Научная статья на тему 'Постсоветская медийная эпоха глазами культуролога'

Постсоветская медийная эпоха глазами культуролога Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
183
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / КИНО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федоров А. В.

новая книга директора Российского института культурологии и ведущего передачи «Культ кино» на канале «Культура» К.Э.Разлогова под названием «Не только о кино» (2009) дает читателям замечательную возможность со-размышления с ее автором о парадоксах сложного спектра взаимоотношений человека и медиа. В основе книги сотни статей, опубликованных Кириллом Эмильевичем в постсоветский период в различных изданиях и собранных теперь под одной обложкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постсоветская медийная эпоха глазами культуролога»

Книжная полка Постсоветская медийная эпоха глазами культуролога

А. В. Федоров

Рецензия на книгу: Разлогов К.Э. Не только о кино. М. : Совпадение, 2009. 285 с.

Нынешнему молодому поколению, пресыщенному разнообразной медийной продукцией, наверное, трудно себе представить на каком голодном пайке были вынуждены находиться отечественные зрители начала 1980-х (как, впрочем, и 1930-х-1970-х). Знаменитые зарубежные фильмы можно было посмотреть, как правило, только на Московском международном фестивале. В массовый прокат западное кино попадало с большим запозданием и в минимальном объеме. Поэтому понятно, с каким трепетом студенты киноведческого факультета ВГИКа ждали редкие поездки в Госфильмофонд, где можно было, к примеру, увидеть, казалось бы, намертво запрещенные в СССР «Полет над гнездом кукушки» М.Формана или «Город женщин» Ф.Феллини...

Учась в это время на киноведческом факультете ВГИКа, я старался не упускать ни одной возможности поехать в заветные Белые Столбы, чтобы попасть на просмотры в Госфильмофонд. Так в один прекрасный день я напросился поехать в Столбы с группой профессора К.Э.Разлогова. Надо сказать, что, обладая феноменальными лингвистическими способностями (он владеет практически всеми основными европейскими языками), Кирилл Разлогов уже к тридцати годам получил известность в научных кругах как блестящий переводчик и автор работ на тему «семиотика и кино». В 1980-х годах он опубликовал несколько книг по проблемам теории и идеологии кинематографа и занимал престижный пост советника председателя Госкино.

Далеко не все преподаватели ВГИКа соглашались взять с собой «чужих» студентов в своих поездках в Госфильмофонд. Но Кирилл Эмильевич не принадлежал к их осторожному числу. По дороге в Столбы я осмелился показать профессору Разлогову черновой вариант моей первой книги, написанной на зарубежном киноматериале. Кирилл Эмильевич пролистал страницы рукописи, иронично улыбнулся и поинтересовался, почему я с таким жаром нападаю на триллер Брайана де Палмы «Наваждение»? Неужели не заметно, что это блестящая постмодернисткая стилизация на тему классических фильмов Альфреда Хичкока? К моему стыду, в силу (в ту пору) слабой «насмотренности» такие «аллюзии» были для меня за семью печатями. Фильмов Хичкока я тогда почти не знал. Других фильмов Де Палмы тоже не видел.

Так или иначе, этот разговор вызвал у меня желание разобраться в законах функционирования массовой экранной культуры, чему, в частности, помогали мне и работы К. Э. Разлогова, тем паче, что он проявил себя как яркий медиа-культуролог, исследующий эволюцию средств массовой коммуникации и механизмы их воздействия на аудиторию.

Вот и новая книга директора Российского института культурологии и ведущего передачи «Культ кино» на канале «Культура» К.Э.Разлогова под названием «Не только о кино» (2009) дает читателям замечательную возможность со-размышления с ее автором о парадоксах сложного спектра взаимоотношений человека и медиа. В основе книги - сотни статей, опубликованных Кириллом Эмильевичем в постсоветский период в различных изданиях и собранных теперь под одной обложкой.

Отмечу, что многое в книге открыто полемично, что свойственно и прежним публикациям К.Э.Разлогова. Вспомним его нашумевшую в 1980-х годах статью в журнале «Искусство кино», посвященную развитию и перспективам развлекательного кинематографа в России или эпатажную (для тонкой душевной организации

медиапедагогов-энтузиастов) статью о медиаобразовании (журнал «Медиаобразование», 2005, № 2).

По этому поводу К.Э.Разлогов в книге «Не только о кино» пишет следующее: «Знаю по собственному опыту, что учишься выступать, бороться и доказывать свою позицию именно во враждебной аудитории, когда знаешь, что тебе нужно сосредоточить все силы и все умения для того, чтобы доказать правоту свой точки зрения, которая в данный момент не принимается и, быть может, будет принята лишь лет через пять или десять» [Разлогов, 2009, с.33].

И действительно, противникам развлекательного, жанрового кинематографа культурологическая позиция К.Э.Разлогова, смело обоснованная им в 1980-х годах в журнале «Искусство кино», казалась абсолютно неприемлемой. Вот и в своей новой книге К.Э.Разлогов очень точно подмечает, что в дополнение к общим законам масскульта так называемая отечественная «культура семечек» породила и свои самобытные феномены массовой культуры - нецензурную лексику, частушки, блатной фольклор, анекдоты и советскую эстраду» [Разлогов, 2009, с.119].

Отдельного разговора заслуживает трактовка автором темы медийного насилия. Здесь К.Э.Разлогов также, вопреки стандартному общественному мнению об однозначном вреде лицезрения насилия на экране, порождающего вспышки насилия в реальной жизни, резонно замечает, что при этом «мы никогда не узнаем, сколько потенциальных душегубов отказалось от своих жутких намерений, удовлетворив жажду убийства зрелищем» [Разлогов, 2009, с.34-35].

Убедительно, на мой взгляд, описан ученым и механизм притягательности такого рода медиатекстов для массовой аудитории: «все помнят многочисленные триллеры, где потенциальный убийца (в той или иной степени психопат) следит за раздевающейся или предающейся сексуальным утехам жертвой. Но смотрели-то мы - «нормальные» люди, и экран удовлетворял тайную страсть, делая ее культурно приемлемой» [Разлогов, 2009, с.39].

Своеобразие новой книги К.Э.Разлогова в том, что культурологические пассажи органично совмещаются в ней с автобиографическими мотивами. Так читатель с удивлением узнает, что на заре своей юности Кирилла Эмильевича не приняли (!) на киноведческий факультет ВГИКа, так как он не смог (!?) написать рецензию на фильм Г.Данелия и И.Таланкина «Сережа». И что нынешний академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России далеко не всегда так легко летал по маршруту Москва-Париж-Москва, потому как был и в его жизни период, когда советские власти мучительно решали, отпустить его на «тлетворный Запад», или нет...

Конечно, в целом можно согласиться, что «ненависть к сильным, богатым и удачливым, ненависть к евреям, инородцам и неверным, ненависть к людям другой культуры, другого пола, возраста, вероисповедания, достатка или социального положения нас окружает повсеместно. Более того, она сидит в каждом из нас и готова вырваться наружу, как только представится такая возможность, как только даст слабину социальная стабильность» [Разлогов, 2009, с.38]. Однако мне всегда казалось, что К.Э.Разлогов относится к той породе щедрых и талантливых людей, которые имеют счастье никому в жизни не завидовать. А вот ему (в хорошем смысле) позавидовать стоит. Даже тем, что поступил на киноведческий факультет ВГИКа с первого раза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.