Научная статья на тему 'Построение учебно- воспитательного процесса вуза - современное понимание и принципы организации'

Построение учебно- воспитательного процесса вуза - современное понимание и принципы организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / STUDENT / ВОСПИТАТЕЛЬ / EDUCATOR / ПЕДАГОГ / СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / SOCIO-PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г.

Представлен анализ ведущих подходов (авторитарный, педоцентристский, гуманистический) к организации работы со студентами вузов России, рассмотрены уровни значимости педагогического воздействия на студентов, раскрыта значимость специальной подготовки профессорско-педагогического состава и выделены основополагающие принципы организации воспитательного процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTION OF EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY LEVEL - MODERN UNDERSTANDING AND APPROACHES

Key approaches to the modern educational process at Russian universities are viewed as humanitarian, authoritarian and pedocentric. Authors also study levels of importance of pedagogical influence on students during the educational process. Special attention is given to the ability of educational staff to deal with education and principles of specially organized educational process.

Текст научной работы на тему «Построение учебно- воспитательного процесса вуза - современное понимание и принципы организации»

УДК 37.378.147.001.8

ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА - СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Фахрутдинова А.В. - д.п.н., доцент; Кондратьева И.Г. - к.п.н., доцент Казанский (Приволжский) федеральный университет e-mail: avfach@mail.ru

Ключевые слова: студент, воспитатель, педагог, социально-профессиональное становление.

Key words: student, educator, socio-professional development.

Отечественная высшая школа переживает сложный период своего реформирования. Сегодня достаточно ярко обозначается переход к гуманизации и демократизации жизни вуза, ее значимость как существенного элемента воспитания. В первую очередь, это касается взаимоотношений организатора

воспитательного процесса с учащимися как субъектов обучения и воспитания, установления сотрудничества между теми, кто учит, и теми, кто учится. Демократические отношения строятся на основе уважения личности студента и его права на самостоятельную организацию собственной жизни, развития его творческого потенциала и готовности участия в жизни государства и гражданского общества [4].

В воспитательном процессе существует несколько подходов. Авторитарный или технократический подход, предполагающий превалирование и доминанту педагога над учащимся, выражаемую в осуществлении давления на него и невозможность его (учащегося) активного участия в процессе развития, т.е. студент ставится в позицию зависимого, подневольного объекта постороннего воздействия (известного в отечественной педагогике как «субъект-объектная концепция взаимодействия»).

Прямо противоположным

авторитарному подходу является идея педоцентризма, когда учащийся выступает как центр воспитательного процесса. Наиболее ярко этот подход нашел своё отражение находит в теории свободного воспитания, по которой подавление личности и привитие ей качеств другой личности категорически недопустимо [3].

Прямо противоположные на первый

взгляд, эти два подхода к воспитанию приводят к одинаковым результатам. В одном случае постоянный надоедливый контроль, подавление воли учащегося ведут к безвольности, неспособности человека к решительным действиям, пассивности даже при исполнении и ниглицизму к событиям, общественным и политическим процессам. В другом - превращение учащегося «в солнце, вокруг которого вращаются воспитатели» [3], исполнение всех его прихотей, делает из него изнывающего от скуки тирана. Но и в том, и другом случае ученик становится реципиентом и адаптом инородных взглядов и достижений, что в свою очередь лишает его радости активной сознательной деятельности, постижения счастья от преодоления трудностей, триумфа победы.

Следующий подход, известный как гуманистический, ориентирован на учащегося. Он в свою очередь подразумевает уделение максимального внимания развитию личности и

индивидуальности учащегося или воспитуемого. Педагогу в данном случае отводится роль не регламентации и жесткого управления процессом

воспитания, а роль подготовки человека к самоактуализации и саморазвитию, при этом важное значение имеет позиция педагога - позиция советчика и друга. Полный учет интересов учащихся, постоянное стимулирование их активности при самореализации, учет уникальности, представляющей собой абсолютную ценность личности, является основой использования педагогом гуманистичекого подхода, для которого характерны

субъект-субъектные отношения [1].

Уже в конце XX столетия для всех учебных заведений остается важным вопрос

педагогического взаимодействия при подготовке преподавателей к реализации воспитания вышла за рамки научных размышлений и споров. Он приобретает приоритетное значение как на мегароуровне (общегосударственная

политика по построению учебно-воспитательного процесса, международные научные и практические связи), на макроуровне, охватывая области

подготовки педагогов и функционирования учебного заведения (связи с общественными организациями,

правительственными учреждениями) и на микроуровне - непосредственное взаимодействие профессорско-

педагогического состава с админстрацией и учащимися. Демократия и активная гражданская позиция становятся основополагающим принципом и критерием общественного прогресса. Демократизация образования и, в первую очередь, его ведущего звена - вуза - одно из главных направлений в обновлении сложившихся систем воспитания молодого поколения. Несмотря на различия в педагогических инновациях в учебных заведениях стран в начале двадцать первого века, их объединяет одна общая черта -уважение к учащемуся и его личностному «я», признание его права быть активным субъектом учебно-воспитательного

процесса. Соответственно задачи подготовки педагогических кадров обретают особую значимость [5].

Таким образом, подготовка педагогов, которые будут заниматься воспитанием, реализуется в нескольких направлениях: как часть вузовской подготовки, направленной на развитие активной гражданской позиции, как было представлено ранее при рассмотрении функций и возможностей заведений высшего образования, и как специализированной педагогической

подготовки.

Современную высшую школу отличает плюрализм форм и учреждений. Во многих вузах при получении степени магистров образования готовность к реализации воспитания рассматривается как неотъемлемый элемент подготовки, он также может быть представлен как краткосрочные курсы переподготовки, онлайн программы, семинары и летние

школы.

Общепринятым в современном мире является понимание того, что система воспитания должна приспосабливаться к потребностям и возможностям учащегося, к его особенностям и склонностям. При этом задачи подготовки воспитателя дуальны, поскольку с одной стороны необходимо подготовить выпускника с активной гражданской позицией, способного к формированию таковой у школьников, с другой, конкуренция между высшими учебными заведениями, которая находит отражение в создании привлекательности образования для любого абитуриента, готового оплатить обучение [9, 6].

Современная высшая школа характеризуется большой степенью дифференциации образования и

организации учебно-воспитательного

процесса. При этом в большинстве вузов для организации воспитания приобретают глубокий педагогический смысл идеи, высказанные Кантом о нравственных императивах и понимании внутренней и внешней свободы как главных средств демократической самоактуализации

личности [3,4].

Опыт ведущих профессоров и педагогов позволяет утверждать, что саморазвитие, определяющее успешность процесса воспитания и формирование активной гражданской позиции,

осуществляется не только на основе свободы выбора в принятии решения, но в условиях активной деятельности, в условиях действенной демократии. Демократический образ жизни школьного и вузовского сообщества предполагает высокую организованность и отлаженность взаимодействия всех механизмов. Он основан на широкой гласности всех действий, на открытости организации различных дел, на интеграции и согласовании всех интересов и позиций, на культуре общения с позиций толерантности, уважения к себе и другим, на отношениях ответственной зависимости и взаимного подчинения, на многообразии форм учебной и воспитательной деятельности.

Социально- профессиональный

деятельностный подход к воспитанию учащихся требует от учебного заведения солидной подготовки профессорско-

педагогического состава. В системах подготовки и повышения квалификации педагогических кадров значительное место занимают разнообразные курсы. Быстрыми темпами в вузах развивается сотрудничество между учебными заведениями одного профиля по

организации передачи опыта. Специально подготовленные менторы из университетов и различных центров помогают в их работе, повышают педагогическую и гражданскую культуру педагогов, выступают в роли консультантов, помогают учащимся в профессиональном становлении.

В целом система организации подготовки профессорско-педагогического состава, определяется следующими целями:

- освоение системой значимых знаний, определяемых рамками и стандартами достижений учащихся по каждой отдельно взятой специальности

- освоение навыками организации педагогической деятельности, апеллированием к необходимым разнообразным формам и методам воспитания;

- освоение практическим опытом поиска и внедрения инноваций в сфере воспитания, на основе критического анализа и экспертной оценки.

В каждом конкретном вузе традиционно существует установившееся соотношение дисциплин, изучаемых при подготовке бакалавров и магистров для реализации требований Госстандарта, на основании которых и осуществляется процесс воспитания. При этом основу процесса обучения составляет концепция «профессионального образования»,

подразумевающая, в свою очередь, развитие у учащихся профессиональной идентичности: принятие профессиональных норм и обязанностей, мотивацию к непрерывному саморазвитию и

самосовершенствованию, стремление к проведению исследований с целью получения дальнейших знаний. Это ведет к развитию ведущего качества выпускника -к его конкурентоспособности.

Анализ программ по воспитанию студентов в процессе профессиональной подготовки современного специалиста позволил выделить ряд общих принципов организации учебно-воспитательного

процесса вуза:

- принцип единства образовательной, научной практической деятельности учащихся, осуществляемой как в индивидуальных заданиях, так и в групповой работе, позволяющих развивать знания и навыки в единстве и развивать гражданские качества каждого педагога;

- принцип общественно-демократической и коммунитарной направленности образовательного процесса, позволяющий развивать в учащихся понимание ответственности возложенной на них роли;

- принцип практико-ориентированной итоговой аттестации, предполагающий оценку достижений студентов в освоении учебного материала по воплощенным проектам, позволяющий, в свою очередь, развить их практические навыки;

- принцип институционально -демократической инклюзивности учащихся, позволяющий развить у будущих учителей активную гражданскую позицию;

- принцип поисково - аналитической организации педагогического процесса, способствующий развитию критического мышления и навыков ориентации в информационной среде в условиях большого количества предлагаемых программ [5, 7, 8].

При этом проблема компетентности преподавателя, в свою очередь, определяется не только наличием у самого педагога активной гражданской позиции, но и когнитивным (знание и понимание поля деятельности), ценностным

(приверженность общечеловеческим,

духовным, нравственным ценностям) и технологическим (профессиональное

мастерство) компонентами.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Асадулина, И. Г. Воспитание и обучение в классах допрофессиональной подготовки: история, теория, практика/ И. Г., Асадулина, В. М.Басова. -Кострома: КГУ им. Н А Некрасова, 2009.- 141 с.

2 .Валеев, АА развитие теории и практики свободного воспитания в зарубежной педагогике (хх в.): автореф. дисс .... д-ра пед. наук: 13.00.01/ Валеев Агзам Абрарович.- Казань, 2007.- 43с.

3. Захарова, Е.А. Гуманистические подходы к процессу девиантного поведения подростков в педагогических

исследованиях России, США и Канады: Вторая половина ХХ века: автореферат дис.

... канд. пед. наук:13.00.01/ Захарова Елена Александровна.- Хабаровск, 2004.- 21 с.

4. Трегубова, Т.М. Академическая мобильность студентов высших учебных заведений: отечественный и зарубежный опыт ее формирования: монография/ Т.М. Трегубова, А.В. Фахрутдинова, А.Р. Масалимова, Р.Г. Сахиева, А.М. Белякин.-Казань: «Отечество», 2008.- 270с.

5. Фахрутдинова А.В. гражданское воспитание учащихся в англоязычных странах на рубеже ХХ- XI веков/ автореферат дисс. ...доктора пед. Наук / Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии

образования. Казань,2012.-42с.

6. Finch, C. Administering and Supervising occupational Education/ C. Finch, R. Mc.Gough .-New York, 1999.- 180 p.

7. Hollis, F. Casework: A psycho-social therapy/ F.Hollis, M.E.Woods.- New York: Mcgraw-Hill College, 2001.- 550 p.

8. Johnson, J. BRIDGEWORKS: A Guide for Designing Industrial: Occupational Training Systems /J. Johnson, 2007 NY: AuthorHouse .-216 p.

9. Jones, D. The Urban Native Encounters The Social Service System/ D. Jones.- Fairbanks, Alaska: University of Alaska, 1999.- 216 p.

ПОСТРОЕНИЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА - СОВРЕМЕННОЕ ПОНИМАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Фахрутдинова А.В., Кондратьева И.Г.

Резюме

Представлен анализ ведущих подходов (авторитарный, педоцентристский, гуманистический) к организации работы со студентами вузов России, рассмотрены уровни значимости педагогического воздействия на студентов, раскрыта значимость специальной подготовки профессорско-педагогического состава и выделены основополагающие принципы организации воспитательного процесса вуза.

CONSTRUCTION OF EDUCATIONAL PROCESS AT UNIVERSITY LEVEL - MODERN UNDERSTANDING AND APPROACHES

FakhrutdinovaA.V., Kondrateva I.G.

Summary

Key approaches to the modern educational process at Russian universities are viewed as humanitarian, authoritarian and pedocentric. Authors also study levels of importance of pedagogical influence on students during the educational process. Special attention is given to the ability of educational staff to deal with education and principles of specially organized educational process.

УДК 37:371.035.6

ПОТЕНЦИАЛ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ГРАЖДАНИНА В ГЛОБАЛЬНОМ МИРЕ

Фахрутдинова А.В. - д.п.н., доцент; Сабирова Д.Р. - д.п.н., доцент Казанский (Приволжский) федеральный университет e-mail: avfach@mail.ru

Ключевые слова: гражданин, социализация, гражданское воспитание, глобализация, социальная адаптация.

Key words: citizen, student, educator, socialization, civic education social adaptation, globalisation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.