Научная статья на тему 'Постсоветская медийная эпоха глазами культуролога'

Постсоветская медийная эпоха глазами культуролога Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
53
9
Поделиться
Журнал
Медиаобразование
ВАК
ESCI
Ключевые слова
МЕДИА / КИНО

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Федоров А. В.

новая книга директора Российского института культурологии и ведущего передачи «Культ кино» на канале «Культура» К.Э.Разлогова под названием «Не только о кино» (2009) дает читателям замечательную возможность со-размышления с ее автором о парадоксах сложного спектра взаимоотношений человека и медиа. В основе книги сотни статей, опубликованных Кириллом Эмильевичем в постсоветский период в различных изданиях и собранных теперь под одной обложкой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Постсоветская медийная эпоха глазами культуролога»

Книжная полка Постсоветская медийная эпоха глазами культуролога

А. В. Федоров

Рецензия на книгу: Разлогов К.Э. Не только о кино. М. : Совпадение, 2009. 285 с.

Нынешнему молодому поколению, пресыщенному разнообразной медийной продукцией, наверное, трудно себе представить на каком голодном пайке были вынуждены находиться отечественные зрители начала 1980-х (как, впрочем, и 1930-х-1970-х). Знаменитые зарубежные фильмы можно было посмотреть, как правило, только на Московском международном фестивале. В массовый прокат западное кино попадало с большим запозданием и в минимальном объеме. Поэтому понятно, с каким трепетом студенты киноведческого факультета ВГИКа ждали редкие поездки в Госфильмофонд, где можно было, к примеру, увидеть, казалось бы, намертво запрещенные в СССР «Полет над гнездом кукушки» М.Формана или «Город женщин» Ф.Феллини...

Учась в это время на киноведческом факультете ВГИКа, я старался не упускать ни одной возможности поехать в заветные Белые Столбы, чтобы попасть на просмотры в Госфильмофонд. Так в один прекрасный день я напросился поехать в Столбы с группой профессора К.Э.Разлогова. Надо сказать, что, обладая феноменальными лингвистическими способностями (он владеет практически всеми основными европейскими языками), Кирилл Разлогов уже к тридцати годам получил известность в научных кругах как блестящий переводчик и автор работ на тему «семиотика и кино». В 1980-х годах он опубликовал несколько книг по проблемам теории и идеологии кинематографа и занимал престижный пост советника председателя Госкино.

Далеко не все преподаватели ВГИКа соглашались взять с собой «чужих» студентов в своих поездках в Госфильмофонд. Но Кирилл Эмильевич не принадлежал к их осторожному числу. По дороге в Столбы я осмелился показать профессору Разлогову черновой вариант моей первой книги, написанной на зарубежном киноматериале. Кирилл Эмильевич пролистал страницы рукописи, иронично улыбнулся и поинтересовался, почему я с таким жаром нападаю на триллер Брайана де Палмы «Наваждение»? Неужели не заметно, что это блестящая постмодернисткая стилизация на тему классических фильмов Альфреда Хичкока? К моему стыду, в силу (в ту пору) слабой «насмотренности» такие «аллюзии» были для меня за семью печатями. Фильмов Хичкока я тогда почти не знал. Других фильмов Де Палмы тоже не видел.

Так или иначе, этот разговор вызвал у меня желание разобраться в законах функционирования массовой экранной культуры, чему, в частности, помогали мне и работы К. Э. Разлогова, тем паче, что он проявил себя как яркий медиа-культуролог, исследующий эволюцию средств массовой коммуникации и механизмы их воздействия на аудиторию.

Вот и новая книга директора Российского института культурологии и ведущего передачи «Культ кино» на канале «Культура» К.Э.Разлогова под названием «Не только о кино» (2009) дает читателям замечательную возможность со-размышления с ее автором о парадоксах сложного спектра взаимоотношений человека и медиа. В основе книги - сотни статей, опубликованных Кириллом Эмильевичем в постсоветский период в различных изданиях и собранных теперь под одной обложкой.

Отмечу, что многое в книге открыто полемично, что свойственно и прежним публикациям К.Э.Разлогова. Вспомним его нашумевшую в 1980-х годах статью в журнале «Искусство кино», посвященную развитию и перспективам развлекательного кинематографа в России или эпатажную (для тонкой душевной организации

медиапедагогов-энтузиастов) статью о медиаобразовании (журнал «Медиаобразование», 2005, № 2).

По этому поводу К.Э.Разлогов в книге «Не только о кино» пишет следующее: «Знаю по собственному опыту, что учишься выступать, бороться и доказывать свою позицию именно во враждебной аудитории, когда знаешь, что тебе нужно сосредоточить все силы и все умения для того, чтобы доказать правоту свой точки зрения, которая в данный момент не принимается и, быть может, будет принята лишь лет через пять или десять» [Разлогов, 2009, с.33].

И действительно, противникам развлекательного, жанрового кинематографа культурологическая позиция К.Э.Разлогова, смело обоснованная им в 1980-х годах в журнале «Искусство кино», казалась абсолютно неприемлемой. Вот и в своей новой книге К.Э.Разлогов очень точно подмечает, что в дополнение к общим законам масскульта так называемая отечественная «культура семечек» породила и свои самобытные феномены массовой культуры - нецензурную лексику, частушки, блатной фольклор, анекдоты и советскую эстраду» [Разлогов, 2009, с.119].

Отдельного разговора заслуживает трактовка автором темы медийного насилия. Здесь К.Э.Разлогов также, вопреки стандартному общественному мнению об однозначном вреде лицезрения насилия на экране, порождающего вспышки насилия в реальной жизни, резонно замечает, что при этом «мы никогда не узнаем, сколько потенциальных душегубов отказалось от своих жутких намерений, удовлетворив жажду убийства зрелищем» [Разлогов, 2009, с.34-35].

Убедительно, на мой взгляд, описан ученым и механизм притягательности такого рода медиатекстов для массовой аудитории: «все помнят многочисленные триллеры, где потенциальный убийца (в той или иной степени психопат) следит за раздевающейся или предающейся сексуальным утехам жертвой. Но смотрели-то мы - «нормальные» люди, и экран удовлетворял тайную страсть, делая ее культурно приемлемой» [Разлогов, 2009, с.39].

Своеобразие новой книги К.Э.Разлогова в том, что культурологические пассажи органично совмещаются в ней с автобиографическими мотивами. Так читатель с удивлением узнает, что на заре своей юности Кирилла Эмильевича не приняли (!) на киноведческий факультет ВГИКа, так как он не смог (!?) написать рецензию на фильм Г.Данелия и И.Таланкина «Сережа». И что нынешний академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России далеко не всегда так легко летал по маршруту Москва-Париж-Москва, потому как был и в его жизни период, когда советские власти мучительно решали, отпустить его на «тлетворный Запад», или нет...

Конечно, в целом можно согласиться, что «ненависть к сильным, богатым и удачливым, ненависть к евреям, инородцам и неверным, ненависть к людям другой культуры, другого пола, возраста, вероисповедания, достатка или социального положения нас окружает повсеместно. Более того, она сидит в каждом из нас и готова вырваться наружу, как только представится такая возможность, как только даст слабину социальная стабильность» [Разлогов, 2009, с.38]. Однако мне всегда казалось, что К.Э.Разлогов относится к той породе щедрых и талантливых людей, которые имеют счастье никому в жизни не завидовать. А вот ему (в хорошем смысле) позавидовать стоит. Даже тем, что поступил на киноведческий факультет ВГИКа с первого раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.