Научная статья на тему 'ПОТАКАЯ ПОРОКАМ, ЗАБОТЯСЬ О ДОБРОДЕТЕЛИ'

ПОТАКАЯ ПОРОКАМ, ЗАБОТЯСЬ О ДОБРОДЕТЕЛИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
113
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
карточная игра / картёжники / шулер / Государственный Эрмитаж / Норберт ван Блумен / жанр / персонаж / крестьянин / пословица / пейзаж / подпись / card game / gamblers / sharper / State Hermitage / Norbert van Blumen / genre / character / peasant / proverb / landscape / signature

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

В музеях Европы и России картины Норберта ван Блумена встречаются редко. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга есть три картины художника. Большое собрание изящных искусств ASG обладает полотном ван Блумена «Игроки в карты». Персонажей данной композиции живописец повторял неоднократно в других произведениях, в разные годы выставлявшихся на европейских аукционах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Norbert van Blumen’s paintings are rare in museums in Europe and Russia. There are three paintings by the artist in the State Hermitage of St. Petersburg. ASG’s large collection of fine arts features Van Blumen’s The Card Players. The artist repeated the characters of this composition more than once in other works that were exhibited at European auctions in different years.

Текст научной работы на тему «ПОТАКАЯ ПОРОКАМ, ЗАБОТЯСЬ О ДОБРОДЕТЕЛИ»

ПОТАКАЯ ПОРОКАМ, ЗАБОТЯСЬ О ДОБРОДЕТЕЛИ

Алина Булгакова, к.п.н., директор МИА

АННОТАЦИЯ: В музеях Европы и России картины Норберта ван Блумена встречаются редко. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга есть три картины художника. Большое собрание изящных искусств ASG обладает полотном ван Блумена «Игроки в карты». Персонажей данной композиции живописец повторял неоднократно в других произведениях, в разные годы выставлявшихся на европейских аукционах.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: карточная игра, картёжники, шулер, Государственный Эрмитаж, Норберт ван Блумен, жанр, персонаж, крестьянин, пословица, пейзаж, подпись.

ABSTRACT: Norbert van Blumen's paintings are rare in museums in Europe and Russia. There are three paintings by the artist in the State Hermitage of St. Petersburg. ASG's large collection of fine arts features Van Blumen's The Card Players. The artist repeated the characters of this composition more than once in other works that were exhibited at European auctions in different years.

KEYWORDS: card game, gamblers, sharper, State Hermitage, Norbert van Blumen, genre, character, peasant, proverb, landscape, signature.

Тема карточных игр - одна из самых занимательных в западноевропейской живописи. Иногда она носит назидательный характер, но чаще юмористический, безжалостно высмеивая глупость и пороки проигравшихся. Карточный шулер старых мастеров - это всегда удачливый пройдоха и хитрый аферист, к смелой наглости и находчивости которого автор произведения, как ни парадоксально, испытывает симпатию.

Одним из первых в европейском искусстве темы карточной игры коснулся нидерландский художник Лукас ван Лейден (1494 - 1533). Живописцы Северного Возрождения раньше остальных начали писать работы в бытовом жанре, при том, что практически всё искусство этого периода было религиозным.

В XVII веке двумя самыми известными композициями с изображениями картёжников были картины француза Жоржа де Латура (1593 -

Лейден, Лукас ван

Игроки в карты

1508 - 1510 годы

Дерево, масло. 56*70 см

Национальная галерея искусства, Вашингтон

Латур, Жорж де Шулер с бубновым тузом Около 1635 года Холст, масло. 106*146 см Лувр, Париж

Караваджо, Микеланджело Меризи да Шулера

Около 1595 года Холст, масло. 94*131 см

Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт (США)

1652) «Шулер с бубновым тузом» и итальянского барочного мастера Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 - 1610) «Шулера».

Вслед за ними картины на сюжеты карточных игр исполнили Луи Ленен («Игроки в карты», Художественный музей Гранье), Валантен де Булонь («Плут», Галерея старых мастеров Дрездена), Ян Ливенс («Игроки в карты», Лейденская коллекция, Нью-Йорк), Ян Минсе Моленар («Игра в карты при свечах», частное собрание), Теодор Ромбоутс («Игра в карты», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др. Все перечисленные картины изображают представителей высшего сословия и бюргеров. Играющих в карты крестьян писали Ян Стен («Ссора игроков в карты», Берлинская картинная галерея), Адриан Брауэр («Крестьяне, играющие в карты», Старая пинакотека Мюнхена), Давид Тенирс Младший («Картёжники», Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и Норберт ван Блумен (1670 -1746). Полотно последнего - «Крестьяне, играющие в карты» - хранится в Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Норберт ван Блумен - фламандский художник и рисовальщик, работавший в Италии и Голландии. Приобрёл известность итальянскими пейзажами и жанровыми сценами в духе Бамбоччанти (итал. ВатЬосаап^) -жанр живописи с изображением сценок из обыденной жизни бродяг, резвящихся детей, странствующих актёров, крестьян и нищих, решённых с юмором. Блумен также работал в портретном и историческом жанре.

Блумен, Норберт ван Крестьяне, играющие в карты Холст, масло. 56,5*66,5 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Живописец родился в Антверпене. Двое его старших братьев также были известными художниками - Питер (1657 - 1720) и Ян Франс (1662 -1749) ван Блумены. Норберт обучался живописи у Питера ван Блумена, который в 1688 году перебрался в Рим. В 1690 году за ним последовал и Норберт. Возможно, художники работали в базилике Сант-Андреа-делле-Фратте.

Норберт ван Блумен был членом общества художников «Перелётные птицы» («Bentvueghels»), в которое входили иностранные художники, прибывшие в католический Рим из северных стран (главным образом из Нидерландов и Германии) с целью знакомства с сокровищами искусства и совершенствования своего мастерства. Каждый член этого общества имел прозвище. Норберта называли «Кефалусом» - по имени древнегреческого героя.

В 1724 году художник вернулся на родину в Антверпен, но, не имея здесь коммерческого успеха, перебрался в Амстердам. Лучшим учеником Норберта ван Блумена был Корнелис Плоос ван Амстел (1 726 - 1 798).

Норберт ван Блумен не был столь популярен, как его старшие братья. Сегодня большинство его картин находится в частных собраниях, периодически выставляясь на аукционах. В Государственном Эрмитаже Санкт-Петербурга есть три работы ван Блумена - уже упомянутые нами «Крестьяне, играющие в карты», «Жанровая сцена» и «Крестьянская семья за столом». Все три картины представляют персонажей на фоне ита-лиянизирующих пейзажей с архитектурными постройками.

Блумен, Норберт ван Крестьянская семья за столом Холст, масло. 66*80 см

Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В Большом собрании изящных искусств АБС находится полотно Норберта ван Блумена «Игроки в карты», продолжающее тему азартных игр в творчестве художника.

Блумен, Норберт ван Игроки в карты Фландрия, начало XVIII века Холст, масло. 81,5*108 см БСИИ ASG, инв. № 04-2228

Ван Блумен делит героев композиции на три группы. Центральная состоит из шести мужских персонажей. В карты играют двое. Оба сидят на земле. Тот, что справа, одет в простой красный камзол, рубашку и шляпу. Его ноги босы. Он довольно усмехается и находится явно в выигрышном положении. Ван Блумен тщательно выписывает масти карт в его руках. Мы без труда угадываем там пиковую семёрку, а бубновые карты противника он бьёт пиковым тузом. Здесь художник проводит параллель с шулером Жоржа

Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Игроки в карты»

с изображением центральной группы персонажей БСИИ ASG, инв. № 04-2228

Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Игроки в карты» с изображением семёрки бубен БСИИ ASG, инв. № 04-2228

де Латура, однако уже не с бубновым, а пиковым тузом. Его противник в белой рубашке спокойно смотрит в свои карты.

Живописец неоднократно изображал этого картёжника в красном камзоле. На картине «Игра в карты среди руин» он также сидит на земле, кроя карты противника пиковым тузом. Близко в данной композиции и изображение его противника в белой рубашке. Полотно это проходило на аукционных торгах. Далее в качестве аналогов мы будем приводить исключительно аукционные произведения, так как жанровой живописью ван Блумена из крупных государственных музеев обладает лишь Эрмитаж.

Г ■ \|

1 <1 I

4-1 ш

т !> л

Блумен, Норберт ван Игра в карты среди руин Холст, масло. 47*63 см Аукцион от 30 мая 2012 года [1]

Сбоку, практически за спиной картёжника в красном стоит крестьянин в шляпе и длинном коричневом плаще, переброшенном через плечо. Увлечённый игрой, он приоткрыл рот и подался вперед. Этот же персонаж присутствует и в правой части полотна «Игра в карты среди руин». Он же написан справа и на картине «Крестьяне, играющие в карты в гроте». В этом случае крестьянин ещё более близок персонажу с картины собрания АБС.

Блумен, Норберт ван

Крестьяне, играющие в карты в гроте [2]

Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Игроки в карты»

с изображением картёжника в красном камзоле БСИИ ASG, инв. № 04-2228

Фрагмент картины Норберта ван Блумена

«Крестьяне, играющие в карты в гроте» с изображением крестьянина в коричневом плаще в правой части [2]

Фрагмент картины Норберта ван Блумена

«Игроки в карты» с изображением крестьянина в коричневом плаще в правой части БСИИ ASG, инв. № 04-2228

Фрагмент картины Норберта ван Блумена

«Игра в карты среди руин» с изображением крестьянина в коричневом плаще в правой части [1]

Композиция Норберта ван Блумена из Большого собрания изящных искусств АБС воспринимается зрителем от центра к левой её части. «Мостом» для переноса внимания от картёжников к женщине с ребёнком в левом нижнем углу служит фигура мужчины, пьющего из кувшина. Он представлен спиной к зрителю. Ван Блумен часто писал сидящих на земле крестьян со спины

Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Игроки в карты» с изображением крестьянина, пьющего из кувшина, в левой части БСИИ ASG, инв. № 04-2228

Блумен, Норберт ван

Пирушка у таверны

Холст, масло. 64*78 см

Аукцион от 10/11 октября 2012 года [6]

(«Весёлая компания» [3], «Крестьяне со стадом на фоне Арки Януса в Риме» [4], «Пейзаж с крестьянами, пьющими из колодца» [5] и т.д.).

Трогательно изображение женщины с тарелкой в руках. Она кормит мальчика, стоящего рядом с ней (очевидно сына). Крестьянка склонилась к ребёнку, увещевая его съесть ещё. Эта же крестьянка представлена в левом нижнем углу на картине ван Блумена «Пирушка у таверны». Мальчик, так же изображённый со спины, не держится здесь за колено матери, как на картине из собрания АБС, а нагнулся над корзиной.

Блумен, Норберт ван Римский пейзаж с торговкой овощами [7]

Фрагмент картины Норберта ван Блуме-на «Пирушка у таверны» с изображением крестьянки и мальчика в левом нижнем углу [6]

Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Игроки в карты» с изображением крестьянки и мальчика в левом нижнем углу БСИИ ASG, инв. № 04-2228

Фрагмент картины Норберта ван Блу-мена «Римский пейзаж с торговкой овощами» с изображением крестьян за столом в левой части [7]

На заднем плане картины ван Блумена «Игроки в карты» мы видим дом. По его лестнице поднимается мужчина. Рядом разместилась компания с напитками, состоящая из четырёх крестьян. Один из них, тот что в ярко-красном головном уборе, повернул голову влево, о чём-то переговариваясь с мужчиной на лестнице. Этот же крестьянин изображён и на картине ван Блумена «Римский пейзаж с торговкой овощами». Здесь он аналогичным образом разместился с товарищами за столом.

Тут же, на крыльце дома сидит пожилая пряха с веретеном и куделью. Это простая крестьянка, но в то же время её образ перекликается с древнегреческой богиней судьбы Мойрой, которая плетёт нить человеческих судеб. Присутствие

1 ¥ л

ЩГ

щ

Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Игроки в карты» с изображением крестьян за

столом в левой части БСИИ ASG, инв. № 04-2228

этой героини в работе художника придаёт ей мистическое звучание.

Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Игроки в карты» с изображением пряхи в левой части БСИИ ASG, инв. № 04-2228

Образ этой пряхи загадочен, но ещё больше интригует изображение дерева, растущего из окна справа в верхней части. Что оно означает? Сотрудники Международного института антиквариата долгое время пытались трактовать данное изображение. Найти правильный ответ помогло произведение Питера Брейгеля Старшего (около 1525 - 1569) «Фламандские пословицы» из Берлинской картинной галереи.

Брейгель в своей работе изобразил около сотни фламандских житейских мудростей, среди прочих дерево, растущее из окна, олицетворяющее то, что невозможно скрыть. Аналогия данной поговорки в русском языке - «Шила в мешке не утаишь». На картине ван Блумена из собрания АБС дерево, которое нельзя спрятать в комнате,

Брейгель, Питер Старший Фламандские пословицы 1559 год

Дерево, масло. 117*163 см Берлинская картинная галерея

по-видимому, призвано обличить карточный обман, который не скроишь - рано или поздно он откроется.

Характер написания листвы этого дерева на фоне облачного неба близок тому, что на картине «Пирушка у таверны» - дерево здесь растёт на склоне холма. Листья этих деревьев уже приобрели бурый оттенок, каждый из них по отдельности детально прописан и имеет продолговатую форму.

Фрагмент картины Питера Брейгеля Старшего «Фламандские пословицы» с изображением дерева, растущего из окна Берлинская картинная галерея

Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Игроки в карты» с изображением дерева, растущего из окна

БСИИ ASG, инв. № 04-2228

Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Пирушка у таверны» с изображением дерева в верхней части [6]

Фрагмент картины Нор-берта ван Блумена «Игроки в карты» с изображением пейзажа в правой части

БСИИ ASG, инв. № 04-2228

Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Пирушка у таверны» с изображением пейзажа в левой части [6]

В правой части работы ван Блумена из собрания АБС представлен пейзаж. Холмистая местность поросла травой, вдали - три архитектурные постройки с башней донжоном и силуэты гор. Возле башни - две стаффажные фигуры. Один из персонажей сидит на земле. В их сторону направляется крестьянин, изображённый со спины. Художник до конца не выписывает их фигуры, оставляя прозрачные лессировки, из-за чего создаётся ощущение незавершённости. С другой стороны, фигуры эти даны на расстоянии и их кажущуюся незавершенность можно трактовать как попытку художника передать эффект атмосферной дымки, окутывающей ландшафт и предметы по мере удаления от наблюдателя. Такого же впечатления ван Блумен добивается и в пейзаже «Пирушка у таверны». В левой части он пишет дом и двух крестьян, один из которых также, как и в картине из собрания АБС, сидит на земле. Вдали - горная гряда.

Полотно ван Блумена «Пирушка у таверны» подписано. Художник оставил свои инициалы на склоне холма

у правой кромки: «N0.^.». На картине «Игроки в карты» Большого собрания изящных искусств АБС в правом нижнем углу на камне сохранился лишь фрагмент подписи ван Блумена.

Основная часть творческого наследия Норберта ван Блумена посвящена жизни крестьян, но не их тяжёлому труду, а праздникам и пагубному досугу - азартным играм и пьянству. Причём этим занятиям крестьяне ван Блумена никогда не предавались в кабаках, но всегда на лоне природы. Художник делает это сознательно - тема пирушек, драк и карточных игр аморальна и неэстетична, тогда как природа, насколько это возможно, облагораживает и смягчает её своей красотой. В пейзажах ван Блумена, даже в тех, что являются частями жанровых композиций, ощущается монументальная сила и стихийность, которая роднит эти изображения природы с искусством Никола Пуссена (1594 - 1665). Великий француз так же часто включал в свои ландшафтные композиции стаффажные изображения. И вот уже играющие в карты крестьяне ван Блумена воспринимаются не как маргиналы, а как идиллические, счастливые и беспечные аркад-цы, живущие в гармонии с природой.

1 ■г

Фрагмент картины Норберта ван Блумена «Игроки в карты» с изображением фрагмента подписи автора в правом нижнем углу БСИИ ASG, инв. № 04-2228

Фрагмент картины Нор-берта ван Блумена «Пирушка у таверны» с изображением подписи художника у правой кромки [6] Ссылки:

1. https://www.mutualart.com/Artwork/La-buona-ventura--e-Giocatori-di-carte-t/2F9119209C303C47

2. https://ru.wahooart.com/@@/A2AAEH-Norbert-Van-Bloemen-%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1% 82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B5-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B-%D0%B2-%D0%B3%D1%80%D0%BE%D1%82-,-%D0%B4%D1 %80%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D1%83%D0%B8%D0%BD%D1%8B-%D0%BF%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%91%D0%BA

3. https://www.mutualart.com/Artwork/A-cheerful-company/C79A5B4F4F2598AB

4. https://www.mutualart.com/Artwork/Figures-conversing-along-a-path-with-cat/46DEA84658BE4246

5. https://www.mutualart.com/Artwork/A-southern-landscape-with-country-people/649550C8E80EAAAB

6. https://www.mutualart.com/Artwork/Making-merry-in-front-of-a-tavern/2E421ED81B84685F

7. https://www.1st-art-gallery.com/Norbert-Van-Bloemen/A-Roman-Street-Scene-With-A-Vegetable-Seller.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.