Научная статья на тему 'Поступление и выбытие федерального имущества: некоторые количественные тенденции'

Поступление и выбытие федерального имущества: некоторые количественные тенденции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
federal property / the RF asset regis- ter / real estate items / the RF Ministry of Property Relations.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Георгий Мальгинов, Александр Радыгин

Анализ годового отчета об изменениях в реестре федерального имущества, связанных с возникновением и прекращением права собственности Российской Федерации на недвижимое и движимое имущество, за 2013 г. позволяет сделать следующие выводы. В целом за пятилетний период поступление объектов недвижимости в собственность РФ превысило их выбытие более чем в 5 раз, но выбытие хозяйственных обществ с участием государства превысило поступление примерно в 1,6 раза. Можно предположить, что такие результаты отражают, с одной стороны, продолжающийся приватизационный процесс, затрагивающий прежде всего готовый для продажи актив в виде госпакетов акций, а с другой стороны, продолжающийся уже около десяти лет процесс перераспределения собственности между различными уровнями публичной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Георгий Мальгинов, Александр Радыгин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Receipt and Disposal of Federal Properties: Observable Quantitative Trends

An analysis of the 2013 Annual Report on Changes in the Federal Property Register Associated with Origin and Termination of Right of Ownership to Immovable and Movable Property Held by the Russian Federation has led to the following conclusions. On the whole over the 5-year period under consideration, the number of properties received by the Russian Federation was more than 5 times higher than the number of properties disposed of over the same period of time, while the disposal index of economic societies with state stakes was only approximately 1.6 times higher than the corresponding receipt index. It can be assumed that these results reflect, on the one hand, the ongoing privatization process that involves, first of all, the disposal of assets prepared for sale (in the form of state-owned blocks of shares); on the other, they point to the redistribution of ownership rights between different tiers of public authority (a process that has been underway for nearly 10 years).

Текст научной работы на тему «Поступление и выбытие федерального имущества: некоторые количественные тенденции»

Приватизация

ПОСТУПЛЕНИЕ И ВЫБЫТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА: НЕКОТОРЫЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Георгий МАЛЬГИНОВ, канд. экон. наук Александр РАДЫГИН, д-р экон. наук

Анализ годового отчета об изменениях в реестре федерального имущества, связанных с возникновением и прекращением права собственности Российской Федерации на недвижимое и движимое имущество, за 2013 г. позволяет сделать следующие выводы. В целом за пятилетний период поступление объектов недвижимости в собственность РФ превысило их выбытие более чем в 5 раз, но выбытие хозяйственных обществ с участием государства превысило поступление примерно в 1,6 раза.

Можно предположить, что такие результаты отражают, с одной стороны, продолжающийся приватизационный процесс, затрагивающий прежде всего готовый для продажи актив в виде госпакетов акций, а с другой стороны, продолжающийся уже около десяти лет процесс перераспределения соб-

ственности между различными уровнями публичной власти.

Еще в начале 2000-х годов на уровне руководства Минимущества России поднимался вопрос о формировании программы управления федеральным имуществом, включающей, помимо плана его использования, также и такие аспекты, как приобретение (создание новых объектов, разграничение собственности, получение по результатам гражданско-правовых сделок (покупка, мена и т.д.), выкуп для государственных нужд, национализация) и выбытие (приватизация, передача на другие уровни публичной собственности, ликвидация) имущества.

Публикация Росимуществом в 2014 г. годового отчета об изменениях в реестре федерального имущества, связанных с возникновением

Таблица 1

Динамика и видовая структура объектов федерального имущества, учтенных в реестре, по основным разделам в 2013 г.*

Дата

Общее количество Недвижимое

объектов, учтенных имущество

в реестре (за исключением

федерального земельных

имущества участков)

Земельные участки

Движимое имущество (за исключением акций,долей)

Хозяйственные общества, акции (доли) которых находятся в собственности РФ

ед. в% ед. в % ед. в% ед. в% ед. в%

На 31 декабря 1„_. 2012 г. 1473 263 100,0 815 694 55,4 236 037 16,0 419 071 28,4 2461 0,2

На 31 декабря 2013 г. 1 эУл 55^ 100,0 833 858 52,4 263 724 16,6 492 767 30,9 2203 0,1

* - Включая 90 акционерных обществ (АО), где РФ обладает специальным правом на участие в управлении, не являясь при этом владельцем акций (само специальное право не является объектом учета в реестре федерального имущества).

и прекращением права собственности Российской Федерации на недвижимое и движимое имущество (за 2013 г.)1, дает возможность не только оценить основные тенденции в развитии государственного имущественного комплекса в целом, но и установить причинно-следственные связи между различными явлениями хозяйственной практики, определить эффективность соответствующих механизмов, приведших к достигнутым результатам.

Имеющиеся в реестре федерального имущества сведения об учтенных объектах позволяют представить картину изменений, произошедших в течение 2013 г. (См. табл. 1.)

В целом по итогам 2013 г. количество объектов, учтенных в реестре федерального имущества, выросло на 119,3 тыс. ед. (или на 8,1%). Рост наблюдался по всем разделам, за исключением акций и долей. В наибольшей степени увеличилось количество объектов движимого имущества (на 73,7 тыс. ед., или на 17,6%), за которыми следовали земельные участки (прирост на 27,7 тыс. ед., или на 11,7%). Увеличение числа объектов затронуло и категорию недвижимого имущества без земельных участков (прирост на 18,2 тыс. ед., или на 2,2%).

При этом удельный вес последней, наиболее весомой, категории снизился с 55,4 до 52,4% (или на 3 п.п.). Доли объектов движимого имущества и земельных участков выросли соответственно на 2,5 п.п. (с 28,4 до 30,9%) и на 0,6 п.п. (с 16 до 16,6%). Сокращение количества хозяйственных обществ с участием государства на 10,5% (или почти на 260 ед.) закономерно привело и к падению удельного веса этой категории в совокупной структуре объектов - впрочем, почти незаметному на общем фоне (0,1%).

Поскольку показатель количества объектов движимого имущества представляет величину, подверженную значительным колебаниям, а, следовательно, существенным образом влияющую и на общую картину формирования государственного имущественного комплекса, то целесообразен более подробный анализ динамики объектов недвижимости (включая земельные участки). (См. табл. 2.)

Как следует из табл. 2, поступление объектов недвижимости в федеральную собственность более чем втрое превысило его выбытие, в результате чего положительный баланс меж-

Таблица 2

Динамика объектов недвижимого имущества в собственности РФ по основным подразделам реестра федерального имущества в 2013 г.

Поступление Выбытие Баланс

Категория имущества ед. в % Категория имущества ед. в% ед. в %

Здания, сооружения, Здания, сооружения,

объекты незавершенного 36 571 37,1 объекты незавершенного 18 554 57,8 +18 071 +97,1

строительства строительства

Земельные участки 31 880 32,3 Земельные участки 3004 9,4 +28 876 В 10,6 раза

Жилые, нежилые помещения 29 722 30,15 Жилые, нежилые помещения 10 142 31,6 +19 580 В 2,9 раза

Воздушные, морские Воздушные, морские

суда, суда внутреннего 424 0,45 суда, суда внутреннего 385 1,2 +39 +10,1

плавания плавания

Итого 98 597 100,0 Итого 32 085 100,0 +66 512 В 3,1 раза

1 Размещение этого документа на сайте ведомства было предусмотрено еще в 2007 г. (Постановление Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447). Представленный далее в материале анализ базируется на аналитических материалах к годовому отчету об изменениях в реестре федерального имущества, связанных с возникновением и прекращением права собственности Российской Федерации на недвижимое и движимое имущество в 2013 г., а также на расчетах авторов.

ду ними составил около 66,5 тыс. ед., наблюдавшийся по всем категориям имущества.

На порядок (более чем в 10 раз, или примерно на 29 тыс. ед.) различались масштабы поступления и выбытия по земельным участкам2: для жилых и нежилых помещений разница составила здесь 2,9 раза (или 19,6 тыс. ед.), для зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства - немногим менее двух раз (или 18,1 тыс. ед.). Выделение категории воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, где наблюдались минимальные сдвиги, почти никак не повлияло на общую картину ввиду незначительности веса данной категории.

Если в структуре поступления удельный вес зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства (37,1%), земельных участков (32,3%), а также жилых и нежилых помещений (30,2%) был сопоставим, то в структуре выбытия наблюдалось явное преобладание зданий, сооружений и объектов незавершенного строительства (57,8%), а также жилых и

нежилых помещений (31,6%). Доля же земельных участков составила 9,4%.

Закономерен вопрос о каналах поступления и выбытия недвижимости из федеральной собственности. В табл. 3 представлен круг оснований, примерно на 85% покрывающий эти разнонаправленные явления.

Наиболее весомыми основаниями для внесения сведений об объектах недвижимого имущества в реестр федерального имущества в 2013 г. являлись разграничение государственной собственности (33 694 ед., или 34,2%)3 и нормы федеральных законов (22 288 ед., или 22,6%)4.

За ними следовали приобретение по договорам (16 227 ед., или 16,5%) и создание (11 294 ед., или 11,5%). В числе прочих оснований, на долю каждого из которых приходится более 1% внесенных в 2013 г. в реестр объектов учета, также можно выделить приобретение по государственному контракту (4106 ед., или 4,2%)5, передачу из муниципальной собственности (3188 ед., или более 3,2%) и собствен-

Таблица 3

Структура оснований для внесения и исключения сведений о недвижимом имуществе в реестр имущества РФ в 2013 г.

Внесение Исключение

Основание ед. в% Категория имущества ед. в%

Разграничение государственной собственности 33 694 34,2 Приватизация 12123 37,8

На основании федеральных законов 22 288 22,6 Передача в муниципальную собственность 6284 19,6

Приобретение по договорам 16 227 16,5 Передача в собственность субъекта РФ 5613 17,5

Создание 11 294 11,5 Списание в связи с гибелью, уничтожением или утратой потребительских свойств 3253 10,1

Справочно: всего объектов 98597 100,0 Справочно: всего объектов 32085 100,0

2 При этом необходимо отметить, что такой баланс поступления и выбытия земельных участков несколько отличается от вытекающего из данных табл. 1.

3 Помимо поступления объектов из муниципальной и региональной собственности, выделяемых в качестве самостоятельных источников.

4 Без учета отчуждения имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (принудительное изъятие, 17 ед.).

5 Также 187 объектов приобретено по инвестиционному контракту.

ности субъекта РФ (3162 ед., или 3,2%), преобразование объекта учета (1171 ед., или 1,2%), решение суда (1022 ед., или более 1%).

При этом необходимо отметить, что содержащуюся в аналитических материалах к годовому отчету об изменениях в реестре федерального имущества классификацию оснований для внесения сведений об объектах недвижимости нельзя считать полностью прозрачной. Например, вызывает большие вопросы содержание второй по значимости статьи поступлений «На основании федеральных законов», а также таких каналов, как «Создание» и «Преобразование объекта учета». Не вполне ясны различия между приобретением по договору и по государственному контракту.

Положение с основаниями для исключения сведений об объектах недвижимости выглядело следующим образом. На первом месте стояла приватизация (12 123 ед., или 37,8%), далее располагались передача в муниципальную собственность (6284 ед., или 19,6%) и в собственность субъекта РФ (5613 ед., или 17,5%)6. Довольно весомым каналом выбытия явилось списание в связи с гибелью, уничтожением и утратой потребительских свойств (3253 ед., или более 10%).

В числе прочих оснований, на долю каждого из которых пришлось более 1% исключенных в 2013 г. объектов учета, также следует выделить внесение имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ (1479 ед., или 4,6%)7, отчуждение имущества по договорам (1459 ед., или 4,5%), преобразование объекта учета (569 ед., или 1,8%), решение суда (541 ед., или 1,7%), изменение вида имущества на основании технических заключений (справок) БТИ (333 ед., или более 1%).

В классификации оснований, объясняющих выбытие федерального имущества, не вполне ясно содержание статьи «Отчуждение имущества по договорам». Кроме того, встает вопрос о различиях в содержании таких

малозначимых (менее 1% объектов) каналов, как «Реализация в ходе исполнительного, конкурсного производства» и «Обращение взыскания на имущество по обязательствам».

Помимо недвижимого имущества важной составной частью государственного имущественного комплекса являются акции (доли) хозяйственных обществ, находящиеся в собственности РФ.

По состоянию на конец 2013 г. в реестре федерального имущества были учтены сведения об акциях (долях) 2113 обществ, включая 17 ООО (остальные - акционерные общества, но без учета 90 АО, где РФ обладает специальным правом на участие в управлении, не являясь при этом владельцем акций).

Исходя из размера доли государства в капитале в структуре данного портфеля ценных бумаг наиболее многочисленными являлись группы хозяйственных обществ с полными (все 100% уставного капитала) и миноритарными (менее 25%) госпакетами: на их долю приходилось соответственно 47,3% (1000 ед., включая 1 ООО) и 37,6% (794 ед., включая 8 ООО) всех обществ. Удельный вес блокирующих (от 25 до 50% капитала) пакетов составил 10,6% (224 ед., включая 1 ООО), а мажоритарных (от 50 до 100%) пакетов - всего 4,5% (95 ед., включая 7 ООО).

В течение 2013 г. в реестр федерального имущества были внесены сведения в отношении акций (долей) 147 хозяйственных обществ, включая одно ООО, а исключены сведения по 390 обществам, включая три ООО. Большой интерес представляют каналы движения данного вида активов. (См. табл. 4.)

Двумя наиболее значимыми каналами поступления в федеральную собственность акций (долей) хозяйственных обществ в 2013 г. являлись акционирование унитарных предприятий (65 АО. или 44,2%) и поступление акций в счет бюджетного финансирования (52 ед., или 35,4%). Как не вполне ясные с пози-

6 Еще 77 объектов передано в собственность религиозных организаций.

7 Без учета передачи в качестве имущественного взноса (34 ед.).

ций происхождения акций в реестре федерального имущества можно оценить такие источники, как безвозмездная передача акций юридическим и физическим лицом и поступление акций по решению Правительства РФ8.

Среди оснований для исключения сведений из реестра федерального имущества в от-

ношении акций (долей) хозяйственных обществ выделялись продажа акций (приватизация) (179 ед., или около 46%), банкротство, ликвидация и реорганизация хозяйственных обществ (112 ед., или 28,7%). Для менее чем 24% от общего числа выбывших обществ причиной этого стала передача акций 92 АО в интегрированные структуры и госкорпорации9.

Таблица 4

Структура оснований для внесения и исключения сведений из реестра имущества РФ в отношении акций (долей) хозяйственных обществ в 2013 г.

Внесение Исключение

Основание ед. в % Категория имущества ед. в%

Поступление в федеральную собственность акций при преобразовании федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов) в акционерные общества (АО) 65 44,2 Продажа акций (приватизация) 179* 45,9

Поступление акций в счет бюджетного финансирования 52 35,4 Банкротство, ликвидация, реорганизация общества 112** 28,7

Иные (вновь выявленные, безвозмездная передача юридическим или физическим лицом) 20 13,6 Передача на иной уровень публичной собственности*** 92*** 23,6

Иные (отсутствие акций (доли) в федеральной собственности, прекращение прав на акции в результате судебных Поступление акций (доли) д g ^ решений о признании недействительной 4**** ^ д

по решению Правительства РФ ' государственной регистрации общества

и о признании права собственности на имущество за иным юридическим или физическим лицом)

Поступление в федеральную собственность акций в порядке наследования по закону(ввиду отсутствия наследников) 1 0,7 Передача в собственность субъекта РФ 3 0,8

Итого 147 100,0 Итого 390 100,0

* - Включая прекращение прав на акции (долю) в результате требования о выкупе (1 ед.), среди 179 обществ присутствовали лвва ООО.

** - Включая реорганизацию хозяйственных обществ (18 ед.).

*** - В тексте аналитических материалов указывается на передачу акций 92 АО в интегрированные структуры и госкорпорации, тогда как в перечне оснований для исключения сведений из реестра федерального имущества в отношении акций, долей хозяйственных обществ упомянуты передача имущества на иной уровень публичной собственности (77 ед.) и передача акций в уставный капитал хозяйственных обществ (15 ед.), что в сумме и составляет 92 АО.

**** - Включая решение суда о признании прав собственности на имущество за иным юридическим либо физическим лицом (1 ед.).

8 При этом остается вопрос о том, как происходит учет поступления в федеральную собственность акций в случае расширения принадлежащего государству пакета, когда оно уже имело акции того или иного общества до начала увеличения своей доли в капитале.

9 Как было указано выше, 92 ед. представляет собой сумму 15 обществ, акции которых были переданы в уставный капитал хозяйственных обществ, и 77 обществ, в отношении которых в перечне оснований для исключения сведений из реестра указана передача имущества на иной уровень публичной собственности.

Для объективной оценки итогов 2013 г. применительно к движению федерального имущества сквозь призму реестра собственности РФ необходимо рассмотреть их в контексте среднесрочных тенденций. (См. табл. 5.)

Данные табл. 5 свидетельствуют о том, что тенденции, имевшие место в 2013 г., в целом были характерны и для всего периода 20092013 гг.

Поступление объектов недвижимости в собственность РФ стабильно и многократно превышало их выбытие. В 2009 и 2010 гг., когда масштабы поступления приближались к 155 и 216 тыс. ед. соответственно, оно составляло примерно 12,8 раза. В последующие два года (2011— 2012 гг.) число поступивших объектов сокращалась, а выбывших - росло10, в результате чего масштаб превышения поступления над выбытием уменьшился до 2-4 раз. В 2013 г. количество поступивших в федеральную собственность объектов недвижимости впервые за пятилетие сократилось до уровня менее чем 100 тыс. ед. Однако впервые уменьшилось (примерно на 30% по сравнению с пиковым значением 2012 г. в 45,5 тыс. ед.) и количество выбывших объектов недвижимости, а поступление превысило выбытие более чем втрое.

В целом за пятилетний период поступление объектов в собственность РФ (685,7 тыс. ед.) превысило их выбытие (134,4 тыс. ед.) более чем в 5 раз.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для акций (долей) хозяйственных обществ, напротив, было характерно превышение выбытия над поступлением, что наблюдалось на протяжении почти всего анализируемого периода, за исключением 2010 г. - тогда число хозяйственных обществ, акции (доли) которых поступили в собственность РФ (514 ед. - максимум для периода 2009-2013 гг.), превысило число обществ, акции (доли) которых выбыли из федеральной собственности, почти на 75%. В последующие же годы этот показатель стабильно превышал постоянно сокращавшееся количество хозяйственных обществ, акции (доли) которых поступали в собственность РФ, причем в 2012-2013 гг. размер превышения выбытия над поступлением составлял 2,73 раза.

Пиковые значения количества обществ, акции (доли) которых выбывали из федеральной собственности, превысившие 600 и 700 ед., наблюдались в 2009 и 2012 гг. соответственно. Но в 2013 г. значение данного показателя резко (на 45%) упало, что оказалось сопостави-

Таблица 5

Динамика объектов федерального имущества по основным категориям в 2009-2013 гг.

Хозяйственные общества, акции (доли) которых Объекты недвижимого имущества — '

' находятся в собственности РФ

1 юриод Поступление Баланс Поступление Баланс

ед. в % ед. в %

2009 г. 154 955 12212 +142 743 В 12,7 раза 345 609 -264 -76,5

2010 г. 215 836 16 861 +19 8975 В 12,8 раза 514 294 +220 +74,8

2011 г. 113 066 27 774 +85 292 В 4,1 раза 269 402 -33 -49,4

2012 г. 103 268 45 481 +57 787 В 2,3 раза 236 704 -468 В-3 раза

2013 г. 98 597 32 085 +66 512 В 3,1 раза 147 390 -243 В -2,7 раза

2009-2013 гг. 685 722 134413 +551309 В 5,1 раза 1511 2399 -888 В -1,6 раза

Последнее представляется некорректным ввиду выделения отдельного канала «Передача имущества в собственность субъекта РФ» (3 ед.). Вероятно, имелась в виду передача полномочий по осуществлению прав акционера (участника) другим субъектам (интегрированным структурам и госкорпорациям).

10 Хотя более корректно говорить о неуклонном ежегодном росте числа выбывших объектов в 2010-2012 гг. (в 2011-2012 гг. -более чем на 60%).

мым с итогами 2010 г., когда произошло более чем двукратное сокращение числа обществ, акции (доли) которых выбывали из федеральной собственности, по сравнению с 2009 г.

В целом за период 2009-2013 гг. из реестра федерального имущества были исключены сведения об акциях (долях) около 2,4 тыс. хозяйственных обществ, а внесены сведения, касающиеся более чем 1,5 тыс. хозяйственных обществ, в результате чего выбытие превысило поступление примерно в 1,6 раза.

Таким образом, анализ годового отчета об изменениях в реестре федерального имущества, связанных с возникновением и прекращением права собственности Российской Федерации на недвижимое и движимое имущество, за 2013 г. позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в 2013 г. произошло расширение принадлежащего государству, учтенного имущественного комплекса, в основном за счет объектов движимого имущества и земельных участков.

Во-вторых, превышение поступления над выбытием затронуло все категории недвижимости (земельные участки, здания, сооружения и объекты незавершенного строительства, жилые и нежилые помещения, средства воздушного и водного транспорта), причем по земельным участкам размеры поступления превысили выбытие на порядок.

В-третьих, наиболее весомой для пополнения государственного имущественного комплекса в части объектов недвижимого имущества оказалась группа оснований, связанных с разграничением государственной собственности (более 40%, включая передачу из региональной и муниципальной собственности). Сопоставимый удельный вес она занимает (в совокупности) и в отношении выбытия объектов недвижимости наряду с приватизацией (по 37-38%).

В-четвертых, в отличие от объектов недвижимости выбытие акций (долей) хозяйственных обществ заметно превысило их поступление, которое в основном происходило за счет акционирования ФГУПов и получения акций в счет бюджетного финансирования. Основными каналами выбытия являлись приватизация (включая как продажу акций, так и их передачу в интегрированные структуры), банкротство и ликвидация хозяйственных обществ с участием государства в капитале.

В-пятых, указанные тенденции в движении объектов федерального имущества применительно к недвижимости и к акциям (долям) хозяйственных обществ наблюдались на протяжении всего периода 2009-2013 гг.

В целом за рассматриваемый пятилетний период поступление объектов недвижимости в собственность РФ превысило их выбытие более чем в 5 раз, но выбытие хозяйственных обществ с участием государства превысило поступление примерно в 1,6 раза.

Можно предположить, что такие результаты отражают, с одной стороны, продолжающийся приватизационный процесс, затрагивающий прежде всего готовый для продажи актив в виде госпакетов акций, а с другой стороны, продолжающийся уже около десяти лет (если считать с момента принятия Закона № 122-ФЗ летом 2004 г.) процесс перераспределения собственности между различными уровнями публичной власти, а также активное участие государства в инвестиционном процессе, преимущественно в социальной, инновационной, оборонной и правоохранительной сферах.

Разумеется, определенные коррективы относительно сделанных выводов могут последовать после более детального раскрытия ряда оснований для движения имущества в собственности РФ, а также после учета его стоимостных характеристик. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.