ascent to morality. M.: ITRK, 2016. 264 p.

8. Mer^nboer J., Clark R., Croock M.D. (2002). Blueprints for complex learning: The 4C/ID-model. Education.

9. Van Mer^nboer J.J.G. (2020). Das Vier-Komponenten Instructional Design (4C/ID) Modell. In: Niegemann, H., Weinberger, A. (eds) Handbuch Bildungstechnologie. Springer, Berlin, Heidelberg. https://doi.org/10.1007/978-3-662-54368-9_810.

10. Van Mer^nboer J.J.G., Kirschner P.A. (2018). Ten steps to complex learning: A systematic approach to four-component instructional design (3rd ed.). New York, NY: Routledge.

Статья поступила в редакцию 08.02.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 25.02.2024.

The article was submitted 08.02.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 25.02.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.