УДК 623.741
Захаренков Я.Г.
студент кафедры управления и информатики в технических системах Оренбургский государственный университет (г. Оренбург, Россия)
ПОСТРОЕНИЕ ТРАЕКТОРИИ ПОЛЁТА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В УСЛОВИЯХ ПОМЕХ
Аннотация: в работе особое внимание уделено изучению внешним факторам полета беспилотного летательного аппарата, которые имеют отношение к его траектории полета для обеспечения безопасности и эффективности его работы. Также анализируется влияние помех на движение летательного аппарата.
Ключевые слова: летательные аппараты, БПЛА, помехи, траектория.
В настоящее время развитие техники и технологий находится на небывало высоком уровне. Это приводит к тому, что человека все чаще и чаще заменяют разнообразные технические устройства, в том числе, с удаленным управлением.
Особое место среди различных технических средств занимают беспилотные летательные аппараты (БПЛА). БПЛА, в настоящее время, применяются в самых различных отраслях, для решения широкого спектра задач, связанных с наблюдением, контролем и визуализацией [1].
Одной из ключевых проблем при проектировании и производстве БПЛА является разработка систем управления. При создании подобных систем необходимо учитывать, ч т в реальных условиях на полетный процесс аппарата оказывают влияние большое количество самых разнообразных факторов. Указанные факторы имеют первостепенное значение для оценки направления движения.
1515
Для борьбы с БПЛА используются различные способы, в том числе искусственно создаваемые помехи, которые оказывают влияние на процесс полета. Основными параметрами помех являются расположение источников данных помех, а также характеристики сигнала, создающего помехи. Среди искусственно создаваемых помех особую роль играют радиоперехват, радиозаглушение и радиоинтерференции, которые могут быть вызваны радиочастотным воздействием.
Кроме того, помехи могут образовываться в результате естественной работы некоторых электроприборов, создавая радиошум. В результате электромагнитных помех, создаваемых излучениями различных устройств, таких как телефоны, радиоприемники и другие, возникают электромагнитные помехи, мешающие прохождению управляющего сигнала [2].
Важно отметить, что понимание и учет всех помех, которые воздействуют на БПЛА, являются важными аспектами в разработке и использовании таких аппаратов.
В настоящее время существует несколько классификаций БПЛА. По характеру воздействия выделяются:
- постоянные помехи,
- переменные помехи,
- случайные помехи.
По степени опасности помехи бывают трех типов:
- незначительные помехи: временно нарушают работу БПЛА, не приводят к критическим ситуациям,
- серьезные помехи: влияют на стабильность полета, могут привести к потере управления или падению БПЛА,
- критические помехи: приводят к полной потере управления, необратимым повреждениям БПЛА или аварии.
Разработка и создание систем противодействия помехам является актуальной задачей при разработке БПЛА. На рисунке 1 представлен прототип блок-схемы алгоритма планирования траектории в условиях помех.
1516
Рис. 1. Блок-схемы алгоритма планирования траектории в условиях помех.
Перед началом полета определяются начальные координаты БПЛА, затем происходит сбор информации для кратчайшего маршрута. Далее, при перемещении БПЛА происходит передача сигнала с навигационного космического аппарата. Именно этот процесс наиболее чувствителен к различным помехам. Алгоритм позволяет в случае возникновения помех в процессе передачи сигнала перестраивать траекторию полета БПЛА по новым координатам.
1517
Таким образом, в статье разработан алгоритм противодействия помехам в случае их возникновения в процессе передачи сигнала с навигационного космического аппарата путем перестроения траектории полета БПЛА по новым координатам
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антипин, Б. М. Оценка влияния непреднамеренных помех на линию вверх канала управления беспилотного летательного аппарата / Б. М. Антипин, Е. М. Виноградов, Е. И. Туманова // Доклады Академии наук высшей школы Российской Федерации. - 2023. - № 4(61). - С. 18-33. - 001 10.17212/17272769-2023-4-18-33. - БЭК ЛБЫТУЕ;
2. Затучный, Д. А. Моделирование траектории полёта беспилотного летательного аппарата с учётом возможных навигационных помех искусственного и естественного происхождения / д. а. затучный, е. д. ребров // труды международного симпозиума "надежность и качество". - 2021. - т. 1. - с. 128-131. - еёп дескгр
Zakharenkov Ya.G .
Orenburg State University (Orenburg, Russia)
PLOTTING THE FLIGHT PATH OF UNMANNED AERIAL VEHICLE UNDER INTERFERENCE CONDITIONS
Abstract: in the work, special attention is paid to the study of external flight factors of an unmanned aerial vehicle, which are relevant to its flight path to ensure the safety and efficiency of its operation. The effect of interference on the movement of the aircraft is also analyzed.
Keywords: aerial vehicles, UA Vs, interference, trajectory.
1518