Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №1, том 2, 2018 СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ
УДК: 338.431.6
ББК: 65.325.2
Батчаева Ф.М.
ПОСТРОЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНОЙ МОДЕЛИ ТИПОВОГО КЛАСТЕРА КОНЕВОДСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
Batchaeva F.M.
CONSTRUCTION OF THE UNIVERSAL MODEL OF A TYPICAL HORSEBREEDING CLUSTER IN THE STAVROPOL REGION
Ключевые слова: кластеризация, агропромышленный комплекс, ядро кластера, экспортный потенциал, мясное коневодство, синергетический эффект, сельскохозяйственные организации, перерабатывающая промышленность, инновационная структура, сырьевые ресурсы.
Keywords: clustering, agro-industrial complex, cluster core, export potential, meat horse breeding, synergetic effect, agricultural organizations, processing industry, innovative structure, raw materials.
Аннотация: одной из актуальных задач отрасли коневодства является определение функционирующих подразделений модели кластера отрасли и экономических связей между производителями коневодческой продукции и рынком потребления, а также ряд подразделений, перерабатывающих и обслуживающих рекламно-консалтинговых организации по продвижению продукции на внутреннем и внешнем рынке, находящихся на стадии, требующей развития. В данной статье предложена универсальная структурная модель экономического кластера, на основе которой разработана методика, позволяющая идентифицировать и исследовать те или иные экономические кластеры региона, административного или географического района или страны в целом. Структурная модель типового кластера позволяет решать задачи сбалансированного развития экономики региона, оценки инвестиционной привлекательности тех или иных отраслей экономики, экономической независимости и устойчивости отдельных экономических кластеров и ряд других задач. Предложенная универсальная структурная модель является основой для построения информационных моделей экономических кластеров и экономики региона в целом в виде некоторой структуры базы данных с информацией о предприятиях региона, их взаимосвязей и связей с внешними партнерами. На основе информационных моделей в дальнейшем строятся динамические экономико-математические модели, позволяющие решать различные прогнозные задачи и задачи стратегического планирования и управления экономикой регионов.
Abstract: one of the topical tasks of the horse breeding industry is the definition of a functioning division of the cluster model of the industry and the economic links between the producers of horse-breeding products and the consumption market, as well as a number of processing and servicing advertising and consulting organizations promoting products on the domestic and foreign markets that are at the stage of development. This article proposes a universal structural model of an economic cluster, on the basis of which a methodology has been developed that allows one to identify and investigate certain economic clusters of the region, administrative or geographical region, or the country as a whole. The structural model of a typical cluster allows solving the problems of balanced development of the regional economy, assessing the investment attractiveness of various economic sectors, the economic independence and stability of individual economic clusters, and a number of other tasks. The proposed universal structural model is the basis for constructing information models of economic clusters and the economy of the region as a whole in the form of a database structure with information on the enterprises of the region, their interrelationships and
relations with external partners. On the basis of information models, dynamic economic and mathematical models are constructed in the future, allowing to solve various forecast tasks and tasks of strategic planning strategy and management of the regional economy.
Коневодство — отрасль животноводства занимающаяся не только разведением лошадей, но и включает рабочепользовательное, продуктивное и спортивное направления. В настоящее время наилучшей формой развития отрасли коневодства является создание кластера, цель которого - стратегия создания условий расширения внутреннего производства и повышение конкурентоспособности отечественной перерабатывающей промышленности.
К основным аспектам формирования модели кластера в Ставропольском крае относятся:
- удовлетворение растущих потребностей населения республики в высококачественной экологически чистой продукции (конина и кумыс), колбасных и консервных изделий (антрекот и буженина), кожевенных изделий из шкур, а также производство ориентированной на экспорт продукции, соответствующей международным стандартам;
- повышение конкурентоспособности и эффективности отрасли путем внедрения инноваций и высокотехнологических производств, нетрадиционных энергии (электричество, подъем воды из скважин, элементов обогрева передвижных вагонов табунщиков);
- разработка механизма взаимодействия для участников кластера;
- установление международных стандартов по качеству сырья и готовой продукции;
- расширение объемов продаж на внутреннем рынке и ее экспорт;
- организация аукциона, установка тотализаторов на ипподромах.
Обобщенный алгоритм построения универсальной модели типового кластера заключается в следующем:
1. Выбрать некоторый вид конечной продукции, производство которого исследуется как экономический кластер в данном регионе. Производство данного вида продукции должно играть достаточно важную
роль в экономике региона.
2. Выявить все предприятия исследуемого региона, участвующие в процессе производства данного вида продукции. Оценить их производственные мощности, степень загруженности мощностей, уровень развития используемых технологий.
3. Определить основных поставщиков оборотных фондов (сырья, материалов, комплектующих изделий, топлива, энергии и пр.) для производителей конечной продукции. Оценить надежность наиболее важных поставщиков. Особенно выделить поставщиков, расположенных на территории исследуемого региона.
4. Определить основных потребителей конечной продукции. Оценить емкость рынка продукции исследуемого кластера как внутри региона, так и вне его. Оценить мощность и надежность потребителей продукции рассматриваемого кластера. Управление большими системами.
5. Определить основных поставщиков средств производства, специализированного оборудования, используемого для производства конечной продукции исследуемого кластера. Оценить надежность наиболее важных поставщиков, соответствие их продукции современному мировому уровню. Особенно выделить зарубежные поставки.
6. Выявить фирмы и организации, способствующие продвижению продукта на рынок, обслуживающие процесс производства конечной продукции кластера.
7. Разместив всех участников экономического кластера по соответствующим блокам универсальной структурной модели экономического кластера, получаем структурную модель соответствующего экономического кластера.
Создание агропромышленного кластера в регионе состоит из пяти основных стадий:
1. Агитация и мотивация потенциальных участников.
2. Разработка общей стратегии.
3. Разработка пилотных проектов.
4. Разработка стратегических проектов.
5. Стадия саморегуляции.
Первая стадия включает в себя набор инициатив, которые должны помочь участникам бизнеса: выявить «критическую массу» малых и средних предприятий, испытывающих сходные проблемы в бизнесе; достичь понимания ими преимуществ кластера; сформировать группу сторонников объединения деловых усилий.
В упрощенном виде процесс взаимного изучения предусматривает начало взаимодействия с представителями местного бизнеса на основе пробных проектов с низким уровнем рисков. По мере же повышения уровня взаимного доверия друг к другу у участников будущего кластера начинается постепенный переход к более рискованным проектам.
В этот период инициатор (или сетевой брокер, или представитель местной администрации) проводит публичные масштабные встречи всех заинтересованных лиц, на которых представляются преимущества сетевой организации бизнеса и определяются ее возможные приложения. В итоге этих акций предприниматели могут изъявить желание объединиться вокруг этой идеи, актуальность которой осознает каждый из них. Очевидно, что, кроме осознания цели и желания взаимодействовать, ограничений на число участников группы нет, хотя близость расположения фирм и конечное число участников способствуют снижению издержек при организации сети.
Вторая стадия. Как только группа бизнесменов, готовых к совместной деятельности, создана, необходимо приступить к разработке стратегии кластера предприятий, которая предполагает, прежде всего: анализ общих проблем и возможностей, формирование единого рабочего плана и структуры связей входящих в кластер предприятий.
На этой стадии надо тщательно проанализировать проблемы всех участников группы и выявить причины их возникновения, так как предприниматели самостоятельно не всегда уделяют такому анализу достаточного внимания, занимаясь текущими вопросами бизнеса. Затем при
подготовке плана особенно важно достичь взаимопонимания относительно задач совместной деятельности, которые должны иметь как качественные, так и количественные показатели, быть достаточно простыми, понятными и соответствовать установленным целям группы.
Третья стадия. На стадии пилотного проекта в реальных условиях отрабатывается технология взаимодействия внутри образованного кластера. Такими проектами могут быть совместная организация выставок/ярмарок, совместная закупка сырья и подготовка общего каталога продукции и т. п. Пилотные проекты призваны, с одной стороны, показать эффективность кластера предприятий в краткосрочном периоде и, с другой -воодушевить участников формирующегося кластера на долгосрочное сотрудничество.
Четвертая стадия. Успешная
реализация пробных проектов открывает дорогу к следующему этапу, к разработке проектов стратегического характера, позволяющих достичь необходимого уровня специализации и разделения труда в кластере. На этой стадии вероятны также объединение ресурсов, создание новых предприятий, внедрение оригинальных технологий и подготовка общего для кластера локального бренда.
Пятая стадия. На заключительной стадии кластер предприятий выходит на необходимый уровень самостоятельности и независимости, когда поддержка его со стороны становится неактуальной. Следует особенно отметить бытующее заблуждение, что при формировании кластеров синерге-тический эффект достигается среди прочего за счет ликвидации внутренней конкуренции. Наоборот, конкуренция между членами кластера предприятий часто бывает достаточно жесткой. Но это не является отталкивающим фактором при совместном создании инфраструктуры, взаимодействии с поставщиками, выходе на новые рынки.
Параллельно создается инновационная структура кластера, которая способствует снижению совокупных затрат на исследование и разработку новшеств с последующей их коммерциализацией за счет высокой эффективности производственно-техноло-
гической структуры кластера. Это позволяет осуществлять инновационную деятельность участникам кластера стабильно в течение продолжительного времени.
Государство
Законодательные органы власти
Органы исполни-
тельной власти
1 г
Органы местного
самоуправления
Производство, переработка и реализация конины
Производственный сектор
N
ЯДРО КЛАСТЕРА ООО «Ставропольский конный завод № 170» ООО ПКЗ «Ставропольский»
АО «Терский племенной
конный завод № 169» ООО «СХП «Свободный труд» ГУП «Рассвет-Ставрополье»
С ельскохозяйственные товаропроизводители
К
кн о
I р
н и к ц и и
КФХ
Институты
I
Общественные
объединения производителей товаров и услуг
Образовательные и научные учреждения
Производство кумыса
ПОТРЕБИТЕЛИ
Рисунок 1 - Типовая структура коневодческого кластера
Коневодство представляет особый интерес не только как поставщик экологически чистых продуктов питания, но и как подотрасль, вырабатывающая сырьё для кожевенной, обувной, лёгкой,
фармацевтической, косметологической и биологической промышленности.
Биоресурсы коневодства в состоянии обеспечить предприятия отечественной промышленности множеством видов ценного сырья из продукции отрасли, но слабо развитая инфраструктура перерабатывающей промышленности снижает ее эффективность. На основе проведённых исследований рациональных вариантов структуры табуна и реализации соответствующих возрастов молодняка на мясо нами разработаны основные нормативные показатели рационального ведения табунного коневодства.
Коневодство является отраслью,
которая отличается требовательностью к кормам, высокой продуктивностью, высокой энергетической ценностью произведённой продукции1.
Предложенная модель развития кластера коневодства предусматривает также развитие перерабатывающей промышленности (колбасные и консервные изделия, национальные блюда), из кожевенного сырья (обувь, перчатки), и целый ряд информационно-консалтинговых служб по продвижению отечественных марок на отечественный и зарубежный рынок. Реализация экспортного потенциала позволит многим отечественным предприятиям получить необходимые средства для роста, развития,
1 Батчаева Ф.М. Особенности регионального развития отрасли коневодства в системе АПК / Ф.М. Батчаева // Экономический информационный потенциал устойчивого развития регионов России. -2017. - №1. - С. 15-20.
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева №1, том 2, 2018 накопить средства для осуществления необ- ходимых инвестиций.
Таблица 1 - Преимущества и тенденции развития кластера коневодства в Ставропольском крае
Конкурентные преимущества в регионе Тенденции развития регионального сектора коневодства
Реализация федерального национального проекта Консолидация компаний по производству мясной, молочной продукции
Наличие собственной сырьевой и кормовой базы Рост объемов продаж через торговые сети
Наличие вертикально интегрированного холдинга, осуществляющего экспансию в другие регионы Снижение импорта
Наличие специализированных учебных заведений, выпускающих квалифицированные кадры Увеличение доли сельхозпредприятий в молочном и мясном коневодстве
Проведение технологической модернизации производств Рост конкуренции на рынке
Экономико-географическое положение (близость к растущим рынкам) Рост конкуренции между производителями
Перед руководителями
агропромышленного комплекса страны поставлены две важнейшие задачи - обеспечение продовольственной безопасности и диверсификация экспорта. Действительно, на сегодня, одним из основных направлений и формой организации в
агропромышленном комплексе должен стать экспорт. Это положение касается и отрасли коневодства, ибо существующая потребность в лошадях различных направлений использования часто не может быть удовлетворена не столько потому, что не хватает животных соответствующего качества, сколько потому, что существующий спрос не платежеспособен. Аналогичная картина сложилась и на рынке колбасной и консервной продукции (антрекот, буженина) из конины, молочная продукция -кумыс, является не только высокоценными экологически чистыми продуктами питания, но и весьма дорогостоящее диетическое питание для местного покупателя.
Уже сегодня коневодство обладает большим экспортным потенциалом, и главная задача заключается в том, чтобы его реализовать как можно более эффективно. Осуществление экспортной экспансии на
внешние рынки именно коневодческой продукции важно по целому ряду причин. Во-первых, этот вид продукции относится к числу возобновляемых ресурсов, что очень важно для страны, имеющей репутацию преимущественно аграрно-сырьевой державы. Это весьма существенно, ибо зарубежные партнеры предпочитают, чтобы и в дальнейшем Россия оставалась, прежде всего, источником поставок дешевых сырьевых ресурсов. Во-вторых, при правильном подходе к делу по уровню прибыльности конный бизнес сопоставим с другими не менее престижными сферами вложения капитала. Например, производство конины обычно обходится в 1,5-2 раза дешевле по сравнению с говядиной, свининой, птицей и пользуется более значительным покупательским спросом. В-третьих, учитывая территории, природно-климатические
условия, необходимые ресурсы, исторические и культурные корни, остающихся в отрасли высококлассных специалистов, коневодство потенциально является одним из самых конкурентоспособных в мире. Наличие свободных территорий
обеспечивает существенное преимущество для развития коневодства.
Таблица 2 - SWOT-анализ развития кластера коневодства Ставропольского края
Преимущества (сильные стороны) Недостатки (слабые стороны)
Наличие пастбищных территорий Благоприятные природно-климатические условия Схожесть переработки продукции коневодства и оленеводства (мяса, крови) Низкий уровень развития инфраструктуры Недостаток кадров низкий уровень коммерциализации НИОКР и использования инноваций в производстве. Недостаток инвестиций Отдаленность от потребителей Отдаленность от поставщиков
Возможности Риски
Пересечение с туристско-рекреационным кластером Возможность развития новых направлений (фармацевтики, косметологии, космецевти-ки, иппотерапии и т.п.) Возможность получения синергетического эффекта от работы центра коллективного пользования оборудованием, совместного использования каналов сбыта Использование преимуществ общей кластерной политики в конкретной территории Снижение спроса на продукцию Сокращение внутреннего рынка Низкий уровень взаимосвязей между участниками кластера Низкий уровень участия органов исполнительной власти и местного самоуправления в реализации кластерных проектов Риски выбора ошибочных приоритетов финансирования мероприятий
Присутствие группы связанных между собой фирм и отраслей в некоторой местности обеспечивает эффективность совместного маркетинга (например, рекомендации фирм, система скидок, торговые выставки, журналы и рекламные кампании).
Так, в кластере коневодства предлагается совмещать сельское хозяйство и туризм, что даст возможность повысить качество предоставляемых услуг не только высоким уровнем подачи туристам достопримечательностей, но также предложением национальной кухни, доступных и качественных сувениров, различных лечебных и туристических услуг подкомплекса табунного коневодства. То есть совмещать коневодство с сельским туризмом и медициной. Например, в Минераловодском районе, а именно в г. Ессентуки предоставляет свои услуги по прохождению туристических маршрутов ООО «Казачий курень» или ООО «Ребус».
В сфере кожевенно-обувного производства необходима организация поставки сырья от коневодческих хозяйств. В кластере сельскохозяйственные товаропроизводители могут иметь хозяйственные связи с предприятиями кожевенно-обувной промышленности, например, ЗАО «Мигри-кол» (г.Георгиевск, Минераловодский
район), ЗАО «Сигма» (г. Ессентуки, Минераловодский район), а также Кисло-водская и Пятигорская обувные фабрики. Также на основе наличия сырьевой базы продуктивного коневодства,
потребительского рынка могут создаваться кожевенно-обувные цехи на местах - в муниципальных образованиях.
В результате объединения нескольких видов деятельности в один кластер появится возможность получить синергетический эффект, который должен быть больше чем простая арифметическая сумма экономических эффектов от деятельности отдельных хозяйствующих субъектов1. Участники кластера, реализуя свои товары (услуги) смогут использовать одни и те же каналы распределения, осуществлять продажи через один центр, использовать единые складские помещения, тем самым получают синергизм продаж.
В структуре кластера коневодства центральным элементом должно выступать «ядро», включающее в себя сельскохозяйственную организацию и/либо предприятие перерабатывающей и пищевой промышлен-
1 Макарец Л.И. Экономика производства сельскохозяйственной продукции: Учебное пособие / Л.И. Макарец, М.Н. Макарец. - СПб.: Лань, 2013. - 222 с.
ности («якорные» предприятия)1.
Методическое, организационное, экс-пертно-аналитическое и информационное сопровождение развития кластера может осуществляться «якорным» предприятием либо специализированной управляющей компанией в форме коммерческой или некоммерческой организации, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Чаще всего по своим технико-технологическим и социально-экономическим свойствам
«якорным» предприятием служит крупное предприятие перерабатывающей и пищевой промышленности.
Для успешного создания и эффективного функционирования кластера коневодства рекомендуется соблюдать следующие необходимые условия:
- наличие участников кластера любых форм собственности, осуществляющих деятельность по производству и переработке продукции коневодства и/или предоставляющих сопутствующие услуги по транспортировке, упаковке, продаже продукции отрасли;
- наличие ядра кластера - «якорного» предприятия;
- наличие органа управления кластером;
- наличие у ядра кластера объектов недвижимости с производственными, административными, складскими, офисными и иными помещениями, обеспеченными инженерной и транспортной инфраструктурой и административно-правовыми условиями для размещения сельскохозяйственных и других производств и услуг, расположенных на компактной территории;
- наличие убойного цеха с холодильными установками, мясоперерабатывающего, молочного, колбасных и других цехов;
- наличие логистической инфраструктуры.
Предложенная модель развития кластера коневодства предусматривает также развитие перерабатывающей промышленности (колбасные и консервные изделия, национальные блюда), из кожевенного сы-
1 Зырянова Г.Е. Рынки сбыта и конкурентоспособность продукции / Г.Е. Зырянова // Экономика сельского хозяйства России. - 2016. - №11. - С. 32.
рья (обувь, перчатки), и целый ряд информационно-консалтинговых служб по продвижению отечественных марок на отечественный и зарубежный рынок. Реализация экспортного потенциала позволит многим отечественным предприятиям получить необходимые средства для роста, развития, накопить средства для осуществления необходимых инвестиций2.
Наиболее реальными перспективами кластера можно считать - достижение рентабельности в 66,73%. Так, согласно расчетам, отраслевой кластер коневодства может достичь объема реализации конины 762732 тонн. Это становится возможным не только при осуществлении определенной государственной поддержки.
Для того чтобы повысить эффективность функционирования коневодческого кластера, нужно:
- разработать оптимальные технологические параметры, к которым должно стремиться каждое предприятие отрасли;
- сформировать нормативно-законодательную базу для создания отраслевых кластеров;
- проводить постоянный мониторинг различных факторов;
- утвердить орган исполнительной власти, который будет отвечать за разработку и реализацию кластерной политики;
- проанализировать нормативно-законодательную базу на предмет ее улучшения с целью дополнения путем создания определенной среды для развития кластеров;
- разработать мероприятия в области бюджетной, кредитной и налоговой политик, которые стимулировали бы создание и развитие кластерных структур;
- создать единую информационно-консультационную базу предприятий кластера с целью взаимного повышения продуктивности;
- обеспечить своевременное принятие нормативных актов, направленных на реализацию кластерной политики;
- разработать и способствовать внедрению программы содействия выхода от-
2 Хотов, А. Размещение и специализация племенного коневодства / А. Хотов // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 6. - С. 58-63.
раслевого кластера на внешний рынок;
- способствовать разработке мероприятий по информационному и методическому обеспечению кластерной политики.
Кластеризация отрасли коневодства в Ставропольском крае будет способствовать более эффективному использованию новых рыночных тенденций для социально-экономического развития региона, сочетая
оценки внутри кластера и понимание внешних макроэкономических факторов, социально-политических тенденций и реалий. Кроме того, так они могут повысить эффективность инициатив по стимулированию развития сельского хозяйства. Успех кластеров укрепляет и развивает экономическую ситуацию в регионе, содействуя его экономическому росту.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Айбазов, А.Х. Инструментарий государственной поддержки развития предпринимательства в коневодческой отрасли / А.Х. Айбазов // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2011. - № 2. - С. 82-87.
2. Батчаева, Ф.М. Опыт экономического развития отрасли коневодства в СССР и современное состояние отрасли в системе АПК / Ф.М. Батчаева // Актуальные проблемы социально-экономических исследований. - 2016. - №1. - С. 11-16.
3. Батчаева, Ф.М. Особенности регионального развития отрасли коневодства в системе АПК / Ф.М. Батчаева // Экономический информационный потенциал устойчивого развития регионов России. - 2017. - №1. - С. 15-20.
4. Гриценко, Г.М. Организационно-экономические процессы в региональном коневодстве: теория и практика / Г.М. Гриценко, Е.В. Ванина. - Барнаул: РИО, 2015. - 135 с.
5. Зырянова, Г.Е. Рынки сбыта и конкурентоспособность продукции / Г.Е. Зырянова // Экономика сельского хозяйства России. - 2016. - №11. - С. 32.
6. Королева, Я. Сохраним терскую породу / Я. Королева // Золотой мустанг. - 2015. -№3/41. - С. 74-75.
7. Косинский, П.Д. Системный подход к продовольственной самообеспеченности населения региона / П.Д. Косинский, Г.С. Бондарева // Проблемы современной экономики. -2015. - №1(41). - С. 303-306.
8. Макарец, Л.И. Экономика производства сельскохозяйственной продукции: Учебное пособие / Л.И. Макарец, М.Н. Макарец. - СПб.: Лань, 2013. - 222 с.
9. Муртазалиев, А.А. Современное состояние племенного коневодства в Ставропольском крае / А.А. Муртазалиев: В сборнике: Инновации и современные технологии в сельском хозяйстве. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической интернет-конференции. - 2015. - С. 29-33.
10. Николаева, Т.П. Какая инфраструктура нужна малому бизнесу? / Т.П. Николаева, Е.М. Коростышевская // Инновации. - 2014. - № 3. - С. 33-37.
11. Парфенов, В.А. Результаты совершенствования карачаевской породы лошадей / В.А. Парфенов, В.Х. Хотов // Доклады ТСХА / Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева. - 2014. - В. 281. - С. 452-454.
12. Хотов, А.Размещение и специализация племенного коневодства / А. Хотов // Экономика сельского хозяйства России. - 2013. - № 6. - С. 58-63.
13. Шамборант, В. Перспектива развития ахалтекинской породы / В. Шамборант // Коневодство и конный спорт. - 2014. - №10. - С. 11.
14. Шемарыкин, Е. Перспективы терской породы / Е. Шемарыкин // Коневодство и конный спорт. - 2014. - №5. - С. 8-9.
15. Kaleta T., Bogucka-Sciezynska A.The race horse reactivity in Sluzewiec racecourse-quantitative analysis:Ann. Warsaw Agr. Univ. Anim. Sc., 2016; № 39. P. 41-46.